Требования к нормативным правовым актам по охране труда

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 г. Москва «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

Изменения и поправки

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ«, 10.01.2011, N 2, ст. 342.

Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее — акты, содержащие требования охраны труда).

3. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

4. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

5. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

6. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения:

а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

г) на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г №1160.

— стандарты безопасности труда;

— правила и типовые инструкции по охране труда;

— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и

гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей

среды и трудового процесса) (далее — акты, содержащие требования охраны

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом Российской Федерации.

Государственные санитарно-эпидемиологические нормативы – санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России.

Правила по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.

Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.

Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности) утверждаются соответствующими федеральными надзорами России.

Строительные нормы и правила (СНиП) распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (строительное производство), производство строительных материалов (промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.

Они устанавливают единые нормативные требования по охране труда для организаций строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов и являются обязательными для применения физическими лицами и предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СП, СН, ГН, СанПиН – далее по тексту – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности, а работодатели и должностные лица – к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные документы по охране труда

Статьи по теме

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержат многочисленные нормативные правовые акты по охране труда. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

Нормативные документы по охране труда 2020

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. «Компаниям-рецидивистам» же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Скачать документы из статьи

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

На федеральном уровне действуют:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
  • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.
  • Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

    Основные документы по охране труда

    В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит требования к работодателю, но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

    10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие «охрана труда» в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии. Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

  • Информационная поддержка, актуализация и анализ данных
  • Оптимизация документооборота по охране труда
  • Организация проведения инструктажей, медосмотров и обучения
  • Составление норм выдачи средств индивидуальной защиты
  • Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый «самоконтроль», то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

    Последняя глава устанавливает права и гарантии для сотрудников предприятия. Прописаны компенсации, на которые может рассчитывать гражданин, если его условия труда отклоняются от нормальных, подробно приводятся действия нанимателя при несчастных случаях.

    В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК, подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2020 году.

    Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

    Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда (в том числе стандарты безопасности труда), а также тре­бования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

    В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государствен­ным нормативным требованиям охраны труда:

    • Государственные нормативные требования охраны трудаэто содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, установленные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
    • Государственные нормативные требования охраны труда обяза­тельны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

    • при про­ектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
    • конструировании машин, механизмов и другого оборудовани;
    • разра­ботке технологических процессов;
    • организации производства и труда.
    • Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

      В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

    • Стандарты безопасности труда
    • Правила и типовые инструкции по охране труда
    • Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
    • Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

    • Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)
    • Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ)
    • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ)
    • Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО)
    • Типовые инструкции по охране труда (ТИ РО)
    • Правила безопасности (ПБ)
    • Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ)
    • Инструкции по безопасности (ИБ)
    • Строительные нормы и правила (СНиП)
    • Своды правил по проектированию и строительству (СП)
    • Санитарные правила (СП)
    • Гигиенические нормативы (ГН)
    • Санитарные правила и нормы (СанПиН)
    • Санитарные нормы (СН)
    • Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда:

      Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, состоят в следующем:

    • Государственные нормативные требования охраны труда носят императивный характер, т.е. не допускают никаких отступлений от установленного ими правилами поведения, действуя неза­висимо от усмотрения субъектов трудового права.
    • Государственные нормативные требования охраны обладают большей юридической силой по от­ношению к требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда.
    • Требования охраны груда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, разрабатываются па основе государственных нормативных требований охраны труда.
    • Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в законах и подзаконных актах Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации, к которым относятся стандар­ты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.
    • Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими ли­цами при осуществлении ими любых видов производственной деятель­ности, тогда как требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, носят местный характер (разработан­ные органами местного самоуправления или у конкретного работода­теля) либо распространяются на отдельные субъекты трудового права.
    • Порядок принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

      Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

      Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарно-эпидемиологические прави­ла и нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса), издаются после рассмотрения проектов указанных актов па заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

      Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется:

      1. При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда.
      2. По результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
      3. По результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда.
      4. На основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий.
      5. По предложениям федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
      6. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 (пять) лет и могут быть продлены не более чем на 2 (два) срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 (девять) месяцев до окончания срока их действия.

        Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование

        Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

        Техническое регулирование характеристик и параметров безопас­ности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разра­боткой, принятием, применением и исполнением требований к продук­ции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

        С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

      7. «Технический регламент о требованиях пожарной безопас­ности» принят Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юриди­ческих лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регу­лирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
      8. «Технический регламент о безопасности зданий и сооруже­ний» принят Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физи­ческих и юридических лиц, государственного и муниципаль­ного имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение, приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
      9. «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а также в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
      10. «Технический регламент о безопасности сетей газораспределе­ния и газопотребления» принят постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 в целях защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и рас­тений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергетической эффек­тивности.
      11. Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

        Основные нормативные правовые акты, регламентирующие требования охраны труда для организаций всех форм собственности и видов деятельности (на федеральном уровне)

        ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕХ ФОРМ ОБСТВЕННОСТИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        (на федеральном уровне)

        Правовые вопросы охраны труда. Организация работ по охране труда.

        — Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г № 51 ФЗ (п.п.1,5 ст. 185).

        — Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». (Согласно абз. 3 п. 1 ст. 69 полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

        — Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010)»О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». ( Ст. 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды.)

        — Федеральный Закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

        — Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». (Согласно ст. 42, предусмотрено аналогичное условие, следовательно, управляющая организация или управляющий будут выступать представителем работодателя при заключении коллективного договора, если уставом организации не предусмотрено иное).

        — Федеральный закон от 24.07.1998г № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Ст.3).

        — Федеральный Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» .

        — Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197- ФЗ. (Раздел C. Охрана труда(ст.ст.209-231;

        ст. 39 — регулирует вопросы предоставления гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах;

        ст. 212 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда).

        — Федеральный Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

        — Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). (Ст. ст. 94, 96, 126, 127, 129 — в случае открытия в отношении организации конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности; прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего. Таким образом, при заключении коллективного договора представителем работодателя будет конкурсный или арбитражный управляющий).

        — Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей.»

        — Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

        — Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.»

        — Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1035 (ред. от 28.07.2005) « О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».

        — Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

        — Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 N 65 (ред.от. 09.04.1996)«Об утверждении Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций.

        — Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда».

        — Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

        — Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации».

        — Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

        — Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4209).

        — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

        — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2011г. № 1379н «О внесении изменений в приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205 н» «»Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2010 г. N 17648) с изменениями, внесенными Приказами Минздравсоцразвития России от 10 сентября 2010 г. N 794н (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2010 г. N 18605) и от 30 июня 2011 г. N 644н (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2011 г. N 21489)».

        — Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012г № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда». (Вступил в законную силу с 01.07.2012г.)

        — «МДС 12-27.2006. Методическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих работников и специалистов строительных организаций».

        Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»

        — Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004

        Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.

        Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

        1. Федеральный закон от 24.07.1998г № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст.3).

        2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

        3. Постановление Правительства РФ от 15.12.2000г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

        4. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

        5. Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. №113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

        — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 01.03.2012г. № 181н « Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

        — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2005г. № 275 О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве.

        — Приказ Фонда социального страхования РФ от 24.08.2000г. № 157 О создании в фонде социального страхования РФ единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда. (Форма сообщения о страховом случае)

        — «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Р 2.2.1766-03» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.

        Выдача средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.

        1. Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

        2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 587н (ред. от 28.10.2011) «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты сотрудникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.09.2009 N 14684).

        3. Приказ Минздравсоцравития РФ от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

        4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2011 N 1217н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 587н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам следственных органов прокуратуры Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.12.2011 N 22472).

        5. Нормативные акты, утвердившие Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, классифицированные по видам экономической деятельности.

        6. Статья 221 ТК РФ Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

        Проведение медицинских осмотров.

        1. Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» (с изм. и доп. От 29.12.1989; 07.12.1993;14.03.1996).

        2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

        3. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

        4. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

        5. Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).

        Предоставление компенсаций при занятости на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

        Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников.

        1.Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 N105 «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

        2. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

        3. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

        4. Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов».

        5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

        6. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1074 N298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

        7. Постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1999 N 1817).

        8. Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

        9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания».

        10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

        11. Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. №113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

        Аттестация рабочих мест.

        — Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (зарегистрировано Минюстом России 9 июня 2011 г. N 20963). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

        К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

        стандарты безопасности труда,

        правила и типовые инструкции по охране труда,

        государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (п.2. Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда).

        Государственные нормативные требования по охране труда

        «Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

        Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
        (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
        Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
        (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
        Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
        (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»

        Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.

        Законы

        • Конституция РФ;
        • Трудовой кодекс РФ;
        • иные федеральные законы.
        • Подзаконные акты

          • Указы Президента Российской Федерации;
          • постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
          • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
          • акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

          Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами. Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

          Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

          К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

          К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

          Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро­сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при­нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

          Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со­ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со­циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст­вующего законодательства по охране труда, положения, прави­ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

          Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

          Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

          Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.

          Законодательные и подзаконные акты, регули­рующие условия охраны труда субъектов России, принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

          Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда. В этих актах за счет бюджетов регионов может предусматриваться только улучшение условий труда по сравнению с федеральным уровнем.

          Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

          Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
          при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
          конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
          разработке технологических процессов;
          организации производства и труда.

          Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положени я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:

          • стандарты безопасности труда;
          • правила и типовые инструкции по охране труда;
          • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

          (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

          Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

        • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
        • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
        • травматизма и профессиональных заболеваний;

          • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению
          • условий труда;

            • на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда,
            • результатов внедрения новой техники и технологий;

              • по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
              • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

                Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

                Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

              • Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
              • Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
              • Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
              • Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права — нормативный акт,принятый работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
                • с трудовым законодательством;
                • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
                • коллективными договорами;
                • соглашениями.
                Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

                Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

                Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

                • введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной
                • принятие решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии
                • при определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
                • в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
                • в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
                • утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
                • утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
                • утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
                • принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и
                • принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на
                • принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и
                • принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).
                • Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

                  МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ.
                  Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве.
                  50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
                  Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
                  · Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
                  · Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
                  Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
                  · организацию охраны труда;
                  · требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
                  · соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
                  · определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
                  Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства — члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

                  Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам — членам Сообщества.

                  Технические регламенты

                  Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании».

                  Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

                • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в
                • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к
                • оценке соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора),
                • испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
                  Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

                  Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.

                  В статьях 6 и 7 говорится что:

                  Статья 6. Цели принятия технических регламентов

                  1. Технические регламенты принимаются в целях:
                  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
                  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
                  предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
                  обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
                  2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

                  Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

                  1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
                  безопасность излучений;
                  биологическую безопасность;
                  взрывобезопасность;
                  механическую безопасность;
                  пожарную безопасность;
                  безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
                  термическую безопасность;
                  химическую безопасность;
                  электрическую безопасность;
                  радиационную безопасность населения;
                  электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
                  единство измерений;
                  другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

                  В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда.

                  Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется — (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан. »,

                  На этом основании применяются нормативно – правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

                  ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
                  СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

                  Наименование вида нормативного правового акта
                  Полное Сокращенное
                  Межотраслевые правила по охране труда
                  Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
                  ПОТ Р М
                  ТИ Р М
                  Отраслевые правила по охране труда
                  Типовые инструкции по охране труда
                  ПОТ Р О
                  ТИ Р О
                  Правила безопасности
                  Правила устройства и безопасной эксплуатации
                  Инструкции по безопасности
                  ПБ
                  ПУБЭ
                  ИБ
                  Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
                  Строительные нормы и правила
                  Своды правил по проектированию и строительству
                  СНиП
                  СП
                  Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
                  санитарные правила,
                  гигиенические нормативы,
                  санитарные правила и нормы,
                  санитарные нормы

                  СП
                  ГН
                  СанПин
                  СН

                  Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
                  В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

                  Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

                  Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot.ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности — ЕИСОТ.

                  Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

                  Система стандартов безопасности труда

                  Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

                  ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
                  Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.

                  Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
                  ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1

                  Шифр группы Наименование группы
                  0 Организационно-методические стандарты
                  1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
                  2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию
                  3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
                  4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты
                • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
                • требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).
                • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
                • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
                • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
                • общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
                • требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;
                • методы контроля выполнения требований безопасности.
                • общие требования безопасности к производственным процессам;
                • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
                • методы контроля выполнения требований безопасности.
                • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
                • методы контроля и оценки средств защиты;
                • классификацию средств защиты.
                • Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р –государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры — порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

                  Примеры — ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.

                  1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
                  а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
                  б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
                  в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.

                  2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
                  а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
                  б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
                  в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;

                  3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
                  а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
                  б) Трудовой кодекс федеральные законы;
                  в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

                  4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
                  а) К федеральным законам;
                  б) к законодательным актам;
                  в) к подзаконным актам.

                  5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
                  а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
                  б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
                  в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.

                  6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
                  а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
                  б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
                  в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

                  7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
                  а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
                  б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
                  в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

                  8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
                  а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
                  б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
                  в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

                  9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
                  а) Да;
                  б) нет;
                  в) да при изменении должностной инструкции.

                  10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
                  а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
                  б) обратиться в суд;
                  в) действия по пунктам а) и б).

                  11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
                  а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
                  б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
                  в) при выполнении пунктов а) и б).

                  12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
                  а) Распространяется;
                  б) не распространяется;
                  в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.

                  13. Технические регламенты принимаются в целях:
                  а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
                  б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
                  в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
                  том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

                  !4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
                  а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
                  б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
                  в) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

                  15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
                  а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
                  б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
                  в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).

                  16. К какой группе относится ГОСТ 12.0.004-90
                  а) Группа «0»;
                  б) группа «2»;
                  в) группа «4».

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *