Дела за дачу взятки 2020

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Ст. 291 УК РФ

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).

Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

4. Субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).

6. Частью 3 ст. 290 УК РФ установлена ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.

Дача взятки, по существу, является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействия), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Желаемые действия должностного лица могут носить и незаконный, в том числе и преступный характер. В последнем случае действия взяткодателя надлежит квалифицировать как дачу взятки и подстрекательство к совершению соответствующего преступления.

Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

7. Ответственность за рассмотренные выше деяния (ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи), если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи (содержание данных квалифицирующих признаков раскрыто при анализе ст. 290 УК, см. комментарий к ней).

8. Особо квалифицирующий признак дачи взятки — ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.) — включен законодателем в ч. 5 комментируемой статьи.

9. В примечании к комментируемой статье содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как и применительно к примечанию к ст. 204 УК, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

10. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к комментируемой статье освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в правоохранительные органы не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Поиск по тегу «взятка»

Собранные следственным отделом по г. Йошкар-Ола следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл доказательства признаны судом достаточными для назначения 37-летнему бывшему инспектору ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей) меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Горномарийским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено уголовного дела в отношении 35-летнего жителя города Оренбург, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконного бездействия, в значительном размере).

На основании собранных Советским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл доказательств вынесен приговор 22-летнему бывшему сотруднику ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки через посредника), ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Следственным отделом по г. Йошкар-Ола следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 42-летнего бывшего начальника штаба УМВД России по г. Йошкар-Оле, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в значительном размере).

Следственным отделом по г. Йошкар-Ола следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 44-летнего предпринимателя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу через посредника в крупном размере).

Звениговским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 25-летнего местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу лично за совершение заведомо незаконного бездействия).

Горномарийским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл возбуждено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий).

Медведевским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл возбуждены уголовные дела в отношении 36-летнего младшего инспектора ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия) и 31-летнего младшего инспектора ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей).

Собранные следственным отделом по г. Йошкар-Ола следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 33-летнему жителю Чувашской Республики. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий).

Следственным отделом по г. Йошкар-Ола следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл возбуждено уголовное дело в отношении 36-летнего инспектора ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей).

О работе приемной следственного управления СК России по Республике Марий Эл в социальной сети «ВКонтакте»

Вниманию граждан, планирующих участие в долевом строительстве жилья

Статья 291 УК РФ. Дача взятки

Новая редакция Ст. 291 УК РФ

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

Комментарий к Статье 291 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами либо законами субъектов РФ, тем самым подрывая престиж и авторитет государственной и муниципальной службы и снижая должностной статус лиц, уполномоченных на выполнение публично-правовых обязанностей и функций.

2. Об объекте и предмете посягательства см. п. 2 — 2.6 коммент. к ст. 290.

3. Объективная сторона дачи взятки включает в себя незаконное вручение должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо возможность в силу своего должностного положения способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1), а также за незаконные действия по службе (ч. 2).

3.1. Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. При этом посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, само передает предмет взятки, становясь соучастником дачи взятки. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и его роли в даче или получении взятки, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 (п. 8, 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

3.2. Дача взятки считается оконченным (составом) преступлением в момент передачи должностному лицу хотя бы части незаконного вознаграждения. Если взяткодателем совершены все действия, направленные на дачу взятки, но деньги, материальные ценности или выгоды имущественного характера, являющиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом, данное деяние необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки. Как неоконченное преступление следует квалифицировать действия виновного и в случае, когда он сам пытался вручить взятку, но получатель не принял ее, и в случае, если он действовал через посредника.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Сознанием виновного охватывается, что он незаконно передает вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействия) в пользу дающего с использованием служебных полномочий, либо за способствование в силу занимаемого должностного положения совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает передать должностному лицу взятку или предоставить иную имущественную выгоду с целью получения определенных преимуществ для себя со стороны должностного лица.

4.1. Прямой умысел в рассматриваемом преступлении является определяющим и при квалификации действий посредника дачи взятки при условии, что его сознанием полностью охватывались фактические обстоятельства дела. Если у посредника отсутствует понимание того, что он осуществляет передачу взятки должностному лицу, его ответственность исключается, потому что в этом случае он не осознает, что является участником совершаемого преступления, так как добросовестно заблуждается относительно оснований передачи незаконного вознаграждения и не понимает неправомерности совершаемых действий.

4.2. Состав преступления отсутствует, если при передаче вознаграждения дающий предполагает, что должностное лицо имеет право на данное вознаграждение.

4.3. Мотивы и цели дачи взятки могут быть различными, однако они всегда носят антисоциальный характер. Подкупив должностное лицо, виновный стремится удовлетворить свой личный интерес, решить конкретные вопросы для себя, своих близких и т.п. Не исключается состав дачи взятки и в тех случаях, когда взяткодатель руководствуется ложно понятыми интересами службы, интересами своего предприятия, учреждения или организации и т.д. В любом случае необходимо иметь в виду, что всегда взятка дается за выполнение (невыполнение) служебного действия (бездействия) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им третьих лиц (юридических, физических).

4.4. Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Если посредник сам склонил взяткодателя к даче взятки, которую затем присвоил, его действия следует квалифицировать по совокупности как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291) и мошенничество (статья 159).

5. Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, управленческие работники коммерческих и иных организаций и любые другие частные лица. Указанные лица могут также выступать в качестве посредников.

5.1. При квалификации анализируемого преступления следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по коммент. статье и соответствующим статьям УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки только при осознании того, что передаваемые им деньги, ценности или иные материальные средства или предоставляемые услуги являются взяткой.

5.2. Лицо, которое организует дачу или получение взятки, подстрекает к этому либо является посредником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. Вопрос о квалификации деяний соучастника в данном случае должен решаться с учетом направленности его умысла исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе — взяткодателя или взяткополучателя он действует.

6. Квалифицированным видом посягательства (ч. 2) является дача взятки должностному лицу за совершение последним заведомо незаконных действий (бездействия), что значительно повышает степень общественной опасности анализируемого преступления. Незаконное действие (бездействие) должностного лица — это такое противоправное поведение, которое возникает в связи с нарушением регламентированных нормативными документами обязанностей по службе (см. п. 6 коммент. к ст. 290).

6.1. Если взяткодатель передал должностному лицу деньги, имущество или иные материальные ценности с целью склонить последнего к совершению противоправных действий, образующих другой состав преступления (служебный подлог, превышение должностных полномочий и т.д.), содеянное взяткодателем необходимо квалифицировать по совокупности как дачу взятки и соучастие (в качестве подстрекателя или организатора) в совершении соответствующего преступления.

6.2. Обязательным признаком субъективной стороны состава анализируемого преступления является заведомость знания взяткодателя о характере тех действий (бездействия), которые должностное лицо должно совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении виновного, поэтому для квалификации по данному признаку необходимо установить, что при передаче незаконного вознаграждения лицо осознавало, что дает взятку за совершение должностным лицом именно незаконных действий. Характер незаконных действий лица, за совершение которых дается взятка, может быть различным. Определяющим должно быть то, что незаконность такого рода действия (бездействия) была очевидна для лица, дающего взятку.

При систематической передаче ценностей и оказании услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство на службе суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. При отсутствии признаков совокупности преступлений такие действия следует квалифицировать как единое продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 291.

7. В примеч. к коммент. статье предусматривается два основания освобождения лица от УО за дачу взятки: а) если имело место вымогательство вознаграждения (см. п. 10 — 10.2 коммент. к ст. 290) со стороны должностного лица (требование взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить существенный вред правоохраняемым интересам). Освобождение от УО взяткодателя в таких случаях определяется тем, что взяткодатель поставлен в положение, при котором он вынужден, в силу сложившихся обстоятельств, дать взятку с тем, чтобы защитить свои законные интересы от неправомерных действий должностного лица; б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбуждать УД, о даче взятки. В контексте ст. 75 добровольная явка с повинной представляет собой поведение, сочетающее в себе добровольность заявления (сообщения) о совершенном преступлении как разновидности признания в нем и чистосердечное раскаяние в содеянном. При этом сообщение должно быть сделано по собственной инициативе, своей воле и желанию, а не вынужденно.

7.1. В основе добровольности как обязательного признака деятельного раскаяния лежит осознание лицом того, что оно может и дальше уклоняться от ответственности, что о взятке правоохранительным органам ничего не известно, однако оно решает обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

7.2. Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о даче взятки должностному лицу, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

7.3. Освобождение взяткодателей от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

7.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки, признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК как нажитые преступным путем.

7.5. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем данного органа с целью задержания с поличным лица, предъявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возврату их владельцу.

8. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории преступлений средней тяжести; деяние, указанное в ч. 2, является тяжким преступлением.

Другой комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Признаки дачи взятки описаны в комментируемой статье таким образом, что для уяснения их содержания необходимо применять систематическое толкование закона, обращаясь и к ст. 290 УК, где характеризуется предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) лица, за которые дается взятка.

2. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята лицом, отвечающим признакам субъекта состава получения взятки (ст. 290 УК РФ), или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки предполагают дачу взятки в значительном (ч. 2), крупном (п. «б» ч. 4) и особо крупном (ч. 5) размерах (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

4. Особо квалифицированный состав преступления также предполагает дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (ч. 3). Если лицо совершает за взятку какое-либо не уголовное правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК РФ. Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к конкретному совершенному преступлению.

5. Особо квалифицирующим признаком дачи взятки является также ее дача группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 4).

6. Применение примечания к ст. 291 УК, устанавливающего особое основание освобождения от уголовной ответственности, предполагает соблюдение лицом двух условий: во-первых, оно должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления; во-вторых, альтернативно должно иметь место вымогательство взятки либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Ответственность за дачу или получение взятки

В последнее время россияне все чаще встречают в новостях сенсационные публикации об уголовных делах в отношении высокопоставленных лиц, задержанных в момент получения взятки. Ежегодно государство тратит миллиарды на борьбу с коррупцией на всех уровнях власти, но почему-то количество должностных скандалов меньше не становится. В нашей статье мы раскроем, какие действия могут быть расценены как взятка, какую ответственность несет посредник, куда обращаться с заявлением о коррупционном преступлении.

Взятка – преступление или взаимовыгодные отношения

Правовую борьбу со взяточничеством в России власти вели не всегда: так называемые «мздоимство» (получение выгоды за законные действия) и «лихоимство» (за незаконные действия, что наказывалось много суровее) стали считаться преступлениями, наряду с воровством и убийством, только в 19-м веке. До этого времени денежная благодарность людям, власть имеющим, считалась обыденностью и даже в какой-то мере поощрялась (кроме так называемых «посулов» — подарков, переданным судьям).

В настоящее время взяточничество, безусловно, одно из самых опасных преступлений, разлагающих общество и подрывающих доверие простых людей к государству.

В уголовном праве России ответственность за получение взятки предусмотрена статьей 290 УК РФ. Преступление заключается в получении должностным лицом материальной выгоды за незаконные действия или бездействие.

Материальная выгода может быть в виде:

  • денежных средств (в любой валюте);
  • ценных бумаг;
  • иного имущества, имеющего определенную ценность: автомобилей, мебели, ювелирных изделий и т.д.;
  • незаконного оказания услуг имущественного характера – например, предоставление оплаченной туристической путевки или ремонт помещения.
  • В судебной практике чаще всего в качестве предмета преступления встречаются, конечно же, деньги. Но есть и такие решения судов, где должностному лицу оказывались услуги по установке окон, предоставлялся автомобиль в пользование, разрешалась бесплатная аренда помещения и т.д. Иногда взяткодатель не обогащает представителя власти, а снимает с него часть обязательств (например, прощение долга) – такие действия также подпадают под признаки «предоставления имущественных услуг».

    Из приведенного примера следует, что передача денег не лично представителю власти, а третьим лицам (в данном случае – банку, выдавшему кредит) тоже будет считаться оказанием имущественных услуг взяткополучателю, что образует состав преступления.

    Кроме того, предметом взятки может стать не только само имущество, но и имущественные права. Ими могут быть право требования кредитора – то есть, фактически перевод долга, или авторское право и т.д.

    За что берут взятки

    Уголовно-наказуемыми являются как действия, так и бездействия должностного лица в обмен на получение денег или другого имущества. Так, уголовная ответственность за получение взятки наступает:

    1. за совершение должностным лицом таких действий (или бездействия), которые входят в его полномочия – то есть, предусмотрены его должностной инструкцией или, проще говоря, которые он может выполнить.

    2. за способствование (помощь) другим должностным лицам в совершении действий или бездействия в пользу взяткодателя. Имеется ввиду авторитет, которым пользуется взяточник для влияния на подчиненных. Действительно, на практике немало случаев, когда взамен на деньги высокопоставленные лица «перепоручают» обратившегося к ним гражданина, фактически заставляя своих подчиненных выполнять просьбу-приказ.

    При такой форме совершения преступления важно наличие отношений руководитель-подчиненный. Если подчинения нет, то состава преступления не будет. Так, если должностное лицо использует не служебные, а личные отношения, взятка не подтвердится.

    3. за общее покровительство (попустительство) по службе – другими словами, поддержка. Здесь никогда не оговаривается, в чем такая «поддержка» будет проявляться – определенности в сроках обычно не бывает.

    Общее покровительство может быть оказано значительно позже – например, когда при наличии вакансии взяткополучатель порекомендует на более высокую должность именно того кандидата, от которого когда-то получил вознаграждение. Как вариант может быть предложение к премированию, к поездке в заграничную командировку и т.д.

    4. за попустительство по службе – это может проявляться в отсутствии дисциплинарной ответственности и других наказаний по службе подчиненного, который ранее передал имущественную благодарность должностному лицу. В таких ситуациях тоже не оговариваются конкретные действия — считается, что при удобном случае к работнику просто отнесутся снисходительно.

    5. за незаконные действия или бездействия, если они:

    1. не предусмотрены правилами, законами, должностными инструкциями и не входят в полномочия должностного лица (к примеру, когда на работу принимает директор филиала института, тогда как он не вправе решать вопросы трудоустройства);
    2. входят в объем полномочий, но только при наступлении определенных условий, которые на момент получения взятки не наступили (к примеру, сотрудник пожарного надзора принимает решение о проверке конкурента взяткодателя, тогда как оснований для внепланового выезда не было);
    3. относятся к полномочиям другого лица (сотрудник СИЗО отдает приказ охране пропустить родственника обвиняемого, тогда как такое разрешение – исключительная прерогатива начальника);
    4. могут быть выполнены только коллегиально (комиссией, собранием и т.д. – например, когда решение о негодности к военной службе составляется одним врачом, тогда как сделать такой вывод вправе призывная комиссия);
    5. никем не могут быть совершены ни при каких условиях (фальсификация доказательств, служебный подлог).

    Время, в течение которого выполняются услуги взамен на вознаграждение, не имеет значения для квалификации: могут быть сначала переданы деньги, а потом осуществлены действия, или наоборот. Деньги или имущество может быть передано частями, в разное время. Коррупционеры довольно часто используют термины «аванс» и «окончательная сумма», аналогично обычной сделке.

    Взяточники – кто они

    В статье 290 УК РФ перечисляются те, кто может стать привлеченным к ответственности за получение взятки: это должностные лица – то есть представители власти, официально наделенные государством определенными функциями.

    Опираясь на судебную практику, чаще всего фигурантами коррупционных дел являются:

  • сотрудники полиции (за возбуждение дел или, наоборот, отказ в возбуждении; за незаконное прекращение, приостановление дел, инициирование необоснованных административных дел или наоборот, прекращение производства по ним; искусственное создание доказательств или напротив, уничтожение имеющихся; подделка материалов проверки, протоколов допроса и т.д.);
  • судебные приставы (за невозбуждение исполнительного производства, занижение стоимости описанного имущества, за незаконное исключение из описи, за безосновательное прекращение исполнительного производства, сокрытие доходов должника и бездействие в принятии мер по установлению таковых т.д.);
  • сотрудники государственных и муниципальных органов (выражаясь простым языком – чиновники) – в основном, это начальники отделов, а также высший руководящий состав (за незаконное выделение земельных участков, выдачу различных разрешений – на строительство, размещение киосков, торговых палаток и т.д.);
  • преподаватели ВУЗов, колледжей, училищ – за положительные оценки учащимся, которые фактически не обладают необходимыми знаниями;
  • работники медицинских учреждений – больниц, поликлиник, это могут быть как врачи, так и руководящий состав – за оформление медицинских документов и постановку неверных диагнозов, освобождений от труда и т.д.;
  • контрольно-надзорные органы – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Жилищная, Пожарная и Трудовая инспекции – за непроведение проверок, сокрытие нарушений законодательства и т.д.;
  • сотрудники системы исполнения наказаний – за незаконное условно-досрочное освобождение или снятие судимости (уголовно-исполнительные инспекции), замена наказания на более мягкое, передача запрещенных к использованию предметов – средств связи, алкоголя и т.д.
  • Кроме того, субъектами получения взятки могут быть:

  • иностранные должностные лица – те, кто несут службу в исполнительном, законодательном или судебном органе другой страны, а также работают публично в интересах иностранного государства;
  • должностные лица публичной международной организации .
  • Впрочем, уголовными делами о взяточничестве в отношении иностранцев судебная практика России не располагает.

    Особенности квалификации

    При рассмотрении судами коррупционных дел возникает масса сложностей и нюансов, которые требуют индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации. Верховный Суд РФ постоянно публикует разъяснения действующего законодательства. Кроме того, часть вопросов разъяснена в отдельном Постановлении Пленума ВС по делам о взяточничестве.

    Назовем самые основные особенности, которые уже установлены судебной практикой:

  • по делам о взяточничестве не бывает потерпевших: ценности передает свидетель, которому не причинено никакого ущерба. Переданные деньги являются вещественными доказательствами по делам и подлежат обращению в доход государства. Для передачи сумма может быть выдана правоохранительными органами (когда свидетель действует под контролем), в противном случае это собственность взяткодателя, который тоже несет ответственность за свои действия;
  • преступление считается оконченным с момента передачи денег лицу, независимо от выполнения последним оговоренных действий. Также не имеет значения, намеревалось ли лицо вообще выполнять их;
  • если представитель власти ни при каких обстоятельствах не мог выполнить услугу, которая была предметом соглашения с взяткодателем, действия по принятию денег могут быть квалифицированы как мошенничество – ведь в таком случае есть признаки хищения путем обмана;
  • взяточничества не будет, если должностное лицо принимает деньги за оказание профессиональных услуг, которые не входят в объем полномочий и не связаны с его функциональными обязанностями. Примером отсутствия коррупционной составляющей служит оказание специалистом консультативных услуг в свободное время за вознаграждение;
  • если представитель власти задержан на месте сразу после получения денег и, соответственно, не имел реальной возможности их потратить, то взятка все равно считается оконченным преступлением;
  • если передача денег не состоялась по объективным причинам, то фигуранты коррупционной схемы несут ответственность за покушение.
    Пример №7. Сотрудник трудовой инспекции Горин К.Д. за прекращение проверки потребовал с индивидуального предпринимателя Ежова П.Р. 30000 рублей. Поскольку Горин К.Д. опасался ответственности и очень дорожил своим местом работы, он предложил оставить деньги у его родственницы в машине, чтобы снять с себя все подозрения в случае задержания правоохранительными органами. Согласно договоренности, Ежов П.Р. положил на переднее сиденье пакет, в котором находилась требуемая сумма. Но он перепутал марки автомобилей и оставил пакет в машине, принадлежащей другому лицу – совпало, что транспортное средство не было заперто. Несмотря на то, что 30000 рублей до сотрудника трудовой инспекции так и не дошли, оба участника преступления все же понесли ответственность за получение и дачу взятки, но с оговоркой «покушение».
  • если преступление совершается несколькими лицами, то все они должны являться представителями власти – только в этом случае участники группы будут привлечены по ст. 290 УК РФ. При этом неважно, какая сумма из общей взятки предназначалась каждому из участников, даже если размер частей существенно отличался.
    Пример №8. Начальник отдела по регистрации обращений БТИ города действовал в рамках преступного сговора с двумя своими подчиненными – специалистами. Преступная группа неоднократно совершала коррупционные преступления – они регистрировали «задними числами» изменения технических характеристикам нежилых помещений, за это регулярно получали вознаграждение – за каждую регистрацию 50000 рублей, из которых 30000 получал начальник, а остальное делили между собой специалисты. Квалификация действий каждого из группы была определена одинаково по ст. 290 УК РФ, без учета размера вознаграждения, которое предназначалось каждому.
  • если должностное лицо за деньги выполняет незаконные действия, которые образуют самостоятельное преступление, то он может быть привлечен по двум и более статьям УК РФ.
    Пример №9. Директору колледжа передали 100000 рублей за зачисление на обучение абитуриента Иванова Р.П., который не сдал вступительные экзамены (помимо ЕГЭ нужно было пройти дополнительные тесты). Директор сфальсифицировал результаты собеседования и вступительных мероприятий, подделал соответствующие документы – теперь Иванов считался преодолевшим порог необходимого количества баллов для зачисления. Директора привлекли к ответственности по совокупности преступлений – ст. 290 УК РФ и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
  • Коррупционное вымогательство

    Вымогательство взятки предусмотрено в п. «б» ч.5 ст. 290 УК РФ, это еще более опасное преступление, которое порождает уверенность населения о непобедимости коррупции в рядах власти.

    Данное деяние предполагает:

  • требование должностного лица передать ему определенную сумму денег взамен на совершение определенных действий, бездействий;
  • одновременно высказывается угроза причинить вред каким-либо законным интересам лица в случае, если деньги не будут переданы.
  • Нередко в такой коррупционной схеме используется метод искусственного создания определенных условий, подталкивающих гражданина заплатить. В таких ситуациях человек, не разбирающийся в тонкостях служебных возможностей представителя власти, вынужден поддаться вымогательству и выполнить требования, чтобы предотвратить негативные для него последствия.

    Как видно из примера, сотрудник полиции искусственно создал такие условии, которые вынуждают Рябкова принести требуемую сумму во избежание уголовной ответственности за хранение наркотических средств. Несмотря на то, что прямого требования и угроз со стороны полиции нет, здесь подтверждается взятка с вымогательством. При этом неважно, что сотрудник полиции реально не может привлечь Рябкова по ст. 228 УК РФ (если, конечно, не склонит специалиста подделать сведения о весе наркотика) – для квалификации не имеет значения, располагает или нет должностное лицо возможностью осуществить угрозу.

    Сумма взятки

    В статье 575 Гражданского кодекса РФ содержится запрет дарения государственным служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей подарков, превышающих 3000 рублей. Все подаренное им стоимостью выше этого значения может быть признано коррупционным деянием, если госслужащий не передаст предметы по письменному акту в тот орган, где он работает.

    Величина суммы денег или стоимость переданного должностному лицу имущества — чрезвычайно важный критерий для определения как квалификации, так и наказания.

    Так, законодатель предусмотрел следующую градацию размера взятки:

  • значительный – то есть свыше 25000 рублей;
  • крупный – свыше 150000 рублей;
  • особо крупный размер– свыше одного миллиона рублей.
  • Правоохранительным органам проще всего сделать вывод о размере взятки, когда она выражена в деньгах. Если преступниками используется иностранная валюта – то рассчитывается сумма, эквивалентная рублевой, на день совершения преступления. То же самое правило действует и в отношении имущества, ценных бумаг и имущественных услуг: их стоимость оценивается экспертом на момент передачи во владение должностному лицу.

    По правилам уголовного законодательства, если между лицами была договоренность передачи суммы в крупном размере в несколько приемов, но по объективным причинам фактически была передана только часть, не достигающая крупного размера, ответственность все равно наступает как если была передана вся сумма, то есть по более тяжкой квалификации.

    Мелкая взятка

    Отдельная статья за взяточничество в размере, не превышающем 10000 рублей , была введена в УК РФ в июле 2016 года. Так, статьей 291.2 УК РФ «мелкое взяточничество» предусматривается ответственность за те же действия, что и в ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, но сумма, предназначенная должностному лицу, должна быть равна или меньше 10000 рублей. За такую сравнительно мелкую коррупцию во всех трех формах (личное получение или личная передача ценностей, а также при участии посредника) виновный может понести наказание:

  • в виде штрафа до 200000 рублей, исправительных работ до 1 года, ограничения свободы до 2 лет, лишения свободы до 1 года;
  • в виде штрафа до одного миллиона рублей; в виде исправительных работ максимум на 3 года, ограничения свободы до 4 лет, лишения свободы до 3 лет (в отношении тех, кто не в первый раз привлекается по аналогичной статье УК РФ, или по ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ).

От многократного мелкого взяточничества следует отличать действия, направленные на передачу одной большой суммы частями – тогда уголовная ответственность за дачу взятки наступает исходя из общей суммы, оговоренной изначально.

Что грозит – тюрьма или штраф

Правильное определение суммы напрямую влияет не только на квалификацию (чем выше стоимость, тем опаснее преступление), но и на размер наказания, которое в последние годы стало существенно суровее.

Так, наказание за совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, в июле 2016 года было усилено: в зависимости от квалифицирующих признаков и обстоятельств содеянного стало возможным назначать штраф не только кратно сумме взятки, но и в твердой сумме до 5 млн. рублей.

Санкция ст. 290 УК РФ на сегодняшний день предусматривает:

  • ч. 1 — штраф в размере до 1 миллиона рублей или 10-50-кратной величины суммы переданных денег, исправительные работы до 2-х лет, а также лишение свободы до 3-х лет;
  • ч. 2 — штраф в размере от 200000 до полутора миллиона рублей или 30-60-кратной величины суммы переданных денег, а также лишение свободы до 6-ти лет. Такое наказание предусмотрено, если размер взятки соответствует значительному (то есть, превышающему 25000 рублей);
  • ч. 3 — штраф в размере от 500000 рублей до 2-х миллионов рублей или 40-70-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 3-х до 8-ми лет – такое наказание может быть при получении ценностей за незаконные действия;
  • ч. 4 — штраф в размере от 1-го до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет – такое наказание может быть назначено, если обвиняемый занимал на момент совершения преступления государственную должность Российской Федерации, субъекта РФ или главы муниципального органа (например, мэр города, министр и т.д.);
  • ч. 5 — штраф в размере до 2-х до 4-х миллионов рублей или 70-90-кратной величины суммы переданных денег, а также лишение свободы от 7-ми до 12-ти лет – такое наказание может быть участникам преступной группы, при получении взятки в крупном (то есть свыше 150000 рублей) размере или при вымогательстве ценностей;
  • ч. 6 — штраф в размере от 3-х до 5-ти миллионов рублей или 80-100-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет – это наиболее суровое наказание, предусмотренное для должностных лиц, получивших противозаконно более миллиона рублей.
  • Как видно из представленной информации, чиновник, привлеченный к ответственности за особо тяжкое преступление по ч.6 ст. 290 УК РФ, может отделаться только штрафом, пусть и огромным. Вместе с тем, судебная практика в целом идет по пути назначения за коррупционные преступления наказания в виде лишения свободы, и уже дополнительно назначаются штрафы и запрет занимать определенные должности (такой запрет может длиться на срок до 15-ти лет).

    Кроме того, правила назначения штрафа в кратном размере позволяют судам назначать к уплате сверхвысокие суммы. Если оплата не поступает в установленный законом срок, приставы немедленно инициируют представление о замене на лишение свободы. Как это происходит?

    Пример №13. Хребтов А.П. занимал должность заместителя мэра города довольно длительное время. Сотрудники правоохранительных органов давно ждали удобного момента, чтобы привлечь Хребтова за взяточничество, о котором писали в многочисленных жалобах предприниматели. Количество сообщений представителей малого бизнеса о вымогательстве откатов за субсидии зашкаливало. Когда один из индивидуальных предпринимателей согласился инсценировать передачу 3-х миллионов рублей под контролем сотрудников ФСБ, Хребтова А.П. удалось задержать. Он был осужден по ч. 6 ст. 290 УК РФ к штрафу в 100-кратном размере полученной суммы, с лишением права работать на государственных должностях. Таким образом, Хребтов А.П. должен был заплатить государству 300 млн. рублей.

    Радуясь, что ему удалось избежать тюрьмы, позже Хребтов А.П. запаниковал: как оплатить такой штраф? Он обратился в суд с заявлением о рассрочке – и здесь ему повезло – суд удовлетворил его ходатайство, определив ему обязанность оплачивать долг частями – по 5 млн. в месяц, в течение пяти лет.

    Накопления бывшего заместителя мэра позволили ему оплачивать долг 4 месяца, всего он заплатил в казну 20 млн. рублей. На этом деньги его закончились, на работу он устроиться не мог, поскольку был уволен с госслужбы за утрату доверия, недвижимость его была описана приставами. Через несколько месяцев суд по представлению УФССП заменил ему штраф на лишение свободы сроком на 9 лет в колонии строгого режима.

    Из примера видно, что чиновник не смог исполнить, казалось бы, довольно мягкое наказание. И это несмотря на длительную преступную деятельность на своем посту, в течение которой, предположительно, он мог скопить целое состояние. Конечно, есть фигуранты коррупционных дел, которые предусмотрительно хранят накопления в оффшорах, к которым российские спецслужбы не имеют прямого доступа. В то же время, для большинства чиновников средней руки наказание в виде кратного штрафа довольно действенное и часто неисполнимое.

    Дача взятки – это тоже преступление

    Подкуп – так называются действия лица, от которого исходит инициатива передачи денег или имущества представителю власти. В такой ситуации должностное лицо имеет возможность отказаться или согласиться с предложенной суммой.

    Если чиновник соглашается на условия, предложенные ему, он несет ответственность за получение (по ст. 290 УК РФ), а обратившийся к нему гражданин – за дачу взятки по ст. 291 УК РФ.

    Если должностное лицо отказывается от получения денежной благодарности (надо сказать, такое бывает нередко), то в действиях инициатора будет покушение на дачу взятки.

    На практике уголовное дело в отношении двоих – и получателя, и взяткодателя встречается редко. Это объясняется трудностью выявить договоренность между двумя лицами, разговор которых всегда происходит наедине. Обычно кто-то один из двоих заявляет в правоохранительные органы, тогда ответственности подвергается тот, о ком было заявлено.

    В подобной ситуации, если бы пристав согласился на предложение, преступление так и осталось бы не выявленным – обе стороны остались довольные друг другом, все понимают о необходимости сохранить «сделку» в тайне.

    Отметим, что в рамках государственной политики противодействия коррупции в государственных учреждениях всех уровней постоянно проводятся обучающие семинары должного поведения при обращении гражданских лиц с предложением взятки. Так, практически во всех учреждениях созданы специальные комиссии, разрешающие ситуации о конфликте интересов, консультирующие по вопросам отчетности о расходах и доходах, занимающиеся служебными проверками сообщений коррупционного характера.

    Дача взятки должностному лицу при исполнении (ст.291 УК РФ) наказывается:

  • штрафом в размере до 500000 рублей или 5-30-кратной суммы взытки, а также исправительными работами или лишением свободы на срок до двух лет – если стоимость переданных ценностей менее 25000 рублей;
  • штрафом в размере до одного миллиона рублей или 10-40-кратной переданной суммы, а также исправительными работами на срок до 2-х лет или лишением свободы на срок до 5 лет – если стоимость переданных ценностей более 25000 рублей;
  • штрафом в размере до полутора миллиона рублей или 30-60-кратной суммы взятки, а также лишением свободы на срок до 8 лет – если ценности были переданы за совершение незаконных действий;
  • штрафом в размере от одного до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной суммы переданных денег, а также лишением свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет – при получении вознаграждания в крупном (то есть свыше 150000 рублей) размере, группой лиц или при вымогательстве;
  • штрафом в размере от 2-х до 4-х миллионов рублей или 70-90-кратной переданной суммы, а также лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет – если размер взятки превысил 1 млн. рублей.
  • Посредники

    Отдельного внимания заслуживают посредники во взяточничестве. Это те лица, через которых передают имущество или деньги за услугу – другими словами, некое промежуточное звено между взяткодателем и взяткополучателем. Считается, что более 40% всех коррупционных преступлений совершаются именно через посредников.

    Для цепочки «взяткодатель-посредник-взяткополучатель» характерно:

  • близкое знакомство (часто – дружба) посредника с взяткодателем и взяткополучателем;
  • невозможность взяткодателя вступить в прямой контакт с должностным лицом, которому предназначаются деньги. Это может быть из-за того, что они вообще незнакомы или малознакомы, что не позволяет решить напрямую деликатный вопрос;
  • чаще всего посредник тоже приобретает часть выгоды. Это может быть заранее оговоренная часть суммы от денежных средств, предназначенных должностному лицу, или какая-то услуга, которую окажет ему тот, по чьему поручению действует лицо. Посредник может и не поставить в известность других участников преступного плана о том, что до чиновника «дойдет» не вся сумма, и тайно взять часть денег себе. Такие нюансы никак не влияют на квалификацию действий посредника – то есть, неважно, действует ли он бескорыстно или за вознаграждение, уголовная ответственность неминуема.
  • Пример №15, характерный пример коррупции с участием третьих лиц.

    На заочном отделении в институте преподаватель истории Ворохов У.В. обратился к старосте группы Аленовой Е.К., которой сообщил о необходимости собрать со всех студентов по 1000 рублей за зачет. На предложение быть посредником староста согласилась — ранее уже были такие прецеденты по другим предметам. Аленова Е.К., собрав деньги со студентов группы, в назначенное время передала их преподавателю. Тем самым она совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.

    Посредники могут быть признаны виновными за совершение преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ (посредничество), если:

  • сумма переданного вознаграждения превышает 25000 рублей. Если сумма меньше, то уголовной ответственности по данной статье не будет, что не исключает возбуждение других уголовных дел — например, за совершение должностного преступления, растраты, подлога и т.д.;
  • посредник действовал не в своих интересах, а по поручению взяткодателя или взяткополучателя, или их обоих;
  • доказана непосредственная передача денег посредником – то есть, имеются неоспоримые данные о том, что именно данное лицо передало взяткополучателю денежные средства по поручению. Если органы следствия такими данными не располагают, то состав преступления по ст. 291.1 УК РФ практически доказать невозможно;
  • посредник еще не передал деньги, но пообещал это сделать, то есть выразил свое намерение оказать посреднические услуги в получении и даче взятки. При этом инициатива может исходить как от самого посредника (когда он себя «предлагает» в такой роди) или от другого лица (когда человек соглашается на предложение стать «промежуточным звеном» в коррупционной цепочке).
  • Специалисты уголовного права считают, что словесное обещание передать деньги, то есть выступить в качестве посредника, не образует состава преступления, поскольку должны быть конкретные действия, подтверждающие такие намерения. Так, это может быть реальное назначение встречи, в ходе которой посредник взял часть суммы и пообещал вручить ее по адресу, а также подтвержденный аудиозаписью разговор с должностным лицом о назначении места и встречи, о характере предполагаемых действий в обмен на ценности и т.д.

    Кроме того, если посредник взял деньги для передачи по назначению, но не намеревался этого сделать, в его действиях коррупционного преступления нет, но может быть мошенничество.

    Наказание за посредничество в коррупции может достигать:

  • штрафа в размере 700000 рублей или 20-40-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы до 4-х лет.
  • штрафа в размере до 1 миллиона рублей или 20-50-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 3-х до 7-ми лет – такое наказание может быть при посредничестве в передаче ценностей за незаконные действия или лицом с использованием служебного положения;
  • штрафа в размере от 1-го до 2-х миллионов рублей или 50-70-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 5-ти до 10-ти лет – за действия в составе преступной группы или (и) если сумма переданных денег превышает 150000 рублей;
  • штрафа в размере от полутора до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 7-ми до 12-ти лет – если общая сумма переданных денег или имущества превышает 1 миллион рублей;
  • штрафа в размере до 3-х миллионов рублей или до 70-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы до 7-ми лет – за обещание или предложение стать посредником в коррупционном преступлении.
  • Во всех перечисленных вариантах может быть дополнительно назначено наказание в виде запрета занимать должности или заниматься деятельностью на срок от 3-х до 7-ми лет.

    Отметим, что отдельная статья УК РФ за посреднические услуги в коррупционных преступлениях введена сравнительно недавно – в 2011 году. До этого действия посредников квалифицировались как пособничество в получении взятки, то есть по ч. 5 ст. 33, ст. 290 УК РФ.

    Освобождение от уголовного преследования

    В коррупционных преступлениях законодатель предусмотрел возможность избежать судимости и наказания виновным лицом при соблюдении некоторых условий. Так, обвиняемый в даче взятке освобождается от уголовной ответственности и дело в отношении него прекращается, если он (альтернативно):

  • действовал вследствие вымогательства взятки . Действия человека, который поддался вымогательству и передал деньги взамен за определенные действия в его пользу, все равно считаются преступлением, предусмотренным ст. 291 УК РФ, но законодатель учел вынуждающие обстоятельства и позволил правоохранительным органам освобождать от ответственности таких взяткодателей.
  • если после передачи ценности сообщил в правоохранительные органы . Такое сообщение может быть в любом виде – письменном, устном, через других лиц. В какое время оно должно последовать, в законе не оговаривается. По общему правилу, до такого сообщения власти не располагали информацией о преступном деянии.
  • В обоих случаях обязательным условием должно быть активное способствование раскрытию преступления. Это означает, что по возбужденному уголовному делу гражданин, передававший ценности должностному лицу, не только признался, но и сообщил сведения о месте нахождения остальных участников преступления (если, к примеру, оно было совершено группой лиц), о роли каждого фигуранта по делу, указал место хранения денег и т.д. Если сотрудники полиции, следственного комитета или иного органа уже были осведомлены об этих обстоятельствах, освобождения от ответственности может и не быть.

    Посредник во взяточничестве также может быть освобожден от ответственности, если он способствовал раскрытию преступления или сообщил о нем в правоохранительные органы добровольно.

    Освобождение от уголовной ответственности лиц в перечисленных ситуациях не является основанием к реабилитации, поскольку состав преступления формально имеется. Иными словами, такие граждане не могут быть признанными пострадавшими и требовать возмещения ущерба, причиненного им преследованием.

    В Общих правилах ответственности по УК РФ есть еще несколько оснований для полного освобождения от уголовной ответственности по любым преступлениям, в том числе и по коррупционным. Так, если человек действовал в условиях крайней необходимости (когда нет иного выхода в сложившейся ситуации, кроме как совершение преступления) или под принуждением, то он не должен стать обвиняемым по делу. Так, если начальник заставляет подчиненного взять предлагаемые ему деньги под угрозой крайне негативных последствий, в том числе и для жизни, здоровья – можно говорить об отсутствии состава преступления в действиях сотрудника, вынужденного выполнить требуемые преступные действия.

    И конечно, нет последствий правового характера для тех, кто обратился в правоохранительные службы до передачи денег – сообщить о готовящейся взятке может как должностное лицо, так и взяткодатель или посредник.

    Куда обращаться, если вымогают взятку

    В первую очередь, об этом можно сообщить по телефонам доверия государственных служб. Как мы уже писали, в каждой такой организации имеются сотрудники, отвечающие за борьбу с коррупцией в конкретном ведомстве. Все контакты, по которым можно и нужно сообщать о чиновничьем произволе, есть на официальных сайтах. Так, на сайте любой прокуратуры или следственного комитета достаточно нажать на вкладку «противодействие коррупции», а затем заполнить электронную форму «сообщить о факте коррупции». На сайте ФСБ можно направить заявление, кликнув на вкладку «веб-приемная».

    Обращение о любом коррупционном факте можно написать практически в любую правоохранительную организацию – в полицию, прокуратуру, в Следственный комитет, в УФСБ. Собрать первичный материал могут сотрудники любого из перечисленных ведомств, но расследовать и направить дело в суд может только Следственный комитет РФ, его территориальные органы. Кроме того, если взятку вымогает сотрудник прокуратуры или комитета, все же лучше обратиться в УФСБ, особенно когда гражданин опасается негативных для себя последствий в виде воздействия со стороны коррупционеров.

    Кроме того, если у вас вымогают взятку, то лучше сдать заявление в отделе правоохранительного органа лично, без использования интернет-сетей. Особенно это касается тех случаев, когда необходимо предотвратить преступление.

    Вот примерный образец заявления:

    В УФСБ по Алтайскому краю
    Плакунина А.В.,
    Проживающего по адресу:
    Алтайский край, г. Барнаул, ул. Космонавтов, д. 43
    Тел. 891222222222

    Я, Плакунин А.В. являюсь индивидуальным предпринимателем, основная деятельность – оптово-розничная торговля. Прошу принять меры к начальнику отдела полиции № 2 по г. Барнаулу, который ежедневно организовывает проверки моих павильонов по продаже продуктов и за несоставление протоколов о продаже спиртных напитков несовершеннолетним требует от меня ежемесячной оплаты в размере 50000 рублей.

    Так, по адресам ул. Веселая, д. 2; ул. Саратовская, д. 4 находятся мои павильоны по продаже продуктов и напитков, в том числе алкогольных (лицензия имеется). На протяжении нескольких недель по вечерам в павильоны приходят сотрудники полиции из отдела № 2, которые утверждают, что зафиксировали факт продажи алкоголя несовершеннолетним, якобы у них есть доказательства. В павильонах продавцами работают две мои родственницы – Жукова П.А. и Плакунина В.В., которые знают о правилах продажи и никогда не продают алкоголь покупателями без предъявления паспорта. Побеседовав с ними, я понял, что сотрудники полиции намеренно сообщают мне ложные сведения о наличии нарушений продажи. Полицейские также уведомили меня, что по всем вопросам я могу обратиться к начальнику отдела полиции Воронину К.У., назначили мне с ним встречу в здании УВД 01.12.2020.

    Когда я пришел в отдел полиции, Воронин К.У. объявил мне о необходимости отдавать ему лично 50000 рублей ежемесячно, иначе полицейские, которые ко мне приходили, будут ежедневно составлять протоколы о нарушениях продажи алкогольной продукции. Я пытался объяснить, что нарушений не имеется, мы никогда не продаем алкоголь детям, на что Воронин К.У. ответил, что я этого не докажу, он приведет своих понятых и что все в районе ему платят.

    Прошу привлечь к ответственности Воронина К.У. за вымогательство взятки, встреча назначена на завтра, 03.12.2017 в его служебном кабинете – я должен принести ему деньги за два месяца, 100000 рублей.

    Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ я предупрежден.

    Согласен на сотрудничество с правоохранительными органами и участие в контрольных мероприятиях.

    Плакунин А.В., 02.12.2020

    Читатель может заметить, что заявление пишется довольно просто, в свободной форме, официального образца как такового не существует.

    Согласие на участие в мероприятиях гражданин может в первичном заявлении не указывать, при принятии решения о их проведении его могут попросить написать отдельное заявление.

    Как меры могут быть приняты полицией или ФСБ после поступления сообщения о коррупции?

    Если преступление уже совершено и деньги переданы, то будет обычное расследование, практически не отличающееся от любого другого уголовного дела (допросы, очные ставки, экспертизы, осмотр месте происщшествия и т.д.).

    Если деньги еще не переданы, то:

  • заявителя попросят назначить встречу с вымогателем;
  • в присутствии понятых будут выданы помеченные денежные средства;
  • заявитель будет снабжен техническим устройством аудио или видеосвязи;
  • после утверждения плана действий проведут оперативный эксперимент, то есть встречу с должностным лицом под контролем правоохранительных органов;
  • в ходе расследования и рассмотрения дела в суде заявителю необходимо будет участвовать в качестве свидетеля.
  • Необходимо отметить, что большинство коррупционных преступлений раскрываются именно благодаря грамотно проведенному следственному эксперименту, полученные в результате которого доказательства являются основными и иногда единственными.

    В то же время, в уголовном законодательстве есть норма, предусматривающая ответственность за провокацию взятки. Так, создание условий, не позволяющих должностному лицу отказаться от предложенных денег, настойчивые уговоры принять их, шантаж могут повлечь ответственность организаторов по ст. 304 УК РФ «провокация взятки». Эта статья УК РФ довольно редкая в практике, но о ней не стоит забывать.

    В дополнение отметим, что представитель власти, которому предлагают взять деньги, также вправе обратиться в следственный комитет и тогда уже он будет участником оперативного эксперимента, организованного уже в отношении взяткодателя.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *