Штраф с камеры за непристегнутый ремень

Новые камеры появятся на дорогах Москвы. Они отследят непристегнутые ремни безопасности и телефон в руках водителя

Сколько это стоит

Центр организации дорожного движения объявил тендер по установке в Москве 400 дорожных камер. Приборы возьмут в аренду, а обслуживать их будет компания, которая выиграет конкурс.

Источник фото: sneptun/Flickr

Согласно документации на сайте госзакупок, московские власти заплатят 2,4 миллиарда рублей компании, которая установит камеры в местах повышенной концентрации нарушений и ДТП. Уже в 2020 году власти готовы выделить 240,8 миллиона рублей из столичного бюджета. Затем ежегодные выплаты увеличат до 481 миллион рублей. В 2023 году подрядчику снова заплатят 240,8 миллиона рублей. Когда контракт исчерпает себя, камеры перейдут в собственного города.

Новые камеры vs старые

Новые камеры смогут штрафовать водителей за те нарушения, которые ранее могли заметить только инспекторы ГИБДД. Например, непристегнутый ремень безопасности, разговоры по телефону без специального держателя, выезд автомобилиста на перекресток, где образовался затор. Также камеры смогут определять, есть ли шлем у мотоциклиста и пропустил ли водитель велосипедиста. Список состоит из 70 пунктов, но в него включены и нарушения, которые старые камеры также могут различать. Из новых нарушений можно выделить остановку в тоннеле и нарушение ограничения экологического класса.

Источник фото: РИА «Новости»/Руслан Кривобок

Любопытны также пункты:
Перевозка груза с превышением разрешенной максимальной массы более чем на 5% ;
Перевозка груза с превышением разрешенной максимальной массы не более чем на 5% ;
Перевозка груза с превышением нагрузки на ось более чем на 5% ;
Перевозка груза с превышением нагрузки на ось не более чем на 5%.

Старые камеры, которых сейчас в Москве около 1,5 тысячи, таких способностей не имеют. Большинство из них могут лишь ловить гонщиков, которые превышают скоростной режим более чем на 19 километров в час, или торопыг, которые мчатся в будние дни по полосам для общественного транспорта и «выделенкам». Некоторые современные камеры способны определить, выехал ли автомобилист за стоп-линию на светофоре.

Мнения специалистов

Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов в беседе с «360» заявил, что камеры, отслеживающие телефоны в руках водителей, — фантастика.

«Это все из области фантастики, потому что разрешение матрицы камер, которые сейчас установлены, от двух до пяти мегапикселей», — подчеркнул Шкуматов.

Камеры установлены высоко, захватывают довольно большие проезжие части, поэтому увидеть телефон в руках водителя и, самое главное, понять, что это именно телефон, и выписать на этом основании штраф. Как камера будет отделять его от телефона на торпеде

С ремнем то же самое. «Еду я в черной куртке, пристегнутый черным ремнем безопасности. Мне штрафы будут выписываться? Или все должны будут ездить только в белых футболках?» — пошутил координатор проекта.

Все такие инициативы упираются в конкретные кейсы, когда установить достоверно, пристегнут человек или нет, и что он держит в руках, невозможно.

Тарифы ОСАГО хотят «размыть». Кто заплатит больше?

«Что касается мотоциклистов без шлемов. Теоретически, такая возможность существует. Однако, мне кажется, это будет выглядеть весьма притянуто за уши, потому что все равно должен человек посмотреть на фотографию и определить, действительно ли камера не ошиблась», — отметил Шкуматов.

Если у вас появилась мысль, что за каждой камерой будет сидеть инспектор, мониторящий все фотографии с камер, то это, по словам Шкуматова, запрещено.

«Обработка должна происходить в автоматическом режиме, но сейчас хорошо развиты нейронные сети, которые будут понимать: мотоциклист без шлема или в шлеме. Но это сложная история, потому что обычно определяют по наличию лица на фотографии, поэтому камера должна рассмотреть лицо мотоциклиста, а номер у него сзади. Но это возможно. А вот ремень и телефон в руках — это, конечно, пугалка», — считает Шкуматов.

Такие камеры хотят внедрить для того, чтобы корректнее следить за порядком на столичных дорогах. Однако, по мнению Шкуматова, система работает таким образом, что наказывают всех подряд.

«Понятно, что обеспечение порядка и слежение за порядком — это одна из функций государства. С другой стороны, лучше не наказать виновного, чем наказать невиновного, а система у нас работает таким образом, что она наказывает всех подряд», — заключил специалист.

Участник разработок ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман тоже не оценил инициативу ЦОДД. В разговоре с «360» Шухман отметил, что, если такие камеры появятся, их все равно должен будет контролировать человек.

Контроль соблюдения ПДД — это, конечно, правильно. Но насколько эти камеры будут защищены от ошибок, какое будет обилие материалов для фиксации. Тот же самый телефон камера не увидит. Она просто отметит предмет, который находится около его головы

Придержите денежки. Увеличение штрафов за нарушение ПДД оказалось фейком

«Принципы автоматической фиксации — это выявление события, которое далее трактуется как правонарушение, самим комплексом. Если в этом принимает участие человек, то это ручная [фиксация]. В некоторых регионах несколько лет назад пытались также брать штрафы за скорость, за проезд на красный и анализировать их на наличие ремня, свет фар и так далее. Такие вещи недопустимы», — уверен Шухман.

Специалист напомнил, что камеры нужны, чтобы контролировать правила дорожного движения. Однако с новыми устройствами это может не получиться. «В дальнейшем эти материалы должен исследовать человек, который должен устанавливать, действительно произошло правонарушение или произошла ошибка, и материал нужно отбраковать», — заключил Шухман.

Дорожные камеры будут штрафовать за ремень и разговоры по телефону

Поделиться

В нынешнем году количество комплексов автоматической фиксации нарушений на дорогах столицы может вырасти до 2 тысяч единиц. При этом наращивать парк камер будут за счет устройств, умеющих фиксировать ранее недоступные нарушения ПДД.

Процесс установки новых камер уже стартовал: по данным канала RT, согласно проведенному в конце прошлого года тендеру власти столицы договорились об установке 200 стационарных комплексов. Как заявили в ЦОДД, часть из них будет ориентирована на фиксацию непропуска пешеходов.

В целом же речь идет об усовершенствовании парка камер – в ЦОДД планируют не только устанавливать новые, но и заменять более технологичными устройствами уже существующие комплексы. Утверждается, что новые системы смогут выписывать штрафы за разговоры по телефону во время движения, непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества велосипедистам и тому подобное.

До конца года парк камер может вырасти еще на 400 комплексов. Соответственно, общее число камер в столице превысит 2 000 единиц. Попутно ЦОДД обновляет и камеры «парконов» – автомобилей, несущих на себе мобильные комплексы фиксации нарушений. Они отслеживают преимущественно нарушения правил парковки и стоянки. На 250 столичных «парконах» планируется обновить 140 камер.

Между тем, самая, пожалуй, ожидаемая новинка в этой сфере – камеры, штрафующие за отсутствие полиса ОСАГО – начнет работать еще не скоро. ГИБДД и Российский Союз автостраховщиков пока не смогли наладить эффективный обмен информацией.

ГИБДД уточнила, какие нарушения ПДД фиксируют видеокамеры

ГИБДД уточнила перечень нарушений ПДД, фиксируемых с помощью видеокамер

ГИБДД разъяснила практику применения автоматических комплексов фиксации нарушений после обращения в ведомство одного из правозащитников. Как пишет газета «Коммерсантъ», ознакомившаяся с документом, в ГАИ признали, что в некоторых регионах сотрудники Центров автоматической фиксации правонарушений, используя снимки с камер, «визуально выявляли» нарушения правил пользования световыми приборами и езду с непристегнутым ремнем безопасности и на этом основании выписывали штрафы собственникам транспортных средств.

«В настоящее время подобная практика исключена, в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне направлены соответствующие указания», говорится в письме ГИБДД.

В этой связи «Ъ» отмечает, что в Москве фотовидеокомплексы фиксируют выезд на выделенную полосу, а в ряде регионов — на встречную полосу и проезд на красный свет. В Воронежской, Тамбовской областях и Татарстане в 2013 году по снимкам стали высылать штрафы за непристегнутый ремень безопасности. Такое применение камер вызвало вопросы у местных прокуратур и водителей, в результате был направлен запрос в ГИБДД России, которая разъяснила ситуацию.

Тем не менее в ГАИ отмечают, что наказывать водителей за подобные нарушения можно, однако для этого комплексы должны быть сертифицированы для фиксации таких нарушений, как непристегнутый ремень или невключенные фары.

Кроме того, во время закупки камер регионы обязаны фиксировать соответствующее техническое задание в тендерной документации. В этом случае полученные снимки можно использовать для наказания водителей, но только в «ручном режиме» – с вызовом собственника ТС в отдел ГИБДД по месту совершения нарушения.

Штраф с камеры за непристегнутый ремень

ГИБДД не будет наказывать водителей за непристегнутый ремень безопасности и езду без ближнего света фар в темное время суток. Но коснется это лишь тех нарушений, которые были зафиксированы на дорожные камеры. Практика фиксации таких правонарушений была распространена с 2013 года в некоторых регионах России.

Госавтоинспекия инициировала проверку после обращение в ведомство президента коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина. Как рассказал правозащитник корреспонденту Autonews.ru, в ряде российских регионов сотрудники Центров автоматической фиксации правонарушений, получая фотографии с камер, проводили визуальный осмотр, выясняя, кто из водителей не был пристегнут ремнем безопасности. После этого собственник транспортного средства получал дополнительный штраф.

«Подобная практика абсолютно незаконна. Запросы были отправлены еще в феврале в местные прокуратуры и в ГИБДД России. И только сейчас мы дождались официального письма от Госавтоинспекции, в котором ведомство подчеркивает, что подобная практика в регионах запрещена и не получит распространения»,- пояснил Травин.

На данный момент в разных регионах России камеры могут автоматически фиксировать такие нарушения, как превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, езду по выделенкам, а также проезд на красный свет. «Визуально определять по снимкам какие-то другие нарушения, не предусмотренные в документации устройства, совершенно неправильно», — согласен председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

Принесла ли в регионах подобная практика положительный эффект, в ГИБДД не сообщают. Также нет никакой статистики, стало ли меньшей правонарушений. По мнению Травина, развернутая кампания, несомненно, напомнила некоторым владельцам транспортных средств о необходимости пристегиваться за рулем. При этом эксперт отмечает, что многие дополнительные штрафы вполне могли быть выписаны ошибочно. «У нас на дорогах столько условий и причин для совершения ДТП, что какой-то непристегнутый ремень вряд ли сможет серьезно повлиять на печальную статистику», — добавил Травин.

«Я думаю, что те водители, которые не пользовались ремнями безопасности, так и будут продолжать делать это дальше. Максимум чего можно добиться подобными методами, это то, что проезжая камеры, некоторые водители станут накидывать ремень, опасаясь штрафов. Однако это уже вопрос культуры вождения, с которым в нашей стране есть серьезные проблемы», — считает Дозоров.

При этом пока непонятно, что делать водителям, которые подобные штрафы уже оплатили. «Точных цифр пока нет. В регионах власти слишком рьяно взялись за подобную практику. Кроме того, стоит учитывать, что у нас в стране у достаточно большого количества водителей отказ от использования ремней безопасности – настоящая жизненная позиция», — подчеркнул правозащитник.

Эксперт отмечает, что если автовладелец получил подобный штраф, то он имеет полное право оспорить его через суд. В случае если постановление уже оплачено, то, по мнению правозащитника, собственнику стоит обратиться в департамент финансов с просьбой возвратить денежные средства.

Тем не менее, полностью отказываться от идеи использовать полученные снимки для наказания водителей за непристегнутый ремень и езду без ближнего света в ГИБДД не спешат. По информации «Коммерсанта», в ведомстве не исключают появления на дорогах специальных сертифицированных камер для фиксации подобных нарушений. Также, возможно, будет разработана специальная программа, которая позволит распознать непристегнутый ремень водителя.

Что касается возможных нововведений, то тут мнения экспертов разделились. «Безусловно, штрафовать за такие нарушения необходимо. Мы будем обеими руками за то, чтобы подобные камеры появились на российских дорогах. Но только при условии, что фиксациях нарушений будет происходить автоматически, а не в ручном режиме», — пояснил корреспонденту Autonews.ru Виктор Травин.

По мнению Алексея Дозорова, реализация подобной идеи – пустая трата средств. «У меня, например, машина с правым рулем. Как камера будет фиксировать, кто пристегнут, а кто нет, водитель или пассажир, мне не понятно. Вряд ли автоматическая система сможет с этим справиться. Что касается выключенного света, надо понимать, что в большинстве своем многие водители просто забывают его включить по неопытности или из-за невнимательности. Думаю, сотруднику ГИБДД будет достаточно остановить автовладельца и напомнить ему об этом», — считает Дозоров.

Штрафы с камер не только за скорость: ремень, свет, ОСАГО. Что ещё?

В последнее время желание ГИБДД “научить” камеры автоматически выписывать штрафы не только за превышение скорости становится всё больше. Это, в принципе, логично на фоне сокращения штата.

Автоматические штрафы с камер за езду без ОСАГО уже обсуждались и даже начали внедряться в тестовом порядке в ряде регионов. Но эксперимент показал, что база РСА по полисам ОСАГО содержит много ошибок, поэтому пока чиновники эту идею отложили, но обещают вернуться к реализации в течение 2016 года.

А за что ещё камеры уже штрафуют или могут начать штрафовать в ближайшее время?

  1. Штраф за езду с выключенными фарами и без ДХО. О том, что ГИБДД дало разработчикам камер техзадание на внедрение такой функции сообщил замруководителя ГИБДД России Владимир Кузин порталу m24.ru в середине февраля 2016 года. Столичное ГИБДД уже выразило готовность внедрить новую видеофиксацию, как только получит указания от руководства МВД. Размер штрафа за невключенные фары составляет сейчас 500 рублей.

Но есть и “хорошие” новости. Большинство этих нововведений пока носят экспериментальный характер. Практика, показывает, что как и в случае с автоматическими штрафами “за ОСАГО”, период тестирования может длится очень долго, пока разработчики отладят систему. И пока системы полностью не готова, реальные штрафы никто не получает.

Более того, во всех комментариях представители ГИБДД оговариваются, что даже когда введут видеофиксацию за фары, ремень или ОСАГО, то камера не будет проверять все проезжающие мимо неё машины, а будет штрафовать только “в довесок” тех, кто нарушил скоростной режим. По крайне мере, на первых парах.

В качестве иллюстраци использованы фотографии авторов Julija Rauluseviciute, Paul Sullivan и Timo Kuusela по лицензии Creative Commons.

Камеры могут начать «штрафовать» за непристегнутый ремень

Московское управление ГИБДД обсуждает возможность рассылки «писем счастья» за непристегнутый ремень безопасности. Об этом M24.ru рассказал глава центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) Госавтоинспекции Владимир Бондарев. По его словам, отдельно следить за этим правонарушением с помощью камер не планируется. Штраф за непристегнутый ремень автомобилисты, скорее всего, будут получать «в нагрузку» к наказанию за превышение скорости или к другим нарушениям, которые фиксируют камеры. Как рассказал M24.ru депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, МВД может принять документ, позволяющий в качестве побочного нарушения выявлять не только непристегнутый ремень, но и разговоры по телефону за рулем.

Бондарев пояснил, возможность разглядеть непристегнутый ремень зависит от времени суток и того, как машина была сфотографирована. «Если визуально можно определить, что водитель транспортного средства или пассажир не пристегнут ремнем безопасности, у нас достаточно доказательной базы, то есть состав правонарушения, — пояснил собеседник M24.ru. — Но это побочный состав, потому что камеры работают на другие правонарушения».

По словам Бондарева, инспекторы, которые выносят постановления о штрафах по данным с комплексов фотовидеофиксации, могут увидеть, что водитель, превысивший скорость, был еще и не пристегнут и это хорошо просматривается на картинке. Тогда они добавят в «письмо счастья» и это нарушение. «Пока вопрос обсуждается, мы начнем выносить постановления, когда будем внутренне к этому готовы», — подчеркнул собеседник M24.ru.

О том, что идея фиксировать непристегнутый ремень безопасности с помощью камер обсуждается в столичной Госавтоинспекции, подтвердил M24.ru и глава ведомства Виктор Коваленко, отказавшись пояснить, когда начнется эксперимент.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков рассказал M24.ru, что МВД на федеральном уровне сейчас готовит поправки в ведомственную документацию, и это легализует возможность фиксировать дополнительные правонарушения с помощью камер. Речь идет не только о непристегнутом ремне, но и о телефонных разговорах за рулем. Комплексы фотовидеофиксации должны быть официально сертифицированы для выявления таких нарушений.»Их можно квалифицировать как дополнительные правонарушения и выписывать автомобилисту двойной штраф», — пояснил Лысаков.

Отметим, что по данным ГИБДД за 2014 год, московские камеры зафиксировали 6,7 млн нарушителей различных ПДД, а по всей России — 31,5 млн.

Штраф за езду с непристегнутым ремнем как у водителя, так и у пассажира составляет 1 тысячу рублей. Разговор по телефону, если машина не оборудована системой hands free, обойдется водителю в 1,5 тысячи рублей. Сейчас эти нарушения выявляют только инспекторы ДПС прямо на дороге.

Отметим, что в в 2014 году в Татарстане пытались проводить эксперименты по выявлению с помощью камер водителей с непристегнутыми ремнями. Им даже какое-то время выписывали штрафы, но потом Госавтоинспекция признала, что это незаконно, так как камеры не были сертифицированы для фиксации таких нарушений.

В Москве работает 800 стационарных комплексов фотовидеофиксации. Они выявляют превышение скорости, выезд на встречку и выделенную полосу для общественного транспорта. Власти также тестируют камеры, которые будут «штрафовать» водителей за пересечение стоп-линии или выезд на «зебру». Действовать они начнут до конца года.

Сергей Кусов, представитель одного из производителей камер ООО «Технологии распознавания», рассказал M24.ru, что камеры сегодня умеют распознавать непристегнутый ремень, но 100% результат достигнуть в этой сфере невозможно. «Здесь многое зависит от освещения на улице, от того, чистое ли лобовое стекло, темная ли одежда у водителя. То есть немалая часть авто отсеивается, — пояснил он. — Но есть и фотографии, где совершенно все видно совершенно четко. Таких нарушителей вполне можно штрафовать по снимкам».

По словам эксперта, если ГИБДД начнет наказывать за непристегнутый ремень с помощью камер, часть нарушителей избежит наказания из-за несовершенства системы. С другой стороны, у автомобилистов всегда сохранится риск попасть в обзор комплексов фотовидеофиксации. «Это заставит их подумать, прежде чем не пристегивать ремень, — считает Кусов. — В конце концов, важно не то, сколько штрафов выпишет ГИБДД, а чтобы водители соблюдали правила дорожного движения и ездили в максимально безопасных условиях».

ЦОДД готов заплатить 2,4 млрд руб. за аренду новых камер

Столичные власти объявили тендер по установке в Москве 400 дорожных камер. Город возьмет приборы в аренду, выигравшая конкурс компания будет обслуживать оборудование, передавать в ГИБДД фотографии. За эти услуги город готов заплатить 2,4 млрд. руб. в течение 5 лет. Не исключено, что в перспективе камеры будут выявлять такие нарушения, как непристегнутый ремень, разговор по телефону за рулем и езду без мотошлема.

Согласно конкурсной документации, размещенной Центром организации дорожного движения (ЦОДД) на сайте госзакупок, городские власти готовы заплатить 2,4 млрд руб. компании, которая установит в 2020 году 400 новых автоматических комплексов в очагах аварийности и местах повышенной концентрации нарушений и будет обслуживать их в течение пяти лет. ЦОДД и ГИБДД будут получать только фотографии. Первые 240,8 млн руб. бюджет Москвы готов выделить уже в 2020 году. В 2020–2022 годах выплаты подрядчику составят 481 млн руб. ежегодно, в последний, 2023 год — 240,8 млн руб. После окончания контракта все камеры перейдут в собственность города.

Напомним, сегодня в Москве установлено порядка 1,5 тыс. стационарных камер. Основная масса устройств — это модели «Стрелка» и «Автоураган». 600 комплексов находятся в аренде, остальные — в собственности ЦОДД.

Участники рынка фотовидеофиксации, по данным “Ъ”, уж заинтересовались тендером. Отметим, что не у всех компаний есть техническая возможность самостоятельно выполнить условия конкурса, поэтому порой они работают на субподряде у крупных системных интеграторов. К примеру, в 2016 году тендер на аренду 500 камер в Москве выиграла компания «Алагер», которая наняла производителя «Автоураганов» — компанию «Технологии распознавания», о чем сообщал “Ъ”.

Сейчас основная масса фиксаций приходится на скоростной режим и выезд на выделенку. Не так давно камеры начали выявлять нарушение требований разметки и выезд за стоп-линию на светофоре. Планируется, что система фотовидеофиксации будет принимать с камер информацию о нарушениях правил применения ремней безопасности и езде без мотошлема (штраф 1 тыс. руб.), правил пользования телефоном (штраф 1,5 тыс. руб.), а также о непредставлении преимущества велосипедисту (штраф 1,5-2,5 тыс. руб.) и выезде на перекресток в случае затора (штраф 1 тыс. руб.). Отметим, в 2014 году региональные УГИБДД уже пытались штрафовать водителей за непристегнутый ремень и езду без ближнего света фар загородом, но ГИБДД России запретила это делать. По данным “Ъ”, речь идет пока о перспективной возможности таких фиксаций.

Кто и зачем следит за московскими водителями

Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман отмечает, что техзадание на аренду комплексов не содержит ссылок на ГОСТ Р 57144, содержащий четкие требования к камерам. Документ, напомним, был введен в действие 1 июня 2017 года. Стандарт, в частности, требует, чтобы документация к комплексам содержала «методику контроля показателей и характеристик технических средств», «перечень возможных ошибок средств фотовидеофиксации», а также «алгоритмы определения использования фотовидеоматериалов в качестве доказательной базы».

«Отсутствие ссылок на ГОСТ говорит о нежелании правоприменителей получать и исследовать материалы фиксации в объеме, позволяющем выявить и исключить ошибку комплекса,— поясняет господин Шухман.— Они по-прежнему считают, что одной фотографии с читаемым номером достаточно для обвинения водителя в нарушении, а поиск и предоставление материалов, позволяющих выявить и доказать ошибку комплекса,— задача самого водителя. В итоге снова будем сталкиваться с ситуациями, когда водителям приходят ошибочные штрафы, а ЦОДД утверждает, что камеры никогда не ошибаются и им надо просто верить».

Камеры тоже ошибаются

Десять доказанных и официально признанных сбоев систем фотовидеофиксации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *