Сколько налог если 210 л.С

Как рассчитать транспортный налог

Чтобы рассчитать транспортный налог, определите налоговую базу и ставку налога.

Налоговая база

Налоговой базой является:

  • мощность двигателя в лошадиных силах – для ТС, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями);
  • валовая вместимость в регистровых тоннах – для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
    • паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы – для воздушных транспортных средств с реактивным двигателем;
    • единица транспортного средства – для остальных водных и воздушных транспортных средств.

    Налоговую базу определяйте отдельно по каждому ТС.

    Такие правила установлены статьей 359 Налогового кодекса РФ.

    Мощность транспортного средства

    Ситуация: как определить мощность транспортного средства для расчета транспортного налога?

    Мощность двигателя определите по данным, указанным в технической документации.

    Например, по данным паспорта транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). Если в технической документации необходимые данные отсутствуют, мощность ТС определите на основании экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ (п. 22 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

    Ситуация: как определить налоговую базу по транспортному налогу, если в технической документации транспортного средства мощность двигателя указана в кВт?

    Мощность двигателя пересчитайте с применением специального коэффициента.

    Для расчета налоговой базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Если в технической документации этот показатель выражен в кВт, его нужно пересчитать по формуле:

    Полученный результат округлите по правилам арифметики до второго знака после запятой. Такой порядок предусмотрен пунктом 19 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

    Если мощность автомобиля (в т. ч. гибридного) в лошадиных силах выражена дробным числом, то при расчете сбора следует применять налоговую ставку, установленную для того интервала мощности, в который попадает полученный результат (без округления). Например, если мощность двигателя автомобиля составляет 100,6 л. с., нужно применить налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 л. с. до 150 л. с. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31 октября 2012 г. № 03-05-07-04/18.

    При расчете суммы налога показатель мощности двигателя тоже не округляйте.

    Пример определения налоговой базы для расчета транспортного налога. В ПТС мощность двигателя указана в кВт

    Организация приобрела грузовой автомобиль, мощность двигателя которого 210 кВт. Налоговую базу для расчета транспортного налога бухгалтер определил так:
    210 кВт ? 1,35962 = 285,52 л. с.

    Налоговая ставка для такой категории транспортных средств составляет 8,5 руб./л. с.

    Сумма налога составила:
    285,52 л. с. ? 8,5 руб./л. с. = 2426,92 руб.

    Ставки налога

    Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

    Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

    Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог. Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-05-05-01/36, от 29 марта 2010 г. № 03-05-05-04/08.

    Пример определения количества лет, прошедших с года выпуска грузового автомобиля, для расчета транспортного налога

    На балансе организации числится грузовой автомобиль, выпущенный в мае 2011 года. В регионе, где работает организация, установлены дифференцированные ставки транспортного сбора в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. В расчет этого количества включаются все налоговые периоды начиная с 1 января 2012 года и до окончания периода, за который уплачивается налог. При определении количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, для расчета налога за 2016 год бухгалтер учитывает пять лет – 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы.

    Расчет налога

    Транспортный налог рассчитывайте в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса РФ и региональными законами. Порядок расчета зависит от того, установлены региональным законодательством отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

    Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то в течение года организация должна рассчитывать авансовые платежи. Размер каждого авансового платежа равен 1/4 годовой суммы налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

    В регионах, где отчетные периоды по транспортному налогу не установлены, годовую сумму сбора определите по формуле:

    Об этом сказано в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

    Пример расчета транспортного налога по грузовому автомобилю

    На балансе организации (г. Москва) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с. Налоговая ставка для данной категории транспортных средств составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

    Бухгалтер организации рассчитал налог так:
    155 л. с. ? 38 руб./л. с. = 5890 руб.

    Пример расчета транспортного налога по несамоходному судну (барже)

    На балансе организации (г. Москва) числится несамоходное судно (баржа) с валовой вместимостью 1500 регистровых тонн. Ставка транспортного налога для данной категории ТС составляет 200 руб. за тонну (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

    Бухгалтер организации рассчитал налог так:
    1500 т ? 200 руб./т = 300 000 руб.

    При расчете авансового платежа по транспортному налогу используйте формулу:

    Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

    Итоговую сумму транспортного налога за год рассчитайте по формуле:

    Такие правила установлены статьей 362 Налогового кодекса РФ.

    Если в результате расчета сумма налога получилась с копейками, ее надо округлить по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек следует отбросить, а значения 50 копеек и больше округлить до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

    Престижные легковые автомобили

    Некоторые особенности имеет расчет транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 000 000 руб. В отношении таких автомобилей сумму транспортного налога нужно определять с применением повышающих коэффициентов .

    Формула для расчета транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям выглядит следующим образом:

    Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

    Перечни легковых автомобилей, по которым транспортный налог нужно платить с учетом повышающих коэффициентов, устанавливает Минпромторг России.

    Ситуация: как применять перечни дорогостоящих автомобилей при расчете налога ?

    При расчете транспортного налога на машину за 2015 год применяйте перечень, опубликованный в 2015 году. При расчете транспортного налога за 2016 год – перечень, опубликованный в 2016 году.

    Перечни автомобилей, в отношении которых применяют повышающий коэффициент, Минпромторг России должен размещать на своем сайте не позднее 1 марта каждого года. Каждый перечень применяется при расчете транспортного налога только за тот год, в котором этот перечень был опубликован (п. 2 ст. 362 НК РФ). Поэтому при расчете транспортного налога за 2015 год применяйте перечень , опубликованный 27 февраля 2015 года. При расчете транспортного налога за 2016 год руководствуйтесь перечнем, опубликованным в 2016 году.

    Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 июня 2015 г. № 03-05-04-04/31532, адресованном Федеральной налоговой службе.

    Перечень легковых автомобилей составлен с учетом Порядка определения средней стоимости автомобилей, утвержденного приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316. Однако на практике при расчете транспортного сбора автовладельцы этот приказ не применяют. Для них важно одно: к какой ценовой группе в перечнях отнесена принадлежащая им модель автомобиля. Фактическая стоимость автомобиля или цена, по которой приобреталась машина, для расчета налога значения не имеет. Даже если модель, включенная, например, в первую ценовую группу, была куплена дешевле чем за 3 000 000 руб., все равно нужно рассчитать транспортный налог на машину с учетом коэффициентов, предусмотренных для этой группы.

    Для выбора коэффициента продолжительность периода, прошедшего с года выпуска автомобиля, определяйте с учетом года выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ, письма Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-05-04-01/28303, ФНС России от 7 июля 2014 г. № БС-4-11/13195).

    Коэффициенты применяйте в том числе при расчете авансовых платежей (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

    Пример расчета транспортного налога по дорогостоящему легковому автомобилю за 2015 год

    На балансе организации (г. Москва) состоят:

    – легковой автомобиль Audi A8 (3.0 TFSI) с мощностью двигателя 310 л. с., 2013 года выпуска. Автомобиль был приобретен в 2014 году на вторичном рынке за 2 500 000 руб.;

    – легковой автомобиль Mercedes-Benz GL 350 с мощностью двигателя 333 л. с., 2015 года выпуска. Автомобиль был приобретен в январе 2015 года в дилерском центре за 5 200 000 руб.

    Обе модели есть в перечне автомобилей, транспортный налог на автомобиль по которым нужно начислять с учетом повышающего коэффициента. Несмотря на то что фактическая стоимость Audi менее 3 000 000 руб., а Mercedes-Benz – более 5 000 000 руб., транспортный налог за них нужно платить с учетом повышающего коэффициента , предусмотренного для автомобилей ценовой группы от 3 до 5 млн руб.

    Для определения повышающих коэффициентов за 2015 год продолжительность периодов, прошедших с года выпуска автомобилей, составляет:

  • для автомобиля Audi – более двух лет. Повышающий коэффициент – 1,1;
  • для автомобиля Mercedes-Benz – менее одного года. Повышающий коэффициент –1,5.
  • Налоговая ставка для данной категории автомобилей составляет 150 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

    Бухгалтер организации рассчитал транспортный налог на автомобиль так:

  • по автомобилю Audi – 51 150 руб. (310 л. с. ? 150 руб./л. с. ? 1,1);
  • по автомобилю Mercedes-Benz – 74 925 руб. (333 л. с. ? 150 руб./л. с. ? 1,5).
  • Неполный налоговый период

    Организация может быть собственником транспортного средства в течение неполного налогового периода. Например, если автомобиль был приобретен (продан) и поставлен на учет (снят с учета) в середине года. Иногда транспортные средства регистрируются и снимаются с учета в течение одного и того же отчетного (налогового) периода. В этих случаях сумму транспортного налога (авансового платежа) рассчитывайте исходя из фактического количества месяцев регистрации транспортного средства с учетом коэффициента использования ТС (п. 3 ст. 362 НК РФ).

    Начиная с расчетов за 2016 год месяц постановки на учет (снятия с учета) примите за полный, если транспортное средство было:

  • зарегистрировано до 15-го числа (включительно);
  • снято с учета после 15-го числа.
  • Месяц постановки на учет (снятия с учета) не включайте в расчет налога, если ТС было:

    • зарегистрировано после 15-го числа;
    • снято с учета до 15-го числа (включительно).
    • Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

      Сумму авансового платежа по налогу с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

      Транспортный налог 2020 для юридических лиц

      Статьи по теме

      В статье мы собрали все налоговые изменения 2020 для владельцев транспорта. Вы можете скачать таблицы новый ставок, включая региональные, а также посмотреть инструкцию по расчету налога с примерами.

      Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

      Если у компании есть автомобили, за них в 2020 году придется отчислять в бюджет налоги. Как это сделать, мы сейчас во всех подробностях и рассмотрим.

      Налог на автомобиль в 2020 году: изменения

      Долгое время среди коммерсантов жила надежда, подкрепляемая устойчивыми слухами, что налог на авто в 2020 году будет отменен. Но чуда не произошло – в 2020 году юридические лица по-прежнему уплачивают деньги за имеющийся у них транспорт.

      К нему относится:

    • Все авто, включая автобусы, троллейбусы, грузовики и пр.;
    • Мотоциклы, мотороллеры, снегоходы;
    • Плавсредства, кроме моторных лодок с двигателем не более 5 л/с и промышленных судов;
    • Авиатранспорт.
    • Но все-таки кое-какие положительные новшества появились. Касаются они дорогих автомобилей, чья стоимость исчисляется 3 миллиона и выше. К таким авто при уплате сбора применяется дополнительный коэффициент, так называемый налог на роскошь. Недавно Минтранс обновил список дорогих машин, подлежащих добавочному налогообложению.

      Транспортный налог 2020: ставки, таблица

      Ставки делятся на базовые и региональные. Базовые отмечены в ст. 361 НК РФ. Это, так сказать, усредненный уровень, в таком варианте они применяются очень редко.

      Дело в том, что средства от сборов с машин и иной передвижной техники поступают в местный бюджет. Поэтому региональная власть получила право самостоятельно регулировать тарифы.

      Региональная ставка транспортного налога должна находиться в следующих пределах:

    • Не больше, чем база умноженная на 10;
    • Не меньше, чем база деленная на 10
    • Внимание! Когда местная власть отказывается утверждать размер транспортного сбора, то компании и иные юридические лица все равно уплачивают налог, применяя тариф из ст.361 НК РФ.

      Какую применять ставку зависит от мощности автомобиля и региона. Причем, стоит уточнить, что если автомобиль используется у вас в одном регионе, а офис – владелец транспорта расположен в другом, то тариф берете по региону компании.

      Базовые ставки в 2020 году

      Ниже вы можете посмотреть таблицу с региональными тарифами. Но таблица не полная – в нее включены лишь самые большие территории. Полный список ставок по всем регионам России Вы можете скачать вначале статьи.

      Транспортный налог 2020 таблица с региональными ставками

      Повышающие коэффициенты (налог на роскошь)

      Цена авто

      Число лет, в течение которых применяется коэффициент

      Повышающий тариф

      От 10 до 15 млн.

      Как рассчитать налог на машину в 2020 году

      Если физикам налоговая сама предоставляет сумму сбора за автомобиль, то юрлица такой привилегией не обладают. В свете сказанного давайте разберем, как считать транспортный налог в 2020 году.

      Сначала перечислим основные правила, по которым происходят подсчеты:

      1. Даже если у вас две однотипных машины, отчисления за них в бюджет считаются по каждой;
      2. Налоговой базой служит мощность транспорта, выраженная в лошадиных силах;
      3. При владении средством передвижения неполный год, дополнительно вычисляется коэффициент владения;
      4. При стоимости машины свыше 3 миллионов, не забудьте заглянуть в перечень Минтранса, вполне вероятно, что к ней применим дополнительный коэффициент на роскошь;
      5. Налог платится один раз в год. Однако в большинстве регионов введена авансовая система перечисления этого сбора, в этом случае годовой платеж дробится на четыре части.
      6. Юридические лица считают налог в 2020 году по такой формуле:

        Формула расчета

        Сумма налога за год

        Мощность транспортного средства (в л/с)

        Это базовая формула, но она может дополняться. Например, если у вас дорогое авто, то вам придется доплатить за его комфортность. В этом случае сумма налога умножается на дополнительный коэффициент. Размер коэффициентов мы приводили в таблице выше.

        Расширить формулу придется и тогда, когда время владения транспортным средством не весь календарный год. При этом сумма годового налога умножается на, так называемый, коэффициент владения. Он высчитывается путем деления числа полных месяцев пользования машиной на 12.

        Крайне важно! Точкой пик при подсчете месяцев владения машиной будет 15 число. Если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД до 15 числа, месяц входит в подсчет, если позже – нет.

        Это правило имеет равную силу и при приобретении машины, и при ее продаже.

        Например, ООО «Зажигание» приобрела для нужд фирмы газель 3221. 18 февраля 2020 года машина была зарегистрирована в ГИБДД. Таким образом, для транспортного налога отсчет времени владения пойдет с 1 марта 2020, это будет первый месяц.

        «Зажигание» пользовались газелью до конца 2020 года. Коэффициент владения составил 10/12. На это число бухгалтер фирмы умножит сумму налога для окончательного расчета.

        Расчет транспортного налога 2020 для юридических лиц (пример)

        Посмотрим расчет на реальных примерах.

        Пример 1. Расчет при авансовой системе платежей

        В учетных документах петербургской компании ООО «Добрыня» с 2015 года числится легковой автомобиль с мощностью 170 л/с. При покупке машина была новой. Стоимость транспорта менее 1 миллиона рублей. Сделаем расчет налога.

      7. Прежде чем подставлять формулу, заглянем в таблицу выше и найден нужный нам тариф. Для нашей мощности по Санкт-Петербург установлена ставка 50 руб. за 1 л/с;
      8. 50*170 = 8500 руб.
      9. Легковушкой пользовались весь год, значит, коэффициент владения высчитывать незачем;
      10. Цена авто небольшая, платить дополнительно на роскошь нет надобности;
      11. Годовая сумма налога так и останется равной 8500 руб. Но ее нужно разделить на авансовые платежи: 8500/4 = 2125руб.

        Такую сумму «Добрыне» придется перечислять ежеквартально. А в конце 2020 года предусмотрен окончательный расчет, он исчисляется так: 8500 – (2125*3) = 2125

        Пример 2. Расчет при владении машиной несколько месяцев

        Итак, ООО «Добрыня» только 5 апреля 2020 года зарегистрировала свой автомобиль в ГИБДД. Стоимость легковушки также меньше 1 миллиона, а мощность 170 л/с. Фирма находится в Петербурге.

      12. Считаем коэффициент владения, он равен 9 месяцем, так как апрель тоже входит. Ведь постановка на учет произошла до 15 числа.
      13. Определяем годовой налог: 50*170 *9/12 = 8500 * 0,75 = 6375 руб.
      14. Находим авансовый платеж: 6375/4 = 1593,75 руб.
      15. Пример 3. Расчет налога на дорогую машину

        Допустим, что в 2020 году ООО «Добрыня» приобрело еще одну новейшую машину, но уже стоимостью 3,5 миллиона рублей с мощностью 210 л/с. Модель автотранспорта присутствует в последнем перечне Минпромторга, то есть она требует дополнительных расходов.

        Из перечня следует, что нужно увеличить сумму налога на добавочный коэффициент в размере 1,1. Считаем налог, но прежде обратим внимание, что мощность в 210 л/с в Питере облагается уже по ставке 75 руб.

        Сумма платежа равна: 75 * 210 * 1,1 = 17 325 руб.

        Транспортный налог: вопрос-ответ

        Вопрос:
        Принадлежащий мне КАМАЗ-5320 стоит на учете в ГИБДД г.Йошкар-Олы. Прошу сообщить мне сумму транспортного налога за 2008 год по данному автомобилю. Мощность двигателя составляет 210 л.с.Ответ:
        В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 28.11.2002 № 25-З «О транспортном налоге» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно установлена в размере 65 руб. с каждой лошадиной силы.
        Таким образом, годовая сумма транспортного налога в случае владения транспортным средством в течение всего календарного года для собственника транспортного средства марки КАМАЗ-5320 мощностью двигателя 210 л.с. составит 13650 руб.

        Вопрос:
        Имеют ли инвалиды 2 и 3 группы льготы по транспортному налогу? Автомобиль был приобретен за собственные средства и специальными средствами для инвалидов не оборудован. Есть информация, что согласно Письму Минфина России от 08.07.2004 №03-06-11100, инвалид имеет право на льготу по транспортному налогу независимо от того, установлено ли специальное оборудование, а также независимо его способа приобретения.

        Ответ:
        В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
        Следовательно, если транспортное средство специально не оборудовано для использования инвалидом, то данное транспортное средство признается объектом налогообложения транспортным налогом.
        Принимая во внимание факт владения вами транспортным средством, специально не оборудованном для использования инвалидом, а также то, что Законом Республики Марий Эл от 28.11.2002 № 25-З «О транспортном налоге» налоговых льгот по уплате транспортного налога физическим лицам, которые являются инвалидами 2 и 3 групп, не предоставлено, вы признаетесь налогоплательщиком транспортного налога на общих основаниях и обязаны уплачивать транспортный налог.
        Обращаем ваше внимание, что письмо Минфина России от 08.07.2004 № 03-06-11/100 дает разъяснения именно по вопросу признания или непризнания транспортных средств объектом налогообложения транспортным налогом.

        Задачи по налогообложению

        На балансе организации имеются следующие средства:

      16. ГАЗ 53 с мощностью 120 лошадиных сил.
      17. Волга, ГАЗ 24 с мощностью 110 л.с., которая была продана в июне.
      18. В июле предприятие купило Жигули ВАЗ 21-06 с мощностью двигателя 76 л.с.
      19. Ставки налога на автомобили легковые с мощностью двигателя:

      20. До 100 л.с. – 5 руб.
      21. 2. Свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 7 руб.

      На автомобили грузовые свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 8 руб.

      Рассчитать сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей.

      Рекомендуемые задачи по дисциплине

      Задача №530 (расчет акциза)

      Ликероводочный завод произвел и реализовал за текущий месяц 700 ящиков водки «Валуйчанка» (по 20 бутылок емкостью 0,5 литра в каждом) с объемной.

      Задача №825 (расчет НДС)

      В налоговом периоде организация: отгрузила продукцию на сумму 708 тыс. руб. (в т.ч. НДС). Продукция оплачена на 458 тыс. руб. денежными средствами, а на 250 тыс.

      Задача №616 (расчет налога на имущество)

      В декабре прошлого года организация приобрела основное средство по цене 708 тыс. рублей (в т.ч. НДС) и ввела его в эксплуатацию. Рассчитайте налог.

      Задача №617 (расчет суммы земельного налога)

      В 2012 году организация имела во владении земельный участок площадью 3200 кв. метров кадастровой стоимостью 25000 рублей за га, на котором.

      Задача №4371 (расчет налога на прибыль)

      Определите налог на прибыль, если стоимость реализованной продукции, включая НДС, составила 708000 руб. при её себестоимости – 420000 руб.

      Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

      Налоговую базу определяют отдельно по каждому транспортному средству (ст. 359 Налогового кодекса РФ).

      Транспортное средство может быть зарегистрировано и снято c учета в течение одного отчетного (налогового) периода. В этом случае сумму транспортного налога (авансового платежа) рассчитывают исходя из фактического количества месяцев регистрации транспортного средства c учетом коэффициента использования транспортного средства (п. 3 ст. 362 НК РФ). Месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано, и месяц, в котором оно было снято c учета, учитываются как полные месяцы.

      ГАЗ 53 – грузовой автомобиль с мощностью 120 лошадиных сил. Ставка транспортного налога на автомобили грузовые свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 8 руб. на каждую лошадиную силу. Сумма транспортного налога составляет 960 (120*8) руб. Сумма авансового платежа – 240 (960*1/4) руб.

      Волга «ГАЗ 24» — легковой автомобиль с мощностью 110 л.с. Ставка транспортного налога – 7 руб. Транспортное средство продано в июне, т.е. состояло на учете в течение 6 месяцев. Сумма транспортного налога составляет 385 (110*7*6/12) руб. Сумма авансового платежа равна 96,3 (385*1/4) руб.

      Жигули «ВАЗ 21-06» — легковой автомобиль с мощностью двигателя 76 л.с. Ставка транспортного налога – 5 руб. Транспортное средство приобретено в июле, т.е. на учете состояло 6 месяцев. Сумма транспортного налога равна 190 (76*5*6/12) руб. Сумма авансового платежа равна 47,5 (190*1/4) руб.

      Транспортный налог за давно проданное авто

      Именно сейчас не искушенные в юриспруденции граждане стали пожинать плоды порочной практики 90-х гг. — так называемой продажи автомобиля по генеральной доверенности. Через много лет после такого действа они вдруг оказываются обязаны государству кругленькую сумму транспортного налога, разумеется, с пенями и штрафами.

      Ситуация. В 1991 г. я приобрела и зарегистрировала в МРЭО г. Санкт-Петербурга автомобиль. Мой сын пользовался им по доверенности. В 1995 г. сын продал автомобиль по доверенности, следы нового владельца были утеряны. Поскольку копий документов на автомашину у меня не осталось, я благополучно забыла о ее существовании.

      Вдруг бывшие соседи по питерской квартире (в которой ни я, ни сын давно не проживаем) сообщают мне по телефону, что к ним (по адресу регистрации автомобиля) пришло извещение на мое имя о необходимости уплатить транспортный налог и штраф в большой сумме. И это при том, что до 2009 г. никаких напоминаний от налоговой инспекции не поступало!

      Правомерны ли в данной ситуации действия налоговой инспекции? Помогите разобраться и подскажите последовательность моих дальнейших действий. Существует ли какой-либо срок исковой давности, ведь с момента продажи автомобиля прошло уже 14 лет?

      Продажа по доверенности — казус

      Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Об этом говорится в ст. 210 ГК РФ.

      В отношении личного авто это бремя велико, а в прошлом веке было еще больше. Огромные очереди в ГАИ, чтобы снять с учета и поставить на учет, стали главной причиной распространения в 90-х гг. полулегального способа продажи автомобилей — по генеральной доверенности. Кроме того, продажа по доверенности была выгодна в плане налогообложения: отпадала необходимость декларировать доход от продажи автомобиля. Те, кто машины продавал не часто, теряли при нормальном оформлении продажи только время (сначала была налоговая льгота, потом имущественные вычеты по НДФЛ). Те же, кто зарабатывал на продаже подержанных машин, были кровно заинтересованы в продаже по доверенности, чтобы не платить подоходный налог.

      Так или иначе примерно треть подержанных авто в России продавалась по доверенности.

      Родственнику для пользования автомобилем можно выдать без всякой траты денег простую доверенность на право пользования. Когда выдавалась генеральная доверенность (с правом распоряжения и на осуществление регистрационных действий), подразумевалось, что поверенный в конце концов снимет машину с учета в ГАИ и перерегистрирует ее через комиссионный магазин на себя или на другое лицо.

      Классическая схема: доверенность составляли у нотариуса, сначала продавец держал ее у себя, потом покупатель передавал деньги и получал расписку продавца, далее продавец отдавал машину, ключи, доверенность и документы на машину, получая взамен расписку покупателя. Все делали в один день. Очень редко составляли письменный договор купли-продажи. Выдача доверенности явно противоречила существу фактической сделки купли-продажи, которая, как правило, имела устную форму. Из доверенности, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации следовало, что собственником является гражданин, выдавший доверенность. Но при этом он полностью терял всякий контроль над автомобилем и уже не чувствовал себя собственником. Выдача доверенности перед продажей — абсурд, поскольку сразу после продажи она теряет силу, становится попросту незаконной.

      Кто-то может возразить, что до снятия с учета в ГАИ автомобиль продолжал оставаться собственностью продавца. Но это не так. Сделки с воздушными, морскими и речными судами регистрируются в едином государственном реестре как сделки с объектами недвижимости, и без их регистрации право собственности не переходит (ст. ст. 130, 131 и 164 ГК РФ). В то же время автомобили к недвижимости не относятся. Их регистрация предусмотрена исключительно в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») и не связана с переходом права собственности.

      До тех пор пока согласно документам ГАИ (ГИБДД) собственник прежний, новый не может ездить на машине по дорогам, проходить техосмотр и совершать регистрационные действия без доверенности. Однако он имеет право разобрать автомобиль на запчасти. Можно купить автомобиль и поставить на крышу своего дома в качестве интерьера, при этом регистрировать его не нужно.

      Сделка по отчуждению автомобиля может быть совершена в простой письменной форме путем подписания одного документа сторонами (договора) или путем обмена односторонними документами (например, две расписки) (ст. 160, пп. 2 п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 434 ГК РФ). Если же сделка по отчуждению автомобиля исполняется при ее совершении (то есть передача автомобиля и денег происходит одновременно), то она может быть совершена и в устной форме независимо от суммы сделки (п. 2 ст. 159 и п. 2 ст. 161 ГК РФ).

      Без бумажки ты букашка

      Как вообще стала возможна подобная ситуация?

      Жизнь показала, что устное заключение сделки по продаже авто хотя и законно, но неприемлемо для продавца, поскольку лишает его важнейших доказательств. К сожалению, расписки составлялись не всегда и хранились недолго, продавец не снимал копии с доверенности и с документов на машину и вскоре вообще забывал все, даже место нахождения нотариуса. А зря.

      Как доказать, что продавец не находился за рулем, когда на авто было совершено уголовно наказуемое преступление или по причине аварии причинен крупный ущерб чужому имуществу, особенно когда истек срок действия доверенности? Правильно, с помощью документов, подтверждающих фактическую продажу автомобиля. Если их нет — беда. Ведь владельцем транспортного средства, по мнению следственных органов, в этом случае придется считать того, за кем последним автотранспортное средство было зарегистрировано в ГАИ.

      Аналогичный подход применяют многие суды при рассмотрении налоговых споров, связанных с транспортным налогом. Оказалось, что огромное количество машин, много лет назад переданных по доверенности, новые хозяева не снимали с учета. Когда же срок доверенности истекал, они не могли с машиной совершить никаких регистрационных действий. Поэтому они либо обращались к продавцу за новой генеральной доверенностью, либо подделывали его подпись и ездили с поддельной простой доверенностью, либо разбирали машину на запчасти. А иногда просто бросали ее, и она где-то стояла и ржавела годами. А тем временем автомобиль продолжал числиться в ГАИ (ГИБДД) за прежним владельцем.

      Почему же налоговые последствия необдуманной выдачи доверенности незнакомому лицу стали проявляться только в последние несколько лет? Все очень просто. До введения в Налоговый кодекс РФ гл. 28 «Транспортный налог» существовал другой аналогичный налог — с владельцев транспортных средств. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств в ГАИ без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате данного налога не производились (п. 3 ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», п. 6 Положения о проведении государственного технического осмотра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880). Фактически за уплатой налога владельцами транспортных средств, являющимися физическими лицами, следили не налоговые органы, а органы ГАИ (ГИБДД). Причем им было совершенно неважно, кто и как уплачивает налог. Главное, чтобы при предоставлении водителем машины на техосмотр квитанции об оплате налога за период после предыдущего осмотра были в наличии. Пока приобретатель авто по доверенности был заинтересован в получении талона техосмотра законным образом, он уплачивал налог сам. Когда он переставал проходить техосмотр, то не уплачивал налог, но этим особенно никто и не интересовался.

      С 2003 г. место налога с владельцев транспортных средств занял транспортный налог. За его уплатой стали следить налоговики, и ситуация кардинально изменилась. Правда, не сразу (из-за отсутствия полной информации от ГИБДД и ясности в новых налоговых нормах).

      Кто платит транспортный налог?

      По общему правилу плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ч. 1 ст. 357 НК РФ).

      Автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч регистрируют подразделения ГИБДД МВД России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 в редакции от 26.07.2008). С 27 января 2009 г. действуют Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденные Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ранее действовали Правила, утвержденные Приказом от 27.01.2003 N 59).

      Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ). А информацию налоговики получают ежегодно до 1 февраля от территориального органа ГИБДД (п. 5 ст. 362 НК РФ). Причем в течение десяти дней после новой регистрации или снятия с учета орган ГИБДД обязан сообщать об этом в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 362 НК РФ).

      Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного средства у налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. На это указывает Минфин России в Письмах от 26.11.2008 N 03-05-06-04/71 и от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05. Добавим: и не от наличия права собственности на авто. Этот вывод, правда, в отношении налогоплательщиков-организаций, подтверждает арбитражная практика (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 N А56-50465/2006 и Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7763/08-С3).

      Даже если зарегистрированный автомобиль фактически прекратил свое существование и документов на него не сохранилось, налог придется платить до снятия автомобиля с учета лицу, указанному последним владельцем в ПТС (паспорте транспортного средства).

      Исключение из общего правила

      В ст. 357 НК РФ предусмотрено исключение: «По транспортным средствам, приобретенным физическими лицами и переданным ими до момента официального опубликования настоящего Федерального закона на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств».

      Законодатель в данном случае пошел навстречу тем налогоплательщикам, которые путем выдачи генеральной доверенности фактически прикрывали устную сделку купли-продажи автомобиля. При этом они не декларировали доход от продажи в целях обложения подоходным налогом. Очевидно, это было сделано в силу чрезвычайной распространенности явления.

      В норме под «настоящим Федеральным законом» подразумевается Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым в Налоговый кодекс РФ и была включена гл. 28 «Транспортный налог». Дата его официального опубликования — 29 июля 2002 г.

      Следовательно, если в доверенности указана более поздняя дата, налогоплательщиком признается гражданин, продавший авто по доверенности, если более ранняя — обязанности налогоплательщика продавец может перевести на лицо, получившее автомобиль по доверенности. Причем должны выполняться два условия: автомобиль приобретен продавцом тоже до 29 июля 2002 г., и оформлена доверенность на право владения и распоряжения, то есть генеральная.

      Сведения о доверенности налоговым органам от нотариусов или ГИБДД не поступают. Кроме того, генеральная доверенность могла выдаваться не только при продаже авто. В связи с этим в норму была введена фраза о необходимости уведомления налогового органа о передаче автомобиля по доверенности. На наш взгляд, речь идет именно о безвозвратной передаче.

      В п. 7 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, поясняется: лицо, указанное в доверенности, налогоплательщик признает на основании уведомления, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. При этом в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление, транспортное средство, лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности, доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств, нотариуса. Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении и передаче транспортного средства (в том числе о датах приобретения и передачи).

      Могут и отказать

      В норме-исключении говорится только об уведомлении со стороны лица, передавшего до 29 июля 2002 г. авто по доверенности. Однако в Методических рекомендациях дают понять, что к уведомлению желательно прилагать документы, подтверждающие приобретение авто лицом, выдавшим доверенность (например, договор купли-продажи и документы, оплату, справку-счет ПТС или техпаспорт), передачу (расписку в получении авто, документ выдаваемый перевозчиками), а также доверенность или ее нотариально заверенную копию.

      Приведенная в п. 10 Методических рекомендаций схема перевода обязанности по уплате налога с зарегистрированного лица на лицо, купившее авто по доверенности, допускает отказ налогового органа в таком переводе. Информация переходит от инспекции по месту жительства продавца в инспекцию по месту регистрации авто, оттуда поступают извещения продавцу и покупателю по доверенности. От них могут быть затребованы различные «документы, подтверждающие соблюдение условий ч. 2 ст. 357 НК РФ».

      Очевидно, в такой ситуации покупатель по доверенности может проигнорировать запросы инспекции. И тогда инспекция по месту нахождения авто «извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лица, указанного в доверенности» с указанием причин отказа. В Методических рекомендациях содержится и форма такого извещения.

      Разные трактовки одной нормы

      Как часто бывает, законодатели изложили норму-исключение не вполне ясно.

      Максимальный срок действия доверенности — три года. Следовательно, если авто было передано по доверенности за много лет до 29 июля 2002 г., а покупатель по доверенности не совершал никаких юридически значимых действий с машиной, то задолго до этой даты срок действия доверенности истек. Применяется ли ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ в подобной ситуации? Остается ли плательщиком транспортного налога лицо, указанное в доверенности, когда она прекращает свое действие после 29 июля 2002 г.?

      Позиция 1: в пользу покупателя по доверенности. Доверенность, срок действия которой истек до 29 июля 2002 г., не служит основанием для исключения зарегистрированного бывшего собственника авто из числа плательщиков транспортного налога. Напротив, если действие доверенности началось до этой даты и закончилось после нее, обязанность налогоплательщика была возложена на нового владельца авто согласно ч. 2 ст. 357 НК РФ, но он не перерегистрировал авто, то с окончанием срока доверенности обязанность налогоплательщика возвращается к прежнему (зарегистрированному) владельцу.

      Такую позицию в настоящее время занимают многие налоговые органы.

      Например, в Письмах УФНС России по г. Москве от 17.01.2005 N 09-11н/01373, от 27.12.2004 N 23-10/3/84061, УМНС России по г. Москве от 08.10.2004 N 23-01/3/64961 и от 14.09.2004 N 11-11н/59082 сказано буквально следующее. Передача по доверенности транспортного средства другому лицу не влечет изменения права собственности. Значит, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности (максимальный срок ее действия) плательщиками налога будут являться физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если срок доверенности истекает в течение налогового периода, то налог за период с начала года по месяц истечения срока доверенности уплачивает лицо, получившее транспортное средство по доверенности до 29 июля 2002 г. А за период с месяца, следующего за истечением срока доверенности, до конца налогового периода — лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

      А вот что было сказано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2005 N А13-11581/04-05: «Положения абз. 2 ст. 357 НК РФ являются переходными и распространяются на случаи, когда до 29.07.2002 собственником другому лицу выдана доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством, подменяющая сделку по отчуждению автомобиля, и срок этой доверенности не истек на момент вступления в силу гл. 28 НК РФ. Иное толкование названной нормы означает необоснованное освобождение собственников транспортных средств, обязанных нести бремя содержания своего имущества (в том числе и бремя уплаты налогов), от уплаты транспортного налога. Отказывая налоговому органу во взыскании с ответчика сумм названного налога, суд фактически возложил обязанность по уплате этого налога на доверенное лицо, которое к 01.01.2003 таковым уже не являлось».

      Позиция 2: в пользу продавца по доверенности. Суть ее заключается в том, что норма ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ применима к передаче автомобиля по генеральной доверенности, произошедшей в любой день ранее 29 июля 2002 г., в том числе в случае истечения срока доверенности к этому времени. А если, например, доверенность выдана 25 июля 2002 г. и продавший автомашину по доверенности успешно применил норму-исключение и перевел стрелки на фактического покупателя, то по истечении срока доверенности он не становится опять налогоплательщиком.

      В поддержку такой позиции можно сослаться на саму норму и на Методические рекомендации по транспортному налогу. Ведь в них ничего не говорится об обратной «передаче эстафетной палочки», то есть когда срок доверенности истекает (после 29 июля 2002 г.) и бывший поверенный, который так и не нашел время, чтобы перерегистрировать авто на себя, якобы перестает быть налогоплательщиком. Между тем такой переход должен быть нормализирован четко. Иначе получится, что налог будут уплачивать либо двое одновременно, либо никто (что мы и наблюдаем на практике).

      Имеется и судебная практика в пользу данной позиции. Например, в Постановлении Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 23.11.2005 N 44-Г-365 рассматривалась следующая ситуация.

      Доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством, по которой автомобиль был передан, была датирована 27 апреля 1999 г. Бывший хозяин не уведомлял о продаже по доверенности налоговые органы в 2003 г. Налоговая инспекция подала иск на него о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2004 г. и пеней. Однако в качестве надлежащего ответчика суд в 2005 г. привлек бывшего поверенного (фактического хозяина автомобиля) несмотря на то, что к 2004 г. срок доверенности истек. Последний смог «отбиться» исключительно из-за наличия в деле процессуальных нарушений.

      В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2004 N Ф04-8561/2004(6813-А75-15) и в связанном с ним Постановлении от 07.02.2007 N Ф04-4193/2005(30898-А75-40) также не отрицается возможность возложения обязанности плательщика транспортного налога на лицо, получившего авто по доверенности от предпринимателя в 1996 г. (по доверенности, которая к спорному периоду давно утратила силу!).

      В то же время суд вынес решение не в пользу продавца по доверенности, поскольку последняя не стала доказательством передачи автомобиля документально (передачей занимался муж предпринимателя, который вскоре умер, не оставив никаких документов).

      Очень интересный вывод был сделан в Постановлении ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 N А65-21847/2006-СА1-19. Прямо он не связан с продажей по доверенности, но в силу своей универсальности может быть применен и в рассматриваемом нами случае. В силу п. 3 ст. 3 и п. 1 ст. 54 НК РФ налоги должны иметь экономическое обоснование и исчисляться на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Исходя из этого суд заключил, что сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога.

      Постараемся «на пальцах» объяснить суть обеих приведенных позиций.

      Первая — в пользу покупателя по доверенности — основывается на следующем психологическом посыле. Поскольку продавец фактически хотел скрыть сделку и доход от государства, не стоит замечать наличие смены собственника и всякие расписки. Никакой продажи автомобиля не было, а была только выдача солидной бумаги — нотариально удостоверенной доверенности. С истечением срока действия доверенности прекращается и действие исключения из правила: налогоплательщиком становится продавец.

      Вторая позиция — в пользу продавца — как раз основана на признании самой доверенности юридической химерой прикрывающей сделку по фактическому приобретению автомобиля доверенным. При таком посыле значение приобретают доказательства передачи автомобиля в собственность и сам факт выдачи генеральной доверенности до установленной законодательно даты — 29 июля 2002 г.

      По нашему мнению, обе приведенные позиции имеют право на существование.

      Для судов дополнительная проблема заключается в невозможности применения положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ (все неясности налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика). Дело в том, что неясность трактуется в любом случае в пользу налогоплательщика. Но только одного из двух возможных.

      Что делать?

      Считаем необходимым дать некоторые рекомендации продавцам по доверенности, которые стали заложниками массовой юридической неграмотности и продолжают получать извещения об уплате транспортного налога за машины, фактически проданные до переходной даты.

      Сразу скажем, чего не стоит делать. Некоторые журналисты и даже налоговые инспекторы по доброте душевной советуют заявить об угоне авто. Дескать, в силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Ни в коем случае. Уже имеются прецеденты, когда такого заявившего об угоне привлекали к уголовной ответственности за ложный донос.

      Шаг 1. Он касается действий по поиску нынешнего хозяина автомобиля. В некоторых случаях подобные действия не такие затратные, как может показаться с первого взгляда. Иногда достаточно обратиться к общим знакомым, соседям и т.д. Детективы и следователи тоже могут помочь в поисках за минимальную цену.

      Шаг 2. Если вы нашли автомобиль и его хозяина, постарайтесь переоформить автомобиль на него и убедить его уплатить налог за прошлые годы.

      Шаг 3. Если вы не нашли автомобиль либо нынешний хозяин оказался чересчур непонятливым, постарайтесь найти любые документы, которые были бы связаны с проданной автомобилем. Обратитесь к потенциальным свидетелям сделки по передаче данного автомобиля, вспомните нотариуса, который оформлял доверенность. У него можно получить справку о выданной доверенности.

      Шаг 4. Подайте в налоговую инспекцию по месту жительства заявление, что тогда-то вы передали по такой-то доверенности автомобиль, и поэтому в силу ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиком транспортного налога с 2003 г. следует признать приобретателя автомобиля. Просите снять с вас требования по уплате налога и перевести их на приобретателя. К заявлению приложите копии всех документов, которые удалось собрать по данному вопросу. Далее ждите ответ из инспекции по месту регистрации автомобиля.

      Шаг 5. При получении отрицательного ответа из налоговой вам необходимо выбрать вариант дальнейших действий — продолжать бороться с инспекцией в судебном порядке, отстаивая позицию, или смириться с необходимостью уплаты налога.

      Шаг 6. Если вы приняли решение не обращаться в суд, идите в ГИБДД и постарайтесь снять автомобиль с учета для утилизации. Как показывает практика, это могут сделать при отсутствии самого автомобиля и документов на него (поскольку в ГИБДД должна храниться копия ПТС). Но учтите, как только вы подали заявление об утилизации, вы автоматически признали себя владельцем за все время эксплуатации машины. Готовы ли вы возложить на себя вину за действия, которых не совершали?

      Шаг 7. Далее можно подождать некоторое время (до двух месяцев). Если машина активно эксплуатируется на дорогах, то реальный хозяин, которого вы не могли найти, сам разыщет вас. Ведь при первой же проверке по базе дорожный инспектор заявит ему, что машина не может эксплуатироваться как списанная в утиль. Последуют переговоры с хозяином.

      Шаг 8. Новые хозяева могут не появиться или отказаться платить налог. В принципе с несколько большими усилиями они смогут оформить автомобиль на себя и без вас. Тогда вам придется самостоятельно платить налог и пени. Не забудьте только уведомить налоговый орган о снятии автомобиля с учета с такой-то даты.

      Отметим, что последние два-три года к должникам по транспортному налогу стали применять весьма жесткие меры. Есть регионы, в которых задолжавших даже не выпускали на отдых за границу.

      Но стоит ли платить за все периоды, указанные в уведомлении (требовании), или в судебном порядке ограничить сумму уплаты последним налоговым периодом?

      Минфин России: сочувствуем, но бюджет превыше всего

      Не будем обсуждать, почему налоговые органы зачастую не получали из ГИБДД информацию о зарегистрированных собственниках транспортных средств своевременно. Отметим только, что сейчас достаточно распространено явление выставлять плательщикам уведомления на уплату налога сразу за несколько лет. В терминологии налоговиков это называется перерасчетом. Причем некоторые инспекции считают необходимым предъявлять к уплате даже пени за прошлые годы!

      Таким образом, проблема взаимодействия двух государственных структур перекладывается с больной головы на здоровую, то есть на налогоплательщиков.

      Несправедливость такого отношения к плательщикам двух налогов — транспортного и земельного была подтверждена еще в Письме Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71, подписанном заместителем Министра финансов РФ С.Д. Шаталовым.

      По представлению Минфина России был даже предложен законопроект с изменениями в ст. ст. 363 и 397 Налогового кодекса РФ, устанавливающими предельный трехлетний срок привлечения физических лиц к уплате этих налогов, а также пересмотра неправильного исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление.

      Недавно было дано положительное заключение Правительства РФ по законопроекту.

      В Письме подчеркивается: из норм Налогового кодекса РФ следует, что физические лица — плательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.

      В то же время Минфин в указанном Письме фактически поощрил налоговые органы продолжать в том же духе до внесения в Налоговый кодекс РФ изменений. Правда, с оглядкой на сложившуюся судебную практику.

      В последующих Письмах Минфина России (например, от 01.06.2009 N 03-05-06-04/84 и от 27.08.2009 N 03-05-06-04/140) фактически продолжается та же линия: «Кодексом не установлены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками — физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате указанного налога таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этого налога. В связи с этим впредь до установления Кодексом указанных временных пределов допускается направление в кратчайшие сроки физическим лицам налоговых уведомлений об уплате транспортного налога при наличии соответствующего объекта налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этого налога, с нарушением установленных сроков».

      Попробуем разобраться, а так ли необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс РФ? Не лукавит ли в данном случае Минфин, говоря об отсутствии установленных сроков? По нашему мнению, финансовое ведомство и налоговые органы используют некорректный прием — смешение двух временных моментов — срока платежа (уплаты налога) и момента возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога — в один.

      О сроках исковой давности

      Приведем соответствующие нормы Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ). Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 НК РФ). В случае, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В то же время согласно ст. 52 НК РФ, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Причем налоговое уведомление, отправленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

      Под сроком платежа следует понимать установленный законодательно срок уплаты налога. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

      Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ). Как правило, применительно к транспортному налогу в уведомлении указывается более продолжительный период, соответствующий сроку уплаты по региональному закону.

      Если налогоплательщик не платит налог в срок самостоятельно, инспекция приступает к взысканию налога. Посылается требование, и, если налогоплательщик не уплачивает налог и пени по нему, налоговая обращается в суд для принудительного взыскания налога за счет имущества физического лица.

      Требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. п. 1 и 3 ст. 70 НК РФ). Требование должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период (п. 4 ст. 69 НК РФ). Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества может быть подано в суд общей юрисдикции налоговой в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

      По сути, сумма вышеуказанных сроков (три месяца плюс десять дней плюс шесть месяцев), отсчитанных от «дня выявления недоимки», и является исковой давностью применительно к задолженности физического лица по уплате транспортного налога.

      А есть ли недоимка в день ее обнаружения?

      Постараемся доказать, что инспекция не имеет права взыскивать налог, не уплаченный физическим лицом по просроченным извещениям (то есть извещениям, направленным с нарушением порядка ст. 52 НК РФ).

      Сроки для обращения взыскания на имущество отталкиваются от дня выявления недоимки. Этот день в НК РФ не определяется. По мнению некоторых арбитражных судов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А26-3314/2007 и Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2172/2008) с 1 января 2007 г. момент выявления недоимки у налогоплательщика налоговым органом определяется со дня фактического составления документа о выявлении недоимки (абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ), форма которого утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]

      В то же время в ст. 11 НК РФ недоимка определена как сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Таким образом, недоимка количественно характеризует неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей на момент окончания установленного срока платежа.

      Полагаем, что применительно к транспортному налогу таким установленным сроком следует считать срок, установленный в законах субъектов РФ о транспортном налоге. В момент окончания указанного срока у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, если нет извещения о его уплате. В этом случае налогоплательщик лишен возможности уплатить налог в установленный срок и по истечении установленного срока недоимки не возникает. Следовательно, в ситуации, когда налоговая инспекция в 2009 г. высылает извещение об уплате транспортного налога за 2003 — 2007 гг., а налогоплательщик не уплачивает налог по этому извещению, по нашему мнению, недоимки также не возникает. Недоимка возникает только в отношении не уплаченного в срок в 2009 г. налога за 2008 г. по извещению 2009 г.

      Согласно ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Высылая уведомление на уплату налога за просроченные налоговые периоды, налоговая инспекция не может указать в уведомлении срок уплаты налога, предусмотренный законодательством (этот срок истек несколько лет назад, и уведомление направляется налогоплательщику с нарушением порядка, предусмотренного в ст. 52 НК РФ). Поэтому она указывает некий произвольный срок. Почему налогоплательщик должен уплачивать налог в срок, установленный произвольно? Почему недоимка должна вдруг возникнуть через несколько лет после установленного срока?

      Процитируем Письмо Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71: «Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и Определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О и от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов».

      ГИБДД прислала информацию в налоговый орган за 2003 — 2007 гг. только в 2009 г.? Но ненадлежащее исполнение уполномоченными государством органами обязанности своевременно направлять в налоговые органы полную и достоверную информацию об объектах, с наличием которых законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налога, не может изменять установленные НК РФ предельные сроки принудительного взыскания налогов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2008 N А26-6206/2007).

      Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации будут неправомерными направление налоговым органом требования об уплате налога и дальнейшее обращение в суд за взысканием на имущество налогоплательщика. Налоговая инспекция может своим просроченным уведомлением попросить налогоплательщика уплатить налог, но требовать уплатить и взыскивать его она, по нашему мнению, не вправе.

      Обратите внимание: если вы примите нашу позицию о неправомерности взыскания налогов с физических лиц по уведомлениям за пропущенные ранее налоговые периоды, будьте готовы отстаивать ее в судебном порядке.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *