Земельный налог в норвегии

Фискальную систему Норвегии можно назвать одной из классических, традиционных для европейских государств. Данное обстоятельство можно оценивать как положительное, поскольку она одинаково понятна и удобна как для местных жителей, так и для иностранных субъектов, которые планируют заниматься той или иной предпринимательской деятельностью на территории государства.

Налоги в Норвегии соответствуют всем общепринятым в Западной Европе принципам и требованиям — даже несмотря на тот факт, что Норвегия на текущий момент так и не стала государством-членом Европейского Союза. В то же время эта страна уже много лет входит в ЕЭС — Европейское Экономическое Сообщество, поэтому может вести экономическое и налоговое сотрудничество с членами Евросоюза на равных условиях. При этом в Норвегии в обиходе находится собственная валюта — норвежская крона, однако, очень широко распространены расчеты в евро, поэтому для удобства и суммы налоговых платежей зачастую указывают не только в кронах, но и в евровом эквиваленте.

Налоги в Норвегии бывают как прямыми, так и косвенными; могут устанавливаться и на федеральном, и на местном уровнях.

Обложение финансовых результатов

Общая ставка для предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности установлена в размере 25% от суммы полученной прибыли. Она начала действовать с 01 января 2017 года, до этого была значительно выше — вплоть до 28% в предыдущие годы. Проектами нормативно-правовых актов в области налогообложения корпораций предусмотрено последующее снижение ставки корпоративного налога до 23% с 2020 года. Однако сниженный налог на прибыль в Норвегии не будет распространяться на организации, занимающиеся коммерческой деятельностью в финансовой сфере, — для них корпоративный сбор останется без изменений — в 25-типроцентном размере.

Величина прибыли (чистого дохода) компании рассчитывается путем произведения вычетов по различным производственным расходам и платежам из общей суммы полученного (валового) дохода компании за отчетный период. Как и в других государствах, отчетным считается календарный год.

Налог на прибыль в Норвегии относится к числу федеральных сборов, зачисляется в государственный бюджет, его ставка не зависит от решений местных властей. Он установлен как для предприятий-резидентов, так и для нерезидентов. При этом первые уплачивают средства в норвежскую казну со всей своей прибыли, а вторые — только с той части, которая получена непосредственно на территории Норвегии. С целью избежать двойного начисления платежей Норвегия заключила ряд международных соглашений.

Что платят физлица

Основной налог, который взимается с физических лиц в стране — НДФЛ. Подоходный налог в Норвегии обязаны уплачивать все — граждане государства, мигранты, лица без гражданства, которые занимаются какой-либо оплачиваемой деятельностью на территории данного государства. Требование относительно обязательной уплаты распространяется как на трудоустроенных лиц, получающих заработную плату, так и на самозанятых граждан, которые работают самостоятельно (занимаются творческой деятельностью, имеют частную практику и так далее).

Подоходный налог в Норвегии изначально был установлен в размере 27%, однако в 2016 и 2017 годах наблюдается постепенное снижение ставок. Так, в 2016 году процент снижен сразу на 2 пп, до 25% от суммы годового дохода. В следующем, 2017 году, налоговая ставка была еще немного снижена, и на текущий момент подоходный налог в Норвегии для физических лиц составляет 24%.

Если годовой доход гражданина составляет менее 164,1 тысячи крон, действует нулевая ставка. Для доходов, превышающих минимальный уровень, установлена прогрессивная ставка подоходного налога — чем выше уровень дохода плательщика, тем большая сумма вычета применяется к его доходам. В настоящее время в Норвегии действует четырехступенчатая шкала по начислению дополнительных процентов на ставку подоходного налога.

Помимо указанного выше общеобязательного платежа, нужно вносить социальный сбор, ставка которого установлена в размере 8,2 процента.

Если годовой доход физлица не превышает 55 тысяч шведских крон, то такое лицо освобождается от уплаты социального сбора. Следует отметить, что действующее норвежское законодательство одновременно с установлением достаточно высоких налоговых ставок для населения, предусмотрело возможность применения определенных льгот (помимо тех, которые были указаны выше). Чтобы воспользоваться ими, необходимо соблюсти все установленные законодательством требования и предоставить соответствующие подтверждения в налоговую службу.

Льготы могут быть предоставлены матерям и отцам-одиночкам, родителям с детьми до 12 лет, морякам, людям, содержащим супруга/супругу с низким доходом (или нетрудоспособного), заемщикам и так далее. Кроме того, установлены дополнительные налоговые льготы для молодежи в возрасте до 22 лет.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА НОРВЕГИИ

Согласно Конституции Норвегии, Стортинг (парламент) должен быть последней инстанцией в вопросах, касающихся финансов государств — покрытие расходов, а также доходы. Это следует из статьи 75 Конституции Норвегии.

Контроль за осуществления налоговой системы исполняют два подчиненных учреждения:

  • Налоговая администрация, которая гарантирует установление и собор налогов.
  • Таможенная и акцизная власть, гарантирующая сбор таможенных и акцизных пошлин. Кроме того, несёт ответственность за предотвращение незаконного ввоза и вывоза товаров в Норвегии.
  • В 2010 году 86% налогов получило центральное правительство, 2% — региональное правительство, в то время как местное правительство получило 12% от общего объема налоговых поступлений.

    Налоговым резидентом в Норвегии считается лицо, находящееся или собирающееся находиться на территории государства более 6 месяцев. Доход, полученный резидентом страны в самой Норвегии или на территории другого государства, облагается налогами. Нерезиденты обязаны платить налоги на доходы, полученные только в Норвегии.

    Полное налоговое освобождение гарантируется только для тех лиц, которые являются резидентами государства, имеющего налоговое соглашение с Норвегией, при условии фактического присутствия на ее территории в течение менее чем 183 дней в налоговом году. Это положение может быть выполнено, если иностранный гражданин нанимается юридическим лицом — налоговым резидентом страны, по международному договору с которой у Норвегии есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

    В Норвегии, также как и в России, налоги делятся на прямые и косвенные. Подоходный налог относится к прямым и является одним из наиболее важных. Часть «подоходных налогов» имеет прогрессивную шкалу, например налоги на доходы от трудовой деятельности или пенсии.

    В налоговой системе Норвегии все налогоплательщики делятся на два класса: 1 и 2. Отнесение к тому или иному классу предполагает определённую налоговую ставку и вычеты из неё. К первому классу относятся одинокие граждане. Ко второму классу относятся налогоплательщики, у которых на содержании 1 и более иждивенец (неработающий супруг-иждивенец или ребенок). Супружеские пары рассчитывают и уплачивают суммы налога отдельно друг от друга.

    Налоговые декларации должны быть представлены не позднее 31 января года, следующего за годом, в котором был получен этот доход. Индивидуальным предпринимателям и работодателям необходимо получить карточку налоговых отчислений для того, чтобы в ней указать суммы налогов, удержанных из заработной платы работников. Эту процедуру работодатель выполняет каждые два месяца.

    Все физические и юридические лица регистрируется в Государственном Регистре плательщиков налогов.

    НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Совокупный налогооблагаемый доход (брутто) включает основные элементы: заработную плату, дополнительные льготы и иные выплаты работодателя работнику, суммы возмещения из фондов социального страхования, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности и проценты на капитал.
    Необходимо отметить, что общая сумма доходов может быть уменьшена при следующих затратах:

  • в случае длительной болезни(затраты на лекарства);
  • оплата услуг адвоката;
  • если плательщик пенсионер;
  • наличие в семье детей,
  • наличие работы в дали от дома , при условии ежедневной езды на работу.
  • Налоги рассчитываются следующим образом: выделяют два вида дохода.

    Доход (брутто) включает в себя зарплату, бонусы, натуральную оплату и отпускные. Доход нетто равен доходу брутто за вычетами.

    Существуют следующие виды налогов:

    Социальный налог – работники выплачивают из своей заработной платы взносы в размере 7,8 %, база расчета налога: доход(брутто). Минимальная база для расчета налога: 39600 кр; Доход с пенсии облагается в размере 3%

    Подоходный налог. Ставка: 28% .База расчета налога: доход (нетто).

    Налог на недвижимость. Если частное лицо в Норвегии имеет дом для отдыха, оно должно уплачивать налог в размере 2.5% от оценочной стоимости недвижимости. Для своего основного жилья такого налога нет. Если дом используется исключительно для сдачи в аренду, это определяется как предпринимательская деятельность, доход от которой облагается налогом в размере 28%.Если недвижимость продается, то полученная от продажи прибыль не будет облагаться налогами в том случае, если жилье находилось в собственности более 5 лет и использовалось владельцем как собственный дом для отдыха. В противном случае придется уплатить 28% налога на прибыль.

    Налог на «богатство»: депозиты в норвежских и иностранных банках;
    акции предприятий, иные ценные бумаги
    нематериальные активы, при условии их использования, например сдача в аренду патента.
    стоимость автомобилей, морских и речных суден.

    Личный налог, база расчета налога: доход (брутто). Ставки указаны в таблице:

    Класс Класс 1 Класс 2
    Если доход выше: NOK 456 400 NOK 741 700
    Ставка 9,0% 12,0%

    Вычеты

    Минимальный вычет (для расчета дохода нетто) составляет 31% от дохода (брутто), макс. 57400 кр — мин. 4000 кр.

    Минимальный вычет для тех кто работает в Норвегии только часть года:

    Кол-во месяцев пребывания в Норвегии
    1 2 3 4 5 6
    Мин. 4000 5300 7950 10600 13250 15900
    Макс. 4783 7564 14350 19133 23917 28700
    Кол-во месяцев пребывания в Норвегии
    7 8 9 10 11 12
    Мин. 18550 21200 23850 26500 29150 31800
    Макс. 33483 38267 43050 47833 52617 57400

    Стандартный вычет для особых групп налогоплательщиков, куда относятся и иностранцы, временно (до 4 лет) проживающие в Норвегии. Для постоянно проживающих в стране имеется ряд специальных вычетов, которые не актуальны для тех, кто находится в стране временно. (вычет на расходы при выезде на работу в другой город, вычет на уплоченные проценты от кредита на дом или на учебу и тому подобное). Составляет 15% от дохода (брутто).

    Вычет моряка (спец.вычет только для моряков). Составляет 30% от дохода. Макс. сумма вычета: 80000 кр.

    Расчет налога

    Суммарный налог = подоходный налог (база: доход нетто, ставка: 28%) +соц.налог (база: доход брутто, ставка от: 7,8%) +добавочный налог (база: доход брутто, ставка от : 13,5%)

    Налогообложение юридических лиц

    Ставкой налога на добавленную стоимость в размере 24% облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также экспортные товары.

    Для открытия предприятия в Норвегии не требуется специального разрешения, однако на некоторые виды деятельности, такие, как банковское дело и страхование, необходимо получить разрешение властей.

    Компании, являющиеся налоговыми резидентами Норвегии, имеют полную налоговую обязанность, которая распространяется на доход, полученный из всех источников, а компании-нерезиденты – только на доходы, полученные из норвежских источников. Компания считается налоговым резидентом, если непосредственный управляющий орган или головной офис находится в Норвегии.

    Налог работодателя является смесью страховых и пенсионных отчислений. Налогооблагаемая база: брутто зарплата. Ставка налога зависит от того, в какой коммуне зарегистрирован работник.

    Sone 1 14,1 % Юг, Восток, Запад
    Sone 2 10,6 %
    Sone 3 6,4 %
    Sone 4 5,1 %
    Sone 5 0,0 % Свалбард

    Ставка на налогооблагаемую прибыль установлена в размере 28%. Она складывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму затрат на производство и реализацию продукции и на сумму уплаченных налогов в норвежские налоговые органы.

    Норвегия относится к числу наиболее высокоразвитых стран мира, обеспечивает достойный уровень жизни и высокую оплату труда для подавляющего большинства населения. Согласно последним статистическим данным, средний уровень заработной платы в данном государстве превышает 4000 евро, поэтому вполне закономерно, что и налоги в Норвегии достаточно высокие. При этом взносы окупаются благодаря хорошо развитой системе социальной защиты населения, обеспечению высокого уровня медицинского обслуживания, качественного образования и так далее

    По этой причине Норвегия на протяжении многих десятков лет остается привлекательным государством для иностранных работников и предпринимателей, которые формируют стабильный приток рабочей силы и капитала в данную страну. В отличие от многих европейских стран, в Норвегии при прочих равных условиях обеспечивается одинаковый уровень заработной платы как для местных жителей, так и для работников-мигрантов — но и налоги все также должны платить соответствующие. Одной из особенностей данного государства стало то, что здесь нет официально закрепленного минимума оплаты труда — это согласовывается только непосредственно между работодателем и работником.

    Каков подоходный налог в США и других странах мира

    Подоходный налог в США 2017-2020

    Подоходные налоги в США берут с 1913 года. Законодательство США по налогам сложно для первого восприятия. Кодекс внутренних доходов, принятый в 1954 году, является его основой. Вносимые в кодекс изменения оформляют новыми разделами. Решения Казначейства США являются постановлениями для Службы внутренних доходов (IRS), согласно которым она работает с налогоплательщиками.

    Подоходный налог в США должны платить все его резиденты независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход. При расчете налогооблагаемой базы учитывают различные виды вычетов.

    После оформления декларации о налогах он оплачивается в 3 адреса:

  • на федеральный уровень;
  • непосредственно штату, где проживает декларант;
  • городу или округу (местные налоги).
  • Нужно отметить, что ставки налогов на каждом уровне свои и даже могут отсутствовать.

    Ставки налогов федерального уровня колеблются в пределах от 10 до 39,6% и рассчитываются от уровня дохода. В зависимости от того, кто оформляет декларацию (одиночка или супружеская пара), необлагаемая база равна 9 075–18 150 долларов США. При доходе от 406 751 доллара США налог берут по ставке 39,6%.

    В зависимости от штата ставка налога может варьироваться от 0 до 13%, изменяясь от года к году как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При этом количество штатов, где налог не берут, тоже может меняться.

    О видах вычетов, применяемых в России, читайте в рубрике «Налоговые вычеты по НДФЛ в 2020-2020 годах».

    Подоходный налог во Франции 2017-2020

    Во Франции расчет подоходного налога производит налоговая служба. Все доходы французов делятся на 8 категорий. По каждой из них имеется своя методика расчета с учетом применяемых льгот и вычетов. Налог исчисляют по прогрессивной шкале. Эта шкала уточняется каждый год. Особенность расчета подоходного налога состоит в том, что его рассчитывают на семью.

    Подоходный налог во Франции берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год. Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 000 000 евро.

    Подоходный налог в Швеции

    В Швеции подоходный налог получают правительство и муниципалитеты. За налогоплательщиками закреплен регистрационный номер и счет для перечисления налогов. Резиденты обязаны платить налог со всех источников доходов: от предпринимательской деятельности, капитала, заработной платы. Полученный доход уменьшают вычеты, разрешенные законом.

    Налог исчисляют по прогрессивной шкале, общая максимальная ставка налога составляет 56,9%. Его берут с дохода выше 476 700 шведских крон. Информация о налогах за 3 года хранится в системе PUMA.

    Подоходный налог в Норвегии

    В Норвегии данные по налогоплательщикам и налогам публикуют официально. Резиденты обязаны платить национальные и местные налоги со всех доходов, получаемых в стране и за ее пределами. Супруги производят расчет и оплату налогов раздельно. Подоходный налог с годовой зарплаты исчисляют по ставке 9,5% при доходе от 220 501 до 248 500 норвежских крон. При превышении этой суммы налог рассчитывают по прогрессивной шкале, и величина его может достигать 39%.

    Подоходный налог в Канаде

    В Канаде подоходный налог начисляют физическим лицам и корпорациям. Шкала федерального налога для физических лиц — от 15 до 29%, регионального — 5–21%. Максимальная ставка налога составляет 50%. Её применяют с суммы 136 270 канадских долларов.

    Подоходный налог в Испании

    Декларация о доходах резидента Испании включает все доходы, которые он получил по всему миру. Его статус определяется на весь налоговый период независимо от места проживания. Налог рассчитывают по ставке от 24 до 52%. С дохода в 300 000 € применяют ставку 52%.

    Подоходный налог в Великобритании

    В Великобритании до 1973 года применялась шедулярная система налогообложения. Шедулярная форма предусматривает взятие налога с каждого источника доходов, глобальная — с общей суммы доходов.

    После вступления в ЕС Великобритания перешла к глобальной системе, но шедулы остались при расчете налога с учетом скидок и вычетов. После этого все данные суммируют и получают налогооблагаемую базу.

    Налоговый период в Великобритании начинается 6 апреля текущего года и продолжается до 5 апреля следующего года. Необлагаемый минимум за год составляет 2 790 фунтов стерлингов. Налоговые ставки — 20, 40 и 45%. Максимальной ставкой облагают доход выше 150 000 фунтов стерлингов.

    Подоходный налог в Англии

    Крупной частью Великобритании является Англия. Поэтому ставки подоходного налога здесь идентичны. Налог уплачивают 4 раза в течение налогового года. После 6 апреля рассчитывают общую сумму подоходного налога. Для получения суммы налога к уплате нужно исключить из дохода налоговые льготы. Каждый резидент имеет свой необлагаемый минимум, который может меняться в течение его жизни.

    Подоходный налог в европейских странах

    Список европейских стран включает 44 государства. Законодательство их по подоходному налогу разнообразно. Некоторые из этих стран уже рассмотрены в настоящей статье. Наибольшие ставки подоходного налога применяют:

  • Швеция — до 57%,
  • Дания — до 55,6%,
  • Бельгия — до 50%,
  • Португалия — до 48%,
  • Испания — до 45%.
  • Минимальный подоходный налог в Европе

    В Европе находятся и страны с минимальной ставкой подоходного налога:

  • Казахстан и Болгария — 10%,
  • Беларусь — 13%,
  • Россия — 13%,
  • Литва и Венгрия — 15%,
  • Румыния — 16%.
  • О том, как в России различается величина ставок налога для резидентов и нерезидентов, читайте здесь.

    Подоходный налог в Южной Америке

    Параметры подоходного налога этого континента рассмотрим на примере Бразилии и Чили.

    В Бразилии также используют прогрессивную шкалу для расчета подоходного налога. Доход до суммы 15 084 бразильских реала не облагается налогом. С дохода до 30 144 бразильских реала налог исчисляют по ставке 15%, свыше этой суммы ставка налога увеличивается до 27,5%.

    В Чили подоходный налог рассчитывают по ставкам от 5 до 40%. Все доходы резидента засчитывают независимо от места их получения. Для расчета налога ежемесячно определяют величину необлагаемого дохода и градацию сумм, с которых будут применять ту или иную ставку.

    Корпоративный подоходный налог в Казахстане

    Плательщиками корпоративного подоходного налога (КПН) являются юридические лица. Объектом КПН служит налогооблагаемый доход от реализации продукции, сдачи в аренду имущества, других видов доходов. Доходы корректируют на суммы расходов, которые подтверждены документами. Ставки налога — от 10 до 20% в зависимости от профиля работы юрлица и требований Налогового кодекса.

    Индивидуальным подоходным налогом (ИПН) облагают физических лиц. Ставки ИПН — от 5 до 10%. Доходы по месту работы облагают ставкой 10%, полученные дивиденды — 5%. Перед применением налога доход уменьшают на сумму налоговых вычетов.

    Подоходный налог в других странах мира

    Подоходный налог в иных странах берут по различным ставкам, например:

  • Аргентина — 9–35%,
  • Египет — 10–25%,
  • Израиль — 10–50%,
  • Индия — 10–40%,
  • Китай — 5–45%.
  • К странам, где нет подоходного налога, относятся: Андорра, Багамы, Бахрейн, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Сомали, ОАЭ, Уругвай.

    Налоговая система Норвегии

    Как и в других странах с развитой рыночной экономикой, в Норвегии подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджета. Физическое лицо, которое фактически присутствует либо намеревается присутствовать на территории Норвегии более шести месяцев, считается налоговым резидентом для налогообложения со дня прибытия.

    Граждане Норвегии и иностранные граждане, имеющие статус резидента, обязаны платить как национальные, так и местные налоги со всего дохода, полученного в стране и за ее пределами.

    Нерезиденты имеют налоговую обязанность только по доходам, полученным из норвежских источников. Полное налоговое освобождение гарантируется только для тех лиц, которые являются резидентами государства, имеющего налоговое соглашение с Норвегией, при условии фактического присутствия на ее территории в течение менее чем 183 дней в налоговом году. Это положение может быть выполнено, если иностранный гражданин нанимается юридическим лицом — налоговым резидентом страны, по международному договору с которой у Норвегии есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Если иностранец нанят на работу норвежским предприятием, то он считается налоговым резидентом Норвегии со дня прибытия в страну.

    Дивиденды, полученные из зарубежных компаний, облагаются налогом в общем порядке. А налог, уплаченный у источника, обычно вычитается из налогооблагаемой базы.

    Совокупный налогооблагаемый доход включает основные элементы: заработную плату, дополнительные льготы и иные выплаты работодателя работнику, суммы возмещения из фондов социального страхования, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности и проценты на капитал.

    Супружеские пары рассчитывают и уплачивают суммы налога отдельно друг от друга.

    Выделяются две группы налогоплательщиков: одинокие граждане и граждане, имеющие 1 и более иждивенцев на содержании. Ставка муниципального налога равна 21 % плюс 7 % — налог в фонд уравнивания, который выплачивается с сумм чистого дохода, превышающих 23300 норвежских крон для первой группы налогоплательщиков и 46000 норвежских крон для второй группы.

    Индивидуальный доход (который определяется как валовой доход от трудовой деятельности по трудовому соглашению или предпринимательской деятельности, включая пенсии) является предметом налогообложения.

    Национальный налог имеет две ставки. Для первой группы налогоплательщиков, имеющих доход 220501 — 248500 норвежских крон, налог составляет 9,5 %, а при доходах свыше 248500 норвежских крон — 13,7 %. Для второй группы ставка 9,5 % действует при доходах 267501 — 278500 норвежских крон, 13,7 % — если доход превышает 278500 норвежских крон.

    Работники выплачивают из своей заработной платы взносы в социальные фонды в размере 7,8 %. Для свободных предпринимателей ставка налога в социальные фонды равна 10,7 % от их дохода, не превышающего 447600 норвежских крон, и 7,8 % при превышении этого уровня. С сумм пенсий также удерживается налог в социальные фонды, но по сниженной ставке — 3 %. Эта же ставка применяется на доходы лиц, возраст которых менее 17 лет и более 69 лет. Иностранные граждане обязаны в общем порядке уплачивать страховые взносы, хотя может быть предоставлено исключение из правил, если имеется соответствующее налоговое соглашение. Иностранцы, работающие на Континентальном шельфе, освобождены от уплаты страховых взносов.

    Полученный доход может быть уменьшен на суммы фактически подтвержденных затрат, но не более 20 % от всего полученного дохода. Также вычитается необлагаемый минимум в размере 36000 норвежских крон для первой группы налогоплательщиков и 29800 норвежских крон — для второй.

    Остальные доходы, на суммы которых может быть уменьшена налогооблагаемая база — это проценты, алименты и другие. Вычет на суммы процентов ограничен, если физическое лицо имеет за рубежом объекты недвижимости. Например, если 30 % недвижимого имущества расположено за пределами Норвегии, то только 70 % от суммы полученных процентов вычитаются из налогооблагаемой прибыли.

    Прибыль по акциям и облигациям облагается по ставке 28 %, так же, как доход от инвестиций.

    Налоговые декларации должны быть представлены не позднее 31 января года, следующего за годом, в котором был получен этот доход.

    Индивидуальным предпринимателям и работодателям необходимо получить карточку налоговых отчислений для того, чтобы в ней указать суммы налогов, удержанных из заработной платы работников. Эту процедуру работодатель выполняет каждые два месяца. Окончательные расчеты по налогам производятся в начале следующего налогового года, когда суммы, уплаченные свыше, возмещаются, а недоплаченные — вносятся дополнительным платежом.

    Предприятие, вовлеченное в деятельность, подлежащую обложению налогом на добавленную стоимость, должно в обязательном порядке зарегистрироваться в Государственном Регистре плательщиков НДС, если реализационные обороты товаров и услуг, подлежащие обложению НДС, превышают 30000 норвежских крон в течение 12-месячного периода. Налоговые органы могут зарегистрировать предприятие досрочно.

    Ставкой налога на добавленную стоимость в размере 23 % облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также экспортные товары. Некоторые операции освобождены от НДС, такие, например, как деятельность в области финансов, страховые услуги, образование, медицинские услуги, некоторые профессиональные услуги и экспортные операции. Налог на капиталовложения по ставке 7 % применяется вместо НДС на отдельные виды производственного оборудования.

    Важное место в системе налогов занимает налог на прибыль корпораций. Для открытия предприятия в Норвегии обычно не требуется специального разрешения, однако на некоторые виды деятельности, такие, как банковское дело и страхование, необходимо получить разрешение властей.

    Для осуществления любой деятельности на территории страны все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны зарегистрироваться в Центральном Координационном Регистре юридических лиц и в местном налоговом органе. Это условие касается также и иностранных компаний и представительств, находящихся на территории Норвегии.

    В основном преобладают акционерные компании. Согласно соглашению между странами — участниками Европейского Сообщества минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ установлен в размере 50000 норвежских крон, для открытых — 1 миллион норвежских крон. Уставной капитал может быть сформирован полностью из зарубежных инвестиций при условии, если 50 % управленческого персонала являются налоговыми резидентами страны в течение последних двух лет.

    Отдельные виды деятельности, такие, как сельское хозяйство и некоторые другие виды производственной деятельности, легко уязвимые для зарубежной конкуренции, субсидируются государством. Отдельным предприятиям предоставляется помощь в области экспортной деятельности. Поощряя децентрализацию размещения промышленных предприятий и перемещение из крупных городов в северные районы страны, законодательные органы установили варьирующую ставку взносов в социальные фонды, выплачиваемую работодателями, от 0 % в северных районах страны до 14,1 % в центральных областях.

    Компании, являющиеся налоговыми резидентами Норвегии, имеют полную налоговую обязанность, которая распространяется на доход, полученный из всех источников, а компании-нерезиденты — только на доходы, полученные из норвежских источников. Компания считается налоговым резидентом, если непосредственный управляющий орган или головной офис находится в Норвегии.

    Ставка корпоративного налога установлена в размере 28 %.

    Налогооблагаемая прибыль складывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму затрат на производство и реализацию продукции и на сумму уплаченных налогов в норвежские налоговые органы. Исключения составляют затраты на проведение развлекательных мероприятий, которые не подлежат вычету из налогооблагаемой базы.

    Амортизационные отчисления могут быть начислены только на те производственные активы, стоимость которых — более 15000 норвежских крон и со сроком предполагаемого использования более трех лет. Суммы амортизационных отчислений, уменьшающие налогооблагаемую базу, не должны превышать установленные ставки. (Таблица № 2)

    Ставка амортизационных отчислений по группам активов

    Группа активов

    Ставка амортизации Офисное оборудование

    30 Приобретенные ценности

    30 Грузовые транспортные средства, автобусы

    25 Легковые автомобили, оборудование, инструменты

    20 Морские и речные суда, бурильные установки

    20 Воздушные суда

    12 Здания, сооружения, гостиницы, рестораны

    5 Офисные здания

    Дивиденды облагаются на тех же условиях, что и прибыль корпораций. Дивиденды, выплаченные акционерам, облагаются налогом также у их получателей. Такая система была предложена для избежания двойного налогообложения. Акционеры, являющиеся налоговыми резидентами Норвегии, имеют право получить налоговый кредит, равный полной сумме налога, уплаченного компанией в отношении дивидендов. Нерезидентам, получающим доходы от норвежских закрытых обществ, налоговый кредит не предоставляется. Кроме того они являются плательщиками налога на дивиденды, удерживаемого у источника выплаты, по ставке 25 %, если он является резидентом страны, которая не имеет договора с Норвегией об избежании двойного налогообложения.

    Списание убытков переносится на десять лет вперед. Обычно убытки не могут быть отнесены на более короткий срок, хотя невосполнимые убытки могут быть зачтены из прибыли в течение последующих двух лет.

    Взносы на социальное страхование выплачивает работодатель по ставке от 0 % до 14,1 %, суммы этих взносов полностью вычитаются из налогооблагаемой базы. Также работодатель обязан выплачивать налог в размере 10 % от суммы дохода, превышающего 656000 норвежских крон.

    Доходы из зарубежных источников (иностранное постоянное представительство, филиалы, недвижимость) обычно облагаются налогом тогда, когда налог в стране нахождения этого источника значительно ниже норвежского, а также когда нет налогового соглашения с этой страной.

    Если нет налогового соглашения, то обычно предоставляется налоговый кредит. Дивиденды, полученные из зарубежных источников, облагаются тем же способом, что и доход корпораций.

    Налоговую декларацию по налогу на прибыль корпораций с документально подтвержденными расчетами необходимо представить в налоговые органы не позднее 28 февраля отчетного года.

    Налог уплачивается поквартально, авансовыми платежами, которые рассчитываются исходя из сумм дохода, полученного в предыдущем налоговом году, и перечисляется равными долями в два приема (15 февраля и 15 апреля). Оставшиеся два платежа (15 сентября и 15 ноября) рассчитываются исходя из сумм дохода, полученного за предыдущий квартал.

    Имущество, переходящее в процессе наследования и дарения, подлежит обложению налогом по ставке, варьирующейся от 18 % до 30 % в зависимости от степени родства и стоимости этого имущества. Первые 100000 норвежских крон стоимости переходящего имущества освобождены от налога. Если даритель или умерший является постоянным налоговым резидентом Норвегии, то налог на имущество уплачивается как на имущество, находящееся на территории Норвегии, так и за ее пределами.

    Иностранное физическое лицо, находящееся на территории Норвегии в течение нескольких лет, обычно бывает обязано уплачивать этот налог, но только на активы, расположенные в стране. Если иностранец становится постоянным резидентом Норвегии, то все его имущество, независимо от его географического расположения, подлежит налогообложению норвежскими налогами, если нет международного налогового соглашения с этой страной, где это имущество расположено.

    Все юридические и физические лица обязаны ежегодно уплачивать налог на имущество исходя из фактической стоимости капитальных активов. Однако акционерные общества освобождены от уплаты этого налога. Физические лица-резиденты уплачивают налог на имущество как в Норвегии, так и за ее пределами, а нерезиденты — только по норвежским ставкам, варьирующимся от 0 до 1,5 %.

    Если сумма налога на имущество составляет более 65 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, то ставка налога может быть понижена, если стоимость чистых активов не превышает 1 миллион норвежских крон, льготная ставка 0,6 % применяется только на суммы, превышающие 1 миллион норвежских крон.

    Уплаченный налог на имущество не уменьшает налогооблагаемую базу.

    С покупки земельных угодий взимается государственная пошлина в размере 2,5 %.

    Специальным налогом облагаются нефтяные и газовые компании.

    Налог на продажу предметов роскоши (духи, бензин, спирт) установлен в размере не более 70 %.

    Земельный налог в норвегии

    При уплате организацией НДФЛ одновременно в иностранном государстве и в РФ устранение двойного налогообложения осуществляется путем подачи декларации физлицом, а не через налогового агента

    Между налогоплательщиком (подрядчик) и иностранной организацией из Норвегии был заключен договор на оказание услуг, который предполагал выполнение работниками подрядчика работ на континентальном шельфе Норвегии. Уплата всех налогов по этому договору в 2011-2013 гг. осуществлялась налоговым агентом только в РФ. Но в 2013 году он получил от налогового управления Норвегии письмо с указанием на необходимость уплатить подоходный налог в Норвегии, что в итоге и было сделано.

    В 2016 году налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ (из-за образовавшегося двойного налогообложения), но ему было отказано со ссылкой на то, что зачет НДФЛ, уплаченного физлицом в иностранном государстве, производится в порядке п. 2 ст. 232 НК РФ.

    Суд согласился с позицией налогового органа, отметив следующее. Исходя из Протокола к Конвенции об избежании двойного налогообложения между РФ и Норвегией от 26.03.1996, поскольку работы выполнялись на континентальном шельфе Норвегии, то положения Конвенции о том, что налог с доходов от работы по найму должен был бы в данной ситуации уплачиваться только в РФ, не действуют. При этом нет в Конвенции и положений о том, что в такой ситуации налог должен уплачиваться только в Норвегии. Он не освобождается от налогообложения в РФ.

    Далее суд указал, что во взаимосвязи с порядком, установленным п. 1 ст. 232 НК РФ и Конвенцией, налогоплательщикам следовало произвести зачет сумм налога, уплаченных в иностранном государстве, в порядке, установленном п.п. 2-4 ст. 232 НК РФ. Для зачета уплаченного за рубежом налога налоговый резидент — физическое лицо должен представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие размер полученного дохода и уплаченного налога. Тем самым резидент, по сути, предъявит этот налог к вычету, что соответствует ст. 23 Конвенции. Указанные пункты ст. 232 НК РФ хотя и введены в действие после рассматриваемого периода, однако не противоречат п. 3 ст. 311 НК РФ, ссылка на который имеется в письме Минфина РФ от 09.10.2013 № 03-08-05/42118.

    Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих зачесть налог через налоговых агентов.

    Суд также отклонил ссылку налогового агента на определение КС РФ от 17.02.2015 № 262-О как основанное на иных фактических обстоятельствах.

    ОЦЕНКА TAXOLOGY

    Как можно предположить, основной причиной возникновения данного спора стала правовая неопределенность в ситуации, когда сумма удержанного налоговым агентом налога с доходов физического лица оказывается меньше, чем сумма, перечисленная налоговым агентом из-за того, что налоговый агент вынужден перечислять налог в бюджеты различных государств (а это влечет для налогового агента финансовые потери). Суд в целом обозначил проблему фразой «довод заявителя о том, что налоговым агентом перечислены в бюджет суммы, которые превышают удержанный у налогоплательщика налог со ссылкой на пункт 34 Постановления № 57, судом отклоняется, поскольку в данном случае за возвратом излишне уплаченного налога ОАО «МАГЭ» обращается в РФ, однако денежные средства перечислены в бюджеты разных стран». Но при этом оптимального решения проблемы не предложено. Вероятно, здесь налоговому агенту ничего не остается, кроме как переложить проблему двойного налогообложения на физических лиц, либо терпеть убытки от нестыковки разных правопорядков.

    Согласие налогового органа с применением налогоплательщиком пониженной ставки налога по итогам камеральной проверки признано письменным разъяснением налогового органа, освобождающим налогоплательщика от штрафа и пени

    По итогам выездной проверки за 2014-2016 гг. налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога (0,3%), предусмотренной абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, в отношении земельных участков, принадлежащих последнему на праве собственности. В итоге налогоплательщику доначислен земельный налог, пени и штраф исходя из ставки 1,5%.

    Налогоплательщик оспорил указанные доначисления. При рассмотрении спора установлено, что налогоплательщик представлял в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу за 2014-2015 годы и уплачивал земельный налог по ставке 1,5%. Однако впоследствии, налогоплательщик представил уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2014-2015 годы, в которых исчислил земельный налог по пониженной ставке 0,3%. Согласно декларации по земельному налогу за 2016 год, он исчислил и уплатил земельный налог также по ставке 0,3%.

    Далее налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2014-2015 годы и налоговый орган возвратил ему излишне уплаченный земельный налог, согласившись с применением ставки 0,3%.

    Суды признали правомерным доначисление налогоплательщику земельного налога по итогам выездной проверки, но в то же время признали неправомерным доначисление пени и штрафа.

    Решение налогового органа по итогам камеральной проверки и последующие действия налогового органа по возврату налога судами расценены как письменные разъяснения налогового органа о порядке исчисления и уплаты земельного налога и обстоятельством, исключающим привлечение общества к налоговой ответственности и основанием для начисления пени (подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75 НК РФ).

    Налогоплательщик неправомерно отразил дополнительную сумму вычета по НДС в периоде, когда у него отсутствовали соответствующие исправленные счета-фактуры

    Контрагент налогоплательщика (ОАО «Мосводоканал»), установив фактическое увеличение объема оказанных услуг по отпуску воды за июль – сентябрь 2013 года, выставил в адрес налогоплательщика в течение 4 квартала 2013 – 1 квартала 2014 года исправленные счета-фактуры и скорректированные акты приема-передачи услуг, по которым увеличил стоимость услуг и НДС.

    Налогоплательщиком счета-фактуры и акты были приняты к учету и отражены в журнале полученных счетов-фактур в 4 квартале 2013 – 1 квартале 2014 года, в то время как налоговые вычеты на разницу в НДС до и после увеличения стоимости услуг были отражены в декларации за 3 квартал 2013 года, то есть в периоде, когда у налогоплательщика отсутствовали исправленные счета-фактуры.

    По мнению налогового органа, налогоплательщик в нарушение п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 НК РФ неправомерно заявил в уточненной декларации за 3 квартал 2013 года налоговые вычеты на основании исправленных контрагентом счетов-фактур в части увеличения стоимости оказанных услуг по отпуску воды, поскольку разницу между НДС по первоначальным и исправленным счетам-фактурам следовало принимать к вычету по мере внесения исправления (корректировки), то есть в 4 квартале 2013 — 1 квартале 2014 года.

    Налогоплательщик, возражая против отказа в применении вычетов, указал, что проведение контрагентом исправления счетов-фактур в части увеличения стоимости услуг и суммы предъявленного НДС вместо их корректировки не может являться основанием для отказа в применении вычетов на увеличенные суммы налога, в том числе с учетом положений статьи 54 НК РФ.

    Суды согласились с тем, что до даты корректировки и выставления продавцом корректировочных счетов-фактур покупатель не вправе заявлять в состав налоговых вычетов увеличенную сумму налога.

    При этом в отношении вида счета-фактуры (корректировочного или исправленного) суд указал, что для целей применения специально установленного п. 13 ст. 171 НК РФ правила о вычетах покупателя при увеличении стоимости товара (работы, услуги) продавцом в периоде корректировки (увеличения) не имеет никакого значения, каким именно образом продавец произвел документальное подтверждение увеличения – выставил корректировочную счет-фактуру или внес исправления в первоначальную.

    Суд признал неправомерным учет в расходах сумм компенсаций, выплаченных кипрским акционерам в качестве упущенной выгоды за несвоевременную выплату им дивидендов

    Налогоплательщик на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ включил в состав внереализационных расходов суммы убытков, возмещенных иностранным (кипрским) акционерам в связи с несвоевременной выплатой им дивидендов в 2014 году. Выплата дивидендов нескольким акционерам была произведена на полгода позже по сравнению с другими акционерами после получения от них писем-требований о выплате дивидендов за 2013, сумм «упущенной выгоды» и процентов за пользование денежными средствами.

    При этом сумму упущенной выгоды налогоплательщик рассчитал самостоятельно, определив ее в размере, соответствующем отрицательной курсовой разнице от переоценки обязательств по выплате дивидендов в период с 26.06.2014 (16=46,1576 руб.) по 10.12.2014 (1€=66,88) руб.). Этот расчет основан на том, что в случае выплаты 26.06.2014 дивидендов в размере 332 017 053 руб. их сумма в валюте составила бы 6 881 390 евро, в то время как на 10.12.2014 сумма дивидендов в валюте составила 4 749 165 евро, в связи с чем, разница в размере 2 167 661 евро была возмещена акционерам как их «упущенная выгода».

    Налоговый орган признал неправомерным учет вышеназванной суммы в расходах, а суд согласился с ним, исходя из следующего.

    Выплата дивидендов иностранным акционерам в иностранной валюте корпоративными документами налогоплательщика не предусмотрена. Формулировка решения о выплате дивидендов согласно выписке из протокола годового общего собрания акционеров предполагает их выплату денежными средствами из расчета 15,45 руб. на одну обыкновенную акцию, т.е. расчеты в российских рублях. В связи с этим основания для квалификации спорной суммы «упущенной выгоды» акционеров как отрицательной курсовой разницы отсутствуют.

    Налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих обоснованность выплаты дивидендов в иностранной валюте и достижение сторонами соглашения относительно выплаты в иностранной валюте и подлежащего применению курса валют. Он также не обосновал нормативно использование иностранной валюты при платежах.

    Компенсация «упущенной выгоды» произведена только четырем спорным акционерам, хотя нарушение срока выплаты дивидендов было допущено не только в их отношении. Выплата спорным акционерам произведена только 10.12.2014 после получения от них писем – требований идентичного содержания, подписанных одним и тем же лицом. При этом расчетов размера упущенной выгоды в виде разницы курсов валюты платежа требования не содержат. Выплата произведена налогоплательщиком исходя из произведенного им самостоятельно расчета.

    Ссылка налогоплательщика на возникшее у акционеров право на доход не свидетельствует о принятии ошибочных судебных актов, поскольку само по себе право акционеров на получение дивидендов не оспаривалось.

    Судами проанализированы корпоративные отношения налогоплательщика и его акционеров, физических лиц — выгодоприобретателей и сделан вывод о связи организаций, которая позволяла обеспечить согласованность действий и их направленность на исключение спорных сумм из налогообложения как у налогоплательщика, так и у получателей денежных средств.

    Пени за несвоевременное внесение платы по договору водопользования не могут быть отнесены на расходы, поскольку право на их взимание реализовано региональным министерством природных ресурсов

    Между налогоплательщиком и региональным министерством природных ресурсов был заключен договор водопользования, по условиям которого за несвоевременное внесение платы за пользование водным объектом с водопользователя взыскивается пеня. В итоге эта пеня была взыскана и отнесена налогоплательщиком на расходы.

    По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик неправомерно, в нарушение требований п. 2 ст. 270 НК РФ отнес на внереализационные расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, пени, взысканные решением арбитражного суда с предприятия в пользу регионального министерства природных ресурсов за несвоевременную уплату платежей по договору за пользование водными объектами.

    По мнению же налогоплательщика, правомерность включения суммы пени в расходы основывается на том, что его взаимоотношения с региональным министерством природных ресурсов по договору водопользования носят гражданско-правовой характер.

    Рассматривая спор в пользу налогового органа, суды указали, что в целях налогообложения признанные налогоплательщиком и присужденные к взысканию с него суммы за несвоевременную уплату платежей по договору за пользование водными объектами независимо от их правовой природы подпадают под действие п.п. 2 и 49 статьи 270 НК РФ и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как взимаются государственными организациями, которым соответствующее право предоставлено Положением о региональном министерстве природных ресурсов и экологии.

    Кроме того, как было указано еще судом первой инстанции, расходы предприятия в виде уплаты пени, взысканной с предприятия как водопользователя, допустившего нарушения норм Водного кодекса РФ, не могут быть признаны затратами, необходимыми для достижения цели предпринимательской деятельности – получение дохода, и поэтому не отвечают признаку экономически оправданных затрат.

    Отсутствие новой кадастровой стоимости в связи с исправлением кадастровой комиссией ошибки относительно целевого использования объекта недвижимости не может быть восполнено путем ретроспективного применения нормативного акта, определяющего эту стоимость

    В ходе камеральной проверки за 2016 год налоговым органом установлен факт занижения суммы налога на имущество, которое, по мнению налогового органа, произошло ввиду неверного указания в представленной декларации по налогу на имущество кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

    Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости нежилого помещения от 15.11.2016 установлено, что при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих налогоплательщику использованы недостоверные сведения, а именно: неверно определена группа целевого назначения — 12, по итогам рассмотрения заявления комиссией была присвоена следующая группа — 7 «Объекты офисно-делового назначения», при этом данным решением новая кадастровая стоимость, устанавливаемая в связи с изменением группы целевого использования, установлена не была.

    Далее 26.12.2016 Правительство Москвы приняло Постановление № 937-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве», в соответствии с которым утвердило новую кадастровую стоимость спорных нежилых помещений. В п. 3 вышеуказанного Постановления № 937-ПП указано, что Постановление применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ с 1 января 2016г.

    Налогоплательщик возражал против применения Постановления № 937-ПП, указывая, что 26.12.2016 (фактически в конце налогового периода 2016г.) он был поставлен перед фактом необходимости исчисления и уплаты налога исходя из измененных данных кадастровой стоимости Объекта недвижимого имущества (элемента налога – налоговой базы).

    Суд рассмотрел дело в пользу налогоплательщика, отметив следующее.

    В рамках пересмотра кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установление новой кадастровой стоимости по результатам рассмотрения таких заявлений не предусмотрено. Ретроспективному применению (при исправлении технических ошибок) подлежит кадастровая стоимость, установленная непосредственно таким решением комиссии или суда (в случае, если решением стоимость была установлена). Между тем, конкретная стоимость объектов, принадлежащих налогоплательщику, Комиссией не устанавливалась и не утверждалась.

    Что касается применения самого Постановления № 937-ПП, то оно прямо противоречит принципам налогообложения в части установления порядка действия актов законодательства о налогах и сборах, закрепленным в ст. 3, ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому не подлежит применению в целях налогообложения на период с 01.01.2016.

    Налоги в Норвегии

    Система налогообложения Норвегии считается классической и традиционной, что позволяет оценивать это как положительную характеристику. Начисление выплат осуществляется по стандартной схеме, прозрачной для норвежцев и нерезидентов страны.

    Несмотря на то, что государство не входит в состав Евросоюза, оно является членом Европейского Экономического Сообщества, поэтому экономические и налоговые отношения ЕС происходят на равных условиях. Налоги здесь разделяются на первоочередные и второстепенные, и устанавливаются федеральной или региональной властью.

    Налоговая система

    Налоги в Норвегии обязаны платить лица, находящиеся на территории страны более полугода. Все доходы, получаемые гражданами, являющимися резидентами относятся к облагаемым. Это касается даже тех случаев, когда они были получены за её пределами. В отношении лиц, не имеющих гражданство Норвегии, применяется несколько иное начисление, обязывающее к выплате только в том случае, если прибыль была достигнута непосредственно здесь, то есть в Норвегии.

    Полная налоговая независимость в 2020 году определяется в отношении лиц, которые являются резидентами страны, имеющей с Норвегией соглашение. При этом они должны находиться здесь не более 183 дней за 1 налоговый год. Данное положение учитывается в случае, если иностранец является нанятым юридическим лицом, являющимся налоговым резидентом государства, с которым было заключено вышеупомянутое соглашение.

    Данный факт используется с целью не допустить в отношении граждан двойного налогообложения.

    Контроль за системой налогообложения возлагается на 2 учреждения:

    1. Налоговая администрация, выступающая в роли гаранта установления и сбора платежей.
    2. Таможенные и акцизные органы власти, занимающиеся сборами за счёт таможенной и акцизной продукции. Она же отвечает за ввоз и вывоз товаров в надлежащем законодательством исполнении.

    Налоговая система разделяет плательщиков на 2 категории: лица, официально признанные одинокими и те, кто имеет на содержании одного и более иждивенцев.

    Виды и размер налогов в других государствах

    Для физических лиц

    Подоходный налог в Норвегии является основным для данной категории плательщиков. Уплачивать его обязаны все физические лица, вне зависимости от рода их деятельности. Так, трудоспособное население, занятое работой с официальным трудоустройством в стране, вносит платёж эквивалентный размеру получаемого заработка. Граждане, занимающиеся творческой деятельностью или имеющие частную практику, от взносов не освобождаются.

    Данный налог можно назвать прогрессивным, так как его величина склонна к изменению в зависимости от величины дохода. Например, при размере годового дохода меньше минимума, равного 164 100 крон, в отношении плательщика применяется нулевая ставка, освобождающая от уплаты.

    Если заработок превысил указанную величину, применяется постоянно увеличивающийся расчёт, в зависимости от конечной суммы. На текущий момент используется четырёхступенчатая шкала налога на доходы населения.

    В качестве дополнительных, но обязательных к уплате, можно привести обязанность норвежцев вносить социальные сборы в размере 8,2% зарплаты. В случае если уровень годового дохода гражданина не достигает 55 000 крон, он освобождается от платежей.

    Количество налогов для физических лиц в различных государствах

    Выделяется 4 группы налогов, применимых в отношении физических лиц:

  • Социальный – размер варьируется в диапазоне от 7,9 до 8,7% от максимально полученной суммы. Предназначается для покрытия затрат, понесённых федеральным бюджетом на обеспечение социальной защиты населения и всей страны в целом.
  • Подоходный – состоит из 3 частей, распределяющихся между коммунами, региональной и федеральной властью. Фиксированная ставка исчисляется индивидуально для каждого гражданина и может быть снижена путём применения льгот.
  • Обложение сверхдоходов – составляет 9% и применимо к большим заработкам. В основном налог на богатство используется в отношении депозитов в банковских учреждениях, в том числе и за пределами страны, акций и ценных бумаг. Снижение ставки происходит после того, как сумма, попадающая под действие нормативов, будет уменьшена.
  • Имущественный – величина его в среднем не более 0,85%. Применяется, если рыночная стоимость исчисляемого имущества более 1,2 млн крон.
  • Величина подоходного налога для физических лиц на начало 2020 года составляет 24%. В сравнении с размером, применявшимся несколько лет назад, он был снижен на 3%.

    Юридические лица

    Юридическое налогообложение в Норвегии в первую очередь определяется платежом, начисляемым за добавленную стоимость. Его размер определяется в 24%, применяемых в отношении продажи товаров и услуг, а также экспорта продукции. Обязанность к платежам затрагивает все без исключения предприятия, доход, полученный из норвежского источника.

    Ряд коммерческой деятельности может быть освобожден от налогообложения. В частности, это:

    • финансовая деятельность;
    • услуги страховых компаний;
    • образовательная и медицинская деятельность;
    • операции, связанные с экспортом некоторых видов продукции.
    • В единичных случаях размер налогооблагаемой ставки на прибыль может достигать 28% и складываться путём балансовых выплат, с уменьшением затрат, произведённых на производство и реализацию продукции собственного изготовления. А также используется вычет, состоящий из величины уплаченных налогов исходя из количества ранних платежей.

      Система налогообложения страны определяет некоторые виды предпринимательства как особо уязвимые, в результате этого в их отношении применяется дополнительное субсидирование за счёт федеральных средств. На особом порядке здесь воспринимается сельское хозяйство и животноводство. Некоторые виды получают помощь, направленную на улучшение реализации товаров для экспортной деятельности.

      Что касается корпоративного налога, здесь применяется 28%, формирующихся от балансовых доходов с уменьшением суммы равной затратам, понесённым на производство и реализацию товаров. Исключением можно назвать только развлекательные мероприятия, траты на которые не облагаются вычетам из налоговой базы. Во всех остальных случаях действуют следующие схемы амортизационных отчислений:

      Активы Применяемая ставка амортизации, %
      Офисное оборудование 30
      Приобретённые материальные ценности (ТМЦ) 30
      Транспортные средства грузоподъёмностью более 3,5т, автобусы 25
      Транспортные средства грузоподъёмностью менее 3,5т, инструменты 20
      Водный транспорт 20
      Воздушный транспорт 12
      Здания, сооружения, технически сложные конструкции 5
      Офисные помещения 2

      Суммы амортизационных отчислений не должны быть выше установленных процентных ставок.

      Налоговые льготы

      Применение налоговых льгот в Норвегии направлено на предоставление обособленного права для некоторых групп менее защищённых категорий налогоплательщиков. Это прослеживается применением ряда следующих скидок:

    • Применения иной налоговой ставки для расчёта.
    • Полное или частичное освобождение от ряда платежей.
    • Льготные категории, выглядят следующими образом:

    • иностранцы;
    • живущие в северных частях страны в Nord-Troms и Finnmark;
    • лица, проживающие с супругом (супругой), имеющим низкий заработок;
    • родители одиночки;
    • работники, имеющие на попечении детей, не достигших 12-летнего возраста;
    • люди, имеющие непогашенные кредиты;
    • моряки;
    • физические лица, работающие вдалеке от семьи;
    • работники, не достигшие 22 лет.
    • Кроме представленных категорий, наблюдается применение льгот в отношении отдельно взятых сфер деятельности. Так, декабрьский налог на прибыль применяется в эквиваленте, заниженном в 2 раза. Это делается для того, чтобы граждане смогли на сэкономленные деньги купить рождественские подарки.

      Порядок исчисления и возврата с использованием декларации

      Система налогообложения начинает отчётный год в 1 января и заканчивает его 31 декабря. В течение первого месяца работник получает от бухгалтерии работодателя отчёт по форме RF-1030, в котором указывается выплаченная заработная плата, удержанные и полученные суммы, и отчисленные налоги. Второй экземпляр такого документа отправляется в налоговые органы.

      Основываясь на предоставленном отчёте по названой ранее справке, специалист выполняет расчёт суммы возврата подоходного налога. Образец с порядком получения и заполнения формы утверждается в ответном письме на адрес налогоплательщика до конца третьего месяца, то есть марта. В течение месяца, получатель заполняет присланный бланк и отправляет его обратно с письменным уведомлением, или привозит и лично передаёт налоговому специалисту, уполномоченному заниматься данным вопросом.

      С самостоятельным внесением необходимой информации вопросов чаще всего не возникает, так как в бланке она частично заполнена. Граждане, имеющие личный код, получают стандартную схему предварительного расчёта, по которой выполняются последующие действия.

      Сведения, оставленные без изменения, приводят к тому, что в отношении налогоплательщика будут применены ошибочные коэффициенты, которые могут стать причиной не начисления компенсаций, или наоборот, увеличением суммы задолженности. Поэтому заполнение годовой декларации о доходах является обязательным критерием жизнедеятельности норвежцев.

      Самостоятельное заполнение

      Порядок заполнения налоговой декларации можно разделить на 4 этапа:

    • Проверка введённых сведений.
    • Соотношение с подходящими налоговыми льготами и вычетами.
    • Заполнения пустых строк документа.
    • Добавление номера банковского счёта.
    • Заполненная декларация должна пересылаться по адресу, указанному в качестве обратной связи.

      Статистические показатели некоторых стран Европы

      Норвегия относится к странам-лидерам по размеру налогов. Это становится бесспорным ввиду того, что уровень заработной платы в государстве на порядок выше, чем в Евросоюзе. Аналогичная ситуация касается уровня жизни и социального обеспечения населения, в данной сфере тоже прослеживается отличительная черта.

      О размере налогов в разных странах мира можете узнать из статьи на нашем сайте.

      Возможно, этим объясняется стремление иностранных физических и юридических лиц попасть сюда. За счёт таких желающих в большей степени и формируется обновление рабочей силы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *