Правоотношение и правонарушение план

Занятие 4. Правонарушения. Юридическая ответственность

Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следущими признаками( схема 2 ):

1. Правонарушение — это поведение, которое может выражаться в действии или в бездействии. Правонарушениями не могут быть мысни, чувства людей, сколь бы страшными они не были. Правонарушением является только противоправное поведение. Безднйствие является правонарушением в том случае, если человек должен был выполнить определённые обязанности, но не выполнил.

2. Правонарушения противоречат нормам права . В отличие от правомерного поведения, которое может либо быть прямо указано в качестве разрешенного (каждый имеет свободу слова), либо вытекать из духа закона (разрешено всё, что не запрещено), противоправные деяния должны быть чётко сформулированы в законе.

3. Правонарушения совершаются толькот людьми . Этот признак распространяется и на организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, работающие в них.

4. Правонарушением признаётся виновное поведение . Человек считается виновным, если будет установлено,что он совершил противоправное деяние осознанно.

5. Правонарушение имеет общественно опасный характер , т.е. причиняет вред общественным отношениям. Кому может быть причинён вред? Отдельной личности, государству в целом или интересам всего общества.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Виды правонарушений.

Все виды правонарушений по степени опасности делят на две группы: преступления и проступки ( схема 3 ).

Преступления — это самые опасные виды правонарушений, которые определены Уголовным кодексом РФ. Преступления могут совершаться в различных сферах общественной жизни и посягают различеые ценности, существующие в обществе (жизнь и здоровье человека, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и др.). В связи с повышенной общественной опасностью преступлений за их совершение устанавливаются наиболее суровые наказания. Вот почему вопрос о том, что именно считается преступлением, решается только высшим законодательным органом, а перечень наказуемых деяний, изложенных в Уголовном кодексе, не подлежит дополнению и расширительному толкованию ни с чьей стороны.

Проступки — это наиболее многочисленная группа правонарушений. Хотя они и характеризуются меньшей степенью вредности, но в совокупности могут нанести очень большой вред. Проступки очень неоднородны и могут встречаться в различных сферах нашей жизни. В зависимости от этого они делятся на несколько видов( схема4 ):

1. Адимнистративные проступки — Это правонарушения, негативно сказывающиеся на общественном порядке и не связанные с выполнением служебных (трудовых обязанностей). Термин «общественный порядок» следует понимать широко, а именно как нарушение различных сторн жизни общества: общественного спокойствия, правил дорожного движения, экологических правил, безбилетный проезд в общественном транспорте и т.п.

2. Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются на работе, по месту учёбы и нарушают порядок работы данных организаций. К ним можно отнести опоздания, прогулы, ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей и т.п.

3. Гражданские проступки выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда. Например, невыполнение или ненадлежащее выполнение договора.

4. Финансовые проступки связаны в основном с нарушением обязанности платить налоги.

5. Семейные проступки — это проступки в области брачно-семейных отношений, т.е. отношений между супругами, между родителями и детьми. Напримнр, если один из супругов тратит все деньги только на себя — это нарушение нормы Семейного кодекса согласно которой каждый из супругов должен способствовать повышению благосостояния семьи.

Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение .

Она характеризуется следующии признаками (схема 5) :

1.Юридическая ответственность налагается от от имени государства.

2. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение , т. е. деяние противоправное и к тому же осознанное,виновное.

3.Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя. Они весьма различны и могут носить характер либо личный (например, лишение свободы), либо имущественный (штраф, конфискация и т.п.).

Возлагая на правонарушителя отрицательные для него последствия, государство преследует следующие цели :

1.Восстановить справедливость и защитить нарушенные права граждан и организаций.

2.Исправить и перевоспитать правонарушителя.

3.Предупредить совершение противоправных деяний со стороны других людей.

Юридическая ответственность — это «ответ» государства на нарушение норм права, именно поэтому она основывается на следующих принципах (схема 6) :

1. Основным принципом юридической ответственности является законность . Не может быть юридической ответственности за деяние, не предусмотренное законом. Кроме того, закон предусматривает конкретную форму юридической ответственности за совершение каждого правонарушения.

2.Не менее важным принципом юридической ответственности является её обоснованность . Суть его в том, что ответственность определяется на основании тщательного изучения и правильной правовой оценки всех обстоятельств правонарушения.

3.К принципам юридической ответственности относится и её неотвратимость . Юридическая ответственность важна, если каждый правонарушитель не останется безнаказанным. Это в свою очередь во многом зависит от работы правоохранительных органов.

4. Своевременность — ещё одна необходимая черта юридической ответственности. Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. установленного законом периодавремени. Срок давности позволяет применять меры ответственности тогда, когда это максимально эффективно.

5.Очень важным является принцип индивидуальной ответственности . Он обязывает максимально учитывать особенности лица, совершившего правонарушение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

6.Необходимым признаком юридической ответственности является состязательность прцесса . Она выражается в педосавлении возможности лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, активно участвовать в процессе и тем самым защищать свои интересы, а также прибегать к защите адвоката.

7.Принцип презумпции невиновности . Он закреплён в статье 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Более того, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

8.Отдельно можно выделить такой принцип юридической ответственности, как справедливость . Особенность этого принципа проявляется в том, что в отличие от всех вышеописанных он характеризует юридическую ответственность не с правовой, а с моральной стороны. В основе справедливой ответственностилежит, прежде всего, соблюдение принципа соразмерности правонарушения и ответственности за его совершение.

Подобно тому как разграничиваются виды правонарушений, выделяют шесть видов юридической ответственности ( схема 7 ). Рассмотрим их в порядке убывающей тяжести:

1. Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, т.е. деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, и характеризуется наиболее жёсткими санкциями, в числе которых лишение свободы и смертная казнь. Уголовная ответственность устанавливается только законом и применяется исключительно в судебном порядке.

2. Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, все виды которых перечислены в Кодексе об административных правонарушениях. Административные санкции — менее жёсткие по сравнению с уголовными, но вместе с тем довольно ощутимые: арест, штраф, конфискация предметов и др. Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничет с преступлениями (мелкое хулиганство, мелкое хищение и пр.).

3. Дисциплинарная ответственность следует за нарушение трудовых обязанностей Дисциплинарные санкции (предупреждение, выговор, увольнение и др.), хотя и не столь суровы, способнызначительно умалить честь и достоинство работника, уважение к нему в коллективе. Вот почему, оказывая определённое воспитательное воздействие на нарушителя трудовой дисциплины, они предотвращают совершение им новых проступков.

4. Гражданская ответственность применяется за совершение гражданского правонарушения, т.е. причинение имущественного вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых отношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причинённый имущественный вред.

5. Финансовая ответственность наступает в основном за неуплату налогов. Финансовые санкции также довольно ощутимы, к их числу относятся различные штрафы и даже арест банковскогосчёта.

6. Семейная ответственность назначается за семейные проступки, носящие самый разнообразный характер. Семейно-правовые санкции не столь разнообразны, однако их влияние на частную жизньгражданина может быть сильным (например, развод, раздел имущества, лишение родительских прав и др.).

ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов

— формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений и правонарушений, строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами;

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение устанавливать причинно-следственные связи между правонарушением и юридической ответственностью;

— умение выполнять познавательные проблемные задания на правовом материале;

— владение базовыми понятиями «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность»;

— владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений;

— сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1) продолжить формирование приверженности ценностям, закреплённым Конституцией РФ, раскрывая сущность права на судебную защиту;

2) углубить знание понятий «правоотношения», «правонарушение», «юридическая ответственность»;

3) развить у учащихся умение оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции их соответствия правовым нормам; способствовать формированию у школьников стремления и готовности поступать в соответствии с предписаниями юридических норм, соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности.

II. Место темы в системе учебных занятий

Занятие строится с акцентированной опорой на внутри- предметные связи (в первую очередь на курс обществознания в основной школе).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Право. 10 класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др. — М., 2013. — § 14, 18.

Кашанина Т. В., Кашанина А. В. Право. 10—11 класс. — М., 2010.

Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Ч. 1. — М., 2010.

Можно использовать ИКТ для трансляции на доску схем, создаваемых учениками на уроке («Признаки правоотношений», «Структура правоотношений», «Признаки юридической ответственности»), УК РФ (ст. 14 и 15).

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

1-й час: рассмотрение первых трёх пунктов плана урока. 2-й час: рассмотрение четвёртого и пятого пунктов.

Рекомендуем поставить перед учащимся ряд вопросов, обрисовывающих общую проблематику занятия: в какие правоотношения чаще всего вступает среднестатистический гражданин? К чему это его обязывает? Что бывает в случае нарушения норм права? Что человек может предпринять в случае нарушения его прав?

У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие те или иные правоотношения, виды правонарушений и юридической ответственности (желательно записать их на доске, распределив по трём соответствующим группам). В процессе корректировки ответов можно перейти к вопросу о сущности названных понятий и их признаках.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что такое правоотношение.

2. Что такое правонарушение.

3. Юридическая ответственность.

4. Система судебной защиты прав человека.

5. Развитие права в современной России.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, обращаем внимание учащихся на список видов правоотношений (созданный учащимися) и просим их подумать над следующими вопросами: почему приведённые примеры общественных отношений отнесены к правоотношениям? Кто является участником каждого из названных видов правоотношений?

На основе полученных ответов класс заполняет схему «Признаки правоотношений». Её примерное содержание:

При обобщении результатов этой работы важно подчеркнуть специфику правоотношения, которая заключается в том, что основой для его возникновения может служить только норма права. В наиболее подготовленном классе (или для выпускников, которые планируют сдавать экзамен по предмету) рекомендуем рассмотреть (с опорой на обществоведческие знания, полученные в основной школе) вопрос о структуре правоотношений и характеристике субъекта правоотношений (правоспособность и дееспособность).

Результаты обсуждения можно оформить в виде схемы:

2. Изучение второго пункта плана можно организовать как самостоятельную работу учащихся с соответствующим текстом учебника (с опорой на схему). Предварительно следует поставить перед учащимися вопрос: по каким признакам поведение человека признаётся правонарушением?

Обсуждение результатов этой работы следует провести по следующим вопросам: можно ли в формулировке признаков правонарушения вместо слова «деяние» использовать слово «действие»? В чём проявляется противоправность правонарушений? Какое деяние является общественно опасным? Что понимают под виновностью деяния? Чем преступление отличается от проступка?

Для того чтобы раскрыть вопрос о признаках преступления и их категориях, советуем обратиться непосредственно к УК РФ (ст. 14, 15), желательно продемонстрировать их для всех учащихся одновременно (возможно привлечение ИКТ).

3. Переход к изучению вопроса о юридической ответственности вполне логичен: важно подчеркнуть связь между правонарушением и государственным принуждением. Юридическая ответственность применяется только к лицу, виновному в нарушении нормы права. Государство не только устанавливает эти нормы, но и охраняет их. Это один из важнейших признаков права как социального регулятора. С целью охраны правового порядка в определённых законом случаях государство применяет меры принуждения.

Рекомендуем оформить результаты изучения в виде следующей схемы:

Следует отметить, что виды юридической ответственности в учебнике только названы. Объясняем, что вопрос о различных видах юридической ответственности и связанных с ними санкциях будет рассматриваться при изучении отдельных отраслей права на последующих уроках, посвящённых современному российскому законодательству.

4. Приступая к изучению четвёртого пункта, можно предложить учащимся ответить на вопрос: куда следует обратиться человеку в случае нарушения его права на защиту?

Можно заменить вопрос проблемным заданием. Например: гражданин П., 45 лет, был уволен с занимаемой должности. Он считает такое решение неправомерным. Куда следует обратиться гражданину П. для восстановления справедливости?

Как правило, подобные задания (вопросы) не вызывают затруднения у учащихся. Обращаем внимание, что в жизни возможна масса других ситуаций, когда нарушаются права человека, унижается его достоинство, и самый надёжный цивилизованный путь защиты прав — это обращение в суд.

Предлагаем учащимся вспомнить, какие суды составляют систему судов РФ. Рекомендуем организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментом данного раздела параграфа (третий—пятый абзацы) с последующим заполнением таблицы «Система судов в РФ».

Система судов в РФ

Суды общей юрисдикции

Проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти

Рассматривать уголовные, гражданские и административные дела

Решать споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации

Какие суды входят

Конституционный суд РФ, Конституционные суды субъектов РФ

Верховный суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды

Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ

Важно акцентировать внимание учащихся на том, что все суды РФ составляют единую систему, которую устанавливают Конституция РФ и федеральные законы.

5. К изучению пятого пункта плана учащиеся уже подготовлены: почти все указанные в разделе «Развитие права в современной России» нормативные правовые акты им практически знакомы.

При объяснении материала желательно подчеркнуть основные ценности и ориентиры, закреплённые Конституцией РФ. Далее речь идёт о целом ряде кодексов. Учащимся предлагается, опираясь на обществоведческие знания, полученные в основной школе (а в случае затруднения — опираясь на текст учебника), назвать основные кодексы, дать им общую характеристику и указать сферу их действия.

Завершить беседу можно разговором о реформировании судебной системы РФ. Ставятся вопросы: почему реформирование судебной системы РФ — процесс не только долгий, но и трудный? Как это связано с особенностями судебной власти по сравнению с другими ветвями власти в правовом государстве? В случае затруднения можно рекомендовать учащимся обратиться к тексту учебника (три последних абзаца).

Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить задание 3 к параграфу (с. 217).

Можно также предложить следующие задания:

1. Укажите правильный ответ.

1) урегулированные нормами права общественные отношения, предполагающие применение мер государственного воздействия

2) урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны друг с другом юридическими правами и обязанностями

3) совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сферу общественных отношений

4) установленную государством и гарантированную нормами права способность субъекта общественных отношений иметь юридические права и обязанности

2. Укажите правильный ответ.

Гражданин Р. не оплатил проезд в общественном транспорте. Это пример правонарушения

3. Укажите правильный ответ.

Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния называют

4. Установите соответствие между ситуациями и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Виды юридической ответственности

A) гражданин совершил разбойное нападение на прохожего

Б) покупательница попыталась вынести из магазина неоплаченный товар

B) работник без уважительной причины не вышел на работу

Г) туристическая фирма не выполнила условия, обозначенные в договоре с клиентом

Д) студент опоздал к началу лекции

3) гражданско- правовая

Запишите выбранные цифры в таблицу.

5. Марина обратилась в органы внутренних дел с заявлением о пропаже паспорта. Охарактеризуйте структуру возникшего правоотношения (субъекты, объект, содержание).

В менее подготовленном классе: § 20, вопросы для самопроверки и задания 2 и 4 к параграфу.

В более подготовленном классе: § 20, четырём группам подготовить по одному развёрнутому плану по темам параграфа:

3) Юридическая ответственность.

4) Система судов РФ (на основе текста Конституции РФ, гл. 7).

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Правоотношения и правонарушение

Данная презентация будет доступна и понятна детям. Можно использовать при организации подготовки к экзаменам по предмету.Презентация дает представление детям о том, что такое правоотношение и правонарушение,чем отличаются эти два понятия друг от друга. Можно получить представдление о видах правонарушения: проступок и преступление.

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и правонарушение »

Правоотношения и правонарушения

Что такое правоотношение

Что такое правонарушение

Система судебной защиты человека

Развитие права в современной России

Правоотношение – это прежде всего общественные отношение, т.е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения меду человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникать только по поводу этих объектов.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами.

Участники правоотношения связаны взаимным юридическими правами и обязанностями.

Правоотношения могут возникать только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством.

Правоотношение – это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

Поведение добропорядочного человека можно определить как обычное, нормальное, хорошее. На языке юристов его называют правомерным, т.е. соответствующим требованиям права.

Поведение не соответствующее требованиям права – неправомерное, противоправное.

Правонарушение – неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

1.Правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие).

Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях.

2.Протвоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы действующего права.

3. Общественная вредность. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно вредным признается все то, что ущемляет интересы участников правоотношения.

4. Виновность деяние, т.е. наличие вины. Без вины нет правонарушения – это правовая аксиома. Вина на юридическом языке – это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо признается виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно выбор свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение.

5. Правонарушение влечет за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения.

Правонарушения разделяют на две группы

Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность возлагается:

  • только за правонарушение, т.е. за виновно совершенное деяние;
  • только от имени государства;
  • обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных последствий.
  • Юридическая ответственность всегда связана с дополнительным юридическим бременем, которое ложится на плечи правонарушителя штраф, конфискация имущества, лишение свободы и т .д.).

    Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, гражданская, дисциплинарная, уголовная. Самый суровый вид ответственности – уголовный.

    Система судебной защиты прав человека

    Обычные суды, или суды общей компетенции

  • Несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды построены следующим образом:
  • а) нижним и вместе массовым звеном данной ветви являются районные (городские) суды, именно суда обращается основная масса граждан;

    б) среднее звено – это суды субъектов РФ;

    в) Верховный суд РФ возглавляет всю систему обычных судов.

    Решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят:

    а) суды субъектов РФ (нижнее звено);

    б) федеральные арбитражные суды (среднее звено);

    в) Высший арбитражный суд РФ.

    Все суды этой ветви – в пределах своей компетенции – призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан – предпринимателей.

    Основной смысл деятельности судебной системы

    Утверждать господство права и свободы граждан. Свою работу суды строят на основе единой системы права – материальных и процессуальных законов, имеют общие принципы организации и деятельности, а все судьи страны – единое правовое положение.

    Право обращаться в суд имеют все граждане РФ, начиная с 14 лет. Нужно только подать составленное по определенной форме исковое заявление.

    Реформирование судебной системы

  • Судебная власть наиболее слабая. Объясняется это тем, что она не опирается непосредственно на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки.
  • 2. Судебная власть не располагает такими значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть.

    3. Основная опора судебной власти имеет нематериальный характер: в цивилизованном обществе такой опорой служит уважение общества к праву и суду.

    Правоотношения и правонарушения

    Правоотношения – это вид общественных отношений, возникающих между субъектами права по поводу определенного объекта.

    Понятие правоотношения

    Правоотношения имеют тесную связь с юридическими нормами. Однако следует отметить, что юридические нормы не провоцируют возникновение правоотношений, а только регулируют уже существующие. Правоотношения состоят из субъектов объектов и содержания.

    Понятие правонарушения

    Правонарушение представляет собой противоправное виновное деяние (действие либо бездействие), которое противоречит нормам права, совершено деликтоспособным лицом или группой лиц.

    Правонарушение всегда влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения делятся на две основные группы: преступления и проступки.

    Проступки могут быть административными, дисциплинарными, трудовыми или гражданскими.

    В группу преступлений входят деяния, которые нарушают нормы уголовного кодекса. Уголовные преступления бывают различных категорий тяжести.

    Виды юридической ответственности

    Юридическая ответственность — это применение мер государcтвeннoгo принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

    В приведенном определении следует отметить ряд важных признаков юридической ответственности, которая возлагается:

    1) только за правонарушение, т. е. за виновно coвершенное деяние;

    2) только от имени еосударства;

    3) обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных последствий.

    Юридическая формула «неблагоприятные последствия» внешне дoстаточно деликатная, на самом деле она предполагает целый ряд серьезных наказаний: в зависимости от тяжести правонарушения это может быть и штраф, и конфискация имущества, и лишение свободы и т. д.

    Важно понять, что юридическая ответственность всегда связана с дополнительным бременем, которое ложится на плечи правонарушителя.

    Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, угoловная, гражданская и др. Самый суровый вид oтвeтcтвeнности — уголовная. Она наступает за совершенное преступление, остальные — за проступок.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Источники права: правовые акты и конституция в иерархии нормативных актов
    Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПредпосылки правомерного поведения: правосознание и правовая культура

    Все неприличные комментарии будут удаляться.

    Презентация по обществознанию «Правоотношения и правонарушения» (10 класс)

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    план 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. 2. Система судебной защиты в РФ. 3. Развитие права в РФ.

    1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правоотношения Возникает только на основе норм права Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей Охраняется государством Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон

    правоотношение- это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности

    Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу в целом и каждому его представителю в частности, наказываемое в соответствии с законом

    1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правонарушения Противоправное деяние Общественное вредное деяние Виновное деяние Всегда деяние

    1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений Преступления (уголовные правонарушения) Правовые проступки: гражданские, административные, дисциплинарные и др.

    1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Юридическая ответственность Возлагается только от имени государства Предполагает применение мер государственного принуждения Возлагается только за правонарушения

    ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВИНУ НЕДОПУСТИМОСТЬ УДВОЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

    ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ УГОЛОВНАЯ

    Виды проступков АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК Деяние, наносящее ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК Нарушение трудовой ,служебной , воинской,учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ Правонарушение ,совершенное в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность , например, достоинство

    СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 1.Субъект правонарушения ( физическое лицо или юридическое лицо ( организация )).Субъектом может быть лишь человек, достигший определенного возраста ( 14 лет) и психически вменяемый. 2.Объект правонарушения, т.е. общественные отношения, регулирующиеся и охраняемые правом ( например, отношения собственности) 3.Объективная сторона правонарушения , т.е. его характеристика как противоправного деяние, направленного на определенный объект –общественные отношения, охраняемые правом. 4.Субъективная сторона правонарушения , показывающая виновность лица, совершившего противоправное деяние, характеризующая его психическое отношение к содеянному

    ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ общественная опасность противоправность виновность наказуемость

    Виды правонарушения ПРЕСТУПЛЕНИЯ Общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством ПРОСТУПКИ Виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлениями

    Обстоятельства, исключающие преступность деяния необходимая оборона крайняя необходимость причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление физическое или психическое принуждение обоснованный риск

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Ответственность за административные проступки, предусмотренные административным законодательством

    КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ( извлечения)

    Статья 3.2 Виды административных наказаний 1.За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания : 1) предупреждение 2)административный штраф 3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения 4)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 5)лишение специального права, предоставленного физическому лицу 6)административный арест 7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

    Статья 3.2.Виды административных наказаний ( продолжение) 8)дисквалификация 9)административное приостановление деятельности 2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 настоящей статьи. 3. Административные наказания , перечисленные в пунктах 3-9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом

    ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда

    ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (извлечения)

    Статья 12.Способы защиты гражданский прав Защита гражданских прав осуществляется путем : Признания права Восстановления положения , существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Самозащиты права Присуждения к исполнению обязанности в натуре Возмещения убытков

    Статья 12.Способы защиты гражданских прав (продолжнение) Взыскание неустойки Компенсации морального вреда Прекращение или изменения правоотношения Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону Иными способами, предусмотренными законом

    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применяется за нарушение трудовой , учебной , воинской , служебной дисциплины

    ТРУДОВОЙ КОДЕКС (извлечения)

    Статья 192.Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка , то есть неисполнение или ненедлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей , работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания : 1)Замечание 2) Выговор 3) Увольнение по соответствующим основаниям Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий , не предусмотренных федеральными законами , уставами и положениями о дисциплине.

    МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Наступает за ущерб , причиненный предприятию , организации , учреждению рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей

    Трудовой Кодекс . Глава 39. Материальная ответственность работника Статья 238.Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю Статья 239.Обстоятельства,исключающие материальную ответственность работника Статья 241. Пределы материальной ответственности работника Статья 242. Полная материальная ответственность работника. Статья 243. Случаи полной материальной ответственности Статья 246. Определение размера причиненного ущерба. Статья 248. Порядок взыскания ущерба.

    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применяется только за преступления и является наиболее жесткой формой государственного принуждения , направленной преимущественно на личность виновного

    2. Система судебной защиты в РФ Система судов РФ Конституцион-ные суды Конституцион-ный суд РФ. Конституцион-ные суды субъектов РФ Суды общей компетенции Верховный суд РФ. Районные суды. Военные суды. Суды субъектов РФ Арбитражные суды Высший арбитражный суд РФ. Федеральные арбитражные суды. Арбитражные суды субъектов РФ

    Система судов в РФ

    3. Развитие права в РФ Конституция Федеральные конституционные законы Федераль-ные законы, кодексы

    Развитие права в современной России Главным развитием права в современной России считается принятие в 1993г. новой Конституции РФ. С новой Конституцией вошли и новые правовые ценности и ориентиры: права и свободы человека, демократические, социальное, федеративное, правовое государство гражданское общество с различными формами собственности, свободой экономической деятельности, многопартийностью. конституция впервые в истории России поставила право выше власти, закрепив обязанность всех органов государственной власти соблюдать Конституцию и законы. Следует сказать о разработке первой и второй частей Гражданского кодекса РФ (1994 и 1996 гг.). Были приняты новый уголовный кодекс РФ(1997г.), Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях.

    1. Укажите правильный ответ. Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния называют правоотношением правонарушением нормативно-правовым актом юридической ответственностью

    2. Укажите правильный ответ. Правоотношением называют урегулированные нормами права общественные отношения предполагающие применение мер государственного воздействия урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны друг с другом юридическим правами и обязанностями совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сфер общественных отношений установленную государством и гарантированную норма ми права способность субъекта общественных отношений имеет юридические права и обязанности

    3. Укажите правильный ответ. Гражданин Р. не оплатил проезд в общественном транспорте Это пример правонарушения уголовного гражданско-правового административного дисциплинарного

    4. Установите соответствие между ситуациями и видами юри­дической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

    5. Марина обратилась в органы внутренних дел с заявлением о пропаже паспорта. Охарактеризуйте структуру возникшего правоотношения (субъекты, объект, содержание)

    Номер материала: ДБ-533581

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Правоотношения и правонарушения. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс, базовый уровень

    Презентация по обществознанию «Правоотношения и правонарушения» предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание. 10 класс, базовый уровень» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

    Просмотр содержимого документа
    «Правоотношения и правонарушения. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс, базовый уровень»

    Обществознание, 10 класс

    ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    таблицу «Виды юридической ответственности»

    © ред. А.И. Колмаков

  • содействовать пониманию учащимися сущности и особенности источников права;
  • добиться осознания иерархии законов и подзаконных актов;
  • пробудить чувство правовой ответственности, продолжить правовое воспитание.
  • Знать определения основных

    — разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности;

    — раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

    — определять особенности правонарушений;

    — объяснять различия между проступком и преступлением;

    — называть главные черты юридической ответственности;

    — объяснять основные цели деятельности судебной системы.

  • правоотношения;
  • правонарушение;
  • юридическая; ответственность,
  • судебная защита
  • Изучение нового материала

    • Правоотношения и правонарушения.
    • Виды юридической ответственности.
    • Система судебной защиты прав человека.
    • Развитие права в современной России.
    • Может ли бездействие стать правонарушением?
    • Сколько шагов отделяет проступок от преступления?
    • Как защитить свои права?
    • Основные признаки правоотношения

      Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон

      Возникает только на основе норм права

      Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей

      правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности

      Правоотношение – общественное отношение между людьми, регулируемое нормами права.

      Основные признаки правонарушения

      Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность

      Общественное вредное деяние

      гражданские, административные, дисциплинарные и др.

      Возлагается только за правонарушения

      Возлагается только от имени государства

      Предполагает применение мер государственного принуждения

      Система судебной защиты в РФ

      Суды общей компетенции

      Конституционный суд РФ. Конституционные суды субъектов РФ

      Районные суды. Военные суды. Суды субъектов РФ

      Высший арбитражный суд РФ.

      Федеральные арбитражные суды. Арбитражные суды субъектов РФ

      Развитие права в РФ

      Федеральные конституционные законы

      Федеральные законы, кодексы

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

  • Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. — М. 2011.
  • Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: 2006.
  • Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: 2011.
  • Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008.
  • Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс — презентация

    Презентация была опубликована 4 года назад пользователемБорис Тунин

    Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс, Боголюбов

    Похожие презентации

    Презентация 10 класса по предмету «История» на тему: «Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Подготовила: учитель истории и обществознания ГБОУ ЦО 633 Калининского района г. Санкт-Петербурга Устинова Мария Михайловна

    2 план 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. 2. Система судебной защиты в РФ. 2. Система судебной защиты в РФ. 3. Развитие права в РФ. 3. Развитие права в РФ.

    3 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правоотношения Возникает только на основе норм права Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей Охраняется государством Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон

    4 правоотношение- это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности

    5 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правонарушения Противоправное деяние Общественное вредное деяние Виновное деяние Всегда деяние

    6 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений Преступления (уголовные правонарушения) Правовые проступки: гражданские, административные, дисциплинарные и др.

    7 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Юридическая ответственность Возлагается только от имени государства Предполагает применение мер государственного принуждения Возлагается только за правонарушения

    8 2. Система судебной защиты в РФ Система судов РФ Конституцион- ные суды Конституцион- ный суд РФ. Конституцион- ные суды субъектов РФ Суды общей компетенции Верховный суд РФ. Районные суды. Военные суды. Суды субъектов РФ Арбитражные суды Высший арбитражный суд РФ. Федеральные арбитражные суды. Арбитражные суды субъектов РФ

    9 3. Развитие права в РФ Конституция Федеральные конституционные законы Федераль- ные законы, кодексы

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *