Приказ конвоирование уис

Проблемы реализации функций конвоирования правоохранительными органами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кавокина Светлана Юрьевна

в статье рассматриваются особенности и проблемы правового регулирования и осуществления функции конвоирования учреждениями УИС, МВД России, а также воинскими формированиями, предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию распределения специальных перевозок между правоохранительными органами и укрепление взаимодействия с организациями, способствующими осуществлению конвоирования

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кавокина Светлана Юрьевна

ESCORTS PROV >the article deals with the peculiarities and issues of legal control and escort in institutions of penal system, in the Ministry of Internal Affairs of Russia, and in military units as well. A complex of measures on optimization of distribution the responsibility between law enforcement agencies and consolidation of interaction with the organizations assisting in escort are proposed in the article

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации функций конвоирования правоохранительными органами Российской Федерации»

?УДК 343.8 ББК 67.409.13

К12 S.YU. KAVOKINA

ESCORTS PROVIDED BY LAW-ENFORCEMENT PERSONNEL OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: the article deals with the peculiarities and issues of legal control and escort in institutions of penal system, in the Ministry of Internal Affairs of Russia, and in military units as well. A complex of measures on optimization of distribution the responsibility between law enforcement agencies and consolidation of interaction with the organizations assisting in escort are proposed in the article.

Key words: law-enforcement personnel, escort, prisoner.

СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА КАВОКИНА, старший инспектор отдела организации службы управления по конвоированию (УФСИН России по Волгоградской области). E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ КОНВОИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности и проблемы правового регулирования и осуществления функции конвоирования учреждениями УИС, МВД России, а также воинскими формированиями, предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию распределения специальных перевозок между правоохранительными органами и укрепление взаимодействия с организациями, способствующими

осуществлению конвоирования Ключевые слова: правоохранительные органы, конвоирование, осужденный.

Конвоирование занимает особое место в системе исполнения наказания, а также обеспечения расследования и судопроизводства по уголовным делам. Осуществление этапирования возложено на ряд органов, осуществляющих одинаковую функцию, но руководствующихся в осуществлении служебной деятельности различными нормативными актами. Конвоирование по своей сути не входит в процесс отбывания наказания, так как во время его осуществления не реализуется назначенное судом наказание, при этом является неотъемлемой частью не только уголовноисполнительных, но и уголовно-процессульных правоотношений, направленных на обеспечение возможности участия подозреваемого (обвиняемого) в следственных действиях и судебном рассмотрении уголовного дела.

Основой классификации учреждений, выполняющих задачу по конвоированию, безусловно, является ведомственная принадлежность, однако она не отражает специфичности деятельности учреждений, в связи с чем

целесообразно произвести разделение по специфичности выполняемых функций.

1. Подразделения по конвоированию, основной функцией которых является конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей: управления (отделы) по конвоированию уголовно-исполнительной системы (УИС), а также отдельные полки (батальоны, роты) конвоирования подозреваемых и обвиняемых территориальных органов МВД России. При этом последние не имеют статуса специальных подразделений по конвоированию, что позволяет привлекать сотрудников к выполнению несвойственных им задач. Так, опрошенные сотрудники подразделений МВД России сообщили, что в период усилений они привлекались в помощь подразделениям по охране общественного порядка — 21 %, а специальных подразделений по конвоированию УИС — 2 %.

2. Учреждения и органы, осуществляющие конвоирование на постоянной основе, но не в качестве главной функции: следствен-

ные изоляторы и учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы в системе УИС, а также изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В зависимости от объема службы конвоирования данная функция реализуется специально назначенными сотрудниками либо сотрудниками, осуществляющими в качестве основной функции охрану указанных подразделений. Следует отметить, что объем службы конвоирования зависит не столько от численности содержащихся под охраной лиц, сколько от возможности взаимодействия с подразделениями конвоирования УИС и МВД России.

3. Учреждения и органы, осуществляющие функцию конвоирования не на постоянной основе: воинские формирования, внутренние войска (например, конвоирование военнопленных в случае военных действий).

Особое место занимают специальные перевозки Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России (далее -ДОПТ МВД России). Данное подразделение непосредственно не выполняет функций конвоирования, однако именно на него возложена организация и обеспечение «специальных перевозок. в интересах ФСИН России и МВД России железнодорожным транспор-том»1 . В настоящее время ОАО «Российские железные дороги», которое является практически единственным владельцем железнодорожной инфраструктуры, не заинтересовано в должном взаимодействии: сокращение количества не скорых поездов увеличивает перестои караулов по конвоированию. Существуют значительные проблемы в обеспечении специальными вагонами.

Необходимо рассмотреть деятельность органов, к функциям которых отнесено содействие учреждениям, осуществляющим конвоирование. Статья 121 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обязывает федеральные органы исполнительной власти содействовать специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию в выполнении возложенных на них задач: «федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся информация и связь, предоставляют на арендной основе специальным под-

разделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию, выполняющим задачи, возложенные на них настоящим Законом, линии, каналы и средства связи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации»2 .

Ввиду значительного количества органов и учреждений, в той или иной мере принимающих участие в осуществлении конвоирования, вопрос взаимодействия является весьма актуальным. Так, В. Репьев выделяет следующие уровни взаимодействия:

• внешнее — подразделений территориального органа УИС и подразделений различных государственных органов исполнительной власти, перевозчиков, владельцев инфраструктур на транспорте и других заинтересованных структур;

• внутреннее — специальных подразделений территориального органа УИС по конвоированию и исправительных учреждений, следственных изоляторов3 .

В связи с разнообразием указанных учреждений и органов осуществление конвоирования регулируется целым массивом нормативных правовых актов на международном, федеральном и ведомственном уровнях. На международном уровне отсутствует отдельный акт, рекомендующий или предписывающий порядок или условия конвоирования. Самые общие требования к перемещению содержатся в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными4. Вместе с тем можно полагать, что на отношения, возникающие в период конвоирования, распространяются требования ряда международных актов, включая пенитенциарные, независимо от ведомственной принадлежности конвоиров.

На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Конституцией РФ, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также положениями о ведомствах, к числу функций которых отнесено конвоирование. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» конвоирование осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах УИС осуществляется милицией, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию по плановым марш-

рутам, установленным соответствующим перечнем. Наибольшую нагрузку несут подразделения уголовно-исполнительной системы, осуществляющие конвоирование (более 60 % конвоируемых от общего числа). К ним относятся специальные подразделения по конвоированию, а также исправительные колонии и следственные изоляторы, осуществляющие встречное конвоирование. В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», «охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции»5 отнесено к основным функциям ФСИН России.

В органах внутренних дел создана служба по охране и конвоированию, которая входит в состав милиции общественной безопасности на основании Указа Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» и Постановления Пр авительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности»6 .

Учитывая значительный объем задач по конвоированию7, осуществляемых сотрудниками МВД России, а также наличие специальных подразделений по конвоированию, входящих в структуру управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, остается неясным, почему данная функция не нашла своего отражения в Положении о Министерстве внутренних дел, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел»8.

Конвоирование должно осуществляться в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозре-

ваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 38 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах» «охрана в военных судах лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, под стражей на гауптвахтах, а также их конвоирование осуществляются соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов»9. Порядок осуществления конвоирования воинскими частями определяется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»10.

В настоящее время широкое обсуждение получили вопросы перераспределения функций конвоирования. Например, предлагается создать независимый от Министерства обороны Российской Федерации орган — военную полицию, возложив на нее и функцию «конвоирования подследственных и подсудимых в органы военной прокуратуры и в военные суды»11. Эта идея ненова: почти 20 лет назад принимались решения о создании указанной структуры12, но до сих пор не затихают споры о ее подчиненности. Полагаем нецелесообразным осуществление конвоирования в органы военной прокуратуры и военные суды назначенными военнослужащими, так как из года в год увеличивается количество призывников, ранее состоявших на учете в милиции и, как следствие, способных на преступные действия по отношению к конвоирам. В случае создания военной полиции и организации в ее составе постоянно действующих подразделений по конвоированию можно будет осуществлять специальную подготовку указанных сотрудников и организацию службы, позволяющую пресекать возможные противоправные действия.

В соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» Правительству РФ необходимо в двухмесячный срок разработать и представить предложения «о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих оптимизацию структуры и

состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также освобождение милиции от несвойственных ей функций»13. По мнению директора Федеральной службы судебных приставов, можно «поручить приставам конвоирование арестантов в суд»14 . Считаем данное предложение необоснованным по следующим причинам:

1. Увеличивается и без того немалое количество органов, осуществляющих конвоирование.

2. Как показывают проведенные исследования, наиболее положительные и стабильные результаты в осуществлении указанной деятельности демонстрируют те подразделения, для которых конвоирование является основной функцией. Так, в 2009 г. при конвоировании органами МВД России лиц, заключенных под стражу, совершено 28 побегов, специальными подразделениями по конвоированию УИС — ни одного, в 2008 г. статистика побегов была аналогична.

3. Передача данной функции потребует значительных финансовых затрат на перераспределение и переподготовку штатов, переименование и регистрацию вновь создаваемых подразделений, сокращение сотрудников МВД России, уже осуществляющих конвоирование, подбор личного состава, передачу материально-технической базы и т. д.

4. В рамках ФСИН России, находящейся в подчинении Минюста России уже 11 лет, созданы и успешно функционируют специальные подразделения по конвоированию. На их базе накоплен значительный опыт осуществления указанной функции, а также научное обеспечение службы конвоирования. Формирование в одном министерстве двух подразделений, выполняющих дублирующие задачи, нецелесообразно.

Анализируя изложенное, можно сделать вывод о том, что существующее законодательное регламентирование и распределение функций конвоирования между различными силовыми структурами не может быть признано оптимальным. В связи с этим необходимо:

— дать понятие конвоирования как принудительного перемещения осужденных и заключенных под стражу лиц органами, уполномоченными законом осуществлять конвоирование (этапирование) на основании специаль-

но принятого акта соответствующего органа власти, в строго установленном нормативными актами порядке, с обеспечением режима содержания и соответствующей охраны;

— законодательно разграничить дефиниции «принудительное перемещение» и «конвоирование», внеся соответствующие изменения в ст. 76 УИК РФ, ст. 1674 приказа МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности», и изложить в следующей редакции: «. принудительного перемещения задерживаемых лиц в милицию, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе», а также п. «д» ст. 27 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Применение специальных средств» целесообразно представить в следующем виде: «. принудительного перемещения в милицию и охраны задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск»;

— продолжить оптимизацию межведомственного распределения функций конвоирования, поэтапную передачу функций конвоирования от органов МВД во ФСИН России с учетом сложившейся в стране тяжелой экономической ситуации.

1 О совершенствовании организации и обеспечения специальных и иных перевозок, выполняемых в интересах Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Российской Федерации железнодорожным транспортом: приказ МВД России и Минюста России от 19 мая 2006 г. № 361/172.

2 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33.

3 См.: Репьев В. Служебная деятельность по

конвоированию: некоторые вопросы организации и взаимодействия // Ведомости УИС. 2008. № 2. С. 22-25.

4 См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Сов. юстиция. 1992. № 2. С. 19-42.

5 Российская газета. 2004. 19 окт.

6 См.: Там же. 2000. 15 дек.

7 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. 2-е изд., испр. и доп.: учебник / под ред. А.П. Коренева М., 1999. С. 35.

8 См.: Российская газета. 2004. 30 июля.

9 Там же. 1999. 26 июня.

10 См.: Там же. 2007. 16 нояб.

11 Карпов Н. Необходима ли нам военная полиция? // Законность. 2005. № 9.

12 См.: Выжутович В. Военный полицейский // Рос. газ. 2009. 18 окт.

13 Российская газета. 2009. 28 дек.

14 Орлов П. Приставы готовы забрать у МВД конвойные функции // Рос. газ. 2010. 17 февр.

Приказ конвоирование уис

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 14 января 2020 г. № 13 “Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом 4 пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037, N 49, ст. 5204; 2008, N 18, ст. 2009, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2012, N 14, ст. 1615; 2013, N 26, ст. 3314, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 37, ст. 4936; 2015, N 4, ст. 641, N 48 (ч. 2), ст. 6819; 2016, N 29, ст. 4798, N 41, ст. 5805; 2017, N 37 ст. 5502), в целях совершенствования организационно-штатной структуры специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний, приказываю:

типовые структуры специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний (приложение N 1);

типовые штатные расписания специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний (приложение N 2).

2. Управлению кадров Федеральной службы исполнения наказаний (Пирогов А.А.) и управлению охраны и конвоирования Федеральной службы исполнения наказаний (Шляхов А.В.) организовать приведение структур и штатных расписаний специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний, в соответствие с настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний генерал-лейтенанта внутренней службы Рудого А.А.

Директор Г.А. Корниенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2020 г.

Регистрационный N 53550

Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФСИН России
от 14 января 2020 г. N 13

Типовые структуры
специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний

1.1. Начальник управления.

1.2. Заместители начальника управления.

1.3. Юридическая служба.

1.4. Группа по мобилизационной подготовке и гражданской обороне.

1.5. Комендантская служба.

1.6. Отдел (отделение) организации службы.

1.7. Отдел по конвоированию.

1.8. Кинологическое отделение (группа).

1.9. Группа инженерно-технического обеспечения и связи.

1.10. Отдел (отделение) кадров, воспитательной и социальной работы с личным составом.

1.13. Автомобильный отдел.

1.14. Отдельный пост пожарной профилактики.

1.15. Отдел (отделение) тылового обеспечения.

2. Отдел по конвоированию

2.1. Начальник отдела.

2.2. Заместители начальника отдела.

2.3. Юридическая служба.

2.4. Комендантская служба.

2.5. Группа организации службы.

2.6. Дежурная часть.

2.7. Отделение по конвоированию.

2.8. Кинологическая группа.

2.9. Группа инженерно-технического обеспечения и связи.

2.10. Группа кадров, воспитательной и социальной работы с личным составом.

2.11. Группа по боевой и специальной подготовке.

2.14. Автомобильная служба.

2.15. Отдельный пост пожарной профилактики.

2.16. Отделение (группа) тылового обеспечения.

Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФСИН России
от 14 января 2020 г. N 13

Типовые штатные расписания
специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний

1. Управление по конвоированию

Наименование структурных подразделений и должностей Специальное звание, классный чин, категория должности Количество должностей Должностной оклад Источники содержания
Руководство
Начальник управления полковник внутренней службы 1
Заместитель начальника управления полковник внутренней службы *
Юридическая служба
Старший юрисконсульт капитан внутренней службы 1
Группа по мобилизационной подготовке и гражданской обороне
Инспектор старший лейтенант внутренней службы 1
Инструктор гражданской обороны служащий 1
Комендантская служба
Старший инспектор капитан внутренней службы 1
Младший инспектор 1 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор 2 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор прапорщик внутренней службы *
Отдел (отделение) организации службы
Начальник отдела майор внутренней службы 1
Начальник отделения майор внутренней службы 1
Заместитель начальника отдела майор внутренней службы 1
Старший инспектор капитан внутренней службы *
Инспектор старший лейтенант внутренней службы *
Дежурная часть
Оперативный дежурный капитан внутренней службы 4
Диспетчер специальных перевозок старший прапорщик внутренней службы *
Отдел по конвоированию
Начальник отдела майор внутренней службы 1
Заместитель начальника отдела майор внутренней службы 1
Отделение по конвоированию
Начальник отделения майор внутренней службы 1
Начальник караула капитан внутренней службы *
Младший инспектор 1 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор 2 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор прапорщик внутренней службы *
Кинологическое отделение (группа)
Начальник отделения майор внутренней службы 1
Старший инструктор кинологической группы старший прапорщик внутренней службы 1
Старший инструктор-кинолог старший прапорщик внутренней службы *
Инструктор-кинолог прапорщик внутренней службы *
Группа инженерно-технического обеспечения и связи
Старший инженер капитан внутренней службы 1
Старший техник старший прапорщик внутренней службы *
Техник старший прапорщик внутренней службы *
Отдел (отделение) кадров, воспитательной и социальной работы с личным составом
Начальник отдела майор внутренней службы 1
Начальник отделения майор внутренней службы 1
Заместитель начальника отдела майор внутренней службы 1
Старший инспектор капитан внутренней службы *
Инспектор старший лейтенант внутренней службы *
Группа по боевой и специальной подготовке
Старший инструктор капитан внутренней службы 1
Инструктор старший лейтенант внутренней службы 1
Начальник стрельбища (тира) старший прапорщик внутренней службы 1
Бухгалтерия
Главный бухгалтер майор внутренней службы 1
Заместитель главного бухгалтера майор внутренней службы 1
Бухгалтер прапорщик внутренней службы *
Кассир (включая старшего) служащий 1
Канцелярия
Начальник канцелярии старший прапорщик внутренней службы 1
Младший инспектор прапорщик внутренней службы 1
Инспектор (включая старшего) служащий 1
Автомобильный отдел
Начальник отдела майор внутренней службы 1
Заместитель начальника отдела майор внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы *
Водитель-сотрудник прапорщик внутренней службы *
Авторемонтная мастерская
Начальник мастерской старший прапорщик внутренней службы 1
Техник служащий *
Слесарь по ремонту автомобилей рабочий *
Аккумуляторщик рабочий *
Склад автотранспортного имущества и горюче-смазочных материалов
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Контрольно-технический пункт
Начальник контрольно-технического пункта старший прапорщик внутренней службы 1
Контролер контрольно-технического пункта прапорщик внутренней службы *
Отдельный пост пожарной профилактики
Инструктор противопожарной профилактики служащий 1
Отдел (отделение) тылового обеспечения
Начальник отдела майор внутренней службы 1
Заместитель начальника отдела майор внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы 1
Специалист по охране труда служащий 1
Комендант (включая старшего) служащий 1
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий рабочий *
Дезинфектор рабочий *
Уборщик служебных помещений рабочий *
Уборщик территорий рабочий *
Склад вооружения, спецсредств и химимущества
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Мастер по ремонту прапорщик внутренней службы 1
Продовольственный склад
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Кладовщик рабочий *
Склад вещевого и квартирно-эксплуатационного имущества
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Кладовщик рабочий *
Котельная
Начальник котельной служащий 1
Оператор котельной рабочий *
Столовая
Заведующий столовой служащий 1
Повар рабочий *
Кухонный рабочий рабочий *
Наименование структурных подразделений и должностей Специальное звание, классный чин, категория должности Количество должностей Должностной оклад Источники содержания
Руководство
Начальник отдела подполковник внутренней службы 1 1
Заместитель начальника отдела майор внутренней службы 1 2
Юридическая служба
Старший юрисконсульт капитан внутренней службы 1
Комендантская служба
Старший инспектор капитан внутренней службы 1
Младший инспектор 1 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор 2 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор прапорщик внутренней службы *
Группа организации службы
Старший инспектор капитан внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы *
Дежурная часть
Оперативный дежурный капитан внутренней службы 4
Диспетчер специальных перевозок старший прапорщик внутренней службы *
Отделение по конвоированию
Начальник отделения майор внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы 1
Начальник караула капитан внутренней службы *
Младший инспектор 1 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор 2 категории старший прапорщик внутренней службы *
Младший инспектор прапорщик внутренней службы *
Кинологическая группа
Старший инструктор кинологической группы старший прапорщик внутренней службы 1
Старший инструктор-кинолог старший прапорщик внутренней службы *
Инструктор-кинолог прапорщик внутренней службы *
Группа инженерно-технического обеспечения и связи
Старший инженер капитан внутренней службы 1
Старший техник старший прапорщик внутренней службы 1
Техник старший прапорщик внутренней службы *
Группа кадров, воспитательной и социальной работы с личным составом
Старший инспектор капитан внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы 1
Группа по боевой и специальной подготовке
Инструктор старший лейтенант внутренней службы 1
Начальник стрельбища (тира) старший прапорщик внутренней службы 1
Бухгалтерия
Главный бухгалтер майор внутренней службы 1
Бухгалтер прапорщик внутренней службы 1
Кассир (включая старшего) служащий *
Канцелярия
Начальник канцелярии старший прапорщик внутренней службы 1
Инспектор (включая старшего) служащий 1
Автомобильная служба
Начальник службы майор внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы 1
Водитель-сотрудник прапорщик внутренней службы *
Авторемонтная мастерская
Начальник мастерской старший прапорщик внутренней службы 1
Техник служащий *
Слесарь по ремонту автомобилей рабочий *
Аккумуляторщик рабочий *
Склад автотранспортного имущества и горюче-смазочных материалов
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Контрольно-технический пункт
Контролер контрольно-технического пункта прапорщик внутренней службы *
Отдельный пост пожарной профилактики
Инструктор противопожарной профилактики служащий 1
Отделение (группа) тылового обеспечения
Начальник отделения майор внутренней службы 1
Инспектор старший лейтенант внутренней службы 1
Специалист по охране труда служащий 1
Комендант (включая старшего) служащий 1
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий рабочий *
Дезинфектор рабочий *
Уборщик служебных помещений рабочий *
Уборщик территорий рабочий *
Склад вооружения, спецсредств и химимущества
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Мастер по ремонту прапорщик внутренней службы 1
Продовольственный склад
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Кладовщик рабочий *
Склад вещевого и квартирно-эксплуатационного имущества
Начальник склада старший прапорщик внутренней службы 1
Кладовщик рабочий *
Котельная
Начальник котельной служащий 1
Оператор котельной рабочий *
Столовая
Заведующий столовой служащий 1
Повар рабочий *
Кухонный рабочий рабочий *

1 Если иное специальное звание не предусмотрено перечнями должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.04.2020 N 70 (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2020, регистрационный N 50896).

* Количество должностей указывается в зависимости от объема службы (объема выполняемых задач).

Обзор документа

ФСИН определила типовые структуры и штатные расписания специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Службы.

К названным подразделениям относятся управление и отдел по конвоированию, куда входят юридическая, комендантская и автомобильные службы, отдельный пост пожарной профилактики, бухгалтерия, канцелярия, кинологическое отделение (группа), дежурная часть и др.

Управление охраны и конвоирования

Начальник Управления охраны и конвоирования:

генерал-майор внутренней службы Шляхов Александр Владимирович

Первый заместитель начальника Управления:

полковник внутренней службы Елисеев Сергей Юрьевич

Заместитель начальника Управления:

полковник внутренней службы Бубенцов Владимир Иванович

Основные задачи Управления:

организация охраны исправительных колоний, воспитательных колоний, производственных объектов, на которых работают осужденные, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы (далее – УИС);

организация охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – ПБСТИН), обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в ПБСТИН, а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

обеспечение соблюдения пропускного режима на охраняемых объектах, воспрепятствование проникновению на их территорию запрещенных предметов;

организация конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из исправительных учреждений, следственных изоляторов на обменные пункты, в медицинские учреждения здравоохранения, а также на производственные объекты и обратно;

организация охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;

организация действий во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, сил и средств УИС при чрезвычайных обстоятельствах (далее – ЧО), а также ликвидация их последствий на объектах УИС;

осуществление контроля за исполнением подразделениями охраны, специальными подразделениями УИС по конвоированию требований законодательства Российской Федерации, актов Минюста России и ФСИН России по вопросам организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции;

информационно-аналитическое обеспечение служебной деятельности подразделений охраны и специальных подразделений УИС о конвоированию;

осуществление контроля за обеспечением охраны прав, свобод, и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при выполнении служебных задач подразделениями охраны и конвоирования, а также создание условий их содержания при конвоировании.

— Отдел организации службы охраны;
— Отдел планирования и подготовки к действиям при ЧО
— Отдел кинологической службы;
— Отдел территориального конвоирования;
— Отдел железнодорожного конвоирования и специальных перевозок;

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 503-ФЗ).

Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 37-ФЗ).

Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть четвертая в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 37-ФЗ)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года № 805 «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 964 «О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и их объектов» ГУИН МВД России приступил к практической реализации поставленной задачи, для чего в декабре 1994 года было создано управление охраны ГУИН МВД России и уже к 1 октября 1996 года, за три месяца до установленного срока, задача по приему функций охраны 584 исправительных учреждений была успешно выполнена.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 №366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» 1 января 1999 года была осуществлена прием-передача от воинских частей (подразделений) внутренних войск МВД России специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу по плановым маршрутам. В последующие годы службы охраны и конвоирования неоднократно реформировались, а в 2009 году управление охраны ФСИН России и управление конвоирования и специальных перевозок ФСИН России стали основой созданного управления охраны и конвоирования ФСИН России.

Информация о деятельности Управления:

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *