Фас жалоба на недостоверную рекламу

Практика применения законодательства о рекламе

Социально-экономическое развитие современной России трудно представить без рекламы и иных форм маркетинговых коммуникаций, которые пронизывают все сферы экономики и связывают ее с обществом и потребителями товаров и услуг. Не менее значима роль рекламы в формировании единого экономического пространства страны, в развитии добросовестной конкуренции на товарных рынках. Опосредуя конкурентные отношения, маркетинговые коммуникации и реклама во многом определяют положение хозяйствующих субъектов на рынке. Р еклама выступает в качестве важнейшего инструмента продвижения товаров на рынке, увеличения сбыта и развития конкуренции.

Антимонопольный орган в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. В рамках своих полномочий: проводит проверки рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, предупреждает и пресекает факты ненадлежащей (недобросовестной, недостоверной) рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Принимает по результатам рассмотрения возбужденных дел решения, выдает предписания о прекращении нарушений ФЗ «О рекламе», возбуждает и рассматривает административные дела.

Основная задача антимонопольного органа состоит в обеспечении принципов добросовестной конкуренции на российском рынке и защиты потребителей от ненадлежащей рекламы, соответственно, основные требования, предъявляемые к рекламе, затрагивают ее содержательную часть и касаются в первую очередь непосредственно рекламодателей.

Целями Федерального закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В Федеральном законе о рекламе определены и основные понятия: реклама, объект рекламирования, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители рекламы и другие понятия.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Объект рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В Федеральном законе «О рекламе» также определены общие и специальные требования к информации.

Распространение ненадлежащей, то есть недобросовестной, недостоверной рекламы, нарушающей общие и специальные законодательные требования, может быть направлено на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, а также способно причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. В этом случае ненадлежащую рекламу следует рассматривать как особую форму недобросовестной конкуренции. Тем более, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в законе «О конкуренции», перекликается с перечнем соответствующих статей Федерального закона «О рекламе».

Как уже говорилось ранее, отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах, то есть реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Данные принципы закреплены в статье 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в Федеральном законе «О рекламе» не случайно разделены понятия недостоверной рекламы и недобросовестной рекламы. Если первая связана с запретами искажения объективно существующей рыночной информации (чаще всего характеристик товара, работы, услуги), то вторая связана с запретом на использование недобросовестных способов, направленных на порочение конкурента, либо подача самой рекламы в таком оформлении, которое приводит к смешению представлений потребителей о рекламируемом товаре с другими товарами (как правило, имеющими хорошую, устойчивую репутацию).

Различительным признаком недобросовестной рекламы является ее некорректность. К способам проявления данной формы ненадлежащей рекламы следует относить сравнения, содержание которых составляют ошибочные, основанные на неправильном расчете, исходящие из неверных предпосылок, неправильные, не соответствующие правилам корректности и требованиям, предъявляемым к достоверности, сведения о товарах.

Федеральный закон «О рекламе» не запрещает сравнивать рекламируемый товар с товарами иных изготовителей или продавцов. Однако приведенное в рекламе сравнение должно быть корректным, правильным, основано на достоверных данных, а сравниваемые параметры должны быть сопоставимыми.

В рекламе не допускается приводить некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. При некорректном сравнении рекламируемого товара с товарами других юридических лиц конкурирующие товары могут и не называться. Сравнение может производиться со всеми другими представленными на данном рынке однородными товарами.
Способы некорректного сравнения, к которым прибегают рекламодатели, достаточно разнообразны и зачастую не отвечают требованиям сопоставимости характеристик.

Так например: в Пензенским УФАС России было рассмотрено заявление о том, что в газете «…..» и по местному телевизионному каналу распространяется недобросовестная и недостоверная реклама такси «……».

При этом, в рекламе приводилось некорректное сравнение рекламируемого товара (услуги) с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Также присутствовало сравнение, что именно услуга такси «…..» значительно лучше услуг другого такси.

Вместе с тем в городе, где распространялась данная реклама, работает несколько предприятий, предлагающих аналогичные услуги, оказываемые рекламодателем. Причем ни каких жалоб на услуги диспетчеров такси от потребителей не поступало.

Сообщая такую недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, рекламодатель неправомерно привлекал внимание потребителей услуг на рынке такси к одному хозяйствующему субъекту, в результате чего неправомерно и необоснованно создавал преимущество рекламируемых им услуг перед оказываемыми другими хозяйствующими субъектами услугами на данном рынке.

Сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает правдивость и соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и прочем действительным, имеющим место в реальности во время, к которому относятся такие сведения.

Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.

При сравнении с другим товаром в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один товар от другого, о превосходстве товара в сравнении с товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о выгодах или возможностях, которые товар имеет по сравнению с другими.

Из данного положения вытекает, что допускается сравнительная реклама, носящая правдивый характер. Сравнение может носить характер позитивный (когда свой продукт столь же хорош, что и чужой) и негативный (когда свой товар превозносится по сравнению с конкурирующим продуктом). Однако непременным условием соответствия такого сравнения закону должна быть истинность приводимых сведений о собственных товарах и о чужих товарах. Если сравнительная реклама способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая. Необходимо, чтобы потребитель был правильно информирован и объективно имел право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров и услуг.

Еще один пример:

Общество распространяло рекламу со словами «Лучшие окна нашего города» о выпускаемой продукции без документального подтверждения достоверности использования в рекламе сведений о преимуществах рекламного товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Использованное в рекламе словосочетание «лучшие окна» предполагает, что рекламируемая таким способом продукция является эксклюзивной и самой востребованной с точки зрения ее качества со стороны потребителей. Более того, указанная реклама свидетельствует о том, что ни одно другое предприятие, действующее на данном рынке и в данном регионе, не имеет таких показателей относительно качества изготавливаемой и реализуемой продукции.

Вместе с тем в городе Пензе, где распространялась реклама, работает несколько десятков предприятий, предлагающих аналогичную продукцию и услуги, оказываемые рекламодателем. Причем многие из них наравне с рекламодателем имеют соответствующие свидетельства и дипломы, различные сертификаты и знаки отличия, которые подтверждают высокое качество производимых ими и реализуемых окон из ПВХ.

Таким образом, упомянутые выше обстоятельства, при рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе, не нашли своего подтверждения, а рекламодатель нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Примеров нарушений законодательства о рекламе можно приводить достаточно много.

Наиболее часто встречающиеся нарушения в сферах: медицинских услуг; финансовых услуг (займа); смс-рассылки; употребление слогана: «лучший», «самый», «№1».

Если в 2016 году Пензенским УФАС России было рассмотрено 65 заявлений по признакам нарушения Закона о рекламе, то в 2017 году их число выросло до 85.

В связи с вступлением в силу с 04.07.2016 изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, применяется статья 4.1.1 КоАП РФ при выявлении нарушений законодательства РФ о рекламе.

Согласно ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

Данная норма устанавливает обязанность замены штрафа, как административного наказания за совершенное правонарушение, на предупреждение для отдельной категории лиц – для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут быть как лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и юридическими лицами, а также для работников таких субъектов, включая должностных лиц таких субъектов. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не подпадающих под понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, указанная норма не применяется.

В силу ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В целях повышения эффективности государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе на территории Пензенской области, в 2003 году создан Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Пензенском УФАС России. Экспертным советом дается оценка этичности рекламы.

В 2016-2017 г.г. Экспертным советом проведено 9 заседаний и дана оценка рекламы с использованием непристойных образов, сравнений, выражений.

Таким образом, вся реклама, распространяемая на территории Российской Федерации, должна быть добросовестной и достоверной.

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Никуйко Ирина Борисовна – заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – Алимова Елена Владимировна – заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – Селютина Елизавета Михайловна – главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – Власова Екатерина Александровна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 17-03-5-02/445, возбужденное в отношении ООО «Сакура» по факту распространения магазином «Зенден» недостоверной рекламы об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» следующего содержания: «Дополнительно, -25% на вторую пару, -70% на третью пару», по признакам нарушения п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

с участием представителя ООО «Сакура» и ООО «Дом одежды» — Кауровой Е.С. (по доверенности),

в отсутствие заявителя,

В Волгоградское УФАС России поступили материалы, направленные из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, содержащие заявление от Бурлака А.Ф. (вх. № 6093 от 30.06.2017) с жалобой на размещение недостоверной рекламы магазином «Зенден» об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар». В заявлении в частности указывалось, что в магазине распространялась реклама вышеуказанной акции, до заявителя была доведена информация только о том, что сегодня (13.06.2017) проходит акция, на вторую пару обуви скидка 25%, на третью – 70%. На кассе при оформлении покупки на три пары обуви заявитель обнаружил, что скидка ему представлена не так, как указано в рекламе. На его вопрос об этом, кассир ответил, что скидка действует только на третий товар. На последующий вопрос почему данная информация не указывается в рекламе кассир не смог ответить. Заявитель считает, что данная реклама является недостоверной, так как не указаны все условия действия акции. Заявитель также приложил фото рекламы, разспространяемой внутри магазина «Зенден» следующего содержания: «Дополнительно, -25% на вторую пару, -70% на третью пару»

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг рекламы по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 11. Установлено, что указанная в заявлении реклама на дату осмотра не распространялась (докладная записка от 07.07.2017 в материалах дела).

Однако, в результате исследования Интернет-сайта https://zenden.ru/ была обнаружена информация об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар». Так, согласно правилам период действия акции с 06.06.2017 по 19.06.2017, соответственно, на момент осуществления мониторинга действие акции прекратилось, в связи с чем она и не была обнаружена. Также в правилах указывается, что в период проведения Акции при покупке двух товаров, участвующих в Акции, предоставляется скидка в размере 25% от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. При покупке трех товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второй товар не применяется. В правилах дополнительно присутствует информация об ограничениях акции и о магазинах розничной сети « ZENDEN », участвующих в Акции.

Определением от 31 июля 2017 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО «Сакура» было возбуждено производство по делу № 17-03-5-02/445 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

15 сентября 2017 года было получено письмо ФАС России (вх. № 8753) о наделении полномочиями Волгоградское УФАС России по рассмотрению данного дела.

На заседании Комиссии Волгоградского УФАС России 30 августа 2017 года присутствовал заявитель и представитель лиц, в отношении которых возбуждено дело.

Представитель ООО «Сакура» и ООО «Дом одежды» представил Комиссии следующие документы:

— от ООО «Сакура» — письменные объяснения (в 2-х экземплярах), фото рекламы на 4-х листах, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, протокол общего собрания № 1-2015, устав ООО «Сакура», договор поставки от 20.12.2010 между ООО Сакура» и ООО «Дом оджеды»;

— от ООО «Дом одежды» — письменные пояснения (в 2-х экземплярах), решение единственного участника ООО «Дом одежды» № 4-2016 от 20.12.2016, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика, устав ООО «Дом одежды».

Представителем ООО «Сакура» и ООО «Дом одежды» была высказана позиция, согласно которой подтверждается, что, действительно, в период с 06.06.2017 года по 19.06.2017 года в магазине «Зенден», принадлежащем ООО «Сакура» и расположенном по адресу: 400001, Волгоградская область, Волгоград город, Рабоче-Крестьянская улица, дом 11, проводилась акция «Скидка — 25% на второй товар и -70% на третий товар» (далее по тексту — «Акция»).

В соответствии с правилами Акции в период проведения Акции при покупке двух товаров, участвующих в Акции (а именно: обувь и сумки; Акция не распространялась на другие категории товаров из ассортимента розничных магазинов сети «Зенден», в том числе на чулочно-носочные изделия, средства по уходу за обувью и иное, а также на товары, реализуемые под торговой маркой Rieker ), предоставляется скидка в размере 25 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену.

При покупке трех товаров, участвующих в Акции, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. При этом скидка 25 % на второй товар не применяется.

Правила проведения акции были размещены на сайте www . zenden . ru . а также на информационном стенде торгового зала магазина «Зенден». Также в торговом зале указанного магазина «Зенден» были размещены рекламные материалы об Акции.

Кроме того, до каждого посетителя магазина «Зенден» сотрудниками магазина доводилась информация о правилах Акции.

13.06.2017 года в магазин «Зенден» пришел покупатель. Сотрудником магазина до момента покупки была доведена информация о том, что при покупке двух товаров, участвующих в Акции, предоставляется скидка в размере 25 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, а в случае покупки трех товаров, участвующих в Акции, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. Отдельно сотрудником магазина внимание покупателя было обращено на то, что в этом случае скидка 25 % на второй товар не предоставляется.

Скидка покупателю была предоставлена в соответствии с правилами Акции.

После совершения покупки покупатель обратился к сотруднику магазина с вопросом, почему на одном из рекламных материалов, размещенном в магазине, нет указания на то, что при покупке трех товаров, участвующих в Акции, скидка предоставляется только в размере 70 % на третий товар, а скидка 25 % на второй товар не предоставляется.

Сотрудник магазина сообщил потребителю, что на рекламном материале имеется соответствующая информация (информация была указана небольшим шрифтом). Кроме того, реклама об Акции в магазине «Зенден» состоит из. нескольких взаимосвязанных объектов (рекламных материалов), представляющих в совокупности единое рекламное оформление магазина об Акции (рекламные конструкции формата А4 на стойках). Сотрудником магазина было обращено внимание покупателя на другие объекты (рекламные материалы), на которых содержалась информация о размерах предоставляемых скидок при покупке двух и/или трех товаров, участвующих в Акции. Также сотрудником магазина были предъявлены Правила Акции.

Представитель ООО «Сакура» и «Дом одежды» считает, что реклама об Акции является достоверной, так как в ней были указаны все условия действия Акции.

Также, представитель ООО «Сакура» и ООО «Дом одежды» указал, что макет рекламы разрабатывался ООО «Дом одежды». Акция действовала в ряде регионов (см. пояснения исх. № 152-08-17 от 29.08.2017)

Заявитель в устных пояснениях на заседании Комиссии подтвердил факты, указанные в заявлении, а также отметил, что акция воспринималась таким образом, что при покупке 3-х пар обуви на 2-ю — 25% скидка и на 3-ю – 70% скидка. Фото большого рекламного постера была представлена вместе с заявлением. Иных рекламных конструкций (формат А4 на стойках) не видел. Мелкого текста на большом рекламном постере заявитель также не увидел. Про условия Акции заявителю было сказано после того, как ему озвучили итоговую сумму на кассе.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 17-03-5-02/445 было принято решение об отложении рассмотрения вышеуказанного дела на 02 октября 2017 года.

На заседание Комиссии от представителя ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура» были представлены дополнительные объяснения, а также макеты рекламы с указанием их размеров и иных данных, запрашиваемых Управлением. В частности указано, что внизу распространенной

рекламы мелкими буквами написано: «Акция проводится в Сети магазинов ZENDEN с 06.06.2017 по 12.06.2017. В период проведения акции при покупке двух товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 25 5 от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. В период проведения акции при покупке трех товаров, участвующих, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второй товар не применяется. Акция распространяется на все торговые марки всех сезонов на категории товаров ОБУВЬ и СУМКИ. Адреса магазинов ZENDEN которые участвуют в Акции, указаны на сайте www . zenden . ru . Правила проведения Акции размещены на сайте www . zenden . ru и в торговых залов магазинов розничной сети ZENDEN на информационных стендах. Количество товара ограничено» . Также были представлены размеры макетов рекламы акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» у ООО «Дом одежды» и у ООО «Сакура»: макет формата А4: размер макета – 210х297 мм; размер величины процента (скидки) – 54 мм; размер букв – 13 мм; размер букв подстрочника с условиями акции– 1 мм. Макет рекламной конструкции: размер макета – 800х1400 мм; размер величины процента (скидки) – 205 мм; размер букв – 50 мм; размер букв подстрочника– 2 мм.

Из представленных материалов следует, что совершенно идентичные по содержанию и размерам рекламные материалы распространялись в период с 06.06.2017 по 19.06.2017 в магазинах « ZENDEN », обслуживаемых ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура».

Представитель также указал, что на заседании от 30 августа 2017 года им были ошибочно доведены до Комиссии сведения о том, что ООО «Дом одежды» утверждало макет рекламы для ООО «Сакура».

Согласно уточненной позиции, ООО «Дом одежды» осуществляет коммерческую деятельность под торговым знаком « ZENDEN » и имеет несколько магазинов под данным торговым знаком. Макет рекламы акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» разрабатывался и утверждался только ООО «Дом одежды» для тех магазинов, которые принадлежат данному юридическому лицу.

Магазин «Зенден», расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 11, принадлежит ООО «Сакура», и для него ООО «Дом одежды» макет указанной выше акции не разрабатывало и не утверждало.

Слово «Дополнительно» в рекламе акции «Скидка – 25% на второй товар и -70% на третий товар» было использовано в связи с тем, что при покупке товаров, участвующих в указанной выше акции, в магазинах «Зенден», принадлежащих ООО «Дом одежды», скидка по этой акции суммировалась со скидками на товар, предоставленными по иным акциям, специальным предложениям, которые действовали в магазине на момент проведения акции «Скидка – 25% на второй товар и -70% на третий товар».

ООО «Сакура» в письменных объяснениях также указало на то, что макет рекламы вышеуказанной акции для магазинов, принадлежащих ООО «Сакура», в том числе для магазина, расположенного по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 11, разрабатывался ООО «Сакура».

Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании Комиссии на срок, не превышающий семи дней (п. 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждены Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (ред. от 17.09.2015).

С целью оценки на предмет восприятия рекламы, рассматриваемой в данном деле, с точки зрения обычного потребителя Комиссия посчитала необходимым вынести рассматриваемую рекламу на обсуждение Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Волгоградском УФАС России. Состав и Положение об Экспертном совете размещены на официальном сайте Волгоградского УФАС России (http://volgograd.fas.gov.ru/page/12242).

В связи с вынесением рассматриваемой рекламы на обсуждение Экспертного совета был объявлен перерыв в заседании Комиссии до 9:00 06 октября 2017 года. О дате заседания Экспертного совета и о возможности участия в заседании представитель был уведомлен.

03 октября 2017 года состоялось заседание Экспертного совета (протокол № 2 от 03.10.2017) с участием представителя ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура» Кауровой Е.С.

По 3 вопросу повестки Экспертного совета: Оценка восприятия рекламы акции «Скидка – 25% на второй товар – 70 % на третий товар» в магазинах «Зенден» для оценки членов Совета представлена следующая реклама магазина «Зенден» об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» следующего содержания: «Дополнительно, – 25 % на вторую пару, -70 % на третью пару». Макет рекламы формата А4 роздан для ознакомления членам Совета. На экране компьютера продемонстрированы фото рекламы.

Решено сразу приступить к голосованию.

Перед экспертами на голосование было поставлено 2 вопроса:

1- как воспринимается реклама акции «Скидка -25% на второй товар -70% на третий товар»?

2- возможно ли увидеть и прочитать условия акции на рекламе в формате А4?

7 голосов – скидки представляются одновременно;

0 голосов – при покупке трех вещей скидка в 25% не представляется;

1 голос – затрудняюсь ответить.

0 голосов – возможно и увидеть, и прочитать;

6 голосов – увидеть текст возможно, его прочтение вызывает затруднение;

2 голоса – сложно даже заметить данный текст, а не только прочитать его.

После голосования эксперты высказали единодушное мнение о том, что текст, указанный мелким шрифтом на рекламной листовке формата А4 труден для прочтения. Некоторые эксперты не заметили его вовсе, восприняв его за обычную белую (желтую) линию.

Относительно слова «дополнительно» эксперты указали на то, что обратили на него внимание и трактовали как одновременное (дополнительное) применение скидки в 25% и 70% на соответствующую пару, а также на то, что указанная в рекламе скидка применяется, возможно, дополнительно к иным скидкам (по карте постоянного клиента, иным акциям).

По итогам голосования Экспертным советом принято решение признать, что реклама магазина «Зенден» вводит потребителя в заблуждение, не соответствует действительности.

На заседании Комиссии 06 октября 2017 года представитель ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура» Е.С. Каурова ознакомилась с протоколом Экспертного совета (№ 2 от 03.10.2017). Дополнительных документов и письменных пояснений не представлено. Устно представитель сообщил, что на данный момент действует новая акция «- 25% на второй товар или -70% на третий товар», размер шрифтов на рекламных постерах с условиями акции увеличен, слово «дополнительно» из текста убрано. Фото рекламы не представлено Комиссии.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

— информация распространена посредством подвесных баннеров в магазине «Зенден» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 11, г. Волгоград;

— адресована неопределенному кругу лиц;

— направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (товар, реализуемый в магазине «Зенден»).

Объектом рекламирования выступает – товар (обувь, сумки и т.д.), реализуемые в магазине «Зенден».

Целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар (обувь, сумки и т.д.), реализуемые в магазине «Зенден».

В период с 06.06.2017 по 19.06.2017 в магазинах «Зенден», принадлежащих ООО «Сакура» и ООО «Дом одежды» распространялась реклама об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» следующего содержания: «Дополнительно, -25% на вторую пару, -70% на третью пару» (внизу рекламы мелкими буквами) «Акция проводится в Сети магазинов ZENDEN с 06.06.2017 по 12.06.2017. В период проведения акции при покупке двух товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 25 5 от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. В период проведения акции при покупке трех товаров, участвующих, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второйтовар не применяется. Акция распространяется на все торговые марки всех сезонов на категории товаров ОБУВЬ и СУМКИ. Адреса магазинов ZENDEN которые участвуют в Акции, указаны на сайте www . zenden . ru . Правила проведения Акции размещены на сайте www . zenden . ru и в торговых залов магазинов розничной сети ZENDEN на информационных стендах. Количество товара ограничено» .

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе оба рекламных предложения -25% (на вторую пару) и -70% (на третью пару) объединены в одной рекламе. Указание на альтернативное применение скидок (25% или (либо) 75% ) отсутствует. Цвет оформления и размер текста с условиями акции, особенно в формате А4 (размер макета – 210х297 мм; размер величины процента (скидки) – 54 мм; размер букв – 13 мм; размер букв подстрочника с условиями акции– 1 мм), не позволяют увидеть условия действия акции и прочитать их без использования специальных средств.

В п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования ( часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Информация, указанная в рекламе мелким, невоспринимаемым для обычного потребителя шрифтом, является существенной для потребителя.

Размер скидки влияет на итоговую цену на товар (обувь) для потребителя. Цена на товар – один из ведущих факторов конкурентной борьбы, указание на конкретный размер скидки привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемому товару. Информация о размере скидки является существенной информацией о товаре и условиях его приобретения.

На существенность данной информации и введение в заблуждение указывает также и заявитель по данному делу. Не заметив информацию, указанную мелким шрифтом, он воспринял рекламу таким образом, что при покупке трех пар обуви применяется одновременно 25 % скидка на вторую пару и 70% скидка на третью пару обуви. Аналогичную оценку рекламе дали члены Экспертного совета по применению рекламного законодательства.

Учитывая тот факт, что условия акции написаны текстом, затрудняющим ознакомление с ним без специальных усилий (взять рекламную конструкцию в руки, приглядываться, использовать специальные приборы), равно как и различить данный текст в принципе на рекламной конструкции, позволяет сказать, что существенная информация о данной акции не доводится до потребителя в доступной для восприятия форме. П ри формальном присутствии в рекламе данной информации такие, выбранные самим рекламодателем и рекламораспространителем характеристики рекламы, как размер спорного рекламного модуля, размер используемого шрифта, не позволяют потребителям воспринимать всю существенную информацию о рекламируемом товаре и условиях его приобретения со скидкой, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Таким образом, в рекламе акции магазина «Зенден» «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» отсутствует существенная информация об условиях о рекламируемом товаре и условиях его приобретения (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе), а также не соответствуют действительности сведения о размере скидок (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Довод о том, что ООО «Дом одежды» не разрабатывало макет рекламы акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар», Комиссия считает несущественным. Представленные макеты рекламы указанной выше акции идентичны и у ООО «Дом одежды», и у ООО «Сакура» (см.материалы дела). Размеры макетов рекламы и используемых в них шрифтов также идентичны.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

П. 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, данные факты позволяют установить, что во всех магазинах «Зенден» велась идентичная рекламная компания. Соответственно, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура» выступили одновременно как рекламодатели и рекламораспространители соответственно в обсуживаемых данными организациями магазинах «Зенден».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Материалами дела установлено, что рекламодателями рассматриваемой рекламы являются:

— ООО «Сакура» (ОГРН 5077746702523 ИНН/КПП 7706656037/263201001 юридический адрес: 357550, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 6-я линия);

— ООО «Дом одежды» (ОГРН 1033303401163 ИНН/КПП 3302005748/332901001 юридический адрес: 600000, Владимирская обл, г. Владимир, ул. Гагарина, д.1, эт. 1, пом. II ).

Заявителем, а также сторонами по делу в ходе рассмотрения дела не было подтверждено устранение нарушения, в связи с чем Комиссией Волгоградского УФАС России установлены основания для выдачи предписания

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

1. Признать рекламу магазина «Зенден» об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» следующего содержания: «Дополнительно -25% на вторую пару, -70% на третью пару» (внизу мелким шрифтом): «Акция проводится в Сети магазинов ZENDEN с 06.06.2017 по 12.06.2017. В период проведения акции при покупке двух товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 25 5 от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. В период проведения акции при покупке трех товаров, участвующих, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второйтовар не применяется. Акция распространяется на все торговые марки всех сезонов на категории товаров ОБУВЬ и СУМКИ. Адреса магазинов ZENDEN которые участвуют в Акции, указаны на сайте www . zenden . ru . Правила проведения Акции размещены на сайте www . zenden . ru и в торговых залов магазинов розничной сети ZENDEN на информационных стендах. Количество товара ограничено» , распространяемую в период с 06.06.2017 по 19.06.2017 в магазинах, обслуживаемых ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура» ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Дом одежды» и ООО «Сакура» предписание об устранении нарушения.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Сакура» (ОГРН 5077746702523 ИНН/КПП 7706656037/263201001 юридический адрес: 357550, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 6-я линия) и ООО «Дом одежды» (ОГРН 1033303401163 ИНН/КПП 3302005748/332901001 юридический адрес: 600000, Владимирская обл, г. Владимир, ул. Гагарина, д.1, эт. 1, пом II ).

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Контроль в сфере соблюдения законодательства о рекламе за IV квартал 2017 года

1.Разграничение вывески и рекламы

Самый распространенный вопрос, с которым предприниматели Мурманска и обращаются в антимонопольный орган за разъяснениями — это различие между вывеской и рекламой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии с частью 1 стать 9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом нахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе

Обратимся к информационным письма Пленумов ВАС РФ.

В пункте 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» говорится, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», следует исходить из того, что информация не может быть квалифицирована в качестве рекламной, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

2. При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.

Анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак, бакалея и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Таким образом, размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает.

В случае, если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров

В то же время, товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, по мнению ФАС России, не должны признаваться рекламой данных организаций. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования Федерального закона «О рекламе», независимо от манеры исполнения указанных обозначений.

Следует отметить, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет является обязательной к размещению. Следовательно, конструкции, содержащие номер телефона и/или ссылку на официальный сайт, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции также будут распространяться требования Федерального закона «О рекламе».

Что касается количества вывесок одного предприятия в месте нахождения этого предприятия/торговой точки и т.п., то Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица.

Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Однако если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном здании, в котором заведение/торговая точка занимает одну комнату, следует расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели.

Конструкция с размещенной на ней рекламой, установленная вне места нахождения юридического лица, является рекламной и должна соответствовать требованиям статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Более подробно мнение ФАС России о разграничении вывески и рекламы изложено в следующих письмах:

ФАС РФ от 23.07.2009 N АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска»

ФАС России от 05.04.2010 N АК/9402 «О разграничении понятий вывеска и реклама»

ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама»

ФАС РФ от 16.03.2006 N АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации»

ФАС России от 26.12.2013 N АК/53059/13 «О разграничении понятий вывеска и реклама»

ФАС России от 13.02.2015 N АД/6320/15 «О разграничении понятий вывеска и реклама»

2. Правомерность использования юридическим лицом в рекламе слов в превосходной степени: «лучший», «номер один», «первый» и т.д. (например, «Лучший врач», «Столовая номер один», «Первый обувной», Доставка №1).

За 10 месяцев 2017 года рассмотрено 18 дел по признакам нарушения рекламного законодательства, из них 6 дел, в которых рассматривалась реклама, где компании позиционируют себя «Первыми, лучшими, №1,самыми» без указания критерия и подкрепления обоснованиями.

В 2016 году 4 организации были привлечены к административной ответственности по тем же основаниям, использование слов в превосходной степени в рекламе (Такси №1, лучшая цена, Лучшие окна, Суши №1).

Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) гласит, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пункт 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признает рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Употребление слов в превосходной степени в совокупности с наименованием организации и отсутствием критерия сравнения, создает неверное представление о том, что Общество находится в более выгодной позиции, например по качеству, ценовому уровню оказываемых услуг, любым иным характеристикам, поскольку отсутствие критерия сравнения допускает возможность проведения потребителями такого сравнения по любому критерию. Тем самым стимулируется интерес потребителей к услугам рекламодателя, поддерживается заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение оказываемых услуг на рынке.

В подобных случаях всегда присутствует элемент принижения качества продукции/услуги конкурента, поскольку косвенным путем потребителю внушается мысль о том, что та или иная фирма производит продукцию более высокого качества, хотя это может не соответствовать действительности.

Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ).

Разъяснения данного пункта постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относится не только к использованию слов «лучший», «первый», «номер один», но и к любым сравнительным характеристикам, определяющим исключительность объекта рекламирования. В данном случае слово «самое» относится к указанным характеристикам.

Таким образом, использование в рекламе такой сравнительной характеристики как «лучший», «самый», «первый» при отсутствии ее фактического и документального обоснования, воспринимается потребителями как лучший по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение относительно действительного статуса заявителя, объема, и качества оказываемых им услуг в сравнении с услугами других хозяйствующих субъектов.

К некорректному сравнению также могут быть «отнесены случаи, когда делается вывод о сходстве товаров либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются». Иными словами, критерий для сравнения отсутствует либо является неясным или недостаточным.

ПРИМЕР рекламы с нарушением пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе:

«Rock-n-RoLLЫ Доставка суши №1

«…. доставка суши номер один»( отсутствует конкретный критерий, по которому компания является №1, на какой территории и за какой период, по скорости доставки, по качеству продукции, по культуре обслуживания?).

Много служб такси в городе, но у нас просто ниже цены»;

«Смешные цены. Самые низкие цены. Одежда, обувь для всей семьи…».

В рекламе используется оценочная фраза неподтвержденная исследованиями. Реклама создает ошибочный образ преимущества товара(услуги) с аналогичными товарами(услугами) производимыми и реализуемыми на территории г. Мурманска, без подтверждения, что нарушает права иных производителей.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально. (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 N 07АП-877/2016 по делу N А45-17983/2015).

Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации допускает использовать в рекламе информацию о преимуществах рекламируемых товаров (услуг), если при этом в ней отсутствует некорректное сравнение с находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены (выполняются) другими изготовителями или реализуются другими продавцами. А именно, рекламное законодательство иные нормативные правовые акты не содержат запрета на использование слов в превосходной степени в рекламе организаций, осуществляющих деятельность по регулируемым ценам (тарифам).

ПРИМЕР: допустимо использования в рекламе регулируемого вида деятельности, ресурс снабжающих организаций сравнительную характеристику «самое дешевое тепло» ввиду того, что реклама не содержит неточную, неверную информацию в отношении иных организаций, оказывающих услуги, аналогичные услугам ресурсника. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 N 18АП-7838/2016 по делу N А76-725/2016).

Из текста указанного Постановления (впрочем, как и из представленных норм Закона N 38-ФЗ) не следует, что указанные в данных документах ограничения в отношении рекламы справедливы для названий организаций, использующих в наименовании слова «лучший», «первый», «номер один».

В практике антимонопольного органа было несколько обращений граждан по поводу рекламы, где говорилось о «доставке «1», «управляющей компании №1» в ходе рассмотрения обращения было установлено, что компании зарегистрировались под этими наименованиями. Однако «управляющая компания №1 » была привлечена к административной ответственности, т.к. реклама стала распространяться раньше, чем компания получила регистрационные документы на смену наименования.

Статья 1473 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая правила, которым должны соответствовать наименования организаций, не содержит условий, запрещающих наименования организаций, содержащие слова (в том числе качественные прилагательные в превосходной степени), наталкивающие на вывод (как соответствующий реальности, так и нет) о преимуществах организации перед иными хозяйствующими субъектами.

Подпункт «ж» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) допускает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Ни Закон N 129-ФЗ, ни Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» также не содержит прямого указания на невозможность использования рассматриваемых слов в названии организации.

3. Мелкий шрифт в рекламе, расценивается, как отсутствие существенной информации.

Ежегодно антимонопольный орган рассматривает 2-3 дела по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, отсутствие в рекламе существенной информации.

В законе отсутствует прямой запрет на распространение рекламы мелким шрифтом, однако имеется норма, в соответствии с которой, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (части 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Данная норма корреспондирует и с отдельными частями статьи 28 Закона о рекламе, а именно.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:

умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Часть 3 статьи 28 Зкона о рекламе гласит, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Следует отметить, что мелкий шрифт, используемый в рекламе, различие цветового исполнения текста и размера(креализованный текст) не позволяет потребителям воспринять полноту информации рекламоносителей и вводит их в заблуждение, что не допустимо.

Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме ее представления не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

Например, сведения о преимуществах объекта рекламирования, в том числе о наиболее привлекательных условиях оказания финансовых услуг, выделяются на фоне остальной информации, а информация о подтверждении таких сведений либо об иных условиях оказания таких услуг, как правило, сообщается в рекламе мелким нечитаемым шрифтом, что затрудняет возможность ознакомления с нею при восприятии рекламы потребителем (например, «самый высокий доход по вкладу» с уточнением мелким шрифтом «среди вкладов банка с аналогичными условиями»).

В случае распространения данной информации в телепрограммах часто о преимуществах рекламируемого товара предоставляется звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд рекламного ролика текстом с мелким шрифтом.

Огромное значение имеет выбор правильного рекламоносителя, особенно при рекламировании финансовых услуг, продажи автомобилей и иной техники в кредит, с указанием полных условий приобретения.

Рекламные баннеры, как правило, имеют рекламное поле 18 кв. метров, располагаются вдоль дорог на высоте 6-8 метров, с учетом этих параметров, не всегда в объемный рекламный текст возможно уместить существенную информацию читаемым шрифтом.

Следует учитывать, что потребитель находится в месте демонстрации рекламы не длительное время, картинку баннера не остановить и не озвучить, а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста многочисленных условий, исполненных мелким шрифтом невозможно.

Борта троллейбуса также не самое лучшее место для размещение такой рекламы, т.к. троллейбус находится в постоянном движении.

Если же реклама размещается на телевидении, необходимо учесть, что кадр сменяется очень быстро и объёмный рекламный текст невозможно будет прочесть и осознать.

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре(услуге), об условиях его приобретения или использования.

Пункт 24 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняет, что наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и соблюдения принципов добросовестной конкуренции, тем самым обеспечивая интересы потребителей рекламной продукции.

Мурманский арбитражный суд №А42-3443/2011, Арбитражный суд Москвы №А40- 122516/16-17-1086 , Тринадцатый арбитражный суд № А42-2865/16.

Разграничение реклама по перевозке легковым такси и регулярным перевозчиком.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе — недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условии применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии с Законом, уполномоченными органами могут быть установлены маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статья 14 Закона) и маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статья 17 Закона).

Привлечение перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок осуществляется в соответствии с результатами открытых закупок.

По результатам проводимых конкурсных процедур с победителями заключается государственный контракт (по регулируемым тарифам) или выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута (по нерегулируемым тарифам).

Согласно Реестру, размещенному на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в сети Интернет по адресу mintrans.gov-murman.ru в разделе «Направление деятельности/Регламентация деятельности легкового такси/реестр выданных разрешений», предпринимателям выданы разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и багажа в режиме легкового такси регламентировано статьями 31-33 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также пунктами 102-121 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112(далее – Правила).

В соответствии с Уставом, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя, о чем в соответствии с Правилами в обязательном порядке делается запись в журнале регистрации. Данный вид перевозок не имеет расписания и маршрута.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси, и время его подачи определяется фрахтователем (пассажиром). По окончании поездки перевозчик выдает пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования именно легковым такси.

В соответствии с пунктом 3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по маршруту в соответствии с расписанием.

Расписанием является график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта. Маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.

Таким образом, перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не имеет права указывать в рекламе информацию о расписании движения и маршруте следования транспортных средств, т.к. данные параметры определяются только для регулярных перевозок.

В спорном случае рекламные блоки предпринимателей содержат информацию о лицензии, времени, днях поездки и точном маршруте движения, что представляется потребителям рекламы, как регулярные пассажирские перевозки, т.к. время отправления и маршрут движения заранее определены.

Из чего следует, что представленная таким образом информация не отвечает требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и частью 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *