Федеральный закон о внесении изменений в уголовный кодекс

Содержание:

Федеральный закон от 17 июня 2020 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 30 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 11 июня 2020 года

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4848; 2009, N 7, ст. 788; N 52, ст. 6453; 2010, N 31, ст. 4164; 2011, N 11, ст. 1495; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7362; 2015, N 1, ст. 81; 2016, N 27, ст. 4261; 2020, N 17, ст. 2028) следующие изменения:

а) в части третьей слова «превышает три года» заменить словами «не превышает десяти лет»;

б) часть четвертую дополнить словами «, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы»;

а) дополнить частями первой 1 и первой 2 следующего содержания:

«1 1 . Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271 1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1 2 . Деяния, предусмотренные частями первой и первой 1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»;

б) в абзаце первом части второй слова «Те же деяния» заменить словами «Деяния, предусмотренные частями первой и первой 1 настоящей статьи»;

в) дополнить частью второй 1 следующего содержания:

«2 1 . Деяния, предусмотренные частями первой и первой 1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.»;

г) в абзаце первом части третьей слова «частью первой» заменить словами «частями первой и первой 1 «;

д) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой 1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.»;

а) в абзаце четвертом части второй слова «принудительными работами на срок до трех лет» заменить словами «принудительными работами на срок до пяти лет», слова «до четырех лет» заменить словами «от трех до семи лет»;

б) в абзаце четвертом части четвертой слова «от двух до семи» заменить словами «от пяти до двенадцати»;

в) в абзаце четвертом части шестой слова «от четырех до девяти» заменить словами «от восьми до пятнадцати»;

г) в пункте 2 примечаний слова «статьи 264 1 » заменить словами «статей 263 и 264 1 «.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 14 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2020 года

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873; 2001, N 11, ст. 1002; N 26, ст. 2587; 2002, N 19, ст. 1793; N 30, ст. 3020; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091, 3092; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 21, ст. 2456; N 31, ст. 4008; 2009, N 1, ст. 29; N 45, ст. 5263, 5265; N 52, ст. 6453; 2010, N 14, ст. 1553; N 19, ст. 2289; N 31, ст. 4166; N 50, ст. 6610; 2011, N 1, ст. 10; N 11, ст. 1495; N 30, ст. 4605; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162; N 43, ст. 5785; N 53, ст. 7631; 2013, N 27, ст. 3442, 3477, 3478; N 30, ст. 4078; N 44, ст. 5641; 2014, N 19, ст. 2303, 2335; N 30, ст. 4228, 4259; N 48, ст. 6651; 2015, N 27, ст. 3983; 2016, N 1, ст. 61; N 28, ст. 4559; 2017, N 15, ст. 2135; 2020, N 1, ст. 29, 85; N 18, ст. 2584; N 27, ст. 3939, 3940; N 31, ст. 4818) следующие изменения:

1) часть пятую статьи 56 после слов «частями третьей и четвертой статьи 206,» дополнить словами «частью четвертой статьи 210, статьей 210 1 ,»;

2) часть третью статьи 64 после слов «частями третьей и четвертой статьи 206,» дополнить словами «частью четвертой статьи 210, статьей 210 1 ,»;

3) в пункте «а 1 » части первой статьи 73 слова «статьей 360» заменить словами «частью четвертой статьи 210, статьями 210 1 и 360»;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

б) дополнить частью первой 1 следующего содержания:

«1 1 . Участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп в целях совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

в) абзац второй части второй изложить в следующей редакции:

«наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

г) в части третьей:

в абзаце первом слова «частями первой или второй» заменить словами «частями первой, первой 1 или второй»;

в абзаце втором слова «до одного миллиона рублей» заменить словами «до пяти миллионов рублей»;

д) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Деяния, предусмотренные частями первой или первой 1 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.»;

е) примечание изложить в следующей редакции:

«Примечание. Лицо, совершившее хотя бы одно из преступлений, предусмотренных настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо сообщившее о готовящемся собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению деятельности преступного сообщества (преступной организации) или входящего в него (нее) структурного подразделения и (или) раскрытию и (или) пресечению преступлений, совершенных преступным сообществом (преступной организацией) или входящим в него (нее) структурным подразделением, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.»;

5) дополнить статьей 210 1 следующего содержания:

«Статья 210 1 . Занятие высшего положения в преступной иерархии

Занятие высшего положения в преступной иерархии —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.».

Статья 2

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585; N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; N 45, ст. 5263; N 52, ст. 6422; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3431; N 30, ст. 3986; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 25, ст. 3533; N 30, ст. 4598, 4605; N 45, ст. 6322, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 24, ст. 3071; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3478; N 30, ст. 4031, 4050, 4078; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6685; N 52, ст. 6945, 6997; 2014, N 6, ст. 556; N 11, ст. 1094; N 19, ст. 2303, 2310, 2333, 2335; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4219, 4259, 4278; N 48, ст. 6651; 2015, N 1, ст. 81, 83, 85; N 6, ст. 885; N 10, ст. 1417; N 21, ст. 2981; N 29, ст. 4354, 4391; 2016, N 1, ст. 61; N 14, ст. 1908; N 18, ст. 2515; N 26, ст. 3859, 3868; N 27, ст. 4256 — 4258, 4262; N 28, ст. 4559; N 48, ст. 6732; N 52, ст. 7485; 2017, N 15, ст. 2135; N 24, ст. 3484, 3489; N 31, ст. 4743, 4752, 4799; N 52, ст. 7935; 2020, N 1, ст. 51, 53, 85; N 18, ст. 2569, 2584; N 27, ст. 3940; N 31, ст. 4817, 4818; N 42, ст. 6375; N 47, ст. 7134; N 53, ст. 8435, 8446, 8456) следующие изменения:

1) в пункте 3 части второй статьи 30 слова «210 частями первой, третьей и четвертой» заменить словами «210 частями первой, первой 1 , третьей и четвертой, 210 1 «;

2) в пункте 1 части третьей статьи 31 слова «210 частью четвертой» заменить словами «210 частью четвертой, 210 1 «;

3) часть вторую статьи 100 после цифр «210,» дополнить цифрами «210 1 ,»;

а) в пункте 3 части второй цифры «208 — 210» заменить цифрами «208 — 210 1 «;

б) в части пятой цифры «208 — 210» заменить цифрами «208 — 210 1 «.

Президент Российской Федерации В. Путин

Законы, вступающие в силу 6 августа

Федеральный закон от 6 февраля 2020 года № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции»

Генеральная прокуратура РФ получила полномочия запрашивать в банках и уполномоченных органах иностранных государств информацию о наличии у чиновников счетов в иностранных банках.

В случае невозможности получения такой информации органами прокуратуры запрос в центральный банк иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка может обратиться Банк России.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников»

Уголовный кодекс РФ дополняется новой статьей 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи», предусматривающей ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи. Если это деяние привело к причинению тяжкого вреда здоровью пациента, то оно карается штрафом до 80 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до двух лет или принудительными работами на тот же срок. Если такие же действия повлекли смерть пациента, то предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до 4 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Кроме того, статьи 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью») УК РФ дополняются новыми квалифицирующими признаками: совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменения, внесенные в действующее законодательство, направлены на совершенствование условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). В частности, определен

порядок создания или изменения границ ТОР, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта.

Также, установлено, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на ТОР не предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти, природного газа или газового конденсата, заготовку древесины и их реализацию, а также банковскую, страховую или клиринговую деятельность, организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или негосударственными пенсионными фондами.

Скорректирован ряд норм, касающихся создания и управления ТОР, в том числе на территориях моногородов, правового положения их резидентов, а также осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на ТОР.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»

Органы государственной власти города федерального значения Севастополь получили право осуществлять полномочия в области использования атомной энергии, которые отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»

Упрощен порядок декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Депутаты будут представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом. В дальнейшем такие сведения нужно предоставлять только в случае совершения в течение отчётного периода сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Страховым организациям, которые в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставляется право проводить упрощённую идентификацию клиента — физического лица, а также поручать кредитной организации проведение идентификации и упрощённой идентификации.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 14.2 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Уточнен порядок захода иностранных туристских судов в районы внутренних морских вод и территориального моря России, прилегающие к территориям субъектов РФ, входящим в Арктическую зону Российской Федерации или Дальневосточный федеральный округ.

В частности, установлено, что такие суда могут осуществлять погрузку припасов в портах. Также установлено, что в перечне портов, утвержденном Правительством РФ, должны быть указаны порты, в которых иностранным туристским судам разрешается осуществлять посадку и высадку на берег пассажиров-туристов.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в связи с совершенствованием порядка возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»

Внесенными изменениями установлено, что таксы для исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам, будет определять Правительство РФ, а методики исчисления размера причинённого водным биологическим ресурсам вреда — федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. При отсутствии указанных такс и методик размер нанесенного вреда будет устанавливаться исходя из затрат на восстановление водных биологических ресурсов.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»

На Правительство РФ возложены полномочия по утверждению методики расчёта ущерба, причинённого в результате хищения, совершённого из газопровода, а также по определению федерального органа исполнительной власти, который будет уполномочен на утверждение такой методики.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расширен перечень объектов, на которые не распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов. В него включены многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых более 70% и которые не включены в региональную программу капитального ремонта в связи с решением об их сносе или реконструкции, а также многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 240-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены особенности правового регулирования деятельности международного медицинского кластера. Так, с 10 до 20 лет увеличен период действия статуса участника проекта.

Также появилась возможность приобретения участниками кластера лекарственных средств у российских фармацевтических производителей и организаций оптовой торговли лекарственными средствами. Кроме того, они могут осуществлять деятельность по клиническому использованию донорской крови или её компонентов, по проведению экспертизы временной нетрудоспособности при условии получения лицензии на медицинскую деятельность с указанием трансфузиологии или экспертизы временной нетрудоспособности в качестве составляющих частей медицинской деятельности.

Установлено право участников международного медицинского кластера на получение лицензий на осуществление фармацевтической и образовательной деятельности, а также лицензий на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предусматривающей приобретение, использование, хранение наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.

Участники кластера не имеют право оказывать медицинскую помощь, оплачиваемую за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счёт средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.2 и 21 Федерального закона «О лотереях» и статьи 5.1 и 15.1 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

На Федеральную налоговую службу возложены полномочия осуществлять контрольные закупки в рамках государственного надзора за проведением лотерей и азартных игр.

Ряд положений Федерального закона от 26 июля 2020 года № 238-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муницинально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесенными изменениями установлено, что элементом соглашения о государственно-частном партнёрстве, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий, может являться наличие у публичного партнёра обязательства по отчуждению частному партнёру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих объектов информационных технологий, подлежащих переработке (модификации) для создания объекта соглашения.

Также скорректированы правила о применении контрольно-кассовой техники при расчётах за товары, которые маркированы средствами идентификации, а также требования к контрольно-кассовой технике, применяемой при расчётах за товары, подлежащие обязательной маркировке. Кроме того, внесены изменения в обязанности пользователей, осуществляющих расчёты за товары, маркированные средствами идентификации.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

В перечень разрешённых выплат, осуществляемых с лицевых счетов бюджетных учреждений, операции по которым приостановлены органами Федерального казначейства в связи с нарушением сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, включены операции по выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Лица, которые получили паспорт гражданина России до 1 января 2010 года и у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие российского гражданства, имеют право приобрести его в упрощённом порядке.

Также скорректирован порядок отмены решений о признании гражданином Российской Федерации или о приёме в гражданство Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»

Скорректирован порядок предоставления в Министерство юстиции РФ сведений о количестве выдвинутых политической партией и ее региональными отделениями кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также сведений о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Вносимыми изменениями установлено, что эти сведение министерству будет предоставлять Центральная избирательная комиссия РФ на основе данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Правительство РФ будет утверждать порядок возмещения убытков, причинённых малочисленным народам, их объединениям, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде их обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 231-ФЗ «О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации»

С 5 до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы увеличен срок извещения работником работодателя о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена его заработная плата.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь»

Устанавливается административную ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи. Это деяние, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Также вырос административный штраф за непредоставление преимущества в движении транспортному средству свключенными мигалками и сиреной, в том числе карете скорой помощи. Теперь он составляет от 3 до 5 тысяч рублей (ранее — 500) либо это деяние карается лишение водительских прав на срок от 3 месяцев до 3 лет (ранее — от 1 до 3 месяцев).

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»

Предусматривается ответственность депутатов органов местного самоуправления (МСУ) за представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В частности, если искажение этих сведений является несущественным, то могут быть применены такие меры ответственности, как предупреждение, освобождение депутата МСУ от должности или освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Порядок принятия решения о применении к депутату органа МСУ указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с региональным законом.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Уточняется содержание понятия «адрес» и устанавливается, что объект адресации — это объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством РФ перечнем объектов адресации.

Также скорректированы требования к составу содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, и порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра и порядок предоставления содержащихся в нём сведений.

Кроме того, установлены полномочия г. Севастополя по вопросам ведения федеральной информационной адресной системы.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 222-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Увеличен административный штраф за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов не требуется выдача разрешения на строительство.

Теперь штраф будет составлять: для граждан — от 2 до 5 тысяч рублей (ранее от 500 до 1000 рублей), для должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей (1000-2000 рублей), для юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (10-20 тысяч рублей).

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 221-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Установлена административная ответственность за воспрепятствование работодателем замене работником кредитной организации для перевода зарплаты. В случае отказа или затягивания сроков накладывается административный штраф в размере: от 1 до 5 тысяч рублей — для индивидуальных предпринимателей; от 10 до 20 тысяч рублей — для должностных лиц; от 30 до 50 тысяч рублей — для организаций.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Установлена административная ответственность за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года.

Размер штрафа будет составлять: для граждан — от 20-кратной до 25-кратной стоимости билетов, но не менее 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 25-кратной до 30-кратной стоимости входного билета, но не менее 150 тысяч рублей.

Также вводится административная ответственность за реализацию поддельных входных билетов или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Штраф составит: для граждан — от 50 до 70 тысяч рублей, для должностных лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 215-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ужесточается административная ответственность за изготовление, сбыт и подделку документов

В частности, увеличен административный штраф за: нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации; представление заведомо ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство; подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в статью 63 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Гражданский процессуальный кодекс РФ дополнен положением, согласно которому при невозможности выполнения судебного поручения по причинам, не зависящим от суда, на это указывается в определении суда.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 209-ФЗ «О внесении изменений в статью 327 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Повышена уголовная ответственность за подделку документов, а также за сбыт и использование поддельных документов.

В частности, максимальное наказание за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет.

Приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыт либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей, бланков повлечёт за собой наказание в виде лишения свободы на срок до одного года.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Администрация учреждений, исполняющего наказания, обязана уведомлять комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего осуждённого о его предстоящем освобождении от отбывания наказания.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в статьи 43 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Расширен перечень оснований увольнения прокурорских работников со службы в органах и организациях прокуратуры РФ. В него включены два новых пункта: отказ от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий, а также отсутствие на службе в течение более 4 месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если российским законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы. При увольнении прокурорских работников по указанным основаниям им выплачивается выходное пособие.

Кроме того, Генеральный прокурор РФ получил право устанавливать порядок зачисления и нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры по окончании срока полномочий по замещаемой должности. При этом установлено, что в период нахождения в распоряжении органа прокуратуры за прокурорским работником сохраняются статус, гарантии правовой и социальной защиты, а также в указанный период могут применяться меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

В связи со снижением в городе Байконуре численности лиц, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), и объёма подлежащих уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения города, скорректированы параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год.

Также установлено, что объем субвенции из бюджета ФОМС, который предоставляется в 2020 году бюджету территориального отделения фонда и годовой объём бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2020 году в бюджете Байконура на ОМС неработающего населения, определяется исходя из численности застрахованных лиц на 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части совершенствования парламентского контроля»

Внешнюю проверку годового отчёта об исполнении местного бюджета может проводиться контрольно-счетным органом субъекта РФ в случае заключения соответствующего соглашения с представительным органом муниципального образования.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 196-ФЗ «О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму»

Конвенция, подписанная в Астане 9 июня 2017 года, направлена на создание юридической основы для эффективного сотрудничества государств — участников Конвенции в целях противодействия идеологии и практике экстремизма.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 956 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу инвестирования средств пенсионных накоплений»

До 40% увеличена максимальная доля денежных средств инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании и инвестиционных портфелей выплатного резерва и срочных пенсионных выплат государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, размещаемых по договорам РЕПО с ЦК.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

о подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (по вопросу совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления) (далее – законопроект).

Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта с 01 января 2014 г.

Действие законопроекта будет распространяться на осужденных, которым за совершение преступления назначено наказание в виде штрафа в качестве основного или дополнительного наказания.

Законопроект направлен на совершенствование механизма исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления. Законопроектом предлагается возложить на осужденных, не оплативших штраф добровольно, обязанность предоставлять судебному приставу-исполнителю имущество для обращения на него взыскания штрафа, увеличив при этом срок для добровольного исполнения до 60 дней. В случае уклонения от уплаты штрафа или представления имущества законопроект предусматривает замену штрафа другим видом наказания.

Проект разработан Департаментом нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Министерства юстиции Российской Федерации.

О проекте федерального закона № 73983–5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»

В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими в Комитет по государственному строительству и законодательству относительно рассмотрения проекта федерального закона № 73983–5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы) полагаем необходимым отметить следующее.

Сообщаем, что законопроект № 73983–5 касается существенных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и требует необходимых согласований с заинтересованными министерствами и ведомствами. В частности, законопроект касается порядка зачета времени содержания лица под стражей (до вступления приговора суда в законную силу) в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Новый порядок зачета основывается на применения коэффициента (величиной не менее единицы) при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом.

Вместе с тем, законопроект не предусматривает распространение предлагаемого порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, преступлений, связанных с террористической деятельностью, а также при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений, которым в соответствии со статьей 58 Уголовного кодекса Российской Федерации отбывание лишения свободы назначается в тюрьме, исправительных колониях особого и строгого режима, поскольку они представляют наибольшую опасность для общества.

В законопроекте предлагается также не применять указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии общего режима, воспитательной колонии или колонии-поселении, в строгих условиях, в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в соответствии со статьями 115 и 136 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. (в случае применения мер взыскания к осужденным).

Исходя из вышеизложенного, вышеуказанный законопроект № 73983–5 будет включен в план рассмотрения законопроектов Государственной Думой после согласования между всеми заинтересованными министерствами и ведомствами в части объемов финансирования мероприятий связанных с реализацией положений законопроекта. Рассмотрение указанного законопроекта не включено в план работы Государственной Думы на осеннюю сессию 2016 года.

Каталог документов, изменяющих «Уголовный кодекс»

«О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство»

«О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников»

«О внесении изменений в статью 327 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2020 года»

«О внесении изменения в статью 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер противодействия терроризму»

«О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции»

«О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу»

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом-единороссом Александром Ремезковым внесен законопроект (№ 440058-6), в разработке которого Следственный комитет Российской Федерации принимал самое активное участие, направленный на реформирование основ российского уголовного процесса для обеспечения его справедливости. Законопроект предусматривает положения, обязывающие следователя, прокурора, а также суд в процессе доказывания по уголовному делу принимать меры к установлению истины, то есть к выяснению обстоятельств преступления такими, какими они были в действительности.

Необходимо напомнить, что российское уголовное судопроизводство справедливость правосудия традиционно связывало с истиной, поскольку нельзя вынести справедливый приговор, основываясь на недостоверных или неполных данных.

Этот правовой институт, целью которого является всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного его разрешения, был указан в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года, УПК РСФСР 1922 года, УПК РСФСР 1960 года. Однако из УПК РФ 2002 года он был неоправданно исключен.

Необходимо отметить, что в качестве цели доказывания истина определена, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Федеративной Республики Германия (абзац 2 параграфа 244), а также Уголовно-процессуальном кодексе Франции (статья 310) как базовая ценность романо-германского уголовного процесса, к которому традиционно тяготеет российское уголовное судопроизводство.

Между тем в начале 2002 года в России была реализована англо-американская модель чистой состязательности. В соответствии с этой моделью судья не должен проявлять активность в сборе доказательств, а стоит как бы над сторонами, наблюдая за их процессуальным спором, после чего выносит решение на основании позиции той стороны, чьи аргументы были сильнее. Таким образом, априори истина его не интересует. И именно поэтому в этих странах так высоко оплачивается труд адвоката, работа которого нередко предрешает оправдательный приговор несмотря на то, что лицо виновно.

В СМИ уже появилась информация оппонентов о том, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации, якобы ограничивая состязательность, презумпцию невиновности и другие базовые принципы демократического уголовного процесса.

На самом деле это не так.

Никто не собирается отменять состязательность. Предлагается только модернизировать этот принцип с учетом российских традиций уголовного судопроизводства, в соответствии с которыми приговор по уголовному делу назначается с учетом действительных (истинных) обстоятельств совершенного преступления, а не ораторского мастерства сторон.

Взамен состязательности с пассивной ролью суда законопроектом предлагается модель так называемой сбалансированной состязательности, когда судья в случае недостаточности имеющихся доказательств будет проявлять активность для выяснения подлинных обстоятельств дела именно для того, чтобы вынести справедливое итоговое решение. Это даст судье возможность при недостатке предъявляемых сторонами сведений, не поступаясь совестью, получить все необходимые доказательства дляформирования собственного внутреннего убеждения и вынести обоснованный приговор. Он может быть как обвинительным, так и оправдательным. В этом и есть конституционный смысл роли судьи в обеспечении справедливости правосудия, что так важно для российского гражданского общества и конституционного принципа независимости судебной власти.

Оппоненты говорят о том, что в результате этого выиграет только сторона обвинения, ошибки которой будут исправляться судом.

Это тоже далеко не так. В силу особенностей российского уголовного судопроизводства сторона обвинения на судебной стадии изначально ставится в более выгодное положение по сравнению со стороной защиты, так как она обладает всей полнотой доказательственной базы, собранной на стадии предварительного расследования. Сторона же защиты на этом этапе только начинает искать оправдательные доказательства. Если подсудимому назначен бесплатный адвокат, не проявляющий, как правило, активности, а сам подсудимый не обладает юридическими знаниями, то обеспечить надлежащую защиту и собрать доказательства своей невиновности ему практически невозможно. Предлагаемый законопроект предусматривает в этой ситуации необходимую систему противовесов, когда судья, установив неполноту доказательств, которые могут свидетельствовать о невиновности подсудимого, устранит ее. Поэтому новый порядок будет ограждать подсудимого от несправедливого обвинения.

Не посягает законопроект и на презумпцию невиновности. Он вообще ее никак не коснется. В соответствии с частью 3 статьи 14 УПК РФ все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого. Как сейчас, так и в случае принятия законопроекта неустранимые с учетом всех принятых мер сомнения будут толковаться в пользу обвиняемого. Закон лишь уточнит, что исчерпывающие меры, принимаемые следователем, прокурором и судом, должны быть направлены именно на поиск истины.

Это позволит отойти от обвинительного уклона, создать правовые условия, при которых следователь становится не «преследователем», а «исследователем» в целях установления обстоятельств происшедшего события, в связи с которым производится расследование. На следователя в законодательном порядке акцентировано будет возложена обязанность тщательно собирать не только обвинительные, но и оправдательные доказательства. Всё это будет на пользу нашим гражданам, представление о справедливом правосудии которых традиционно связывалось с поиском «правды» в суде, повысит их доверие к следственным органам и к судебной власти.

Мы отлично понимаем, что для преодоления обвинительного уклона понадобится изменение не только закона, но и правосознания должностных лиц, применяющих его. Однако без создания соответствующих законодательных правовых основ, без указания в законе на истинные ориентиры процесса доказывания добиться этого будет невозможно. Законопроект как раз и направлен на выработку таких фундаментальных основ. Его принятие может стать первым шагом на пути реформы отечественного уголовного процесса для обеспечения справедливости правосудия и повышения роли судьи как независимого вершителя правосудия.

Хотелось бы надеяться на то, что этот важный шаг будет правильно понят и поддержан общественностью.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ

ИНСТИТУТА УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

Статья 1

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2008, N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 15, ст. 1756; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3428, 3431; N 30, ст. 3986; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 13, ст. 1687; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6334) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить пунктом 22.1 следующего содержания:

«22.1) объективная истина – соответствие действительности установленных по уголовному делу обстоятельств, имеющих значение для его разрешения;»;

2) часть третью статьи 15 изложить в следующей редакции:

«3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела, исполнения сторонами их процессуальных обязанностей, а также осуществления предоставленных им прав.»;

3) дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

«Статья 16.1. Установление объективной истины по уголовному делу

1. Суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, а также орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель обязаны принять все предусмотренные настоящим Кодексом меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, подлежащих доказыванию для установления объективной истины по уголовному делу.

2. Суд не связан мнением сторон. При наличии сомнений в истинности мнения сторон суд принимает все необходимые меры к установлению действительных фактических обстоятельств уголовного дела в целях обеспечения отправления справедливого правосудия.»;

4) часть первую статьи 17 изложить в следующей редакции:

«1. Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, руководитель следственного органа, следователь и дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью.»;

5) статью 21 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. При осуществлении уголовного преследования прокурор, руководитель следственного органа, следователь, а также начальник подразделения дознания и дознаватель обязаны сохранять объективность и беспристрастность, не допуская обвинительного уклона в доказывании. Обстоятельства, оправдывающие обвиняемого (подозреваемого) или смягчающие его наказание, подлежат тщательному и всестороннему исследованию и оцениваются наравне с обстоятельствами, изобличающими обвиняемого (подозреваемого) или отягчающими его наказание.»;

6) в статье 119 слова «обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство,» заменить словами «обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования или судебного разбирательства, прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство,»;

а) после слова «Судья» дополнить словами «в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства»;

б) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1) в ходе досудебного производства были допущены иные существенные нарушения закона, повлекшие нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, которые не могут быть устранены в ходе судебного заседания, если такие нарушения не связаны с восполнением неполноты проведенного дознания или предварительного следствия.»;

в) дополнить частью 1.1. следующего содержания:

«1.1. Уголовное дело возвращается прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом только по ходатайству стороны в случаях:

1) неполноты предварительного следствия или дознания, которая не может быть восполнена в судебном заседании, в том числе, если такая неполнота возникла в результате признания доказательства недопустимым и исключения его из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве;

2) наличия оснований для предъявления обвиняемому нового обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении или обвинительном акте.»;

8) статью 238 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части первой настоящей статьи, судья приостанавливает производство по уголовному делу в отношении обвиняемого, участие которого в судебном разбирательстве невозможно, если раздельное судебное разбирательство не воспрепятствует установлению объективной истины по уголовному делу. В случаях, когда раздельное судебное разбирательство воспрепятствует установлению объективной истины по уголовному делу, приостанавливается все производство по уголовному делу.»;

9) часть первую статьи 243 изложить в следующей редакции:

«1. Председательствующий руководит судебным заседанием, принимая необходимые меры к всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств уголовного дела, а также обеспечивая состязательность и равноправие сторон.»;

10) статью 247 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

«5.1. В случаях, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть проведено, если это не воспрепятствует установлению объективной истины по уголовному делу.»;

11) статью 252 дополнить частью третьей следующего содержания:

«3. Суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе восполняет неполноту доказательств в той мере, в какой это возможно в ходе судебного разбирательства, сохраняя при этом объективность и беспристрастность и не выступая на стороне обвинения или стороне защиты. При отсутствии возможности устранить неполноту доказательств в судебном разбирательстве суд в порядке, установленном пунктом 1 части 1.1 настоящего Кодекса возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению.»;

12) часть четвертую статьи 275 после слов «по ходатайству сторон или по инициативе суда» дополнить словами «если это необходимо в интересах установления объективной истины по уголовному делу»;

13) часть первую статьи 369 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1) односторонность или неполнота судебного следствия – в случаях, предусмотренных статьей 380.1 настоящего Кодекса;»;

14) часть первую статьи 379 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1) односторонность или неполнота судебного следствия;»;

15) дополнить статьей 380.1 следующего содержания:

«Статья 380.1. Односторонность или неполнота судебного следствия

1. Проведенным односторонне или неполно признается судебное следствие, в ходе которого остались невыясненными обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда и установление объективной истины по уголовному делу.

2. Судебное следствие во всяком случае признается односторонним или неполным, когда по уголовному делу:

1) не была проведена судебная экспертиза, производство которой в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным;

2) не были допрошены лица, показания которых могут иметь значение для установления объективной истины по уголовному делу;

3) не были изъяты документы или вещественные доказательства, имеющие значение для установления объективной истины по уголовному делу.»;

16) статью 389.15 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

17) дополнить статьей 389.16.1 следующего содержания:

«Статья 389.16.1. Односторонность или неполнота судебного следствия

2) не были допрошены лица, чьи показания могли быть использованы для установления объективной истины по уголовному делу;

3) не были изъяты документы или вещественные доказательства, имеющие значение для установления объективной истины по уголовному делу.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *