Транспортный налог не взимается с лиц

Транспортный налог

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят те, на кого зарегистрированы автотранспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда и т.д. Существует ряд исключений – автомобили, оборудованные для инвалидов, весельные лодки и так далее.

Ставки транспортного налога 2017

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощность двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Ниже указана таблица ставок, которые установлены налоговым кодексом Российской Федерации:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 5
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 6,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

Указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

При этом данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Как рассчитать транспортный налог 2020

Для автомобилей налог рассчитывается на основании мощности двигателя в лошадиных силах. Для другого транспорта – по-другому, например, для некоторых самолетов – на основании тяги реактивного двигателя. Налоговые ставки для автомобилей установлены федеральными законами (действующими по всей России), но каждый субъект Российской Федерации имеет право уменьшать эти ставки или увеличивать.

Расчет транспортного налога

Сумма налога в году, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Формула расчета налога на транспорт — 2020 представляет собой перемножение налоговой базы с региональным значением налоговой ставки. Такая схема подходит для стандартных случаев, когда стоимость не превышает 3 млн рублей, а в собственности автомобиль был – не менее года.

В роли налоговой базы могут выступать лошадиные силы, показатель статической тяги реактивного двигателя или значение валовой вместимости (измерение приводится в регистровых тоннах).

Для автомобилей, приобретенных в течение налогового периода, формула расчета транспортного налога будет выглядеть немного иначе:

Налоговая база * Ставка налога * (количество месяцев владения / 12).

Расчет суммы к уплате транспортного налога за неполный месяц владения предполагает учет месяца приобретения как полного, если сделка по приобретению была заключена в первой половине месяца. Если факт появления транспортного средства в собственности наступил после 15 числа, то за этот месяц налог не начисляется.

Для дорогих авто расчет суммы транспортного налога производится с участием дополнительного показателя – повышающего коэффициента, на который умножается полученное по обычной формуле значение налога.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база * (Количество месяцев владения / 12) * Повышающий коэффициент.

Транспортный налог в Москве — расчет 2020

Для того чтобы сделать расчет транспортного налога в Москве в 2020 году, необходимо знать формулы расчета. В связи с тем, что налог взимается с автомобилей и другие транспортные средства, которые оборудованы двигателем, стоит отметить, что расчет производится с каждой лошадиной силы.

Таким образом, чтобы рассчитать сумму уплаты налога, нужно знать следующие данные:

  • налоговая ставка (ее размер устанавливается в каждом субъекте РФ, в зависимости от объема двигателя, года выпуска экологического класса);
  • налоговая база (лошадиные силы);
  • количество месяцев владения (за один календарный год);
  • повышающие коэффициенты (для роскошных автомобилей стоимостью более 3 млн. рублей).
  • Срок уплаты транспортного налога

    Уплата транспортного налога обязательна для всех владельцев транспортных средств — физических и юридических лиц.

    Транспортный налог владельцу автомобиля (физическому лицу) необходимо уплатить до 1 декабря 2020 года.

    В отличие от физического лица, которому транспортный налог начисляет налоговая служба, юридическое лицо рассчитывает транспортный налог самостоятельно. Юридическое лицо приводит расчет в налоговой декларации.

    Кто считает транспортный налог

    Данный налог должна исчисляться налоговыми инспекциями, которые направляют налогоплательщикам уведомления где указана сумма налога.

    Где узнать больше о транспортном налоге

    Транспортному налогу посвящена глава 28 Налогового Кодекса.

    Какие автомобили не облагаются транспортным налогом

    Возможно, ваш автомобиль не облагается налогом и за него платить не нужно.

    Полный перечень транспорта, не облагаемого транспортным налогом, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

    Легковой транспорт. Автомобили, оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с двигателем до 100 лошадиных сил, полученные или приобретенные через органы социальной защиты.

    Правительственный транспорт. Транспорт, находящийся в пользовании органов исполнительной власти: к ним относится Правительство Российской Федерации, все министерства, подведомственные им агентства, службы и надзоры.

    Производство и сельское хозяйство. Тракторы, самоходные комбайны, молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания. Транспорт обязательно должен быть зарегистрирован на сельскохозяйственных товаропроизводителей и использоваться по назначению.

    Службы и организации. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых являются пассажирские и грузовые перевозки. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

    Водный транспорт. Весельные и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил. Промысловые морские и речные суда. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

    Военная техника. Весь транспорт, находящийся в пользовании государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Это все подразделения Министерства обороны, Национальной гвардии, МЧС, Службы внешней разведки, ФСБ, ФСО, Военной прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной противопожарной службы, подразделения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемые на военное время специальные формирования.

    Кроме вышеуказанного налог не начисляется на транспорт, который числится в угоне.

    Кто может не платить транспортный налог

    Юридические лица. До 31 декабря 2020 года не платят налог футбольные организации, которые участвуют в подготовке и проведении в России чемпионата Европы по футболу 2020 года. К таким организациям относятся УЕФА и ФИФА, их дочерние организации, Российский футбольный союз, коммерческие партнеры и вещатели УЕФА, поставщики продукции УЕФА и ФИФА, конфедерации и национальные футбольные ассоциации.

    Физические лица. Федеральных льгот для физических лиц не предусмотрено. Но региональные власти вправе устанавливать льготы. Об этом расскажем в следующем разделе.

    Региональные льготы для физических лиц

    Региональные власти могут полностью или частично освободить от транспортного налога определенную категорию граждан либо уменьшить им налоговую ставку.

    Например, в Москве и Санкт-Петербурге полностью освобождены от налога герои России и СССР, ветераны и инвалиды войны и боевых действий, один из родителей в многодетной семье, владельцы автомобилей мощностью до 70 л. с. в Москве и до 80 л. с. в Санкт-Петербурге. Это неполный список, все льготные категории перечислены в законах о транспортном налоге соответствующего региона.

    В Забайкальском крае кроме полного освобождения от налога есть частичные льготы:

  • меньше на 33% платят пенсионеры по старости, пенсионеры, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, и инвалиды 1 и 2 группы;
  • меньше на 50% платят собственники транспортных средств, использующих в качестве топлива природный газ.
  • В Белгородской области ставка транспортного налога меньше на 10 рублей для почетных граждан области, пенсионеров, инвалидов и многодетных родителей.

    Регионы, в которых для отдельных категорий граждан действует стопроцентная льгота: Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Крым, Саха (Якутия), Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Чечня, Алтайский, Камчатский и Приморский край, Амурская, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Курская, Магаданская, Омская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Томская, Тюменская область, Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономный округ.

    Проверить льготы в вашем регионе можно на сайте налоговой.

    Как оформить льготы

    Чтобы оформить льготу, нужно обратиться в налоговую. Сделать это можно тремя способами: прийти лично, отправить письмо почтой или направить документы через личный кабинет налогоплательщика.

    Для получения льготы необходимо написать заявление, указав обстоятельство, по которому вам положена льгота. В форме заявления есть поле для документа, подтверждающего льготы, но заполнять его не обязательно: с 2020 года право на льготу налоговая проверяет сама.

    Формула расчета транспортного налога

    Физлицам не нужно считать налог самостоятельно — это делает налоговая. Но может быть полезно проверить расчеты и при необходимости оспорить налог. Можно сделать это с помощью налогового калькулятора или самостоятельно по формуле:

    Налог = Кол-во лошадиных сил ? Ставка по региону ? Коэффициент пользования ? Повышающий коэффициент.

    Количество лошадиных сил указано в паспорте транспортного средства.

    Коэффициент пользования налоговая считает самостоятельно. Формула расчета: количество месяцев текущего года, когда автомобиль был в собственности, поделенные на 12.

    Повышающий коэффициент используется для дорогих автомобилей:

  • 1,1 — легковые автомобили стоимостью от 3 до 5 млн рублей включительно, не старше 3 лет;
  • 2 — легковые автомобили стоимостью от 5 до 10 млн рублей включительно, не старше 5 лет;
  • 3 — легковые автомобили стоимостью от 10 до 15 млн рублей включительно, не старше 10 лет;
  • 3 — легковые автомобили стоимостью от 15 млн рублей, не старше 20 лет.
  • Список дорогих автомобилей можно найти на сайте Минпромторга.

    Для возврата переплаты по транспортному налогу нужно указать в личном кабинете реквизиты своего счета. Заполнять отдельные формы или подавать бумажное заявление не придется

    Дом без налога

    «Российская газета» публикует очень важный закон. Он касается граждан предпенсионного возраста. С 1 января 2020 года женщины 55 лет и мужчины 60 лет получат льготы по имущественным налогам. Раньше на них имели право только пенсионеры.

    Такие поправки в Налоговый кодекс РФ подписал президент Владимир Путин. Они связаны с поэтапным повышением пенсионного возраста, которое стартует в России в следующем году. Оно будет для всех одинаковым — на пять лет для мужчин и для женщин. В 2028 году, когда закончится переходный период, мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.

    Достигая 55 и 60 лет (пока еще действующий возраст выхода на пенсию), граждане смогут пользоваться федеральными льготами по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. То есть еще до выхода на пенсию они получат привилегии, которые есть у пенсионеров.

    Закон был разработан для того, чтобы обеспечить россиянам дополнительные социальные гарантии. По оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, за счет сохранения льгот граждане предпенсионного возраста могут экономить около 1,9 тысячи рублей в год.

    О каких льготах идет речь?

    Во-первых, граждане предпенсионного возраста освобождаются от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости определенного вида при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров. Из каждой категории можно выбрать по одному объекту и не платить налог за него.

    Во-вторых, на них теперь распространяется так называемый налоговый вычет на 6 соток. При расчете земельного налога граждане предпенсионного возраста будут иметь право уменьшить сумму налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог вообще не придется. Если он больше, налог рассчитают за оставшуюся площадь.
    Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую инспекцию. По умолчанию вычет будет применен автоматически для одного участка с наибольшей суммой налога.

    Муниципалитетам закон разрешает расширять эти льготы своими нормативными актами. К примеру, налоговый вычет может быть предоставлен на 700 квадратных метров от площади земельного участка или льгота по налогу на имущество физлиц может быть распространена на все квартиры пенсионеров.

    Чтобы воспользоваться налоговой льготой, пенсионер должен подать в Федеральную налоговую службу заявление. Если человек ранее обращался в инспекцию с таким заявлением, и в нем не было указано, что льгота имеет ограниченный срок, то повторно представлять заявление не требуется.

    Что касается транспортного налога, то федеральных льгот по нему для пенсионеров нет. Их могут устанавливать на региональном уровне. Как правило, если такая льгота есть, то она действует только в отношении одного транспортного средства.

    Большинство российских регионов уже приняли законы о сохранении региональных льгот для граждан предпенсионного возраста. В оставшихся поправки, как ожидается, будут утверждены в ближайшие дни и до конца года вступят в силу.

    Налоговые ставки транспортного налога на 2020-2020 годы

    Ставка транспортного налога устанавливается законами субъекта РФ, но не может быть больше предельного размера, указанного в НК РФ. Наша специальная рубрика поможет вам рассчитать налогооблагаемую базу и сумму платежа в бюджет по транспортному средству. Материалы рубрики пригодятся не только бухгалтерам компаний, но и физическим лицам и ИП.

    Общие сведения о транспортном налоге

    Транспортный налог представляет собой прямой платеж в бюджеты регионов РФ. Его вносят владельцы автомобилей и иных транспортных средств. Обязанность уплачивать налог возложена как на юридические лица, так и на граждан — владельцев транспортных средств (ТС). Чем больше и мощнее автомобиль, тем выше сумма налога. Порядок его расчета и уплаты регулируется гл. 28 НК РФ и региональными законодательными актами.

    ВАЖНО! Налоговая ставка по транспортному налогу устанавливается региональными властями.

    Транспортный налог введен в экономическую практику России в 2003 году. В большинстве стран мира такого налога нет — вместо него взимаются экологические, дорожные сборы, налоги на движимое имущество.

    Экономический смысл транспортного налога состоит в компенсации владельцами автомобилей вреда окружающей среде и дорожному покрытию. Аналогичную функцию выполняют акцизы на бензин и производство автомобилей, поэтому фактически автовладелец облагается несколькими налогами одновременно. В 2010 году Правительство РФ предполагало отменить транспортный налог, заменив его увеличением акцизов на топливо. Акцизы выросли, но налог на транспорт остался.

    С введением в 2015 году системы «Платон» для грузовиков идея об отмене транспортного налога была озвучена президентом РФ. Однако ограничилось все только введением налогового вычета по большегрузам и то на период 2016-2020 годов.

    Другая инициатива чиновников — заменить транспортный налог акцизом на топливо. Смысл предлагаемого платежа в том, что гражданин или организация будут платить только за фактическое время использования транспорта.

    Стоит ли рассчитывать на отмену транспортного налога в 2020 году и как правительство планирует облегчить налоговые обязательства владельцев автотранспорта, читайте здесь.

    Плательщики налога на транспорт

    Согласно НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. При этом не имеет значения, является физическое лицо предпринимателем или нет, — обязанность уплачивать налог остается в любом случае. А юридические лица платят с автомобилей 2 налога:

    • на имущество организаций;
    • непосредственно транспортный.
    • С 2013 года компании налог на движимое имущество не платили, однако начиная с 1 января 2015 года от налогообложения освобождено только имущество, относящееся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Автотранспортные средства в эти группы не входят, следовательно, по ним фирма должна платить и транспортный налог, и налог на имущество.

      В 2017 году в отношении движимого имущества регионам предоставлено право самостоятельно принимать решение о введении по этому имуществу льготы. Реализовываться оно будет с 2020 года и может иметь 2 варианта развития событий:

    • регионом принят в 2017 году закон о льготе – льгота с 2020 года применяется;
    • закон регионом не принят – льгота в регионе с 2020 года не действует.
    • С конца 2015 года к платежам за автомобили для компаний прибавился еще 1 сбор — с грузовиков, имеющих максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда дорожному покрытию. Он перечисляется с помощью системы «Платон». Платежи, уплаченные по больщегрузам, с 03.07.2016 уменьшают сумму налога, начисленного по этим авто. Но такое уменьшение действительно только на период 2016-2020 годов.

      Льготы по транспортному налогу

      Кто может не платить транспортный налог? Перечень лиц, имеющих право на льготу по данному платежу, устанавливается в каждом регионе отдельно. Однако на послабление налогового бремени могут рассчитывать:

    • инвалиды I и II группы;
    • ветераны ВОВ;
    • герои СССР, кавалеры ордена Славы;
    • общественные организации инвалидов и фирмы, организованные инвалидами;
    • пенсионеры и многодетные семьи (в некоторых регионах).
    • Кто имеет льготы по транспортному налогу в 2017 году, узнайте здесь.

      Льготы имеют разные формы. Например, плательщик освобождается от уплаты налога только за один автомобиль или платит половину от суммы налогового платежа, рассчитанной на общих основаниях.

      Налог не платят также компании — организаторы чемпионата мира по футболу в 2020 году. В свободных экономических зонах могут быть установлены каникулы по транспортному налогу. Например, резидентам особой экономической зоны «Зеленоград» предоставляется 5-летняя льгота по этому платежу.

      Информацию о сумме налога к уплате физическим лицам представляют налоговые органы на основании имеющихся у них сведений.

      ВАЖНО! До мая 2014 года владелец транспорта мог не платить налог, если не получал по почте России уведомление ИНФС. С мая 2014 года граждан обязали при неполучении уведомления от ИФНС самостоятельно передавать в налоговый орган сведения о приобретенной ими собственности, в том числе транспортных средствах (закон от 02.02.2014 № 52-ФЗ). Подробнее об этом – здесь.

      Юридические лица рассчитывают сумму транспортного налога сами по данным о движимом имуществе, зарегистрированном на балансе компании. Ставка транспортного налога на 2017-2020 годы для организаций определяется нормативными актами субъектов РФ.

      Объект обложения транспортным налогом

      С какого имущества взимается транспортный налог? Данный вопрос регулируется положениями ст. 358 НК РФ. Это автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, яхты и прочие самоходные плавательные средства, гидроциклы, моторные сани и моторные лодки, а также ряд других транспортных средств.

      Как определяется налоговая база по транспортному налогу, узнайте здесь.

      Облагается налогом не все имущество, которое движется, а только транспорт определенной мощности. Так, не платят налог:

    • владельцы маломощных транспортных средств, например, весельных и моторных лодок, если мощность моторной лодки не больше 5 лошадиных сил;
    • инвалиды по специальным автомобилям, если мощность их двигателя не превышает 100 лошадиных сил и они получены через органы соцзащиты.
    • Платить налог нужно на те виды транспортных средств, которые подлежат госрегистрации. Некоторые отрасли, имеющие социальное значение (например, сельское хозяйство, медицина, охрана границ и правопорядка), освобождены от уплаты транспортного налога по используемому ими транспорту. Так:

    • Для организаций и предпринимателей, которые осуществляют речные, морские и воздушные перевозки, предусмотрено следующее послабление налогового режима: транспортным налогом не облагаются принадлежащие им самоходные плавательные средства и воздушные суда.
    • Аналогичная льгота действует и для сельхозпроизводителей. Тракторы, комбайны и некоторая другая сельскохозяйственная техника (к примеру, молоковозы, скотовозы, машины для ветеринарной помощи) не облагаются транспортным налогом при условии, что они используются именно для сельскохозяйственных работ.
    • Не платят данный налог и органы государственной власти, осуществляющие охрану правопорядка или военную службу.
    • Самолеты и вертолеты, используемые в медицине, также освобождены от уплаты транспортного налога, как и платформы (подвижные и стационарные) для бурения нефти в морях.
    • Корабли, находящиеся в перечне Российского международного реестра судов, также не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
    • Налог не платится в случае, если автомобиль или иное транспортное средство у физлица или организации угнали злоумышленники (при наличии у пострадавшего документов, выданных органами внутренних дел).

      ВАЖНО! Налоговая ставка и сам размер платежа зависят от мощности транспортного средства. Обычно мощность указывается в лошадиных силах. Если же данные указаны в киловаттах, то их переводят в лошадиные силы из расчета, что 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы. Для некоторого имущества, например, самолетов, расчет налога ведется с каждого килограмма силы тяги. По специфическим видам транспорта (водным или воздушным транспортным средствам без двигателя) определение налогооблагаемой базы осуществляется с единицы транспорта.

      Порядок расчета транспортного налога

      Сумму транспортного налога к уплате за год для физических лиц и предпринимателей рассчитывают сами налоговики. Налоговый период для них составляет год. Органы ФНС определяют налоговую базу как мощность двигателя транспорта в лошадиных силах. Для дорогостоящих автомобилей установлены специальные повышающие коэффициенты, которые зависят не только от стоимости авто, но и от длительности владения им. Данные о средней стоимости легковых автомобилей и критерии отнесения их к дорогостоящим определяет Министерство промышленности и торговли РФ.

      Физические лица платят налог до 1 декабря следующего года.

      Налоговые органы прекращают взимать налог с физического лица либо с исчезновением у него соответствующего имущества, либо в связи со смертью владельца. Если есть задолженность по налогу, ее погашают наследники.

      О сроках уплаты транспортного налога для физических и юридических лиц узнайте здесь.

      Как рассчитывает транспортный налог организация? Сначала бухгалтер проверяет, есть ли на счете 01 автомобили или иные транспортные средства. Затем уточняет, является ли транспорт компании объектом налогообложения. Потом нужно выяснить, зарегистрирован ли автомобиль в органах ГИБДД — налог платится только с транспорта, поставленного на учет в дорожной инспекции.

      На следующем этапе компания должна узнать, есть у нее льгота по уплате налога. Для этого нужно свериться со ст. 357 НК РФ и региональным законодательством — возможно, в субъекте РФ предусмотрены дополнительные льготы.

      Сумма налога к уплате определяется как произведение налоговой базы и ставки. Налоговую базу (чаще всего мощность автомобиля в лошадиных силах) бухгалтер определит согласно ПТС.

      Как рассчитать транспортный налог за год, см. в этом материале.

      Ставки транспортного налога по регионам в 2017–2020 годах можно найти на сайте ФНС или в нашей рубрике «Ставки транспортного налога».

      Сумма налога в некоторых регионах может зависеть от категории машины, повышающего коэффициента, экологического класса или возраста авто. Кроме того, бухгалтеру нужно учитывать сроки владения автомобилем в налоговом периоде.

      По транспортному налогу компания платит авансы (каждый квартал, если это установлено законом региона) и годовой платеж. В регионе уплата авансов может быть отменена, тогда рассчитываться с бюджетом нужно единожды — по итогам года.

      О налоговом и отчетном периодах по транспортному налогу читайте здесь.

      Компания сдает отчетность по налогу 1 раз в год — по итогам налогового периода. Отчетность можно сдать в инспекцию по ТКС, а также лично (при необходимости по доверенности) или отправить почтой. Декларация содержит в себе сведения об автомобиле, его марку, номер, количество лошадиных сил и прочие сведения, необходимые для расчета самого налога.

      ВАЖНО! Если Министерство промышленности и торговли выпустило новый список дорогостоящих автомобилей, а вы уже сдали декларацию по транспортному налогу, переделывать отчетность и представлять уточненную декларацию не нужно.

      Сдавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту головного офиса или подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль.

      Ставки транспортного налога по регионам в 2020–2020 годах: таблица, нюансы

      Ставки по данному налогу каждый субъект определяет самостоятельно. В целях наиболее справедливого налогообложения транспорта региональные власти наделены правом устанавливать дифференцированные ставки по таким критериям, как мощность двигателя, вместимость, категория транспортного средства и год его выпуска, срок эксплуатации.

      НК РФ устанавливает налоговую ставку по транспортному налогу, которая, будучи увеличенной в 10 раз, является максимальным пределом для соответствующих ставок регионов. По легковушкам с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил налоговая ставка может быть снижена до 0.

      Поскольку транспортный налог призван компенсировать вред окружающей среде и дорогам от использования автомобилей, логично предположить, что ставки налога должны зависеть от экологического класса машины. Подробнее о соответствующей инициативе чиновников читайте в статье «Транспортный налог заменят экологическим?».

      Ставки по налогу одинаковы как для физлиц, так и для ИП и юридических лиц и зависят только от непосредственных характеристик транспортного средства. Например, для легковых автомобилей ставка изменяется в соответствии с мощностью двигателя.

      В Москве для легковушек выделены 8 категорий:

    • до 100 лошадиных сил включительно;
    • от 101 до 125 лошадиных сил;
    • от 126 до 150 лошадиных сил;
    • от 151 до 175 лошадиных сил;
    • от 176 до 200 лошадиных сил;
    • от 201 до 225 лошадиных сил;
    • от 226 до 250 лошадиных сил;
    • свыше 250 лошадиных сил и далее.
    • Узнать ставку транспортного налога в интересующем вас регионе можно из этой статьи.

      Итоги

      Ставки транспортного налога в 2017–2020 годах изменились незначительно. Многие регионы не стали отменять те ставки, которые действовали, соответственно, в 2016 и 2017 годах и продлили их действие. На расчет транспортного налога влияют несколько факторов. Помимо мощности двигателя, это класс автомобиля, год его производства, цена приобретения, количество месяцев владения, экологическая безопасность, сфера применения и др.

      Читайте статьи из нашей рубрики «Ставки транспортного налога», чтобы быть в курсе изменений, касающихся данного бюджетного платежа. А их, по всей видимости, нас ждет немало.

      Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

      Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубских В.Н., Кот Е.М.

      В данной публикации рассмотрена сущность транспортного налога , проведен сравнительный анализ порядка его исчисления в России и зарубежных странах.

      Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дубских В.Н., Кот Е.М.

      Текст научной работы на тему «Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах»

      практика исчисления транспортного налога

      в России и зарубежных странах

      кандидат экономических наук

      е. м. кот, кандидат экономических наук Уральская академия государственной службы

      В данной публикации рассмотрена сущность транспортного налога, проведен сравнительный анализ порядка его исчисления в России и зарубежных странах.

      Ключевые слова: транспортный налог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств.

      Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (далее — Указ № 2270). Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подп. «б» п. 25 Указа № 2270 было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 % от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

      Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов Российской

      Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

      Помимо транспортного налога владельцы транспортных средств дополнительно уплачивали следующие платежи:

      — налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);

      — налог на пользователей автодорог;

      — налог с владельцев транспортных средств;

      — налог на приобретение автотранспортных средств.

      Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов являлись юридические лица (предприятия, учреждения, организации и объединения), граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.

      Объектом налогообложения являлись:

      — для организаций-изготовителей — обороты по реализации ГСМ исходя из фактических цен (включая акциз) без НДС;

      — для организаций-перепродавцов — разница между выручкой от реализации ГСМ без НДС и стоимостью их приобретения без НДС.

      В таком же порядке определялся объект обложения для предпринимателей. Ставка налога была установлена в размере 25 %.

      Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог считались юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность:

      — предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее — организации); включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

      — филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

      — международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства;

      — иностранные юридические лица;

      — предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

      Бюджетные и иные некоммерческие организации уплачивали налог только в том случае, если они имели доходы от предпринимательской деятельности, исходя из выручки от реализации (работ, услуг) и товарооборота от этой деятельности. Налог не уплачивался с сумм, полученных от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также с сумм, перечисленных организациями на эти цели.

      Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивался вне зависимости от того, пользуются они в своей деятельности автомобильными дорогами или нет, поскольку объектом обложения налогом являлась выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот (п. 16 Инструкции ГНС РФ от 15.05.1995 № 30 «О порядке исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды»).

      Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являлась:

      — выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);

      В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской

      Федерации» были установлены следующие ставки налога:

      — 0,4 % от выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);

      — 0,3 % от товарооборота.

      Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 % от ставки федерального налога.

      Налог с владельцев транспортных средств был установлен Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах». Он регулировался ст. 6 данного закона.

      Плательщиками налога являлись:

      — юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) — далее — организации;

      — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — предприниматели);

      — граждане Российской Федерации;

      — иностранные граждане и юридические лица;

      — лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

      Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств представлены в табл. 1.

      Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных в табл. 1, в связи с изменением уровня цен и заработной платы или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.

      Налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.

      Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являлись:

      — предприятия, объединения, организации и учреждения;

      — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

      Объектом налогообложения являлась продажная цена (без НДС, СН и акцизов) автотран-

      Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств, руб.

      Объект налогообложения Ставка налога

      1. Легковые автомобили с мощностью двигателя:

      до 100 л. с. (лошадиных сил) 0,5

      свыше 100 л. с. 1,3

      2. Мотоциклы и мотороллеры 0,3

      4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:

      — до 100 л. с. включительно 2,0

      — от 100 до 150 л. с. 4,0

      — от 150 до 200 л. с. 4,8

      — от 200 до 250 л. с. 5,2

      — свыше 250 л. с. 7,15

      5.Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2,0

      спортных средств, приобретаемых плательщиками путем купли-продажи, мены, лизинга (под которыми в целях налогообложения понималась передача автотранспортных средств в долгосрочное пользование с правом и без права выкупа), взносов в уставный фонд.

      Налог исчислялся плательщиками по следующим ставкам:

      — грузовые автомобили, легковые и специальные, пикапы и легковые фургоны, автобусы — 20 %;

      — прицепы и полуприцепы — 10 %.

      Налогооблагаемая стоимость приобретаемых

      автотранспортных средств определялась:

      — при покупке — исходя из продажной цены без НДС, СН и акцизов (для автотранспортных средств, бывших в употреблении, — не ниже их балансовой стоимости за вычетом износа);

      — при мене — исходя из стоимости товаров, из сложившихся на момент совершения сделки рыночных цен товаров (работ, услуг, в том числе на биржах), переданных в обмен на автотранспортное средство;

      — при лизинге — исходя из балансовой стоимости за вычетом износа;

      — при приобретении за пределами Российской Федерации — исходя из таможенной стоимости.

      Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации, налогом не облагались (при наличии лицензии на торговлю автомобилями).

      Не уплачивался налог при регистрации и перерегистрации автотранспортных средств в случае:

      — изменения местонахождения плательщика;

      — передачи между структурными подразделениями внутри одного предприятия;

      — реорганизации или смены организационно-правовой формы предприятия (кроме случаев продажи имущества ликвидируемых предприятий).

      Таким образом, согласно ранее действовавшему законодательству в России был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов1.

      Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15.11.1997.

      В отличие от прежнего налога, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам.

      Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

      1 Холоднова О. А. Транспортный налог: кратко обо всем // Торговля: налоги и налогообложение. 2006. № 8.

      Вид транспорта Минимальная Базовая Максимальная

      ставка налога ставка налога ставка налога

      Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.)

      До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,5 5 50

      Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт 0,7 7 70

      Свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт 1 10 100

      до 147,1 кВт) включительно

      Свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт 1,5 15 150

      до 183,9 кВт) включительно

      Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.)

      До 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 1 10 100

      Свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 2 20 200

      Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.)

      Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт 0,8 8 80

      до 110,33 кВт) включительно

      Свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт 1,3 13 130

      Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 1,7 17 170

      Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом

      и гусеничном ходу (с каждой л. с.)

      Источник. Булаев С. В. Новшества транспортного налога 2010 года // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1.

      Конкретная налоговая ставка устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не может отклоняться от последней не более чем в 10 раз (табл. 2).

      Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

      Транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

      В соответствии с данным определением к транспортным средствам относятся:

      — наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;

      — воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;

      — водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.

      В соответствии со ст. 38 НК РФ применительно к транспортному налогу объектом налогообложения являются транспортные средства, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

      Главным признаком возникновения объекта налогообложения является факт регистрации транспортного средства в установленном по-рядке2.

      2 Приказ МВД России от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

      В связи с этим передвижные лаборатории, мастерские и электростанции на шасси, передвижные кухни и штабы на базе автобуса, автокраны, автовышки, автокраны-манипуляторы, автоэкскаваторы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, каналопромывочные и илонасосные машины на шасси, автонасосы и автокомпрессоры на шасси, которые по своему назначению не предназначены для перевозки людей и грузов и используются в производственных или хозяйственно-бытовых целях, но зарегистрированные в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ. Также уплата транспортного налога должна производиться и в отношении неисправных транспортных средств, а также в отношении транспортных средств, зарегистрированных на лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы России. Транспортный налог в этих случаях уплачивается в общем порядке до момента их снятия с учета в органах ГИБДД.

      Не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые по каким-либо причинам не зарегистрированы. В данном случае можно вести речь о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 НК РФ было установлено, что объектом налогообложения являются транспортные средства, подлежащие регистрации, тогда ситуация была бы иной.

      В отношении транспортного налога налоговая база определяется в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости водного транспортного средства либо от единицы транспортного средства.

      Так, согласно ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу определяется:

      — в отношении обычных транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

      — в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

      — в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

      — в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в названных пунктах, — как единица транспортного средства.

      Мощность двигателя определяется на основании технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

      Расчет транспортного налога по физическим лицам осуществляют налоговые органы. В адрес плательщиков за несколько месяцев до наступления срока уплаты направляются уведомления об уплате налога с приложением расчетных документов, а в случае неуплаты ими налога направляются требования о необходимости погашения налоговой задолженности. Одной из причин недоимки по транспортному налогу является то, что квитанции автомобилистам присылают по месту регистрации машины, но многие автовладельцы не живут по месту регистрации. Собираемость транспортного налога в России низка, и одной из причин является отсутствие достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также их уклонение от уплаты транспортного налога. В связи с этим можно отметить успешный опыт работы по своевременной уплате транспортного налога в Республике Башкортостан.

      На сайте Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан размещена ссылка на специальный сервис «Узнай свою задолженность», который позволяет максимально упростить получение сведений о задолженности по земельному, транспортному и имущественному налогам. Достаточно набрать свой ИНН и компьютер выдаст сообщение или об отсутствии задолженности, или укажет вид налога и сумму долга. По имеющимся задолженностям сервис позволяет сформировать и распечатать платежные документы, при этом необходимые реквизиты документов заполняются автоматически. Для тех налогоплательщиков, у кого нет возможности выхода в интернет, в налоговых органах установлены специальные компьютеры с доступом к указанному сервису и принтеры.

      На станциях государственного технического осмотра транспортных средств организованы рабочие места налогового инспектора, где вла-

      дельцы транспортных средств могут получить не только разъяснения по транспортному налогу, но и расчетные документы на его уплату.

      Вместе с тем, активная контрольная деятельность уполномоченных органов является решением всех вопросов по неуплате налога. По общему мнению представителей ведомств важнейшим направлением работы является укрепление налоговой дисциплины, формирование в сознании налогоплательщиков убеждения, что своевременная и полная уплата налогов не только избавит их от неблагоприятных последствий в виде налоговых санкций, обеспечит спокойствие на период отпуска и заграничных командировок, но и отразится на качестве жизни.

      Налоговые льготы по транспортному налогу также могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.

      Владельцы транспортных средств Республики Башкортостан, имеющие два и более транспортных средства, уплачивают налог по выбору за одно3.

      Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства4.

      В России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Это правило действует даже для самолетов (за исключением реактивных).

      Государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества, в мире осталось не так много. Последнее время в зарубежных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию. Многие уже ввели налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных машин».

      Больше всех с транспортным налогом экспериментируют в Германии.

      С июля 2009 г. в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Во-

      3 Статья 3 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2002 № 365-з «О транспортном налоге».

      4 Статья 2 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2002

      № 365-з «О транспортном налоге».

      дители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса С02. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже — по 9 евро за каждые 100 см3.

      Но дополнительно владельцы транспортных средств в Германии платят и за объем выбросов С02, причем этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Впрочем, есть льготная норма: если автомобиль выделяет меньше 120 г С02 на километр пути, то платить за экологию не нужно. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 г. максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» составит 110 г на 1 км, а в 2014 г. — уже 95 г. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей.

      Почти идентичная система действует и во Франции5. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля (а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм С02. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 г газа на 1 км. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.

      В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме: больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо.

      В Дании и в Израиле автомобилисты должны платить в государственную казну куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105 % стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (это чуть меньше 18 000 долл. США), то хозяину придется отдать государству уже 180 % ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин, т. е. водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. Кстати, и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из-за высокого налога на импортные товары.

      5 Мещекова О. И. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М., 2007. С. 148.

      В Израиле с лета 2010 г. все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92 % стоимости машины. Минимальный же налог, составляющий 10 % цены, должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти налог определили в размере 30 %. В среднем же водители платят государству около 70 % стоимости автомобиля.

      Быть автомобилистом в Японии тоже весьма накладно. Там нельзя поставить машину на учет без справки о том, что для нее есть парковочное место (в Токио аренда парковки может стоить 100 000 йен, т. е. 1 000 долл. США в месяц). Кроме того, владельцы машин обязаны проходить техосмотр: новым автомобилям талон выдается на три года, а потом процедуру нужно повторять ежегодно. Стоит она минимум 120 000 йен (1 300 долл.). Техосмотр для большого и мощного автомобиля выйдет в разы дороже.

      Что касается фискальных сборов, то жителям Японии приходится платить три вида транспортных налогов. Первый платится при покупке машины, он не такой большой — около 5 % ее стоимости. Второй налог — при регистрации. Этот разовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля. Чтобы поставить автомобиль на учет с двигателем объемом 2,5 л, придется заплатить около 500 долл.

      И, наконец, ежегодно в мае японцы платят в казну собственно сам транспортный налог. Он также варьируется в зависимости от массы и объема двигателя. Владельцы компактных машин отдают сумму в 5 000 йен (54 долл.), а хозяину внедорожника нужно будет отдать все 50 000 йен. Зато все деньги, собранные японскими налоговиками, направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере. Таким образом, сегодня японцы платят за то, на чем они будут ездить завтра.

      В Китае до недавних пор действовала система, подобная российской, — со всех автомобилистов брали транспортный налог по единой ставке. Правда, деньги, в отличие от России, шли на содержание дорог. Однако китайцы посчитали, что логичнее включить этот сбор в цену топлива, а налогами — развивать свой автопром. В настоящее время в Китае покупатели автомобилей платят налоги в соответствии с ценой автомобиля. Если владельцу

      машины местного производства нужно будет отдать в казну около 10 % его стоимости, то желающему купить иномарку придется уже уплатить 40 %.

      В Австралии налоговые ставки почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10 % от цены легкового автомобиля и 5 % — от грузовика. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» — 33 % от стоимости машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долл. Этой системой недовольны и жители, и продавцы автомобилей. Последние ссылаются на то, что автомобили класса «люкс» используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем дешевые устаревшие машины. Однако австралийские власти не слушают эти доводы и даже регулярно повышают налог на роскошные автомобили.

      Многие наблюдатели утверждают, что транспортный налог в странах СНГ и других близлежащих странах Европы значительно ниже, чем в Российской Федерации, причем в этих странах нет такой дифференциации по уровню ставок. Основные дорожно-транспортные сборы, например, в той же Европе «закладывают» в цену топлива, которое во многих странах стандартно стоит в среднем 1 евро за литр.

      Стоит отметить, что даже в Великобритании, являющейся одной из наиболее богатых стран Европы, предложения увеличить транспортный налог вызывают бурные дискуссии. Несколько лет назад министерство транспорта предложило оснастить все легковые машины и грузовики системами спутниковой навигации, которые будут автоматически отслеживать все перемещения транспортных средств. Чем чаще машина будет передвигаться по перегруженным дорогам, тем выше будет налог.

      В России далеко не самый высокий транспортный налог. В зарубежных странах, о которых говорилось, доходы у людей несоизмеримо выше, чем в России. Многим жителям нашей страны трудно платить налог больше 1 000 рублей в год. При этом в России немало мест, куда не добраться общественным транспортом.

      В Госдуму РФ уже не раз было внесено предложение взимания транспортного налога. Его предлагают включить в стоимость топлива на бензоколонках. На первый взгляд — все просто. Больший налог платит тот, кто больше потребляет

      топлива и чаще ездит. С мощностью машины тоже есть прямая связь: сотни лошадиных сил — это, как правило, отличный «топливный аппетит», как следствие — высокий налог. Вроде бы, все логично. И во многих развитых странах принята именно такая система налогообложения.

      Плюс для регионов — транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту регистрации своего транспортного средства. А здесь все деньги будут идти в регион.

      Включение транспортного налога в цену автомобильного топлива особенно выгодно людям небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей машине чуть ли не два раза в год. Сейчас они платят столько же, сколько и те, кто круглосуточно ездит на автомобилях. Также новая система выгодна тем, кто вообще не ездит. У нас в стране сотни тысяч машин не используются, но не сняты с учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог.

      Ну, и главное — в развитых странах поступления от транспортного налога в основном тратятся на содержание дорог. В России же качество дорог не зависит от того, много мы платим или нет.

      По существующей практике, квитанции автомобилистам присылают весной. Полгода они платят, и весь объем денег поступает в бюджет региона уже осенью. Затем начинаются согласования и тендеры, в результате чего к ремонту дорог приступают в декабре. Положенный в снег асфальт часто быстро разбивается, а освоение денег начинается сначала. С новой системой налогообложения такая практика будет исключена.

      Здесь субъект может спланировать поступление денежных средств. Весь год, каждый месяц они будут поступать небольшими суммами по сравнению с тем, как они поступают сейчас.

      Однако стоит отметить, что переход этот весьма дорог и для компаний-владельцев бензоколонок, и для государства. Необходим единый компьютерный учет, чтобы данные с каждой заправки (а их в стране тысячи и они должны быть объединены в единую сеть) сразу должны попадать в компьютер, так как в противном случае будут поступать неточные данные со счетчиков, т. е. будет неясно, сколько налогов собрано на каждой конкретной заправке и сколько следует отдать в бюджет. Но отсутствие единой компьютерной базы бензоколонок — это еще полбеды.

      Главная проблема, стоящая на пути новой системы уплаты транспортного налога, это полная непрозрачность цен на бензин. Фискальные органы точно не знают, что и сколько заложено в эту цену. В случае принятия этого законопроекта стоимость бензина будет находиться в сфере внимания законодательных и исполнительных органов субъекта.

      В целом можно сказать, что российские ставки транспортного налога повышать все же необходимо, поскольку ремонт дорог и устранение последствий вреда, наносимого автомобилями окружающей среде, стоит больших вложений.

      Кроме того, необходимо вести активную работу по снижению задолженности по транспортному налогу. В частности, нужно развивать систему информирования налогоплательщиков, а также проект по представлению возможности оплаты транспортного налога с использованием банкоматов, платежных терминалов и касс без заполнения квитанции.

      1. Валуева М. П. Новый транспортный налог // «Учет, налоги, право». 2010. № 3.

      2. Кизякина М. А. Транспортный налог по регионам России. М.: Статус-Кво 97, 2005. С. 101.

      3. Мещекова О. И. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М.: Юнити, 2007. С. 102.

      4. Мещирякова Е. И. Уплата транспортного налога. Особые ситуации // Главбух. 2009. № 4.

      5. Мурзин В. Е., Романова М. В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): ежегодный справочник =альманах. Часть 1. Налогообложение. М.: ИД «Регламент», 2006. С. 133.

      6. Пархачева М. О., Шаронова О. Д. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб: Питер, 2003. С. 48.

      7. Семенихин В. В. Транспортный налог: Комментарий к главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации. М.: Эксмо-Пресс, 2005. С. 69.

      8. Сергеева Т. Р. Транспортный налог в вопросах и ответах. М.: Альфа-Пресс, 2005. С. 132.

      9. Толкушкина А. В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 295.

      10. Холоднова О. А. Транспортный налог: кратко обо всем //Налоги и налогообложение. 2009. № 8.

      11. Черкасова В. С, Жукова Т. К. Налоги и налогообложение. М.: Вектор, 2005. С. 87.

      12. Шишкин О. Л. Налоги с владельцев транспортных средств. М.: Альфа, 2004. С. 45.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *