Иск об отмене постановления об административном правонарушении

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Жалоба на постановление об административном правонарушении
    • Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

      Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. О возможности восстановления пропущенного срока см. статью «Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении».

      В соответствии с ч. 1 статьи 30.2 КоАП РФ, жалоба может быть подана как судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, так и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 статьи 30.2).

      При подаче жалобы уплачивать госпошлину не требуется.

      В … районный суд г. …

      Заявитель: … (ФИО)
      Место жительства: … тел: …

      Представитель заявителя: … (ФИО)
      Место жительства: … тел: …

      Заинтересованное лицо: … (наименование, ФИО должностного лица)
      Адрес …, тел: …

      Жалоба
      на постановление об административном правонарушении

      Постановлением __________ (указать должностное лицо, вынесшее постановление) N … от «__»______ ___ года заявитель привлечен к административной ответственности по ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ____________ (указать основания наложения административного взыскания, например, «за нарушение правил…», «за нарушение требований…» и т.д.) с назначением административного наказания в виде ________ (например, штрафа, ареста и т.д.).

      Заявитель считает постановление N … от «__»________ ___ года незаконным по следующим основаниям: __________ (изложить обстоятельства и доказательства).

      Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прошу:

      отменить постановление от «___»_________ ___ года N ___ и прекратить производство по делу вследствие _________ (наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 КоАП РФ («малозначительность»), 24.5 КоАП РФ:

      1) отсутствия события административного правонарушения;
      2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
      3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
      4) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
      5) отмены закона, установившего административную ответственность;
      6) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;
      7) наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

      — а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).

      Отменить постановление от «__»________ ___ года N __ и вернуть дело на новое рассмотрение в ________ (указать правомочный орган, должностное лицо) ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями _______ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

      Отменить постановление от «__»_______ ___ года N __ и направить дело на рассмотрение по подведомственности в ________ (указать орган или должностное лицо, правомочные рассматривать дело) ввиду вынесения постановления неправомочным органом (должностным лицом).

      1. Постановление об административном правонарушении N … от «__»________ ___ года;
      2. Доказательства, подтверждающие незаконность постановления N __;
      3. Копии жалобы и приложенных к ней документов заинтересованному лицу;
      4. Доверенность представителя от «__»_____ ___ года N … (если жалоба подписывается представителем заявителя);
      5. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

      «___»_________ ___ года Подпись заявителя (представителя): _______________/ФИО/

      См. другие образцы жалоб на постановления об административном правонарушении:

    • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
    • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
    • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);
    • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)
    • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);
    • Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).
    • Все документы в суд (процессуальные документы):

      Порядок и условия обжалования в суде постановлений по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности « Право»

      Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Р. Б., Гомонов Н. Д.

      В статье объясняется и отстаивается научную позицию, согласно которой судебный порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях обеспечивает наиболее квалифицированное, объективное реагирование на нарушение прав граждан и является надежной гарантией защиты от незаконного привлечения граждан к административной ответственности.

      Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Позднякова Р. Б., Гомонов Н. Д.

      Текст научной работы на тему «Порядок и условия обжалования в суде постановлений по делам об административных правонарушениях»

      ?Порядок и условия обжалования в суде постановлений по делам об административных правонарушениях

      Р.Б. Позднякова1, Н.Д. Гомонов2

      1Юридический факультет Мурманского гуманитарного института; 2 Юридический факультет МГТУ, кафедра уголовного и административного права

      Аннотация. В статье объясняется и отстаивается научную позицию, согласно которой судебный порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях обеспечивает наиболее квалифицированное, объективное реагирование на нарушение прав граждан и является надежной гарантией защиты от незаконного привлечения граждан к административной ответственности.

      Abstract. The paper considers the scientific viewpoint according to which the legal proceedings of the complaints concerning administrative violation of the law guarantee the most qualified and objective response on the violation of the civil rights.

      В условиях формирования новой российской государственности, предполагающей изменение правового регулирования различных форм собственности и появление неизвестных ранее законодательству субъектов хозяйственной деятельности, отношения, связанные с реализацией конституционного права на обращения, приобретают особую актуальность. Так, ст. 33 Конституции РФ устанавливает право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Сейчас граждане особо нуждаются в создании более совершенного механизма защиты их прав и законных интересов при рассмотрении административно-правовых споров, в построении новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти. Поэтому актуальным остается вопрос о создании специальной административной процедуры судебного рассмотрения административных дел.

      2. Правовые признаки административной жалобы

      Установление судебного порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях является гарантией практической реализации конституционного права на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, 46 Конституции РФ), проявлением сущностных свойств правового государства. Мы присоединяемся к мнению ученых-административистов, которые, основываясь на положениях ст. 118 действующей Конституции РФ, ратуют за придание самостоятельности системе административно-правовых норм и институтов, включая институт жалобы, путем концентрации их в административно-процессуальном праве.

      Жалоба, выступая одним из средств защиты прав и свобод граждан, является обращением в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан) (Манохин и др., 1996). Жалобам присущ особый правовой статус, а именно: правом на обращение с жалобой обладает лишь лицо, чьи права или законные интересы нарушены, либо его представитель; фактическим основанием для обращения с жалобой служит только нарушение (по мнению гражданина) его прав и законных интересов; для подачи жалобы обычно устанавливаются определенные сроки; своевременное обращение с жалобой в подавляющем большинстве случаев влечет приостановление исполнения обжалуемого постановления; для жалобы установлена письменная форма. Будучи реакцией лица на нарушения его прав и свобод, жалоба является процессуальным основанием возникновения административно-правового спора.

      3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

      Глава 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. Систему данных органов образуют:

      — судьи (мировые судьи);

      — комиссии по делам несовершеннолетних;

      — федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

      Ведущее положение в системе вышеперечисленных органов ныне занимают суды. К исключительной подсудности судам общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, обозначенных в 146-ти статьях КоАП РФ. Дела, которые отнесены к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (большая часть дел), районными судьями, гарнизонными военными судьями и арбитражными судьями.

      Отыскание оптимального соотношения административной и судебной компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях, соблюдение баланса интересов участников возникающих спорных правоотношений — насущная потребность теории административного права и правоприменительной практики.

      Рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в настоящее время регулируется нормами административного и гражданского процессуального права, т.е. данные жалобы рассматриваются как в судебном, так и в административном порядке. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ. Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющегося потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц.

      Постановление может быть обжаловано: вынесенное судьей — в вышестоящий суд; коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела; в иной орган, созданный в соответствии с законом субъекта РФ (Алехин и др., 2003).

      4. Преимущества и особенности судебного рассмотрения жалоб

      Вопрос о юридической природе рассматриваемых судами дел административно-правового характера и возможных способах их регламентации давно привлекает внимание исследователей (Сажина, 1989; Шишкин, 1989; Хаманева, 1993). Преимущество судебного порядка разрешения административно-правовых споров состоит в том, что суд независим ни от одной из ветвей власти и наделен конституционными гарантиями такой независимости (ст. 120 Конституции РФ).

      К определению процессуального основания возбуждения в суде стадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении в литературе нет единого подхода. В большинстве случаев разделение взглядов происходит по «отраслевому» принципу: представители науки гражданского процессуального права высказываются за унификацию искового производства и производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, на базе «административного иска» с полным подчинением порядка его рассмотрения правилам искового производства (Боннер, 1992).

      Встречаются и другие точки зрения. Так, например, С.Н. Махина, явный сторонник учреждения и активного функционирования административной юстиции, призывая к регламентации правосудия по административным делам нормами административно-процессуального кодекса, неожиданно склоняется к исковой форме производства по такого рода делам (Махина, 1999).

      В обоснование выдвигаемой концепции С.Н. Махина ссылается на то, что исковое производство, как состязательное, вполне обеспечивает защиту прав и свобод граждан против действий органов государства и приводит текст ст. 2 Устава гражданского судопроизводства 1864 г.: «Частные лица или общества, права коих, на законе основанные, будут нарушены распоряжением правительственных мест или лиц, могут предъявить суду иск о восстановлении нарушенных прав» (Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, 1997). Развивая положение об исковом производстве в административном процессе, Махина настаивает на законодательном и теоретико-правовом закреплении понятия «административный иск».

      Вопрос о целесообразности «административных исков» в российском праве рассматривает И. Зайцев (1996). По мнению автора, требования граждан, возникающие из административных правоотношений, являются по сути исковыми, и их можно назвать для краткости административными исками. Они аналогичны иным гражданским искам. Например, чем отличается природа искового заявления о признании выданного ордера на жилую площадь недействительным от требования гражданина, оспаривающего какой-то акт управленческого органа? А рассмотрение заявлений, вытекающих из административных правоотношений, по действующему процессуальному

      законодательству происходит по общим правилам искового производства (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, 2002).

      5. О правомерности термина «административный иск»

      Иск всегда связан со спором о праве и существует там, где имеется исковое производство. Для любого спора о праве характерны две спорящие стороны. К спору могут привести самые различные действия, в том числе и те, что совершают органы или должностные лица исполнительной власти и местного самоуправления (наложение штрафа, лишение гражданина какого-то специального права) и в любом случае их действия будут затрагивать права и охраняемые законом интересы гражданина.

      Спор о праве характеризуется тем, что его участники в соответствии с собственными интересами противостоят друг другу, и ни один из них не может самостоятельно устранить возникший юридический конфликт. В данном случае они равноправны, в связи с чем и вынуждены обращаться в суд с заявлением о разрешении их спора. Подобная характеристика, по мнению И. Зайцева, полностью применима к спорам, возникающим между гражданами и властными структурами.

      В юриспруденции понятие иска определяется неоднозначно. Иск в гражданском судопроизводстве представляет собой требование заинтересованного лица о защите своих или чужих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, подлежащее рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке.

      Мы считаем, что все-таки нельзя говорить о существовании административных исков. Во-первых, по делам, возникающим из публично-правовых отношений, участники (стороны) обладают неравноправным положением, так как, с одной стороны, в них выступает орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, а с другой — гражданин, организация, не имеющие таких полномочий. Во-вторых, административно-правовые отношения не имеют и не могут иметь какого-либо имущественного содержания, следовательно, притязание частного лица к должностному («спор» об административных правах и обязанностях) не должно разрешаться в традиционных формах искового производства. В-третьих, при рассмотрении публично-правовых дел суд обладает специфической функцией, которая состоит не в разрешении спора о праве, а в осуществлении судебного контроля над законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, организациям. В-четвертых, при рассмотрении данных дел неприменимы некоторые категории искового производства: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований, нет возможности предъявления встречной жалобы (аналогичной встречному иску), усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива. В-пятых, если судом будет установлено, что имеет место спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления (ст. 247 ГПК РФ).

      В свою очередь, жалоба, как основание административно-правового спора, состоит из таких же элементов, что и иск, а именно: содержание, предмет и основание. Суть жалобы представляет собой истребование через суд защиты, обусловленной правом суда контролировать законность и обоснованность действий органов управления, отменять или изменять их.

      Так как в действующем административном и гражданско-процессуальном законодательстве вопрос о содержании жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не урегулирован, то при ее оценке следует руководствоваться кругом обстоятельств, имеющих юридическое значение с точки зрения административно-материальных и административно-процессуальных норм. Очевидно, что жалоба, поданная в суд, будет отличаться тем, что в ней должны содержаться не только доводы против оспариваемого постановления, но и аргументы, опровергающие правильность решения вышестоящего органа (должностного лица), принятого по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. В качестве предмета жалобы выступают возражения против вынесенного акта (в целом или в его части). Среди оснований жалобы могут быть юридические факты материально-правового и административно-процессуального характера.

      6. Обстоятельства, подлежащие выяснению

      Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, дается в ст. 29.1. КоАП РФ. Судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

      Перечень процессуальных действий, совершаемых при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, обозначен в ст.30.6 КоАП РФ. В отличие от ранее действовавшей ст.272 КоАП РСФСР, ст. 30.6 КоАП РФ подробно регламентирует процедуру

      рассмотрения жалобы. Несоблюдение процессуальных требований может отрицательно отразиться на полноте и объективности рассмотрения дела и стать основанием для отмены решения по жалобе в случае последующего обжалования.

      В связи с тем, что судья не связан доводами жалобы, дело проверяется в полном объеме (т.е. вводятся элементы апелляционного производства, так как законность и обоснованность вынесенного постановления должны проверяться не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств).

      Важное значение для рассмотрения судом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении имеет проверка правильности наложения административного взыскания. Вопросу наложения административного наказания посвящена глава 4 КоАП РФ, в частности, ст. 4.1 содержит общие правила наложения взыскания за административное правонарушение:

      1) наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности и совершившему административное правонарушение. Ему возможно назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела;

      2) наказание физическому лицу за административные правонарушения должно назначаться с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения;

      3) при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение;

      4) при назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность;

      5) назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено;

      6) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

      Процессуальной гарантией правильного установления судом истинности данных, представленных в качестве доказательств, является строгое соблюдение закона в процессе доказывания. Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.

      7. Судебное доказывание

      В судебном разбирательстве дел, возникающих из административных правоотношений, судебное доказывание занимает центральное место. Вопросы, связанные с исследованием и оценкой доказательств, имеют значение на стадии проверки законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях.

      Критерии, характеризующие сущность доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях, определены в ст.26.2 КоАП РФ: доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

      Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

      Доказательствами же по гражданскому делу, согласно ст. 55 ГПК РФ, являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

      Как видно из содержания приведенных норм, принципиальных различий между ними нет, что вполне естественно, поскольку и гражданско-процессуальное, и административно-процессуальное законодательство базируется на положениях общепроцессуальной теории.

      Текст статьи 49 ГПК РСФСР не содержал указаний на использование аудио- и видеозаписей. При разработке проекта ГПК РФ В.В. Ярков отмечал его консервативность в отношении норм о доказательствах и предложил изложить соответствующую статью следующим образом: «Эти данные

      устанавливаются: объяснениями сторон и других юридически заинтересованных лиц, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами, материалами, полученными с помощью кино-, видеосредств, заключениями экспертов и специалистов и иными доказательствами, исследованными в установленном порядке» (Яркое, 1992).

      На протяжении многих десятилетий вопрос о сущности доказательств остается предметом спора в литературе как по административно-процессуальному, так и по гражданско-процессуальному праву. Одни ученые считают доказательствами только фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (Советское гражданское процессуальное право, 1965). Приверженцы иной точки зрения отстаивают двойственное понимание доказательств, подразумевая под этой категорией, во-первых, фактические данные, и, во-вторых, средства доказывания. Существует мнение, что доказательства представляют собой единство фактических данных, на основе которых суд в определенном законом порядке устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и средства доказывания, содержащие эти фактические данные.

      Исходя из определения доказательств, содержащегося в ст. 26.2 КоАП РФ и ст. 55 ГПК РФ, можно выделить четыре их признака:

      1) доказательства — это любые фактические данные;

      2) эти фактические данные относятся к делу;

      3) они получены с соблюдением процессуального порядка, установленного законом;

      4) они материализуются в предусмотренных законом средствах доказывания.

      Первые два признака характеризуют содержательный компонент доказательств, два других -процессуальный, показывая отличие судебных доказательств от доказательств в других отраслях познания.

      8. Результат деятельности суда по рассмотрению административных жалоб

      Административно-правовой конфликт завершает принятие компетентным органом правоприменительного акта на основе анализа всех обстоятельств (Хаманева, 1998). Судебное решение -основное судебное постановление, посредством вынесения которого суд реализует предоставленные ему полномочия по гражданским делам, а также защищает нарушенные права и охраняемые законом интересы.

      Деятельность суда по рассмотрению жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях — это, прежде всего, деятельность по принуждению субъектов спорного административно-правового отношения к надлежащему исполнению обязанностей. Являясь способом государственного принуждения, деятельность суда одновременно служит средством обеспечения правильного применения правовых норм.

      В делах, рассматриваемых по жалобам на постановления об административных правонарушениях, отмена незаконного или необоснованного правоприменительного акта органа административной юрисдикции выступает способом защиты субъективных прав. При вынесении решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие не установлены, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли жалоба удовлетворению. Так, Н.А. Чечина отмечает, что «при рассмотрении дела по существу суд не ограничивается констатацией законности или незаконности обжалованного действия, он выносит обоснованное решение по существу заявленного спора, то есть удовлетворяет или отказывает в удовлетворении требования о защите нарушенного или оспариваемого права или законности охраняемого интереса (свободы) гражданина» (Чечина, 1994).

      Принятое судом решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении суммирует результат судебной деятельности и содержит ответ на жалобу гражданина. Статья 195 ГПК РФ устанавливает правило: решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

      Законность судебного решения в правовой литературе определяется по-разному. Существует точка зрения, согласно которой законность зависит от правильного применения норм материального и процессуального права; другие включают в ее содержание и соблюдение процессуальных норм. Нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права влечет незаконность вынесенного решения, служит основанием к его отмене (п. 4 ст. 362 ГПК РФ).

      Решение, как и всякое судебное постановление, должно быть обоснованным, то есть объективно-истинным и достоверным. КоАП РФ установлены виды решений, которые вправе вынести судья по результатам рассмотрения жалобы, а также регламентируется содержание решения по жалобе, которое должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении.

      Особенностью данной процедуры является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступивших в законную силу. Но, если лица, имеющие

      право обжаловать постановление по делу, используют все предоставленные законом возможности для обжалования, решение второй судебной инстанции считается окончательным, и после его вынесения постановление по делу вступает в законную силу в соответствии с п.3 ст. 31.1. И в дальнейшем постановление по делу может быть только опротестовано прокурором в порядке надзора. Порядки и сроки рассмотрения протеста прокурора не отличаются от порядка и сроков рассмотрения жалоб. Но прокурор имеет право принесения протеста вне зависимости от его участия или неучастия в рассмотрении дела, что отличает его от других участников процесса.

      На основе проведенного анализа мы можем констатировать, что судебный порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях обеспечивает квалифицированное, объективное реагирование на нарушение прав граждан и является надежной гарантией защиты от незаконного привлечения граждан к административной ответственности. Вероятность отмены судом принятого по делу постановления побуждает органы исполнительной власти действовать в рамках закона.

      Необходимо также отметить, что рассмотрение административных дел в порядке искового производства (даже с определенными изъятиями) может помешать разработке специальной юрисдикционной процедуры их судебного рассмотрения. Дела подобного рода требуют введения специальных норм и, соответственно, особых органов, функционирующих параллельно общей судебной системе — административной юрисдикции. Одной из причин приоритетного осуществления судебного контроля по данной категории дел в рамках искового производства является отсутствие систематизированного административного законодательства. Кроме того, отсутствуют традиции защиты частных интересов в сфере издания и реализации норм административно-правового характера. Данные факторы оказывают существенное влияние на весь ход законотворческой деятельности по формированию российской модели судебно-административной процедуры. В то же время мы можем высказать уверенность в том, что в ближайшее время усилиями ученых и практиков будет создана оптимальная правовая форма российской административной юстиции.

      Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.

      Учебник. М., ИКД «Зерцало-М», с.301, 2003. Боннер А.Т. Судебная практика по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Сов.

      гос. и право, № 2, с.145, 1992. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М., ИКФ «ЭКСМОС», с.94, 2002. Зайцев И. Административные иски. Российская юстиция, № 4, с.23-25, 1996.

      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., изд-во «Экзамен», с.125, 2002.

      Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. Под ред. М.К. Треушникова. М., ИНФРА-М, с.319, 1997.

      Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. М., Юристъ, с.149-150, 1996.

      Махина С.Н. Административный процесс: Проблемы теории, перспективы правового регулирования.

      Воронеж, изд-во ВГУ, с.144-148, 1999. Сажина В.В. Административная юстиция: к теории и истории вопроса. Сое. гос. и право, № 9, с.36-44, 1989. Советское гражданское процессуальное право. Под ред. КС. Юдельсона. М., Юрид. лит, с.143, 1965. Хаманева Н.Ю. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

      России. Гос. и право, № 11, с.3-12, 1993. Хаманева Н.Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора. Гос. и право, № 12, с.31, 1998. Чечина H.A. Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений (к

      проекту ГПК РФ). Правоведение, № 5-6, с.117, 1994. Шишкин В.И. Судебная защита от неправомерных действий должностных лиц. Сов. гос. и право, № 3, с.23-29, 1989.

      Ярков В.В. О совершенствовании гражданского процессуального законодательства. Сов. гос. и право, № 2, с.151, 1992.

      Иск об отмене постановления об административном правонарушении

      В Черногорский городской суд

      Административный истец: ______________

      (место жительства или пребывания/

      место нахождения, сведения о

      (дата и место рождения)

      телефон: ___________, факс: _________,

      Представитель административного истца:

      (данные с учетом ст. ст. 54, 55 Кодекса

      адрес электронной почты: _____________

      Административный ответчик: ___________

      органа или Ф.И.О. должностного лица)

      Административное исковое заявление

      об отмене постановления должностного лица по делу

      об административном правонарушении

      Постановлением _____________________________________________________ от

      (наименование органа или Ф.И.О. должностного лица)

      «__»___________ ____ г. N _____ административный истец был привлечен к

      административной ответственности по ст. ___ Кодекса Российской Федерации об

      административных правонарушениях за _______________________________________

      для привлечения к административной ответственности)

      в виде штрафа в размере __________ (___________________) рублей (или:

      (указать иной вид административного наказания)

      Административный истец считает Постановление от «__»___________ ____ г. N _____ о привлечении к административной ответственности незаконным, поскольку оно противоречит ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: ______________________, что подтверждается ________________________________.

      Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

      «__»___________ ____ г. административным истцом в вышестоящий в порядке

      подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а

      была подана жалоба на Постановление административного ответчика от

      «__»___________ ____ г. N _____, в результате рассмотрения которой

      Постановление административного ответчика от «__»___________ ____ г. N

      _____ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием

      следующих оснований: _____________________________________________________.

      В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Постановление административного ответчика от «__»___________ ____ г. N _____ не подавалась.)

      На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прошу:

      отменить Постановление административного ответчика от «__»___________

      ____ г. N _________ и прекратить производство по делу вследствие

      (указать на обстоятельства, предусмотренные ст. 2.9

      или ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных

      правонарушениях, недоказанность обстоятельств, на основании которых

      было вынесено постановление)

      1. Отменить Постановление административного ответчика от

      «__»___________ ____ г. N _____ и вернуть дело на новое рассмотрение в

      ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных

      ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

      которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

      2. Отменить Постановление административного ответчика от

      «__»___________ ____ г. N _____ и направить дело на рассмотрение по

      подведомственности в ______________________________________________________

      ввиду вынесения постановления неправомочным органом (или должностным

      1. Копия Постановления от «__»___________ ____ г. N _____ о привлечении к административной ответственности.

      2. Документы, подтверждающие незаконность Постановления от «__»___________ ____ г. N _____ о привлечении к административной ответственности.

      3. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.

      4. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа (или от вышестоящего в порядке подчиненности лица), если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.

      5. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

      5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.)

      6. Доверенность от «__»___________ ____ г. N _____ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца (если административное исковое заявление подписывается представителем).

      7. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования представителя

      8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

      «__»___________ ____ г.

      Административный истец (представитель):

      Информация для сведения:

      В соответствии с п. 5 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

      Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

      Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

      Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

      Оглавление

      Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

      Чем отличается протокол от постановления?

      Протокол

      Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

      Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

      Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

      Постановление

      Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

      Как привлекают к административной ответственности?

      Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

      Возможны два варианта:

      1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

      2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

      Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

      Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

      Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

      Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

      — вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

      — в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

      — в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

      Общие положения

      Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

      Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

      Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

      Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

      Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

      При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

      Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

      Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

      – в вышестоящий орган;

      – вышестоящему должностному лицу.

      При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

      После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

      Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

      В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

      Обжалование в суде

      Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

      – должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

      – мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

      При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

      Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

      Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

      1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

      2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

      Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

      В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

      Как будет рассматриваться ваша жалоба?

      В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

      По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

      1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

      2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

      3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

      4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

      5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

      Статьи по теме

      Компанию привлекли к ответственности по решению контролирующего органа или суда. Как подготовить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

      Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

      Образцы жалоб на постановление об административном правонарушении

      Если в деятельности компании обнаружили нарушения, ее привлекут к административной ответственности: оштрафуют или применят другие меры. В зависимости от конкретного состава это сделает контролирующее ведомство или суд (гл. 23 КоАП РФ). Если компания не согласна, она:

      • обращается с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении;
      • подает заявление в суд апелляционной инстанции.

      Воспользуйтесь образцами жалоб, чтобы оспорить постановления об административном правонарушении.

      Образец жалобы на постановление о назначении административного наказания

      Образец жалобы в суд на постановление об административном правонарушении

      Почитайте статьи по теме в журнале «Юрист компании»

      Жалоба на постановление об административном правонарушении: что учесть при подготовке и подаче

      Компания планирует оспорить административные меры. Это делают в соответствии с нормами гл. 30 КоАП РФ. Обжаловать постановление вправе сама компания в лице ее представителей, а также должностное лицо, если его привлекли к персональной ответственности (ст. 30.1 КоАП РФ). Кроме того, в защите интересов компании может принять участие Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст. 25.5.1 КоАП РФ).

      Кому адресовать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, зависит от того, кто вынес постановление или решение.

      42 полезных документа для юриста компании

      Постановление вынес административный орган

      После того как административный орган вынес постановление о привлечении к ответственности, лицо вправе его оспорить в суде или в вышестоящий административный орган:

    • Постановление о привлечении организации или предпринимателя к ответственности нужно обжаловать в арбитражном суде по правилам параграфа 2 главы 25 АПК (ч. 3 ст. 30.1 КоАП).
    • Постановление о привлечении должностного лица к ответственности нужно обжаловать в суде общей юрисдикции в порядке главы 30 КоАП.
    • Административный орган или прокурор обратились в суд, чтобы привлечь нарушителя к ответственности

      Когда административный орган не сам привлекает к ответственности, а обращается для этого в суд, компании не требуется самостоятельно оспаривать постановление. Нужно подготовить возражения на заявление административного органа и явиться в суд к тому времени, которое укажут в извещении о времени и месте судебного заседания.

      Если суд уже вынес решение и привлек к ответственности, то обжаловать решение нужно в вышестоящую инстанцию. В таком случае не подают в суд жалобу на постановление об административном правонарушении. Готовят заявление с требованием отменить решение.

      Еще документы по теме:

      Как подготовить жалобу на постановление об административном правонарушении

      Для жалобы на постановление об административном правонарушении специальной формы в законе не предусмотрели. Обращение составляют по общим принципам для процессуальных документов, в свободной форме. Внесите в текст данные:

    • Об адресате. Если это должностное лицо или госорган, укажите ФИО лица, наименование и адрес ведомства. Если направляете жалобу в суд – наименование и адрес суда. Проверьте, в какой именно суд следует подать документ – в арбитражный или суд общей юрисдикции.
    • О заявителе. Это делают во вводной части жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Если это должностное лицо, требуется отметить его ФИО, паспортные данные, должность. Если компания, наименование и реквизиты компании, а также ФИО генерального директора. В обоих случаях пишут адрес места нахождения заявителя, на который суд или госорган будет направлять корреспонденцию.
    • О лице или суде, чье решение хотите обжаловать. Отметьте, какой орган власти, должностное лицо или судебная инстанция вынесли постановление. Также здесь пишут реквизиты документа, на который заявитель подает жалобу.
    • Оформите основную часть жалобы:

      1. Озаглавьте документ соответствующим образом. Обычно пишут «жалоба на постановление…», «жалоба на постановление об административном правонарушении…» и т. п.
      2. Перечислите обстоятельства. Какое ведомство или судебная инстанция вынесли постановление, в связи с чем обнаружили нарушение, какими нормами обосновали. В чем состоит административное взыскание. Изложите просьбу: признать незаконным и отменить постановление. Назовите причины, по которым данная инстанция не должна была принимать такое решение. Сделайте ссылки на соответствующие нормы права.
      3. В конце документа приведите список приложений к жалобе. В этот список включают копию постановления и доверенность представителя, если от лица компании действует представитель. Также в этой части документа нужны подписи ответственных лиц и дата составления. Нужно успеть подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в срок, который указали в законе. Общий срок составляет 10 дней с момента получения копии постановления. В законе указаны и другие, специальные сроки.

        Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

        В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

        Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

        Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2010 г. по делу N А06-4563/2009 Судами правомерно установлено, что привлечение к административной ответственности незаконно, поскольку отсутствуют доказательства надлежащего уведомления предпринимателя о времени и месте рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении (извлечение)

        Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
        от 19 января 2010 г. по делу N А06-4563/2009
        (извлечение)

        Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.

        Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.

        Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

        рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области,

        на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 19.10.2009 по делу N А06-4563/2009,

        по заявлению индивидуального предпринимателя Муталлимова Сариджа Семура Оглы к Отделу иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области от отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 03.03.2009 N 0042430,

        индивидуальный предприниматель Муталлимов Саридж Сеймура оглы (далее — предприниматель, ИП Муталлимов С.С.О.) обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области (далее — административный орган, УФМС по Астраханской области, Управление) от 03.03.2009 N 0042430 о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 400000 рублей.

        Решением арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2009 заявленные требования удовлетворены.

        Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 решение оставлено без изменения.

        В кассационной жалобе УФМС по Астраханской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителя.

        Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

        Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

        Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

        Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), не находит оснований для его отмены.

        Как следует из материалов дела, 23.09.2008 на основании Распоряжения от 23.09.2008 N 135 Управлением осуществлена проверка соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации на строительном объекте по адресу: г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 8″б».

        В ходе проверки государственный орган установил, что ИП Муталлимов С.С.О. 26.06.2008 заключил трудовой договор с гражданином республики Узбекистан — Аллабергановым Мардонбеком Кобуловичем, который он зарегистрировал в Межрайонной инспекции N 1 Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области и Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области.

        Однако, в нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) предприниматель не уведомил в установленный срок территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о привлечении иностранного лица к трудовой деятельности.

        Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении индивидуального предпринимателя протокола об административном правонарушении 30 ИК N 0042430 2533 от 24.09.2008, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, у которого в установленном законом порядке отобраны объяснения по делу.

        Постановлением от 03.03.2009 N 0042430 ИП Муталлимов С.С.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 400000 руб.

        Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.

        Признавая незаконным и отменяя постановление административного органа, арбитражный суд Астраханской области исходил из того, что ранее на основании протокола 30 ИК N 0042430 2533 об административном правонарушении от 24.09.2008 ИП Муталлимов С.С.О. уже был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в связи с вышеприведенными обстоятельствами постановлением административного органа от 24.09.2008 N 0042430 с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей. По заявлению предпринимателя данное постановление было отменено решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.11.2008 как принятое с нарушением установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Основанием для выводов суда послужило то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания были приняты административным органом в один и тот же день, в результате чего были нарушены предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности.

        По мнению суда первой инстанции, изложенному в решении по рассматриваемому делу, после принятия судом решения об отмене постановления административного органа дальнейшее осуществление последним производства по этому делу (составление протокола, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.) является неправомерным. Со ссылкой на положения статей 29.6 , 29.9 КоАП РФ, суд первой инстанции указал, что административное производство считается завершенным после рассмотрения уполномоченным органом дела об административном правонарушении и вынесение повторного постановления о признании лица виновным и назначении административного наказания в данном случае незаконно. При этом суд первой инстанции сослался также на пункт 7 части 1 статьи 24.5 , часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ, указав, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

        Апелляционный суд признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании судом положений КоАП РФ.

        Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).

        Следовательно, признание незаконным и отмена постановления по основаниям, не предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, не влечет прекращения начатого производства по делу об административном правонарушении и не является препятствием для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности при условии соблюдения сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

        Обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 и 2.9 КоАП РФ, в данном деле не установлено. Постановление от 24.09.2008 N 0042430 было оспорено предпринимателем в арбитражном суде и отменено по процессуальным основаниям. Административное наказание в связи с событием административного правонарушения, установленного миграционной службой 24.09.2008, ИП Муталлимов С.С.О. в установленном законом порядке не понес.

        При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что административный орган имел право вновь вынести постановление о назначении административного наказания после признания незаконным и отмены ранее вынесенного постановления.

        Давая оценку обоснованности привлечения предпринимателя к административной ответственности, апелляционный суд исходил из следующего.

        Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

        При этом под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства) понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ (оказанию услуг) либо иное использование труда иностранного гражданина (лица без гражданства) ( Примечание 1 к статье 18.15 КоАП РФ).

        В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183 утверждены Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.

        Согласно пункту 2 указанных Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее _ орган службы занятости населения), о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее — иностранный гражданин).

        Из материалов дела видно, что предприниматель (работодатель) Муталлимов С.С.О. 25.06.2008 заключил трудовой договор с гражданином республики Узбекистан — Аллабергановым Мардонбеком Кобуловичем, однако, в нарушение установленных миграционным законодательством сроков заявитель не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности иностранного работника.

        Исследовав и оценив представленные административным органом доказательства (протокол об административном правонарушении от 24.09.2008, объяснения предпринимателя и работника от 23.09.2008), апелляционный суд пришел к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Муталлимова С.С.О. состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

        Апелляционным судом проанализировано также соблюдение административным органом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности. При этом суд пришел к выводу об отсутствии нарушений установленного порядка и, в частности, о надлежащем извещении предпринимателя о дате рассмотрения дела об административном правонарушении.

        Вместе с тем, как следует из материалов дела, представленная административным органом копия почтового уведомления (л.д. 35) не может свидетельствовать о получении Муталлимовым С.С.О. определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по факту неуведомления о привлечении к трудовой деятельности гражданина республики Узбекистан Аллабергенова М.К., поскольку в почтовом уведомлении значится фамилия иного лица, привлеченного Муталлимовым С.С.О. к трудовой деятельности — Авезметова В.Х.

        Следовательно, апелляционный суд ошибочно принял указанное почтовое уведомление в качестве доказательства извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, по итогам которого вынесено оспариваемое постановление от 03.03.2009 N 0042430. Иных доказательств извещения Муталлимова С.С.О. в материалах дела не имеется.

        С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указанное нарушение процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности является существенным, поскольку привело к нарушению его прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ и служит самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа.

        Что касается вывода апелляционного суда о пропуске срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, то данный вывод также следует признать ошибочным.

        Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) составляет один год.

        Как следует из материалов дела, трудовой договор между предпринимателем (работодатель) и гражданином республики Узбекистан — Аллабергановым М.К. заключен 25.06.2008. В соответствии с требованиями пункта 2 Правил ИП Муталлимов С.С.О. должен был уведомить Управление о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в срок, не превышающий 3 дней, т.е. не позднее 28.06.2008.

        На основании пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

        Таким образом, в рассматриваемом случае годичный срок давности привлечения к административной ответственности истекал 28.06.2009.

        Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 03.03.2009, то есть в пределах указанного срока.

        Вместе с тем, учитывая отсутствие доказательств надлежащего уведомления предпринимателя Муталлимова С.С.О. о времени и месте рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что неправильный вывод апелляционного суда о пропуске срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности не повлек принятия неправильного судебного акта по делу — постановления , которым было оставлено без изменения решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной Миграционной службы по Астраханской области по делу об административном правонарушении от 03.03.2009 N 0042430.

        На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

        решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 19.10.2009 по делу N А06-4563/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *