Железнодорожные перевозки договор

Договор перевозки грузов на ЖД транспорте

Специфика договора грузоперевозок по железной дороге заключается в том, что такие услуги практически бесперебойно могут оказываться круглогодично.

Помимо этого преимущества железнодорожные грузоперевозки показывают себя среди прочих видов транспорта наиболее многопрофильными и объемными. Это создает таким услугам достаточно высокий процент конкурентоспособности.

Вот почему в документально-правовой системе подобные договора занимают особое положение и имеют существенную ценность.

Между кем заключается

Прежде всего, следует отметить, что заключение соглашений на железнодорожные перевозки обуславливаются конкретными обязанностями сторон, а также специфическим набором прав, которые распространяются на перевозчика либо отправителя.

Все договора оформляются строго на основании требований и положений Устава железнодорожного вида транспорта Российской Федерации.

Этот Устав утверждался законодательным актом федерального значения №18-ФЗ от 10.01.03 г. и редактировался 06.04.15 года. Все изменения, что вносились в данный закон, вступили окончательно в юридическую и правовую силу 01.07.16 года.

Помимо Устава обговаривание условий договора между сторонами также будет подчиняться и Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При заключении соглашения следует понимать, что определить стороны – это важнейшая и первейшая задача. В ст. 10 Транспортного Устава железной дороги (далее – ТУЖД) обозначается, кто конкретно является перевозчиком.

В самом тексте договора сторону могут обозначаться по-разному. Чаще всего они именуются следующим образом: «Перевозчик» и «Грузоотправитель», «Экспедитор» и «Клиент».

Поэтому, отвечая на вопрос: «Кто и с кем должен заключать договор доставки груза по железной дороге?», можно отметить несколько непосредственных и основных участников:

  • владелец самой дороги, путей и всей инфраструктуры, принадлежащей к железной дороге;
  • непосредственно сам перевозчик, который является, в свою очередь, владельцем составов, вагонов и машин-тягачей, паровозов, погрузчиков и прочей транспортной техники;
  • отправитель груза;
  • получатель груза.
  • Специфика такой иерархии такова, что на практике получается иногда перевозчик и собственник железнодорожных путей – это одно и то же юридическое лицо.

    Точно также бывает и с клиентами – отправитель груза и его получатель также могут оказаться одним и тем же юридическим лицом.

    Естественно, что договор не заключается непосредственно между физическими лицами, коими являются представители компаний с обеих сторон.

    Документ на доставку груза составляется между юридическими лицами – компаниями, предприятиями, организациями, которые осуществляют непосредственно перевозку и клиентом – также юридическим лицом, которому нужно транспортировать куда-то свой груз.

    Между физическим лицом и перевозчиком договор составляется несколько в ином виде – оформлении провозного билета вместе с описью имущества и накладными, которые прилагаются к грузу.

    Бывают ситуации и иного рода – владелец железнодорожного полотна и собственник поездов и составов – это разные предприятия. Также как и отправитель – это одна компания, которая переправляет грузы другой компании.

    Вообще, в России все железнодорожные пути принадлежат одному предприятию – ОАО «Российские железные дороги», которое зарегистрировано как государственная компания, вертикально интегрированная в инфраструктуру общего пользования.

    Но у этого предприятия помимо железной дороги имеются на балансе около 20 000 только одних локомотивов, не говоря уже про пассажирские и грузовые вагоны и прочей технике.

    Тем не менее, есть множество и других компаний, которые либо владеют собственными вагонными составами, либо могут их арендовать у РЖД (что случается чаще). В этом случае договор не составляется между РЖД и отправителем, а между перевозчиком, куда обратился клиент и самим клиентом.

    Когда считается заключённым

    После того, как грузоотправитель предъявит перевозчику транспортную накладную, то перевозчик должен будет выдать ему квитанцию, которая бы подтверждала тот факт, что груз принят в обработку.

    Именно такая квитанция о приемке груза от отправителя (после рассмотрения транспортной накладной) и будет считаться подтверждением того, что договор на оказание перевозочных услуг заключен.

    Поэтому простое подписание бумаги еще не признается заключением договора, пока грузоотправитель не получит на руки квитанцию. В некоторых транспортных компаниях может фигурировать не квитанция, а платежное поручение.

    Другие же подключают к этому механизму экспедиторскую расписку, а оплату за услуги клиент производит безналичными средствами.

    Условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

    На определение тех или иных условий договора может существенно повлиять выбранное сообщение поездов. Это могут быть рейсы составов прямых сообщений, а могут быть и местных.

    В первом случае груз перевозится путем следования по нескольким железным дорогам, а во втором – только по одной. Также есть разница еще, какие пути будет занимать маршрут.

    Если это магистрали общего значения, тогда придется подстраиваться и под другие графики передвижения составов.

    Если же следование поезда будет осуществляться по одному отдельному пути, тогда можно обсуждать индивидуальный график доставок, если клиент хочет оформлять договор на регулярные поставки своего груза по железной дороге.

    Права и обязанности сторон

    Нужно еще отметить, что договор перевозки груза железнодорожным транспортом существенные условия предлагает освещать также и в отношении вида платформ или вагонов, где будет размещаться груз.

    Все контейнера, вагоны, полувагоны, платформы, ж/д ролл-трейлеры и прочие приспособления, являющиеся частью состава, принадлежат как собственность компании-перевозчику. Поэтому всю их исправность обеспечивает именно он, а не владелец путей железных дорог.

    В общей сложности обязанности перевозчика по договору заключаются в следующем:

  • Подавать к погрузке исправные составы.
  • Произвести погрузку, своевременную доставку и разгрузку с максимальным сохранением целостности имущества клиента.
  • Проделать соответствующую маркировку груза и составов.
  • Оформить все надлежащие документы, в том числе и договор, и платежное поручение для оплаты клиентом.
  • День погрузки нужно согласовывать с отправителем.
  • Экспедитор уплачивает все сборы и пошлины в пути.
  • Уведомить грузополучателя не позже 12 ч. дня, который будет следовать за тем днем, когда груз прибыл на станцию конечного пункта заказанного маршрута.
  • Во время сдачи груза получателю перевозчик должен выдать клиенту складскую расписку или акт приема-передачи, в зависимости от того, каким набором докуме6нтов пользуется перевозчик в своем делопроизводстве.
  • Помимо обязанностей у перевозчика есть также права, которые по отношению к второй стороне договора будут заключаться в следующем:

  • Не принимать груз, если он упакован в прохудившуюся тару или пакеты, мешки и т.д. То же самое касается опасных грузов – если упаковка либо тара не надлежащего качества, не сертифицирована и не имеет соответствующих знаков, то перевозчик может не принимать к провозу такой груз.
  • Право на привлечение других лиц, чтобы выполнить обязанности по договору. При этом ответственность по провозу груза все же будет продолжать нести экспедитор.
  • В экстренных случаях задерживать доставку груза, если для этого имелись объективные причины.
  • Производить проверку соответствия данных в транспортной накладной и в наличии самого груза.
  • Отправитель обязан предъявить при погрузке либо ранее правильно заполненную транспортную накладную на груз, где указывается не только опись перевозимого имущества либо товаров, но также и их характеристики.

    В целом клиенты обязуются:

    1. Привести в должный внешний вид упаковку, тару груза. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов.
    2. Доставить к месту погрузки свой груз вовремя, как уславливались по соглашению сторон. Эта обязанность имеет место быть тогда, когда отправитель не пользуется услугами самой транспортной компании, а привлекает для этого других перевозчиков на автотранспорте либо же привозит груз на своем грузовике.
    3. Поручение предоставляется перевозчику в те сроки, которые указаны в договоре, не позднее.
    4. Оплату за услуги произвести тоже в оговоренные сроки.
    5. Полностью информировать экспедитора о специфике груза и способах обращения с ним в пути.
    6. На основании ст. 27 ТУЖД под погрузку все вагоны, полувагоны, открытые вагоны, либо контейнерные платформы перевозчик обязан предоставлять в идеальном состоянии и исправности.

      Если же отправитель заметит какую-то поломку, либо слабые укрепления его груза, то он будет иметь полное право отказаться от пользования услугами перевозчика.

      Про заключение договора перевозки груза речным транспортом читайте здесь.

      Ответственность

      В договоре чаще всего прописывают те моменты, за которые в ответственности стороны будут друг перед другом.

      Так, клиент ответственен за:

    7. задержку груза при доставке его к железной дороге для погрузки;
    8. убытки и ущерб имуществу перевозчика;
    9. сокрытие информации о грузе и его специфики;
    10. несвоевременная оплата за услуги.
    11. В случае задержки груза при доставке его на погрузку по вине заказчика, перевозчик может просто перенести процедуру на следующий или любой другой удобный день. Но в этом случае клиент должен будет доплачивать за каждый день простоя вагона.

      У экспедитора ответственность другая, она заключается в следующем. Перевозчик ответственен за:

    12. повреждение груза в пути или при погрузке-выгрузке;
    13. задержку доставки либо погрузки-выгрузки;
    14. оплатить за нарушение договора стоимость объявленной ценности, которая будет пропорциональна тому грузу, который был утерян либо испорчен;
    15. неправильное оформление сопроводительной документации.
    16. Образец бланка

      Договор на оказание транспортных услуг по перемещению грузов железной дорогой состоит из следующих частей:

    17. Предмет договора обозначает стороны соглашения. Прописываются названия предприятий, выступающих сторонами договора, а также указываются их реквизиты.
    18. В содержании договора очень важно указать маршрут, который желательно должен быть кратчайшим, время доставки груза, название станции конечного пункта и имя грузополучателя – представителя с его персональными и контактными данными.
    19. После этого пункты могут идти в любом порядке. Обязанности сторон и их права выносятся отдельным разделом.
    20. Можно даже отдельно обозначить существенные условия.
    21. После этого указывается специфика оплаты и размеры стоимости провоза.
    22. Ответственность перевозчика и отправителя указываются в одном пункте и включают в тексте наличие ссылок на нормативные акты.
    23. Можно показать также обстоятельства, при которых стороны могут быть освобождены от несения ответственности по договору.
    24. Также отдельно стоит показать, каким образом разрешаются споры в случае их возникновения.
    25. После документ завершается прочими условиями, какие стороны посчитают нужным отразить в документе.
    26. Срок действия соглашения и подписи с указанием всех реквизитов обязательно указывают в конце документа.
    27. Возможно ли изменение условий

      В некоторых случаях могут во время пути возникнуть какие-то изменения в маршруте, либо выгрузке товара по дороге и другие моменты, могущие повлиять на условия договора. В этих случаях нельзя говорить о полной невозможности внесения в соглашения новшеств.

      Внести изменения можно, просто для этого грузоотправителю следует написать заявление на имя перевозчика, в котором он должен будет указать те изменения, которые нужно реализовать.

      По этому заявлению железная дорога будет производить переадресовку следования состава с грузом, согласно требуемым корректировкам. Может измениться станция назначения в конце пути, возможно, часть партии груза придется выгрузить на станции посреди маршрута и т.д.

      Особенности заключения международных соглашений

      Заключение договора между перевозчиком железной дороги и клиентом, который желает доставить свой груз в другую страну, регулируется уже международными нормами и законодательством.

      Так, для железнодорожных перемещений существует Конвенция международных ж/д перевозок (КОТИФ, 2006 год), а также международное соглашение о грузовом ж/д сообщении (СМГС).

      Кроме документов передвижение поездов по территориям разных стран может также координироваться Организацией сотрудничества ж/д дорог (ОСЖД, 2007 год).

      Особенности договоров такого уровня будут соблюдаться следующие:

    28. ответственность за сохранность груза будут нести разные железные дороги солидарно;
    29. пересечение границ потребует дополнительного оформления сопроводительных бумаг для таможенного оформления;
    30. таможенные сборы должны учитываться в качестве отдельной оплаты за услугу, которую будет оплачивать клиент;
    31. иногда ж/д других стран взыскивают с перевозчиков за простой, если на то нет объективных причин;
    32. все параметры груза, его масса, порядок погрузки и прочие тонкости должны определяться перевозчиком с пункта отправления.
    33. К договору прилагаются накладные на груз, квитанция, подтверждающая отправления состава, дорожная ведомость – ее корешок.

      При наличии в емкостях либо контейнерах вагонов опасного груза, в договоре обязательно указывается его класс опасности, надлежащее обращение с ним и прочих условности, о которых должен клиент заранее предупредить перевозчика.

      В целом составить договор транспортировки грузов железнодорожным транспортом не представляет особой сложности. Необходимо лишь запомнить основные пункты, которые должны в нем быть.

      Затем все детали следует обговорить сторонам и желательно все договоренности отразить в тексте соглашения. В противном же случае, могут возникнуть споры, разрешить которые будет сложнее, если о них ничего не сказано в этом документе.

      О морских перевозках контейнеров из Китая смотрите на странице.

      Когда была принята конвенция о международных морских перевозках грузов, узнайте из информации по ссылке.

      Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

    34. Регионы — 8 (800) 222-69-48
    35. ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Договор на железнодорожные перевозки грузов

      Железная дорога – наиболее популярный и удобный способ перевозки груза по суше. По грузоподъёмности железнодорожный транспорт уступает только водному, а по скорости — воздушному. Одним из немногих недостатков данного вида транспорта можно назвать невозможность доставки «до дверей», одновременно он обладает таким неоспоримым преимуществом, как возможность транспортировки тяжёлой техники и негабаритных грузов вроде строительных конструкций.

      Также железнодорожный транспорт незаменим в случае необходимости транспортирования больших партий груза — чаще всего использование автомобильного транспорта в таком случае просто нерентабельно. С другой стороны, и стоимость перевозки грузов железной дорогой обычно ниже, чем автомобильным транспортом (и уж гораздо ниже, чем у воздушного транспорта). Это способствует удержанию высокой популярности данного вида транспорта в течение десятков лет.

      Нормативная база

      Любая достаточно масштабная перевозка грузов не обходится без соответствующих документов. В особенности это касается железнодорожного транспорта. Для него таким документом является договор жд перевозки грузов. Процесс составления, содержание договора и следование его условиям регулируется законодательством РФ. Для железнодорожных перевозок внутри страны иногда достаточно Гражданского кодекса РФ, в частности главы 40. В ней определяются общие положения транспортировки груза.

      Устав железнодорожного транспорта РФ — наиболее полно регулирующий данную область документ. Зона его обхвата — почти все этапы перевозки железнодорожным транспортом: от начала загрузки вагона до его разгрузки и передачи покупателю, а также, в частности, порядка предъявления и разрешения претензий в случае повреждения товара в дороге.

      Договор жд перевозки грузов.

      Большая часть грузовых перевозок регулируется гражданским кодексом. Согласно ему же и составляется договор перевозки грузов. Сторонами такого договора являются грузоотправитель и перевозчик, а сам договор, в свою очередь, вмещает их права, обязательства, а также предмет и меры ответственности. Примечательно, что перевозчиком может выступать как юридическое лицо, так и частный предприниматель.

      Что же касается железной дороги, а тем более международных железнодорожных перевозок — здесь кроме договора жд перевозки грузов нужна ещё и транспортная железнодорожная накладная. Отчасти их пункты пересекаются, правда, имеют немного разные функции. К примеру, как в договоре, так и в накладной указывается вид груза, наименование, его характеристики и особенности.

      Если договор жд перевозки грузов — необходимый документ для организации грузовых перевозок на территории России, то транспортная железнодорожная накладная — такой же необходимый документ для организации и согласования международных железнодорожных перевозок согласно Конвенции о международных перевозках железнодорожным транспортом (КОТИФ). Таким образом, несмотря на то, что эти документы во многом пересекаются, выполняют они немного разные функции.

      Кроме вышеуказанного, организация транспортных и грузовых перевозок (в том числе и железнодорожных) невозможна без предварительного согласования со всеми участвующими перевозчиками, владельцами отправляемого груза и собственниками используемых инфраструктур. Для этого обычно используется так называемая заявка на подачу соответствующих грузу транспортных средств (в частности, это справедливо для железнодорожного транспорта, где в основном и действует система заявок).

      Договор перевозки грузов жд транспортом

      Договор перевозки грузов железнодорожным путем – это особенный тип договора, который имеет свои особенности. Самые очевидные заключены в субъектном составе.

      Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

      +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

      Это быстро и БЕСПЛАТНО!

      Договор является уникальным, так как строго заверяет, что услуги, предоставляемые экспедитором, могут быть связаны только с транспортировкой груза.

      Форма документа

      Договор железнодорожной перевозки представляет собой железнодорожную накладную (ст. 25 ФЗ-18 «Устав железнодорожного транспорта»).

      Накладная – это основной провозной документ, который требуется составлять на каждую отправку с железнодорожной станции:

    36. Составленный договор подписывается грузоотправителем, после чего отправляется вместе с грузом.
    37. При прибытии в пункт назначения, накладная выдается вместе с грузом получателю.
    38. При удостоверении приема груза составляется грузовая квитанция. Этот документ потребуется получателю в том случае, если груз был утерян. По этой причине составляется претензия.
    39. Накладная – это не только договор, но и важное доказательство, благодаря которому можно предъявить претензии к перевозящей транспортной компании по любой обоснованной причине.

      Образец договора будет выглядеть следующим образом:

      Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом составляется в соответствии с формой ГУ-12. Этот документ станет основанием для заключения будущего договора. Заявка по форме ГУ-12 составляется в трех экземплярах, которые должны быть подписаны грузоотправителем и заверены печатью.

      Заявка должно содержать следующие данные:

    40. название железной дороги, на которой находится грузоотправитель и станция, с которой будет отправлен груз;
    41. данные грузоотправителя;
    42. порядок подачи вагонов;
    43. номер договора, если он уже заключен;
    44. данные о грузе (наименование, вид, масса, количество занятых вагонов);
    45. дата утверждения
    46. номер заявки.
    47. Также заявка в обязательном порядке должна иметь срок действия. Согласно Приказу Минтранса России от 27.07.2015 №228 пункт 4, он не может быть более 45 дней.

      Составленная заявка будет выглядеть следующим образом:

      Стороны соглашения

      В соответствии с договором имеется две стороны заключения:

    48. получатель или отправитель груза;
    49. экспедитор (лицо, оказывающее услуги транспортировки).
    50. Является ли отправитель или получатель собственником груза – не имеет значение, главное – наличие любых оснований для распоряжений перевозимым объектом.
      Договор составляется в соответствии с пунктом 1 статьи №785 ГК РФ. Согласно закону, перевозчик доставит груз за определенную плату без повреждений.

      В случае нанесения урона грузу при транспортировке или его потере, ответственным лицом будет перевозчик.

      Чаще всего отправитель и грузополучатель – одно лицо. Это позволяет перевозчику заключать договор только с одной стороной. Этот вариант самый легкий, реализация договора получается простой, без неожиданных трудностей.

      Если грузоотправитель и принимающий – разные лица, то:

    51. Принимающая сторона не сможет присутствовать при заключении договора. Но этот факт не избавит его от необходимости выполнения определенных обязанностей, которые определяются в зависимости от конструкции составляемого договора перевозки груза в пользу третьего лица.
    52. В случае, когда договор составляется при разных лицах в качестве отправителя и получателя, договор грузоперевозки железнодорожным путем становится двухсторонним договором, обращенным в пользу третьего лица.
    53. УЖДТ может расширить количество сторон соглашения. Согласно статье №11 ФЗ-18, в состав сторон может быть включен владелец инфраструктуры. Но к такой возможности в договоре прибегают крайне редко.

      С какого момента договор перевозки груза железнодорожным транспортом считается заключенным

      Договор перевозки груза железнодорожным транспортом будет считаться заключенным после передачи имущества от одной стороны, другой. Перевозчик при этом должен передать грузовую квитанцию.

      Стороны имеют право на заключение предварительного договора, в котором будет иметься пункт, согласно которому основной договор будет заключен на одну или обе стороны. Организация перевозок подразумевает, что заключаемый договор является взаимным.

      Ответственность по сделке

      Пункт 1 статьи № 793 ГК РФ устанавливает, что закрепленные правила договора, гражданское и транспортное законодательство не должны быть нарушены. В противном случае, при ненадлежащем исполнении обязательств или вовсе их неисполнении, провинившаяся сторона должна будет понести ответственность.

      Если же перевозчик и владелец груза будут согласовывать условия, в соответствии с которыми ответственность, предусмотренная законодательством, будет уменьшена или полностью исключена, то такое решение будет считаться недействительным, что указано в пункте 2 статьи № 793 ГК РФ.

      Про контейнерные перевозки жд транспортом читайте здесь.

      Ответственность при перевозке грузов по договору будет определяться в соответствии с гражданским законодательством, транспортными уставами и так далее. Ответственность делится на две группы обстоятельств.

      Перевозчик груза понесет ответственность в следующих случаях:

    54. железнодорожный транспорт не был предоставлен в соответствии с условиями договора перевозки и заказа, что установлено пунктом 1 статьи № 794 ГК РФ. Обязанность перевозчика считается выполненной только при соответствии всем показаниям заявки и договора на оказание услуг. Заказ получит статус невыполненного, если ТС не было вовремя предоставлено, либо предоставлено не в полном объеме;
    55. если груз был испорчен или утерян во время транспортировки и до передачи грузополучателю в соответствии с пунктом 1 статьи № 796 ГК РФ. Подобный случай будет считаться как ненадлежащее выполнение обязанностей. Судебная практика показывает, если перевозчик является профессиональным, то он будет нести ответственность даже в тех случаях, если его вины в случившемся нет.
    56. Грузоотправители нарушают свои обязанности в следующей форме:

    57. неиспользование доступных транспортных средств;
    58. если погрузка не была совершена в течение 18 часов после предела отчетных суток, то средства признаются неиспользованными;
    59. отказ от транспортных средств, указанных в заявке.
    60. Статья № 796 ГК РФ устанавливает вид ответственности, который понесет провинившаяся сторона. В качестве наказания применяется обязательство возмещения убытков.

      Это наказание является формой ответственности в гражданско-правовом регулировании. Но при невыполнении заказа действует другая форма наказания.

      Ответственность в таком случае устанавливается в виде штрафа:

      Штраф Вес груза
      0,1 МРОТ 1 тонна
      0,5 МРОТ 5 тонн
      1 МРОТ От 5 до 10 тонн
      2 МРОТ Свыше 10 тонн
      0,2 МРОТ 1 тонна (при условии, что не были предоставлены рефрижераторные вагоны)

      Перевозчик может быть освобожден от необходимости выплаты штрафа, если причинами невыполнения условий произошло по причине:

    61. непреодолимых сил;
    62. военных действий;
    63. не была перечислена плата со стороны грузоотправителя.
    64. Следующая важная ответственность для перевозчика – сохранность груза.

      Условия, в соответствии с которыми наступает ответственность перевозчика:

    65. неисполнение обязательств, неправомерное поведение;
    66. наличие причины невыполнения обязательств;
    67. наличие убытков;
    68. вина перевозчика.
    69. Как определяется размер возмещения:

      В чем заключается невыполнение условий Размер возмещения
      Груз был утрачен или предоставлен не в полном объеме В реальном размере утраты
      Утраченный груз имел объявленную ценность В размере объявленной стоимости
      Груз был поврежден В размере суммы, на который снизилась стоимость товара

      Ответственность за техническое состояние транспортного средства ложится на перевозчика:

    70. Причина – ТС принадлежат ему, поэтому он должен следить за их пригодностью к эксплуатации.
    71. Если же используется чужое транспортное средство, то ответственность за перевоз груза все равно будет ложиться на перевозчика.
    72. Если же груз был помещен в ТС, которое не пригодно к эксплуатации, то ответственность за перевозку будет на перевозчике, загрузившем объект.

    Грузоотправитель же может привлекаться к ответственности в случае непредъявления груза или представлении недостоверных данных в соответствии с пунктом 1 статьи №794 ГК РФ.

    Транспортные уставы и кодексы, составленный между сторонами договор, могут являться базой для установки иных условий возникновения ответственности. Но они в обязательном порядке не должны противоречить основным понятиям.

    Пакет бумаг для заключения соглашения

    Для заключения договора на железнодорожную перевозку груза потребуются следующие документы:

    • сертификат на перевозимый груз;
    • доказательства наличия прав на перевозимый груз;
    • паспорта качества;
    • паспорта сторон-участников;
    • паспорта представителей сторон, если таковые имеются;
    • если одна из сторон-участников – предприятие, то данные организации;
    • иные сопроводительные документы.
    • Для России

      Для отправки и принятия груза потребуются следующие документы:

      накладная на транспортировку груза, которая оформляется перед отправкой;

    Для транспортировки за границу

    На осуществление международных железнодорожных перевозок потребуются дополнительные документы:

    Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом – это сложная процедура, которая имеет свои особенности. Особенно широко описаны правила железнодорожных перевозок.

    При учете всех требований, указанных в договоре и законодательных актах, меры пресечения не потребуется использовать. Пакет требуемых документов будет зависеть от того, пересекает груз границу или нет.

    Про пассажирские перевозки по РЖД читайте здесь.

    Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа в этой публикации.

    Видео: Договор перевозки, экспедиции, транспортные договоры, правовые вопросы в логистике.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
  • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  • Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  • Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом

      Важнейшим среди договоров, заключаемых в связи с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, является договор перевозки груза. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза (ст. 25 УЖТ).

      В приведенное определение дополнительно по сравнению со ст. 785 ГК включены слова: «с соблюдением условий его перевозки». Очевидно, это сделано для того, чтобы акцентировать внимание на одной из основных обязанностей перевозчика, хотя особой необходимости в этом нет, ведь исполнение обязательств надлежащим образом как принцип обязательственного права закреплен в его общих положениях (ст. 309 ГК).

      Договор перевозки груза железнодорожным транспортом в отличие от аналогичных договоров перевозки груза другими видами транспорта всегда публичный. По этому договору перевозка осуществляется железнодорожным транспортом общего пользования. Данный признак означает, что перевозчик обязан заключить договор перевозки с каждым обратившимся с предложением о его заключении на одинаковых для всех условиях.

      Стороны договора. Среди транспортных уставов и кодексов только УЖТ и КВВТ содержат определение понятия «перевозчик» и лишь в УЖТ дается определение грузоотправителя (отправителя). В соответствии со ст. 2 УЖТ перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю).

      Из приведенного определения следует, что здесь, в отличие от перевозчиков других видов транспорта, перевозчик всегда осуществляет перевозку транспортом общего пользования, каким является железнодорожный транспорт.

      Закон о железнодорожном транспорте закрепляет основные требования, предъявляемые к перевозчику (ст. 12). В частности, он должен: 1) иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа; 2) владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на нраве собственности или ином праве; 3) иметь квалифицированных работников; 4) заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если он не имеет локомотива; 5) заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

      Кроме того, в случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении с участием нескольких владельцев инфраструктур перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования грузов.

      Грузоотправителем по договору перевозки груза может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо. В соответствии с УЖТ грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе (ст. 2). Приведенное определение имеет два недостатка. Во-первых, в нем не оговорены условия участия в договоре перевозки груза грузоотправителя – физического лица. Поскольку перевозка является предпринимательской деятельностью, он может выступать в качестве стороны договора перевозки груза только в исключительных случаях, не связанных с предпринимательством. Эту ситуацию достаточно четко регулирует КВВТ, который связывает участие грузоотправителя – физического лица в договоре перевозки только с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд (п. 1 ст. 66).

      Что касается других нормативных источников, регулирующих перевозки грузов железнодорожным транспортом, то указание на участие в договорных отношениях грузоотправителя – физического лица содержится лишь в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 (в ред. от 14.05.2013 № 411) (далее в данной главе – Правила оказания услуг по перевозкам). В соответствии с п. 1 этих Правил ему оказывается услуга по перевозкам на железнодорожном транспорте грузов для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

      Второй недостаток определения понятия «грузоотправитель» связан с ошибочностью причисления к грузоотправителю лица, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца «багажа, грузобагажа». Как указано в ст. 82 УЖТ, при перевозке багажа стороной договора является пассажир, что находит подтверждение и в Правилах оказания услуг по перевозкам (п. 41). В этой же статье отмечается, что при перевозке грузобагажа стороной договора выступает отправитель грузобагажа, но не грузоотправитель.

      В перевозке груза участвует и грузополучатель. Определение этого участника перевозочного процесса также дается в ст. 2 УЖТ. Согласно закрепленной в ней формулировке грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Приведенная формулировка содержит те же недостатки, которые присущи понятию «грузоотправитель».

      Необходимо лишь отметить следующее. В ст. 82 УЖТ содержится положение, согласно которому багаж выдается управомоченному на его получение лицу, и можно допустить, что им является грузополучатель, но в договоре перевозки пассажира он будет выступать не как грузополучатель, а как уполномоченное пассажиром лицо.

      Предмет договора. Являющаяся предметом договора услуга по доставке вверенного перевозчику груза в пункт назначения включает прежде всего транспортировку груза. В соответствии с УЖТ (ст. 2) она может осуществляться в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном и международном сообщении. Транспортировка грузов в прямом сообщении – это их перевозка между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

      Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется не только железнодорожным, но и другими видами транспорта но единому транспортному документу. Отличие перевозки груза в непрямом смешанном сообщении от перевозки в прямом смешанном сообщении заключается в том, что она осуществляется по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

      Что касается перевозки груза в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, то это его перевозка в прямом и непрямом международном сообщении между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе осуществление транзита по территории РФ, в результате которых груз пересекает государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст. 2 УЖТ).

      Услуга в виде транспортировки может осуществляться грузовой скоростью, а также большой скоростью. Такое деление влияет, во-первых, на время перевозки груза, а во-вторых, на размер оплаты услуги. Доставка груза большой скоростью оплачивается по повышенному тарифу. Необходимо иметь в виду, что в установленных случаях перевозка может осуществляться только большой скоростью. Ее и должен указывать грузоотправитель в транспортной железнодорожной накладной.

      Услуга по перевозке груза должна осуществляться по кратчайшему маршруту. Как указано в ст. 15 УЖТ, плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случаях увеличения расстояния по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Входящая в предмет договора услуга по хранению груза не имеет каких-либо особенностей, за исключением размеров тарифов при платном его хранении.

      Содержание договора.

      Обязанности перевозчика. Перевозчик обязан соблюдать установленные правила перевозок грузов соответствующим способом или определенных видов грузов. Речь идет о выполнении, например, правил перевозок грузов в универсальных контейнерах, транспортных пакетах, в открытом подвижном составе, грузов навалом, насыпью, наливом, опасных грузов и др. Так, при перевозке грузов навалом, насыпью необходимо обеспечить защиту их от атмосферных осадков и распыления. Особых мер требуют перевозки опасных грузов и т.п.

      Поскольку предмет договора составляет услуга, касающаяся перевозки груза по кратчайшему маршруту, перевозчик должен выполнять указанное условие. При этом он обязан соблюдать соответствующий скоростной режим. Выполнение данных условий является гарантией доставки груза в установленный срок. Исчисление срока начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Дата приема груза к перевозке и расчетная дата истечения срока его доставки, определенная исходя из установленных нормативов или на основании соглашения сторон, указывается в транспортной железнодорожной накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза.

      УЖТ определены случаи, когда груз считается доставленным в срок. Во-первых, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку груза на железнодорожной станции назначения или если вагоны и контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателю либо владельцу железнодорожного пути необщего пользования, выполняющего обязанность по осуществлению разгрузочных работ для грузополучателя.

      Во-вторых, груз считается доставленным в срок при прибытии на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока его доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов и контейнеров с грузом для выгрузки произошла: 1) вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам; 2) так как не внесены плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи; 3) вследствие иных зависящих от грузополучателя причин. Об этих фактах составляется акт общей формы (ст. 33 УЖТ).

      Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения в сохранности относится к числу тех, которые непосредственно служат достижению общей цели перевозки. Одной из мер по выполнению данной обязанности является опломбирование перевозчиком вагонов и контейнеров ЗПУ. Но эта обязанность возлагается на перевозчика только при условии, что он осуществлял погрузочные работы.

      При опломбировании вагонов и контейнеров перевозчик должен соблюдать требования к ЗПУ. Эти требования, а также перечень грузов, перевозка которых допускается в вагонах, контейнерах без ЗПУ, установлены федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Со своей стороны, перевозчик устанавливает типы применяемых при опломбировании ЗПУ, порядок их учета, хранения и утилизации.

      В тех случаях, когда вагоны и контейнеры вскрываются для досмотра таможенными органами или другими органами государственного контроля, они опломбируются новыми ЗПУ, о чем перевозчик делает отметку в транспортной железнодорожной накладной.

      Особенность обязанности по выдаче груза заключается в следующем. Согласно УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем его доставки в пункт назначения. Делается это перевозчиком письменно или по телефону. Факт передачи уведомления регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной и дорожной ведомости в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258). Правовые последствия ненадлежащего исполнения перевозчиком этой обязанности заключаются в освобождении грузополучателя от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение груза до момента получения уведомления о его прибытии [1] .

      На перевозчика возлагается также обязанность уведомлять грузополучателя и владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи, если иное не предусмотрено соглашением сторон. На железнодорожном транспорте весьма распространено заключение договора о предварительной информации грузополучателя о подходе в его адрес груза. В связи с этим перевозчик обязан предоставлять такую информацию в оговоренные сроки.

      Последующие действия перевозчика связаны с обеспечением в соответствии со ст. 21 УЖТ выгрузки груженых контейнеров из вагонов за счет грузополучателя с ее оплатой по соглашению сторон и передачей груза грузополучателю. На железнодорожной станции назначения он вручает грузополучателю груз и транспортную железнодорожную накладную. Согласно ст. 41 УЖТ перевозчик должен проверить состояние, массу и количество мест груза в случаях:

    • – прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными ЗПУ или с ЗПУ попутных железнодорожных станций;
    • – прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
    • – прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке в открытом железнодорожном подвижном составе;
    • – прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
    • – прибытия груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;
    • – выдачи груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.
    • Как указано в Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте [2] , в случаях отсутствия обстоятельств, предусматривающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, предусмотренной ст. 41 Устава, такие грузы выдаются без проверки (п. 5 подп. 5.1 –5.6).

      Что касается документационного подтверждения выдачи груза с проверкой перевозчиком, то им в памятке приемосдатчика делается отметка о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика [3] .

      Права перевозчика. Перевозчик вправе при приеме груза к перевозке проверить достоверность сведений о массе груза, его свойствах, а также других данных, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной. При обнаружении искажений указанных сведений решается вопрос об ответственности грузоотправителя (ст. 27 УЖТ).

      Перевозчик имеет также право принять решение об изменении порядка оплаты перевозки. По письменному ходатайству грузоотправителя он может дать согласие на осуществление всех расчетов за перевозку (в том числе и оплаты перевозки, которая обычно производится до момента приема груза перевозчиком) на железнодорожной станции назначения.

      Следующее право перевозчика касается ситуаций, связанных с несвоевременными расчетами за перевозку по вине грузоотправителя или грузополучателя. В этих случаях перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством.

      В процессе осуществления перевозки перевозчик может переадресовать груз, если получит письменное заявление грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке (ст. 31 УЖТ) [4] . Решение перевозчика о переадресовке груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения принимается после согласования заявления с владельцем инфраструктуры в течение не более двух суток. Переадресовка груза может производиться как в пути следования, так и на станции назначения. В пути следования переадресовка осуществляется по первоначальным перевозочным документам, а на станции назначения – по новым перевозочным документам. В соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 44 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258), перевозчик не вправе осуществить переадресовку груза с признаками порчи, повреждения, недостачи, с неисправными ЗПУ, нарушением температурного режима, а также при наличии актов, составленных в пути следования (п. 16).

      Возможно принятие решения об изменении пункта назначения без согласования с грузоотправителем или грузополучателем в случаях, установленных законом. Речь идет о ситуациях, когда перевозка грузов угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и экологической безопасности. После принятия решения перевозчик должен незамедлительно уведомить об этом грузоотправителя и грузополучателя (ч. 2 ст. 31 УЖТ).

      В пути следования перевозчик может на договорной основе предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес груза.

      На завершающем этапе перевозочного процесса при невозможности выдачи груза грузополучателю перевозчик вправе принять в отношении такого груза указанные в УЖТ меры. В частности, в случае отсутствия грузополучателя на железнодорожной станции назначения и непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 10 суток, а о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов – в течение четырех суток, перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за его счет. При невозможности возврата груза перевозчик может его реализовать в порядке, предусмотренном УЖТ (ч. 6 ст. 34).

      Такие же действия он вправе предпринять в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку (если по договору он осуществляет ее оплату) и иных причитающихся перевозчику платежей.

      При передаче груза грузополучателю перевозчик может на основании отдельного договора принять участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест в случае своевременной доставки груза без признаков недостачи и повреждения.

      Перевозчик вправе увеличить размеры взимаемых с грузополучателя сборов и платежей при несвоевременной выгрузке грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременном вывозе грузов с железнодорожных станций, в частности: а) сбора за хранение выгруженных грузов, контейнеров – до пятикратного размера этого сбора; б) платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на 24 часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях – до двукратного размера указанной платы. О принятом решении перевозчик уведомляет указанных лиц в письменной форме.

      В случаях если грузополучатель не выполняет возложенные на него УЖТ обязанности по очистке внутри и снаружи вагонов и контейнеров, снятию приспособлений для крепления грузов, приведению в исправное техническое состояние несъемных инвентарных приспособлений для крепления грузов, промывке и ветеринарно-санитарной обработке вагонов, когда это необходимо, перевозчик имеет право не принимать от грузополучателя после выгрузки или слива груза вагоны и контейнеры впредь до выполнения указанных требований. При этом с грузополучателя взимается плата за пользование вагонами и контейнерами за все время их задержки.

      Обязанности и права грузоотправителя, грузополучателя. Основная обязанность грузоотправителя заключается в оплате перевозки груза. Плата должна вноситься до момента принятия груза для перевозки. Вместе с тем в отличие от других транспортных законов (за исключением КТМ) УЖТ регулирует ситуацию, когда оплату перевозки осуществляет грузополучатель. В соответствии со ст. 30 УЖТ грузоотправитель может обратиться к перевозчику в письменной форме с предложением, согласованным с грузополучателем, о внесении платы за перевозку груза и иных причитающихся платежей грузополучателем на железнодорожной станции назначения. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляет грузополучатель. При выявлении обстоятельств, влекущих необходимость перерасчета стоимости перевозки и иных платежей и штрафов, он может производиться как до, так и после выдачи груза.

      На практике между грузоотправителем и грузополучателем иногда возникают споры по поводу возврата суммы, переплаченной перевозчику. На этот счет в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что при рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты, не вправе требовать от перевозчика возврата суммы, излишне уплаченной грузоотправителем. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем перевозчику в порядке, предусмотренном УЖТ (п. 19).

      В рамках выполнения грузоотправителем обязанности по расчетам за перевозку груза законодатель особое внимание уделяет вопросу своевременности внесения провозных платежей. Установлен ряд правовых мер воздействия на нарушителей этого требования вплоть до уплаты процентов на сумму просроченного платежа.

      На железнодорожном транспорте оплата перевозок грузов осуществляется с использованием Технологического центра по обработке перевозочных документов (ТехПД), если стороны заключили договор о производстве расчетов через указанный Центр.

      В связи с осуществлением сторонами через ТехПД расчетов по железнодорожным грузовым перевозкам ВАС РФ дал разъяснения о порядке использования перевозчиком перечисленных грузоотправителем сумм в качестве платы за оказанные услуги, связанные с перевозкой, и правах грузоотправителя (грузополучателя) на оспаривание необоснованного их использования. Согласно указанным разъяснениям, «если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД» (п. 21). При этом «если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования грузоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению» (п. 22).

      Грузоотправитель вправе взыскать с перевозчика проценты за пользование чужими денежными средствами, как это предусмотрено ст. 395 ГК, независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании соответствующей суммы.

      При заключении договора перевозки груза железнодорожным транспортом составляется транспортная железнодорожная накладная. Оформление этого документа возлагается на грузоотправителя. В соответствии с УЖТ он должен представить перевозчику на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную. Этот документ составляется в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

      Порядок заполнения железнодорожных транспортных документов грузоотправителем регулируется Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (далее в данной главе – Правила заполнения перевозочных документов).

      Следующая обязанность грузоотправителя касается обеспечения сохранности груза в пути следования. Имеется в виду организация сто сопровождения. Определенные грузы требуют сопровождения в пути следования. Их перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрану таких грузов обеспечивает грузоотправитель (грузополучатель). Сама перевозка грузов с сопровождением осуществляется в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (в ред. приказа Минтранса РФ от 22.12.2008 №216).

      В процессе перевозки груза может создаться ситуация, требующая от грузоотправителя корректировки договора перевозки груза, в частности, касающаяся условий его доставки. Речь идет об изменении места доставки груза или адресата (грузополучателя). Законодатель предоставляет грузоотправителю такое право при условии, что груз еще не вручен грузополучателю. Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом вся процедура переадресовки груза грузоотправителем строго формализована. Она начинается с подачи грузоотправителем письменного заявления перевозчику, который согласовывает решение о переадресовке груза с владельцами инфраструктур. Если груз находится под таможенным контролем, переадресовке предшествует согласие соответствующих таможенных органов. Одновременно устанавливается наличие согласия предполагаемого грузополучателя на прием груза. Принимаемые решения перечисленных лиц фиксируются в соответствующих документах. Такая формализация всей процедуры хотя и усложняет процесс переадресовки груза, однако служит гарантией соблюдения прав участников переадресовки.

      В связи с этим в специально принятых Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте детально регламентируются содержание письменного заявления грузоотправителя, порядок оформления транспортных документов, осуществления расчетов при переадресовке [5] . В случае договоренности между сторонами об электронном обмене документами заявление может быть передано перевозчику в электронном виде. К заявлению должно быть приложено согласие нового грузополучателя на прием груза.

      Все расходы перевозчика в связи с переадресовкой груза возмещаются грузоотправителем (грузополучателем), по инициативе которых осуществляется переадресовка, в соответствии с договором.

      Что касается обязанностей грузополучателя, то помимо уже рассмотренных, а также типовых его обязанностей но приему и вывозу груза, окончательным расчетам за перевозку, очистке вагонов, контейнеров, он обязан вносить плату перевозчику за пользование его вагонами, контейнерами в двух случаях: 1) за время их нахождения у него либо за время ожидания их подачи по причинам, зависящим от него; 2) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, при условии, что задержка привела к нарушению срока доставки груза (ч. 1,3 ст. 39 УЖТ).

      Форма договора. Договор перевозки груза железнодорожным транспортом оформляется транспортной железнодорожной накладной. В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 – оригинал накладной; лист 2 – дорожная ведомость; лист 3 – корешок дорожной ведомости; лист 4 – квитанция о приеме груза (п. 1.3).

      Из них только лист 1 – оригинал накладной – в части данных, относящихся в основном к грузу, заполняется грузоотправителем, после чего передается перевозчику для дальнейшего заполнения.

      Требования к оформлению накладной грузоотправителем закреплены в специальном разделе «Заполнение накладной грузоотправителем» указанных Правил. Все данные, включаемые грузоотправителем в соответствующие графы, должны содержать полную и точную информацию. За искажение наименования груза, особых отметок, сведений о грузе, его свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозки или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправитель песет ответственность, предусмотренную УЖТ.

      Правила заполнения перевозочных документов содержат запрет подчисток и помарок в этих документах. Если возникает необходимость изменения сведений, вносимых грузоотправителем, он должен заполнить новый бланк документа (п. 1.11).

      Цена договора имеет ту особенность, что в связи с публичным характером договора перевозки груза железнодорожным транспортом его цена устанавливается только тарифами, принятыми в установленном порядке. Оплачиваемые при перевозке сборы за выполнение дополнительных операций или работ не включаются в тарифы. Утвержденные тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги публикуются в тарифных руководствах.

      Срок договора отсчитывается от даты приема груза для перевозки и до расчетной даты истечения срока его доставки грузополучателю. Сроки доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются правилами, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

      Существуют особенности перевозок железнодорожным транспортном отдельных видов грузов и способов перевозки. Речь идет о скоропортящихся грузах, подкарантинных грузах, грузах, перевозимых в открытом подвижном составе, насыпью и навалом, на особых условиях, с объявленной ценностью, с сопровождением и охраной, в транспортных пакетах, смерзающихся грузах, отправительскими маршрутами, группами вагонов по одной накладной, в специализированных контейнерах, мелкими отправками, грузах, подконтрольных Госветнадзору и некоторых других. Для каждой из перечисленных перевозок установлены специальные правила [6] .

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *