Уголовный кодекс рк изменение

Уголовный кодекс рк изменение

1. Что послужило причиной принятия нового Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях?
Жизнь потребовала создания нового Уголовного кодекса, основанного на идее приоритета общечеловеческих ценностей, решительного поворота к проблеме уголовно-правовой охраны прав и свобод человека, соответствия уголовно-правовых запретов условиям нарождающейся рыночной экономики.
Правоприменительная практика постоянно ощущала нестабильность уголовного законодательства.

2. Как вы думаете, чем на современном этапе характеризуется уголовная политика нашего суверенного государства?
Уголовная политика независимого Казахстана характеризуется сохранением повышенной уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, проявления организованной преступности, с одной стороны, и применением более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения — с другой стороны.
В систему наказаний включены новые виды (общественные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест), известные ранее виды наказаний наполнились новым содержанием. Эффективность предусмотренной Кодексом системы уголовных наказаний будет определяться результатами практики применения установленных им видов наказаний и санкций.

3. Какие особенности наблюдаются в измененном новом Уголовном и Уголовно-процессуальном Кодексах? Имеются ли существенные различия между новыми и действующими УК И УПК?
Основная цель принятия Кодексов новой редакции – упростить уголовный процесс, приблизить его к международным стандартам.
Имеются существенные различия, главным из которых является то, что в новый Уголовный кодекс внесены новые главы о медицинских уголовных правонарушениях и уголовных правонарушениях в сфере информатизации и связи.
Во многих статьях Уголовного кодекса в качестве наказания предусмотрены штрафы и привлечение к исполнительным работам. Внесение этих норм в новый кодекс показывает о гуманизации наказания. Штрафом можно повлиять на материальное положение подсудимого – «бить его по карманам», привлечение к исправительным работам тоже может дать положительные результаты, нежели лишение свободы.
Главное изменение в Уголовно-процессуальном кодексе – внесение новой формы, предусматривающей вместо возбуждения уголовного дела досудебную проверку и следствие.

4. Каков порядок регистрации жалоб и заявлений граждан по новому кодексу?
Все жалобы и заявления, сообщения и иные информации о преступлениях, регистрируются в КУЗИ. Далее, заявления или информации, содержащие явные признаки преступления, вносятся в единый список досудебных проверок и следствия в электронном формате. Это означает, что с этого момента возбуждено уголовное дело и ему присвоен регистрационный номер. Согласно требованиям нового УПК, орган уголовного преследования приступает к доследственным проверкам и следствию, не вынося постановления о возбуждении уголовного дела.
Все формы статистических карточек будут заполняться в электронном формате, то есть бумажный вариант отсутствует.

5. По действующему Уголовно-процессуальному кодексу применяется практика упрощенного делопроизводства. Имеются ли какие-либо изменения по этому поводу согласно новому УПК?
По действующему законодательству по преступлениям небольшой и средней тяжести, а также тяжким преступлениям, если по собранным материалам факт преступления и совершившее его лицо установлены и это лицо не будет оспаривать собранные доказательства и полностью признает свою вину, а также размер причиненного его действиями материального ущерба, то в течении десяти дней проводится доследственная проверка, после чего дело передается в прокуратуру.
А согласно новому УПК, если все вышеперечисленные факты установлены и виновное лицо признает свою вину полностью, то подозреваемое лицо будет уведомлено об этом, при этом ему разъясняются вытекающие из данного решения последствия и упрощенное делопроизводство заканчивается за 15 дней.

6. Какие изменения были внесены в новом Уголовном кодексе по тактике расследования уголовного дела?
Также стоит отметить, что по новому Уголовно-процессуальному кодексу предоставлена возможность проведения с применением видеокамеры и новых технологий допроса лиц, находящихся на территории другой области республики.

7. Каков порядок возращения уголовных дел на доследование со стороны судебных органов согласно нового Уголовно-процессуального кодекса?
Впредь уголовные дела, направленные в суд на дополнительные расследования, возвращаться судами не будут. Так как теперь будут приниматься только решения об обвинении или об оправдании.
Наряду с этим, не стоит забывать, что функция возращения уголовных дел на доследование у органов прокуратуры осталась в силе.

8. По действующему Уголовно-процессуальному кодексу по окончании расследования, уголовные дела направляются в органы прокуратуры с обвинительным заключением, а какие изменения внесены по этому вопросу в новый Уголовно-процессуальный кодекс?
Лицо, осуществляющее досудебное расследование, после ознакомления с материалами уголовного дела участников процесса и разрешения их ходатайств, составляет обвинительный акт.
После составления обвинительного акта лицо, осуществляющее досудебное расследование, направляет его с уголовным делом прокурору.
Составление обвинительного акта по сравнению с обвинительным заключением существенно не отличается, обвинительный акт также направляется прокурору вместе с материалами уголовного дела и со всеми документами.
При составлении обвинительного акта, а также в ряде документов, приобщающихся к обвинительному акту, может быть приложен иной документ (актовая запись о рождении), это говорит о том, что в случае отсутствия у подозреваемого документа, удостоверяющего личность, к материалам в исключительных случаях может быть приложен иной документ. То есть, наиболее упрощена работа следователей и дознавателей с положительной стороны, так как нет необходимости получения других документов, устанавливающих личность обвиняемого.

9. Есть ли изменения в новом УК РК от действующего УК РК по санкциям к лицам, совершившим особо тяжкие преступления?
Ответ: В новом Уголовном кодексе только по некоторым особо тяжким преступлениям усилены санкции. К примеру, убийство относится к преступлениям против личности. По действующему уголовному законодательству за убийство, то есть преступление, предусмотренное по части 1 статьи 96 УК РК, санкции наказания начинаются сроком с шести лет лишения свободы, а по новому Уголовному кодексу части 1 статьи 99 УК РК, за это же преступление предусмотрены санкции наказания сроком с восьми лет лишения свободы, то есть наказание ужесточено.

О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. N 168. Утратил силу Кодексом РК от 3 июля 2014 года № 226-V

Сноска. Утратил силу Кодексом РК от 03.07.2014 № 226-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 1. Ввести в действие Уголовный кодекс Республики Казахстан с 1 января 1998 года, за исключением положений, для которых настоящим Законом установлены иные сроки введения в действие.

Статья 2. Признать утратившим силу с 1 января 1998 года Уголовный кодекс Казахской ССР, утвержденный Законом Казахской ССР от 22 июля 1959 года «Об утверждении Уголовного кодекса Казахской ССР», а также все законы, которыми в Уголовный кодекс Казахской ССР внесены изменения и дополнения в период с 22 июля 1959 года до 1 января 1998 года.
Законы и нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат приведению в соответствие с Уголовным кодексом Республики Казахстан.
Впредь до приведения в соответствие с Уголовным кодексом Республики Казахстан указанные законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовному кодексу Республики Казахстан.

Статья 3. Пересмотреть вынесенные до 1 января 1998 года приговоры судов и иные судебные акты о применении иных мер уголовно-правового характера с целью приведения их в соответствие со статьей 5 Уголовного кодекса Республики Казахстан, устанавливающей обратную силу уголовного закона в случае, когда закон устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление. Пересмотр ранее вынесенных приговоров судов и других судебных актов производится судьей суда, вынесшего приговор, или суда, находящегося по месту отбывания наказания осужденным.
Подлежат прекращению все возбужденные уголовные дела о деяниях, не признающихся преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан.

Статья 4. Положения Уголовного Кодекса Республики Казахстан о наказании в виде привлечения к общественным работам вводятся в действие с 1 января 2000 года, о наказании в виде ограничения свободы — с 1 января 2003 года, о пожизненном лишении свободы — с 1 января 2004 года, о наказании в виде ареста — с 1 января 2010 года.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 05.05.2000 N 47 ; от 30.10.2002 N 349 ; от 31.12.2003 N 514 ; от 10.12.2009 № 228-IV (порядок введения в действие см. ст. 2 ).

Статья 5. Лица, осужденные к наказанию в виде увольнения от должности по подпункту 6) части первой статьи 21, общественного порицания по подпункту 8) части первой статьи 21, возложения обязанности загладить причиненный вред по подпункту 9) части первой статьи 21 Уголовного кодекса Казахской ССР, освобождаются от отбывания наказания со снятием с них судимости.

Статья 6. Лицам, осужденным к наказанию в виде исправительных работ без лишения свободы с отбыванием наказания не по месту работы осужденного по статье 25 Уголовного кодекса Казахской ССР, назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей удержанию в доход государства. Суммы, выплаченные на момент введения в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан, подлежат зачету. Назначенный в этом случае штраф не может превышать максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Статья 7. Лица, признанные особо опасными рецидивистами по статье 23-1 Уголовного кодекса Казахской ССР, отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима.

Статья 8. Положение, закрепленное в пункте 4 Примечания к статье 175 Уголовного кодекса Республики Казахстан, распространяется на лиц, ранее совершивших какое-либо из преступлений, предусмотренных статьями 63 (бандитизм), 76 (кража), 76-1 (грабеж), 76-2 (разбой), 76-3 (мошенничество), 76-4 (хищение чужого имущества путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением), 76-7 (вымогательство), 203 (хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ), 205-2 (хищение радиоактивных материалов), 213-1 (хищение наркотических средств) Уголовного кодекса Казахской ССР, утвержденного Законом Казахской ССР от 22 июля 1959 года «Об утверждении Уголовного кодекса Казахской ССР».
Статья 9. Положения, закрепленные в статье 251 Уголовного кодекса Республики Казахстан, распространяются на лиц, имеющих разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного бесствольного, газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, с 1 января 2016 года.
Сноска. Закон дополнен статьей 9 в соответствии с Законом РК от 23.04.2014 № 200-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Президент
Республики Казахстан

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан

Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 7 июля 2016 года № 5.

1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан:

1) Утратил силу нормативным постановлением Верховного Суда РК от 29.06.2020 № 13 (вводится в действие со дня первого официального опубликования.);

2) «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» от 18 июня 2004 года № 2 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2011 года № 1, от 4 апреля 2014 года № 1):

в заголовке и пунктах 1, 20 слова «О преступлениях» заменить словами «об уголовных правонарушениях» далее по всему тексту слова «преступлений», «преступлениях», «преступление», «преступлении», «преступления» заменить соответственно словами «уголовных правонарушений», «уголовных правонарушениях», «уголовное правонарушение», «уголовном правонарушении», «уголовного правонарушения»;

по всему тексту цифры «190» заменить цифрами «214»;

в абзаце первом слова «и юридических лиц, осуществляемую в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» и иными законодательными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность.» заменить словами «, оралманов, негосударственных коммерческих юридических лиц (субъектов частного предпринимательства), государственных предприятий (субъектов государственного предпринимательства), осуществляемую в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законодательными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность.»;

в абзаце втором слова «регистрация лица в соответствующих органах либо наличие иного специального разрешения (лицензии) на занятие этой деятельностью.» заменить словами «государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности, в необходимых случаях наличие специального разрешения (лицензии) на занятие видом деятельности и соблюдение законодательства о разрешениях и уведомлениях.»;

дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Принимая во внимание, что согласно статье 177 и подпункту 3) пункта 1 статьи 180 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), имущественный доход физического лица от сдачи имущества в аренду лицам, не являющимся налоговыми агентами, не относится к доходу индивидуального предпринимателя, отсутствие регистрации такого лица в качестве индивидуального предпринимателя не образует состав статьи 214 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК). Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов и (или) других обязательных платежей с имущественного дохода, то при наличии к тому оснований его действия подлежат квалификации по статье 244 УК.»;

слова «другого преступления,» заменить словами «другого уголовного правонарушения, посягающего на иные общественные отношения (организация незаконного игорного бизнеса, незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность и так далее),»;

слова «статье Уголовного кодекса (далее – УК)» заменить словами «статьей УК»;

в абзаце первом слова «прибыли, полученной» заменить словами «чистого дохода, полученного»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«При определении крупного и особо крупного ущерба, крупного и особо крупного размера дохода, значительного ущерба и значительного размера, существенного вреда суды должны руководствоваться разъяснением этих понятий, приведенных в статье 3 УК.»;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Под предусмотренной в статье 218 УК легализацией (отмыванием) денег или иного преступно нажитого имущества следует понимать вовлечение в законный оборот доходов от уголовных правонарушений, совершения сделок в виде конверсии (преобразования) и иных формально правомерных действий с целью сокрытия факта криминального происхождения имущества.

В случае одновременного приобретения и легализации денежных средств или иного имущества, полученных заведомо незаконным путем, виновное лицо должно нести уголовную ответственность по совокупности уголовных правонарушений – по статье 218 УК и соответствующей норме уголовного закона, предусматривающей ответственность за незаконное приобретение этих средств или имущества.

По смыслу статьи 218 УК, к конверсионным относятся сделки, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей. При этом финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с основным уголовным правонарушением, на что указывает характер этих действий, направленный на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение его открытого оборота.

Для квалификации содеянного по статье 218 УК необходимо, чтобы виновное лицо заведомо знало о преступном происхождении легализуемого имущества. При этом лицо не обязательно должно быть осведомлено о конкретных обстоятельствах основного уголовного правонарушения.»;

в пункте 11 цифры «194» заменить цифрами «219»;

цифры «206» заменить цифрами «231»;

слова «статей 177 УК» заменить словами «статей 190»;

в пункте 14 слова «примечании к статье 189» заменить словами «статье 3»;

в пункте 14-1 цифры «220» заменить цифрами «243»;

в пункте 16 цифры «224» заменить цифрами «247»;

в первом предложении цифры «41» заменить цифрами «50»;

во втором предложении слова «части третьей статьи 41» заменить словами «части второй статьи 50»;

в пункте 19 цифру «7» заменить цифрой «8»;

в абзаце первом цифры «121» заменить цифрами «118»;

в абзаце третьем цифры «206» заменить цифрами «231».

2. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования.

Уголовный кодекс
Республики Казахстан

См. о внесении изменений в настоящий Кодекс:

Закон РК от 18.11.15 г. № 412-V (вводится в действие с 1 января 2020 г.);

Закон РК от 24.11.15 г. № 422-V (вводятся в действие с 16 декабря 2020 г.);

Закон РК от 03.07.19 г. № 262-VI (вводятся в действие с 1 января 2020 г.).

По всему тексту слова «информационно-коммуникационных сетей», «информационно-коммуникационной сети» и «информационно-коммуникационную сеть» заменены соответственно словами «сетей телекоммуникаций», «сетям телекоммуникаций» и «сеть телекоммуникаций»; слова «национальных электронных информационных ресурсов» и «национальной информационной системы» заменены соответственно словами «государственных электронных информационных ресурсов» и «информационных систем государственных органов» в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )

По всему тексту слова «ВИЧ/СПИД» заменены словом «ВИЧ» в соответствии с Законом РК от 28.12.18 г. № 208-VI ( см. стар. ред. )

В оглавление внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 400-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.12.16 г. № 36-VI (введен в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 06.05.17 г. № 63-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.17 г. № 84-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 11.07.17 г. № 91-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.17 г. № 124-VI (введен в действие с 1 января 2020 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 10.01.18 г. № 132-VI (введены в действие с 1 июля 2020 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.12.18 г. № 208-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.12.18 г. № 211-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 21.01.19 г. № 217-VI ( см. стар. ред. )

В Казахстане будет новый Уголовный кодекс. Что изменится?

В РК разрабатывают новый Уголовный кодекс. Это повлечёт за собой изменения и в УПК, и в порядок рассмотрения дел в суде.

В Казахстане разрабатывают новый Уголовный кодекс. Также собираются ввести существенные поправки в работу судебной системы и уголовный процесс. Главная тема реформ – гуманизация. Как это скажется на жизни граждан и что для них изменится, обсуждали 15 сентября на круглом столе в КазНУ, куда приехал председатель Верховного суда Кайрат Мами, представители Генпрокуратуры и многие другие. Informburo.kz рассказывает о том, какие перемены готовятся в законодательстве.

На сколько будут задерживать граждан?

Одно из главных изменений – это сокращение сроков задержания граждан. Сейчас по закону полиция может удерживать вас без всякой санкции суда в течение трёх суток. Если введут поправку в УПК (Уголовно-процессуальный кодекс РК), то этот срок сократится с 72 часов до 48, а для несовершеннолетних – до 24 часов.

«Это минимизирует нарушения прав задержанных, так как они часто проявляются именно на этой стадии, – объяснил смысл поправки заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов. – Этот период используется для получения признательных или иных доказательств».

В целом планируется, что брать под стражу граждан будут в крайнем случае. При совершении экономических преступлений, к примеру, отправлять подозреваемых за решётку не будут, если только речь не идёт об ОПГ.

Что изменится в работе прокуратуры?

Большие перемены ждут работников прокуратуры. Их полномочий станет меньше. В частности, они не смогут выдавать санкции на принудительное освидетельствование. Также прокуратура не будет санкционировать «негласные следственные действия». То есть те, которые обычно не подлежат разглашению. Речь идёт, к примеру, о негласном видео- или аудиоконтроле местности или какого-либо лица, или о прослушке телефона, или о контрольной закупке. Все эти санкции теперь будет назначать суд.

Такое решение было принято разработчиками поправок в связи с тем, что в мировой практике только суд имеет право ограничивать права человека.

Также, если прежде человек не знал о негласных следственных действиях, то есть не подозревал, что его прослушивают, к примеру, то теперь его обязаны об это уведомлять.

Гуманизация уголовной политики?

Некоторые из поправок, которые существенно повлияют на уголовную политику РК, уже приняты. Например, в десять раз снижен порог уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. А именно пороговые размеры ущерба для наступления уголовной ответственности по статье 221 – уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет – повышены с 500 МРП до 2000 МРП. А по статье 222 – уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет организаций – пороговое значение поднято с 2000 до 20 000 МРП.

Ещё один шаг к гуманизации – декриминализация лжепредпринимательства. То есть статью 215 УК РК просто исключили из Уголовного кодекса. При обсуждении этой меры было решено, что статья дублирует уже существующие.

«Статья 215 была очень болезненной для бизнес-сообщества, – высказался заместитель генпрокурора Марат Аметжанов. – Субъекты бизнеса массово вовлекались в уголовный процесс».

Электронное уголовное дело?

Ещё одна реформа, которая уже работает – это электронное уголовное дело. Это система, исключающая человеческий фактор. Специальная программа собирает материалы и формирует уголовное дело. Таким образом, в будущем все материалы следствия перейдут в онлайн-режим.

В этом году в качестве эксперимента суды в РК выдали 103 электронные санкции.

«Она (цифровизация уголовных дел. – Авт.) снимает много проблем – минимизирует фальсификации, становится всё прозрачным, – прокомментировал Марат Ахметжанов. –Ускорится следствие – есть шаблон документов. Можно взять электронную санкцию суда. Экономия бюджета, прозрачность и доступность уголовного процесса всем сторонам. Можно будет подавать ходатайства, это будут видеть надзорные органы, следователи обязаны будут в течение недели ответить. Спешу предупредить, что моментально мы не откажемся от бумаг, всё будет происходить постепенно, чтобы избежать недоработок».

Приказное судопроизводство?

Новшество, с которым пока не всё ясно – это приказное судопроизводство. Предполагается, что рассмотрение некоторых гражданских дел настолько упростится, что их не будут рассматривать вообще. Стороны не будут вызывать, свидетелей не будут слушать. Просто в течение трёх суток суд выносит судебный приказ. И он имеет такую же юридическую силу, как и решение суда.

Такая практика распространена в мире. Однако у Генпрокуратуры такой подход вызывает вопросы. Ведь решения суда в таких случаях сложно будет проверить на объективность.

«Предлагается, что дело в суд направляет орган расследования. А суд его единолично рассматривает без проведения судебных заседаний и выносит приговор. Перепроверить объективность выводов следствия судья не может. Значит, орган расследования может снизить обвинение, может завысить, под приказное подвести тяжкое преступление. Прокурора нет, некому проверять», – отметил Марат Ахметжанов.

Как будут работать адвокаты?

Планируется, что полномочия адвокатов будут расширены. Они смогут обращаться в суд с ходатайствами о производстве судебных следствий, для этого им не нужно будет ждать решения органов досудебного расследования. То есть они частично берут на себя функции следователей. Адвокаты будут иметь доступ ко всем материалам уголовного дела на любой стадии следствия.

Республиканская коллегия адвокатов РК считает, что проект нового УПК учёл не все права адвокатов. К примеру, надо обеспечить обязательное участие защитника в рассмотрении дел. Сегодня адвокатов привлекают только в том случае, если в деле участвует прокурор.

Также председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел предлагает обязать судей объяснять свои решения.

«Считаем, что УПК должен содержать норму, согласно которой в обвинительном приговоре судья должен дать оценку каждому доводу защиты,– прокомментировал Ануар Тугел. – Равным образом в оправдательном приговоре судья должен дать оценку каждому доводу обвинения. Данные положения должны быть закреплены в статье 397 УПК».

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Президент подписал закон об ужесточении наказания за насилие над детьми

Токаев подписал поправки в законодательство о защите прав детей.

Президент Алжира решил уйти в отставку

Комитет национальной безопасности РК выявил и пресёк канал поставки каннабисных наркотиков

Ученые рассказали, как пожилым людям сохранить подвижность

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка», сообщается на сайте Акорды.

Основной целью закона является совершенствование действующего законодательства в сфере защиты прав детей. Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 6 кодексов и 6 законов РК. Предусматривается включение отчима и мачехи в качестве субъекта преступления по ряду статей уголовного кодекса (120, 121, 122, 124), посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетнего.

Принятые нормы предусматривают следующие изменения:

  • отчим и мачеха включены в число субъектов преступления за уголовные правонарушения, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетнего;
  • исключена уголовная ответственность за неисполнение без уважительных причин обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, законным представителем, педагогом, в чьи функции входит обязанность осуществлять надзор за ребёнком;
  • будут созданы центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такие центры войдут в число организаций, выполняющих функции по защите прав ребёнка;
  • вводится обучение в форме экстерната в организациях технического и профессионального образования по специальностям культуры и искусства, физической культуры и спорта для победителей конкурсов и спортивных соревнований;
  • вводится обязанность работников сферы здравоохранения и социальной защиты населения незамедлительно сообщать правоохранительным органам о фактах совершения несовершеннолетними или в их отношении действий, содержащих признаки уголовного или административного правонарушения.

Научная электронная библиотека

Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,

Глава 8 Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи

Впервые юридическая ответственность за компьютерные преступления была предусмотрена в УК РК 1997 г. всего одной статьей

227 «Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» в главе 7 «Преступления в сфере экономической деятельности»1

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» в 2014 году были внесены изменения в УК, в соответствии с которыми появилась новая глава 7. 1 УК РК «Преступления против безопасности информационных технологий»2.

С 1 января 2015 г. вступил в действие новый – второй по счету Уголовный Кодекс Казахстан. Еще на стадии законопроектных работ совершенно справедливо акцентировалось внимание на необходимости усиления защиты информационной безопасности Казахстана. Так, специалисты справедливо констатировали, что нынешнее состояние уголовного законодательства характеризуется отсутствием продуманной и четкой последовательности в его постоянных изменениях, недостаточности, а порой и отсутствием уголовно-правовой регламентации современных противоправных посягательств, особенно в сфере информационных технологий, медицины, экологии, градостроительства и архитектурной деятельности.3

В новом УК Казахстана, нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере компьютерной информации расположены в самостоятельной главе 7 «Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи» и включают 9 основных составов правонарушений. Кроме того, в УК Республики Казахстан введены 15 новых квалифицированных составов уголовных правонарушений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных сетей, рассредоточенных в других главах УК. Клевета, оскорбление совершенные публично или с использованием информационно-коммуникационных сетей влекут уголовную ответственность по ч.ч.2 статей 130, 131 соответственно УК Республики Казахстан.

Незаконное собирание сведений о частной жизни лица, а также возложение обязанности принятия таких мер, незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений физических лиц предусматривает более строгую ответственность в соответствии с ч.ч.2 статей 147, 148 УК Казахстана, если они совершены лицом с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо путем незаконного доступа к электронным информационным ресурсам, информационной системе или незаконного перехвата информации, передаваемой по информационно-коммуникационной сети. В соответствии с Законом РК №419-V ЗРК от 24. 11. 2015 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» по всему тексту УК РК слова «информационно-коммуникационных сети» заменены на «сети телекоммуникации», а «национальные электронные ресурсы» и «национальные информационные системы» на «государственные электронные информационные ресурсы» и «информационные системы государственных органов».

В главе 4 «Преступления против мира и безопасности человечества», два состава уголовных правонарушений видоизменились (статьи 161 УК «Пропаганда или публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» и 174 УК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»), в главе 5 «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства» (статья 179 УК) «Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти или насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан», статья 180 УК «Сепаратистская деятельность») содержат нормы, предусматривающие повышенную уголовную ответственность за совершение деяния с использованием информационно-коммуникационной сети. С учетом участившихся случаев совершения преступлений против собственности через Интернет впервые появились нормы, устанавливающие ответственность за мошеннические действия путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы, а также за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием путем незаконного доступа в информационную систему либо изменения информации, передаваемой по информационно-коммуникационной сети.

1Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан/ под ред. И. И. Рогова, С. М. Рахметова. Алматы: Баспа. -1999. -С. 496.
2Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» 23 апреля 2014 года № 200-V ЗРК
3Досье на проект Уголовного кодекса Республики Казахстан//http: //online. zakon. kz/

В целях ужесточения уголовно-правовой реакции на терроризм и преступлений связанных с терроризмом теперь пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов указанного содержания совершенные с использованием информационно-коммуникационных сетей также будут влечь более строгую уголовную ответственность.

Публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан, публичное оскорбление депутата Парламента Республики Казахстан при исполнении им депутатских обязанностей или в связи с их исполнением, публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением – все эти составы преступлений против порядка управления дополнены квалифицированным признаком – совершенные с использованием информационно-коммуникационных сетей.

Таким образом, закономерный процесс совершенствования уголовного законодательства Казахстана проявляется в том, что за весьма короткий период не только появились совершенно новые составы уголовных правонарушений1, связанные с защитой информации и информационных систем, а также состоялось оформление их в особую и самостоятельную общность с внутренним единством.

Неправомерный доступ к охраняемой информации, информационную систему или сеть телекоммуникаций (ст. 205 УК РК).

Объектом данного деяния выступают общественные отношения по обеспечению информационной безопасности – защищенности электронных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной структуры от внутренних и внешних угроз.

В ст. 54 Закона РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК «Об информатизации» записано, что защита объектов информатизации осуществляется:

1) в отношении электронных информационных ресурсов – их собственниками, владельцами и пользователями;

2) в отношении объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры и критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры – их собственниками или владельцами.

По мнению ряда авторов, «охраняемой официальной информацией» следует признать информацию, содержащую сведения о фактах, имеющих юридическое значение; созданную уполномоченным государством производителем (юридическим или физическим лицом); подчиняющуюся определенному правовому режиму оборота; находящуюся как на машинном носителе (компьютерная информация), на бумажных носителях (официальные документы), так и в человеческой памяти1.

Прежде всего, важным является обращение к определению сущности информационно-коммуникационной инфраструктуры как родового и базового понятия. В соответствии с Законом РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК «Об информатизации» оно выражается как совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования технологической среды в целях формирования электронных информационных ресурсов и предоставления доступа к ним(п.23 ст. 1). К таковым объектам законодатель относит: информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, сети телекоммуникаций, системы обеспечения бесперебойного функционирования технических средств и информационной безопасности.

Информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач2.

Сеть телекоммуникаций – совокупность средств телекоммуникаций и линий связи, обеспечивающих передачу сообщений телекоммуникаций, состоящая из коммутационного оборудования (станций, подстанций, концентраторов), линейно-кабельных сооружений (абонентских, соединительных линий и каналов), систем передачи и абонентских устройств3.

Электронный носитель – материальный носитель, предназначенный для хранения информации в электронной форме, а также записи или ее воспроизведения с помощью технических средств (п.40 ст. 3 УК РК).

Объективная сторона преступления охватывает любой способ неправомерного проникновения к охраняемой законом информации на электронном носителе, который всегда связан с совершением определенных действий и может выражаться в проникновении в информационную систему путем: использования технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты; незаконного использования паролей или кодов для проникновения в компьютер либо совершение иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя; хищение носителей информации при условии, что были приняты меры к их охране, если это деяние повлекло указанные в диспозиции последствий.

В ст. 53 Закона РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК закреплено, что к несанкционированным и непреднамеренным действиям в отношении объектов информатизации относится блокирование электронных информационных ресурсов и (или) объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, то есть совершение действий, приводящих к ограничению или закрытию доступа к электронным информационным ресурсам и(или) объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Неправомерный доступ будет иметь место в случаях, когда лицо, не являясь собственником, законным владельцем или информации, содержащейся на электронном носителе, имеет право на работу с ней либо имеет доступ к работе с данным банком информации, но ограничено в объеме операций и вторгается в ту часть банка данных, которая для него закрыта.

Как отмечают специалисты «неправомерный доступ к охраняемой Законом компьютерной информации, создание и распространение вредоносных программ являются стадией приготовления или покушения при совершении других преступлений, в первую очередь корыстных»1.

Базовым понятием в данной норме является термин «доступ». Он взят из профессиональной терминологии; с точки зрения смысловой характеристики точнее было бы говорить о «проникновении».

Неправомерным проникновением к охраняемой информации будут действия лица, имеющего допуск к операциям соответствующего ранга, если доступ осуществлен с нарушением правил работы с данным компьютером, системой, сетью, обеспечивающими устройствами, например с отключением систем безопасности, с игнорированием физических условий, создавшихся в месте работы (например, высокой температуры), которые заведомо угрожают сохранности информации.

Таким образом, неправомерный доступ – сложное понятие, включающее действия по: а) «физическому» проникновению, дающему возможность по своему усмотрению оперировать данным объемом информации; б) несанкционированным операциям с охраняемой информацией.

Состав по конструкции – материальный. Деяние является оконченным с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

На применение рассматриваемой статьи распространяется положение ч.4 ст. 10 УК РК о том, что не является уголовным правонарушением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Субъективная сторона предполагает обязательное наличие прямого или косвенного умысла. Необходимо устанавливать мотив и цель деяния. Они влияют не только на наказание, но и на решение вопроса о том, необходимо ли квалифицировать деяние по совокупности преступлений.

Часть 2 ст. 205 УК предусматривает ответственность за посягательство государственные электронные информационные ресурсы или информационные ресурсы государственных органов. К ним относятся: единая платформа интернет -ресурсов государственных органов, национальный шлюз РК, «электронное правительство», «электронный акимат».

Интернет-ресурс – электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемом на аппаратно-программном комплексе, имеющий уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующий в Интернете. (п.46 ст. 1 Закона РК «Об информатизации»).

Единая платформа интернет – ресурсов государственных органов это технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет – ресурсов государственных органов. (п.48 ст. 1 Закона РК «Об информатизации»).

«Электронное правительство» – система информационного взаимодействия государственных органов между собой и с физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме (п.63 ст. 1 Закона РК «Об информатизации»).

«Электронный акимат» – система информационного взаимодействия государственных органов между собой и с физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме, являющаяся частью «электронного правительства» (п.58 ст. 1 Закона РК «Об информатизации»).

Национальный шлюз Республики Казахстан – информационная система, предназначенная для обеспечения межгосударственного информационного взаимодействия информационных систем и электронных информационных ресурсов государств (п.47 ст. 1 Закона РК «Об информатизации»).

Субъектом рассматриваемых деяний может быть любое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Часть 3 статьи предусматривает ответственность за совершения вышеуказанных деяний, повлекших тяжкие последствия, то есть: смерть человека, смерть двух или более лиц, самоубийство потерпевшего или его близких, причинение тяжкого вреда здоровью, в т. ч.нескольким лицам, массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей, ухудшение состояния здоровья населения и окружающей среды, наступление техногенного или экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации, причинение крупного или особо крупного ущерба, срыв исполнения поставленных высшим командованием задач, создание угрозы безопасности, катастрофы или аварии, длительное снижение уровня боевой готовности и боеспособности воинских частей и подразделений, срыв выполнения боевой задачи, вывод из строя боевой техники, иные тяжкие последствия (п.4 ст. 3 УК РК).

Неправомерные уничтожение или модификация информации (ст. 206 УК РК).

Объективная сторона уголовного правонарушения выражается в несанкционированном уничтожении либо несанкционированной модификации охраняемой информации, а также последствий аналогичным, указанным в ст. 205 УК РК.

Уничтожение – это приведение информации в негодность.

Модификация – внесение изменений в программы, базы данных.

Состав преступления – материальный. Для квалификации деяния как оконченного необходимо, чтобы наступило хотя бы одно из последствий, упомянутых в исчерпывающем перечне.

Субъективная сторона уголовного правонарушения предполагает обязательное наличие прямого или косвенного умысла.

Ч.2, 3 статьи включают совершение неправомерных уничтожения или модификации информации: в отношении государственных электронных информационных ресурсов или информационных систем государственных органов; группой лиц по предварительному сговору; преступной группой, повлекшей тяжкие последствия.

Субъектом уголовного правонарушения – общий, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Неправомерное завладение информацией (ст. 208 УК РК).

Объективная сторона уголовного правонарушения выражается в несанкционированном копировании либо ином незаконном завладении предметом, наступлении последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства.

«Копирование компьютерной информации представляет собой создание ее дубликата на другом машинном носителе либо перемещении оригинала компьютерной информации при условии сохранения собственником доступа к ней» . Под иным неправомерным завладении можно понимать хищение носителей1 информации при условии, что были приняты меры к их охране.

В объективную сторону входят также действия по введению в информационную систему заведомо ложной информации. Следует отметить, что к неправомерному завладению не может относиться: вымогательство, так как законодатель выделил самостоятельный состав (ст. 209 УК РК), предусматривающий ответственность за принуждение к передаче информации путем угрозы или шантажа.

Состав уголовного правонарушения – материальный. Для квалификации деяния как оконченного необходимо, чтобы наступило хотя бы одно из последствий, упомянутых в исчерпывающем перечне.

Части 2, 3 статьи включают совершение неправомерных уничтожения или модификации информации: в отношении государственных электронных информационных ресурсов или информационных систем государственных органов; группой лиц по предварительному сговору; преступной группой, повлекшей тяжкие последствия.

Субъектом уголовного правонарушения – общий, это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцать лет.

Создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ и программных продуктов
(ст. 210 УК РК).

Непосредственным объектом создания, использования, распространения вредоносных программ являются общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность защищаемой законом информации, имущественные и иные права собственника и других законных владельцев информации, безопасность личности, общества и государства. В число предметов посягательства входят и носители компьютерной информации, могущие быть выведенными из строя.

Под программным обеспечением понимает – совокупность программ, программных кодов, а также программных продуктов с технической документацией, необходимой для их эксплуатации. (п.37 Закона РК «Об информатизации»).

Программный продукт – самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией. (п.38 Закона РК «Об информатизации»).

Сервисный программный продукт – программный продукт, предназначенный для реализации информационно-коммуникационной услуги. (п.53 Закона РК «Об информатизации»).

Абонентское устройство – средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора связи. (п.4 ст. 2 Закона РК «О связи»).

Компьютерная программа – это совокупность данных и команд на машинном языке, предназначенных для решения определенной задачи; алгоритм решения. Поэтому оконченным рассматриваемое преступление считается лишь с момента создания такой программы, которая может быть введена в соответствующие оборудования и устройства. Предшествующие этапы разработки могут квалифицироваться как приготовление или покушение на преступление.

Вредоносность программ определяется как способность несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования, использования информации, а также нарушения работы компьютера, абонентского устройства, компьютерной программы, информационной системы, сетям телекоммуникаций. Понятие вредоносной программы, использованное уголовным законодательством, шире, нежели бытовое употребление понятия «компьютерный вирус».

Объективную сторону уголовного правонарушения составляет факт создания вредоносных компьютерных программ и программных продуктов или внесение изменений в существующие программы или программные продукты, а равно использование либо распространение таких программ или носителей с такими программами.

Данный состав уголовного правонарушения формальный и не требует наступления каких-либо последствий. Наличие исходных текстов вирусных программ является основанием для привлечения к ответственности.

Субъективная сторона уголовного правонарушения характеризуется прямым умыслом и специальной целью – неправомерное уничтожение, блокирование, модификация, копирование, использование информации, нарушение работы информационных систем или соответствующих устройств.

Субъект рассматриваемого уголовного правонарушения – общий, лицо, достигшее шестнадцати лет. Достаточную распространенность имеет создание, использование, распространение вредоносных программ «вундеркиндами», не достигшими указанного возраста. Эти действия нельзя оставлять безнаказанными. «При этом вредоносные компьютерные программы, также как и оружие, наркотики, сильнодействующие или психотропные вещества, взрывчатые вещества, наносят не меньший вред обществу. Поэтому лица, приобретающие компьютерные вирусы, должны нести уголовную ответственность наравне с лицами, их создающими»1.

Квалифицирующие признаки (ч.2, 3) в целом аналогичны отягчающим обстоятельствам, указанным в статье 205 УК РК с одним лишь отличием, что субъектом уголовного правонарушения может быть специальный. Под использованием служебного положения законодатель в п.2 ч.2 ст. 201 УК имеет более узкий смысл этого понятия, когда должностное лицо (служащий) вправе беспрепятственно иметь доступ к компьютерной информации, ее носителям в силу своего служебного статуса. Говоря о наличии доступа, закон подразумевает лиц, которые имеют возможность находиться в соответствующем помещении и иметь возможность пользоваться пультами управления ЭВМ, их системами и сетями, в силу того что их непосредственные трудовые обязанности связаны с обслуживанием компьютеров или поддержанием необходимых условий для их работы (операторы, охранники, уборщики и т.д. ).

Неправомерное распространение электронных информационных ресурсов ограниченного доступа
(ст. 211 УК РК).

Данное уголовное правонарушение может являться как бы «продолжением» криминальных деяний, указанных в ст. 205, 208 УК РК. Соответственно, необходимо учитывать правила квалификации при множественности.

Предметом уголовного правонарушения являются электронные информационные ресурсы и содержащиеся в нем самого различного характера, охраняемые законом персональные данные граждан или сведения юридических лиц. В связи с этим, следует учесть, что согласно п.35 ст. 1 Закона РК «Об информатизации» открытые данные – общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде.

В соответствии с постановлением Правительства РК от 26 февраля 2016 года №117 перечень персональных данных физических лиц, включаемых в состав государственных электронных информационных ресурсов включает: фамилию, имя и отчество, транскрипцию фамилии и имени, данные о рождении (дата и место рождения), национальность, пол, семейное положение, данные о гражданстве – гражданство, в т. ч.прежнее, даты приобретения и утраты гражданства Республики Казахстан1.

Объективная сторона уголовного правонарушения выражается в незаконной передаче вышеуказанных материалов посторонним лицам, организациям без разрешения собственника или владельца.

Важно правильно квалифицировать данное деяние, отграничивая его от смежных, например, от нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 142 УК РК), нарушения авторских, изобретательских, патентных прав (ст. 184, 184-1 УК РК), незаконных получений сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 200 УК РК) и др.

Состав уголовного правонарушения – формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Рассматриваемая статья имеет не только основной, но и ряд квалифицированных составов.

Так, ч.2 статьи включает совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо; из корыстных побуждений; лицом, с использованием своего служебного положения.

Субъектом рассматриваемых уголовных правонарушений может быть любое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект квалифицированного состава по п.3 ч.2 статьи – специальный.

Часть 3 статьи предусматривает ответственность за создание, те же вышеназванные деяния совершенные преступной группой или повлекшие тяжкие последствия. В последнем случае состав уголовного правонарушения материальный.

Неправомерные изменение идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи, устройства идентификации абонента, а также создание, использование, распространение программ для изменения идентификационного кода абонентского устройства
(ст. 213 УК РК).

Данная норма призвана обеспечить уголовно-правовую охрану абонентов сотовой связи. Соответственно объектом данного деяния выступают общественные отношения, связанные с обеспечением качественной связи и соответствующих прав потребителей в этой сфере между оператором сотовой связи (предоставляющие услуги) и абонентом (получателем услуг) в рамках заключенного договора.

В соответствии с Законом РК «О связи» от 5 июля 2004 г. связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Республики Казахстан, предназначенной для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц и обеспечения потребности безопасности, обороны, охраны правопорядка, государственных органов в услугах связи. Различают несколько разновидностей связи – почтовая, телефонная и сотовая, специальная, правительственная и фельдъегерская и т.д.

Сотовая связь – вид электрической связи, использующий деление обслуживаемой территории на ряд ячеек, обеспечивающий возможность непрерывности связи при перемещении абонента из ячейки в ячейку и предназначенный для двустороннего (многостороннего) обмена информацией преимущественно в виде речи, передаваемой посредством радиоволн. (п.66 ст. Закона РК «О связи»).

Абонентом согласно вышеназванному закону признается физическое или юридическое лицо, с которым заключен договор на оказание услуг связи с выделением для этих целей абонентской линии, абонентского номера и (или) идентификационного кода.

Идентификационный код – код абонентского устройства или абонентской станции, присваиваемый заводом-изготовителем, который передается в сеть оператора связи при подключении к ней этого устройства (п.52).

В Правилах оказания услуг сотовой связи, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК от 24 февраля 2015 года №171 (с изменениями от 4 декабря 2015 года)

Абонентское устройство – средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора сотовой связи. В качестве абонентских устройств могут использоваться сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки со встроенными модемами, а также USB-модемы, мобильные Wi-Fi роутеры и другие средства связи (п.7, п.2 Правил).

Объективная сторона уголовного правонарушения включает в себя: изменение идентификационного кода – то есть, манипуляции со сведениями относительно идентификационного кода абонентского устройства либо создание дубликата карты идентификации абонента с тем, чтобы присвоить себе соответствующие права получателя услуг, не имея к тому реальных законных оснований. В данном случае виновный нарушает требования законодательства о связи, о правах потребителя. Состав уголовного правонарушения формальный, то есть не требуется наступление последствий.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле.

Субъект уголовных правонарушений – общий.

Квалифицированный состав (ч.2) предусматривает ответственность за деяния, связанные с интеллектуальным подлогом в отношении идентификационного кода абонентского устройства при помощи создания, использования либо распространения программ, способных либо изготавливать такие коды либо их дубликаты.

Часть 3 ст. 213 УК РК содержит такое отягчающее обстоятельство как совершение вышеназванных уголовных правонарушений преступной группой.

1К слову, изначально УК РК содержала лишь одну статью и то, размещенную в главе об экономических преступлениях

1Букалерова Л. А. , Остроушко А. В. Информация как предмет уголовно-правовой охраны//Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сб. науч.тр. Международ. науч.-практ. конф. , Волгоград, 14-15 мая 2015 г. /отв. ред. В. И. Третьяков. -Краснослободск: ИП Головченко Е. А. 2015-С. 83-С. 84
2п.12 ст. 1 Закона РК от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК «Об информатизации»
3Закон РК от 5 июля 2004 года №567 «О связи»

1Чекунов И. Г. Компьютерная преступность: законодательная и правоприменительная проблемы компьютерного мошенничества//Российский следователь. -2015-№17-С. 30.

1Халиулин А. И. Неправомерное копирование как последствие преступления в сфере компьютерной информации//Российский следователь-2015-№8-С. 25-26.

1Евдокимов К. Н. Актуальные вопросы уголовно-правовой квалификации преступлений в сфере компьютерной информации//Российский следователь. -2015-№10-С. 26.

1http: //egov. kz/cms/ru/law/list/P1600000117

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *