Мупы и налог на имущество

В каких случаях организация должна выполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного или муниципального имущества?

Вопрос

В договоре аренды муниципального имущества между ООО (арендатор) и МУП (арендодатель) заменили сторону, вместо МУПа стала Администрация. МУП не являлся плательщиком НДС, соответственно договор был БЕЗ НДС. Что происходит с суммой НДС при смене стороны с МУПа на Администрацию? Его нужно выделить или накрутить сверху?

Отвечает Александр Родионов, заместитель руководителя экспертной поддержки в области права и налогообложения, юридического права.

Сверху по ставке 18%, если не хотите споров с арендодателем. Чтобы избежать споров и платить по расчетной ставке 18/118, заключите допсоглашение. Подробнее об этом ниже

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Ответ зависит от того, с кем заключен договор аренды и на каком основании арендодатель распоряжается государственным (муниципальным) имуществом.

На практике возможны два варианта:
– имущество закреплено за арендодателем на праве оперативного управления, владения, распоряжения и пользования;
– имущество не закреплено за арендодателем и составляет государственную (муниципальную) казну.

Такой порядок следует из статей 214 и 215 Гражданского кодекса РФ.

При этом договор аренды организация может заключить либо с государственным (муниципальным) органом власти и управления (например, с территориальным отделением Росимущества), либо с государственным (муниципальным) учреждением (например, с городской поликлиникой).

Обязанности налогового агента возникают у арендатора только в том случае, если он арендует имущество казны. То есть объекты, которые не закреплены за арендатором по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В такой ситуации арендатор должен самостоятельно рассчитать НДС с суммы арендной платы и перечислить налог с бюджет.

Некоторые особенности имеет аренда имущества у казенных учреждений. По общему правилу услуги казенных учреждений не облагаются НДС ( подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Однако налоговая служба, опираясь на позицию высших судов, поясняет, что эта норма действует только в том случае, если арендуемое имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления. Другими словами, если организация арендует у казенного учреждения имущество, переданное ему в оперативное управление, объект налогообложения не возникает, и начислять НДС с арендной платы арендатор не должен. В остальных случаях обязанности налогового агента у арендатора возникают.

Об этом сказано в письме ФНС России от 14 декабря 2017 № СД-4-3/25449. Письмо составлено с учетом определений Верховного суда РФ от 15 ноября 2017 № 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 № 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 № 310-КГ15-1150. Документ согласован с Минфином России и направлен по системе налоговых органов.

Кроме того, суды отмечают, что предоставление в аренду государственного имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями не относится к услугам, которые финансируются за счет бюджетных субсидий. На арендные услуги положения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК не распространяются. Они признаются объектом налогообложения, при этом перечислять налог в бюджет должны налоговые агенты – арендаторы ( определение Верховного суда от 29.12.2017 № 301-КГ17-19906, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2017 № Ф01-4175/2017).

Следует отметить, что раньше и финансовое, и налоговое ведомства давали другие разъяснения. Они сводились к тому, что услуги по аренде, которые оказывают казенные учреждения, не облагаются НДС независимо от того, какое имущество они сдают в аренду (письма Минфина России от 11 июля 2017 № 03-07-11/43774, от 26 января 2016 № 03-07-11/2939, от 19 сентября 2014 № 03-07-14/46917, от 24 марта 2013 № 03-07-15/12713, ФНС России от 5 октября 2017 № СД-3-3/6555, от 9 сентября 2016 № СД-4-3/16866, от 10 ноября 2011 № ЕД-4-3/18836). С появлением противоположной арбитражной практики позиция ведомств изменилась. В связи с этим арендаторам следует уточнить, какое имущество они арендуют у казенных учреждений, и при необходимости пересмотреть свои налоговые обязательства.

Главбух советует: когда подписываете договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Иначе придется платить налог сверх стоимости аренды, которая указана в договоре.

При аренде госимущества арендаторы – налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС как сумму арендной платы с учетом налога. Арендатор обязан удержать НДС из доходов арендодателя и перечислить в бюджет. Сумму налога исчисляйте по расчетной ставке. Это правила абзаца 1 пункта 3 статьи 161 и пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ. После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

Если в договоре аренды не указано, как сформировали цену: с учетом НДС или без налога, придется самостоятельно рассчитать налог. Для этого умножьте сумму арендной платы по договору на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС перечислите в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Такой вывод содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Но такой порядок расчетов может не устроить арендодателя. А неправильно составленный договор не освобождает арендатора от обязанностей налогового агента по НДС ( п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Чтобы не было споров с проверяющими, заключите с арендодателем дополнительное соглашение ( ст. 450 ГК РФ). В нем укажите арендную плату с НДС.

Мупы и налог на имущество

опубликовано: № 15 (1175) — апрель 2015, добавлено: 22.04.2015 комментарии

Тематики: Бухгалтерский учет Налог на имущество организаций

МУП просит Вас пояснить правила начисления и уплаты налога на имущество организаций, сдачи отчетности по налогу.

Комитетом по управлению имуществом городского округа 22.02.2010 г. было передано имущество – здание диспетчерской и гаража общей площадью 1080 кв. м, здание конторы автопредприятия общей площадью 72 кв. м на общую сумму балансовой стоимости 21 672 тыс. руб. Комитет осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Имущество, закрепленное за МУП на праве хозяйственного ведения, отражается на его балансе и является муниципальной собственностью городского округа, не закреплено за МУП в БТИ и не поставлено на кадастровый учет. Также в 2010 г. в хозяйственное ведение МУП Комитет передал автобус.

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

П. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, установлено, что основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются, в частности, на:

основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление).

Стоимость объектов основных средств , находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п. 49 Методуказаний).

Минфин РФ в письме от 21.12.2009 г. № 03-05-05-02/86 подчеркивает, что в отношении переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение) имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (ст. 375 НК РФ).

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. № 1265-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.

Поэтому даже не учитывая других условий, Вы определяете налоговую базу как среднегодовую стоимость.

Кроме того, в силу положений п.п. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФ особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организацийсобственников объектов недвижимого имущества.

Следовательно, сообщил Минфин РФ в письме от 21.05.2014 г. № 03-05-05-01/24062, в отношении организаций-балансодержателей, не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права хозяйственного ведения), положения ст. 378.2 НК РФ не применяются.

Поэтому в отношении имущества, находящегося на балансе государственных (муниципальных) организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, применяется общеустановленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из балансовой (остаточной) стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации – в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

– реорганизации или ликвидации юридических лиц;

– передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

П. 5 ст. 105.1 НК РФ установлено, что прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в данном пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ.

Таким образом, сообщил Минфин РФ в письме от 06.02.2015 г. № 03-05-05-01/5030, движимое имущество, полученное от муниципального образования, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, принятое на учет после 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций с учетом п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Поскольку движимое имущество (автобус) принято МУП на учет в 2010 году (до 2013 г.), оно не освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Средне-
годовая стоимость

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст. 382 НК РФ).

В соответствии с Законом Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября.

Сумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если МУП применяет специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), то нужно учитывать следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемогов отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

Учитывая, что:
– организация находится не в Екатеринбурге;
– площади объектов недвижимого имущества менее 5 000 кв. м;
организация-балансодержатель не является собственником имущества,

то такая организация освобождена от уплаты налога на имущество организаций.


Подписка


Рассылка

Как вести налоговый учет в унитарном предприятии (МУП, ГУП)

Андрей Кизимов действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат экономических наук

В этом решении:

  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Налог на имущество
  • УСН
  • Унитарные предприятия начисляют и платят налоги так же, как и коммерческие организации, но есть особенности. Отличие связано с тем, что собственники МУП и ГУП – это государство, регионы или муниципальные образования (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ). Например, по-особому учитывают поступления от учредителя и некоторые другие доходы.

    Налог на прибыль

    Чтобы правильно и своевременно формировать данные для налога на прибыль, налоговый учет в унитарном предприятии ведите по общим требованиям статьи 313 Налогового кодекса РФ. Данные этого учета должны отражать:

    • как предприятие признает доходы и расходы;

    При расчете НДС в унитарном предприятии учтите такие особенности:

    Налог на имущество

    Унитарные предприятия платят налог на имущество:

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе применять упрощенку, несмотря на то что их уставные капиталы полностью принадлежат государству. По общему правилу перейти на УСН нельзя, если доля участия других организаций в уставном капитале более 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако это правило не действует на ГУП и МУП. Ведь собственники унитарных предприятий не организации, а государство и муниципальные образования.

    Кто должен исполнять обязанности налогового агента по НДС в данном случае и, если это МУП, то, как нужно составить договор, что бы этого избежать?

    Имущество является муниципальной собственностью Киржачского района Владимирской области и находится на балансе у МУП Полигон (предприятием применяется УСНО). Составляется договор аренды данного имущества, где МУП является арендодателем для второй стороны. Кто должен исполнять обязанности налогового агента по НДС в данном случае? И, если это МУП, то, как нужно составить договор, что бы этого избежать.

    Отвечает Ольга Векшина, эксперт в области налоговой и таможенной политики.

    Обязанности налогового агента при аренде муниципального (либо федерального) имущества возникают у арендатора, а не у арендодателя. Причем речь идет только о ситуациях, когда арендодателем выступает территориальное подразделение Росимущества. Поскольку имущество у Вас находится на праве хозяйственного ведения, и Вы являетесь арендодателем, то обязанностей налогового агента не возникает ни у Вас, ни у Вашего арендатора.

    В целом операции по сдаче в аренду имущества являются облагаемыми НДС. И если бы Вы были плательщиком налогов на ОСНО, то должны были бы самостоятельно начислять и уплачивать НДС с арендной платы. Однако Ваше предприятие на УСН, а это значит, что от обязанностей налогоплательщика НДС Вы освобождены. Поэтому в договоре аренды НДС не выделяйте, так же как и в расчетных документах.

    1. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

    Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

    Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в ряде случаев она выступает налоговым агентом по НДС. Эти случаи перечислены в статьях 161 и 174.2Налогового кодекса РФ. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

    Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, которые выплатил в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

    Кого признают налоговым агентом

    Организации выступают налоговыми агентами по НДС, если:

    ? приобретают или безвозмездно получают товары (работы, услуги, в т. ч. электронные услуги) у иностранных организаций и предпринимателей, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161, п. 9 ст. 174.2 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). Приобретая товары (работы, услуг) у иностранных граждан, не зарегистрированных в России или за рубежом в качестве предпринимателей, организация налоговым агентом не признается (письма Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-07-08/350, от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);

    ? арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);

    ? приобретают на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые выкупают арендованное имущество казны по Закону от 22 июля 2008 № 159-ФЗ, формально тоже признаются налоговыми агентами. Они отражают такие операции в разделе 7 декларации по НДС, но удерживать и перечислять в бюджет НДС не должны. Ведь объект налогообложения в этих случаях не возникает (подп. 12 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 161 НК РФ);

    ? реализуют на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;

    ? реализуют на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);

    ? выступают посредниками (с участием в расчетах) при реализации в России товаров, работ, услуг (в т. ч. электронных услуг) или имущественных прав. Продавец – иностранная организация, которая не стоит в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК РФ);

    ? владеют судами, которые не зарегистрированы в Российском международном реестре судов. В таком случае организация становится налоговым агентом через 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такое судно (п. 6 ст. 161 НК РФ).

    НДС при аренде госимущества

    Ситуация: в каких случаях организация должна выполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного или муниципального имущества

    Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, когда арендодатель – территориальное подразделение Росимущества.

    Если вы арендуете госимущество, возможно несколько ситуаций. Арендодателем может быть Росимущество, унитарное предприятие или учреждение. Еще один вариант – трехсторонний договор. Разберем каждый случай.

    Арендодатель – территориальное подразделение Росимущества

    Договор аренды заключили с территориальным подразделением Росимущества, региональным комитетом по управлению имуществом или аналогичными структурами местного самоуправления. В этом случае ваша компания, как налоговый агент, должна удержать НДС и перечислить в бюджет. Это указано в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

    Арендодатель – унитарное предприятие или учреждение, которое не является собственником имущества

    Другое дело, если контрагент – унитарное предприятие или учреждение, у которого госимущество в оперативном управлении или хозяйственном ведении. Выполнять обязанности налогового агента арендатор не должен. Всю сумму арендной платы с НДС перечисляйте арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

    А если арендуете имущество у казенных учреждений, то расчеты у вас будут без НДС и налоговым агентом выступать не нужно. Ведь услуги казенных учреждений налогом не облагают (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письмах Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836).

    Трехсторонние договоры с Росимуществом и учреждением

    На практике используют трехсторонние договоры аренды. Кроме арендатора их подписывают представители Росимущества и учреждения, на балансе которого состоит имущество. Когда арендодатель – учреждение, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Если же арендодатель по договору – подразделение Росимущества, то вам придется удержать и перечислить налог в бюджет. Это следует из абзаца 1пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436, от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87 (письмом ФНС России от 19 октября 2012 г. № ЕД-4-3/17737 доведено до налоговых инспекций).

    2. Из рекомендации

    Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

    Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

    Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
    – при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
    – при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

    Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

    Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

    ? НДС (ст. 161 НК РФ);

    ? НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);

    ? налога на прибыль (п. 2, 3 ст. 275, ст. 310 НК РФ).

    Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

    Муниципальное унитарное предприятие просит разъяснить следующие вопросы

    1. МУП имеет на своем балансе жилые дома, переданные собственником в хозяйственное ведение. В 2004 г. МУП финансировалось из местного бюджета по статье «субсидии на покрытие убытков жилищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)» и согласно п.6 ст.381 НК РФ подлежало освобождению от уплаты налога на имущество в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансировалось за счет местного бюджета.

    В 2005 г. МУП не получает финансирование по статье «субсидии на покрытие убытков жилищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)», а получает финансирование на капитальный ремонт жилищного фонда и компенсацию льгот и субсидий, предоставляемых гражданам.

    Просим разъяснить, сохраняется ли освобождение от уплаты налога на имущество согласно п.6 ст.381 НК РФ, если в 2005 г. МУП получает финансирование только на капитальный ремонт жилищного фонда и компенсацию льгот и субсидий, предоставляемых гражданам.

    2. В составе жилищного фонда, находящегося на балансе МУП, 55% составляют жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.

    Собственник квартиры уплачивает налог на имущество только в части площади, принадлежащей ему на праве собственности, т. е. за жилое помещение.

    К имуществу в жилых домах относятся также и места общего пользования (лифты, лестничные клетки, чердаки, подвалы и т. д.), которыми также пользуется собственник квартиры. Согласно ст.290 ГК РФ общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме, т. е. места общего пользования (лифты, лестничные клетки, чердаки, подвалы и т. д.), принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности. Согласно ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.

    Надо ли МУП в 2005 г. отражать на балансе стоимость мест общего пользования согласно п.6 ПБУ 6/01? Если надо, то кто должен платить налог на имущество в части мест общего пользования: собственник (муниципальное образование, гражданин) или балансодержатель?

    3. За счет каких источников МУП в 2005 г. должно платить налог на имущество (за счет прибыли или относить путем включения в себестоимость услуг по содержанию жилого фонда)?

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 25 марта 2005 г. N 03-06-01-04/172

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета рассмотрел письмо и по затронутым в нем вопросам сообщает следующее.

    1. В соответствии с п.6 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

    Освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное финансирование на содержание именно этих объектов. При этом финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат организации, так и в части покрытия убытка от содержания указанных объектов.

    Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (утратил силу с 01.03.2005) и ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2005) ценообразование в сфере жилищно-коммунального хозяйства различает такие понятия, как плата за содержание, ремонт жилья, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги.

    В этой связи возмещение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов организациям разницы в тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.

    В то же время средства, поступающие в возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства.

    2. Пунктом 1 ст.374 Кодекса определено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

    Следовательно, места общего пользования в жилых зданиях начиная с 2001 г. должны учитываться в бухгалтерском учете в составе основных средств муниципального унитарного предприятия в части стоимости жилых домов, переданных собственником в хозяйственное ведение. Доля в праве общей собственности на общее имущество, относящаяся к собственности граждан, в бухгалтерском балансе предприятия в составе основных средств не отражается.

    3. В соответствии со ст.264 Кодекса суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст.270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

    Платит ли налог на имущество МУП, если оно передано ему от собственника по договору хозяйственного ведения

    Вопрос-ответ по теме

    Платит ли налог на имущество МУП, если имущество передано ему от собственника (Администрация) по договору хоз.ведения? Организация на упрощенной системе налогообложения.

    Ответ

    Организации, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество организаций.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    Рекомендация: Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

    От каких налогов освобождены организации на упрощенке

    Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:
    – налога на имущество*;
    – налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0,9 или 15 процентов. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    * Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

    Хозяйственное ведение

    Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

    При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

    Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

    Субъекты права

    Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

    Объекты права

    Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

    Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

    Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

    Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

    Порядок учета имущества собственника

    Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

    В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

    Права собственника

    Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

    Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

    Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

    Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    Порядок реализации прав собственника

    Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

    Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

    — утверждение устава предприятия;

    — назначение на должность руководителя предприятия;

    — заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

    — согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

    — утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

    — согласование создания филиалов и представительств;

    — согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

    — согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

    — утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

    — согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

    Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

    — принимает решение о создании унитарного предприятия;

    — определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    — определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

    — утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

    — принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

    — формирует уставный фонд муниципального предприятия;

    — назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

    — согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

    — утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

    — дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

    — осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

    — утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

    — дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

    — дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

    — дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

    — принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

    — имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

    Права государственных и муниципальных предприятий

    В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

    Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

    Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

    Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

    Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

    Режим целевого использования имущества

    Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

    Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

    Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

    Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

    Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *