Заявление о сносе в администрацию

Верховный суд рассказал, кто может заставить снести самострой

Сургутский предприниматель Григор Аракелян владел земельным участком под гараж-бокс. В ходе проведенного в апреле 2015 года осмотра департамент архитектуры и градостроительства городской администрации выявил на участке еще одно здание – строящееся четырехэтажное «семейное кафе с комплексной инфраструктурой». Площадка вокруг была захламлена строительным мусором. Чиновники предписали Аракеляну немедленно прекратить строительство и снести здание кафе, но тот не сделал этого, что послужило причиной для обращения в суд (дело № А75-12454/2016). Предприниматель заявил встречный иск о признании права собственности на объект незавершенного строительства.

Первая инстанция отказала в иске обеим сторонам и напомнила, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы. При этом лицо, обращающееся в суд с иском о сносе самовольной постройки, должно обладать определенным материально-правовым интересом в защите принадлежащего ему гражданского права, либо – в защите публичного порядка строительства, прав и охраняемых законом интересов других лиц, жизни и здоровья граждан. Администрация не представила доказательств строительства спорного здания с существенным нарушением градостроительных норм и правил, а также доказательств нарушения публичных интересов и не указала, в чем именно заключается нарушение гражданских прав, принадлежащих непосредственно муниципальному образованию и каким образом снос спорного объекта может привести к восстановлению нарушенного права.

Апелляция же пришла к выводу, что на момент рассмотрения спора объект является самовольной постройкой, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, и поскольку в иске предпринимателя о признании права собственности на него было отказано, удовлетворила иск администрации о сносе спорного объекта. Суд округа же признал законной позицию первой инстанции, а потому администрация Сургута подала жалобу в Верховный суд.

В своей жалобе чиновники пишут, что орган местного самоуправления вправе заявлять иск о сносе самовольной постройки, которая создает угрозу жизни и здоровью граждан. Администрация полагает, что, отказав обеим сторонам в иске, первая и кассационная инстанции, по сути, не разрешили возникший спор по существу и создали правовую неопределенность в отношении судьбы здания, сделав выводы об отсутствии у контрольных органов права предотвращать незаконное строительство.

Экономколлегия ВС рассмотрела спор, согласилась с доводами администрации и «засилила» решение апелляции – 8-го ААС.

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

Директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2020 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.


Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
  • Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

    Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

    Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

    При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
  • 2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.
  • 3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

    4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

    Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

    Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).
  • Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

    Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

    Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

    Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

    Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

    Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

    Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

    Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

    Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

    Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.


    Особенности ИЖС

    Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

    По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

    Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

    Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).


    ***

    Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

    Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

    Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

    Местная администрация приняла решение о сносе постройки на основании ст. 222 ГК РФ. Что делать ее владельцу?

    С 1 сентября 2015 г. вступила в силу новая редакция ст. 222 ГК РФ. Теперь в ней появилась ч. 4, которая предоставляет муниципальным властям право самостоятельно, во внесудебном порядке сносить самовольные постройки, расположенные на муниципальных земельных участках, если это участки с особыми условиями использования либо находятся на территории общего пользования или в полосе отвода инженерных сетей (Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ). Как эта норма работает на практике, можно было увидеть в многочисленных сюжетах о событиях 9—10 февраля 2016 г., когда власти Москвы снесли около 100 объектов, признав их самовольными постройками (см. постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы»). На сегодняшний день, пока действия московских властей не получили оценку высших судебных инстанций, а норму ч. 4 ст. 222 ГК РФ еще не проверили на соответствие Конституции РФ, этот опыт может в любой момент повторить любая городская администрация в России. О том, как владелец постройки может защититься от сноса и что можно предпринять, если постройку все-таки снесли, читайте в этом материале.

    В части 4 ст. 222 ГК РФ предусмотрено два варианта процедуры сноса самовольных построек муниципальными властями во внесудебном порядке.

    Первый предусмотрен для ситуации, когда лицо, которое возвело самовольную постройку, известно. Администрация принимает решение о сносе, а затем в течение семи дней направляет лицу, создавшему самовольную постройку, копию решения и дает срок на добровольный снос. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

    Второй вариант процедуры сноса применяется, если лицо, которое возвело самовольную постройку, неизвестно. В таком случае администрация также принимает решение о сносе, а затем в течение семи дней публикует сообщение о сносе в своей официальной газете, на сайте, а также ставит в границах участка, на котором создана постройка, информационный щит с сообщением о планируемом сносе. По истечении двух месяцев после публикации администрация имеет право снести постройку.

    Причем если в случае, когда лицо, которое возвело постройку, неизвестно, право местной администрации снести самовольную постройку прямо предусмотрено в законе, то в случае, когда владелец самовольной постройки известен, право администрации на снос во внесудебном порядке прямо в законе не прописано.

    Какие риски заложены в ч. 4 ст. 222 ГК РФ

    Чтобы определить стратегию защиты в ситуации, когда объекту, который построила компания, грозит снос на основании ч. 4 ст. 222 ГК РФ, необходимо правильно понимать, какие угрозы для бизнеса исходят от этой нормы. Здесь можно выделить четыре основных риска:

    в части 4 ст. 222 ГК РФ не установлен минимальный срок для добровольного сноса. Поэтому администрация может дать владельцу постройки любой сколь угодно короткий срок, вплоть до одного дня, по истечении которого она сможет снести постройку. Для сравнения отметим, что в случае сноса на основании решения суда пристав обязан дать на добровольный снос пять дней (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве);

    в норме нет указания на то, что должно являться основанием для принятия муниципальным органом решения о сносе, а именно, как администрация должна проверять самовольность строительства и как должны быть оформлены результаты проверки. Поэтому муниципальный орган может признать постройку самовольной исключительно по своему усмотрению, не обращая внимания на документы о праве собственности и решения судов. Для сравнения отметим, что снос в судебном порядке осуществляется только на основании вступившего в силу решения суда, которое суд принимает, заслушав владельца постройки и оценив представленные им доказательства законности ее возведения;

    в части 4 ст. 222 ГК РФ не установлен срок для принятия администрацией решения о сносе, поэтому администрация может никуда не торопиться и сколь угодно долго держать владельца постройки в состоянии неопределенности: снесет администрация постройку или нет? Для сравнения отметим, что для случаев сноса в судебном порядке существует трехлетний срок давности, кроме случаев, когда постройка угрожает жизни и здоровью граждан или собственник земельного участка, на котором возведена постройка, владеет им, а значит, его требование о сносе представляет собой негаторный иск, на который исковая давность не распространяется (ч. 6, 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»);

    в рассматриваемой норме не установлена обязанность администрации производить снос с участием понятых, составлять опись имущества, находящегося в сносимой постройке, принимать меры по обеспечению его сохранности. Для сравнения отметим, что в случае, когда постройка сносится на основании решения суда, все эти действия обязан провести судебный пристав (ст. 107 Закона об исполнительном производстве).

    Как предотвратить снос

    Прежде всего владельцам построек, находящихся в «группе риска», необходимо следить за сообщениями о планируемых сносах, которые публикуются в официальном издании и на интернет-сайте местной администрации, за установкой на земельном участке щитов с информацией о сносе. Если же постановление о предстоящем сносе принадлежащей вам постройки на основании ч. 4 ст. 222 ГК РФ все же опубликовано, возможны два варианта действий, выбор между которыми зависит от текущего состояния оформления прав на постройку.

    Вариант первый: постройка возведена самовольно, право собственности на нее не зарегистрировано. Сюда же относятся случаи, когда администрация ранее обращалась в суд с иском о сносе постройки, но суд ей отказал по формальным основаниям, не связанным с наличием права собственности на постройку, например из-за пропуска срока исковой давности. В такой ситуации необходимо прежде всего обращаться в суд с иском к местной администрации о признании права собственности на самовольную постройку. Если суд иск удовлетворит, у владельца постройки появится право собственности, возникшее на основании решения суда, а сама постройка уже перестанет быть самовольной. Сносить такую постройку администрация будет не вправе. Если же суд в иске откажет, то постройку снесут. В этом случае необходимо будет решать вопрос с компенсацией расходов на строительство.

    Вариант второй: постройка не является самовольной, так как возведена на законном основании с соблюдением норм земельного и градостроительного законодательства. В этом случае необходимо сделать следующее:

    обратиться в местную администрацию с просьбой исключить объект из постановления о сносе. Например, в Москве Госинспекция по недвижимости на основании заявления владельца исключила из списка подлежащих сносу построек один павильон на том основании, что его владелец переложил все городские коммуникации, однако эта информация не была должным образом отражена в реестре подземных сооружений Мосгоргеотреста. С учетом новых обстоятельств разбирательства по этому объекту продолжатся в судебном порядке, так как под условия ч. 4 ст. 222 ГК РФ, допускающие снос постройки во внесудебном порядке, павильон уже не попадает (информацию о постройке можно найти на сайте Госинспекции по ссылке: ggi.mos.ru/presscenter/news/detail/2536072.html);

    обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления местной администрации о сносе. Если постановление касается только одного объекта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, то заявление необходимо подавать в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал о постановлении (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если постановление касается многих владельцев построек и по своему характеру является нормативным актом, то заявление о его оспаривании необходимо подавать в краевой или областной суд общей юрисдикции (ч. 2 ст. 20 КАС РФ). В заявлении стоит просить суд принять обеспечительные меры или меры предварительной защиты в виде запрета администрации совершать снос до вступления в силу решения по вашей жалобе. Доказывать самовольность постройки должна администрация. Если она этого не сделает, то суд обязан признать постановление незаконным.

    Практика такого оспаривания уже есть, однако складывается она пока что не в пользу владельцев построек. Так, некоторые владельцы снесенных объектов в Москве обжаловали постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП, на основании которого проводился снос торговых павильонов 9 февраля 2016 г. в части принадлежащих им объектов. В обоснование они ссылались на то, что каждый из этих объектов был принят местными властями в эксплуатацию, на каждый из объектов в ЕГРП зарегистрировано право собственности и под строительство каждого объекта выделялся земельный участок. В отношении одного из объектов префектура округа обращалась в суд с иском о его сносе, но суд в иске отказал по причине пропуска срока исковой давности. Тем не менее, несмотря на это решением Мосгорсуда от 24.12.2015 по делу № 3а?907/2015, владельцам построек в удовлетворении их заявлений было отказано.

    Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в ч. 1 ст. 222 ГК РФ четыре признака самовольной постройки: постройка возведена либо на земельном участке, не предоставленном в установленном законом порядке, либо на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в ч. 2 этой же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком

    Суд признал все четыре объекта, в отношении которых подавались заявления, самовольными постройками, поскольку земельные участки, на которых они были возведены, предоставлялись для строительства некапитальных сооружений, тогда как все здания оказались капитальными и к тому же находились в охранных зонах сетей и сооружений централизованной системы водоотведения, сетей связи и сооружений связи, линейных объектов, а также на территориях общего пользования.

    Нередки ситуации, когда на планируемые администрацией к сносу объекты у их застройщиков есть зарегистрированное право собственности. В ходе оспаривания постановления местной администрации о сносе необходимо быть готовым к тому, что администрация, отстаивая законность своего постановления, будет отрицать какое-либо значение этого обстоятельства, ссылаясь на ч. 23 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому регистрация права на недвижимое имущество не исключает возможности предъявления требования о его сносе как самовольной постройки. Возражая против этого довода, стоит обратить внимание суда на то, что в этом разъяснении «предъявление требования» означает предъявление иска в суд, так как на момент принятия этого постановления снос самовольной постройки мог быть осуществлен только в судебном порядке. В период, когда принималось это постановление, административного порядка сноса самовольных построек не существовало. Данное разъяснение основано на ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку на сегодняшний день данная норма не изменилась, то разъяснение Пленумов ВС РФ и ВАС РФ сохраняет силу и в настоящее время с учетом действия новой редакции ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

    Если объект все-таки снесли

    Прежде всего в качестве примера необходимо обратить внимание на п. 11—13 постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП — в них предусмотрена выплата компенсации за снесенные объекты. Правда, порядок ее расчета не определен и сведений о том, что кто-то из бывших владельцев снесенных объектов ее получил, пока нет. Но тем не менее сама эта норма позволяет владельцам снесенных построек рассчитывать на компенсацию.

    Бывший владелец снесенных объектов может предъявлять в суд иск к администрации о возмещении вреда, причиненного сносом на основании ст. 1069 ГК РФ. Размер возмещения будет включать в себя рыночную стоимость постройки, расходы на ее восстановление, а также стоимость уничтоженных остатков товара. Для этой цели стоит заранее, еще до сноса, получить отчет о рыночной стоимости здания и права на земельный участок под ним, организовать в ночное время охрану здания и видеонаблюдение за происходящим вокруг него, если в постройке расположен магазин, то обеспечить точный учет товарных остатков на конец каждого дня. Но это сработает только в том случае, если снесенный объект не являлся самовольной постройкой и этот факт будет установлен в суде.

    Иная ситуация, если снесенный объект является самовольной постройкой. С одной стороны, ее возведение является нарушением, допущенным построившим ее лицом, а снос произведен администрацией на законном основании. С другой стороны, часто бывает ситуация, когда самовольное строительство было невозможным без «содействия» местной администрации, которая в нарушение закона предоставила под строительство земельный участок, выдала необходимые для строительства разрешения и согласования. Владелец самовольной постройки был вправе доверять администрации как органу власти и считать, что все действия совершаются на законном основании. Так можно ли взыскать возмещение вреда в этом случае?

    В судебной практике был период, когда ВАС РФ отвечал на этот вопрос положительно, так как застройщик мог полагать, что при предоставлении ему земельного участка для строительства спорного объекта администрация учла требования действующего законодательства. Поэтому в случае сноса объекта по решению суда как самовольного его владелец вправе требовать от местной администрации возмещения ущерба, включающего расходы по строительству и сносу спорного объекта (постановления Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 № 1034/09 по делу № А65-12664/2007-СГ3-15, от 11.10.2011 № 6474/11 по делу № А33-7655/2010).

    Однако в 2012 г. практика ВАС РФ изменилась. Взыскать убытки мог только добросовестный владелец самовольной постройки — если он, несмотря на незаконность действий местной администрации, не знал и не мог знать об этом. Вместе с тем если он в этой ситуации совершал на основании незаконных актов администрации какие-либо действия, следствием которых явилось неосновательное обогащение соответствующего публичного образования, либо заключало и исполняло на основании незаконного акта гражданско-правовые сделки, являющиеся в силу этого не действительными, такое лицо не лишено права требовать возмещения неосновательного обогащения или проведения двусторонней реституции — например, потребовать возвратить денежные средства, уплаченные застройщиком в качестве платы по договорам предварительно согласованного места размещения объекта (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 13443/11 по делу № А21-8212/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.2013 по делу № А63-9546/2011).

    Руководствуясь этой позицией, суды стали отказывать владельцам построек во взыскании убытков с местных администраций по причине отсутствия вины администраций и причинно-следственной связи между их действиями и убытками застройщика, возникшими из-за того, что они не смогли ввести объекты в эксплуатацию (см., например, постановления АС Уральского округа от 25.05.2015 № Ф09-2328/15 по делу № А76-2316/2014, Западно-Сибирского округа от 26.02.2015 № Ф04-16144/2015 по делу № А03-24120/2013). В судебных актах по некоторым делам суды разъясняли, что к расходам, которые нельзя взыскать, относятся арендная плата, расходы на выполнение проекта строительства, оплата услуг, связанных с различными согласованиями (Определение Верховного суда РФ от 10.07.2015 № 308-ЭС15-6894 по делу № А32-46815/2011).

    Вместе с тем к настоящему моменту есть практика в пользу владельцев, чьи самовольно построенные объекты были снесены по решениям судов. Так, в одном деле суд с учетом позиции ВАС РФ 2012 г. взыскал с администрации расходы, связанные со строительством и сносом объекта, однако отказал во взыскании убытков в размере рыночной стоимости снесенного объекта (Определение Верховного суда РФ от 22.08.2014 № 308-ЭС14-440 по делу № А53-9817/2011). В другом деле суд взыскивал платежи, полученные администрацией по договору купли-продажи земельного участка (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.11.2012 по делу № А53-21973/2011). Стоит также отметить, что в ряде случаев суды взыскивали убытки без учета позиции ВАС РФ, сформулированной в 2012 г. (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24.12.2013 № Ф05-15501/2013 по делу № А40-50591/13-77-491), а в одном случае суд и вовсе взыскал убытки в 2013 г. на основании позиции ВАС РФ, существовавшей до 2012 г. (постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2013 по делу № А65-10393/2012).

    После сноса торговых павильонов в Москве 9 февраля 2016 г. известен пока только один случай предъявления иска к Правительству Москвы о возмещении убытков. Истцом выступает собственник ТЦ «Альбатрос» Алексей Воронин, размер требований которого составляет 3 млрд руб. Сведений о результате рассмотрения спора на текущий момент нет.

    Делать выводы о том, как суды будут толковать ч. 4 ст. 222 ГК РФ, пока рано. Но, вероятно, уже через несколько месяцев начнет складываться практика, на основании которой можно будет говорить о перспективах ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

    На первый взгляд ч. 4 ст. 222 ГК РФ не соответствует положению ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Поэтому, вполне вероятно, что, если владельцы снесенных построек не смогут отстоять свои интересы в суде, они обратятся в Конституционный суд РФ с жалобой на несоответствие нормы ч. 4 ст. 222 ГК РФ Конституции РФ. Как истолкует эту норму Конституционный суд РФ, покажет время.

    Как оформить снос дома на участке

    Статьей 40 пунктом 2 Земельного кодекса РФ у собственника земельного участка есть право возводить на нем жилую постройку, здания производственного, культурно-бытового и иного предназначения, а также иные объекты, соответствующие целевому назначению земли. Однако осуществлять любые операции необходимо, учитывая требования градостроительных регламентов и строительных, противопожарных, экологических и других нормативов.

    Какие документы нужны для оформления сноса дома?

    Если появилась необходимость оформить снос дома, то сначала нужно обратиться в местную администрацию и получить разрешение на снос. Стоит подготовить следующие документы:

  • заявление на получение разрешения;
  • паспорт;
  • документ о праве собственности на дом и на земельный участок;
  • план земельного надела.
  • После того, как администрацией будет выдана разрешительная бумага можно приступать к сносу дома, соблюдая все регламенты и нормы техники безопасности. Отключаются все коммуникации, удаляется строение, после чего вывозится весь мусор.

    После того, как снос дома на участке и его уборка завершится, необходимо обратиться в БТИ (бюро технической инвентаризации) для обследования дома и составления акта. Составленный акт будет являться основанием для аннулирования записи о существовании дома.

    Затем в орган регистрации, а именно в Росреестр, подается заявление о внесении записи о прекращении существования дома. Вместе с заявлением подается:

  • технический паспорт;
  • документ о создании дома.
  • Вместо старого дома построили новый: как оформить?

    После сноса старого дома зачастую собственники участка начинают строительство нового жилого здания. Однако перед началом каких-либо работ получается разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления, то есть администрацией.

    Согласно статьи 48 части 3 Градостроительного кодекса РФ подготавливать новую проектную документацию не нужно, если возводится, реконструируется или капитально ремонтируется объект ИЖС. То есть, если строится жилой дом не более трех этажей и для проживания в нем одной семьи, то строить дом можно без проекта или же по проектной документации, которую подготовил сам застройщик.

    С порядком обращения и подготовкой необходимых бумаг для выдачи разрешения на строительство можно ознакомиться в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

    Вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство в местную администрацию необходимо также предоставить:

  • документ, устанавливающий право на владение участком земли;
  • план земельного участка;
  • план-схема, на котором указано размещение объекта ИЖС.

Плата за выдачу разрешения согласно ст. 51 ч. 15 Градостроительного кодекса РФ не взимается.

Если вместо старого дома построили новый, то его необходимо зарегистрировать в Росреестре.

Если старый дом снесли и построили новый

После того, как собственник получил разрешение на строительство, в течение 10 дней он обязан передать федеральному органу исполнительной власти и администрации, которая выдавала разрешение, следующие данные:

  • информацию о площади, высоте и количестве этажей будущего жилого дома;
  • данные об инженерно-технических сетях;
  • копию схемы организации земельной территории с указанием места расположения капитального жилого объекта.
  • Разрешение на постройку ИЖС действует в течение 10 лет (ст. 51 ч. 19 Градостроительного кодекса РФ).

    Если старый дом снесли и построили новый, то настал момент обращения в БТИ для составления техпаспорта на капитальный жилой объект. После его получения дом регистрируется в Росреестре, ставится на учет в кадастре. После этого застройщик получает право собственности на новое ИЖС.

    Заявление о сносе в администрацию

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Снос самовольной постройки по требованию сособственника земельного участка
    • Администрация города полагала, что незавершенный строительством объект (многоквартирный жилой дом), находящийся на земельном участке, принадлежащим ей на праве общей долевой собственности, является самовольной постройкой и нарушает ее права и законные интересы. Истцом заявлены требования о сносе объекта.

      Выводы суда: право одного из сособственников земельного участка требовать на основании статьи 222 ГК РФ сноса самовольной постройки, возведенной на этом земельном участке другим сособственников, может быть им реализовано при условии, что ее возведение одним из сособственников нарушает установленный порядок пользования общим земельным участком и нарушает права и законные интересы другого сособственника.

      Передавая дело на рассмотрения в Президиума ВАС РФ, коллегия также отметила, что спорное «самовольное» строение соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и экологическим нормам и правилам.

      Коллегия указала, что нарушение установленной законом процедуры оформления разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию не является достаточным основанием для сноса жилого дома при том, что общество предпринимало меры для получения разрешения на строительство.

      ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ
      от 18 февраля 2011 г. N ВАС-15025/10

      О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
      ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Моисеевой Е.М., судей Маковской А.А., Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания «ОСТ», г. Киров о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2010 по делу Арбитражного суда Кировской области N А28-10550/2009-313/22,
      по иску администрации муниципального образования «Город Киров» (далее — администрация) к обществу с ограниченной ответственностью «Компания «ОСТ» (далее — общество) о признании объекта, расположенного по адресу: г. Киров, улица Большевиков, 97, самовольной постройкой и его сносе.
      В качестве третьих лиц привлечены: Михеев С.В., Стрелков В.Л., Соложенников С.И., Копанев Ю.А., ИП Пересторонин Д.В., Бородавкин В.В., Огородников О.И., Щелчкова В.А., Погудина Л.Г., Голенок М.П., Олонов С.В., Юрченко С.С., Шустова Е.А., Котельников Д.И., Морозова И.В., Кузнецова Е.А., Солодянкин А.А., Байдерина Н.А., Канищев С.В., Прокопьева О.А., Бурдина С.В., Слободчиков А.А., Суслова З.Я., Перешеина И.А., Карпенко М.В., Безденежных Е.Г., Завьялова Е.А., ООО «Смарт-Строй», ООО «Кировэлектро», ООО «Жил-сервис», ООО «Химторг» ООО «Верхневолгоэлектромонтаж».
      Суд

      решением Арбитражного суда Кировской области от 19.02.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

      Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 решение оставлено без изменения.

      Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, иск удовлетворен.

      В заявлении о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит его отменить, ссылаясь на допущенные нарушения единообразия в толковании и применении статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      Рассмотрев доводы заявителя, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что заявление о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

      Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за обществом зарегистрировано право собственности на часть жилых помещений общей площадью 227,7 квадратных метров в доме, находящемся по адресу: г. Киров, ул. Большевиков, д. 97. Другие помещения в этом доме были зарегистрированы на праве собственности за муниципальным образованием «Город Киров».

      Для эксплуатации указанного жилого дома 22.12.1997 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 43:40:000384:0020 площадью 2009 квадратных метров.

      Позже многоквартирный дом, располагавшийся по названному адресу, был снесен.

      Общество в 2008 году приступило к строительству нового многоквартирного жилого дома на указанном земельном участке.

      Между обществом и третьими лицами заключены предварительные договоры, предметом которых является обязанность сторон заключить в будущем договоры участия в долевом строительстве объекта после получения ответчиком разрешительных и правоустанавливающих документов на строительство объекта, а также договор инвестирования N 401/1 от 20.01.2009.

      При осмотре 08.06.2009 земельного участка специалистом отдела контроля за муниципальной собственностью установлено, что на земельном участке ведется строительство многоквартирного жилого дома без соответствующих разрешений и на не отведенном ответчику в установленном порядке земельном участке, о чем составлен акт от 09.07.2009.

      Администрация, полагая, что незавершенный строительством объект, находящийся на земельном участке, принадлежащим ей на праве общей долевой собственности, является самовольной постройкой, нарушает ее права и законные интересы, обратилась в суд с требованиями о его сносе.

      Между тем, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу Арбитражного суда Кировской области N А28-10479/2009-308/2, вступившим в законную силу, за обществом признано право на долю (79/100) в праве общей долевой собственности на названный земельный участок. Суд исходил из того, что с момента приобретения обществом доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в многоквартирном доме, оно стало собственником общего имущества в этом доме, а также доли земельного участка, на котором расположен дом. После сноса многоквартирного дома общество в силу части 6 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации сохранило долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок.

      Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признал указанный объект самовольной постройкой. Суд учел, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

      Суд установил, что жилой дом расположен на земельном участке в центральной части города, предназначенном для жилой застройки, и что участок находится у ответчика на праве общей долевой собственности. Спорный объект представляет собой десятиэтажное односекционное здание с подвальным и техническим этажами, находится в стадии завершения строительства, согласно техническому заключению его основные строительные конструкции соответствуют градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и экологическим нормам и правилам. Поэтому суд, со ссылкой на пункт 3 статьи 222 (то есть на возможность признания права собственности на самовольную постройку) и статью 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, счел требование администрации о ее сносе не подлежащим удовлетворению.

      При этом суд признал, что истец не представил доказательств, подтверждающих, что данная постройка нарушает его права и законные интересы.

      Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

      Суд кассационной инстанции указал на то, что администрация является собственником 21/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором возведен многоквартирный жилой дом, поэтому она в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 22 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» обладает правом на обращение в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, так как ее сохранение нарушает права и законные интересы истца. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции удовлетворил иск и обязал общество снести самовольную постройку за свой счет.

      Между тем, судом кассационной инстанции не учтено следующее.

      Как установлено вступившим в законную силу судебным актом по другому делу, земельный участок, на котором возведено спорное строение, находится в общей долевой собственности и истца и ответчика. Следовательно, при рассмотрении соответствующего спора необходимо было руководствоваться не только статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и правилами статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      Согласно пункту 1 названной статьи владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия в порядке, устанавливаемом судом.

      Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (пункт 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

      Таким образом, в силу статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации право одного из сособственников земельного участка требовать на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сноса самовольной постройки, возведенной на этом земельном участке другим сособственников, может быть им реализовано при условии, что ее возведение одним из сособственников нарушает установленный порядок пользования общим земельным участком и нарушает права и законные интересы другого сособственника.

      Кроме того, суд кассационной инстанции удовлетворил иск о сносе спорного объекта, несмотря на то, что самовольное строение соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и экологическим нормам и правилам, доказательств нарушения прав и охраняемых интересов других лиц не представлено.

      Суду кассационной инстанции следовало учесть, что нарушение установленной законом процедуры оформления разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию не является достаточным основанием для сноса жилого дома при том, что общество предпринимало меры для получения разрешения на строительство. Об этом свидетельствует не только длительная переписка между истцом и ответчиком, представленная суду, но и имеющаяся проектно-сметная документация на спорный объект, а также действия администрации по изданию распоряжения от 04.06.2010 N 902-зр «Об утверждении градостроительного плана земельного участка N RU 43306000-1330», необходимого для получения разрешения на строительство.

      Также судом кассационной инстанции не принято во внимание соглашение от 20.08.2010, заключенное администрацией с обществом, согласно которому администрация признает требования инвесторов о принятии в эксплуатацию четырех жилых домов в г. Кирове, в том числе спорного строения — дома по улице Большевиков, 97.

      Учитывая изложенное, дело подлежит направлению в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

      Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

      передать дело Арбитражного суда Кировской области N А28-10550/2009-313/22 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2010.

      Предложить лицам, участвующим в деле, предоставить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре указанного судебного акта в порядке надзора до 15.03.2011.

      Вернуться к началу обзора практики: Признание самовольной постройкой и снос многоквартирного жилого дома. Судебная практика отказов в иске

      Волошовское сельское поселение

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 06 июня 2020 года № 95 Об утверждении порядка выявления, пресечения самовольного строительства гражданами и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волошовского сельского поселения

      Наименование: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 06 июня 2020 года № 95 Об утверждении порядка выявления, пресечения самовольного строительства гражданами и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волошовского сельского поселения
      Дата: 06.07.2020

      ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

      ВОЛОШОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

      от 06 июня 2020 года № 95

      Об утверждении порядка выявления, пресечения самовольного строительства гражданами и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волошовского сельского поселения

      В целях предотвращения самовольного строительства на территории Волошовского сельского поселения, принятия мер к сносу самовольно возведенных объектов и на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Волошовского сельского поселения, администрация:

      1. Утвердить Порядок выявления, пресечения самовольного строительства гражданами и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волошовского сельского поселения.

      2. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его опубликования.

      3. Опубликовать настоящее постановление в сети интернет на официальном сайте www .волошовское р.ф.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

      Врио. главы администрации

      МО « Волошовское сельское поселение» Морозова И.З.

      от 06.05.2020г. №95

      Порядок выявления, пресечения самовольного строительства гражданами

      и принятия мер по сносу самовольных построек

      на территории Волошовского сельского поселения

      1. Общие положения

      1.1. Настоящий Порядок выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волошовского сельского поселения (далее – Порядок) регламентирует процедуры выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волошовского сельского поселения .

      2. Порядок выявления и пресечения самовольного строительства

      2.1. В целях выявления объектов самовольного строительства администрацией поселения создается комиссия по вопросам самовольного строительства.

      2.2. Выявление объектов самовольного строительства осуществляется комиссией путем объезда (обхода) территории, а также в ходе осмотра объектов, проводимых на основании сообщений органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о фактах незаконного строительства (реконструкции) объектов.

      2.3. Объезды (обходы) территории поселения осуществляются комиссией не реже 1 раза в квартал в соответствии с утвержденными планами-графиками.

      Планы-графики объездов (обходов) территории поселения составляются таким образом, чтобы в течение квартала объездами (обходами) была охвачена вся территория поселения.

      Планы-графики объездов (обходов) территории поселения, утверждаются не позднее, чем за 30 дней до начала следующего квартала.

      2.4. При поступлении в администрацию поселения сообщения о фактах незаконного строительства (реконструкции) объекта, комиссия в течение 30 рабочих дней со дня регистрации сообщения должна произвести проверку факта, указанного в таком сообщении.

      Сообщения о фактах незаконного строительства (реконструкции) объектов подлежат регистрации в день их поступления в администрацию поселения.

      2.5. В процессе объезда (обхода) комиссия осуществляет внешний осмотр и фото- или видеосъемку земельных участков, расположенных на них построенных (строящихся), реконструированных (реконструируемых) или используемых объектов (далее – объекты), действий третьих лиц по строительству, реконструкции или использованию таких объектов, в отношении которых сведения о предоставлении земельных участков под строительство и (или) сведения о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) таких объектов в администрации поселения отсутствуют.

      При проверке сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции) комиссия осуществляет внешний осмотр и фото- или видеосъемку земельных участков, расположенных на них объектов, действий третьих лиц по строительству, реконструкции или использованию таких объектов, указанных в сообщении о факте незаконного строительства (реконструкции).

      2.6. После завершения обхода (объезда) или проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции) комиссия в течение 15 рабочих дней со дня проведения указанных мероприятий осуществляет в отношении каждого осмотренного комиссией земельного участка и находящегося на нем объекта сбор следующих документов и сведений:

      а) о правообладателе земельного участка и целях предоставления земельного участка;

      б) о необходимости получения разрешения на строительство для производимых на земельном участке работ;

      в) о наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта и акта ввода объекта в эксплуатацию, в случае, если такое разрешение или акт требуются;

      г) о правообладателе (застройщике) объекта;

      д) о расположении объекта относительно зон с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения;

      е) о соответствии объекта виду разрешенного использования земельного участка, иным градостроительным нормам и правилам.

      В случае отсутствия в администрации поселения соответствующих документов и сведений, комиссия запрашивает такие документы и сведения в соответствующих органах государственной власти.

      2.7. По результатам обхода (объезда) или проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции) комиссией в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.6 настоящего Порядка, составляется протокол с указанием всех проверенных в ходе осуществления указанных мероприятий объектов по форме, согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Протокол утверждается председателем комиссии, и подписывается членами комиссии.

      К протоколу приобщаются материалы фото- или видеосъемки осмотра объекта и документы, полученные в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка.

      В случае если в процессе обхода (объезда) комиссией не выявлено объектов, в отношении которых сведения о предоставлении земельных участков под строительство и (или) сведения о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) таких объектов в администрации поселения отсутствуют, в протоколе указывается, что объектов самовольного строительства не выявлено.

      2.8. В случае если комиссией в процессе проведения мероприятий, указанных в настоящем разделе Порядка, выявлены объекты самовольного строительства (реконструкции), комиссия, в течение 3 рабочих дней, со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 настоящего Порядка, составляет акт осмотра объекта по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. В акте осмотра объекта указываются сведения, указанные в пункте 2.6 настоящего Порядка, а также фиксируется факт производства строительных работ на момент осмотра с указанием вида таких работ. При отсутствии производства строительных работ на момент осмотра фиксируется текущее состояние осмотренного объекта и изменения объемов строительных работ, выполненных с момента предыдущего осмотра (если ранее на данном объекте уже проводился осмотр). Акт осмотра объекта утверждается председателем комиссии, и подписывается членами комиссии.

      К акту осмотра объекта приобщаются следующие документы, полученные комиссией в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка:

      а) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о зарегистрированных правах на объект, обладающий признаками самовольной постройки, и земельный участок, на котором он расположен, по состоянию на день составления акта. При отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним к акту должно быть приложено соответствующее уведомление об отсутствии сведений о зарегистрированных правах и документы, подтверждающие сведения о владельце (застройщике) объекта самовольного строительства и земельного участка, на котором такой объект расположен (в случае если владельца (застройщика) объекта самовольного строительства удалось установить). Такие сведения должны содержать: в отношении юридических лиц — наименование и местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица;

      б) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (при наличии);

      в) копии правоустанавливающих документов на объект (при наличии);

      г) описание объекта самовольного строительства, материалы фото- или видеосъемки, отражающие внешние характеристики и вид объекта самовольного строительства;

      д) документы, подтверждающие расположение объекта в зоне с особыми условиями использования территорий или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (в случае расположения объекта на указанной территории);

      е) схема размещения объекта самовольного строительства на земельном участке с указанием параметров объекта.

      2.9. В течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.8, комиссия направляет информационное письмо с приложением акта осмотра объекта, указанного в пункте 2.8 настоящего Порядка, в следующие органы и организации: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области; Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинградской области в Лужском районе; Комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области; Комитет строительства Ленинградской области; Комитет государственного строительного надзора Ленинградской области; ресурсоснабжающие организации; органы технической инвентаризации.

      Информационное письмо должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату и место рождения физического лица; место нахождения выявленного объекта самовольного строительства либо самовольно занятого земельного участка; сведения о соответствии выявленного объекта самовольного строительства разрешенному виду использования земельного участка.

      2.10. Администрация поселения в течение 3 рабочих дней со дня составления акта включает сведения об объекте в Реестр объектов самовольного строительства (далее Реестр).

      Реестр ведется администрацией поселения в отношении объектов, расположенных на территории поселения, в электронном виде и размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по форме, согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

      3. Порядок организации работы направленной на снос самовольных построек в судебном порядке

      3.1. Организация работы по сносу самовольных построек, осуществляется на основании вступившего в силу судебного акта о признании постройки самовольной и подлежащей сносу.

      3.2. Для инициирования судебного разбирательства о признании постройки самовольной и подлежащей сносу администрация поселения в течение 15 рабочих дней со дня составления акта осмотра объекта, обеспечивает подготовку и подачу в соответствующий суд искового заявления о признании постройки самовольной и подлежащей сносу с заявлением об обеспечении иска в виде запрета совершать определенные действия, касающиеся предмета спора и (или) иные обеспечительные меры.

      При необходимости запроса сведений об ответчике по делу (с целью идентификации застройщика и (или) правообладателя земельного участка и объекта самовольного строительства), о предмете иска (с целью установления параметров объекта самовольного строительства, наличия (отсутствия) разрешительной документации, соответствия объекта выданной разрешительной документации (при ее наличии) правилам землепользования и застройки) срок обращения в суд с исковым заявлением продлевается на срок, необходимый для получения указанных документов, но не более чем на 30 рабочих дней.

      председатель комиссии по

      Волошовского сельского поселения

      по результатам обхода (объезда) или проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции)

      полное наименование городского округа «___» _____________ 20__ г.

      полное наименование городского округа в составе:

      произвели обследование территории в границах:_____________________________________________

      в результате обследования установлено:

      признаки самовольной постройки*

      *если выявлены – перечислить

      Подписи членов комиссии:

      К протоколу приобщаются материалы фото- или видеосъемки осмотра объекта и документы, полученные в соответствии с пунктом 2.6 Порядка.

      строительства на территории

      «__» _____________ 20___ г.

      осмотра объекта самовольного строительства

      Волгоград «___» _____________ 20__ г.

      Члены комиссии по вопросам самовольного строительства на территории

      _____________________________________________ в составе:

      произвели обследование объекта:

      наименование объекта: ____________________________________________________,

      адрес (адресный ориентир) объекта: ___________________________________________________________,

      кадастровый номер: _____________________________________________________________.

      1. Сведения о правообладателе земельного участка:

      (в отношении юридических лиц — наименование и местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица, телефоны / если застройщик (правообладатель) не установлен: указывается: « не установлен»)

      2. Сведения о земельном участке:

      (реквизиты правоустанавливающих документов на земельный участок)

      (вид разрешенного использования земельного участка)

      (сведения о нахождении земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения)

      3. Сведения о правообладателе (застройщике) объекта: _______________________________________________________________________________________________.

      ( фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица, телефоны / если застройщик (правообладатель) не установлен: указывается: « не установлен»)

      4. Сведения об объекте:

      (реквизиты правоустанавливающих документов на объект)

      4.2. ___________________________________________________________________________________, (вид объекта; вид использования объекта)

      (сведения о наличии, либо отсутствии разрешения на строительство и в случае наличия, реквизиты такого разрешения)

      (соответствие объекта виду разрешенного использования земельного участка)

      (необходимость получения разрешения на строительство объекта)

      (сведения о нахождении объекта в зонах с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения)

      5. Состояние объекта: _____________________________________________________.

      (описание выполненных/ выполняемых работ с указанием их характера: строительство, реконструкция)

      6. В результате осмотра установлено:

      (содержание выявленных нарушений со ссылкой на нормативные правовые акты)

      (подпись) (Ф.И.О., должность)

      Примечание. К акту осмотра объекта самовольного строительства в обязательном порядке прилагаются обосновывающие его материалы.

      выявленных объектов самовольного строительства на территории

      ________________________________________, за исключением объектов самовольного строительства, расположенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, если эти земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

      Дата выявления объекта самовольного строительства

      Наименование объекта самовольного строительства с указанием адреса (адресного ориентира), местонахождения

      Наименование территории (зона), в пределах которой создана (возведена) самовольная постройка

      Дата предъявления искового заявления о сносе в суд

      Дата возбуждения исполнительного производства

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *