В каком году был принят трудовой кодекс рф

Трудовой кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ — это свод законов, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником. Трудовой кодекс обязателен для соблюдения на всей территории РФ. Нормы трудового кодекса РФ распространяются равным образом как на служащих государственных и муниципальных учреждений, так и на сотрудников коммерческих структур.

Действующий трудовой кодекс РФ был принят 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс РФ включает 6 частей. Трудовой кодекс охватывает все уровни взаимодействия работника и работодателя. В Трудовом кодексе четко прописаны права и обязанности участников трудового взаимодействия: работодателя и работника.

Трудовой кодекс РФ на Superjob.ru

Знание Трудового Кодекса — насущная необходимость любого человека, независимо от его положения и занимаемой должности. Знание трудового кодекса поможет работнику грамотно отстоять свои права и интересы, а работодателю — корректно составить трудовой договор.

На нашем сайте мы приводим полный текст действующего Трудового кодекса РФ.

Для максимального удобства поиска Трудовой кодекс представлен в виде оглавления. Для получения интересующей Вас информации выберите нужную главу.

Трудовой кодекс принят
Государственной Думой 21 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ,
от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ,
от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ,
от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ,
от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 28.02.2008 № 13-ФЗ,
от 22.07.2008 № 157-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,
от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ,
от 07.05.2009 № 80-ФЗ, от 17.07.2009 № 167-ФЗ, от 24.07.2009 № 206-ФЗ,
от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,
от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ, от 29.12.2010 № 437-ФЗ,
от 17.06.2011 № 146-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 238-ФЗ,
от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ,
от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ,
от 22.11.2011 № 334-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 353-ФЗ,
от 29.02.2012 № 16-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ, от 23.04.2012 № 35-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.03.2005 № 3-П,
Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № ,
от 03.11.2009 № 1369-О-П,
Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 № 28-П)

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Когда был принят Трудовой кодекс РФ?

Сегодня, 1 февраля 2017 года, довольно знаменательная дата. Ровно 15 лет назад был введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации. На вопрос: «Когда был принят Трудовой кодекс РФ» отвечаем, что его приняли 30 декабря 2001 года, на основании ст. 420 ТК РФ был введен в действие с 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс Российский Федерации пришел на смену Кодексу законов о труде Российской Федерации, который был принят в последний месяц 1971 года. Так что действующий кодекс еще достаточно молод по сравнению со своим предшественником. Интересно, что последнее изменение в КЗоТ РФ было внесено буквально за неделю до вступления в силу нового кодекса. На основании Постановления Конституционного суда РФ некоторые нормы были признаны несоответствующими Конституции.

Для чего был принят новый Трудовой кодекс?

Кодекс законов о труде Российской Федерации был принят во времена Советского союза. И поэтому он не отвечал требованиям реальной рыночной экономики, да и Конституции Российской Федерации в том числе.

По прошествии 15 лет действия Трудового кодекса РФ можно сказать, что принят он был в очень «сыром» виде, о чем свидетельствуют неподдающиеся счеты поправки и изменения. Я часто вспоминаю времена, когда отсутствовали справочные правовые системы, Интернет и все изменения и дополнения мы обычно вклеивали прямо в бумажный экземпляр кодекса.

По-моему, Трудовой кодекс РФ принимался, как некое компромиссное решение, направленное на закрепление прав работников и работодателей. Вместе с тем, не смотря на то, что я полностью поддерживаю в первую очередь работников, именно на работодателей действующий Трудовой кодекс взвалил неподъемное бремя различных гарантий и компенсаций, которые часто делают экономически невыгодным игру по правилам. А это приводит к игнорированию заключения трудовых договоров, серым зарплатам и так далее.

Может быть и не стоит это связывать со вступлением в действие в 2002 году Трудового кодекса РФ, но в нашей стране произошло явное расслоение. Я сейчас не имею в виду олигархов и рабочих на заводах. Я хочу сказать об обычных служащих, которые стали «государственными служащими», «муниципальными служащими» и просто «бюджетниками». Разрыв в уровне заработной платы, различных гарантиях и компенсациях работников, например, социальной сферы очень велик. Выполняя одну и туже работу люди имеют очень разный уровень жизни и тем он выше, чем выше поднимается работник по ступеням государственной или муниципальной службы.

Вывод

Теперь вы знаете, когда был принят Трудовой кодекс РФ, чем это было вызвано. По моему мнению, в обществе на сегодняшний день назрела необходимость не в принятии нового Закона о труде, нет. Необходимо воплотить в жизнь основные принципы уже действующего Трудового кодекса, а именно:

  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для него самого и его семьи.
  • В каком году был принят трудовой кодекс рф

    Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем [1] .

    Кодексом вводились следующие понятия:

  • трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
  • вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
  • прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
  • предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
  • нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
  • посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
  • сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
  • праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
  • норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
  • инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
  • отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.
  • В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:

  • трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
  • персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
  • возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
  • выполнение количества работ не менее установленных норм выработки;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка;
  • сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.
  • Декларировались следующие права трудящихся:

  • право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
  • вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
  • получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
  • возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
  • длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
  • сокращённое рабочее время для лиц моложе 18-ти лет;
  • сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
  • обеденный перерыв;
  • дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;
  • еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
  • сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
  • ежегодный отпуск;
  • денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
  • пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
  • пособие трудящимся, работающим не по специальности.
  • Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники. При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.

    Вводились следующие фонды:

  • Фонд страхования безработных;
  • Местные больничные кассы.
  • Через 4 года, в 1922 году кодекс был пересмотрен.

    Кодекс 1922 года

    Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени [2] .

    По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:

    Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [3] , ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет). Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.

    Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»

    С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.

    Кодекс Законов о труде 1971 года (КЗоТ)

    В 1971 году был принят новый кодекс, который устанавливал 41-часовую рабочую неделю, добавлял новые праздничные дни и новые льготы, в том числе устанавливал право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 [источник не указан 856 дней] лет с сохранением рабочего места. Новый кодекс был более мягким по сравнению с кодексом 1922 года.

    Утратил силу 1 февраля 2002 года.

    Действующий трудовой кодекс

    Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня), в результате чего увеличилось число ДТП с «перерабатывающими» водителями [4] . Вместе с тем, отпуск по уходу за ребенком урезается вдвое с 3 до 1.5 лет [5] . Профсоюзы окончательно потеряли возможность, как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям [6] . Вместе с тем, кодекс ввел запрет на увольнение во время болезни или отпуска, а также на увольнение без выплаты двухмесячного содержания [7]

    Осенью 2010 года Российский союз промышленников и предпринимателей (Шохин) разработал поправки к Трудовому кодексу России для борьбы с кризисом и безработицей и предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов, рабочий день до 12 часов. [8] [9] По действующему кодексу рабочая неделя не может превышать 40 часов, рабочий день — 8 часов.

    Трудовой кодекс России 2020

    Трудовой кодекс является специфическим юридическим документом, который посвящён взаимоотношениям двух субъектов — работника и работодателя. Это означает, что данный кодекс посвящён реализации только одного конституционного права граждан – права на труд.

    Статус кодекса

    Так же, как и все кодифицированные документы, ТК РФ имеет статус федерального закона, обязательного для выполнения на всей территории российской юрисдикции. Все остальные нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают тему взаимоотношений работодателей и работников, могут развивать и дополнять Трудовой кодекс. Однако они не должны противоречить любым его положениям.

    Кроме того, существует приоритет данного кодекса перед всеми остальными нормативными актами федерального уровня, которые затрагивают трудовые взаимоотношения разных субъектов права. Если сходные положения существуют, например, в гражданском и трудовом кодексах, то руководствоваться следует последним. Обычно в нормативных актах одного иерархического уровня таких противоречий не встречается. Они просто друг друга дополняют и развивают.

    Основные принципы

    Трудовая деятельность каждым человеком осуществляется в двух вариантах – по заказу другого лица с договорной оплатой или по собственной инициативе и без оплаты труда. Несмотря на то, что в результате «работы на себя» человек получает выгоду и прибыль, это нельзя назвать оплатой труда. Трудовые отношения возникают только в том случае, если один человека выполняет работу для работодателя за плату. Именно такой труд, а точнее сопровождающие его отношения, и отражены в ТК РФ.

    Данный нормативный документ построен по следующим принципам (ст. 2):

  • равенства всех работников;
  • свободного выбора характера профессиональной деятельности;
  • запрета на труд по принуждению, то есть против воли человека и без соответствующей оплаты;
  • обеспечения гарантии своевременной выплаты зарплаты не ниже минимально гарантированной суммы;
  • обязательных мер по защите от безработицы;
  • обеспечения безопасности условий труда;
  • предоставления сторонам трудовых отношений возможности организовывать объединения для защиты своих прав;
  • обеспечения возможности участия сотрудников в процессе управления учреждением;
  • сочетания двух форм регулирования трудовых отношений – договорных и государственных;
  • осуществления госконтроля в области трудовых отношений;
  • социального партнёрства;
  • возмещения вреда, причинённого человеку во время исполнения им своих обязанностей;
  • обеспечения возможности по защите интересов всех сторон;
  • обязательного социального страхования.
  • Следование этим принципам позволяет достичь тех целей и задач, которые законодатель поставил перед всеми нормативными актами, составляющими трудовое право. Целью это сферы юридической практики является гарантия соблюдения конституционных прав и свобод всех сторон трудовых отношений, а именно права на труд, здоровую среду, жизнь, здоровье, защиту личной информации и т.д.

    Цель достигается с помощью решения следующих задач (ст. 1):

    • согласованности интересов сторон трудовых отношений;
    • обеспечения выполнения управленческих функций государственной системы;
    • регулирования трудовых отношений в рамках конкретного учреждения.
    • Таким образом, несмотря на узкопрофильный характер кодекса, с его помощью удаётся решать обширных круг задач, оптимизирующих состояние общества, государства и граждан.

      Структура ТК

      Данный юридический документ содержит следующие тематические блоки:

    • общие положения и термины, в том числе развёрнутое определение понятия трудовых отношений;
    • социальное партнёрство в сфере труда;
    • трудовые договоры на стадиях заключения, изменений и расторжения;
    • рабочее время и его показатели;
    • оплата труда;
    • компенсации и гарантии во время выполнения различных функций;
    • обеспечение безопасности труда;
    • материальная ответственность;
    • регламентация деятельности отдельных категорий сотрудников учреждений.

    Каждая тема обеспечивает выполнение целей и задач. Однако в наибольшей степени и подробно в кодексе разрабатываются различные стороны регулирования деятельности отдельных категорий сотрудников. И это понятно – если категорий много, то и особенности у каждой свои.

    Отдельно следует выделить главу, которая посвящена женщинами и лицами с семейными обязанностями. Специфика женского труда связана с особенностями физических возможностей и функцией деторождения. Из 13 статей главы, посвящённой данной теме, 6 посвящены исключительно женщинам. Остальные семь статей касаются не только женщин, но и любых людей, которые воспитывают приёмных детей или детей-инвалидов.

    Отдельная глава посвящена регламентации труда несовершеннолетних людей. Таким образом, разделению работников по гендерному принципу посвящены две главы кодекса. Во всех остальных главах четвёртой части рассматриваются такие категории, как:

  • руководящий персонал;
  • члены коллегиальных исполнительных органов;
  • сезонные работники;
  • вахтовики;
  • совместители;
  • люди, работающие по договору с физлицами;
  • надомники;
  • работники малых предприятий;
  • иностранцы;
  • люди, работающих в регионах с особым режимом оплаты.
  • Таким образом, регламентация взаимоотношений между работодателем и работником в данном кодексе носит всесторонний и комплексный характер. Она касается договоров, регламентации самого трудового процесса, заработной платы, специфического труда ряда категорий работников, методов отстаивания прав на труд и т.п. Благодаря обширной тематике Трудовой кодекс можно назвать исчерпывающим и самодостаточным.

    Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2020 год

    Трудовой кодекс Российской федерации был принят государственной думой в 2001-м, а вступил в законную силу в 2002 году. До этого времени взаимоотношения в области труда регулировались КЗоТом РСФСР от 1971 года.

    Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

    Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

    Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

    Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

    Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

    Фигуранты ТК и их права

    В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
  • Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

    В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
  • Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

    Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

    Статья 3 ТК РФ. Запрещение дискриминации в сфере труда

    Новая редакция Ст. 3 ТК РФ

    Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

    Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

    Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

    Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

    Комментарий к Статье 3 ТК РФ

    В российском законодательстве существует ряд четко прописанных гарантий, которые даются всему работающему населению страны. В частности, согласно статье 3 Трудового кодекса РФ, каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, вне зависимости от пола, национальности, возраста и других качеств, не являющихся профессиональными. Тем не менее российские работодатели зачастую устраивают подробные собеседования с соискателями или анкетирования, в которых выясняются вопросы прописки, религиозных убеждений, национальности членов семей и др. Правомерно ли это? Что грозит руководителям российских компаний, если их заподозрят в дискриминации по труду?

    Дискриминация и разумный отбор: в чем разница?

    Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ст. 3 Трудового кодекса РФ).

    Большой энциклопедический словарь:

    «Дискриминация (от лат. discriminatio — различение) — умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан в силу их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п.».

    «Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора».

    Современный рынок труда диктует жесткие правила, которые можно в полной мере назвать потребительскими. На каждом шагу нам встречаются объявления с явными признаками дискриминации. Например, очень тяжело бывает устроиться на работу людям предпенсионного возраста, а также беременным женщинам.

    А ведь работодателей в такой ситуации тоже вполне можно понять: им нужны люди, способные квалифицированно и грамотно наладить работу и выполнять порученные задания без срывов и переносов, а молодой возраст (30 — 40 лет) — это способность делать работу быстро.

    Согласно российскому законодательству, отказ в приеме на работу вследствие отсутствия прописки или возраста неправомерен, так как противоречит статье 3 Трудового кодекса РФ, и виновные могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной (ст. 136 Уголовного кодекса РФ). Таким образом, лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, могут обратиться в трудовую инспекцию или прямиком пойти в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального ущерба.

    Начиная с самого главного закона нашего государства — пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 19 Конституции РФ — за гражданами РФ закреплено равенство всех прав и обязанностей, в том числе и право на труд (статья 37 Конституции РФ), и запрещена дискриминация. Такие же положения содержатся и в комментируемой статье 3, и в статье 64 Трудового кодекса РФ, о которой будет сказано ниже. Согласно этим статьям никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Об этом же сказано и в статье 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации».

    Тем не менее, факт: большинство россиян ничего не знают о своих правах, в том числе о праве трудоустроиться вне зависимости от возраста, пола и прописки, а если и знают, то предпочитают не связываться с судами.

    Куда могут пойти «обиженные» соискатели?

    Как говорится, предупрежден — значит вооружен. Поэтому руководителям важно знать, куда отправятся специалисты, если они заподозрят, что им отказали вследствие дискриминации, а отнюдь не из-за несоответствия квалификационным и профессиональным требованиям.

    В России нет известных судебных решений по вопросу дискриминации. В первую очередь это связано с тем, что работодатель в объявлениях о вакансиях может и не указывать явно дискриминационные пункты, а резюме, не подходящие по тем или иным параметрам, просто не рассматриваются. Доказать, что кандидата не приняли на работу по дискриминационному признаку, практически невозможно. К тому же суды боятся заниматься этими проблемами, так как нет отлаженного механизма и регламентирующих актов и положений касательно порядка действия работника в тех или иных случаях.

    Согласиться с тем, что проблема дискриминации при приеме на работу является неразрешимой, — это значит признать, что наше законодательство не в состоянии обеспечить равные права граждан в России. Хотя, по большому счету, так и есть. Трудовое право в РФ является по своему характеру добровольным, «разрешительным», т.е. оно слабо и нечетко очерчивает круг обязанностей работодателя и работника, зато дает много расплывчатых определений их прав.

    Трудовой кодекс и Конституция существуют, но, увы, лишь декларируют права, а не разъясняют, как этими правами обладать. Например, как быть незаконно обвиненному работодателю или пострадавшему соискателю: в какие инстанции можно обратиться, какие документы следует собрать для своей защиты, какие дополнительные доказательства могут понадобиться для подачи иска в суд, как добыть эти доказательства, какие суммы могут быть выплачены в случае решения вопроса в пользу работника и каковы судебные издержки и т.д.? Работодатели, вообще, чаще всего слабо представляют, на основании чего они имеют право отказать в приеме на работу, какие издержки понесут при обращении «обиженного» соискателя в суд, какой может быть компенсация материального и морального ущерба, как собрать доказательства и т.д.

    То, что нашумевшей судебной практики в России по данному вопросу нет, совсем не значит, что ее не будет никогда. Поэтому работодателям небесполезной будет следующая информация.

    Пострадавшие от дискриминации сотрудники могут пойти сразу в два места: в трудовую инспекцию с жалобой на конкретного работодателя, в суд с заявлением о нарушении прав данной компанией. Составить эти бумаги «обиженные» могут в свободной форме, изложив суть проблемы. В качестве доказательства специалист может предъявить диктофонные записи собеседований, официальные письменные отказы от работодателя, свидетельские показания. В качестве свидетелей могут выступать другие соискатели, охранники, вахтеры, офис-менеджеры, секретарь отказавшей ему компании. Соискатель может также намеренно взять с собой на собеседование конкретного человека, который потом поведает обо всем судьям. Это может быть близкий друг соискателя. Трудно что-то сказать о суммах возмещения или компенсации, которые могут получить такие «пострадавшие» в случае решения суда в их пользу, потому что подобные дела в нашей стране пока не приобрели широкой огласки.

    Чего бояться работодателям?

    Рано или поздно у какого-то «обиженного» может хватить сил, воли и средств, чтобы отстоять свои права в суде. Это может грозить «попавшейся» компании высокими штрафами и потерей репутации (скорее всего, важнее даже второе). Потому работодателям лучше быть осторожными в вопросах дискриминации.

    1. В объявлениях о поиске сотрудников не следует размещать категоричные формулировки «только мужчина», «только москвичи», «строго до 35 лет» и т.д.

    2. Если непосредственно на собеседовании вас не устроит тот или иной специалист, потому что он слишком молод (стар) или прописан в другом городе, не нужно говорить об этом прямо. Опытный кадровик всегда может придумать действительно разумную причину для отказа. То же самое можно сказать о письменных отказах.

    3. Лучше всего отписываться общими вежливыми фразами, которые позволят понять, что работник не был принят, но отнюдь не по половым, возрастным или национальным признакам. В письменных отказах также можно благодарить соискателя за то, что он обратился именно к вам, чтобы создать позитивное отношение к вашей компании в будущем.

    Глобальное решение проблем.

    Причины, впрочем, как и следствие, всевозможных дискриминационных ограничений при приеме на работу возникают, потому что существуют и непорядочные работодатели, и непорядочные работники. У каждой медали есть две стороны. Взять, к примеру, вопрос о трудоустройстве беременной женщины.

    С одной стороны, работодатель обязан при наличии у нее необходимой квалификации принять ее на работу, даже несмотря на то, что потом придется предоставлять, а значит, и оплачивать отпуск по беременности и родам. Если речь идет о небольшой компании, то это может сказаться на ее фонде оплаты труда, повиснуть еще одним видом расходов компании. Опять-таки, если бы речь шла о давней работнице компании, которая хорошо себя зарекомендовала в работе, думаю, у работодателя возникло бы меньше вопросов, к чему ему все эти ограничения. А так он фактически должен принять на работу «кота в мешке», ведь как хорошо будет выполнять свои обязанности сотрудница кратковременный срок до родов и далее после родов еще неизвестно, а устанавливать ей испытательный срок запрещено Трудовым кодексом.

    С другой стороны, бывают случаи, когда женщины сознательно скрывают свою беременность при трудоустройстве, чтобы через несколько месяцев обеспечить себе доход в виде оплаты отпуска по беременности и родам. При этом реальной цели работать не ставится.

    В настоящее время работодатели согласно статье 419 Трудового кодекса РФ за нарушения трудового законодательства привлекаются к гражданско-правовой, административной и даже к уголовной ответственности. В частности, за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, работодатель (руководитель организации, индивидуальный предприниматель) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. За иные нарушения согласно статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ полагается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Несмотря на это, факты дискриминации при приеме на работу существовали, существуют и, скорее всего, будут существовать до тех пор, пока наше общество не перейдет к более цивилизованным трудовым правоотношениям, а соискатели не научатся грамотно отстаивать свои права. Ведь немногие знают даже о том, что по требованию соискателя работодатель обязан дать письменное обоснование отказа в приеме на работу. Пока же кадровым работникам работодателей приходится посещать семинары, посвященные в том числе вопросам, как «правильно» отказать при приеме на работу, а потенциальным работникам — надеяться на порядочность работодателей.

    Теоретически пострадавший от дискриминации соискатель может доказать нарушение прав и получить возмещение в суде. Однако пока — только теоретически. Депутаты, юристы, правозащитники говорят о том, что необходимо реформировать законодательство. Это позволит со временем разработать точный алгоритм последовательности действий работника, компании и государственных органов в случае спорных трудовых вопросов, возникающих при найме на работу. Учитывая перегруженность российских судов гражданскими делами, неплохо было бы создать специализированные суды по трудовым делам. Порядок рассмотрения жалоб граждан должен быть простым и финансово доступным для всех — судебные издержки для истцов не могут быть высокими. Естественно, подателю жалобы необходимо привести доказательства, а работодателю — соответствующие объяснения. Возможно, часть заявлений и жалоб суду удастся разрешить примирительным актом, в случае обоснованной жалобы обвиняемая сторона понесет наказание в виде значительных сумм штрафов. А если обвинение компании сочтут ложным, тогда подателю будет рекомендовано отозвать свою жалобу. В общем, все должно быть поставлено на серьезную обоснованную «почву». Однако изменение действующих законов может происходить только постепенно. Более того, для таких реформ понадобятся профессионалы, желающие и способные провести их в жизнь.

    И соискателям, и работодателям не хватает правовой культуры, правового образования, пусть даже некоторой основной базы. Если и те и другие будут знать свои права и обязанности, проблемы дискриминации просто не будет существовать. И кандидатам, и работодателям нелишне изучить Трудовой кодекс РФ.

    Соискатель, который начнет оперировать статьями Кодекса и юридическим определением дискриминации в сфере труда, безусловно, может вспугнуть работодателя. Ведь в случае судебного разбирательства по такому щекотливому вопросу, даже если дело будет решено в пользу компании, ее репутация может заметно пострадать. А это уже грозит не только испортившимся отношением потребителей к фирме, но и ухудшением взаимоотношений с партнерами, особенно иностранными.

    Работодателям, в свою очередь, необходимо четко понимать, в чем заключается разница между разумными профессиональными требованиями и дискриминацией. Изучив законы, они поймут также, что за дискриминацию им может грозить не только потеря репутации, но и уголовная ответственность (ст. 136 Уголовного кодекса РФ).

    Другой комментарий к Ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Запрещение дискриминации в сфере труда является краеугольным принципом правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, который наряду с упоминанием в ст. 2 ТК РФ получил специальную дополнительную регламентацию в ст. 3. Этим обстоятельством законодатель подчеркнул особую важность данного принципа, придаваемую ему как международным правом в целом, так и международным трудовым правом, а также нормами национальных правовых систем большинства демократических государств.

    Повышенное внимание законодателя к данному принципу объясняется тем, что он служит основной универсальной правовой гарантией, обеспечивающей всеобщее и естественное право человека на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека; преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 19 Конституции РФ).

    2. Содержащийся в ч. 2 ст. 3 ТК РФ запрет на дискриминацию основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 2) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (п. 2 ст. 2). Международное трудовое право также не обошло вниманием проблему дискриминации в трудовых отношениях и посвятило ее решению отдельную Конвенцию МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий», которая была принята 4 июня 1958 г. (Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. 2. Женева, 1991. С. 1262 — 1269). Наша страна входит в число государств, ратифицировавших данную Конвенцию.

    В правовой системе России всеобщий запрет дискриминации содержится также в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, исключающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается, согласно ч. 2 ст. 3 ТК, как всякое ограничение трудовых прав и свобод или преимущество в трудовых правах и свободах, полученное в зависимости от любого из обстоятельств, перечисленных в данной статье (пола, расы, цвета кожи и т.п.), либо в зависимости от не указанных в данной статье обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника.

    Сходным образом дискриминация определяется и в международном трудовом праве. Так, согласно Конвенции МОТ N 111 термин «дискриминация» включает:

    всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

    всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим государством — членом МОТ по консультации с представительными организациями работодателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

    Термины «труд» и «занятия» обозначают в данном случае доступ к профессиональному обучению, труду и иным занятиям, а также оплату и условия труда (п. 3 ст. 1).

    Наряду с принципиальным сходством определений «дискриминация», содержащихся в российском законодательстве и Конвенции N 111, обращает на себя внимание и ряд отличий:

    а) статья 3 ТК РФ относит к дискриминации лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст. 1 Конвенции N 111 термин «дискриминация» охватывает всякое различие, недопущение или предпочтение в области труда и занятий;

    б) по смыслу ст. 1 Конвенции N 111 дискриминацией признаются те различия, недопущения или предпочтения в трудовых правах работников, которые имеют своим результатом нарушение равенства их возможностей либо обращения в области труда и занятий, о чем умалчивает ст. 3 ТК;

    в) обстоятельства, способные служить основанием для дискриминации, перечисленные в п. «a» ст. 1 Конвенции N 111, дополнены в ч. 2 ст. 3 ТК РФ указанием на язык, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст и место жительства;

    г) в соответствии с п. «b» ст. 1 Конвенции N 111 перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством — членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем также не говорит ст. 3 ТК РФ.

    Существование различий между антидискриминационными нормами международного и российского трудового права рождает для отечественной практики проблему приоритета норм, подлежащих применению в ходе разрешения конкретных дел о дискриминации трудящихся. В решении данной проблемы следует руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Вместе с тем практика применения трудового права в России должна руководствоваться и более широким (в сравнении с изложенным в п. «a» ст. 1 Конвенции N 111) перечнем обстоятельств, способных служить основой дискриминации. Российский законодатель в ч. 2 ст. 3 ТК РФ воспользовался заложенной п. «b» ст. 1 Конвенции N 111 возможностью расширения круга оснований дискриминации и тем самым возложил на отечественного работодателя дополнительные обязанности в части воздержания от совершения действий (бездействия), квалифицируемых по закону в качестве неправомерных и дискриминационных.

    Необходимость борьбы с дискриминацией в трудовых и связанных с ними отношениях, провозглашенная в ст. 3 ТК, порождает для каждого субъекта правоприменения обязанность:

    1) уделять особое и повышенное внимание проблеме дискриминации в трудовых отношениях, поскольку действующее трудовое законодательство ввело по сути дела всеобщий запрет дискриминации, который адресован субъектам абсолютно всех отношений, входящих в предмет регулирования норм трудового законодательства;

    2) учитывать, что современное российское трудовое законодательство защищает от дискриминации всех физических лиц, вступающих в отношения с работодателем, во-первых, в качестве субъектов еще только пытающихся заключить трудовой договор и получить соответствующую работу, во-вторых, уже ставших работниками либо учениками, и, в-третьих, переставших быть работниками и утративших работу вместе с заработком;

    3) изменить многие привычные представления о возможностях договорного и локально-нормативного регулировании труда работников и в целом о практике применения норм трудового права.

    В соответствии с этими требованиями все работодатели нашей страны должны в настоящее время уяснить, что в отношении работников, трудящихся у одного работодателя, закон не допускает любые различия в их трудовых правах и свободах, которые не основаны на каких-либо деловых качествах работников, а также количественных и качественных характеристиках их труда. К деловым качествам работника и характеристикам его труда следует относить лишь те параметры самого работника, его труда или результатов труда, которые связаны либо с квалификацией работника, либо с качественными или результативными показателями его труда.

    Весьма примечательно, что расширение сферы борьбы с дискриминацией в области трудовых и связанных с ними отношений дополняется качественным изменением сферы действия юрисдикционных механизмов защиты индивидуальных прав работников. Теперь они распространяются не только на отношения, вытекающие из факта нарушения уже имевшихся у работника прав, но и касаются его разнообразных интересов, направленных на установление новых или изменение существующих индивидуальных условий труда, а следовательно, и на приобретение работником новых индивидуальных прав (см. ст. 381 ТК РФ и комментарий к ней).

    3. Конвенция N 111 и ч. 3 ст. 3 ТК РФ не содержат серьезных противоречий в определении того, что не относится к дискриминации. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции N 111 не считается дискриминацией любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на специфических требованиях таковой. Аналогичным образом ч. 3 ст. 3 ТК РФ не рассматривает как дискриминацию установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями. В дополнение к этому ч. 2 ст. 3 ТК РФ не считает дискриминацией те меры, которые продиктованы особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите. При этом важно иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 3 ст. 3 ТК РФ единственной надлежащей формой введения таких ограничений в трудовых правах и свободах, а также установления различий, исключений и предпочтений в труде является федеральный закон. Для ограничения трудовых прав он может использоваться лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для учета свойственных данному труду требований и проявления заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

    4. В качестве основного средства правовой защиты от дискриминации ч. 4 ст. 3 ТК РФ называет обращение в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Под судом в данном случае следует понимать не только федеральный районный или городской суд, но и мирового судью применительно к тем местностям, где сформирован и действует институт мировых судей (ст. 30 ГПК).

    Любому лицу для осуществления права на защиту от дискриминации путем обращения в данные органы достаточно того, чтобы оно само посчитало себя подвергшимся дискриминации. В практическом плане такая формулировка закона означает презумпцию наличия дискриминации в обжалуемых действиях (бездействии) работодателя, вызывающую для последнего необходимость предоставлять доказательства, опровергающие выдвинутые против него обвинения.

    В случае подтверждения факта дискриминации пострадавшее от нее лицо имеет право на возмещение материального вреда и компенсацию морального вреда. Когда в качестве пострадавшего от дискриминации выступает работник, т.е. лицо, находящееся в настоящее время или находившееся на момент данного правонарушения в трудовом правоотношении с работодателем, то проблем в применении соответствующих статей Трудового кодекса не возникает. Однако они могут возникнуть в том случае, когда речь пойдет о дискриминации, допущенной работодателем в ходе трудоустройства к нему какого-либо лица, которому было отказано в заключении трудового договора. Поскольку трудоустройство не состоялось и трудовой договор заключен не был, то данное лицо формально не может быть признано работником. В то же время формулировки закона, использованные в статьях Трудового кодекса, нацеленных на регулирование отношений по возмещению материального вреда и компенсации морального вреда, адресованы исключительно работнику как состоявшейся стороне трудового договора (см. ст. ст. 234 и 237 ТК РФ и комментарий к ним). Налицо терминологическое противоречие, которое следует решать на основе признания приоритета за ст. 3 ТК, сформулировавшей общий запрет дискриминации в сфере труда как фундаментальный принцип всего трудового права. Тем более что она оперирует не только термином «работник», но и понятиями «каждый», а также «лицо». При определении размеров возмещения материального вреда и компенсации морального вреда следует руководствоваться правилами, содержащимися в статьях гл. 37 ТК РФ (см. соответствующий комментарий).

    Трудовой кодекс (ТК РФ)

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

    С изменениями и дополнениями от:

    24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1, 23 апреля, 28 июля, 12 ноября, 3, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 29, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 1, 29 июля, 27 ноября, 20, 29, 31 декабря 2017 г., 5 февраля, 19 июля, 3 августа, 3, 11 октября, 27 декабря 2020 г., 1 апреля, 26 июля, 2 августа, 12 ноября 2020 г.

    Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Кодексу

    О применении судами настоящего Кодекса см. постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2, постановление Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. N 1

    Президент Российской Федерации

    30 декабря 2001 г.

    Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 г.

    В новом кодексе преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений. Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора.

    Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

    Определяется понятие принудительного труда. К нему относится в том числе нарушение сроков выплаты зарплаты или ее выплата в неполном размере.

    Установлены случаи, при которых можно заключать срочный трудовой договор. Например, с лицами, обучающимися на дневных формах, пенсионерами по возрасту, руководителями и их заместителями, главбухами.

    Закреплена обязанность работодателя бесплатно выдавать копии документов, связанных с работой, в течение 3 дней с момента обращения за ними сотрудника. Работодатель также обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым из них.

    Изменяется порядок предоставления отпусков. Право использовать первый отпуск возникает по истечении 6, а не 11 месяцев непрерывной работы у данного работодателя. Однако по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения полугода. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни сюда не включаются. Отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из них не должна быть менее 14 календарных дней.

    Устанавливаются особенности труда у работодателей — физлиц, не являющихся ИП. Трудовой договор в этом случае должен быть зарегистрирован в органе местного самоуправления. Работодатель не имеет права вносить записи в трудовые книжки, а также оформлять их работникам, принимаемым на работу впервые. Кроме того, он обязан производить страховые взносы и другие обязательные платежи.

    Кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 г.

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

    Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 г.

    Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. N 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. N 2-5

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2020 г. N 45-П часть первая статьи 178 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней положение — в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), — лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения:

    — вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;

    — предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;

    — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П положение части четвертой статьи 261 настоящего Кодекса признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 7, 19, 37 (часть 1) и 38 (части 1 и 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П статья 279 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 12 ноября 2020 г. N372-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 23 ноября 2020 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 292-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2020 г. N 231-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 48-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2020 г. N 542-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

    Федеральный закон от 11 октября 2020 г. N 360-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 22 октября 2020 г.

    Федеральный закон от 3 октября 2020 г. N 353-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 315-ФЗ

    Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 304-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 14 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2020 г. N 207-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2020 г.

    Федеральный закон от 5 февраля 2020 г. N 8-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 16 февраля 2020 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 502-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 января 2020 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 461-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 января 2020 г.

    Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 359-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 256-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 255-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 139-ФЗ

    Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 125-ФЗ

    Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

    Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ

    Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 434-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

    Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 201-ФЗ

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ

    Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 152-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

    Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ

    Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 199-ФЗ

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 56-ФЗ

    Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ

    Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 157-ФЗ

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 125-ФЗ

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

    Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 95-ФЗ

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 234-ФЗ

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 188-ФЗ

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 136-ФЗ

    Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ

    Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 27-ФЗ

    Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 16-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

    Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

    Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

    Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

    Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ

    Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 17 июня 2011 г. N 146-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ

    Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ

    Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3

    Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ

    Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 80-ФЗ

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ

    Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 марта 2008 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

    Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

    Федеральный закон от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ

    Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2007 г.

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного

    Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Федеральный закон от 27 апреля 2004 г. N 32-ФЗ

    Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

    Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 97-ФЗ

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *