Полномочия субъекта российской федерации в области архивного дела

Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере архивного дела

Наименование изменено с 29 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере архивного дела

Часть 1 изменена с 29 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере архивного дела;

2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;

б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

в) государственных внебюджетных фондов;

д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее — федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;

е) государственных корпораций, государственных компаний;

4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

Часть 2 изменена с 29 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

2. К полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела относятся:

1) проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;

б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;

в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее — организации субъекта Российской Федерации);

3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 29 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

3. К полномочиям муниципального образования в сфере архивного дела относятся:

1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;

б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации);

2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.

Часть 4 изменена с 29 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в сфере архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часть 5 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2006 г. и до наступления этой даты применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с изменением границ либо преобразованием муниципальных образований

5. Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Полномочия субъекта российской федерации в области архивного дела

Публикуется последний к настоящему времени вариант законопроекта «Об архивном деле в Российской Федерации», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 1743-р.

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об архивном деле в Российской Федерации

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от формы собственности на них, а также в сфере управления архивами в интересах граждан, общества и государства.

Статья 2. Законодательство об архивном деле

Законодательство об архивном деле состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае расхождения между настоящим Федеральным законом и указанными актами действуют нормы настоящего Федерального закона.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

архивное дело — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

архивный документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, подлежащая хранению в силу ее значимости для граждан, общества и государства;

документы по личному составу — архивные документы, создаваемые в процессе трудовых отношений граждан с работодателем;

документ Архивного фонда Российской Федерации — архивный документ, прошедший экспертизу его ценности, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;

особо ценный документ — документ Архивного фонда Российской Федерации, имеющий непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и находящийся на особом режиме учета, хранения и использования;

уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и/или внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и/или автографичности;

архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению;

архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов;

государственный архив — государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации для хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом для хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

постоянное хранение архивных документов — хранение архивных документов без определения срока (бессрочное);

временное хранение архивных документов — хранение архивных документов в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами;

депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями в течение сроков и на условиях, определяемых соответствующим договором;

владелец архивных документов — орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение и пользование архивными документами и реализующее полномочия распоряжения ими в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором;

пользователь архивных документов — орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, обращающиеся к архивным документам на законных основаниях для получения и использования необходимой информации.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела

К полномочиям Российской Федерации относятся:

а) разработка и проведение государственной политики в области архивного дела;

б) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за их соблюдением;

в) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;

федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации;

государственных внебюджетных фондов;

Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и их организаций;

федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные, и федеральных государственных учреждений (далее — федеральные организации), в том числе расположенных за границей;

г) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и/или муниципальных образований;

д) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

К полномочиям субъекта Российской Федерации относятся:

а) осуществление государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;

б) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

государственных архивов, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;

органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

государственных унитарных предприятий, включая казенные, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее — организации субъекта Российской Федерации);

в) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и/или муниципальных образований.

К полномочиям муниципального образования относятся:

а) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;

муниципальных унитарных предприятий, включая казенные, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации);

б) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.

Законом органу местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности, находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для их осуществления материально-технических и финансовых средств.

ГЛАВА 2. АРХИВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят прошедшие экспертизу ценности находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, формы собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы, градостроительная документация, кино-, фото-, видео-, фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся за границей.

Статья 6. Отнесение архивных документов к составу Архивного фонда Российской Федерации

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области архивного дела утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения.

Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы их ценности.

Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и отнесением их к составу Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных и уникальных документов, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области архивного дела.

Решение вопросов об отнесении к составу Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.

Экспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем документов.

Экспертизе ценности подлежат все документы на любых видах носителей, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Уничтожение документов запрещается до проведения в установленном порядке экспертизы их ценности.

Отнесение документов, находящихся в частной собственности, к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором собственника (владельца) с государственным, муниципальным архивом, музеем, библиотекой, организацией Российской академии наук, в котором содержатся обязанности собственника (владельца) по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации.

Статья 7. Архивные документы, относящиеся к государственной собственности

ВК федеральной собственности относятся архивные документы:

хранящиеся в федеральных государственных архивах, в том числе органов и организаций бывших Коммунистической партии Советского Союза и Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (кроме переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность);

органов государственной власти и организаций, перечисленных в подпункте «в» части первой статьи 4 настоящего Федерального закона;

бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях;

отнесенные к федеральной собственности нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:

хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, в том числе органов и организаций бывших Коммунистической партии Советского Союза и Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (кроме переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

органов государственной власти и организаций субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности

К муниципальной собственности относятся архивные документы:

органов местного самоуправления и муниципальных организаций;

хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (кроме переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).

Разграничение собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования (объединения, разделения, изменения статуса) муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Архивные документы, относящиеся к частной собственности

К частной собственности относятся архивные документы:

организаций, не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства, действующих на территории Российской Федерации (далее — негосударственные организации);

граждан, созданные или законно приобретенные ими.

Статья 10. Особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Передача архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и/или муниципальных образований осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области архивного дела.

Передача архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и/или муниципальных образований регулируется законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Статья 11. Особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственника соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которой прежний собственник заключил договор.

При переходе прав на документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, к другому лицу, к этому лицу переходят обязанности, содержащиеся в договоре, предусмотренном частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Если собственник особо ценных и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае аукционной и/или комиссионной продажи архивных документов, находящихся в частной собственности, преимущественное право на их покупку имеют Российская Федерация и субъект Российской Федерации, на территории которого производится продажа.

При одновременной реализации Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации преимущественного права покупки архивные документы приобретаются тем из них, кто предложит наибольшую цену. При назначении ими одинаковой цены преимущественное право покупки принадлежит Российской Федерации.

Реализация преимущественного права покупки, предусмотренного частями четвертой и пятой настоящей статьи, от имени Российской Федерации и субъекта Российской Федерации производится, соответственно, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.

Организаторы аукционов, торговые организации обязаны не позднее чем за 30 дней до предстоящей продажи архивных документов письменно информировать о месте, времени и условиях продажи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области архивного дела и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, на территории которого производится продажа. Нарушение данного порядка продажи и покупки архивных документов может служить основанием для уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области архивного дела и соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя.

Статья 12. Защита права собственности на архивные документы

Право собственности на архивные документы независимо от формы собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.

Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Создание архивов

Органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

Физические и юридические лица вправе создавать архивы для хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе для оказания услуг по хранению и использованию архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.

Статья 14. Организация управления архивным делом в Российской Федерации

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики.

Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области архивного дела.

Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела), субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 15. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и/или помещения, отвечающие установленным требованиям к сохранности документов и условиям труда работников архивов.

Государственные и муниципальные (кроме структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы вправе осуществлять приносящую доходы деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставлять архивам (кроме структурных подразделений), хранящим документы Архивного фонда Российской Федерации, налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области архивного дела, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА 4. ХРАНЕНИЕ И УЧЕТ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Статья 17. Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по обеспечению сохранности архивных документов

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью первой статьи 6 и частью первой статьи 23 настоящего Федерального закона.

Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации запрещается.

Уникальные и особо ценные документы Архивного фонда Российской Федерации подлежат особому режиму учета, хранения и использования. Создаются страховые копии этих документов.

Порядок отнесения документов Архивного фонда Российской Федерации к уникальным и особо ценным, порядок их учета, создания и хранения их страховых копий определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

Статья 18. Хранение документов Архивного фонда Российской Федерации

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках, а также организациях Российской академии наук;

временно — в органах государственной власти, в государственных организациях, в создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, в муниципальных архивах в случае передачи органу местного самоуправления государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, отнесенных к государственной собственности, находящихся на территории муниципального образования.

Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Сроки и условия депозитарного хранения и использования устанавливаются в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти и организациями с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:

постоянно — в муниципальных архивах, музеях, библиотеках;

временно — в муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками и владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный, муниципальный архив, библиотеку, музей, а также организацию Российской академии наук. При этом условия хранения этих документов определяются собственниками и владельцами с соблюдением норм настоящего Федерального закона.

Статья 19. Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации

Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. Уникальные документы Архивного фонда Российской Федерации подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав имущества указанных архивов, музеев, библиотек и организаций Российской академии наук.

ГЛАВА 5. КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРХИВОВ

Статья 20. Источники комплектования государственных и муниципальных архивов

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.

Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основе договора.

Статья 21. Передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.

При этом документы Архивного фонда Российской Федерации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора, заключенного органом или организацией, передающей документы, с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между ними и собственниками, владельцами этих документов.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям запрещается передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации в музеи, библиотеки, организации Российской академии наук и негосударственные организации.

Передача на постоянное хранение в государственные архивы обязательного экземпляра документов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном экземпляре документов.

Статья 22. Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение

Устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их поступления в государственные и муниципальные архивы:

а) для федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации (в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации), государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций — 15 лет;

б) для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций субъектов Российской Федерации — 10 лет;

в) для органов местного самоуправления и муниципальных организаций — 5 лет;

г) для отобранных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации отдельных видов архивных документов:

записей актов гражданского состояния — 100 лет;

документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и документов по приватизации жилищного фонда — 75 лет;

проектной документации по капитальному строительству — 20 лет;

технологической и конструкторской документации — 20 лет;

патентной документации — 20 лет;

научной документации — 15 лет;

кино- и фотодокументов — 5 лет;

видеодокументов, фонодокументов — 3 года.

Статья 23. Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов

Федеральные органы государственной власти разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в деятельности подведомственных им организаций с указанием сроков хранения.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.

Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к государственной или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

При реорганизации органов государственной власти архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых органов государственной власти.

При изменении структуры органов местного самоуправления архивные документы в упорядоченном состоянии передаются вновь формируемым органам местного самоуправления.

При реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций. При этом в случае преобразования государственных и муниципальных организаций с изменением формы собственности имущества этих организаций архивные документы могут быть переданы на временное хранение вновь возникшим организациям-правопреемникам на основании договоров между данными организациями и соответствующими государственными или муниципальными архивами.

При реорганизации государственных и муниципальных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти в области архивного дела.

При ликвидации органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций отобранные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, а также документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

При реорганизации негосударственных организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами.

При ликвидации негосударственных организаций образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, а также документы по личному составу передаются в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации.

При ликвидации организаций-должников в результате банкротства арбитражный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации. Порядок и условия передачи подлежащих обязательному хранению архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности организаций-должников, ликвидированных в результате банкротства, определяются Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА 6. ДОСТУП К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 24. Доступ к архивным документам

Пользователь имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ пользователя к архивным документам обеспечивается предоставлением ему справочно-поисковых средств и информации о них, а также подлинников и/или копий необходимых ему документов.

Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются их собственниками или владельцами.

Статья 25. Ограничение доступа к архивным документам

Доступ пользователя к архивным документам может быть ограничен на основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Ограничивается доступ к архивным документам независимо от формы собственности на них, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам уникальных и особо ценных документов и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничение доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, устанавливается на срок 75 лет со времени их создания. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти — его наследников архивные документы, содержащие сведения о личной и семейной тайне гражданина, могут быть открыты ранее 75 лет со времени их создания.

Статья 26. Использование архивных документов

Пользователь имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук бесплатно обеспечивают пользователю условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан.

Государственные и муниципальные (кроме структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, а также государственные и муниципальные организации могут на основе имеющихся у них справочно-поисковых средств и архивных документов оказывать пользователю платные информационные услуги, заключать с пользователем договоры о коммерческом использовании архивных документов и справочно-поисковых средств к ним.

Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

Использование архивных документов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство и законодательство о средствах массовой информации, осуществляется с учетом требований соответствующего законодательства.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, архивы органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления архивной информацией, копиями архивных документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий, публикуют и экспонируют архивные документы, готовят справочно-информационные издания о составе и содержании хранящихся в них документов.

Архивные документы государственных и муниципальных архивов, музеев, библиотек, организаций Российской академии наук могут предоставляться в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные документы подлежат возврату их владельцам.

ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле

Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

ГЛАВА 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 28. Международное сотрудничество в области архивного дела

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки и иные юридические лица в пределах своей компетенции, а также граждане — собственники и владельцы архивных документов принимают участие в международном сотрудничестве в области архивного дела, участвуют в работе международных организаций, совещаний и конференций по вопросам архивного дела, в международном информационном обмене.

Статья 29. Вывоз и ввоз архивных документов

Вывоз архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, за пределы Российской Федерации запрещается.

Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы Российской Федерации. Заявленные к вывозу указанные архивные документы подлежат экспертизе их ценности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Временный вывоз архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, за пределы Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вывоз перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации архивных документов, не являющихся федеральной собственностью, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешается ввоз в Российскую Федерацию архивных документов, приобретенных и/или полученных на законных основаниях.

Статья 30. Вывоз и ввоз копий архивных документов

Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию копий архивных документов на любых носителях, приобретенных и/или полученных на законных основаниях, осуществляются без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Признание утратившими силу законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года № 5341-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.1311);

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5342-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.1312).

Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела. 1. К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;
Указом Президента РФ от 17.03.1994 N 552 утверждено Положение об Архивном фонде РФ. 2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
в) государственных внебюджетных фондов;
г) академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее — федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;
4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
2. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся;
1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее — организации субъекта Российской Федерации);
3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
3. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся:
1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации);
2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований. Часть 4 вступает в силу с 1 января 2006 года (часть 3 статьи 31 данного документа). 4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Положения части 5 вступают в силу с 1 января 2006 года и до наступления этой даты применяются к правоотношениям, возникающим в связи с изменением границ либо преобразованием муниципальных образований (часть 2 статьи 31 данного документа). 5. Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Глава 2. АРХИВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
——————————————————————

Указом Президента РФ от 17.03.1994 N 552 утверждено Положение об Архивном фонде РФ. Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Доклад Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова «О совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере архивного дела» на заседании Совета по архивному делу (22 сентября 2015 г., г.Ярославль)

22 октября 2004 г. принят Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», который явился результатом общего процесса обновления правового фундамента российского общества на базе закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов.

Прошло более 10 лет с момента принятия столь важного для архивного дела России законодательного акта. Настало время подвести итоги его практического применения, сделать выводы о необходимости изменения отдельных его положений.

В рамках реализации ФЦП «Культура России (2012–2020 годы)» в нынешнем году Росархив заключил контракт с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, предметом которого является анализ практики применения Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

Результатом проведенной работы стал почти 300-страничный отчет. Его основной вывод – Федеральный закон не требует концептуальных изменений и в целом достаточно полно регламентирует отношения, возникающие в связи с организацией, хранением, комплектованием, использованием и учетом архивных документов, а также управлением в сфере архивного дела, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Проведенное одновременно анкетирование различных архивов также показало, что в целом они положительно оценивают его действие. По их замечаниям, лишь малый процент статей нуждается в изменении и дополнении.

Вместе с тем произведенный анализ позволил сделать следующие предложения по совершенствованию нашего главного Закона.

Целесообразно скорректировать положения статьи 2, более четко определив содержание правовой основы регламентации отношений в области архивного дела в стране. Имеется в виду необходимость отразить роль в регулировании архивного дела не только федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также роль органов местного самоуправления, которые уже сегодня принимают муниципальные правовые акты по архивному делу.

Целесообразно нормативно закрепить определение понятия «архивный фонд субъекта Российской Федерации», что позволит исключить различные подходы к его регламентации в законодательстве субъектов Российской Федерации, а, следовательно, к определению объема и содержания полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании архивных фондов субъектов Российской Федерации.

Целесообразно исключить из статьи 4 несогласованность с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части определения видов муниципальных образований, наделенных компетенцией в области архивного дела, а также более четко определить полномочия «двухуровневой системы» органов местного самоуправления, дифференцировав их для различных муниципальных образований.

В связи с имеющимися расхождениями между положениями 125-ФЗ и Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» целесообразно скорректировать положения части 2 статьи 7, установив, что в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться «иные архивные документы, перешедшие в собственность субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Проведенный в рамках НИР анализ показал также, что в законодательстве субъектов Российской Федерации сегодня существует неоправданное многообразие в определении подходов к регулированию вопросов разграничения собственности на архивные документы между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах.

При этом различаются не только формы правового регулирования этой проблемы, но и подходы к ее решению, применяемые в различных субъектах Российской Федерации.

В этой связи в целях унификации представляется обоснованным на федеральном уровне определить состав и порядок отнесения объектов к муниципальной собственности на архивные документы в случае создания или преобразования муниципальных образований, включая порядок согласования принимаемых решений.

Опыт правового регулирования, имеющийся в отдельных субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод о необходимости внесения в Закон следующих норм:

архивные документы, созданные до образования муниципальных образований и находящиеся на хранении в муниципальных архивах, являются собственностью соответствующего муниципального образования;

при объединении муниципальных образований архивные документы, находящиеся в их собственности, становятся собственностью вновь образованного муниципального образования;

при разделении муниципального образования на два и более право собственности на архивные документы муниципального образования определяется вновь образованными муниципальными образованиями по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

при изменении статуса муниципального образования право собственности на его архивные документы остается за данным муниципальным образованием в новом статусе.

Данный подход к разграничению муниципальной собственности на архивные документы в связи с созданием или преобразованием муниципальных образований можно было бы закрепить в статье 8 Закона.

В настоящее время имеется также несогласованность между нормами 125-ФЗ и иными законодательными актами в части сроков хранения документов, видов документов, подлежащих хранению, установления обязанности хранения документов и т.д.

Устранить указанную несогласованность, конечно, нельзя путем внесения изменений только в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о разработке отдельного федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перехожу к более конкретным проблемам, вытекающим из архивной практики.

Анализ современной ситуации, связанной с работой государственных и муниципальных архивов по комплектованию и составлению списков организаций – источников комплектования, показал, что по-прежнему остро стоит вопрос о правовой основе включения в указанные списки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Причина возникновения данной проблемы – наличие в 125-ФЗ правовых коллизий.

С одной стороны, частью 2 статьи 21 федеральным органам и организациям предоставлено право передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации в государственные архивы субъектов Российской Федерации на основании договора, с другой стороны, субъекты Российской Федерации таковыми полномочиями согласно части 2 статьи 4 не обладают.

Несмотря на определенную правовую неурегулированность, в большинстве субъектов Российской Федерации архивные учреждения активно сотрудничают с федеральными органами и организациями на договорной основе, включают их в списки источников комплектования, о чем свидетельствуют поступающие в Росархив отчеты уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

Росархив предпринимает меры, направленные на правовое урегулирование взаимоотношений архивных учреждений субъектов Российской Федерации с федеральными органами и организациями, расположенными на их территории. Подготовлен соответствующий законопроект.

Его целью является передача полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации по решению вопросов хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориальных федеральных органов и организаций, за счет субвенций из федерального бюджета с возможностью делегирования части полномочий органам местного самоуправления.

Однако до сих пор не решен вопрос финансового обеспечения данного законопроекта. Три месяца назад в Аппарате Правительства Российской Федерации прошло согласительное совещание по этому вопросу (позиция Минфина проста: мы в принципе «за», но сейчас неблагоприятное время). Именно из-за нерешенности вопроса финансирования тормозится принятие «Концепции развития архивного дела в Российской Федерации до 2020 года», поскольку мы принципиально считаем неправильным утверждать Концепцию без урегулирования этого вопроса.

«Зеленый свет» законопроекту со стороны Правительства Российской Федерации позволит укрепить правовую основу включения территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, в списки организаций — источников комплектования государственных и муниципальных архивов и урегулировать взаимоотношения с ними по всем аспектам взаимодействия.

Другое перспективное направление развития архивного дела – оптимизация сроков временного хранения отдельных видов документов. Значительным резервом для сокращения физических объемов ведомственного архивного хранения могут стать документы по личному составу – приказы, личные дела, бухгалтерские лицевые счета.

В соответствии с действующими правилами организации хранят их 75 лет, прежде всего для документационного обеспечения пенсионных прав граждан. Объем таких документов весьма значителен и продолжает расти.

Сократить объемы дел по личному составу можно, осуществив полный переход к порядку подтверждения страхового стажа граждан по данным персонифицированного учета, который после реформы пенсионного законодательства ведется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Когда расчет пенсии производится самим Пенсионным фондом по собственным электронным базам данных и документам его ведомственных архивов, отпадает необходимость хранения дублетных бумажных документов о заработках граждан, ныне оседающих в архивах.

Решение этого вопроса назрело, поскольку прием в архивы документов по личному составу от ликвидированных организаций в целом по Российской Федерации превышает в разы объемы дел, принимаемых на постоянное хранение (по предварительным данным в 2014 году принято 1,9 млн. дел постоянного хранения и около 5 млн. дел по личному составу).

Для его решения подготовлен и одобрен Правительством Российской Федерации законопроект, согласно которому документы по личному составу, созданные начиная с 2003 года (после введения системы индивидуального персонифицированного учета), хранятся не 75, а только 20 лет.

Указанный законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В процессе его обсуждения в Парламенте возникли серьезные замечания.

Состоялось несколько согласительных совещаний с участием Минтруда России, Пенсионного фонда России и правоохранительных органов. В результате удалось прийти к компромиссному решению, которое, с одной стороны, увеличивает срок хранения документов по личному составу с 20 до 50 лет, с другой стороны – упрощает правоприменение Закона об архивном деле после вступления изменений в силу.

Сократить объемы документов по личному составу поможет также более четкое определение критериев отбора в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу, имеющих срок хранения 75 лет, поскольку уже в настоящее время можно проводить экспертизу ценности этих документов по 1940 год включительно.

В этом году будет завершена разработка Методических рекомендаций «Экспертиза ценности и отбор в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу», помогающих решить эту проблему.

Одной из составляющих процесса комплектования является определение состава документов, подлежащих приему в архивы.

В этой работе государственные и муниципальные архивы руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе перечнями типовых архивных документов с указанием сроков хранения, а также ведомственными (отраслевыми) перечнями. К сожалению, перечни документов большинства федеральных органов исполнительной власти были разработаны еще в период существования СССР и нуждаются в актуализации.

В этих целях ВНИИДАД подготовлены соответствующие рекомендации, которые были рассмотрены и согласованы ЦЭПК при Росархиве 17 мая 2011 г. и доведены до сведения всех федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что разработка указанных рекомендаций дала свой положительный эффект. Так, за период 2011–2014 гг. ЦЭПК при Росархиве были рассмотрены и согласованы перечни документов, образовавшихся в деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, а также Счетной палаты, Следственного комитета.

Росархивом и ВНИИДАД завершена работа по подготовке второго по значимости типового Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения. Разработка данного Перечня осуществлялась во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. № ИШ-П13-6235, принятого в целях реализации Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным законом в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» внесены изменения в порядок передачи на хранение архивных документов ликвидируемых кредитных организаций, в том числе в результате банкротства.

В соответствии с внесенными изменениями в случае ликвидации кредитных организаций, в том числе в ходе банкротства, ликвидационные комиссии (ликвидаторы) или конкурсные управляющие обязаны передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в соответствии с перечнем, который утверждается Министерством культуры Российской Федерации и Банком России.

Указанный Перечень позволит не только нормативно закрепить состав и сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций. Как показывает опыт применения других отраслевых перечней, внедрение указанного Перечня в практику работы кредитных организаций позволит повысить ответственность их руководителей за обеспечение сохранности архивных документов в течение установленных сроков их хранения.

Будет значительно облегчена работа по определению тех архивных документов, которые подлежат передаче на постоянное или временное хранение в государственные или муниципальные архивы в случае ликвидации кредитных организаций. В настоящее время проект указанного Перечня дорабатывается по замечаниям Банка России (было уже, по-моему, 9 или 10 альтераций Перечня).

Последним принципиальным замечанием, возникшим в ходе согласования проекта Перечня с Банком России, стал установленный Типовым перечнем срок хранения паспортов сделок (ст. 453 – постоянно). Соответственно такой же срок хранения был указан и в проекте Перечня кредитных организаций. Банк России предлагает установить паспортам сделок временный срок хранения. Без внесения изменений в Типовой перечень этот вопрос решить нельзя.

В настоящее время на ЦЭПК при Росархиве поступило официальное предложение Банка России о внесении соответствующих изменений в вышеназванную статью Типового Перечня. Выписка из решения ЦЭК Банка России по данному вопросу направлена на рассмотрение членов ЦЭПК при Росархиве, в ряд архивных служб субъектов Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. После урегулирования данного вопроса мы надеемся завершить работу над Перечнем.

Как известно, Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 18 января 2007 г. № 19, утвердивший Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. Этот нормативный правовой акт сегодня – главный для нас.

Вместе с тем, до сих пор отсутствовали единые правила деятельности архивных и делопроизводственных служб государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Работа над проектом Правил была начата еще в 2010 г. Проект, подготовленный ВНИИДАД в рамках реализации ФЦП «Культура России», прошел широкое обсуждение в федеральных органах исполнительной власти, в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственных и муниципальных архивах.

Окончательный вариант проекта Правил был представлен на утверждение в Министерство культуры Российской Федерации в конце 2014 г. Такой продолжительный срок вызван не только большим количеством поданных замечаний и предложений (их было около 500), но и другими обстоятельствами.

Во-первых, это необходимость отразить практику работы с электронными документами, которая еще не устоялась и носит во многом прогностический характер.

Во-вторых, параллельно с проектом Правил была подготовлена целая серия аналитических и нормативно-методических материалов: «Сравнительный анализ форматов файлов электронных документов постоянного (долговременного) хранения», «Архивоведческие и документоведческие функциональные требования к информационным системам, обеспечивающим электронный документооборот в процессе внутренней деятельности федеральных органов исполнительной власти», «Рекомендации по организации хранения, комплектования, учета электронных документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях» и другие, с которыми можно ознакомиться на сайте Росархива.

Это позволило вписать Правила в общую стратегию разработки непростых вопросов создания, приема, хранения и использования электронных документов.

Подготовленный проект Правил основывается на преемственности ранее действовавших нормативных правовых актов по работе с документами на бумажных носителях.

Главными новациями являются:

установление основных норм, связанных с организацией хранения, комплектования, учета и использования электронных документов;

установление формата архивного хранения текстовых электронных документов – PDF-A, в котором электронные текстовые документы будут передаваться на хранение в архив организации;

определение единицы хранения электронных документов – электронного дела, представляющего собой контейнер или совокупность контейнеров электронных документов. Контейнер электронного документа содержит контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей, визуализированную копию электронного документа в формате архивного хранения;

разработка формы описи электронных документов.

Кроме того, определены обязательные условия хранения электронных документов, порядок их передачи в архив. Установлен порядок выдачи копий электронных документов по запросам пользователей и их заверения.

По объективным причинам при разработке проекта Правил не нашли отражения в полном объеме технологические аспекты организации хранения электронных документов, поскольку в настоящее время Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Росархивом подготовлены, но еще не утверждены Комплексные предложения по организации долговременного архивного хранения электронных документов.

В них даются организационные и технологические решения в отношении хранения архивных электронных документов.

Структура Правил отражает основные функции архива организации: организацию хранения и учета архивных документов, комплектование архива организации архивными документами, организация использования архивных документов, передачу документов на хранение в государственный (муниципальный) архив.

В этом смысле Правила следуют за Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук.

Дополнительно в Правила включен раздел «Передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации».

Рад сообщить, что долгожданная регистрация правил Минюстом России состоялась 7 сентября 2015 г.

Теперь предстоит работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук».

Росархив и ВНИИДАД принимали и принимают непосредственное участие в выполнении поручений Правительства Российской Федерации по созданию необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей организацию работы с документами, в том числе архивными, при осуществлении ведомственного и межведомственного электронного документооборота.

В общем русле совершенствования работы с электронными документами в делопроизводстве федеральных органах исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» подготовлены предложения по внесению изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Эти изменения позволят устранить имевшие место противоречия в ряде позиций Правил делопроизводства, уточнить требования к организации работы с документами, что будет способствовать повышению эффективности деятельности аппарата федеральных органов исполнительной власти, снижению трудозатрат, связанных с обработкой документированной информации за счет более полного перехода к электронному документооборотуи реализовать постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти» и от 25 декабря 2014 г. № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».

На улучшение нормативного регулирования использования архивных документов направлен приказа Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 635, которым утвержден Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, призванный заменить Правила работы читальных залов.

Данный Порядок упорядочил вопросы количества выдаваемых дел, сроки выдачи дел в читальный зал и т. д. Этим документом значительно расширены права пользователей в читальных залах архивных учреждений при соблюдении баланса их интересов и возможностей архивов.

Сокращен срок выдачи дел и документов пользователям с 3-х до 2-х рабочих дней со дня оформления заказа, предусмотрена выдача описей дел в день заказа, а не через 3 рабочих дня, как было ранее.

В день заказа пользователь может получить печатные издания и другие материалы научно-справочной библиотеки и справочно-информационного фонда архива.

Появилась возможность заказа дел и документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В целях упорядочения расценок на оказание платных услуг федеральными архивами, в том числе на копирование архивных документов, в 2014 г. Росархивом разработаны Рекомендации по выполнению работ и оказанию услуг на платной основе федеральными казенными учреждениями, с обозначением предельной цены на каждую из них.

В соответствии с Рекомендациями каждый из архивов рассчитывал стоимость оказываемых услуг с учетом производственной себестоимости и рентабельности выполняемой платной работы и оказываемой услуги, состава производственных операций, специфики деятельности (ценность, время создания, формат и тип носителя архивных документов, техническая оснащенность архива и т.п.), установленных налогов и сборов.

С 1 июля 2014 г. прейскуранты федеральных архивов введены в действие, стоимость услуг, выполняемых федеральными архивами, приведена к среднему значению, чтобы избежать большой разницы цены за аналогичные работы и услуги.

Также в 2008 – 2011 гг. Федеральным архивным агентством, органами исполнительной власти в области архивного дела субъектов Российской Федерации разработаны административные регламенты по предоставлению государственных услуг, связанных с организацией информационного обеспечения физических и юридических лиц.

Частью 1 статьи 19 Закона об архивном деле установлена обязанность ведения государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения.

Необходимость подготовки проекта Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, разработанного взамен Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, продиктована дальнейшим развитием и совершенствованием законодательной базы и внедрением информационных технологий в области архивного дела.

Проект данного Порядка подготовлен. В его положениях определены организация работы по государственному учету документов Архивного фонда Российской Федерации и формы ее проведения. Он имеет существенные отличия от действующего в настоящее время Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, прежде всего в части технологии проведения работ.

В частности, государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, должен будет организовываться не на основе накопления карточных массивов, работа с которыми осуществляется в ручном режиме (как это предусмотрено в устаревшем Регламенте), а путем заполнения и представления в соответствующий вышестоящий уполномоченный орган исполнительной власти в области архивного дела баз данных, созданных на едином программном обеспечении и содержащих описания архивных фондов и документов, выполненные по единой методике.

Важным новшеством является предусмотренное проектом размещение этой информации в сети Интернет на сайтах Росархива и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, что обеспечит расширение доступа к сведениям об объеме, составе, содержании и месте хранения документов Архивного фонда Российской Федерации.

В проект Порядка включен новый раздел «Ведение государственного учета уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», предусматривающий ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, осуществляемое Росархивом в соответствии с частью 1 ст. 19 Закона об архивном деле.

Административный регламент по исполнению Росархивом указанной государственной функции утвержден приказом Минкультуры России от 23 октября 2007 г. № 1296.

Определенные изменения претерпели формы документов государственного учета, что обусловлено необходимостью включения в них сведений об объеме и составе электронных документов, находящихся в организациях, осуществляющих постоянное, временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.

Проект Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации прошел рецензирование практически во всех уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела и публичное обсуждение. Коллегия Росархива рассмотрела и одобрила указанный проект.

В настоящее время ведется работа по более детальной проработке вопросов, связанных с учетом электронных документов в соответствии с замечаниями Министерства юстиции Российской Федерации.

Также до настоящего времени не решен вопрос о сроках хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на хранении в организациях Российской академии наук (в настоящее время – ФАНО). Принятие нового нормативного правового акта по вопросам государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, без сомнения, будет способствовать улучшению этой работы.

В отличие от подробно изложенного в Регламенте Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации порядка представления предложений о включении документов в Государственный реестр на бумажном носителе, вопросы его ведения в электронном формате практически не проработаны.

В этой связи, с учетом совершенствования архивных технологий возникла необходимость подготовки Положения о ведении Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. Его проект устанавливает единый порядок организации работы по ведению Государственного реестра, в том числе в электронном формате.

В Положении впервые вводятся такие понятия, как «программный комплекс «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», «база данных «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», «автоматизированная информационная система «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации в электронном формате», которые дают представление об их назначении и взаимосвязи между собой.

Определена и закреплена за соответствующим отделом Российского государственного архива научно-технической документации новая функция администратора АИС «Государственный реестр».

Введение этой функции существенно изменяет порядок представления предложений о включении документов в Государственный реестр, изложенный в действующем Регламенте.

Предусмотрены как фиксация предложений и замечаний о работе АИС, поступающих от органов и организаций, участвующих в ведении Государственного реестра, и пользователей сети Интернет, так и необходимая консультационная поддержка.

Установлен порядок представления предложений о включении документов в Государственный реестр в электронном формате, оговорены вопросы авторизации для ftp-доступа, предоставляемого с целью совершенствования передачи электронных образов архивных документов, даны рекомендации по оцифровке уникальных документов и ведению Государственного реестра в электронном формате.

Большое значение для пропаганды уникального историко-документального наследия народов Российской Федерации имеет предоставление пользователям удаленного доступа посредством сети Интернет к информации об уникальных документах и, что особенно значимо, – к их электронным образам, которые представлены в полном объеме.

ПК «Государственный реестр» предназначается не только для ведения Государственного реестра уникальных документов на федеральном уровне, но и государственных реестров уникальных документов архивных фондов субъектов Российской Федерации.

После проведения работ по модернизации АИС «Государственный реестр» можно будет рассматривать программный комплекс как типовой и приступить к его внедрению в субъектах Российской Федерации.

По нашему мнению, предложенный проектом Положения порядок включения документов в Государственный реестр не только на основе листов учета и описания уникальных документов, как это было ранее, но также и на основе изучения электронных образов представляемых документов, послужит более качественной экспертизе, а в целом, более качественному формированию Государственного реестра. Просмотр электронных образов представленных на рассмотрение документов предлагается организовать через доступ членов ЦЭПК при Росархиве к закрытой части портала «Архивы России».

В целях повышения безопасности документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России по заказу Росархива разработал «Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации» (утверждены приказом Минкультуры России от 12.01.2009 № 3).

Подготовка отраслевого документа по важнейшей проблеме безопасности архивов и архивных фондов в форме Специальных правил обусловлена тем, что в соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, федеральные органы исполнительной власти вправе для особо сложных и уникальных зданий издавать специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику их эксплуатации и учитывающие пожарную опасность.

В Специальных правилах изложены требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и помещений государственных и муниципальных архивов, включая архивохранилища для документов на различных носителях, лабораторно-производственные здания и помещения, материальные склады. Отдельные разделы посвящены требованиям к электроустановкам и электросетям архивных объектов, средствам обеспечения их пожарной безопасности.

Важной составной частью Специальных правил являются приложения, в числе которых – рекомендуемая форма приказа об установлении противопожарного режима на архивном объекте, основные требования к видам и содержанию инструкций о мерах пожарной безопасности, порядок определения видов и количества первичных средств пожаротушения в архивохранилищах различной площади, служебных помещениях.

Специальные правила согласованы с Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору МЧС России с присвоением регистрационного номера (шифра) ВППБ-01-08 (письмо МЧС России от 21.01.2008

В завершение доклада – несколько слов об упоминавшейся уже анкете, поступившей из федеральных архивов, НМС архивных учреждений федеральных округов, органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации. Обследование показало, что архивисты с заинтересованностью подошли к подготовке предложений по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере архивного дела.

Полученные предложения в основном касаются таких вопросов, как:

осуществление функций государственного контроля, выделения субсидий из федерального бюджета на хранение архивных документов федеральной собственности в государственных архивах субъектов Российской Федерации;

усиление ответственности за нарушение законодательства об архивном деле;

совершенствование нормативной базы по вопросам организации хранения электронных документов;

правовые аспекты размещения оцифрованных архивных документов в сети Интернет;

перспективы создания Правил организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической, аудиовизуальной, электронной архивной документации;

передача документов по личному составу в государственные архивы при ликвидации организаций или фактическом прекращении деятельности без исключения из Единого государственного реестра юридических лиц;

порядок финансирования приема на хранение бесхозных документов и др.

Таким образом, в настоящее время перед Росархивом стоят следующие задачи по совершенствованию нормативно-правового регулирования архивного дела в Российской Федерации:

Продолжить работу по нормативному обеспечению работы с электронными документами.

Урегулировать правовую основу комплектования архивов субъектов Российской Федерации документами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основе субвенций.

Продолжить оптимизацию сроков временного хранения документов по личному составу и других архивных документов.

Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти продолжить работу по актуализации перечней типовых архивных документов.

Выступающие участники Совета по архивному делу более подробно остановятся на указанных и других проблемах в области архивного законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *