Кто имеет право наложить административное взыскание

§ 3. Административные взыскания и порядок их наложения

Административное взыскание — реакция на совершение администра­тивного правонарушения, мера ответственности за него. Оно применяет­ся в целях воспитания лица, совершившего административное право­нарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правопорядку, а также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом ад­министративного правонарушения; конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения; лишение специального права, предо­ставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы; ад­министративный арест. Как видим, система («лестница») администра­тивных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответ­ствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личнос­ти нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Имеется и еще одна мера — административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граждан­ства (ст. 32 1 КоАП). Она заключается в принудительном и контролиру­емом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — их контролируемом самостоятельном выезде из страны.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении рас­пространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого ви­русом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из РФ в порядке, установленном ее законодательством.

* C 3 РФ. 1995. №14. Ст. 1212.

Иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами Российской Федерации и ее субъ­ектов.

При определении размера административного штрафа следует ру­ководствоваться Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РСФСР»*.

* Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

КоАП (ст. 33 — 40) содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководст­воваться все органы (должностные лица).

Прежде всего следует учитывать, что не подлежат административ­ной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необ­ходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии не­вменяемости при совершении административного правонарушения.

Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное адми­нистративное правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: рас­каяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несо­вершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяже­лых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, — соверше­ние правонарушения группой лиц; в условиях стихийного бедствия; в состоянии опьянения; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения и т. п. (ст. 35 КоАП).

Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Исключение составляют случаи, когда дела о совершенных правонару­шениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом).

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взыска­нию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения. С ис­течением этого срока совершение тем же лицом аналогичного право­нарушения исключает возможность его квалификации как повторно­го. Давностные сроки необходимо учитывать при решении вопроса о наложении административного взыскания при повторном, неоднократном, систематическом совершении административного правона­рушения.

Статья 247 Таможенного кодекса предусматривает, что на организа­ции и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупрежде­ние, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.

18.3. Порядок наложения административных взысканий

Порядок наложения административных взысканий предусмотрен в главе 4 КоАП Украины. Основными принципами применения административных взысканий являются: законность, индивидуализация административной ответственности с учетом характера проступка и личности правонарушителя.
Законность проявляется, прежде всего, в том, что юрисдикци-онный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, может применить к правонарушителю только то взыскание, которое предусмотрено нормой права, и только в тех пределах, которые закреплены санкцией конкретной правовой нормы.
Действующее административное законодательство предусматривает ряд гарантий соблюдения принципа законности, в частности:
— статья 24 КоАП предусматривает исчерпывающий перечень административных взысканий, за пределы которого компетентный орган или должностное лицо выходить не может;
— за каждый административный проступок может быть наложено только одно основное или основное и дополнительное административное взыскание, предусмотренное санкцией соответствующей правовой нормы. При этом к правонарушителю одновременно могут применяться меры дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности;
— компетентный орган или должностное лицо не может выходить за пределы предусмотренного правовой нормой размера административного взыскания как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения. Индивидуализация административной ответственности проявляется в том, что в соответствии со статьей 33 КоАП при наложении административного взыскания учитывается личность правонарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Следует отметить, что особая роль отводится обстоятельствам, которые смягчают или отягчают ответственность, предусмотренным, соответственно, статьями 34 и 35 КоАП.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность является: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным

вредных последствий проступка, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение проступка под влиянием сильного душевного волнения или при сочетании тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение проступка несовершеннолетним; совершение проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Данный перечень не является исчерпывающим и законами Украины могут быть предусмотрены и другие смягчающие обстоятельства. Вместе с тем, орган или должностное лицо могут в качестве смягчающих обстоятельств признать и обстоятельства, которые не предусмотрены в законе.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц его прекратить; повторное на протяжении года совершение однородного проступка, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию; совершение проступка лицом, ранее совершавшим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в проступок; совершение проступка группой лиц; совершение проступка в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение проступка в состоянии опьянения. В отличие от приведенных выше смягчающих обстоятельств, перечень данных обстоятельств является исчерпывающим и орган или должностное лицо не имеют права признавать в качестве отягчающих другие обстоятельства, не предусмотренные данной статьей.
Важное значение имеют сроки наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения проступка, а при длящемся проступке — два месяца со дня его выявления.
Если по факту проступка возбуждалось уголовное дело, которое впоследствии было закрыто, но в действиях правонарушителя выявлены признаки административного проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее, чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.
В случае совершения лицом двух или больше административных проступков, административные взыскания налагаются за каждый проступок в отдельности. Если дела о совершении лицом нескольких проступков рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, взыскания накладываются в пределах санкции, установленной за более серьезный проступок из числа совершенных. Вместе с тем, к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любой из содеянных проступков.

Кто имеет право наложить административное взыскание

Административное взыскание – это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

219 § 7. Административные взыскания

Административные правонарушения против государства

В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

В области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

В области торговли и финансов

Посягающие на установленный порядок управления

• Расточительное расходование электрической и тепловой энергии • Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 В • Нарушения, связанные с использованием газа • Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

• Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте • Нарушение водителями правил дорожного движения • Управление транспортными средствами в состоянии опьянения • Систематические нарушения водителями правил дорожного движения • Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление • Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения • Безбилетный проезд • Другие

• Нарушение правил пользования жилыми помещениями • Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений • Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства • Другие

• Нарушение правил торговли • Продажа товаров без документов • Торговля с рук в неустановленных местах • Нарушение правил торговли спиртными напитками • Уклонение от подачи декларации о доходах • Другие

• Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника • Проявление неуважения к суду • Самоуправство • Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций • Нарушение правил обучения каратэ • Проживание без паспорта или прописки • Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог • Контрабанда • Другие

Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против государства

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

220 Глава IV . Административное право

воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, воз-

§ 7. Административные взыскания 221

можна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф – это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой – воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Воз-

222 Глава IV . Административное право

мездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Исправительные работы это взыскание имущественного характера, носящее длящийся характер. Суть этого взыскания заключается в удержании до 20% заработка нарушителя в доход государства. Срок такого взыскания не может быть меньше 15 дней и больше двух месяцев. Исправительные работы могут назначаться только судом первого звена (районным и/или городским судом).

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид

§ 7 Административные взыскания 223

административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать пятнадцати суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до тридцати суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено в КоАП РСФСР совсем недавно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов,

• принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Наложение административного взыскания. Здесь существуют следующие правила. Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить наруши-

224 Глава IV Административное право

теля от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях. В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое – чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также – в возможности освобождения от административной ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Этот перечень является открытым, законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

§ 7 Административные взыскания 225

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,

является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах,

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

Иногда же случается, что с учетом обстоятельств проступка к правонарушителю нецелесообразно применять меры административного воздействия, но все же нельзя полностью освободить от наказания. Поэтому законодатель предусмотрел вторую возможность освобождения от административной ответственности – освобождение с передачей материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия. Решение о передаче дела для применения мер общественного воздействия может принять только орган (должностное лицо), правомочный разрешать дело об административном правонарушении Такой вид освобождения от административной ответственности не исключает возможности проступка быть преюдицией преступления, т е. совершение аналогичного проступка в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание

226 Глава IV Административное право

налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Кроме того, обстоятельствами, препятствующими привлечению к ответственности, могут быть акт амнистии или помилования и др.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

Виды административных взысканий

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика
  • Административное правонарушение и административная ответственность

    Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

    Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

    К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

    Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

    Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

    Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.

    Понятие и виды административных взысканий

    Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

    В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
    • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • дисквалификация.

    Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

    Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

    Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

    Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

    • по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;
    • в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);
    • в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;
    • по отношению к должностному окладу.
    • Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

      Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

      Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

      Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

      Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

      Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

      Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

      Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

      Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

      Порядок наложения взысканий за административные нарушения налогового законодательства

      Порядок наложения взысканий за административные нарушения налогового законодательства

      А.В.Смирнов,
      советник налоговой службы I ранга

      Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения и уважения действующего законодательства, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

      Действующим законодательством (ст. 24 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) предусмотрены следующие виды административных взысканий:

      — возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

      — конфискация (безвозмездное изъятие) предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

      — лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

      Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные виды административных взысканий в соответствии с принципами и общими положениями законодательства об административных правонарушениях, например, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, грубо нарушивших правопорядок.

      Действующим законодательством установлен только один вид административного взыскания за нарушения налогового законодательства — административный штраф.

      В соответствии со ст. 8 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях могут осуществлять только уполномоченные на то органы, то есть лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности только органом или должностным лицом, имеющим право налагать административные штрафы. Однако в разделе третьем Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяющем перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, государственные налоговые инспекции указаны (ст. 224* Кодекса) только как органы, правомочные налагать административные штрафы за совершение административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 156* Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров). Значит ли это, что налоговые органы не имеют право налагать административные штрафы, установленные Законом РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и другими актами налогового законодательства*? Конечно, нет. В соответствии со ст. 2 указанного Кодекса законодательные акты, действующие на территории Российской Федерации и устанавливающие ответственность за административные правонарушения, а также определяющие органы, которые могут рассматривать дела по этим правонарушениям до включения их в указанный Кодекс, непосредственно применяются на территории Российской Федерации. Все положения указанного Кодекса распространяются на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в указанный Кодекс. Таким образом, налоговые органы правомочны осуществлять производство по всем делам об административных нарушениях налогового законодательства.

      * Более подробно об административных правонарушениях в области налогообложения см. статью А.В. Смирнова “Виды административной ответственности за нарушения налогового законодательства”, опубликованную в журнале “Налоговый вестник” № 6 за 1997 г., с. 103

      При обнаружении признаков какого-либо правонарушения должностное лицо государственной налоговой инспекции прежде всего должно убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях такими обстоятельствами являются:

      1. Отсутствие события и состава административного правонарушения.

      2. Недостижение лицом на момент совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

      3. Невменяемость лица, совершившего правонарушение.

      4. Действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

      5. Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания.

      6. Отмена акта, устанавливающего административную ответственность.

      7. Наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела.

      8. Смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

      9. Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, установленных ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

      Рассмотрим некоторые из этих обстоятельств более подробно.

      Отсутствие события и состава административного правонарушения

      Под отсутствием события административного правонарушения следует понимать отсутствие самого посягательства на действующую налоговую систему либо административной ответственности за совершенное деяние.

      Например, в ходе проверки предприятия государственный налоговый инспектор установил занижение прибыли, однако при перепроверке выяснилось, что проверяющий совершил арифметическую ошибку и “занижения прибыли” не было.

      Под отсутствием состава административного правонарушения следует понимать отсутствие субъективной или объективной стороны правонарушения, субъекта или объекта правонарушения.

      Объект административного нарушения налогового законодательства — это охраняемое законодательством общественное отношение, на которое направлено посягательство. Например, правила ведения бухгалтерского учета — объект административного правонарушения “ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка”.

      Объективная сторона административного нарушения налогового законодательства — это общие объективные свойства деяния, способ действия, время и место совершения, а также причинная связь между деянием и наступившим противоправным результатом. Например, банк задержал исполнение поручения налогоплательщика на перечисление налогов и иных обязательных платежей, но не использовал эти суммы в качестве кредитных ресурсов. В такой ситуации имеет место отсутствие объективной стороны правонарушения.

      Субъект административного нарушения налогового законодательства — физическое лицо, которое совершило это правонарушение и в соответствии с действующим законодательством должно нести ответственность.

      Субъективная сторона административного нарушения налогового законодательства — это виновность нарушителя. Например, государственный налоговый инспектор в ходе проверки колхозного рынка выявил гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без свидетельства о государственной регистрации. При составлении протокола об административном правонарушении нарушитель предъявил паспорт своего брата, и протокол был составлен на лицо, которое не совершило правонарушение. В приведенном примере должно быть принято постановление о прекращении дела производством, так как отсутствует вина в совершенном правонарушении.

      Недостижение лицом на момент совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста

      Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 13 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Согласно ст. 14 того же Кодекса и подпункту “г” ст. 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, в случае совершения административного нарушения налогового законодательства лицом в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, материалы по нему должны быть переданы в комиссию по делам несовершеннолетних. Учитывая большую “армию” несовершеннолетних предпринимателей, моющих окна у машин и торгующих газетами и “Сникерсами”, это обстоятельство, исключающее наступление административной ответственности, становится все более актуальным.

      Невменяемость лица, совершившего правонарушение

      В соответствии со ст. 20 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях под невменяемостью лица, совершившего противоправное действие или бездействие, следует понимать такое состояние, когда лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Учитывая события и социальные потрясения последних лет, в результате которых существенно пополнилось число пациентов психоневрологических диспансеров, работникам налоговых органов не помешает убедиться, что тот или иной нарушитель, которого следует привлечь к административной ответственности за нарушение налогового законодательства, не состоит на учете у психиатра. А любителям спиртного следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения является отягчающим ответственность обстоятельством.

      Действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны

      Действиями, совершенными в состоянии крайней необходимости, согласно ст. 18 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признаются действия, направленные на устранение опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

      Действиями, совершенными в состоянии необходимой обороны, в соответствии со ст. 19 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признаются действия при защите государственного или общественного порядка, государственной, общественной или частной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

      Данное обстоятельство не имеет места в практике применения мер административной ответственности за нарушения налогового законодательства.Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, установленных ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях

      Истечение к моменту рассмотрения дела
      об административном правонарушении
      сроков, установленных ст.38 Кодекса
      РСФСР об административных
      правонарушениях

      В соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

      Определение длящегося административного правонарушения не дано в законодательстве об административных правонарушениях, однако, пользуясь по аналогии определением длящегося преступления, данным в п. 1 постановления 23-го Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.29 “Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям”, в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 14.03.63 года № 1, длящимся административным правонарушением следует считать деяние, совершенное путем действия или бездействия, которое сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания.

      Определение длящегося административного правонарушения, как характеризующегося непрерывным осуществлением единого состава, которое дано в некоторых публикациях, нельзя признать правильным, поскольку административно наказуемые деяния, характеризующиеся непрерывным осуществлением единого состава, — это продолжаемые административные правонарушения. В результате такого заблуждения имеют место факты необоснованного отнесения такого продолжаемого административного правонарушения, как ведение гражданином учета доходов и расходов с нарушением установленного порядка, к длящимся административным правонарушениям.

      К длящимся административным нарушениям налогового законодательства следует отнести:

      — непредставление банками и иными кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков — клиентов этих учреждений за истекший финансовый год (часть вторая ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”);

      — задержка банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей, и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (часть третья ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”);

      — неперечисление предприятиями, учреждениями, организациями в бюджет удержанных сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам (часть пятая ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”);

      — отсутствие бухгалтерского учета на предприятии, в учреждении, организации (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — непредставление предприятиями, учреждениями, организациями в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943_I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — неведение гражданами учета доходов (абзац третий п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — непредставление гражданами деклараций о доходах (абзац третий п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров (ст. 1562 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях);

      — непредставление предприятиями, учреждениями, организациями (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также гражданами по требованию налогового органа справок, документов и их копий, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильного налогообложения (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — недопущение государственных налоговых инспекторов к обследованию любых используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий, учреждений, организаций и граждан (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — неисполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, а также гражданами требований государственных налоговых инспекций об устранении выявленных в ходе проведеных проверок нарушений налогового законодательства (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”);

      — непредставление нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-I “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”);

      — непредставление органами коммунального хозяйства, осуществляющими оценку строений, помещений и сооружений, а также государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств, данных, необходимых для исчисления налоговых платежей (п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.91 № 2003-I “О налогах на имущество физических лиц”).

      Является ли нарушение гражданином законодательства о предпринимательской деятельности длящимся административным правонарушением или нет следует решать в каждом конкретном случае. Например, уклонение гражданина от государственной регистрации в качестве предпринимателя сопряжено с последующим длительным неисполнением обязанностей, возложенных на него законодательством, под угрозой административного наказания относится к длящимся административным правонарушениям. Продажа предпринимателем товара или сырья, запрещенного к реализации, с таким неисполнением обязанностей не сопряжена и длящимся административным правонарушением признана быть не может.

      По остальным правонарушениям взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения.

      День совершения административного нарушения налогового законодательства

      При открытии банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе (часть вторая ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), днем совершения административного нарушения следует считать день принятия решения об открытии такого счета.

      При открытии банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без уведомления налогового органа (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”) днем совершения административного нарушения также следует считать день принятия решения об открытии такого счета.

      При неправильном удержании предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам (часть пятая ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), днем совершения административного правонарушения следует считать день совершения неправильной бухгалтерской проводки об удержании подоходного налога.

      При неполном перечислении в бюджет удержанных предприятиями, учреждениями, организациями сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам (часть пятая ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), днем совершения административного правонарушения следует считать дату на платежном поручении или ином документе о перечислении меньшей суммы подоходного налога в бюджет.

      Несвоевременное представление гражданами в государственную налоговую инспекцию декларации о доходах заключается в представлении гражданином в государственную налоговую инспекцию декларации о своих доходах позже дня, установленного законодательством для такого представления (например, 2 апреля). Таким образом, для наступления административной ответственности, предусмотренной абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, должно иметь место два фактора — нарушение срока представления декларации о доходах, установленного налоговым законодательством, и собственно само представление декларации — позже установленного дня, но все же представление. Поэтому днем несвоевременного представления гражданами в государственную налоговую инспекцию деклараций о доходах (абзац третий п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”) следует считать день фактического представления гражданином в налоговый орган такой декларации. Если считать днем совершения этого административного правонарушения день, следующий за днем установленным законодательством для такого представления (например, срок подачи декларации о доходах — 1 апреля, день фактической подачи декларации — 1 августа, днём “совершения” рассматриваемого правонарушения считаем 2 апреля), то тем самым день фактического совершения правонарушения искусственно переносится. Ведь, как уже было указано, гражданин должен хотя и несвоевременно, но все же представить декларацию, а в день, установленный законодательством, он ничего не представил — ни своевременно, ни несвоевременно.

      Например, совокупный доход гражданина в 1996 году составил 15 миллионов рублей. Доходы, составившие в совокупности эту сумму, были получены как по основному месту работы, так и в результате работы по совместительству. То есть данный гражданин в соответствии с действующим налоговым законодательством был обязан представить в государственную налоговую инспекцию по месту жительства декларацию о доходах не позднее 1 апреля 1997 года. Однако, будучи недисциплинированным налогоплательщиком, этот гражданин представил декларацию только 1 сентября 1997 года. Двухмесячный срок, в течение которого можно наложить административное взыскание, следует исчислять с 1 сентября 1997 года, когда декларация была несвоевременно представлена. Если работники налогового органа будут исчислять двухмесячный срок со 2 апреля 1997 года, то тем самым они de facto признают, что несвоевременное представление налоговой декларации имело место 2 апреля 1995 года, что не соответствует действительности.

      Днем совершения несвоевременного перечисления в бюджет предприятиями, учреждениями, организациями сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам (часть пятая ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), следует считать день фактического перечисления этих сумм, так как для наступления ответственности за несвоевременное перечисление необходимо наличие двух условий — нарушение срока, установленного действующим законодательством, и сам факт перечисления, хотя и несвоевременного.

      Днем совершения сокрытия прибыли (дохода) или сокрытия (неучтения) иных объектов налогообложения (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943_I “О Государственной налоговой службе РСФСР”) следует считать день неотражения в бухгалтерском учете или налоговом расчете имеющегося объекта налогообложения или полученной прибыли.

      Днем совершения занижения прибыли (дохода) (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 года № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”) следует считать день отражения в бухгалтерском учете или налоговом расчете меньшей суммы прибыли (дохода) в сравнении с действительно полученной.

      Днем совершения такого административного нарушения налогового законодательства, как ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”) следует считать день совершения конкретного нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета.

      Днем искажения бухгалтерских отчетов (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”) следует считать день внесения в бухгалтерский отчет искажающих его данных, сведений.

      Днем несвоевременного представления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 года № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”), следует считать день фактического представления предприятием, учреждением, организацией в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты.

      Днем представления по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты (абзац второй п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”), следует считать день отправки предприятием, учреждением, организацией в государственную налоговую инспекцию по почте или с нарочным бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты, составленных с нарушением установленной формы.

      Этот день не трудно установить по записи в книге учета исходящих документов или по почтовому штемпелю на конверте.

      Днем совершения такого административного нарушения налогового законодательства, как ведение гражданами учета доходов и расходов с нарушением установленного порядка (абзац третий п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”), следует считать день совершения действия или бездействия, которое нарушает установленный порядок, например, неотражение в учетной книге двух пар продаваемых ботинок.

      Днем совершения такого административного правонарушения, как включение в декларацию искаженных данных (абзац третий п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”), следует считать дату подписания налогоплательщиком налоговой декларации о доходах (указывается налогоплательщиком в конце декларации), содержащей данные, не соответствующие действительности.

      Днем невыполнения постановления государственной налоговой инспекции о приостановлении операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943_I “О Государственной налоговой службе РСФСР”), следует считать день совершения предприятием, учреждением, организацией или гражданином операции по “замороженному” расчетному или другому счету.

      Днем несвоевременного представления нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 № 2020-I “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”), следует считать день фактического представления в государственную налоговую инспекцию нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения.

      Днем совершения такого административного правонарушения, как продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов (ст. 1467 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), является день продажи немаркированного или маркированного ненадлежащим образом подакцизного товара. Обращаю особое внимание на то, что государственные налоговые инспекции не правомочны рассматривать дела по данному нарушению. Поэтому при его выявлении следует либо составить протокол об административном правонарушении и переслать его в соответствующий суд, орган внутренних дел, орган Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или орган Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, либо сразу, без составления протокола, направить информацию о выявленном правонарушении в вышеперечисленные органы.

      Убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном нарушении налогового законодательства, государственный налоговый инспектор в обязательном порядке составляет протокол об административном правонарушении, так как административные нарушения налогового законодательства не относятся к случаям, когда согласно ст. 237 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется.

      В соответствии со статьей 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются:

      — дата и место его составления;

      — должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;

      — сведения о личности нарушителя;

      — место, время совершения и существо административного правонарушения;

      — нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

      — фамилии, адреса свидетелей, если они имеются;

      — иные сведения, необходимые для разрешения дела.

      Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; протокол может быть также подписан свидетелями, если они имеются.

      В случае отказа правонарушителя от подписания протокола в нем делается запись об этом. Правонарушитель вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

      В протоколе делается также отметка о том, что правонарушителю разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Согласно указанной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:

      — знакомиться с материалами дела о своем административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства своей невиновности, заявлять ходатайства;

      — при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

      — выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если правонарушитель не владеет языком, на котором ведется производство по делу по привлечению его к административной ответственности;

      — обжаловать постановление по делу о своем административном правонарушении.

      Как правило, дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Учитывая, что дела об административных нарушениях налогового законодательства в соответствии с частью второй ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях не относятся к делам, при рассмотрении которых присутствие правонарушителя обязательно, при наличии данных о своевременном извещении лица, совершившего административное правонарушение, о месте и времени рассмотрения дела и при отсутствии его ходатайства об отложении рассмотрения дела, дело может быть рассмотрено в его отсутствии.

      Протокол об административном правонарушении составляется на лицо, являющееся субъектом совершенного правонарушения и виновное в его совершении.

      Для облегчения работы налоговых органов в области применения законодательства об административных правонарушениях и унификации используемых в их деятельности документов Госналогслужба России разработала и довела до сведения подчиненных государственных налоговых инспекций письмом от 25.06.93 года № ВГ-6-I4/208 “Об обеспечении налоговых органов бланками документов о применении административных санкций” примерные бланки протоколов об административных нарушениях налогового законодательства, постановлений по делу об административном нарушении налогового законодательства и постановлений о прекращении дела производством. Образцы этих бланков приведены в конце статьи.

      Рассмотрим порядок заполнения рекомендуемого бланка протокола об административном правонарушении.

      При указании даты составления протокола следует иметь в виду указанные выше сроки наложения административного взыскания, установленные ст. 38 Кодекса РСФСР об административном правонарушении.

      В строке “место составления протокола” следует указывать не буквальное место его составления, например, “колхозный рынок города Энска”, но сам населенный пункт, где совершено выявленное административное правонарушение, например, “город Энск”.

      Заполняя строку “фамилия, имя, отчество, должность, чин сотрудника налогового органа”, следует указывать имя и отчество полностью, например, “Иванов Иван Иванович, инспектор налоговой службы II ранга, государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц Государственной налоговой инспекции по городу Энску и Энскому району”.

      Существо правонарушения следует расписать подробно, указывая время (день) совершения, место (не только населенный пункт, но и конкретное место — предприятие, колхозный рынок, улицу) его совершения, не ограничиваясь заметками типа “занижение прибыли” или “нарушение бухучета”. В строке “существо правонарушения” следует также указать норму законодательства, предусматривающую ответственность за это нарушение.

      При указании нарушенных норм налогового законодательства следует указать конкретный пункт конкретной статьи нарушенного закона. Не “в результате чего был нарушен Закон о ГНС”, но “в результате чего был нарушен п. 3 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР”.

      Факт нарушения может быть удостоверен как бухгалтерскими документами, так и объяснениями свидетелей. Приложение подлинных бухгалтерских документов не обязательно, достаточно ксерокопий, однако при необходимости они могут быть приложены. При изъятии этих документов у налогоплательщика следует руководствоваться инструкцией о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной Минфином РСФСР 26.07.91 № 16/176.

      При этом следует учитывать, что по смыслу ст. 5, п. 7 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” и п. 1 названной инструкции, а также по аналогии с положениями п. 6 ст. 7 указанного Закона, ст. 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 133 Гражданского процессуального кодекса РСФСР работники государственных налоговых инспекций имеют право изымать документы у предприятий, учреждений, организаций и граждан только в целях пресечения нарушений налогового законодательства, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел об этих правонарушениях и при наличии следующих условий:

      — проверяемый налогоплательщик отказывается представить государственной налоговой инспекции необходимые документы и препятствует (в том числе насильственным образом) выполнению работниками налоговых органов своих должностных обязанностей;

      — изымаемые документы должны свидетельствовать о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения;

      — существует необходимость в принудительном лишении налогоплательщика возможности пользоваться и распоряжаться этими документами (неизъятие этих документов затруднит или сделает невозможным исполнение работниками налоговых органов своих должностных обязанностей, имеет место реальная опасность уничтожения или подмены указанных документов).

      В “Сведениях о правонарушителе” следует заполнять все строки.

      Если правонарушитель согласен дать объяснения, пусть он напишет в отведенных для этого строках собственноручно хотя бы пару строк. Если же он отказывается — государственному налоговому инспектору следует сделать отметку об этом. Много времени и сил эта отметка не займет, однако правонарушитель потеряет одно из оснований для опротестования наложенного административного взыскания.

      Обязательна также подпись правонарушителя в строке о том, что ему разъяснены его права и обязанности. Если правонарушитель от подписи отказывается, следует сделать об этом отметку и желательно заверить факт разъяснения прав и обязанностей, а также отказа от подписи подписями свидетелей.

      Если правонарушитель не имеет замечаний по составленному протоколу, государственный налоговый инспектор должен сделать об этом отметку. В противном случае нарушитель может заявить, что у него был миллион замечаний, но ему не дали ни высказать их, ни отразить в протоколе.

      Обращаю также внимание работников налоговых органов на обязательность отметки в протоколе о получении (или отказе получить) копии протокола нарушителем. При отсутствии такой отметки правонарушитель имеет возможность заявить о том, что протокол вообще не составлялся.

      Автор данной статьи так подробно остановился на вопросе составления протокола об административном нарушении налогового законодательства потому, что несоблюдение каких-либо перечисленных условий — неполучение объяснения нарушителя, отсутствие отметки об ознакомлении правонарушителя с его правами и обязанностями — может привести к опротестованию и признанию незаконным наложенного административного взыскания.

      Составленный протокол направляется начальнику государственной налоговой инспекции, обслуживающей регион, где было совершено правонарушение, или его заместителю.

      Получив протокол об административном нарушении налогового законодательства, начальник налогового органа или его заместитель обязан определить:

      — относится ли рассмотрение данного дела к компетенции налоговых органов;

      — правильно ли составлен протокол;

      — извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

      — истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

      — имеют ли место ходатайства правонарушителя, его законных представителей, адвоката.

      Затем начальник государственной налоговой инспекции или его заместитель приступает к рассмотрению дела об административном правонарушении.

      В соответствии со ст. 256 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дело об административном нарушении налогового законодательства рассматривается по месту его совершения в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола и других материалов дела. Нарушение этого срока влечет опротестование постановления по делу об административном правонарушении и признании его противозаконным. Одновременно не следует забывать и о двухмесячном сроке, установленном ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

      Рассмотрение дела об административном правонарушении по месту его совершения не следует понимать буквально — выходить на предприятие или на угол Цветочной и Пролетарской улиц и там рассматривать его. Под местом совершения следует понимать административно-территориальную единицу, где было совершено административное нарушение налогового законодательства.

      Рассмотрение дела об административном нарушении налогового законодательства осуществляется при условии соблюдения равенства перед законом и налоговым органом всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

      При рассмотрении дела об административном нарушении налогового законодательства начальник государственной налоговой инспекции или его заместитель обязан выяснить:

      — было ли совершено административное правонарушение;

      — виновно ли данное лицо в его совершении;

      — подлежит ли данное лицо административной ответственности;

      — имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

      — имеются ли другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

      В случае установления того, что административное правонарушение не было совершено, либо лицо, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, не виновно в том, в чем его обвиняют, либо данное лицо не подлежит по каким-либо причинам административной ответственности, должностное лицо, рассматривающее это дело, должно вынести постановление о прекращении дела производством.

      При рассмотрении дела об административном нарушении налогового законодательства начальник государственной налоговой инспекции оценивает доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь только действующим законодательством (ст. 232 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

      Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам и административные штрафы за нарушения налогового законодательства на них не могут быть наложены. Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 26.06.92 № 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” к административной ответственности за нарушения налогового законодательства не могут быть привлечены также судьи.

      В то же время действующим законодательством не установлен особый порядок привлечения глав местных администраций или представителей Президента Российской Федерации к административной ответственности, поэтому наложение административных взысканий на указанных лиц производится в общем порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Административный штраф за нарушение налогового законодательства может быть также наложен без каких-либо особенностей и на депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и дум различных уровней.

      В связи с тем, что административные штрафы за нарушения налогового законодательства налагаются во внесудебном порядке, депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 08.05.94 № 3-ФЗ “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” подобное согласование требуется только в случае привлечения к административной ответственности в судебном порядке. Если местным законодательным актом не установлена бульшая неприкосновенность депутата местного законодательного органа, то они также привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства на общих основаниях.

      Рассмотрев дело об административном нарушении налогового законодательства начальник (его заместитель) государственной налоговой инспекции выносит постановление по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление должно содержать:

      — наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении;

      — дату рассмотрения дела;

      — сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

      — изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

      — указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение;

      — принятое по делу решение.

      Образцы примерных бланков постановлений по делам об административных нарушениях налогового законодательства доведены Государственной налоговой службой Российской Федерации до сведения подчиненных государственных налоговых инспекций письмом, о котором уже говорилось выше. Все требования законодательства об административных правонарушениях в них учтены, и начальникам государственных налоговых инспекций (их заместителям) только остается пунктуально заполнять все графы в бланках.

      В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых документах.

      Согласно ст. 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановления по делу об административном нарушении налогового законодательства могут быть двух видов:

      1. О наложении административного взыскания.

      2. О прекращении дела производством.

      При наложении взыскания за административное нарушение налогового законодательства начальник государственной налоговой инспекции или его заместитель должен учесть характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

      В соответствии со ст. 34 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное нарушение налогового законодательства, признаются:

      — чистосердечное раскаяние виновного;

      — предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или устранение причиненного вреда;

      — совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

      — совершение правонарушения несовершеннолетним;

      — совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

      Начальник (его заместитель) налогового органа может признать смягчающими и другие обстоятельства.

      В соответствии со ст. 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность за нарушения налогового законодательства, признаются:

      1. Продолжение противоправных действий несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить их.

      Например, гражданин продолжает торговать изделиями из драгоценных металлов, несмотря на требование государственного налогового инспектора прекратить торговлю.

      2. Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию. Учитывая, что по ряду административных нарушений налогового законодательства за повторное совершение предусмотрены специальные меры ответственности, а по остальным установлены фиксированные размеры административных штрафов, это обстоятельство применительно к административной ответственности за нарушения налогового законодательства носит декларативный характер.

      3. Совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление.

      Не имеет значение — было это налоговое преступление или какое-либо другое.

      4. Совершение правонарушения группой лиц.

      5. Совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (даже если в результате этого опьянения нарушитель оказался в невменяемом состоянии).

      6. Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах (например, во время военных действий).

      Должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать то или иное обстоятельство отягчающим.

      За административные нарушения налогового законодательства предусмотрен только один вид административного взыскания — административный штраф. Таким образом, налоговые органы не могут наложить на нарушителя такие административные взыскания, как предупреждение; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация (безвозмездное изъятие) предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

      В соответствии с частью первой ст. 33 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскание за административное правонарушение налагается строго в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, поэтому налоговые органы не имеют права налагать административные штрафы за нарушения налогового законодательства в размерах меньших, чем это предусмотрено налоговым законодательством.

      Учитывая, что согласно ст. 9 и 27 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения, при исчислении административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, следует использовать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством, действовавшим на момент совершения административного нарушения налогового законодательства, а при исчислении административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда и налагаемого за длящееся административное нарушение налогового законодательства, следует использовать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством, действующим на момент пресечения правонарушения.

      При совершении одним лицом двух или более административных нарушений налогового законодательства административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одной и той же государственной налоговой инспекцией, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение (то есть за которое предусмотрена более высокая санкция). Таким образом, государственным налоговым инспекторам не следует сразу в один день передавать своим начальникам протоколы об административных нарушениях налогового законодательства, совершенных одним и тем же лицом. Лучше представлять их постепенно — по одному, но каждый день, после рассмотрения предыдущего.

      Дело об административном нарушении налогового законодательства может быть прекращено производством только при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), которые мы уже рассматривали выше, или при малозначительности правонарушения (ст. 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). В соответствии с этой статьей при малозначительности совершенного административного нарушения налогового законодательства начальник государственной налоговой инспекции (его заместитель) может освободить нарушителя от административной ответственности, прекратив дело производством, и ограничиться устным замечанием.

      Копия постановления о наложении административного взыскания или о прекращении дела производством вручается под расписку или высылается (о чем делается соответствующая запись в деле) правонарушителю в течение трех дней. Несоблюдение этого порядка или трехдневного срока влечет за собой опротестование постановления и признание его не соответствующим законодательству.

      Приложение № 1

      П Р О Т О К О Л
      об административном правонарушении

      “___” __________ 19___
      ____________________________
      (место составления протокола)

      ____________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество, должность, чин сотрудника налогового органа)

      Госналогинспекции по _________________________________________________________

      составил настоящий протокол:

      _____________________________________________________________________________
      (время, место и существо административного правонарушения)

      в результате чего был(и) нарушен(ы)________________________________________________

      (указать нарушенные статьи налоговых законов)

      Факт нарушения удостоверяется ____________________________________________________

      (перечислить прилагаемые документы,

      __________________________________________________________________________________
      подтверждающие данное нарушение налогового законодательства)

      СВЕДЕНИЯ О ПРАВОНАРУШИТЕЛЕ

      Фамилия, имя, отчество _______________________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *