Ответ по запросу адвоката

«Адвокатский запрос»

О проекте Союза молодых адвокатов России

8 февраля 2020 г. в ФПА РФ состоялась встреча представителей Советов молодых адвокатов субъектов России, где было принято решение о создании Союза молодых адвокатов России.

В настоящее время ведется разработка Устава Союза, утверждение которого намечено на вторую половину июня 2020 г. Но, несмотря на то что Союз только создается, работа по реализации проектов уже начата.

Союз молодых адвокатов России предлагает к реализации ПРОЕКТ «АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС», который успешно осуществляется Советом молодых адвокатов АП Московской области (руководитель проекта – Наталья Кузьмина). Этот опыт предлагается распространить и на другие адвокатские палаты.

Все мы практически наизусть знаем положения ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая предоставляет адвокату право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение – адвокатский запрос по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. При этом в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, которым направлен адвокатский запрос, законодательно вменена обязанность дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения.

Между тем, несмотря на законодательные попытки сделать адвокатский запрос действенным инструментом, практически каждый адвокат в своей профессиональной деятельности не раз сталкивался и продолжает сталкиваться с ситуацией, когда те самые учреждения и организации, куда адвокатом был направлен адвокатский запрос, либо вообще его игнорируют, не предоставляя никакого ответа, либо по формальным причинам отказывают в предоставлении информации (например, ссылаясь на то, что запрос составлен не по форме, к нему не приложен ордер, доверенность и т.п.). Сложилась ситуация, при которой вышеуказанные компетентные органы не относятся к адвокатскому запросу с должной серьезностью, что препятствует реализации прав адвоката и затрудняет оказание эффективной и своевременной помощи доверителю.

В декабре 2016 г. Министерство юстиции РФ своим приказом № 288 от 14 декабря 2016 г. утвердило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (Приложение № 1).

24 мая 2017 г. Верховный Суд РФ частично удовлетворил административный иск адвокатов к Министерству юстиции РФ и признал недействующими положения подп. 11 п. 5 вышеуказанных Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных, а также признал недействующим положения подп. 12 п. 5 Требований в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.

Таким образом, теперь требования, предъявляемые к адвокатскому запросу, регламентированы, что, скорее всего, должно способствовать уменьшению отказов в предоставлении ответа на запрос адвоката исключительно по формальным основаниям.

Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2016 г. № 160-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 5.39, которая устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Практика привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за указанное правонарушение уже начала формироваться в некоторых регионах Российской Федерации.

Так, в конце 2016 г. в г. Калуге к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении адвокату информации было привлечено должностное лицо организации; в г. Санкт-Петербурге в 2017 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главврача поликлиники, необоснованно отказавшего в предоставлении сведений по адвокатскому запросу.

Вместе с тем такие случаи пока являются единичными.

В целях способствования повышению эффективности адвокатского запроса и формирования у компетентных должностных лиц понимания обязательности предоставления информации по запросу адвоката предлагаем адвокатам России активизироваться в формировании положительной практики по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ .

Для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении информации по адвокатскому запросу, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации должны быть соблюдены следующие условия :

1) адвокатский запрос, направленный адвокатом в учреждение или организацию, должен соответствовать требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденным приказом Минюста России № 288 от 14 декабря 2016 г. ( Приложение № 1 ), с учетом решения Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г., которым признаны недействующими положения подп. 11 п. 5 вышеуказанных Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных, а также положения подп. 12 п. 5 Требований в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. При этом законодательно не установлена обязанность прикладывать к адвокатскому запросу ордер или доверенность;

2) адвокатский запрос должен быть зарегистрирован в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием ( Приложение № 2 );

3) у адвоката должны иметься доказательства, подтверждающие получение адвокатского запроса компетентным органом (отметка о принятии, почтовое уведомление о вручении);

4) запрошенные адвокатом сведения не должны быть отнесены законодательством РФ к информации ограниченного доступа, т.е. информации, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Так, федеральными законами РФ ограничен доступ к информации о персональных данных гражданина, информации, составляющей врачебную тайну, банковскую тайну, коммерческую тайну, государственную тайну и др. (КС РФ в своем определении от 28 февраля 2017 г. № 244-ОО, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы адвоката, подтвердил позицию о том, что любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты, и что данная трактовка не лишает адвоката заявлять в суде ходатайство об истребовании такой информации.)

Если вышеуказанные условия соблюдены и компетентный орган, в который вы направили адвокатский запрос, вообще не предоставил вам ответа, нарушил сроки его предоставления или неправомерно отказал в предоставлении запрашиваемой информации, чтобы привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо подготовить заявление о привлечении к административной ответственности, в котором изложить факты о направлении в компетентные учреждения (организации) адвокатского запроса с истребованием информации, необходимой для оказания юридической помощи, с указанием даты получения адвокатского запроса компетентным органом. К заявлению необходимо приложить копию адвокатского запроса с отметкой о принятии, а также при наличии – ответ должностного лица ( Приложение № 3 ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 5.39 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Таким образом, заявление о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо направить прокурору по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, не предоставившей информацию по адвокатскому запросу ( Приложение № 4 ).

(С текстами всех приложений можно ознакомиться здесь).

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Далее материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, передаются для рассмотрения мировому судье.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, рассматриваемым судьей, составляет три месяца.

Союз молодых адвокатов России предлагает откликнуться адвокатам, в практике которых имеются факты отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу, игнорирования адвокатского запроса, нарушения сроков предоставления информации, по которым не истек трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, для оперативного реагирования на подобные случаи, а также сообщить об уже имевших место фактах привлечения к ответственности должностных лиц за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ.

Формирование положительной практики по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за игнорирование адвокатского запроса, неправомерный отказ в предоставлении информации, нарушение сроков ее предоставления будет способствовать повышению эффективности адвокатского запроса, своевременному получению адвокатами запрашиваемой в компетентных органах информации, уменьшению отказов в предоставлении ответов на адвокатский запрос и случаев полного игнорирования запроса адвоката.

Срок ответа на адвокатский запрос может сократиться вдвое

Поправки, сокращающие срок ответа на адвокатский запрос вдвое, сегодня внесены на рассмотрение Госдумы. Их принятие позволит обеспечить равноправие сторон в правосудии, считают в нижней палате парламента.

Депутаты от фракции ЛДПР Виталий Пашин и Даниил Шилков предлагают внести изменения в статью 6.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Сейчас в пункте 2 этого закона прописано, что органы госвласти и местного самоуправления, а также общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать ответ в письменной форме в 30-дневный срок со дня его получения. Авторы законопроекта предлагают сократить срок вдвое – до 15 дней.

Свою инициативу они объясняют тем, что существующий ныне принцип равноправия сторон при сборе доказательств нарушается. Так, сотрудникам Следственного комитета, которые проверяют сообщение о преступлении, ответ со стороны того или иного предприятия либо должностного лица поступает в некоторых случаях незамедлительно. Если прокуроры проверяют исполнение законов, то ту или иную запрашиваемую информацию они могут получить в течение двух дней. Похожая ситуация обстоит с правоохранителями и даже СМИ, отмечают Пашин и Шилков.

«Существующий тридцатидневный срок предоставления ответа на адвокатский запрос с возможным продлением еще на тридцать дней делает его бессмысленным и исключает его особенность, ведь ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливает аналогичные сроки для рассмотрения обращения гражданина», – пишут парламентарии в пояснительной записке.

Сокращение срока для ответа на адвокатский запрос повысило бы оперативность собирания защитником необходимых сведений и в конечном итоге обеспечило более эффективную реализацию конституционного права граждан на квалифицированную юрпомощь, соглашается Дмитрий Кириллов из АБ «Адвокат Про». В то же время он считает необходимым усилить ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации. «Это необходимо, поскольку в отличие от правоохранительных органов, имеющих процессуальные инструменты для принудительного получения информации от лиц, уклоняющихся от ее предоставления, адвокаты ограничены в мерах воздействия на таких лиц», – объяснил адвокат. По его мнению, было бы разумно одновременно увеличить штрафы, установленные ст. 5.39 КоАП (отказ в предоставлении информации), в три-пять раз. Солидарен с коллегой и адвокат юрфирмы «ЮСТ» Евгений Розенблат: адвокатский запрос, хотя и имеется в арсенале «адвоката-воина», сейчас мощным оружием не является, но принятие законопроекта непременно повысит его эффективность.

Поправка могла бы повысить уровень эффективности работы адвокатов как в уголовных, так и в гражданских делах, соглашается Ирины Салей из МКА «Князев и партнеры». «Например, при споре о защите чести и достоинства даже лица, не участвующие в споре, а именно журналисты, чтобы «сделать эфир» ответ получат гораздо раньше нежели адвокат, защищающий конституционные права своего доверителя, — добавляет она. — Внесение такого рода изменений значительно поможет адвокату полноценно, в некоторых случаях своевременно собрать необходимую информацию».

С текстом законопроекта № 177929-7 «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Наказание за несвоевременный ответ на адвокатский запрос

Как сообщает прокуратура г. Калуги, за непредставление ответа на адвокатский запрос в положенный срок заместитель начальника Калужского гидрометеорологического центра оштрафован на 5 тыс. рублей.

Как сообщает ведомство, в июне 2017 г. адвокат, являющийся членом Адвокатской палаты Московской области, в рамках защиты по уголовному делу, возбужденному по факту дорожно-транспортного происшествия, в интересах своего подзащитного направил заказным письмом на имя руководителя Калужского ЦГМС запрос о предоставлении информации о погодных условиях в регионе на конкретную дату. Адвокатский запрос поступил в Калужский ЦГМС и был зарегистрирован надлежащим образом.

Как указано в ч. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатской деятельности, «органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса».

Специалисты-метеорологи подготовили информацию по адвокатскому запросу, однако, в нарушение требований законодательства, ответ адвокату своевременно направлен не был. На это нарушение отреагировала прокуратура города, которая вынесла в отношении заместителя начальника Калужского ЦГМС постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ (несвоевременное предоставление адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами).

После возбуждения административного производства информация адвокату была предоставлена. Однако мировой судья все-таки привлек виновное должностное лицо к административной ответственности и назначил ему штраф в размере 5 тыс. рублей.

Обязательность исполнения адвокатского запроса

8 Сентября 2017

Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокату предоставлено право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

У перечисленных органов, в свою очередь, возникает обязанность дать ответ на адвокатский запрос в письменной форме в 30-дневный срок со дня его получения.

В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Законом определены случаи, когда в предоставлении адвокату сведений может быть отказано, это:

— субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

— нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса;

— запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

До недавнего времени при установленной законом обязанности дать ответ на адвокатский запрос, отсутствовали нормы закона, устанавливающие ответственность за неисполнение указанной обязанности, но в 2016 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.

Статьей 5.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.

Санкция названной статьи закона предусматривает наказание за совершение административного правонарушения в отношении должностных лиц в виде штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Ранее (до 1 июля текущего года) наказание было менее жестким – от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Подготовлено прокуратурой Кораблинского района

Ответ на запрос адвоката

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Руководителю организации пришел адвокатский запрос, о том что он должен в кратчайший срок предоставить ему: Трудовой договор на сотрудника, приказ, штатное расписание, дополнительное соглашение к трудовому договору. Должен ли адвокат в своем запросе указать причину запроса. И как правильно составить данный запрос? Может ли руководитель отказать в предоставлении штатного расписания. Так, как в штатном, расписание указана информация не только касающаяся данного сотрудника, но и об окладах других сотрудников.

Ответ

Руководитель вправе отказать в предоставлении штатного расписания, содержащего сведения об окладах других сотрудников. Поскольку передача персональных данных возможна только с письменного согласия субъекта персональных данных.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Основания для отказа закреплены в пункте 4 статьи 6.1 Закона Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации.

Материалы по теме:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«М. обратился в суд с названным заявлением, указав, что 04.12.2014 г. он в рамках своей профессиональной деятельности направил адвокатский запрос в адрес САО «ВСК». Однако в нарушение п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предусматривающего обязанность предоставить ответ на адвокатский запрос не позднее чем в месячный срок со дня его получения, ответ М. получен не был.

Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 20.05.2015 г. постановлено:

В удовлетворении заявления адвоката М. о признании незаконным бездействия САО «ВСК», выразившееся в непредставлении сведений на адвокатский запрос, отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.07.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений.

Изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.

Судом установлено, что для оказания юридической помощи ЗАО «Российская оценка» по гражданскому делу по иску САО «ВСК» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, к запросу о предоставлении сведений от 04.12.2014 г. адвокатом М. была приложена копия доверенности на представление интересов ЗАО «Российская оценка» в Арбитражном суде г. Москвы.

Отказывая в удовлетворении требований М. о признании незаконным бездействия, суд исходил из того, что указанному обществу заявителем не было представлено документов, подтверждающих его полномочия на представительство ЗАО «Российская оценка» в рамках судопроизводства по вышеуказанному гражданскому делу*.

С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель оспаривает вышеприведенные выводы, поскольку суд ошибочно исходил из того обстоятельства, что к запросу от 04.12.2014 г. заявителем также не были приложены ордер, копия удостоверения адвоката или копия соглашения об оказании юридической помощи.

Вместе с тем приведенный довод не может повлечь возможность отмены принятых по делу судебных актов.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

При этом в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 ГПК Российской Федерации полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

В силу ч. 1 ст. 185 ГПК Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Из совокупности приведенных норм следует, что доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для признания бездействия САО «ВСК» незаконными и обязании общества предоставить М. сведения, указанные в адвокатском запросе от 04.12.2014 г., поскольку документов, подтверждающих его полномочия на представление интересов ЗАО «Российская оценка» при рассмотрении вышеприведенного гражданского дела, заявителем представлено не было*.

Довод кассационной жалобы о том, что само по себе не предоставление ответа на указанный запрос является основанием для признания незаконным бездействие САО «ВСК» о нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход данного дела, не свидетельствует».

Адвокатский запрос: как добиться ответа на него

Адвокатский запрос является важным инструментом в работе адвоката. С его помощью защитник может собирать необходимые сведения, которые необходимы для защиты его доверителя, рассказывает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов. Эксперт говорит, что зачастую адвокатские запросы игнорируются адресатами, усложняя задачу для защитников. Так и произошло в одном из дел у адвоката Александра Шпалова.

Формальный ответ

Защитнику требовалось получить реквизиты документов, которые подтверждали постановку земельного участка на первичный кадастровый учет. Для этого он обратился в «Федеральную кадастровую палату Росреестра» по Приморскому краю. Однако госорган ответил ему формально, лишь разъясненив порядок предоставления сведений, которые внесены в государственный кадастр недвижимости. Шпалова такое объяснение не устроило. Он посчитал это невыдачей ответа на свой адвокатский запрос и обжаловал поведение госоргана в судебном порядке.

Адвокат обратился с соответствующим административным иском в Первомайский районный суд Владивостока. Однако первая инстанция отказалась принимать иск защитника, указав на то, что заявителю нужно оспаривать бездействие госоргана в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС).

Приморский краевой суд пояснил, что в спорном случае речь идет о переписке защитника с госорганом, в которой ведомство разъясняет Шпалову, как правильно оформлять запросы в орган кадастрового учета. Апелляционная инстанция подчеркнула, что такая переписка не обжалуется в судебном порядке по КАС, так как не влечет для заявителя правовых последствий и не затрагивает его прав и свобод (дело № 33а-13474/2016).

Надо рассматривать по КАС

Шпалов не согласился с актами нижестоящих инстанций и оспорил их в Верховный суд. ВС указал, что в спорном случае требования защитника вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера. Судьи ВС подчеркнули, что по закону такое бездействие органа кадастрового учета оспаривается в том порядке, который прописан в КАС.

Судебная коллегия по административным делам не согласилась и с тем, что ответ кадастровой палаты в рассматриваемой ситуации не затрагивает прав и свобод защитника.

Вопрос о том, нарушены ли права Шпалова, можно разрешить, только рассмотрев его иск по существу (дело № 56-КГ17-27). «Тройка» судей ВС под председательством Игоря Зинченко постановила отменить все акты нижестоящих инстанций и отправила это дело для рассмотрения по существу в первую инстанцию (прим. ред.пока еще не рассмотрено).

Эксперты «Право.ru»: «На бездействия надо жаловаться в прокуратуру»

Это разбирательство достаточное показательное, так как адвокаты не часто обжалуют непредоставление сведений по адвокатским запросам, поясняет адвокат Евгений Пугачев, руководитель практики «Земля.Недвижимость.Строительство» юрфирмы «Интеллектуальный капитал». По его словам, в этом деле налицо формальный подход судов общей юрисдикции к разрешению спора.

Управляющий партнер юрфирмы » Тиллинг Петерс » Оксана Петерс добавляет, что обсуждаемое дело является яркой иллюстрацией в целом безразличного отношения третьих лиц к адвокатским запросам. Она связывает это с тем, что в нашем законодательстве слабые правовые стимулы и гарантии для ответов на такие обращения. Хотя юрист рассказывает, что компетентные госорганы, как показывает практика, практически всегда отвечают на адвокатский запрос в законный срок (30 дней): «Некоторые даже идут навстречу и присылают ответ раньше этого срока» Однако существует и другая проблема. Даже если адвокату удается получить ответ на свой запрос, то его качество нередко оставляет желать лучшего, отмечает Антон Демченко из КА «Делькредере»: «Зачастую это формальные отписки с целью избежать административной ответственности». Михаил Кюрджев, партнер АБ «А2.Адвокаты» , подтверждает, что должностные лица «достигли невероятных высот изощренности», чтобы уклониться от предоставления информации адвокату на его запрос.

Предоставление информации по запросу адвоката

Вопрос: в течение какого времени должен быть дан ответ на запрос адвоката (адвокатский запрос) и в каких случаях адвокату может быть отказано в предоставлении запрашиваемой информации?

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения . В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней , при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может бытьотказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию , а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен .

Что касается информации с ограниченным доступом, то, согласно п. 2 ст. 9Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязательным является соблюдение конфиденциальности информации , доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Так, федеральными законами устанавливаются ограничение по доступу к коммерческой тайне, служебной, банковской, врачебной и иным тайнам, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Операторы и иные лица , получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в случаях, когда информация является общедоступной, в отношении запросов адвоката действует (распространяется) общий порядок предоставления сведений для граждан, и ограничений в получении такой информации в общем порядке нет.

Тогда как, рассмотрение адвокатского запроса относительно информации с ограниченным доступом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Так, предоставление персональных данных операторами и иными лицами , получившими доступ к персональным данным, без согласия субъекта персональных данных, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

ОТНОСЯЩИХ СВЕДЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

отнесенные к категории ограниченного доступа

Основания отнесения сведений

к категории ограниченного доступа

Статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»

Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

Статьи 5, 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Статья 12 Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»

Персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных))

Статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Статьи 102 и 313 Налогового кодекса РФ

Статья 857 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Статья 57 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Статьи 13, 92 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 15 Семейного кодекса РФ

Статья 9 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Статья 14 Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Статья 13 Закона РФ от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»

Статьи 16 и 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1

Статья 26 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»

Статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Статья 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Статья 946 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Статья 47 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Статья 32 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статья 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Статья 3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»

Статья 23 Конституции РФ

Статьи 53 и 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

Статья 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»

Статья 1123 Гражданского кодекса РФ (часть третья)

Статья 139 Семейного кодекса РФ

Статья 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Статья 20 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

Статья 194 Гражданского процессуального кодекса РФ

Статья 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Статьи 298 и 341 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Конфиденциальность арбитража (третейского разбирательства)

Статья 21 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Отдельные сведения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статьи 51, 60, 66, 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Сведения и предложения, содержащиеся в представленных заявках на участие в торгах при продаже предприятия должника, или предложения о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах

Статья 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)»

Сведения, представленные в электронной форме для проведения собрания кредиторов в случае банкротства гражданина

Статья 213.8 Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ

«Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния

Статья 12 Федерального закона от 15.11.1997

Сведения о защищаемых лицах

Статья 9 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Статья 9 Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Сведения, ставшие известными гражданам в ходе оперативно-розыскной деятельности

Статья 17 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, в реестре сотрудников органов внутренних дел, а также сведения о гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел

Статьи 39 и 40 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения о военнослужащих (сотрудниках) войск национальной гвардии и членах их семей

Статья 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника федеральной противопожарной службы

Статья 39 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, которые стали известны эксперту в связи с проведением экспертизы по административному делу

Статья 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

Сведения о несовершеннолетних, ставшие известными органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ

Статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Статья 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Сведения о расходах по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемые лицами, замещающими (занимающими) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ

Статья 8 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Информация, относящаяся к процедуре медиации

Статья 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Конфиденциальность третейского разбирательства

Статья 22 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества

Статья 67.2 Гражданского кодекса РФ (часть первая)

Информация о новых решениях и технических знаниях, полученных сторонами по договору подряда

Статья 727 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Сведения, касающиеся предмета договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, хода их исполнения и полученных результатов, если иное не предусмотрено договорами

Статья 771 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Секрет производства (ноу-хау)

Статья 1465 Гражданского кодекса РФ (часть четвертая)

Информация, предоставляемая организациям (гражданам), осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации

Статья 41 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

Информация, входящая в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории

Статьи 6 и 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»

Сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника

Статья 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Кредитное рейтинговое агентство обязано соблюдать условия конфиденциальности информации, полученной от рейтингуемого лица, а также соблюдать требования к сохранности и защите информации, полученной в процессе деятельности кредитного рейтингового агентства, установленные Банком России

Статья 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Сведения, ставшие известными саморегулируемой организации, о финансовых организациях, являющихся членами саморегулируемой организации, финансовых организациях, представивших документы для приема в члены, в кандидаты в члены саморегулируемой организации, в том числе сведений об их клиентах

Статья 13 Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

— полученная в связи с осуществлением функций трансфер-агента;

— полученная держателями реестра и депозитариями;

— получаемая репозитарием на основании договора об оказании репозитарных услуг, а также целостность записей, составляющих реестр договоров;

— предоставляемая Банку России

Статьи 8.1, 8.6, 15.8, 44.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Информация о счетах и об операциях клиентов центрального депозитария

Статья 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»

Информация, предоставляемая клиринговым организациям и лицам, осуществляющим функции центрального контрагента

Статья 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»

Сведения, полученные в процессе проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных.

Конфиденциальность фискальных данных, мастер-ключей и ключей фискального признака

Статьи 3.1, 4.1, 4.5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Факт передачи в федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма информации, указанной в пунктах 1 — 3 статьи 7.1-1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Статья 7.1-1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, предоставляемые участниками торгов в соответствии с правилами организованных торгов

Статья 23 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»

Информация, полученная в связи с осуществлением деятельности по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев

Статья 28 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Информация, полученная в ходе проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности

Статья 17 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»

Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности

Статьи 5, 9, 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Сведения, составляющие дактилоскопическую информацию

Статья 12 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации

Статья 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Сведения о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и об их плательщиках, поступающие в финансовые органы от органов Федерального казначейства

Статья 241 Бюджетного кодекса РФ

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования

Статья 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Информация, полученная негосударственным пенсионным фондом при обработке сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии и др.

Статья 15 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Информация о получателе социальных услуг

Статья 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Сведения, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда

Статья 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Сведения, ставшие известными судебным приставам в связи с исполнением должностных обязанностей

Статья 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»

Информация, представляемая заинтересованным лицом в орган, проводящий расследования в целях принятия решения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры

Статья 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

Информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы

Статья 19 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»

Статья 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах

Статья 8 Федерального закона от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»

Сведения, содержащиеся в переписных листах об объектах сельскохозяйственной переписи

Статья 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 108-ФЗ О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения

Статья 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Статья 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования в ходе проведения энергетического обследования

Статья 18 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, содержащиеся в заявках на участие в конкурсе на право заключить контракт на проведение лотерей

Статья 24.10 Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях

Сведения, ставшие известными уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации в процессе рассмотрения жалобы о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия

Статья 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *