Ответственность за нарушение налогового законодательства контрольная

Налоговая ответственность предприятий организаций за нарушение налогового законодательства

При Правительстве Российской Федерации

Кафедра «Налоги и налогообложение»

На тему «Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства»

Студентки группы ВФ 4 – 2

Москва – 1998 год.

Глава I. Общие положения налоговой ответственности.

1. Понятие налоговой ответственности.

2. Виды налоговых правонарушений.

3. Субъекты налоговой ответственности.

4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.

Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.

1. Споры, связанные с применением налогового законодательства.

2. Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

3. Споры с участием граждан-предпринимателей.

4. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.

2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.

3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.

Введение.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.

Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, анализируются практика и проблемы их применения, рассматриваются тенденции и перспективы кодификации налогового законодательства.

Цель работы — рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Глава I. Общие положения налоговой ответственности.

1. Понятие налоговой ответственности.

Налоговая система не может функционировать без института ответственности. В соответствии с Законом об основах налоговой системы исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности – финансовой. В научной литературе высказываются различные точки зрения о правовой природе финансовой ответственности. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина «финансовая ответственность».[1]Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками.[2]

Ответственность за нарушение налогового законодательства за рубежом

Правовые основы и виды ответственности за нарушение налогового законодательства. Экономические способы устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом (в Республике Казахстан). Применение специфических наказаний в материковом Китае.

Подобные документы

Определение понятия и исследование института ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства в РФ. Характеристика видов и обеспечение правового регулирования ответственности за нарушение налогового и бюджетного законодательства.

курсовая работа, добавлен 05.03.2011

Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Основания административной ответственности. Составы налоговых правонарушений. Санкции за нарушение налогового законодательства.

дипломная работа, добавлен 03.03.2003

Понятие и основные виды нарушений налогового законодательства, главные принципы привлечения к ответственности. Налоговые санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах. Проблемы российского законодательства в сфере акцизного налогообложения.

курсовая работа, добавлен 13.03.2014

Определение сущности и состава налогового правонарушения. Рассмотрение принципов установления административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. Определение компетенции государственных органов по данной категории дел.

реферат, добавлен 04.12.2010

Исследование условий и порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о налогах и сборах. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц. Изучение проблем правового регулирования налогового законодательства.

дипломная работа, добавлен 08.01.2015

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Установление налоговых санкций в виде денежных взысканий, штрафов. Ответственность за нарушение норм налогового законодательства. Установление различных мер наказания.

контрольная работа, добавлен 22.03.2016

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Понятие и основания административной и уголовной ответственности за налоговые преступления, применяемые санкции. Расчет налогов на доходы физических лиц и прибыль предприятия.

контрольная работа, добавлен 07.11.2009

Теоретические аспекты уголовной ответственности за нарушения в области налогового законодательства. Законные и незаконные уменьшения налогов. Способы уклонения от уплаты налогов. Основания наступления уголовной ответственности за налоговые преступления.

курсовая работа, добавлен 14.12.2016

Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Меры ответственности за нарушение нормы бюджетного права в России за рубежом. Анализ работы Контрольно-счетной палаты г. Ростова-на-Дону. Направления повышения бюджетной дисциплины в РФ.

курсовая работа, добавлен 21.09.2013

Налогово-проверочные действия налогового контроля. Порядок привлечения к дисциплинарному взысканию. Ответственность налоговых органов за нарушение налогового законодательства. Исследование правовых принципов привлечения к юридической ответственности.

контрольная работа, добавлен 24.04.2016

Ответственность за нарушение налогового законодательства контрольная

Актуальность вопросов ответственности за нарушение налогового за-конодательства обусловлена той ролью, которую играют налоги в формиро-вании бюджетов различных уровней бюджетной системы. Не вызывает удив-ления, что государство проводит политику по поддержанию финансовой дисциплины, закрепляя в законодательстве такие установления, с помощью которых гарантируется своевременная и полная уплата налогов бюджетную систему. Не следует также забывать о том, что налоговые отношения по своей сути являются конфликтными. Связано это с тем, что государство и налого-плательщики преследуют различные интересы. Задачей первого является обеспечение наиболее полного поступления налогов в бюджет, вторые же стремятся сохранить полученную ими прибыль, используя законные методы налоговой оптимизации, а иногда применяя и незаконные способы ухода от налогообложения. Для поддержания налоговой дисциплины государство вправе использовать силу принуждения, одной из форм которого является юридическая, в том числе и налоговая, ответственность. Однако несовершенство и неопределенность налогового законодатель-ства приводит к тому, что налогоплательщики зачастую незаконно привле-каются к ответственности. Этому способствует, в частности, то, что в настоя-щее время Налоговым кодексом Российской Федерации никак не регламен-тируются вопросы ответственности самих налоговых органов. В связи с этим налогоплательщики вынуждены нести дополнительные издержки, обращаясь за защитой своих прав в суд. Все вышесказанное в полной мере предопределяет актуальный харак-тер темы курсового исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, склады-вающиеся в процессе привлечения субъектов налоговых правоотношений к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Предметом исследования выступают правовые нормы, устанавливаю-щие основания, условия и порядок привлечения к ответственности лиц, ви-новных в нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Целью написания настоящей курсового работы стало исследование и анализ вопросов системы ответственности за нарушение налогового законо-дательства. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: — проанализировать понятие и установить правовую природу налого-вой ответственности; — охарактеризовать налоговое правонарушение как основание для при-менения налоговой ответственности; — определить порядок реализации налоговой ответственности. Структура работы соответствует цели и задачам работы. Курсовая ра-бота состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использован-ных источников.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Термин «налоговая ответственность» следует трактовать исключительно как синоним ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. А в качестве родового понятия, объединяющего разноотраслевые виды юридической ответственности, применяемой в сфере налогообложения, целесообразно использовать термин «ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах». Вопрос о правовой природе налоговой ответственности на сегодняшний день является остро дискуссионным. Многие содержательные признаки налоговой ответственности тождественны признакам административной ответственности, в частности: — административные и налоговые правонарушения имеют, по сути, тождественный объект посягательства — это нормативно установленный порядок государственного управления; — административные и налоговые правонарушения обладают меньшей, по сравнению с преступлением, степенью общественной опасности; — привлечение как к административной, так и к налоговой ответственности не влечет состояния судимости; — основная цель применения и административной, и налоговой ответственности — это наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние. Однако, при этом объединение административной и налоговой ответственности, на наш взгляд, является нецелесообразным. По природе налоговая ответственность, как и финансово-правовая ответственность, является экономической, а по форме — юридической ответственностью. Экономическая природа налоговой ответственности определяет ее специфические черты: имущественный и компенсационный характер. В этой связи налоговую ответственность следует относить к видам восстановительно-компенсационной ответственности. Основанием привлечения к налоговой ответственности является наличие в противоправном деянии лица всех признаков состава налогового правонарушения, предусмотренных ст. 116 — 129.4 гл. 16 Налогового кодекса РФ. Реализация налоговой ответственности означает применение к нарушителю мер — налоговых санкций. Налоговые санкции применяются в целях наказания нарушителей за совершение налоговых правонарушений. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличать штрафы от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а именно от пеней. Взимание пеней предусмотрено гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском законодательстве пеня отнесена к мерам гражданско-правовой ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ уплата пеней отнесена к мерам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (является мерой принуждения восстановительного характера). В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Единственно возможной мерой ответственности (санкцией) за нарушение законодательства о налогах и сборах, закрепленной в НК РФ, является штраф. Таким образом, санкции по НК РФ носят исключительно имущественный характер. При этом следует учитывать, что пеня, которую налогоплательщик должен выплатить за уплату налога в бюджет в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством, не названа в качестве санкции по НК РФ, поскольку в налоговом праве пеня санкцией не является, а рассматривается как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности и как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения сумм налога в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 4. Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, N 8, 1999. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Документ не публиковался. Доступ из СПС «Консультант Плюс». Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12. С. 376. 101 термин налогового права: крат. законодат. и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. Москва: Инфотропик Медиа, 2015. 452 с. Бажанов С.В. Налоговая ответственность как разновидность ответственности юридической в системе мер воздействия на злостных неплательщиков налогов и (или) сборов // Налоги, 2011, № 6. Бельтюкова А.А., Гусейнова А.А., Емельянов А.С., Захарова Д.В., Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Корф Д.В., Крецу А.В., Лисицын А.Ю., Лукасевич М.С., Лукьянова А.П., Малиновская В.М., Пащенко А.В., Постыляков С.П., Реут А.В., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А., Янкевич С.В. Комментарий первой части Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2014. Воробьева Е.М. Пени в налоговых правоотношениях: доктрина и законодательное регулирование // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 4. С. 68 — 81. Иванов И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. М.: Проспект, 2009. 160 с. Кинсбурская В.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. М.: Юстицинформ, 2013. 204 с. Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14. Малиновская В.М. Ответственность за налоговые правонарушения: научно-практический комментарий к главе 15 Налогового кодекса Российской Федерации // Реформы и право. 2014. N 4. С. 34 — 45. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Ч. 1 / В.Р. Дворецкий, Т.Н. Межуева, К.А. Либерман и др.; под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. 1043 с. Разгильдиева М.Б. К вопросу о функциях налогово-правовой ответственности // Налоги. 2014. N 1. С. 38 — 42. Стрельников В.В. Необходимо ли переносить составы налоговых правонарушений в КоАП РФ // Финансовое право. 2007. N 11. Финансовое право. Отв. ред. Запольский С.В. — Учебник — Издательство «ВолтерсКлувер» 2011. — 792 с. С. 305.

Ответственность за нарушения налогового законодательства (3)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Калининградский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра предпринимательского права

Ответственность за нарушения налогового законодательства

Дипломная работа студента

VI курса заочного отделения

Лазарева Игоря Алексеевича

Доцент К. Н. Нилов

Кандидат юридических наук

Доцент Л. Ю. Кролис

Студент _________________ «_____» мая 1999г.

В середине прошлого года был принят, и с 1 января 1999 года вступил в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 1 . Важнейшей задачей, которая ставилась перед Налоговым кодексом Российской Федерации, нередко называемым налоговой конституцией, являлся системный и комплексный пересмотр всех систем налогообложения с одновременным устранением недостатков и перекосов ранее действовавшей системы налогообложения. С принятием Налогового Кодекса РФ налоговая система страны должна была стать более справедливой, стабильной, понятной и единой в границах России. Все элементы этой системы должны функционировать как единый правовой механизм в рамках единого правового налогового пространства. Должна также быть сформулирована целостная система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем правовой науки — юридической ответственности за налоговые правонарушения.

Здесь необходимо упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать определение наиболее встречающимся видам налоговых правонарушений. Совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

Отечественным законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности, за нарушения законодательства, которые различались в зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, их закрепляющих:

Уголовная ответственность — наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Административная ответственность — наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

Гражданско-правовая ответственность — выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность — связана с нарушением трудовой дисциплины.

Так как, статья 2, главы 1 Гражданского Кодекса РФ “Отношения, регулируемые гражданским законодательством” гласит, что “. 3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”, 2 то, стало быть, в отношении налоговых правонарушений Гражданский Кодекс РФ не применяется, и соответственно в данной работе рассматриваться не будет.

Дисциплинарная ответственность, применяемая на основе Кодекса Законов о Труде РФ 3 малоэффективна, так как обладает низким репрессивным потенциалом, во-первых, во-вторых, как показывает практика большинство налоговых правонарушений происходит с ведома и/или по указанию непосредственного начальника нарушителя. Не будет же начальник серьезно наказывать за исполнение своего же устного распоряжения.

Поэтому в данной работе рассматриваются особенности административных налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а так же ответственность за налоговые преступления.

Некоторые авторы публикаций на тему налоговой реформы поспешили объявить о рождении новой отрасли права: “На первых этапах формирования налогового права как самостоятельной отрасли, ответственность за налоговые правонарушения представляло собой разновидность административной ответственности. В результате экономических преобразований в стране в связи с переходом к рыночной экономике, налоговое право полностью выделилось в отдельную отрасль”. 4

Представляется, что это преждевременно ведь “Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения” 5 .

По определению, Административная ответственность – это “. вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”. 6

Основные характеристики административной ответственности:

Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Так как виды административных правонарушений весьма разнообразны, не стоит, из-за принятия Налогового кодекса изобретать новую отрасль права.

Государственный орган, будь-то налоговый орган или орган налоговой полиции, и налогоплательщик вступают во взаимоотношения друг с другом не по собственной воле, а на основании закона. Участники данных правоотношений не вправе изменить условия своего взаимодействия, так как они четко определены в законе. В отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в качестве властной стороны выступает государство в лице государственных органов, в качестве подчиняющейся стороны — налогоплательщик. Поэтому ответственность за налоговые правонарушения по-прежнему представляет собой разновидность административной ответственности, что признает так же Высший арбитражный суд РФ: “. что ответственность по налоговому законодательству — это разновидность административной ответственности, поскольку налогоплательщик как сторона налогового правоотношения находится не в одинаковом положении с налоговым органом”. 7

Налоговый кодекс полностью не определяет процессуальную сторону так называемой “налоговой ответственности” и по-прежнему применяются процессуальные нормы КОДЕКСА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 8

Если за налоговое правонарушение предусмотрена ответственность по Уголовному Кодексу РФ, то наступает уголовная ответственность согласно статье 108 Налогового кодекса “Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”: “. 3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации” 9 .

Таким образом, на данный момент в России существует два реально применяемых вида юридической ответственности за налоговые правонарушения: Административная и Уголовная. В данной дипломной работе рассматриваются их особенности.

Контрольная работа: Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Тема: Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Тип: Контрольная работа | Размер: 48.29K | Скачано: 96 | Добавлен 25.02.10 в 11:30 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы

Год и город: Уфа 2009

Содержание контрольной:

1. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства 5

1.1. Ответственность за налоговые правонарушения 5

1.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения 17

Налоговый календарь 23

Список использованной литературы 50

Введение

Актуальность темы контрольной работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления. Ответственность за налоговые правонарушения — разновидность юридической ответственности. И она подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством.

Проблема правовой природы налоговой ответственности имеет как чисто теоретическое, так и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах. К сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к данной проблеме.

Превалирующей является точка зрения, что налоговая ответственность — это научная категория, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства. Исходя из нормативной конструкции административной ответственности, можно вывести следующие ее признаки, которые находят свое отражение применительно к налоговой ответственности:

1) налоговое правонарушение является разновидностью административного правонарушения, так как:

— посягает на установленный государством порядок управления (ст. 1.2 и ч. 1 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ); п. 1 ст. 2 и ст. 106 НК РФ);

— не имеет общественной опасности преступления (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; ст. 106 и п. 3 ст. 108 НК РФ);

— обусловливает привлечение физического лица к ответственности с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ; п. 2 ст. 107 НК РФ);

— налоговая ответственность в отношении физических лиц наступает постольку, поскольку в их деянии нет признаков состава соответствующего преступления (п. 3 ст. 108 НК РФ);

2) субъектами налоговых правонарушений являются наряду с физическими лицами также организации (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; п. 1 ст. 107 НК РФ);

3) налоговые санкции применяются за деяния, совершение которых не обусловлено наличием служебных (трудовых) правоотношений между налоговым органом и правонарушителем (ст. 106 НК РФ), и по своей сути являются административными взысканиями — штрафами (п. 2 ст. 114 НК РФ);

4) привлечение лица к налоговой ответственности не влечет состояния судимости (п. 3 ст. 112 НК РФ).

Объект исследования – правонарушения в сфере налогообложения.

Предмет исследования – виды ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

Основной целью контрольной работы является исследование основных теоретических вопросов относительно порядка реализации мер ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

Список литературы:

  1. Кодекс РФ «Об административных нарушениях» от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 84-ФЗ).
  3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847.
  4. Постановление ВАС РФ от 28 февраля 2001г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ.
  5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. -М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2005.
  6. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Уч. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.
  7. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение Учебное пособие — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005.

Ответственность за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренная уголовным кодексом РФ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елизаров А.А., Остроухова В.А.

В современных условиях хозяйствования экономические преступления выступают одной из главных угроз экономической безопасности РФ. Экономическая безопасность невозможна без налоговой безопасности внутри страны. Значительную долю в структуре экономических преступлений занимают налоговые преступления, совершенные юридическими лицами. Трудно переоценить значимость налоговых поступлений для бюджета РФ, поэтому государство активно разрабатывает и внедряет современные меры противодействия налоговым правонарушениям. В статье рассмотрены основные подходы привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства , проведен анализ правоприменительных и праворазъяснительных прецедентов с учетом новых законодательных подходов. Проанализированы методические рекомендации Следственного Комитета Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации, направленные на исследование и доказывание фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налогов (сборов). Проанализирована практика о взыскании с юридических лиц, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, сумм неуплаченных налогов, пени, штрафов. Результаты исследования могут применяться в теоретических и практических исследованиях, посвященных анализу содержания ответственности за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренной УК РФ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елизаров А.А., Остроухова В.А.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF TAX LEGISLATION BY LEGAL ENTITIES PROV >In modern economic conditions, economic crimes are one of the main threats to Russia’s economic security. Economic security is impossible without tax security in the country. A significant share in the structure of economic crimes is occupied by tax crimes committed by legal entities. It is difficult to overestimate the importance of tax revenues for the budget of the Russian Federation, so the state actively develops and implements modern measures to counter tax violations. The article cons >violation of tax legislation , an analysis of law enforcement and law explanatory precedents, taking into account new legislative approaches. The methodological recommendations of the Investigative Committee of the Russian Federation and the Federal Tax Service of the Russian Federation aimed at examining and proving the facts of deliberate non-payment or incomplete payment of taxes (fees) are analyzed. The judicial practice on recovery of the amounts of unpa >liability for violation of tax legislation by legal entities provided for by the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренная уголовным кодексом РФ»

Елизаров А.А., Остроухова В.А.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ

УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РФ

Elizarov А.А., Ostroukhova К А.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF TAX LEGISLATION BY LEGAL ENTITIES PROVIDED BY THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: налогоплательщик, налоговые органы, необоснованная налоговая выгода, умысел в действиях налогоплательщика, направленных на неуплату налогов, нарушение налогового законодательства, ответственность за нарушение налогового законодательства, уклонение от уплаты налогов.

Keywords: taxpayer, taxation authorities, unreasonable tax benefit, intention in the actions of the taxpayer aimed at non-payment of taxes, violation of tax legislation, liability for violation of tax legislation, tax default.

Аннотация: в современных условиях хозяйствования экономические преступления выступают одной из главных угроз экономической безопасности РФ. Экономическая безопасность невозможна без налоговой безопасности внутри страны. Значительную долю в структуре экономических преступлений занимают налоговые преступления, совершенные юридическими лицами. Трудно переоценить значимость налоговых поступлений для бюджета РФ, поэтому государство активно разрабатывает и внедряет современные меры противодействия налоговым правонарушениям.

В статье рассмотрены основные подходы привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, проведен анализ правоприменительных и праворазъяс-нительных прецедентов с учетом новых законодательных подходов. Проанализированы методические рекомендации Следственного Комитета Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации, направленные на исследование и доказывание фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налогов (сборов). Проанализирована практика о взыскании с юридических лиц, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, сумм неуплаченных налогов, пени, штрафов.

Результаты исследования могут применяться в теоретических и практических исследованиях, посвященных анализу содержания ответственности за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренной УК РФ.

Abstract: in modern economic conditions, economic crimes are one of the main threats to Russia’s economic security. Economic security is impossible without tax security in the country. A significant share in the structure of economic crimes is occupied by tax crimes committed by legal entities. It is difficult to overestimate the importance of tax revenues for the budget of the Russian Federation, so the state actively develops and implements modern measures to counter tax violations.

The article considers the main approaches to prosecution for violation of tax legislation, an analysis of law enforcement and law explanatory precedents, taking into account new legislative approaches. The methodological recommendations of the Investigative Committee of the Russian Federation and the Federal Tax Service of the Russian Federation aimed at examining and proving the facts of deliberate non-payment or incomplete payment of taxes (fees) are analyzed. The judicial practice on recovery of the amounts of unpaid taxes, penalties andfines envisaged by Article 199 of the Criminal Code of the Russian Federation is analyzedfrom the legal persons accused of committing a crime.

The results of the research can be used in theoretical and practical studies devoted to the analysis of the content of liability for violation of tax legislation by legal entities providedfor by the Criminal Code of the Russian Federation.

В настоящее время современная налоговая система Российской Федерации выступает эффективным элементом регулирования экономических и финансовых отношений, а реализация эффективной налоговой политики оказывает влияние на экономическую безопасность страны в целом.

Одной из важнейших проблем и вызовов, стоящими перед современным российским обществом и государством в целом, которая требует анализа и оценки, выступает уклонение от уплаты налогов юридическими лицами.

По официальным данным, по итогам 2017 года Федеральная налоговая служба России обеспечила высокие темпы роста налоговых поступлений, более 17,3 трлн. руб., что на 20 процентов больше, чем поступления в 2016 году. В федеральный бюджет РФ поступило 9,2 трлн. руб., совокупный прирост составил 32%.

Обеспечение высоких налоговых поступлений произошло за счет роста поступлений налога на прибыль — 3,3 триллионов руб. (18,8%) , налога на добавленную стоимость (НДС) — 3,1 трлн. руб. (15,5%), а также увеличения поступлений от акцизов на 17,6%, имущественных налогов — на 11,9%, НДФЛ — на 7,7 %.

Позитивные тенденции роста налоговых поступлений обусловлены следующими причинами: во-первых, привлечение кредитных организаций, которые согласно Методическим рекомендациям Банка России от 13 апреля 2016 г. № 10МР получили возможность контролировать размер налоговых платежей юридических лиц; во-вторых, активная позиция комиссий налоговых инспекций по легализации налоговой базы, на которые вызывают юридических лиц с низкой налоговой нагрузкой и большими вычетами по НДС; в-третьих — это эффективные налоговые проверки, как камеральные, так и выездные, которые в совокупности с возбужденными уголовными делами обеспечили пополнение бюджета РФ; в-четвертых, необходимо особо отметить внедрение АСК НДС-2.

Необходимо более детально остановиться на работе АСК НДС-2, в 2020 году -налоговые органы проводят углубленные проверки по налогоплательщикам, имеющим разрывы по НДС, и руководствуются внутренними инструкциями. Декларация по НДС автоматически проверяется системой АСК НДС-2, выявляются юридические лица, у которых есть разрывы, далее специально созданные контрольно-аналитические отделы (КАО) формируют цепочки до семи взаимосвязанных схемных компаний, а налоговые инспекторы выявляют и расписывают роли всех участников цепочки. Существуют открытый минимум информации, который собирается и обрабатывается налоговой инспекцией по участникам такой цепочки — составляется полная характеристика предприятия, численности ее персонала, куда входят сведения об экономической деятельности, юридический адрес, уставный капитал, данные об учредителе и генеральном директоре, сведения по 6-НДФЛ о количестве физических лиц, получивших доход, а также данные об их расчетных счетах; в банках запрашиваются выписки об оборотах по счетам; допрашиваются свидетели; истребуются документы.

По итогам контрольных мероприятий формируется заключение, в котором будет описано, как был установлен выгодоприобретатель и какой тип схемы он применил. По всей цепочке указывают роли ее участников — «транзитер» или «выгодоприобретатель». В результате описанных выше мероприятий существуют варианты развития событий, во-первых, корректировка налоговых обязательств и уплата налогов в бюджет, во-вторых — передача информации в правоохранительные органы в ОЭБиПК. Необходимо отметить, что в 2020 году система АСК НДС-2 работает наиболее эффективно, то есть информация по деятельности предприятий, которая стала доступной, охватывает 8 отчетных периодов, поэтому как следствие необходимость проведения выездных налоговых проверок снижается.

В 2017 году внесены изменения в НК РФ, добавлена ст. 54.1, согласно которой, если у налогоплательщика присутствует в финансово-хозяйственной деятельности факты искажения сведений при формировании налоговой базы, налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу, как следствие сумму подлежащего уплате налога в бюджет. Обязанность по доказыванию фактов получения необоснованной налоговой выгоды в результате занижения налоговой базы возлагается на налоговые органы, которые должны обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умысле проверяемого налогоплательщика по получению налоговой выгоды при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Об умысле в действиях проверяемого налогоплательщика свидетельствуют следующие факты — наличие подконтрольности и взаимозависимости во взаимоотношениях с контрагентами, присутствие транзитных операций и непроизводственных финансовых посредников с особым порядком расчетов, наличие согласованности в действиях проверяемого лица и его контрагентов. В соответствии с п. 3 статьи 54.1 НК РФ не является основанием для отказа налоговым органом включения операций налогоплательщика в налоговую базу, как следствие снижения налогового бремени, если, во-первых, подписание бухгалтерских документов — первичных учетных документов лицом, которое понимается, как неустановленное либо не имеет полномочий для подписания данных документов, во-вторых, у налогоплательщика в процессе финансово-хозяйственной деятельности имеются контрагенты, отнесенные к категории «проблемных». Под «проблемными» контрагентами в данном случае будут пониматься юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, которые нарушали налоговое законодательство и были привлечены к налоговой ответственности. Налогоплательщики в процессе осуществления предпринимательской деятельности должны соблюдать критерий «должной осмотрительности» при выборе контрагента.

Следует отметить, что в 2017 году стартовал проект онлайн-касс по передаче

информации в ФНС РФ, а 1 июля 2020 года на онлайн-ККТ перешли компании и ИП в сфере розничной торговли, Интернет-торговли и общественного питания, таким образом, с помощью онлайн-касс государство получает возможность видеть реальные финансовые потоки.

В 2020 году ФНС РФ представила проект «прозрачный бизнес», на момент написания статьи данный ресурс недоступен для пользователей. В данном проекте раскрываются данные относительно хозяйствующих субъектов, а именно — о наличии задолженности налогоплательщиков, о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, выписка ЕГРЮЛ, о штрафах и пенях налогоплательщиков и налоговых режимах, которые применяют налогоплательщики.

Указанные выше данные считаются общедоступными и не относятся, согласно с.102 НК РФ, к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Необходимо отметить, что информация о налогоплательщиках на официальном сайте ФНС РФ регулярно будет обновляться. Таким образом, внедрение проекта — сервис «прозрачный бизнес» обеспечит проверку контрагентов налогоплательщиков с целью выполнения принципа должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Однако наряду с позитивными тенденциями развития налоговых отношений необходимо отметить и существующие проблемы. Специалисты в области налогового права отмечают, что «до 90% граждан России не желают платить налоги и полагают, что сокрытие доходов от государства является правильным» [21]. Данная статистика является неизменной и позволяет сделать вывод о большом количестве налоговых правонарушений в деятельности юридических лиц, которые предоставляют отчетность с нулевыми показателями, уклоняются от уплаты установленных законодательством налогов.

В соответствии со ст. 106 НК РФ под налоговым правонарушением понимается совершенное противоправное деяние юридических лиц, за которое предусмотрена налоговая ответственность [2].

Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных действий (например, создание документов и имитация финансово-хозяйственной деятельности для занижения налоговой базы), так и путем бездействия (например, неисполнение обязанности по уплате налога).

В рамках налогового законодательства установлены основания привлечения к налоговой ответственности. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица (ст.107 НК РФ).

К условиям привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства следует отнести невозможность привлечения к ответственности по основаниям, не предусмотренным НК РФ и повторного привлечения к налоговой ответственности. Установление налогового правонарушения должно обеспечиваться нормами налогового законодательства. Также к вышеуказанным условиям относят возможность привлечения должностных лиц налогоплательщика к административной и уголовной ответственности. Обязанность по уплате налоговых платежей следует отнести как к одному из условий привлечения к налоговой ответственности.

Согласно ст. 109 НК РФ существует ряд обстоятельств, которые исключают привлечение лица к налоговой ответственности, такие как отсутствие события налогового правонарушения, отсутствие вины в действиях юридических лиц, истечение сроков исковой давности привлечения к налоговой ответственности, установленных статьей 113 НК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что именно налоговый орган доказывает факт нарушения законодательства о налогах.

В рамках действующего налогового законодательства предусмотрены следующее формы вины (ст.110 НК РФ) — умышленное деяние и (или) деяние по неосторожности. Следует отметить, что вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) ко-

торых обусловили совершение данного налогового правонарушения [2].

К обстоятельствам, исключающим вину налогоплательщика за совершения нарушений в области налогообложения, относят: совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение); выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга [2].

Наряду с обстоятельствами, которые исключают привлечение лица к налоговой

ответственности законодательно предусмотрены обстоятельства, которые смягчают налоговую ответственность, к ним относят совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 112 НК РФ) [2].

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Мерой налоговой ответственности является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в соответствии с НК РФ. При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации [2].

Привлечение к налоговой ответственности не исключает привлечение к ответственности, предусмотренной уголовным

При нарушении налогового законодательства и уклонении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в крупных и особо крупных размерах в Российской Федерации предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

В статье целесообразно рассмотреть основные условия привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренной УК РФ, поскольку согласно официальным статистическим данным выявляется только 5% из общего числа указанных нарушений. Общественная опасность налоговых преступлений социально обусловлена, и поэтому привлечение к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства становится одним из актуальных направлений в юридической практике.

Предметом преступной деятельности указанных выше преступлений выступает имущество либо права, возникающие на объект собственности, которые принадлежат физическим и юридическим лицам, а также исполнение обязательств перед кредиторами, инвесторами и государством в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. Для большинства экономических преступлений, в том числе налоговых, характерна серьезная подготовка к их совершению. Теоретико-практические научно обоснованные методы и методики в сфере расследования и доказывания фактов неуплаты налоговых платежей юридическими лицами обеспечивают эффективное решение проблем в данной области.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» общественная опасность уклонения от уплаты налогов представляет собой умышленное невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы федерации.

Уклонение от уплаты налогов, сборов,

страховых взносов, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ, представляют собой действия с умыслом, направленные на неуплату налоговых платежей в крупном или особо крупном размере, повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Определение налога и сбора дается в рамках статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). Следует отметить, что ответственность по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Конституцией РФ предусмотрена обязанность экономических субъектов по уплате налогов, так в соответствии со статьей 57 Конституции РФ юридическое лицо обязано оплачивать законно установленные налоги и сборы [1].

С позиции действующего уголовного законодательства под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ), следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть отнесены как действия в виде умышленного включе-

ния в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов [10].

В рамках уголовного законодательства моментом окончания налогового преступления считается неуплата налогов, сборов и страховых взносов в срок, установленный налоговым законодательством. Далее целесообразно рассмотреть субъект налоговых правонарушений, которым выступает лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным.

В уголовной практике выявление и доказывание налоговых преступлений возможно только при наличии прямого умысла, целью которого является полная или частичная неуплата налогов. Следует обратить внимание на существование обстоятельств, которые могут исключить вину.

В ст.199 УК РФ прописаны признаки состава налоговых преступлений, совершаемых юридическими лицами, которые определяются как налогоплательщики в рамках Налогового кодекса [2].

В качестве субъекта налогового преступления в рамках ст. 199 Уголовного кодекса выступают должностные лица юридических лиц, такие как директор (руководитель), главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ возложено ведение бухгалтерского и налогового учета, а также составление бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. Таким образом, если вышеуказанные должностные лица органи-

зовали преступный сговор о совершении действий, направленных на неуплату налоговых платежей, то данные действия классифицируются по ст. 199 (п.а.ч.2) Уголовного кодекса. Относительно других сотрудников, чьи профессиональные обязанности попадают в сферу, связанную с оформлением первичной учетной документации, следует отметить то, что при наличии оснований они также могут быть привлечены к ответственности как пособники, в действиях которых просматривается умысел (ст. 199 УК РФ).

В рамках налогового законодательства налоговое преступление считается оконченным в случае истечения срока, который указан в требовании об уплате налога [2]. В рамках уголовного законодательства в части преступлений, связанных с неуплатой налоговых платежей (ст. 199.2 УК РФ), недоимкой признается сумма налога, а также сбора, которая не была уплачена в сроки, установленные законом. Согласно нормам Налогового кодекса налоговые органа обладают правом производить взыскания за счет денежных средств юридических лиц, таких как денежные средства, на расчетных счетах в кредитных организациях, а также, если данных средств недостаточно или отсутствуют, производить взыскание за счет иного имущества юридических лиц (активов) [2]. На практике часто встречаются элементы сокрытия денежных средств и активов налогоплательщиками, в данном случае такие действия следует квалифицировать как сокрытие денежных средств или активов налогоплательщиков, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Другими словами, данные действия — это воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам в крупном размере, такие действия совершаются установленного налоговым законодательством сроком уплаты налоговых платежей.

Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно

производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ.

Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. По смыслу закона ответственность может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты [3].

При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать сумму налогов, сборов, взносов по каждому виду и сумму, которые не были уплачены за три предыдущих отчетных периода. Необходимо брать в расчет налоговые платежи, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода, и они истекли.

Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10 или 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате.

В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, его действия при наличии к тому оснований надлежит квали-

фицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199, 199.4 Уголовного кодекса[3].

Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст.199 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 292 Уголовного кодекса) [3].

Доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 198 — 199.4 УК РФ, могут быть налоговые декларации, другие необходимые для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов документы, акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов. Кроме этого, обязательно учитываются решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, другие решения, постановленные в порядке гражданского судопроизводства, имеющие значение по делу. Все документы подлежат оценке в совокупности с иными собранными доказательствами (экспертизы, показания свидетелей).

В приговорах по уголовным делам об уклонении от уплаты налоговых платежей должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску о взыскании налоговых платежей, а также пени. При этом по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов не подлежит удовлетворению гражданский иск в части взыскания с виновного штрафа, поскольку налоговая ответственность (в виде штрафа) за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в том случае, если это деяние не

содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

— во-первых, уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства является криминологической, т.е. уклонение от уплаты налогов юридическими лицами представляет собой общественную опасность, выраженную в непоступлении денежных средств в бюджеты страны всех уровней;

— во-вторых, данный вид преступлений обладает высоким уровнем латентности;

— в-третьих, для эффективного противостояния налоговым правонарушениям не достаточно применения только налоговых санкций, необходимо привлечение к уголовной ответственности как одной из эффективных мер воздействия;

— в-четвертых, для выявления налоговых преступлений необходимо оперировать большим количеством нормативно-правовых актов ( НПА) в области налогообложения;

— в-пятых, следует учитывать особенности составов налоговых преступлений -признаки субъекта данного вида преступлений;

— в-шестых, налоговые преступления представляют собой длительный во времени преступления, так окончание преступления — момент формирования недоимки в крупном, особо крупном размере, т.е. данный состав преступления будет формальным по конструкции объективной стороны — в форме бездействия; а субъективная сторона включает в себя личный мотив при его совершении.

— в-седьмых, предметом налогового преступления являются активы юридических лиц в размере, указанном в УК РФ, которые и обеспечивают взыскание недоимки, пени и штрафов.

Таким образом, при квалификации налоговых преступлений необходимо обеспечивать взаимосвязь и взаимоувязку норм УК РФ и НК РФ, а также соответствующих судебных актов в данной области.

Целесообразно обратиться к статисти-

ке, свидетельствующей о том, что возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям согласно нормам ст.199 УК РФ позволяет выявлять и раскрывать факты умышленной неуплаты налогов, сборов и страховых взносов юридическими лицами.

Однако при увеличении данных ситуаций на практике следует концентрировать внимание на соблюдении презумпции невиновности налогоплательщиков, установленной Конституцией РФ.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2020) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.08.2020) // СПС «Консультант Плюс» .

3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.07.2020) // СПС «Консультант Плюс.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»

5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 03.08.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

6. Гражданский кодекс Российской Федерации часть1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2020) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

9. Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] // СПС «Консультант Плюс»

10. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

11. Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/[email protected]) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

12. Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс.

13. Новости судебной практики в области налогов, сборов, страховых взносов РФ // Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации». — 2020. — № 3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

14. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 23.09.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 июля 2017 г. № 486 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2006 г. № 29 «Об утверждении Временной инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

17. Александров, И.В. Уклонение от уплаты налогов. Основы криминалистической характеристики [Текст]. — СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2011.

18. Новости судебной практики в области налогов, сборов, страховых взносов РФ //

Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации». — 2020. — № 3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

19. Остроухова, В.А., Костин, А.В. Выемка документов и предметов как мероприятие налогового контроля [Текст] / В.А. Остроухова, А.В. Костин // 15 Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения — 2020» АПНП — 2020. — Тольятти, 2020.

20. Остроухова, В.А., Блохина, Н.А. Основные подходы к оценке необоснованной налоговой выгоды, полученной налогоплательщиками [Текст] / В.А. Остроухова, Н.А. Блохина // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — Тольятти, 2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *