Правительство слагает полномочия перед

Статья 116 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 116 Конституции РФ гласит:

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Комментарий к Ст. 116 КРФ

Данная статья Конституции, по существу, предопределяет срок полномочий Правительства, который проистекает из срока полномочий Президента. Сложение полномочий Правительством носит безусловный характер и не требует согласия его членов. Федеральный Президент в соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции избирается на четыре года и вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов и в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, — на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов Президента (ст. 82 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; с изм.).

Правительство исполняет свои полномочия в течение указанного периода, если не вступают в действие нормы Конституции о его отставке либо о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом, в связи с чем Правительство также досрочно прекращает свои полномочия (п. «в» ст. 83, ст. 92, 93 и 117 Конституции, а также ч. 4 ст. 7, ст. 35 ФКЗ о Правительстве). Решение о сложении Правительством полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента.

Слагая полномочия перед вновь избранным Президентом, Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства по поручению Президента. Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев (ч. 2 ст. 8 ФКЗ о Правительстве).

Статья 111 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 111 Конституции РФ гласит:

Комментарий к Ст. 111 КРФ

1. Комментируемая часть предусматривает при назначении главы Правительства РФ необходимость согласования воль Президента РФ и Государственной Думы. Это парламентарный элемент в российской форме правления, характеризуемой как смешанная («президентско-парламентарная») республика. Такое согласование воль призвано придать Правительству необходимую устойчивость и авторитетность, создать лучшие условия для взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

Само назначение имеет место в случае смены Президента или его повторного избрания, после чего Правительство РФ слагает свои полномочия (см. комм. к ст. 116), либо в случае отставки Правительства по любой причине (см. комм. к ст. 117). Первый Президент РФ Б.Н. Ельцин в 1998 и 1999 гг. четыре раза отправлял Правительство в отставку, после чего происходило назначение нового Председателя Правительства. Второй Президент В.В. Путин после своей инаугурации назначил 17 мая 2000 г. Председателем Правительства М.М. Касьянова, которого 5 марта 2004 г. заменил М.Е. Фрадковым.

Здесь важно отметить, что кандидатура будущего Председателя Правительства определяется Президентом, а Государственная Дума лишь соглашается или не соглашается с ней, но свою кандидатуру выдвинуть не может. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм. и доп.) устанавливает в действующей редакции ст. 7, что Председатель Правительства назначается Президентом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по своему заявлению об отставке или в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Тем самым части 1 и 2 излагаемой статьи 7 ФКЗ о Правительстве ограничивают право Президента выбирать кандидатуру главы Правительства и увольнять Правительство в отставку, что не соответствует п. «а» и «в» ст. 83, комментируемой статье и ч. 2 ст. 117 Конституции РФ, которые никаких ограничений для Президента в этом вопросе не предусматривают (см. комм. к этим положениям). Об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет палаты Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку всего Правительства. Согласия Государственной Думы на это не требуется.

2. В комментируемой части устанавливаются сроки для внесения Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства РФ. Необходимость конституционного установления таких сроков диктуется стремлением обеспечить непрерывность функционирования исполнительной власти, не допустить длительного отсутствия полномочного Правительства.

Сроки в комментируемой и следующей статьях установлены не в днях, как в остальных статьях Конституции, а в неделях, что не оставляет возможности для различного толкования соответствующих периодов времени (не может быть вопроса о том, рабочая неделя имеется в виду или календарная). Из такого определения сроков следует, что Государственная Дума не может прервать свою работу, если Председатель Правительства не назначен. Впрочем, отсутствие унификации при определении конституционных сроков объясняется, скорее всего, недоработкой редакторов, готовивших текст Конституции к вынесению на референдум и не располагавших необходимым временем для его тщательной отработки.

3. Комментируемая часть определяет срок для Государственной Думы, в течение которого она должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру на должность Председателя Правительства.

Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) урегулировал в гл. 17 процедуру дачи Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства РФ (см. комм. к п. «а» ч. 1 ст. 103).

4. Комментируемая часть регулирует ситуацию, которая складывается в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, представленных Президентом. Из текста Конституции неясно, вправе ли Президент повторно предлагать уже отклоненную кандидатуру и если он это сделает, то будет ли это считаться, соответственно, вторым или третьим представлением. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании отдельных положений ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447) разъяснил, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

Из текста комментируемой части следует со всей определенностью, что после третьего отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Президент уже обязан назначить Председателя Правительства и распустить Государственную Думу с назначением новых ее выборов. При назначении в этом случае Председателя Правительства Конституция уже ничем Президента не связывает: назначенной может быть любая из представлявшихся Государственной Думе кандидатур или даже лицо, кандидатура которого Государственной Думе не представлялась.

После выборов, однако, необходимо получить на произведенное назначение согласие новой Государственной Думы. Это следует из общего принципа, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи. В случае трехкратного отказа в даче согласия должен последовать роспуск и этой Государственной Думы. Такая гипотетическая ситуация свидетельствовала бы о полной неспособности Президента к нахождению компромиссов с политическими силами, которые находятся к нему в оппозиции, однако пользуются в стране значительным влиянием, поскольку от созыва к созыву располагают абсолютным большинством голосов в Государственной Думе. Ни один бюджет не выдержит многократных парламентских перевыборов, а кроме того, это могло бы привести к острому кризису власти на фоне раздражения и усталости избирателей. Поэтому реализация положения ч. 4 комментируемой статьи на практике маловероятна, а уж второй подряд роспуск Государственной Думы почти совсем невероятен.

Весной и осенью 1998 г. применение комментируемой части чуть было не состоялось, когда Государственная Дума дважды отказала в согласии на назначение Председателем Правительства С.В. Кириенко и В.С. Черномырдина. На назначение первого из них Государственная Дума на третий раз все же дала согласие, а В.С. Черномырдина в третий раз Президент представлять не стал. Компромиссное решение в данном случае было найдено, и Председателем Правительства стал тогда Е.М. Примаков. В период президентства В.В. Путина предложенные им кандидатуры М.М. Касьянова и М.Е. Фрадкова сразу получали согласие Государственной Думы.

Правительство слагает полномочия перед

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Путин подписал указ об отставке правительства Медведева

Москва. 7 мая. INTERFAX.RU — Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О сложении полномочий правительством Российской Федерации», сообщила пресс-служба президента.

В указе говорится: «В связи со сложением правительством РФ своих полномочий в соответствии со статьей 116 Конституции РФ, руководствуясь частью 5 статьи 117 Конституции, постановляю: 1. Правительству РФ продолжать действовать до сформирования нового правительства РФ. 2. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания».

Таким образом, Путин в качестве президента отправил в отставку правительство, которое 6 лет возглавлял Дмитрий Медведев.

Правительство слагает полномочия перед вновь избранным президентом согласно статье 116 Конституции РФ. Это касается только премьера, его заместителей и федеральных министров, которые по Конституции РФ входят в состав кабинета министров. Руководители федеральных агентств, служб, госкомитетов членами правительства не являются и остаются на своих постах.

После сложения полномочий правительство РФ по поручению президента продолжает исполнять обязанности до формирования нового кабинета министров. Это определяет статья 117 Основного закона страны.

В состав ушедшего в отставку кабинета входили 9 вице-премьеров, включая одного первого, и 22 федеральных министра.

Медведев после сложения полномочий будет оставаться в качестве и.о. премьера всего около суток. Уже 8 мая Госдума соберется для утверждения нового главы правительства.

По Конституции председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Госдумы. Премьер не позднее недельного срока после назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает президенту кандидатуры на должности заместителей председателя правительства и федеральных министров.

В 2012 году Медведев, ставший премьером, представил эти предложения ровно через 7 дней — 15 мая.

Эта отставка правительства РФ стала 13- й по счету со времени принятия в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете России.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ПРАВИТЕЛЬСТВО — выс­ший кол­ле­ги­аль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

правительство осу­ще­ст­в­ля­ет об­щее управ­ле­ние де­ла­ми го­су­дар­ст­ва, в том числе фор­ми­ру­ет внеш­не­по­ли­тический курс и осу­ще­ст­в­ля­ет внеш­нюю по­ли­ти­ку; обес­пе­чи­ва­ет ком­форт­ную сре­ду функ­цио­ни­ро­ва­ния на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки, реа­ли­за­цию прав и сво­бод гра­ж­дан, на­цио­наль­ную безо­пас­ность и об­ще­ст­вен­ный по­ря­док, фор­ми­ру­ет и под­дер­жи­ва­ет эф­фек­тив­ность государственного ап­па­ра­та (управ­лен­че­ских струк­тур).

В за­ру­беж­ных стра­нах ста­тус и по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния правительства оп­ре­де­ля­ет­ся фор­мой прав­ле­ния.

При пар­ла­мен­тар­ной фор­ме прав­ле­ния правительство — кол­ле­ги­аль­ный но­си­тель ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, наи­бо­лее важ­ные ре­ше­ния оно мо­жет при­ни­мать толь­ко со­вме­ст­но. В та­ких стра­нах правительство фор­ми­ру­ет­ся на пар­ла­мент­ской ос­но­ве: чле­ны пар­ла­мен­та мо­гут вхо­дить в со­став правительства, про­грам­ма правительства и кан­ди­да­ту­ра гла­вы правительства (или весь его со­став) долж­ны по­лу­чить одоб­ре­ние ниж­ней па­ла­ты (в Ита­лии — обе­их па­лат) пар­ла­мен­та. В од­них стра­нах (Гре­ция, Ита­лия, Ка­на­да) гла­ва го­су­дар­ст­ва сра­зу на­зна­ча­ет пре­мьер-ми­ни­ст­ром ли­де­ра по­ли­тической пар­тии, по­бе­див­шей на вы­бо­рах, в дру­гих (Гер­ма­ния, Ис­па­ния, Япо­ния) за кан­ди­да­ту­ру пре­мьер-ми­ни­ст­ра дол­жен вна­ча­ле про­го­ло­со­вать пар­ла­мент, а за­тем это ре­ше­ние оформ­ля­ет­ся ак­том гла­вы го­су­дар­ст­ва. Со­став правительства фор­ми­ру­ет­ся пре­мьер-ми­ни­ст­ром и оформ­ля­ет­ся ак­том гла­вы го­су­дар­ст­ва. правительство на­хо­дит­ся у вла­сти до тех пор, по­ка ему до­ве­ря­ет пар­ла­мент, и сла­га­ет свои пол­но­мо­чия по­сле пар­ла­мент­ских вы­бо­ров.

В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке правительство как кол­ле­ги­аль­ный ор­ган от­сут­ст­ву­ет (со­от­вет­ст­вен­но от­сут­ст­ву­ет и долж­ность пре­мьер-ми­ни­ст­ра, а так­же воз­мож­ность вы­ра­же­ния не­до­ве­рия правительству), гла­ва го­су­дар­ст­ва еди­но­лич­но осу­ще­ст­в­ля­ет ис­пол­нительную власть и фор­ми­ру­ет свою ад­ми­ни­ст­ра­цию. В не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах (США, Эк­ва­дор) на­зна­че­нию ми­ни­ст­ров долж­но пред­ше­ст­во­вать их фор­маль­ное одоб­ре­ние верх­ней па­ла­той пар­ла­мен­та. При дан­ной фор­ме прав­ле­ния дей­ст­ву­ет жё­ст­кий прин­цип не­совмес­ти­мо­сти долж­но­стей: ми­ни­ст­ры не мо­гут быть чле­на­ми пар­ла­мен­та.

В сме­шан­ных рес­пуб­ли­ках правительство, как пра­ви­ло, сла­га­ет свои пол­но­мо­чия пе­ред вновь из­бран­ным пре­зи­ден­том, од­на­ко су­ще­ст­ву­ют национальные осо­бен­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии его со­ста­ва. Так, во Фран­ции гла­ва го­су­дар­ст­ва на­зна­ча­ет пре­мьер-ми­ни­ст­ра, од­на­ко он дол­жен ис­хо­дить из рас­ста­нов­ки сил в Национальном со­б­ра­нии. Ес­ли пар­тия пре­зи­ден­та рас­по­ла­га­ет боль­шин­ст­вом в ниж­ней па­ла­те, то фак­ти­че­ски гла­ва го­су­дар­ст­ва оп­ре­де­ля­ет кан­ди­да­ту­ры наи­бо­лее важ­ных ми­ни­ст­ров и правительство дей­ст­ву­ет под ру­ко­во­дством гла­вы го­су­дар­ст­ва. Ес­ли пар­тия пре­зи­ден­та не име­ет боль­шин­ст­ва в ниж­ней па­ла­те пар­ла­мен­та, гла­ва го­су­дар­ст­ва не мо­жет вли­ять на со­став правительства, он лишь оформ­ля­ет собственным ак­том ре­ше­ния пре­мьер-ми­ни­ст­ра — ли­де­ра пар­тии, по­бе­див­шей на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. Та­кое правительство ра­бо­та­ет под руководством пре­мьер-ми­ни­ст­ра, опи­ра­ясь на пар­ла­мент­ское боль­шин­ст­во, а пре­зи­дент лишь фор­маль­но со­хра­ня­ет зна­чи­мые пол­но­мо­чия в сфе­ре ис­пол­нительной вла­сти. Во Фран­ции чле­ны правительства не мо­гут быть чле­на­ми пар­ла­мен­та, но пра­во­моч­ны за­ни­мать вы­бор­ные долж­но­сти в рам­ках ме­ст­но­го и ре­гио­наль­но­го са­мо­управ­ле­ния. В не­ко­то­рых стра­нах пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся осо­бые тре­бо­ва­ния для кан­ди­да­тов в чле­ны правительства: гра­ж­дан­ст­во по ро­ж­де­нию (Фин­лян­дия, Мек­си­ка), воз­рас­тной ценз (Бра­зи­лия, Азер­бай­джан), при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­ной кон­фес­сии (в Нор­ве­гии бо­лее по­ло­ви­ны ми­ни­ст­ров долж­ны ис­по­ве­до­вать гос. ре­ли­гию), профессиональный ценз (Япо­ния — толь­ко гражданские ли­ца), эт­ническая при­над­леж­ность (в Швей­ца­рии из се­ми чле­нов правительство че­ты­ре долж­ны быть не­мец­коя­зыч­ны­ми, два — фран­коя­зыч­ны­ми, один — ита­лоя­зыч­ным).

С точ­ки зре­ния струк­ту­ры раз­ли­ча­ют кон­ти­нен­таль­ную и бри­тан­скую мо­дель правительства. Пер­вая пред­по­ла­га­ет, что в со­став правительства вхо­дят все ру­ко­во­ди­те­ли ми­ни­стерств и ве­домств. Вто­рая ис­хо­дит из то­го, что в ка­че­ст­ве правительства рас­смат­ри­ва­ют толь­ко чле­нов ка­би­не­та, ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся ру­ко­во­ди­те­ли наи­бо­лее важ­ных ми­ни­стерств и ве­домств. В рам­ках правительства обыч­но раз­ли­ча­ют ми­ни­ст­ров, стоя­щих во гла­ве ми­ни­стер­ст­ва, и ми­ни­ст­ров без порт­фе­ля, ку­ри­рую­щих оп­ре­де­лён­ные во­про­сы.

В за­ви­си­мо­сти от то­го, в ка­ком ка­че­ст­ве — лич­ном или пред­ста­ви­те­ля пар­тии — вхо­дят ми­ни­ст­ры в со­став правительства, раз­ли­ча­ют пар­тий­ные и бес­пар­тий­ные правительства. При пар­ла­мен­тар­ной и сме­шан­ной фор­ме прав­ле­ния воз­мож­но соз­да­ние не толь­ко од­но­пар­тий­ных, но и коа­ли­ци­он­ных правительств, в со­став ко­то­рых вхо­дят пред­ста­ви­те­ли не­сколь­ких пар­тий. Коа­ли­ци­он­ные правительства мо­гут рас­по­ла­гать боль­шин­ст­вом в па­ла­те пар­ла­мен­та (правительство боль­шин­ст­ва) или не иметь боль­шин­ст­ва и на­хо­дить­ся у вла­сти бла­го­да­ря под­держ­ке пар­тий, не вхо­дя­щих в его со­став (правительство мень­шин­ст­ва). При пар­ла­мен­тар­ной фор­ме прав­ле­ния правительство не­сёт от­вет­ст­вен­ность за свою дея­тель­ность пе­ред пар­ла­мен­том: правительство в це­лом и от­дель­ные его чле­ны обя­за­ны объ­яс­нять и обос­но­вы­вать свои дей­ст­вия пе­ред па­ла­той пар­ла­мен­та, а так­же долж­ны уй­ти в от­став­ку, ес­ли пар­ла­мент про­го­ло­су­ет за это. Кон­цеп­ция кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти пред­по­ла­га­ет свя­зан­ность чле­нов правительства про­грам­мой и кол­ле­ги­аль­ны­ми ре­ше­ния­ми правительство, не­до­пус­ти­мость вы­ска­зы­ва­ний, рас­хо­дя­щих­ся с официальной по­ли­ти­кой правительства, кол­лек­тив­ную от­став­ку в слу­чае вы­ра­же­ния не­до­ве­рия правительству или его гла­ве, а так­же в слу­чае смер­ти гла­вы правительства. В ря­де стран (Гре­ция, Ита­лия, Сло­ва­кия) пар­ла­мент мо­жет от­ка­зать в до­ве­рии и отдельному ми­ни­ст­ру. Тра­ди­ци­он­ная кон­цеп­ция ин­ди­ви­ду­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ми­ни­ст­ра пред­по­ла­га­ет, что по­след­ний не­сёт от­вет­ст­вен­ность за все ак­ты и дей­ст­вия слу­жа­щих сво­его ми­ни­стер­ст­ва, од­на­ко его от­став­ка до­пус­ти­ма в слу­чае лич­ной ви­ны при ус­ло­вии дос­та­точ­но мощ­но­го воз­дей­ст­вия СМИ и по­ли­тических пар­тий.

В Рос­сии правительство Российской Федерации — фе­де­раль­ный ор­ган государственной вла­сти, воз­глав­ляю­щий еди­ную сис­те­му ис­пол­нительной вла­сти.

В со­став правительства вхо­дят пред­се­да­тель и чле­ны правительства (за­мес­ти­те­ли пред­се­да­те­ля и фе­де­раль­ные ми­ни­ст­ры). Пред­се­да­тель оп­ре­де­ля­ет основные на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти правительства и ор­га­ни­зу­ет его ра­бо­ту.

Правительство фор­ми­ру­ет­ся по­сле пре­зи­дент­ских вы­бо­ров. Гла­ва го­су­дар­ст­ва на­зна­ча­ет пред­се­да­те­ля правительства с со­гла­сия Государственной ду­мы, а чле­нов правительства — по пред­ло­же­нию его пред­се­да­те­ля. В со­став правительства мо­гут вхо­дить гра­ж­да­не Российской Федерации, не имею­щие гра­ж­дан­ст­ва иностранного го­су­дар­ст­ва ли­бо до­ку­мен­та, под­твер­ждаю­ще­го пра­во на по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние в иностранном го­су­дар­ст­ве. Чле­ны правительство не мо­гут быть чле­на­ми пар­ла­мен­та.

Правительство раз­ра­ба­ты­ва­ет фе­де­раль­ный бюд­жет и обес­пе­чи­ва­ет его ис­пол­не­ние, осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью, обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки, осу­ще­ст­в­ля­ет ме­ры по реа­ли­за­ции внеш­ней по­ли­ти­ки, обес­пе­че­нию обо­ро­ны стра­ны, государственной безо­пас­но­сти, за­кон­но­сти, прав и сво­бод гра­ж­дан, ох­ра­не соб­ст­вен­но­сти и об­щественного по­ряд­ка, борь­бе с пре­ступ­но­стью и так далее Правительство из­да­ёт по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния. Правительство обес­пе­чи­ва­ет един­ст­во сис­те­мы ис­пол­нительной вла­сти в Российской Федерации , рас­пре­де­ля­ет пол­но­мо­чия ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­нительной вла­сти, ру­ко­во­дит их ра­бо­той и кон­тро­ли­ру­ет их дея­тель­ность. Для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их пол­но­мо­чий правительство мо­жет соз­да­вать тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны и на­зна­чать долж­но­ст­ных лиц, фор­ми­ро­вать фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы и обес­пе­чи­вать их реа­ли­за­цию. По со­гла­ше­нию с ор­га­на­ми ис­пол­нительной вла­сти субъ­ек­тов Российской Федерации правительство мо­жет пе­ре­да­вать им часть сво­их пол­но­мо­чий, а так­же осу­ще­ст­в­лять пол­но­мо­чия, пе­ре­дан­ные ему со­от­вет­ст­вую­щи­ми ор­га­на­ми. Правительство мо­жет от­ме­нять ак­ты фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти или при­ос­та­нав­ли­вать их дей­ст­вие.

Гла­ва го­су­дар­ст­ва мо­жет пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­нии правительства, от­ме­нять по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния, от­прав­лять правительство в от­став­ку. Гла­ва го­су­дар­ст­ва ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти, ве­даю­щих во­про­са­ми обо­ро­ны, безо­пас­но­сти, внутренних дел, юс­ти­ции, иностранных дел, пре­дот­вра­ще­ния чрез­вы­чай­ных си­туа­ций и ли­к­ви­да­ции сти­хий­ных бед­ст­вий. При осу­ще­ст­в­ле­нии сво­их пол­но­мо­чий фе­де­раль­ные ми­ни­ст­ры под­от­чёт­ны пре­зи­ден­ту по во­про­сам, от­не­сён­ным к его пол­но­мо­чи­ям. По пред­став­ле­нию пред­се­да­те­ля правительства гла­ва го­су­дар­ст­ва оп­ре­де­ля­ет струк­ту­ру фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти, на­зна­ча­ет на долж­но­сти и от­стра­ня­ет от долж­но­сти чле­нов правительства. Пред­се­да­тель правительства сис­те­ма­ти­че­ски ин­фор­ми­ру­ет пре­зи­ден­та о ра­бо­те пра­ви­тель­ст­ва. Государственная ду­ма рас­смат­ри­ва­ет пред­став­лен­ную пре­зи­ден­том кан­ди­да­ту­ру пред­се­да­те­ля правительства, еже­год­но за­слу­ши­ва­ет от­чёт о дея­тель­но­сти правительства. По­след­нее об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­дательной ини­циа­ти­вы. За­ко­но­про­ек­ты, пре­ду­смат­ри­ваю­щие рас­хо­ды, по­кры­вае­мые из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, вно­сят­ся в па­ла­ту толь­ко при на­ли­чии за­клю­че­ния правительства.

Пред­се­да­тель правительства мо­жет по­ста­вить во­прос о до­ве­рии пе­ред Государственной ду­мой, па­ла­та мо­жет так­же вы­ра­зить не­до­ве­рие правительству по собственной ини­циа­ти­ве боль­шин­ст­вом го­ло­сов от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов. Правительство сла­га­ет свои пол­но­мо­чия пе­ред вновь из­бран­ным пре­зи­ден­том. Оно мо­жет так­же уй­ти в от­став­ку по собственной ини­циа­ти­ве или по ини­циа­ти­ве пре­зи­ден­та. Ес­ли Государственная ду­ма вы­ра­зит не­до­ве­рие правительству, гла­ва го­су­дар­ст­ва впра­ве объ­я­вить о его от­став­ке или не со­гла­сить­ся с ре­ше­ни­ем па­ла­ты. Вме­сте с тем, пре­зи­дент дол­жен объ­я­вить об от­став­ке правительства или рас­пус­тить Государственную ду­му, ес­ли Ду­ма в те­че­ние трёх ме­ся­цев по­втор­но вы­ра­зит не­до­ве­рие пра­ви­тель­ст­ву.

§7. Правительство Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Г осударственной Думы.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Г осударственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой

финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой

государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство слагает свои полномочия.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Г осударственной Думы. После выражения Г осударственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Г осударственной Думы. В случае если Г осударственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Конституция Удмуртской Республики

Глава 7. ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(в ред. Закона УР от 18.04.2000 N 169-II)

1. Правительство Удмуртской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

2. Правительство Удмуртской Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики на территории Удмуртской Республики.

3. Структура, порядок формирования и порядок деятельности Правительства Удмуртской Республики определяются законом Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики действует в пределах срока полномочий Главы Удмуртской Республики и слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой Удмуртской Республики, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства Удмуртской Республики.

1. Правительство Удмуртской Республики разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Удмуртской Республики, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. Правительство Удмуртской Республики:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственного Совета Удмуртской Республики проект бюджета Удмуртской Республики, обеспечивает исполнение бюджета Удмуртской Республики, разрабатывает и представляет в Государственный Совет Удмуртской Республики отчет об исполнении бюджета Удмуртской Республики;

4) формирует иные органы исполнительной власти Удмуртской Республики;

5) управляет и распоряжается собственностью Удмуртской Республики в соответствии с законами Удмуртской Республики, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Удмуртской Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) создает условия для функционирования единого рынка на основании рационального сочетания всех форм собственности и демонополизации экономики;

7) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законам Удмуртской Республики и иным нормативным правовым актам Удмуртской Республики, а также вправе обратиться в суд;

8) заключает в соответствии с федеральным законом с федеральными органами исполнительной власти соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

8.1) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления Правительством Удмуртской Республики отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законом;

10) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики и законами Удмуртской Республики, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

3. Правительство Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения.

4. Акты Правительства Удмуртской Республики подписывает Глава Удмуртской Республики либо по его поручению Председатель Правительства Удмуртской Республики.

1. Председатель Правительства Удмуртской Республики организует работу Правительства Удмуртской Республики и несет ответственность перед Главой Удмуртской Республики за деятельность Правительства Удмуртской Республики.

2. Председатель Правительства Удмуртской Республики:

1) представляет Главе Удмуртской Республики кандидатуры для назначения на должности заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики, министров, председателей государственных комитетов Удмуртской Республики;

2) вносит предложения Главе Удмуртской Республики по структуре исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и по структуре Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики;

3) председательствует на заседаниях Правительства Удмуртской Республики и его Президиума;

4) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики;

5) по уполномочию Главы Удмуртской Республики представляет Правительство Удмуртской Республики в отношениях с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подписывает соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

6) вправе участвовать в работе Государственного Совета Удмуртской Республики с правом совещательного голоса;

7) выполняет иные полномочия в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики и законами Удмуртской Республики.

3. Председатель Правительства Удмуртской Республики издает распоряжения.

1. Постоянно действующим органом Правительства Удмуртской Республики является Президиум Правительства Удмуртской Республики.

2. Состав и полномочия Президиума Правительства Удмуртской Республики определяются законом Удмуртской Республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *