Что такое потоварный налог

Государственное регулирование рынка. Рента (излишек) покупателя и продавца

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1 ) определяет рыночное равновесие (E 1 ) с ценой P e 1 и объемом Q e 1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S 2 ). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 . Прежний равновесный объем Q e 1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e 1 +T). Hо при данной цене спрос (Q d 2 ) значительно меньше прежнего (Q e 1 ). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2 ). Hовая равновесная цена P e 2 окажется выше прежней (P e 1 ), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2 ). Меньшим будет и новый равновесный объем (Q e 2 e 1 ).

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену P e 2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e 2 — P e 1 ). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e 2 , выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P — за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e 1 — P — ).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e 1 потребитель готов покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только Q S 2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e 2 , а объем продаж — Q e 2 . Цену P e 2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (P e 1 — P e 2 ) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены P e 2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + — P e 1 ,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение — нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

Дотации. Дотация — выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S 2 ). В том числе прежний равновесный объем по цене P — (P — = P e 1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d 2 ). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Hовая равновесная цена будет больше P — , но меньше прежней равновесной P e 1 . Равновесный объем вырастет (Q e 2 > Q e 1 ). Продав покупателю товар в объеме Q e 2 по цене P e 2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + — P e 1 ), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена P e 2 будет меньше прежней P e 1 .

Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации — покупателю или продавцу — в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P 2 ), либо на более высоком (P 1 ), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором — их избыток, в третьем — очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

9.5 Регулирование рынка с помощью налогов и субсидий

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.

    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:

    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:

    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

  • положе кривая спроса;
  • круче кривая предложения.
  • 9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    Задачи по спросу и предложению — налоги и дотации

    Автор: Игорь Святославович Демин · Опубликовано 25.10.2017 · Обновлено 26.10.2017

    Задачи для самостоятельного решения

    (внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

    Задача 1

    Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

    Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

    [spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

    При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

    [/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

    Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

    0,5P+2=8-P

    Отсюда получим P=4

    Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

    Вначале переведем функцию предложения

    Q=0,5P+2

    в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

    P=2Q-4

    Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

    P=2Q-4+3

    P=2Q-1

    Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

    Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

    Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

    Q=0,5(P2-3) +2

    Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

    0,5P+0,5=8-P

    P=5

    Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

    Задача 2

    Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

    Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

    Какого размера налог нужно ввести государству?

    Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)

    Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

    Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

    Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.

    Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

    На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:

    Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

    Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
    [/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

    Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

    Из чего получаем

    P=4

    Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

    Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

    Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

    2=12-2P

    Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

    Подставляем Q2 в формулу предложения:

    2=2P-4

    В результате получаем:

    P2P3=2

    Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

    Задача 3

    Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

    Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

    Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

    Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

    [spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

    Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.

    Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

    7-5/7*P=3/7*P+2

    Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

    При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

    Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

    3/7P+2=9/2

    P3=35/6

    Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

    P3P2=35/6-7/2=7/3

    Это и есть первый ответ: 7/3

    Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

    Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

    А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

    Таким образом, Q2 относится к Q1 как

    Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

    36/31-1=5/31

    Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Потоварный налог

    Потоварные налоги и дотации сопровождаются тем меньшими потерями, чем меньше вызываемое ими изменение объема производства и потребления. [1]

    Поскольку потоварный налог уплачивает продавец, то цена для него составит Р — — Р — 1.6, где Р — цена, которую платит покупатель. [2]

    Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать ( скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги ( штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. [3]

    Мы рассматриваем потоварный налог , установленный в размере Т рублей с каждой единицы продаваемого товара и взимаемый с продавца. [5]

    Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. За изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. [6]

    Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спросаи предложения. На рис. 2.18 опо-казана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен ( без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка. [7]

    Но последствия введения потоварного налога и дотации не во всем противоположны. Сумма налогового сбора меньше, чем снижение излишков покупателей и продавцов; выплаты из бюджета при дотации, напротив, превышают суммарное увеличение их излишков. И в том, и в другом случае возникают чистые потери общества. В случае дотации их величина соответствует площади треугольной области Е0Е2Е2, выделенной на рис. 9 штриховкой. [9]

    В результате введения потоварного налога сокращается объем как производства, так и потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Это означает, что налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. [10]

    Рассмотрим влияние на рыночное равновесие потоварных налогов . [11]

    Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. [12]

    Рассмотрим теперь возможность изъятия государством с помощью потоварного налога так называемого незаработанного дохода, который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры. [13]

    Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов . [15]

    7.4 Потоварный налог, потоварная субсидия

    Рассмотрим некий рынок (возьмем для примера совершенно конкурентный). Раньше, до вмешательства государства, на данном рынке продавалось некоторое количество продукции $Q^*$ по цене $P^*$. Сумму, которую потребители уплачивали за единицу продукции, полностью получали производители. Цена покупки $P_D$ была равна цене продажи $P_S$.

    Представим, что государство ввело на данном рынке потоварный налог по ставке $t$. Теперь фирма должна, получив от покупателя сумму $P_D$ за единицу продукции, отдать государству часть этой суммы, равную ставке налога $t$. В новых условиях фирма получает сумму $P_D-t$ за единицу товара. Фактически для фирмы уменьшилась цена, по которой она продает свой продукт. $P_S=P_D-t$. При введении налога количество покупаемого и продаваемого товара уменьшается.

    Действие, которое оказывает налог на ситуацию на рынке, эквивалентно снижению спроса или увеличению издержек. Налог, наложенный на покупателя, окажет такое же влияние на рынок, что и налог, наложенный на производителя.

    Рассмотрим, какое действие оказывает налог на функции издержек одной фирмы:

    Пример 1
    Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство вводит налог по ставке 4, найти равновесное количество продаваемого товара, цену покупателя ($P_D$), цену продавца ($P_S$).

    Решать такую задачу удобно, составив следующую систему уравнений:

    Пример 2
    Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство хочет максимизировать сумму налоговых поступлений. Найдите $Q^*$, $P_D$, $P_S$, оптимальную ставку налога, сумму налоговых поступлений, построить кривую Лаффера

    Сумма налоговых поступлений будет равна ставке налога, умноженной на количество проданного товара:

    Данная функция, описывающая зависимость суммы налоговых поступлений от ставки налога, называется кривой Лаффера.

    Максимизируем данную функцию:

    $T»(t)=-1 0$, фирма остается на рынке

    Пример 4

    Действие потоварной субсидии обратно действию потоварного налога.

    Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство вводит субсидию по ставке 4, найти равновесное количество продаваемого товара, цену покупателя ($P_D$), цену продавца ($P_S$).

    Покупатель платит за единицу товара $P_D$ меньшую $P_S=P_D+s$

    Регулирование рынка

    Регулирование рынка.

    В составе налогов выделяют прямые налоги и косвенные налоги .

  • Прямые налоги — налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.
    • Косвенные налоги — налоги, которыми облагаются расходы на товары.
    • Деньги не пахнут!

      Это выражение возникло из слов римского императора (69-79 гг. н.э.) Веспасиана, сказанных им, как передает в его жизнеописании Светоний, по следующему поводу.

      Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу первые деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они.

      На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: «И все-таки они из мочи». К словам Веспасиана восходит стих 14-й сатиры Ювенала: «Запах дохода хорош, каково бы ни было его происхождение».

      Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.

      Одним из наиболее распространенных видов косвенных налогов являются потоварные налоги, к которым следует отнести налог на добавленную стоимость и акцизный налог.

      Непосредственными плательщиками этих налогов являются продавцы . Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в гривнах, копейках) с каждой единица товара.

      Таким образом, потоварные налоги — это налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.

      К особой категории потоварных налогов относятся акцизные налоги . Акцизные налоги — налоги, которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью. В эту категорию традиционно попадают вино-водочные и табачные изделия.

      Введение потоварного налога порождает налоговое бремя . Налоговое бремя — это общая величина уплачиваемого налога. Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени . Распределение налогового бремени есть его разделение между покупателями и продавцами . Избыточное налоговое бремя — это чистые потери общества (потери благосостояния) от введения налога.

      Можно сделать выводы:

      • Снижение равновесного количества будет меньше, а общее налоговое бремя будет тем больше, чем менее эластичны спрос и предложение;
      • Цена вырастет на большую величину, а налоговое бремя покупателя будет тем больше, чем менее эластичен спрос и чем более эластично предложение;
    • Цена вырастет на меньшую величину, а налоговое бремя продавца будет тем больше, чем более эластичен спрос и чем менее эластично предложение.
    • Субсидии и дотации.

      В отличие от налогов, субсидия не является универсальным инструментом государственного вмешательства, она предоставляется выборочно. Формы субсидий могут быть весьма разнообразны. Например, льготные (пониженные) налоги для части производителей и отсрочки по их уплате также являются, по существу, субсидиями.

      Субсидия это предоставляемые государством финансовые и другие ресурсы для поддержки производства.

      На практике предоставление субсидий влечет ряд отрицательных последствий:

    • Нарушается «дисциплина рынка» — производитель меньше заботится о снижении издержек, внедрении новой техники, повышении качества продукции;
    • Порождается соревнование за субсидии, влияние на политиков, от которых зависит их выделение. Часто в этом соревновании задействуют большие ресурсы, чем совокупная сумма субсидий за которые идет борьба;
    • Субсидии способствуют созданию искусственных преимуществ для крупных предприятий (больше объем выпуска — больше сумма субсидии). В конечном итоге, это часто приводит к существенному ослаблению конкуренции.
    • В то же время субсидии могут способствовать некоторому сокращению неравенства в обществе когда, например, субсидируется производство продукции, необходимой для обеспечения детей и инвалидов.

      Таким образом, не следует думать, что всякий раз, когда рыночные механизмы оказываются неэффективными, государство должно вмешиваться в экономические процессы. В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к понижению экономической эффективности.

      Так, например, борьба с монополизмом может превратиться в борьбу с крупным производством, желание помочь сельскому хозяйству путем повышения закупочных цен — к экономическому иждивенчеству.

      Государственное регулирование рынков с помощью налогов.

      В современной рыночной экономике действует сложная система налогов, с помощью которых государство регулирует экономическую активность хозяйствующих субъектов (продавцов и производителей), а также оказывает влияние па потребление с целью сокращения покупок тех или иных товаров.

      Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц для финансирования своих экономических и социальных функций. С помощью налогов формируется специальный денежный фонд государства — государственный бюджет.

      Наиболее важными являются подоходный налог (налог на доходы физических лиц), налог на прибыль, налог на имущество и т.д. Широкое распространение получила практика гак называемых «нетоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота, акциз и др.

      Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

      Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет государства производитель (продавец) товара. На рис. 2.35 первоначальное равновесие представлено в точке Ес параметрами равновесной цены РЕи равновесного объема продаж

      Рис. 2.35. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцом

      Допустим, правительство ввело налог в размере ? руб. на каждую проданную единицу товара. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево вверх на величину ? в положение 5,. Такое смешение линии предложения на практике означает следующее. Если ранее продавцы согласны были предложить на рынке данный товар в объеме, соответствующем положению линии 5 в зависимости от уровня цены, то после введения налога каждый возможный объем товара они готовы предложить по цене на ? руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, которую они получали до введения налога. Прежний равновесный объем 0Е продавцы захотят продать по цене: Р (Р = РИ + ?). Но при данной цене объем спроса п окажется значительно меньше его прежнего значения (()Е). Возникнет затоваривание рынка, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение объема продаж. В свою очередь, снижение цены создаст стимулы для увеличения объема спроса. В конечном счете рынок займет новое положение в точке Е,, которая будет характеризоваться новыми посленалоговыми значениями равновесной цены РЕ( и равновесного объема продаж О,. Новая равновесная цена РЕ< окажется выше прежней Е), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (Р). Меньшим окажется и новый равновесный объем продаж (0,

      Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену РЕ/, которая выше прежней (доналоговой) цены на величину, равную разнице между новой (посленалоговой) ценой и прежней, доналоговой ценой Е — РЕ). Это

      «доля» покупателя в нетоварном налоге. Общее налоговое бремя, которое ложится на покупателя товара (либо на всех покупателей, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном спросе) равно произведению количества купленных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О,) на долю покупателя в потоварном налоге р — Рр):

      На рис. 2.35 налоговое бремя покупателя представлено площадью заштрихованного прямоугольника с соответствующей поясняющей выноской. Продавец же, получив с каждой проданной единицы товара цену РЕ<, выплатит из нее налог в размере ? руб. и фактически получит цену Р5 за свой товар. Его доля в потоварном налоге составит величину, равную разнице между той ценой, которую он получал до введения налога и ценой, которую он стал получать после введения и уплаты данного налога (РЕ — Р5).

      Общее налоговое бремя, которое ложится на продавца товара (либо на всех продавцов, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном предложении) равно произведению количества проданных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О,) на долю продавца в потоварном налоге (РЕ — Р$)’.

      В случае если потоварный налог будет введен на покупателя, например, уплата государственной пошлины при покупке недвижимости, логика представленного выше распределения налогового бремени сохранится. Только в этой ситуации наоборот произойдет параллельный сдвиг вниз линии спроса на величину налога I (рис. 2.36).

      Рис. 2.36. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого покупателем

      Нетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение налогового бремени между продавцом и покупателем. Прежний объем 0^Е потребитель готов покупать только по цене Р 1 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только (У$. Возникнет товарный дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит РЕ[, а объем продаж — &. Цену РЕ/ за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (РЕ — РЕ() образует долю продавца в налоге. Общее налоговое бремя, которое ложится на продавца товара (либо на всех продавцов, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном предложении) равно произведению количества проданных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О/) на долю продавца в потоварном налоге (РЕ — РЕ):

      В свою очередь, покупатель в дополнение к цене РЕ( платит еще пото- варный налог и фактическая цена для него составляет Рп. Превышение этой цены над первоначальной равновесной ценой РЕ, т.е. п — РЕ), образует долю покупателя в налоге. Общее налоговое бремя, которое ложится на покупателя товара (либо на всех покупателей, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном спросе) равно произведению количества купленных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О.) на долю покупателя в потоварном налоге п — РЕ):

      Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет государства. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

      Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от взаимных углов наклона линий спроса и предложения, т.е. от их эластичностей. На рис. 2.37 представлены некоторые из таких возможных вариантов.

      В случае если спрос и предложение характеризуются достаточно высокой эластичностью по цене, то введение потоварного налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае, когда спрос и предложение являются неэластичными, введение потоварного налога приведет к существенному увеличению равновесной цены и незначительному сокращению равновесного объема.

      Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями так же зависит от взаимных эластичностей спроса и предложения (рис. 2.38).

      Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение, то основную тяжесть налогового бремени будут нести покупатели (рис. 2.38, а). Такая ситуация, как правило, складывается на рынках товаров первой необходимости (электрические лампочки, хлеб и т.п.). В случае же, если наоборот,

      Рис. 2.37. Воздействие потоварного налога на рыночное равновесие в зависимости от углов наклона линий спроса и предложения:

      а — спрос и предложение эластичны по цене; б — спрос и предложение не эластичны

      Рис. 2.38. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями в зависимости от соотношения эластичностей спроса

      и предложения

      спрос достаточно эластичен, а предложение — нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т.п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на продавцов (рис. 2.38, 6).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *