Сварщик пояснительная записка

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Контролер сварочных работ» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

к проекту профессионального стандарта

«Контролер сварочных работ»

Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций.

Перспективы развития вида профессиональной деятельности.

Описание обобщенных трудовых функций и состава трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации .

Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта .

Информация об организациях, на базе которых проводились исследования.

Описание требований к экспертам, привлекаемых к разработке проекта профессионального стандарта .

Описание использованных методов .

Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности .

Обсуждение проекта профессионального стандарта .

Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта .

Сведения об организациях и экспертах, планируемых к привлечению для обсуждения проекта профессионального стандарта.

Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях на 1 этапе подготовки проекта профессионального стандарта.

1 Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций

1.1 Перспективы развития вида профессиональной деятельности

Сварка является межотраслевым процессом, который применяется в гражданском и промышленном строительстве, авиакосмической промышленности, автомобилестроении, судостроении, производстве конструкций различного назначения и оборудования, прокладке тепловых и газовых сетей, промысловых и магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и газа и в других отраслях народного хозяйства.

Сварка относится к специальному процессу, результаты которого нельзя оценить только путем испытаний и оценки качества готовой сварной конструкции (изделия или продукции). Гарантированная надежность и работоспособность сварной конструкции может быть обеспечена только поэтапным контролем всего жизненного цикла её создания. Безусловно, велика в этом роль персонала сварочного производства и, в частности, контролера сварочных работ.

В национальных и международных нормативных документах устанавливаются отдельные требования к проверке квалификации контролеров сварочных работ перед допуском к выполнению отдельных работ.

При разработке профессионального стандарта разработчики руководствовались следующим:

— сварка является межотраслевым или «сквозным» процессом;

— профессии в области сварочного производства должны иметь межотраслевой характер, с возможностью установления дополнительных отраслевых требований;

— профессиональный стандарт должен коррелироваться с государственными образовательными стандартами и образовательными программами и служить основой для их разработки с учетом лучших мировых практик;

— профессиональный стандарт должен обеспечивать возможность проведения оценки квалификации персонала;

— проведенное анкетирование предприятий показало, что крупные и особо крупные предприятия в таких отраслях как общее машиностроение, судостроение, авиастроение, мостостроение, нефтепереработка и др., заинтересованы в развитии профессии контролер сварочных работ;

— профессиональный стандарт должен применяться для удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах.

Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым документом, описывающим трудовые функции контролера сварочных работ и необходимые для их выполнения действия, умения и знания для 4-5 квалификационного уровня, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.

Профессиональный стандарт «Контролер сварочных работ» применим в следующих областях профессиональной деятельности (видах экономической деятельности): металлургическое производство; производство металлических изделий; производство машин и оборудования; производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; производство судов, летательных, космических аппаратов и прочих транспортных средств; а также — производство, передача и распределение электроэнергии, газа, нефтепродуктов, пара и горячей воды; строительство; производство пластмассовых изделий и др.

Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является контроль выполнения сварочных работ и контроль объекта на соответствие установленным техническим требованиям.

Основными сферами применения профессионального стандарта являются:

— область управления персоналом (разработка стандартов предприятий, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);

— процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей и квалификаций, упорядочивание видов трудовой деятельности);

— оценка квалификации работников;

— формирование федеральных образовательных стандартов, программ среднего профессионального образования по сварочному производству и образовательных программ высшего профессионального образования, как правило, в области, соответствующей направленности (профилю) по сварочному производству, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам, выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального обучения персонала на предприятиях.

Профессиональный стандарт «Контролер сварочных работ» может быть использован работодателем для:

— подбора квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;

— определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;

— обеспечения качества работ персонала и соответствия выполняемых персоналом трудовых функций установленным требованиям;

— обеспечения профессионального роста персонала;

— поддержания и улучшения стандартов системы качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

— повышения мотивации персонала к труду в своей организации;

— повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, и, следовательно, высоких экономических результатов.

Профессиональный стандарт «Контролер сварочных работ» является основой для работника в следующих направлениях:

— определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;

— эффективное функционирование на предприятии;

— обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска работы;

— карьерный рост и увеличение доходов.

1.2 Описание обобщенных трудовых функций и состава трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта в рамках вида профессиональной деятельности были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ) и составляющие их трудовые функции (ТФ).

Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ и ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:

1. Соответствие требованию полноты перечня. Совокупность ТФ полностью охватывает ОТФ по виду профессиональной деятельности «Контроль сварочных работ». Выполнение всех перечисленных ОТФ необходимо и достаточно для достижения цели «Контроль выполнения сварочных работ и контроль объекта на соответствие установленным техническим требованиям».

2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ и ТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.

3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ и ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности.

4. Соответствие требованию проверяемости (оцениваемости). Обеспечивается возможность объективной проверки владения специалистом любой из ТФ и ОТФ.

Распределение трудовых функций контролера сварочных работ по уровням квалификации произведено на основе дескрипторов Национальной рамки квалификации Российской Федерации в редакции Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации н «Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов».

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КАЛАШНИКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

171205, Тверская область, Лихославльский район, п. Калашниково,
ул. Ленина, д. 51
тел.: (48261) 3-34-51, 3-35-62, 3-32-58; факс: 3-31-69

Отделение колледжа в г. Лихославль: 171210, г. Лихославль,
1-ый Стадионный переулок, д. 2
тел.: (48261) 3-54-53

Учебные планы и графики учебного процесса

Учебные планы по программам подготовки специалистов среднего звена

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебный план по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)»

Учебные планы по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка к плану

Графики учебного процесса по программам подготовки специалистов среднего звена

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Прикладная информатика (по отраслям)

График учебного процесса по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)»

Графики учебного процесса по программам подготовки квалифицированных рабочих и служа щих

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

График учебного процесса по профессии «Парикмахер»

График учебного процесса по профессии «Сварщик»

© Официальный сайт Калашниковского колледжа. 2013 — 2020 год
© Все права защищены. При использовании, цитировании и перепечатке информации из открытых разделов общего доступа
сайта обязательным требованием является ссылка на его электронный адрес.
Тверская область, Лихославльский район, п.Калашниково, ул.Ленина, д.51

Сварщик пояснительная записка

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Омский многопрофильный техникум»

Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск
ул.Молодогвардейская, 33

тел/факс +7(3812) 42-03-13
+7 (3812) 42-03-30, 42-03-14

2 учебный корпус: г. Омск
ул.Гуртьевской дивизии, 7

тел. +7 (3812) 43- 80-97
эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поступай правильно — поступай к нам!

www. gos uslugi.ru

к программе

для подготовки квалифицированных рабочих

по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Данная программа бюджетного образовательного учреждения Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 40» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 842 от 02.08.2013 г.

1. Общие положения.

Программа по подготовке квалифицированных рабочих (далее – ППРКС) – комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки квалифицированных рабочих по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Нормативно-правовую основу разработки ППКРС составляют:

— ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 01.09.2013г.

— ФГОС СПО по профессии150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 842 от 02.08.2013 г.

— Разъяснение по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО (письмо Минобрнауки РФ от 20.10.2010г. №12-696) — Приказ Министерства образования и науки РФ №241 от 20.08.2008г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобра РФ №1312 от 09.03.2004г.»

— Приказ Минобрнауки РФ №362 от 28.11.2008г. «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения Государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования»

— Приказ Минобрнауки РФ №968 от 16.08.2013г. «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»

— Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО/СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом… №03-1180 от 29.05.2007г

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Нормативный срок освоения программы подготовки квалифицированных рабочих на базе основного общего образования составляет 2 года 5 месяцев.

Перечень возможных сочетаний профессий рабочих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 16-94) при формировании ППКРС предусматривает квалификации:

Электросварщик ручной сварки.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников.

Область профессиональной деятельности – электросварочные и газосварочные работы

Объекты профессиональной деятельности – технологические процессы сборки и электрогазосварки конструкций, сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления, детали, узлы и конструкции из различных материалов, конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.

Обучающиеся по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), готовятся к следующим видам деятельности:

Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.

Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

3. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общеобразовательный цикл;

— профессиональный цикл, состоящий из профессиональных модулей, которые включают междисциплинарные курсы, учебную и производственную практику;

— промежуточную и Государственную итоговую аттестацию.

4. Рабочий учебный план определяет график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по семестрам, виды учебных занятий, учебной и производственной практики, формы и сроки промежуточной и государственной итоговой аттестации.

5. Все дисциплины, включенные в рабочий учебный план, имеют завершенную форму и заканчиваются аттестацией.

6. Контрольные работы, устный опрос, автоматизированный тестовый контроль и другие формы текущего контроля знаний и умений обучающихся проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины. Проведение промежуточной аттестации предусмотрено в виде зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов. Зачетов и дифференцированных зачетов проводится не более 10 в текущем году, экзаменов не более 8 в текущем году. Экзамены проводятся за рамками часов, отведенных на изучение дисциплины или МДК. Предусмотрено также проведение квалификационного экзамена по каждому модулю.

7. График учебного процесса составляется ежегодно и может быть изменен при соблюдении общей продолжительности теоретического обучения и учебной и производственной практики, а также междисциплинарных связей по согласованию с методическими комиссиями, производственной необходимостью. Обучение предусмотрено по пятидневной рабочей неделе, с резервным шестым днем – суббота, когда могут проводиться консультации и учебные занятия в случае производственной необходимости. Продолжительность учебных занятий 45 минут. Перерыв 5 или 10 минут. Обед в течение 20 минут.

8. Учебная практика проводится рассредоточенно в учебно-производственных мастерских и лабораториях училища, чередуясь с теоретическими занятиями согласно содержанию профессионального обучения. По итогам каждого вида профессиональной деятельности проводятся проверочные работы.

9. Производственная практика по профессии проводится концентрированно на производственных предприятиях. Результатом производственной практики является выполнение квалификационной работы, проведение дифференцированного зачета.

В рабочем учебном плане предусмотрено 2593 часа на изучение дисциплин и МДК, в том числе на общеобразовательный цикл 1861 час.

На изучение обязательных профессиональных циклов отводится 698 часов. Учебная и производственная практика 792 часа. Усиление МДК произведено за счет часов, отведенных на общеобразовательный цикл и использования часов вариативной части стандарта (108 часов).

Предусмотрено проведение консультаций: групповых, индивидуальных, устных и письменных 100 часов в год на 1, 2 курсах, 50 часов на 3 курсе.

10. Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы формируется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Распределение часов соответствует примерным объемным параметрам реализации ФГОС по профессиям технического профиля.

Промежуточная аттестация в виде экзаменов проводится по предметам «Русский язык», «Математика», «Физика».

11. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты письменной экзаменационной работы, которая описывает технологический процесс выполнения квалификационной работы по одному из профессиональных модулей. Как правило, обучающиеся защищают технологический процесс изготовления сваркой творческого изделия. Выпускникам может присваиваться 4, 5 разряды по профессии в зависимости от результатов обучения.

12. Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей выполнение стандарта по профессии:

Охраны труда и безопасности жизнедеятельности – каб.101

Технической графики – каб.211

Теоретических основ сварки и резки металлов – каб. 108

Электротехники и автоматизации производства – ЭЛ

Мастерские слесарная, сварочная

Данная программа подготовки квалифицированных рабочих по ФГОС СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) согласована:

Методическая разработка Введение в профессию «Сварщик»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»

Введение в профессию «Сварщик»

в рамках внутриколледжного конкурса «Мастер года»

Методическая разработка профориентационного мероприятия.

Е.Н.Титаренко –мастер п/о ГБОУ ПОО МТК

Г.А. Черныш, зам. директора по УМР ГБОУ ПОО МТК

Методическая разработка может быть использована преподавателями и мастерами производственного обучения при разработке планов занятий по профориентации.

Профессиональное мероприятие – это основная форма организации учебного процесса, оно имеет целостную структуру, постановку четких целей и задач.

На этапе проектирования профессионального мероприятия выбирается тема, выбор которой определен программой учебной практики в структуре профессионального модуля. Тема представленного профессионального мероприятия «Введение в профессию »

Основные типы профессионального мероприятия :

Тип представленного профессионального мероприятия – мастер-класс .

На данном мероприятии осуществляется подготовка поверхности под сварку, ручная дуговая сварка в нижнем положении и очистка сварного шва от шлака и около шовной зоны. Организуется контроль за выполнением работ.

Перечень учебно-производственных работ разрабатывался в соответствии с требованиями ФГОС по профессии и установленными параметрами качества обучения.

В связи с этим были сформулированы цели профессионального мероприятия.

Обучение – процесс управления познавательной деятельностью обучающихся со стороны педагога, ведущий к усвоению обучающимися определенной деятельности.

Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями, умениями.

Обучающие цели данного учебного занятия: формирование умений и первоначального практического опыта по приготовлению полуфабрикатов и кондитерских изделий при выполнении сложных комплексных работ.

Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного качественного изменения физических и духовных сил человека.

Развивающая цель должна включать в себя развитие, прежде всего познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания; моторно-двигательной, эмоциональной, волевой сфер личности.

Развивающие цели данного профессионального мероприятия: развитие наглядно действенного, практического мышления; мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; произвольного внимания; зрительной и двигательной памяти; эстетических чувств и качеств: пунктуальности, аккуратности, чистоплотности, ответственности за результат своего труда; интеллектуальных чувств: стремления к новому, передовому, удовлетворения от хорошо выполненной работы.

Выбранная форма профессионального мероприятия – урок-экскурсия. На уроке-экскурсии обучающиеся овладевают методикой научного познания профессии.

Воспитательной целью данного профессионального мероприятия является патриотическое воспитание на примере использования отечественного сырья.

Для достижения поставленных целей были выбраны наиболее эффективные методы обучения.

Так в качестве метода стимулирования и мотивации интереса к учению была создана ситуация познавательной новизны через проблемную беседу о значимости профессии сварщик, организации учебного процесса в колледже и на производстве. При формировании ориентировочной основы действий использовались такие словесные методы как: комментарии студентов, инструктирование с использованием учебного материала по технологии сварки и инструкций по охране труда.

Наглядно-демонстрационный метод реализовывался через показ приемов выполнения сложных комплексных работ, использование средств натуральной наглядности и возможностей ИКТ.

Практический метод реализовывался через выполнение учебно-производственных работ. Для этого были подготовлены учебные рабочие места сварщика и соответствующее оборудование, инвентарь, инструменты и сырье.

При контроле знаний студентов осуществлялся входной, текущий, итоговый контроль. Были организованы самоконтроль и взаимоконтроль студентов. Использованы вопросники для проведения фронтального опроса, технологические карты для выполнения практического задания.

С целью психологической подготовки к восприятию нового материала был проведен оргмомент, направленный на устранение отвлекающих факторов, формирование установки на изучение познавательной информации.

Мотивация была направлена на обеспечение возникновения у школьников мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

После сообщения целей мероприятия была проведена работа по актуализации опорных знаний и определению уровня готовности к выполнению практических действий.

Входной контроль был организован путем проверки знания алгоритма трудовых действий по выполнению ниточного сварного шва, что являлось одним из заданий самостоятельной работы школьников.

После коррекции опорных знаний и проведения инструктажа по технике безопасности, школьники приступили к показу приемов и операций по подготовки металлической пластины к нанесению ниточного шва и отбивания шлака со сварного шва. Их действия сопровождались комментариями.

На данном этапе занятия школьники продемонстрировали практические первоначальные умения по слесарному делу.

Во время текущего инструктажа проводились целевые обходы по проверке организации рабочих мест, соблюдению правил техники безопасности, оцениванию правильности выполнения учебно-познавательных работ.

На заключительном инструктаже учащиеся старших курсов и сами школьники оценивали выполнение задания, после чего были подведены итоги работы по профессиональному мероприятию.

Занятие было выстроено оптимально, выбранные форма, методы и средства, способствовали достижению поставленных целей, направленных на формирование умений, первоначального практического опыта, общих и профессиональных компетенций. Темп занятия был достаточно высоким и соответствовал психофизиологическим качествам и свойствам личности учащихся. Результаты показали, что цели профессионального мероприятия достигнуты.

1 . Тема занятия: «Введение в профессию сварщик»

3. Форма занятия: урок-экскурсия

4. Тип занятия: профессиональные пробы

Параметры качества обучения

Учебно-производственные работы в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта по профессии

Рабочая норма времени

Ученическая норма времени

Выполнение слесарно — сборочных работ

Выполнение свар очных работ

Выполнение контроля качества сварного шва

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к профессии сварщик, убежденности в ее значимости, уважения к людям труда, специалистам высокого класса, ориентации на успех, корпоративной культуры.

Развивающая: развитие профессионально-значимых психофизиологических свойств личности: наглядно-действенного, практического мышления; мыслительных операций, произвольного и послепроизвольного внимания, зрительной, смысловой, двигательной памяти, нравственных чувств коллективизма, ответственности, интеллектуальных чувств любознательности, стремления к новому.

Обучающая: формирование навыков и умений по выполнению слесарных и сварочных работ.

6. Методическая характеристика занятия

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Создание ситуации познавательной новизны.

Создание позитивного фона занятия способствующего достижению цели урока, ориентация на успех.

Проблемная беседа о значимости темы урока в профессиональной деятельности сварщика

Поощрение в учении, психологическое «поглаживание».

Инструктаж по охране труда.

Учебник «Сварочное дело. Сварка и резка металлов» Чернышов Г.Г., 2007 г.

Чертеж ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные

Инструкции по охране труда.

Использование средств ИКТ.

Показ приемов выполнения слесарных и сварочных работ.

Экран, проектор, компьютер.

ЦОР: слайды с изображением оборудования, инструментов и материалов

Рабочее место сварщика.

Оборудование, приспособления и материалы для выполнения работы: сварочный пост, источник питания—инвертор — марки PIKO 230, пластины из низкоуглеродистой стали марки Ст3 4х125х150, электроды типа Э50А марки УОНИ13/55 диаметром 3 мм, защитные средства, металлическая щетка, зубило, шаблон УШС-1, слесарные очки .

Формирование ориентировочной основы действий.

Выполнение учебно-производственных заданий.

Брошюра учебного элемента «Выполнение ручной дуговой сваркой стыкового соединения пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем положении»

Оборудование, приспособления и материалы для выполнения работы: сварочный пост, источник питания—инвертор — марки PIKO -230, пластины из низкоуглеродистой стали марки Ст3 4х125х150, электроды тип Э50А марки УОНИ13/55 диаметром 3 мм, защитные средства, металлическая щетка, зубило, шаблон УШС-3, слесарные очки .

Входной, текущий и итоговый контроль

Входной и итоговый вопросники с эталонами ответов.

Карта оценивания выполнения практической работы

6. Ход профориентационного мероприятия

Виды и содержание

Рефлексивная деятельность студентов

I . Организационный этап

Подготовка школьников к работе на занятии

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас на нашем мероприятии! Меня зовут Елена Николаевна и сегодня я расскажу вам о самой мужской профессии — «Сварщик»

Отвечают на приветствие

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности учащихся к занятию.

Создание благоприятного микроклимата в учебной группе

Готовятся к восприятию занятия

II . Вводный этап урока

Подготовка к основному этапу урока

Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл

Итак, приближается конец учебного года. Наступает время, когда необходимо задуматься о выборе будущей профессии. Существуют профессии для мужчин и женщин. А какие мужские профессии Вы знаете?

Правильно, молодцы. В нашем колледже много интересных мужских профессий и специальностей. Сегодня я хочу рассказать Вам о профессии «Сварщик»

Водитель, каменщик, станочник, автомеханик, электрик, сантехник, плотник, сварщик.

Слушают название темы

Постановка ц ели.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

После нашего занятия Вы будете:

виды слесарных работ;

виды сварочных работ;

требования предъявляемые к качеству сварного шва;

требования охраны труда сварщика.

выполнять приемы и операции слесарных работ;

выполнять приемы и операции сварочных работ;

оценивать качество сварного шва.

Осмысливают цель в терминах «уметь», «знать».

Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете кто такой сварщик?

Какие работы он выполняет?

На каких предприятиях города работает сварщик?

А чем занимаются сварщики на ММК?

Человек, который сваривает металлические конструкции, ворота, баки и т.д.

ММК, ДРСУ, Строительных площадках и т. д.

Формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действия.

Сварщик — профессия ответственная, почти виртуозная, от качества работы зависит многое — долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники.

Высококвалифицированный сварщик должен уметь многое. Самым важным является выполнение приемов различных видов сварочных работ. Сварщик должен знать различные материалы, химические процессы, а также сварочные нормативы. Он должен уметь читать технические чертежи, пользоваться измерительной техникой. Поэтому, чтобы стать сварщиком необходимо иметь хорошие знания по физике, химии, черчению, технологии.

А сейчас я познакомлю вас с видами работ, которые должен выполнять сварщик. Как вы думаете с чего должна начинаться работа сварщика, учитывая что сварка – это опасный вид деятельности.

Конечно же перед работой сварщик должен одеть необходимые средства защиты в соответствие с требованиями охраны труда:

сварочный щиток защитные очки

Далее необходимо изучить чертеж детали, которую нужно сварить. Это нужно для того, чтобы

определить вид сварного соединения и зазор в данном соединении;

определить положение данного сварного соединения в пространстве ;

определить способ сварки ;

определить марку и толщину металла ;

определить марку электродов;

определить оборудование для данного сварного соединения.

Подготовить необходимое оборудование:

сварочный пост для ручной дуговой сварки.

Подготовить инструменты и приспособления:

универсальный шаблон сварщика-УШС-3;

пластины из стали;

Выполнить слесарные работы

В школе на уроках технологии вы ознакомились со слесарными работами. Давайте вспомним, какие операции относятся к этим работам?

Как вы думаете, почему сварщик перед сваркой выполняет слесарные работы?

Перед выполнением сварки необходимо выполнить слесарную операцию — зачистку пластин от заусенцев и грязи с помощью металлической щетки. Это необходимо для того чтобы обеспечить высокое качество сварочных работ, так как, наличие загрязнения на поверхности свариваемого металла может привести к появлению в сварном шве дефектов: непроваров, пор, неметаллических включений и к снижению механических свойств сварного соединения

Прежде чем я продемонстрирую вам сварочные работы необходимо познакомится с требованиями охраны труда при выполнении этих работ .

Пользоваться неисправным оборудованием

Работать без спецодежды

Доставать прокаленные электроды из электропечи без рукавиц

Отбивать горячий шлаг без очков

Выполнять сварочные работы без сварочного щитка

Не соблюдать правила пожарной и электробезопасности

7. Выполнить сварку двух металлических пластин

Установить режим сварки.

Положить заготовку пластин для выполнения сварки в нижнем положении стыкового соединения.

Установить электрод в электродержатель и опустите сварочный щиток

Зажечь дугу (касанием или чирканием) электрода по металлической поверхности.

Задержать электрод на пластине металла до его плавления и начать вести электрод вдоль оси шва, совершая поступательное, прямолинейное движение электрод

Как вы думаете для чего после сварочных работ проводятся слесарные?

После сварочных работ нужно отбить шлак шлакоотделительным молотком, для того чтобы проверить качество сварного шва.

Перед тем, как отбить шлак, необходимо обязательно надеть очки.

Зачистить шов металлической щеткой для

Выполнять зачистку шва без очков.

9. Выполнить контроль сварочного шва визуальным методом

— внимательно осмотрите сварочный шов на наличие дефектов.

10. Выполнить заключительные работы.

Убрать все приспособления и инструменты в специальное место для хранения;

Учебная программа разработана на основе стандарта начального профессионального образования по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».

Целью обучения учащихся на уроках предмета является приобретение теоретических основ знаний для применения их в профессиональной деятельности.

Главной задачей изучения предмета является формирование у учащихся системы знаний об основах сварки плавлением, сведениях о сварочной дуге и сварочном пламени и их применении, о сварных соединениях и швах, о сварочных материалах, деформациях и напряжениях при сварке, особенностях сварки углеродистых, легированных сталей, а также умения учащихся применять полученные знания на практике и производственной деятельности.

Аттестация учащихся осуществляется путем проведения зачета на первом курсе обучения. По окончании второго курса учащиеся сдают комплексный экзамен по «Основам теории сварки и резки металлов» и «Оборудованию, технике и технологии сварки и резки металлов».

Учебная программа разработана на основе государственного стандарта Российской Федерации начального профессионального образования по профессии «Сварщик» (сварочные и газосварочные работы).
Целью обучения учащихся на уроках производственного обучения является освоение приемов и способов работ при подготовке сварщиков необходимой квалификации.

В учебных мастерских на первом курсе обучения учащиеся осваивают приемы и способы работ ручной электродуговой сварки. При планировании учебных работ следует учитывать выпуск полезной продукции по заказам организаций и предприятий, а также услуги населению.

Аттестация учащихся осуществляется:
-промежуточная – путем проведения контрольных срезов, выполнения проверочных работ – один раз в полугодие;
-итоговая – путем выполнения пробных работ и курсовой письменной работы.

Настоящая программа составлена в целях оказания практической помощи мастеру производственного обучения в проведении предвыпускной производственной практики учащихся профессионального училища по подготовке электрогазосварщиков 3-4 разрядов. Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электрогазосварочных работ.

После приобретения умений и навыков, необходимых для усвоения и выполнения программы, учащимся даются конкретные задания, которые помогут им в выполнении пробных квалификационных работ. В связи с совершенствованием условий производства в программу практики могут быть внесены изменения и дополнения.

Направление учащихся на практику оформляется договором с предприятем, в котором отражаются сроки проведения, условия обеспечения безопасности выполнения работ.

По окончании практики на учащихся оформляются характеристики, заверенные печатью, в которых указываются: выполнение норм выработки, умение обращаться с технологическим инструментом, оборудованием и приспособлениями, знание технологического процесса, рекомендуемый разряд.

Учащиеся оформляют дневник производственной практики, в котором указывают виды выполняемых работ, разряд, качество выполнения работ. В конце ставится дата окончания работы, подпись ответственного лица и заверяется печатью.

Пояснительная записка

Программа по предмету «Технология сварочных работ» разработана на основе стандарта начального профессионального образования РФ по профессии «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

Целью обучения на уроках предмета «Технология сварочных работ» является углубление и расширение теоретических знаний по ручной дуговой и газовой сварке металлов, полученных при изучении предмета «Основы теории сварки и резки металлов».

Главной задачей изучения предмета является получение учащимися знаний технологии сварки углеродистых и легированных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов, ознакомление их с контактной сваркой, о контроле качества сварочных материалов, порядке выдачи их на рабочие места и др.

Аттестация учащихся осуществляется путем проведения зачетов, собеседований и экзамена.

Обучение предмета заканчивается итоговой аттестацией на квалификационный разряд — учащиеся выполняют письменную экзаменационную работу и пробные практические работы по ручной электродуговой и газовой сварке.

Программа разработана в соответствии с учебным планом для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Сварщик».
Настоящая программа учитывает особенности профессиональной деятельности электрогазосварщиков, электросварщиков ручной сварки, газосварщиков, электросварщиков на полуавтоматических и автоматических машинах.

Курс охраны труда совместно с профессиональным циклом и производственным обучением формирует у учащихся знания, умения и навыки, необходимые рабочим данных профессий, а также формирует правильную ориентацию в нормативной документации, законодательных актах по охране труда. При этом неоценимые значения приобретают прочные знания, раскрывающие сущность процессов, явлений, ситуаций (сущность поражения электрическим током, причин травматизма и профессиональных заболеваний, появление той или иной аварийной ситуации и т.д.).

Программа предусматривает изучение перечня тем, знания которых позволит специалисту данной профессии успешно применять их на практике и требовать от работодателя исполнения Постановлений, нормативных актов по охране труда.
Успешное усвоение курса «Охрана труда» предполагает применение и закрепление знаний, полученных при изучении предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», некоторых разделов курса «Основы теории сварки и резки металла» и «Технология сварочных работ».
Основной вид занятий – лекция; текущий контроль усвоения материала – путем устного опроса. Знания и умения по пройденной теме контролируются по зачетной системе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (группа 16СВ) Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев

    Антонина Зинченко 2 лет назад Просмотров:

    1 Утверждаю ктор ГБПОУ ОНТ «Л 1/» U*0f**SL 20 / г. ‘Г Г.я.-о УЧЕБНЫЙ ПЛАН #W*^e-T! * * ы # + * * С > программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Отрадненский нефтяной техникум» по профессии среднего профессионального образования Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (группа 16СВ) Квалификация : — Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом -Газосварщик Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев На базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: технический Начало обучения:

    2 1. СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ (в неделях) Курсы Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам Учебная практика Производственная практика Промежуточная аттестация Государственная (итоговая) аттестация Каникулы Всего (по курсам) курс курс курс Всего:

    3 индекс 2. ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки( наплавки) Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, М ДК, практик Ф ормы промежуточной аттестации 1с 2с 3с 4с 5с 6с М аксимальная Учебная нагрузка обучаю щ ихся (час) Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (час в семестр) О бязательная аудиторная 1 курс 2курс 3 курс В т.ч Самостоятельная работа всего Т еория Л аб и практ занятий 17 нед. 23 нед. 17 нед. 23 нед. 16 нед 20 нед Общеобразовательные 1з 1з/ 1з 1з Оз 0з дз учебные дисциплины 2дз 3дз 2лз 3дз (ОУД) 2э Общие 1з 1з 1з 1з ОУД.01 Русский язы к и литература э ОУД.02 И ностранны й язы к дз ОУД.03 э М атематика: алгебра, начала математического анализа, геометрия ОУД.04 И стория дз ОУД.05 Ф изическая культура з з з з дз ОУД.06 ОБЖ дз По выбору из обязательных предметных областей ОУД.07 Информатика Дз ОУД.08 Физика э ОУД.09 Химия дз ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) э ОУД.11 Биология дз ОУД.12 География дз ОУД.13 Экология дз Дополнительные учебные дисциплины УД01 Искусство дз УД.02 А строномия дз

    4 УД.03 И стория родного края дз УД.04 ОП.00 Основы проектной деятельности Общепрофессиональный учебный цикл 2дз 3дз ОП.01 О сновы инж енерной графики Дз ОП.03 О сновы электротехники э ОП.04 О сновы материаловедения дз ОП.05 Допуски и технические измерения дз О П 06 О сновы экономики дз О П 07 дз ОП.08 ОП.09 ОП.10 ПО.00 ПМ.00 ПМ.01 М ДК М ДК МДК МДК Безопасность жизнедеятельности О сновы предпринимательства Введение в профессию: общие компетенции профессионала Эффективное поведение на рынке труда Профессиональный учебный цикл Профессиональные модули П одготовительносварочны е работы и контроль качества сварных ш вов после сварки Основы технологии сварки и сварочное оборудование Технология производства сварных конструкций Подготовительные и сборочные операции перед сваркой Контроль качества сварных соединений дз дз дз 2дз дз дз 3дз э УП.01 У чебная практика Дз ПП.01 П роизводственная практика дз ПМ.02 э Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящ имся покрыты м электродом

    5 МДК Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами др УП.02 У чебная практика дз ПП.02 П роизводственная практика дз ПМ.05 Газовая сварка (наплавка) э Др М ДК Техника и технология газовой сварки (наплавки) УП 05 У чебная практика Дз П П 05 П роизводственна я практика Дз ФК.00 Ф изическая культура Дз Всего 0э 2дз 1з П А.00 П ром еж уточная аттестация ГИА Государственная итоговая аттестация К онсультации на учебную группу из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год Г осударственная (итоговая) аттестация Защита выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа) 5дз 1з 0э 3дз 1з 2э 5дз 1з 3э 4дз 0з 2э 8дз 0з всего Дисциплин и М ДК Учебной практики П роизводств. практики 1н 1н 1н 1н 3 н Экзаменов Дифф.зачетов зачетов Другие формы

    6 ПЕРЕЧЕНЬ КАБИНЕТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ, МАСТЕРСКИХ И ДРУГИХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИИ Сварщик (ручной и частично механизированной сварки( наплавки) Н аим енование К абинеты 1. Технической графики 2. Безопасности жизнедеятельности и охраны труда 3. Теоретических основ сварки и резки металлов Л аборатории 1. Материаловедения 2. Электротехники и сварочного оборудования 3. Испытания материалов и контроля качества сварных соединений М астерские 1. Слесарная 2. Сварочная для сварки металлов 3. Сварочная для сварки неметаллических материалов П олигоны 1. Сварочный С портивны й комплекс 1. Спортивный зал 2. Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий Залы 1. Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет 2. Актовый зал

    7 Пояснительная записка 4.1 Нормативная база реализации ППКРС. Настоящий учебный план программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Отрадненский нефтяной техникум» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки( наплавки) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 50 от 29января 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции (рег от 24 февраля 2016г. а также: -Устава ГБПОУ «Отрадненский нефтяной техникум» -Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования. -Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике. — Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.(информационное письмо Министерства образования и науки РФ от ) 4.2Организация учебного процесса и режим занятий. Дата начала занятий: 1 сентября Продолжительность учебной недели — пятидневная. Продолжительность урока по предметам теоретического обучения — 45 минут, перерыв между уроками — 10 минут. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет не более 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю. В соответствии с Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации определены следующие формы аттестации: входной, текущий, семестровый, итоговый контроль. Консультации, для обучающихся очной формы получения образования предусмотрены на учебную группу из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные, письменные, устные. С учетом вариативной части нормативный срок ППКРС базовой подготовки при очной форме составляет 147 недель в том числе: Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам — 77недель;

    8 Учебная практика-17 недель; Производственная практика — 22недели; Промежуточная аттестация- 4недели; Г осударственная ( итоговая) аттестация- 3 недели Каникулярное время -24 недели (11 недель на 1-ом курсе, 11 недель на втором курсе и 2 недели на третьем курсе). Занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» проводятся в подгруппах, если наполняемость каждой составляет не менее 13 человек. Занятия по учебной дисциплине «Информатика» проводятся в подгруппах, если наполняемость каждой составляет не менее 13 человек. Практикоориентированность (количество лабораторных и практических занятий) по дисциплинам и МДК составляет 68.4 % Учебным планом предусмотрены следующие виды практик: учебная (УП) и производственная (1111). Учебная практика реализуется в несколько периодов рассредоточено. Предусмотрена: — в 1-ом семестре в рамках ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»-72часа; — во 2-ом семестре в рамках ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»- 108часов; — в 3-ом семестре в рамках ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» часа; в 4-ом семестре в рамках ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» часа; — в 6-ом семестре в рамках ПМ.05 «Газовая сварка (наплавка)»- 144 часа Производственная практика реализуется в несколько периодов рассредоточено. Предусмотрена: — во 2-ом семестре в рамках ПМ. 01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»- 216 часов — в 4-ом семестре в рамках ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» -144 часа; -в 5-ом семестре в рамках ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» -144 часа — в 6-ом семестре в рамках ПМ.05 «Газовая сварка (наплавка)»-288часов 4.3 Общеобразовательный цикл Общеобразовательный цикл ППКРС сформирован в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.(информационное письмо Министерства образования и науки РФ от ) В соответствии с перечнем профессий/ специальностей СПО( Приказ Минобрнауки РФ от 20января ) Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы)отнесен к техническому циклу.

    9 Изучение общеобразовательных дисциплин осуществляется рассредоточено на 1-ом,2-ом и 3-курсах одновременно с освоением программы ППКРС. Учебное время, отведенное на теоретическое обучение (2052 час.) распределено на изучение 6-ти общих учебных дисциплин, 7-ми дисциплин по выбору из обязательных предметных областей и 3-х дополнительных учебных дисциплин (Искусство или основы проектной деятельности (по выбору обучающихся), астрономия, история родного края).экзамен предусмотрен по 5 учебным дисциплинам: русский язык и литература; Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия; физика ; Обществознание (вкл. экономику и право)и история родного края. Для остальных дисциплин предусмотрен дифференцированный зачет. По физической культуре предусмотрен зачет в каждом семестре и в последнем семестре дифференцированный зачет. В соответствии с требованиями ФГОС СОО предусмотрено выполнение индивидуального проекта.индивидуальный проект — особая форма организации образовательной деятельности обучающихся( учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности( познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной) Студенты выполняют один индивидуальный проект в период освоения содержания общеобразовательного цикла под руководством преподавателя за счёт внеаудиторной самостоятельной работы. 4.4 Формирование вариативной части ППКРС Обязательная часть ППКРС составляет 80% от общего объема времени, отведенного на его освоение. Вариативная часть 20% дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Вариативная часть в количестве 216 часов используется: — на углубление знаний при введении новых учебных дисциплин -102часа: «Основы предпринимательства»^ часа «Эффективное поведение на рынке труда»-34 часа «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»-34 часа. Данные учебные дисциплины призваны выработать у обучающегося умения грамотного планирования, поиска места работы, эффективного взаимодействия с коллегами, продвижения по службе. На расширение видов деятельности в рамках ПМ. 05 «Газовая сварка (наплавка)»-102часов -На углубленное изучение учебных дисциплин и МДК-12 часов: МДК Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами -бчасов ОП.04 Основы материаловедения-бчасов 4.5Формы проведения промежуточной аттестации При освоении программ профессиональных модулей формой промежуточной аттестации по модулю является экзамен (квалификационный), для практики- дифференцированный зачет.

    10 Для проведения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам предусмотрены следующие формы: экзамен, дифференцированный зачет, зачет. 4.6 Формы проведения государственной (итоговой) аттестации Г осударственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы Сроки проведения аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию, устанавливаются техникумом в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

    Методические указания по выполнению практических работ по междисциплинарным курсам
    учебно-методический материал на тему

    Предлагаю Вашему вниманию методические указания по выполнению практических работ по междисциплинарным курсам Методические указания разработаны в соответствии с программой подготовки ППКРС.

    Скачать:

    Вложение Размер
    prakticheskie_po_mdk_01.02_dlya_pechati.docx 365.99 КБ
    prakticheskaya_po_mdk_02.01_dlya_pechati.docx 2.12 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

    Методические указания

    по выполнению

    практических работ

    по междисциплинарному курсу

    МДК 01.02 Технологические приемы сборки изделий под сварку.

    ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы.

    по профессии среднего профессионального образования

    150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

    Черемхово, 2015 г.

    Методические указания для выполнения практических работ разработаны на основе программы МДК 01.01 Технологические приемы сборки изделий под сварку ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и примерной программы МДК 01.01 Технологические приемы сборки изделий под сварку ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы для профессии среднего профессионального образования 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

    Разработчик: Смирнова Татьяна Леонидовна, преподаватель предметов профессионального цикла по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», первая квалификационная категория.

    Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии …………………………………….

    Протокол № _____от «___»________201 г.

    Руководитель МК _________________

    Критерии оценки практических работ.

    Практическая работа №№1 и 2: Определение геометрических размеров швов разных типов сварных соединений.

    Практическая работа №№ 3 и 4: Чтение чертежей сварных конструкций и изделий.

    Практическая работа №№ 9 и 10: Контроль качества сборки изделия.

    Список рекомендуемой литературы.

    Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), изучающих междисциплинарный курс МДК 01.01 Технологические приемы сборки изделий под сварку ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы.

    Целью методических указаний является методическое сопровождение обучающихся при выполнении практической работы.

    Выполнение обучающимися практических работ способствует:

    • формированию ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 6;
    • формированию практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой профессионального модуля ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы в части междисциплинарного курса МДК 01.01 Подготовка металла к сварке;
    • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных знаний;
    • совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности.

    Методические указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на практических работах.

    Активные, практикоориентированные формы проведения практических занятий позволяют сделать интересными и привлекательными даже трудные темы профессионального модуля. Материал усваивается быстрее и лучше закрепляется в памяти. В лучшую сторону меняются отношения между преподавателем и обучающимися.

    Критерии оценки практических работ

    Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

    Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

    Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

    Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.

    Практическая работа №№ 1 и 2: Определение геометрических размеров швов разных типов сварных соединений.

    Цель практического занятия: научиться определять геометрические размеры швов различных типов сварных соединений.

    Оборудование, инструменты, приспособления: комплект ВИК

    1 Ознакомление с теоретическими сведениями

    3 Оформление отчета. Отчет должен содержать (в соответствии с вариантом задания):

    — методика работы со схемой проведения замеров

    4. По результатам выполнения работы необходимо сформулировать выводы.

    Измерительный контроль полуфабрикатов, деталей и сборочных единиц выполняется для проверки соответствия их геометрических размеров требованиям стандартов, технических условий или конструкторской документации, а также допустимости размеров выявленных при визуальном контроле поверхностных несплошностей.

    Визуальный контроль, как правило, выполняется невооруженным глазом или с помощью лупы. Увеличение луп должно быть 4-7-кратное при контроле основного материала и сварных соединений при изготовлении, монтаже и ремонте и до 20-кратного при техническом диагностировании.

    Для измерения формы и размеров изделий и сварных соединений, угловых и линейных величин полуфабрикатов, деталей, сборочных единиц, сварных соединений, изделий, а также поверхностных дефектов следует применять исправные, прошедшие метрологическую поверку, инструменты и приборы:

    — лупы измерительные по ГОСТ 25706;

    — линейки измерительные металлические по ГОСТ 427;

    — угольники поверочные 90° лекальные по ГОСТ 3749;

    — шаблоны, в том числе универсальные (например, типа УШС по ТУ 102.338-83), радиусные, резьбовые и др.;

    Перед проведением визуального и измерительного контроля поверхность объекта в зоне контроля подлежит зачистке до чистого металла от ржавчины, окалины, грязи, краски, масла, шлака, брызг расплавленного металла, продуктов коррозии и других загрязнений, препятствующих проведению контроля.

    Схемы измерения отдельных размеров подготовки деталей под сварку и сборки соединений под сварку с помощью шаблона универсального типа УШС приведены на рисунке.

    После проведения измерений геометрических параметров сварного соединения полученные результаты занести в таблицу.

    Тип сварного соединения:

    Выпуклость обратной стороны шва

    Вогнутость обратной стороны шва

    Катет углового шва

    Глубина западаний между валиками

    Размеры (диаметр, длина, ширина)

    Практическая работа №№ 3 и 4: Чтение чертежей

    сварных конструкций и изделий.

    Цель практического занятия: научиться читать изображения сварных соединений и швов на чертежах.

    Материальное обеспечение: ГОСТ 5264-80 Основные типы и конструктивные элементы сварных швов для РДС; ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Основные типы и конструктивные элементы и размеры; чертежи сборочные сварных узлов и соединений.

    Ход выполнения работы:

    1 Ознакомление с теоретическим материалом.

    2 Чтение сборочного чертежа.

    3 Определение на чертеже сварных швов, составление спецификации сварных швов.

    Согласно Единой системе конструкторской документации, изображения и обозначения швов сварных соединений в конструкторских документах изделий должны соответствовать ГОСТ 2.312-72 «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений». Обозначение сварки выполняется наклонной линией с односторонней стрелкой, а характеристика шва, способ сварки и прочее указывается над или под горизонтальной полкой, которая смыкается с наклонной линией. Односторонняя стрелка указывает место шва.

    Условное изображение видимого шва : независимо от способа сварки видимый шов сварного соединения условно изображают сплошной основной линией.

    Невидимого шва : независимо от способа сварки невидимый шов сварного соединения условно изображают штриховой линией.

    Одиночной сварной точки : видимую одиночную сварную точку условно изображают знаком «+», который выполняют сплошными линиями. Невидимые одиночные точки не изображают.

    Сечения многопроходного шва : при изображении сечения многопроходного шва допускается наносить контуры отдельных проходов, при этом их обозначают прописными буквами русского алфавита.

    Нестандартного шва : для нестандартного шва указывают размеры конструктивных элементов, необходимых для его выполнения (рис. 5). Границы шва изображают сплошными основными линиями, а конструктивные элементы кромок в границах шва – сплошными тонкими линиями.

    Для обозначения сварных швов используют также вспомогательные знаки. В условном обозначении шва вспомогательные знаки выполняют сплошными тонкими линиями. Вспомогательные знаки должны быть одинаковой высоты с цифрами, входящими в обозначение шва.

    За лицевую сторону одностороннего шва сварного соединения принимают сторону, с которой производят сварку.

    За лицевую сторону двустороннего шва сварного соединения с несимметрично подготовленными кромками принимают сторону, с которой производят сварку основного шва.

    За лицевую сторону двустороннего шва сварного соединения с симметрично подготовленными кромками может быть принята любая сторона.

    Структура условного обозначения шва

    ГОСТ 2.312-72 «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений» устанавливает ряд требований и обозначений стандартных и нестандартных швов и одиночных сварных точек. Если для шва сварного соединения установлен контрольный комплекс или категория контроля шва, то их обозначение допускается помещать под линией-выноской. При наличии на чертеже одинаковых швов обозначение наносится у одного из изображений, от изображений остальных одинаковых швов проводят линии-выноски с полками. Всем одинаковым швам присваивают одинаковый номер. Швы считаются одинаковыми, если: одинаковы их типы и размеры конструктивных элементов в поперечном сечении; к ним предъявляются одни и те же требования. Количество одинаковых швов допускается указывать на линии-выноске, имеющей полку с нанесенным обозначением шва.

    Стандарты регламентирующие конструктивные элементы

    Конструктивные элементы сварных соединений и размеры швов для различных видов сварки регламентированы соответствующими стандартами:

    ГОСТ 8713-79 «Сварка под флюсом. Соединения сварные»;

    ГОСТ 5264-80 «Ручная дуговая сварка. Соединения сварные»;

    ГОСТ 14771-76 «Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные»;

    ГОСТ 15164-78 «Электрошлаковая сварка. Соединения сварные»;

    ГОСТ 14806-80 «Швы сварных соединений. Дуговая сварка алюминия и алюминиевых сплавов»;

    ГОСТ 16098-80 «Соединения сварные из двухслойной коррозионно-стойкой стали»;

    ГОСТ 16038-80 «Швы сварных соединений трубопроводов из меди и медно-никелевого сплава»;

    ГОСТ 11533-75 «Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом. Соединения сварные по острыми и тупыми углами»;

    ГОСТ 27580-88 «Дуговая сварка алюминиевая и алюминиевых сплавов. Соединения сварные по острыми и тупыми углами».

    Этими стандартами в зависимости от толщины металла устанавливаются формы поперечного сечения сварного шва и конструктивные элементы подготовленных кромок и выполненных швов, которым присваивают буквенно-цифровые обозначения.

    Буквенная часть указывает на вид сварного соединения:

    Цифры отражают порядковый номер типа шва в конкретном стандарте.

    Также используют условные обозначения основных способов сварки:

    Р – ручная дуговая сварка;

    ЭЛ – электронно-лучевая сварка;

    Ф – дуговая сварка под слоем флюса;

    ПЛ – плазменная и микроплазменная сварка;

    УП – сварка в активном газе плавящимся электродом;

    И – сварка в инертных газах;

    ИП – сварка в инертном газе плавящимся электродом;

    ИН – сварка в инертном газе неплавящимся электродом;

    Г – газовая сварка;

    Ш – электрошлаковая сварка.

    Прочитать предложенные на карточках обозначения сварных швов.

    Практическая работа №№ 5 и 6: Проверка разделки кромок, выставление зазора, выполнение прихваток, зачистка прихваток.

    Цель практического занятия: научиться проверять качество разделки кромок, выставлять зазор в сварном соединении, выполнять прихватки и зачищать их.

    Материальное обеспечение: шаблоны сварщика, оборудование для РДС, электроды.

    2. Проведение измерений

    — приборы и принадлежности

    — краткое описание образца по варианту задания, схема соединения

    Для измерения формы и размеров изделий и сварных соединений, угловых и линейных величин полуфабрикатов, деталей, сборочных единиц, сварных соединений, изделий следует применять исправные, прошедшие метрологическую поверку, инструменты и приборы:

    — штангенциркули по ГОСТ 166 и штангенрейсмасы по ГОСТ 164;

    Перед проведением измерительного контроля поверхность объекта в зоне контроля подлежит зачистке до чистого металла от ржавчины, окалины, грязи, краски, масла, шлака, брызг расплавленного металла, продуктов коррозии и других загрязнений, препятствующих проведению контроля.

    Измерительный контроль изделий проводится с целью подтверждения размеров сварных швов, допустимости размеров поверхностных дефектов, выявленных при визуальном контроле, а также соответствия основных размеров изделий (деталей, сборочных единиц) требованиям стандартов, ТУ и паспортов изделий.

    Параметры разделки кромок сварных соединений.

    Измерение углов разделки кромок.

    Зазоры в стыковых соединениях должны быть равномерными и не превышать 2 мм. В соединениях внахлестку и втавр элементы должны плотно прилегать друг к другу. Зазоры в таких соединениях допускаются равными 2—4 мм (в зависимостей от толщины свариваемых элементов).

    Сборку выполняют в специальных приспособлениях (в серийном и массовом производстве) или на прихватках (коротких швах, скрепляющих детали). Длина прихваток и расстояние между ними зависят от вида изделия, толщины металла и длины шва. При сборке несложных соединений из тонколистовой стали длина прихваток делается не более 5 мм, а расстояние между ними устанавливается 50-100 мм. При сборке деталей толщиной 3-4 мм и более и при значительной протяженности швов длина прихваток составляет 20-30 мм, а расстояние между ними — до 300-500 мм. Высота (толщина) шва в месте прихватки должна быть в пределах 0,5-0,7 толщины основного металла.

    При постановке прихваток необходимо, чтобы провар корня шва был хорошим, так как во время последующей сварки корни прихватки часто уже не расплавляются. Порядок наложения прихваток зависит от толщины основного металла и длины шва.

    При сварке ответственных конструкций прихватку должны производить сварщики, которые будут сваривать данное изделие. При выполнении прихваток используются те же сварочные материалы, что и при выполнении основной сварки.

    Перед выполнением сварки, прихватки должны быть тщательно зачищены.

    Угол скоса кромки

    Угол разделки кромок

    1. Что такое прихватки и для чего они нужны?
    2. Какие сварочные материалы используют для выполнения прихваток?
    3. Каких размеров должны быть прихватки?
    4. Какие инструменты используют для проверки качества сборки сварного соединения?
    5. Практическая работа №№ 7 и 8: Выбор сборочно-сварочных кондукторов для плоских, пространственных металлоконструкций и металлоконструкций комбинированной формы.

      Цель практического занятия: приобретение практических навыков в разработке технологического процесса сборки заданного сварного узла, в выборе сварочных кондукторов.

      Материальное обеспечение: чертежи сварных соединений; технические условия на изготовление сварных конструкций.

      Последовательность выполнения практического занятия:

    6. Изучение конструкции сварного узла по чертежу.
      1. Выбор фиксирующих элементов для сварного узла
      2. Описание последовательности работы фиксирующих элементов.
      3. Составление отчета.
      4. Основные теоретические положения:

        Сборочно-сварочные приспособления являются весьма важной оснасткой сварочного производства. Наряду с обеспечением требуемого взаимного расположения свариваемых деталей сборочно-сварочные приспособления обеспечивают: 1) уменьшение трудоемкости работ; 2) повышение производительности труда; 3) сокращение длительности производственного цикла работ; 4) облегчение условий труда; 5) повышение точности работ; 6) улучшение качества продукции; 7) сохранение заданной формы свариваемых изделий путем соответствующего закрепления их в целях уменьшения деформаций при сварке.

        Сборочно-сварочные приспособления должны удовлетворять следующим требованиям. 1. Обеспечивать доступность к местам установки деталей, к рукояткам фиксирующих и зажимных устройств, к местам прихваток и местам сварки. 2. Обеспечивать наивыгоднейший порядок сборки и наиболее правильный порядок наложения сварных швов. 3. Быть достаточно прочными и жесткими, чтобы обеспечить точное закрепление деталей в требуемом положении и препятствовать их деформированию при сварке. 4. Обеспечивать такие положения изделия, при которых требуется наименьшее число поворотов как при наложении прихваток, так и при сварке. 5. Обеспечивать свободный доступ для проверки размеров изделий. 6. Обеспечивать легкий съем собранного или сваренного изделия. 7. Обеспечивать безопасность выполнения сборочно-сварочных работ.

        Разнообразные приспособления, применяемые для сборки и сварки, можно разделить на универсальные (общие) и специальные. Универсальные (общие) приспособления могут быть применены для сборки различных изделий или узлов. Применяются они главным образом при индивидуальном производстве.

        Специальные приспособления или специальные кондукторы применяются для сборки и сварки однотипных по виду и размерам или совершенно одинаковых изделий и отдельных узлов. Специальные приспособления имеют большое применение в массовом и серийном производстве.

        В зависимости от вида сборочно-сварочных операций приспособления можно разбить на: 1) опорные поверхности для сборки и сварки, 2) фиксирующие, зажимные, стягивающие, распорные и поворотные устройства и 3) специальные кондукторы и манипуляторы. Опорные поверхности представляют собой стеллажи, сборочно-сварочные плиты, на которых производится свободная сборка и сварка конструкций и узлов. Стеллажи изготовляют из двутавров или швеллеров, уложенных на жестком горизонтальном основании.

        Фиксирующие устройства представляют собой упоры, остановы, ограничители для установки в определенное положение деталей при сборке конструкций на стеллажах, сборочно-сварочных плитах или стендах. Зажимы и прижимы служат для прочного закрепления деталей в требуемом положении при сборке и для уменьшения коробления при сварке. Зажимные приспособления довольно разнообразны. В настоящее время нашли широкое применение быстродействующие пневматические зажимы.

        Стягивающие приспособления служат для получения правильного взаимного расположения деталей, обеспечивающего требуемые зазоры, перекрытия и совпадения поверхностей собираемых деталей и узлов. Распорные приспособления служат для создания необходимого зазора или перекрытия в стыках. Для распора применяются клинья, домкраты, винты, распорные кольца и пр.

        Основными приспособлениями для поворота и вращения изделий при сборке и сварке являются роликовые опоры, кантователи и поворотные кондукторы. Кондукторы облегчают установку деталей в требуемое положение при сборке, а манипуляторы облегчают установку собранного изделия в любое положение, удобное для сварки. Кондукторы и манипуляторы широко применяются при серийном и массовом производстве.

        Ответьте на вопросы:

      5. Каково назначение фиксаторов в сборочных приспособлениях?
      6. В чем заключается преимущество механизированных зажимных элементов?
      7. Какие виды прижимов вам известны? Опишите их действие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *