Ответственность на нарушение порядка представления отчетности

Закон РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-I
«Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г.

Настоящий Закон определяет правовую ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.

Статья 1. Утратила силу с 1 июля 2002 г.

Информация об изменениях:

Статья 2. Утратила силу с 1 июля 2002 г.

Статья 3. Установить, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

ГАРАНТ:

Об ответственности за нарушение порядка представления статистической информации см. статью 13.19 КоАП РФ

См. Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 («Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»).

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 «О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности» приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).
  • Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

    Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

    Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

    • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
    • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
    • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.
    • Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

      Ответственность за непредставление или нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности

      Ответственность за организацию бухгалтерского учета, со­блюдение законодательства несет руководитель организации.

      За нарушение установленных требований руководитель может быть привлечен к административной (штрафы) или уго­ловной (лишение права занимать определенные должности, ис­правительные работы, конфискация имущества, ограничение или лишение свободы) ответственности.

      Главный бухгалтер обязан обеспечить соответствие хозяй­ственных операций действующему законодательству, контро­лировать движение имущества и выполнение обязательств. За­коном “О бухгалтерском учете” на главного бухгалтера возло­жена ответственность за формирование учетной политики, ве­дение бухгалтерского учета, своевременное представление пол­ной и достоверной отчетности. За нарушение установленных правил на бухгалтера будет наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 Кодекса РФ об администра­тивных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

      За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского уче­та и представления бухгалтерской отчетности, а равно — по­рядка и сроков хранения учетных документов на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб. (в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ). Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представ­ления бухгалтерской отчетности понимается:

      • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

      • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

      Статья 23 НК РФ предусматривает обязательное представ­ление бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту регистрации юридического лица. За непредставление в установ­ленный срок в налоговые органы документов и (или) иных све­дений налогоплательщик (налоговый агент) несет ответствен­ность в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, на­логовый орган вправе приостановить операции организации по банковским счетам также и при несвоевременной сдаче налого­вых деклараций.

      Организации представляют бухгалтерскую отчетность в орга­ны государственной статистики по месту регистрации. В соответ­ствии со ст. 13.19 КоАП РФ нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для государственных статистических наблюдений, влечет за собой наложение админи­стративного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб.

      Статьей 185.1 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) пре­дусмотрено, что лица, злостно уклоняющиеся от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, либо предоставляющие заведомо непол­ную или ложную информацию, наказываются штрафом в раз­мере до 300 тыс. руб. или иными мерами наказания, если эти де­яния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

      В соответствии со ст. 176 УК РФ получение индивидуаль­ным предпринимателем или руководителем организации кре­дита либо льготных условий кредитования путем представле­ния банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индиви­дуального предпринимателя или организации наказывается штрафом до 200 тыс. руб. или другим образом.

      Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

      Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

      В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект).

      Чем сейчас грозит учреждению искажение отчетности?

      В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

      Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

      Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

      Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется в том числе представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

      Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

      Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией № 191н.

      Согласно общепринятому толкованию под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

      Примерами данного нарушения могут служить, в частности, следующие случаи:

      неотражение в отчетности имеющихся у учреждения задолженностей;

      наличие неоприходованных излишков материальных ценностей;

      неотражение на балансе используемого для нужд учреждения имущества;

      составление и представление отчетности не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.

      В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых поименованным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

      В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

      Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

      На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

      Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

      данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

      объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

      Согласно п. 1 Инструкции № 191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.

      С учетом вышеизложенного к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленных в п. 1 Инструкции № 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по названной статье только в случае, если на данные учреждения возложены полномочия получателей бюджетных средств – например, по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

      В случае искажения бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией № 33н, применяются нормы ст. 15.11 КоАП РФ. Законопроектом предусматривается внесение дополнения в обозначенную статью, исключающего распространение ее положений на организации государственного сектора. При этом под организациями государственного сектора будут пониматься государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также государственные корпорации в части исполнения ими полномочий (функций) главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета.

      Что планируется изменить?

      Как мы отметили выше, законопроект предполагает распространение положений ст. 15.15.6 КоАП РФ в том числе на бюджетные и автономные учреждения. Кроме того, законопроектом предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении. В указанной статье будут конкретизированы случаи грубого искажения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Так, согласно ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции законопроекта) в случае непредставления или представления с нарушением сроков бухгалтерской (финансовой) отчетности на главного бухгалтера учреждения будет наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. Частью 2 поименованной статьи (в редакции законопроекта) предусматривается, что в случае представления учреждением недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, за исключением случаев, оговоренных в ч. 4, 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, на главного бухгалтера учреждения налагается административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

      При этом под незначительным искажением показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности будет пониматься (примечание 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

      1) искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:

      не менее 1%, но не более чем на 10%, не превышающее 100 000 руб.;

      не более 1% и превышающее 100 000 руб., не превышающее 1 000 000 руб.;

      2) занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов не менее 1%, но не более чем на 10%, не превышающее 100 000 руб.

      Необходимо отметить, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Напомним, что повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, признается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

      Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4, 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ, приведет к наложению на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

      Отметим, что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (примечание 2 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

      не менее 1%, но не более чем на 10%, превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;

      не более 1% и превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;

      2) занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов на сумму более 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.

      Часть 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ будет устанавливать ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение данного правонарушения повлечет за собой наложение на главного бухгалтера учреждения административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. При этом в случае совершения повторного правонарушения штраф составит уже 50 000 руб. (ч. 8 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

      Под грубым искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (примечание 3 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

      не менее чем на 10%;

      не менее 1%, но не более чем на 10%, превышающее 1 000 000 руб.;

      2) занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов на сумму более 1 000 000 руб.;

      3) включение в бюджетную, бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета;

      4) включение в показатели бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;

      5) включение в показатели бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражение истинных фактов хозяйственной жизни.

      Административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 – 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, будет установлена в ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Указанное деяние повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. При этом повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 15.15.6
      КоАП РФ).

      Исходя из примечания 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в таких случаях:

      представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора), не уплаченной вследствие искажения данных бюджетного (бухгалтерского) учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Следует отметить, что проектируемое примечание предусмотрено с целью гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ;

      исправление ошибки в установленном порядке (включая представление по решению финансового органа публично-правового образования, главного распорядителя бюджетных средств, органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, иного лица, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, уточненной бюджетной отчетности, пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности)
      до утверждения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке.

      Какое наказание предусматривается за нарушение порядка учета принимаемых и отложенных обязательств?

      В статье 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.

      Следует отметить, что инструкциями № 157н и 162н установлен порядок бюджетного учета казенными учреждениями бюджетных и денежных обязательств, а также принимаемых и отложенных обязательств.

      В связи с вышесказанным в законопроекте предлагается внести изменения в ст. 15.15.7 КоАП РФ, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В силу вводимой статьи нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

      При этом в ст. 15.15.7 КоАП РФ предлагается предусмотреть конкретные составы нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и ответственность за них, в том числе ответственность за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств.

      Например, согласно ч. 1 ст. 15.15.7 КоАП РФ (в редакции законопроекта) нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

      Аналогичный штраф будет наложен на должностных лиц казенного учреждения вследствие нарушения ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта). Такой же штраф будет предусмотрен для должностных лиц получателя бюджетных средств в случае нарушения ими установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на десять рабочих дней (ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта).

      Кто может привлекать к ответственности?

      Законопроектом предлагается расширить перечень должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях.

      В связи с вышесказанным предполагается внести в ст. 23.7 и 23.7.1 КоАП РФ изменения в части наделения полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей, а также руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместителей.

      В заключение кратко сформулируем основные выводы.

      внесение дополнения в ст. 15.11 КоАП РФ, исключающего действие ее положений на организации государственного сектора. Одновременно с этим в новой редакции будет представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ;

      классификация нарушений порядка представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении;

      внесение изменений в ст. 15.15.6 КоАП РФ в части конкретизации случаев признания бюджетной (бухгалтерской) отчетности недостоверной;

      корректировка ст. 15.15.7 КоАП РФ – внесение положений об административной ответственности за нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ;

      расширение перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях.

      Статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

      Новая редакция Ст. 15.11 КоАП РФ

      1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

      2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

      Примечания:

      1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

      занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

      искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

      регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

      ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

      составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

      отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

      1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

      2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

      представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

      исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

      Комментарий к Статье 15.11 КоАП РФ

      Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

      — формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

      — обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

      — предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

      По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

      Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

      а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;

      б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

      Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК).

      Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП (от двух тысяч до трех тысяч рублей).

      В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП на ч. 1 ст. 15.6 КоАП, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.

      Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.

      При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.

      Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

      В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

      Другой комментарий к Ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

      1. Объектом указанного нарушения являются правила единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

      2. Объективная сторона характеризуется деянием (действием или бездействием) и выражается: в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов.

      3. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

      4. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

      Под искажением в значении данной статьи следует понимать неприменение правил бухгалтерского учета, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности заведомо неправильных, недостоверных данных.

      5. Под учетными документами понимаются бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета, регистры налогового учета, план счетов бухгалтерского учета, первичные учетные документы, другие документы учетной политики.

      6. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

      Бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; учета о прибылях и убытках; приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

      7. Регистры бухгалтерского учета представляют собой документы, в которых содержатся систематизация и накопление информации на основе принятых к учету первичных документов для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дискетах и иных машинных носителях.

      Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

      8. План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

      9. Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

      10. Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных счетах бухгалтерского учета, группирующего детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

      11. Под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый период), сгруппированных в соответствии с требованиями гл.23 НК, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

      12. В качестве первичного учетного документа признается оправдательный документ, составленный по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, но они содержат их обязательные реквизиты. К обязательным реквизитам относятся: наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за нарушение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

      13. Под своевременным и правильным отражением на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика понимается составление первичного учетного документа в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее окончания; передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.

      14. Достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обеспечивается проведением инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

      Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

      Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

      Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

      Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

      15. К грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета приравниваются нарушения порядка и сроков хранения учетных документов.

      Порядок хранения предусматривает соблюдение требований, установленных с целью сохранности учетных документов. Так, при хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

      Срок хранения — временной отрезок, в течение которого организация обязана хранить учетные документы. Указанный срок составляет не менее пяти лет (см. приказ Минфина России от 29 июля 1998 г.).

      16. Субъектом нарушения может выступать исключительно должностное лицо организации: ее руководитель, на которого возложена ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (ст.6 Федерального закона о бухгалтерском учете).

      17. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла. Так, например, совершение правонарушения в форме умысла означает: лицо знает и осознает, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности, желает этого либо безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета.

      Нарушения порядка представления отчетности: суд стал строже!

      Кто не работает – тот не ошибается. Поэтому бухгалтеру всегда надо быть готовым к тому, что по итогам проверки его могут привлечь к ответственности по статье 15.15.6. «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности» КоАП РФ.

      Сдать, и точка!

      Привлечение к административной ответственности главного бухгалтера государственного или муниципального учреждения по статье 15.15.6 «Нарушения порядка представления бюджетной отчетности» КоАП нередкость. Напомним, что данной статьей за непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

      Как правило, судьи проявляют снисходительность к бухгалтерам и налагают штрафы в минимальном размере 10 000 руб. Еще два года назад, в 2017 году, судьи такое нарушение могли счесть малозначительным и ограничиться устным замечанием (см., например, постановление от 30.01.2017 по делу № 5-31/2017 Судебный участок № 47 г. Находка), или предупреждением (см., например, постановление от 09.03.2017 по делу № 5-603/2017 Судебный участок № 30 Вологодского района). Но уже в прошлом году решения судей стали гораздо строже. Поэтому единственной возможностью для бухгалтеров избежать административного наказания стало четкое соблюдение сроков сдачи отчетности, не смотря ни на какие житейские обстоятельства.
      Рассмотрим далее наиболее интересные судебные решения по статье 15.15.6 КоАП РФ за 2020 год.

      Болеть нельзя!

      Очень жизненная ситуация была рассмотрена городским судом г. Николаевска-на- Амуре Хабаровского края в деле № 12-136/2020. Согласно материалам этого дела, главный бухгалтер администрации сельского поселения обратилась с жалобой на постановление мирового судьи о привлечении ее к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 10 000 руб.

      Мировой судья привлек к административной ответственности главного бухгалтера администрации сельского поселения за то, что она в период 1 апреля 2020 г. по 21 мая 2020 г. не предоставила в установленные сроки в финансовое управление администрации муниципального района Хабаровского края ежемесячный бюджетный отчет за март и апрель 2020 года. Срок сдачи ежемесячного отчета был установлен с 1 по 4 число месяца, следующего за отчетным, а фактически главный бухгалтер сдала эти отчеты только 21 и 22 мая. Кроме того, как установил мировой судья, главный бухгалтер представила ежемесячный отчет не в полном объеме, сдав только 5 форм из 8 сдавала, а квартальный отчет вообще не сдала в установленный срок.

      Главный бухгалтер не согласилась с постановлением Мирового судьи и обжаловала его. В жалобе она указала, что вынесенное постановление незаконным, а производство по делу подлежащим прекращению в следствие отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения как нарушение порядка предоставлению бюджетной отчетности. Несвоевременное и не в полном объеме представление бюджетной отчетности главный бухгалтера объяснила тем, что в период подготовки отчетов (с 26.03.2020 г. по 04.04.2020 г. и с 03.05.2020 г. по 10.05.2020 г.) она находилась на больничном и свои должностные обязанности выполнять не могла. При этом, по мнению главного бухгалтера, глава администрации сельского поселения не принял мер по замещению отсутствовавшего сотрудника на период его временной нетрудоспособности (больничного). Приказы и распоряжения подобного рода в администрации сельского поселения не издавались, и, как следствие, на период отсутствия по уважительной причине на рабочем месте главного бухгалтера, ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета и предоставление финансовой отчетности несет руководитель организации, то есть глава администрации сельского поселения. Кроме того, в судебном заседании главный бухгалтер заявила, что она была занята начислением заработной платы и другой работой, из-за чего она не смогла своевременно сдать отчетность. Судья городского суда, выслушав доводы главного бухгалтера и изучив материалы дела, в своих выводах, в частности, указал следующее:

      • главный бухгалтер не обращалась в финансовое управление с просьбой перенести сроки сдачи отчетности в виду болезни;
      • временная нетрудоспособность в сроки сдачи бюджетной отчетности, не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях вменяемого состава правонарушения, поскольку главный бухгалтер не предприняла никаких мер для направления бухгалтерской бюджетной отчетности в вышестоящий финансовый орган в полном объеме;
      • утверждение главного бухгалтера о том, что она занималась выполнением иных обязанностей, не свидетельствует об отсутствии в ее действии (бездействии) состава правонарушения, поскольку не освобождало данное должностное лицо от исполнения прямых функциональных обязанностей по предоставлению бюджетной отчетности в вышестоящий финансовый орган в кратчайшие сроки, даже с нарушением срока.
      • Далее судья в своем решении № 12-136/2020 от 26 июля 2020 г. указал, что назначенное мировым судьей административное наказание главному бухгалтеру сельского поселения является минимальным, и с учетом обстоятельств дела ее жалоба оставлена без удовлетворения.

        Не тот счет

        Некоторые бухгалтеры ведут учет активов и имущества на тех счетах, использовать которые, по их мнению, наиболее целесообразно. Иногда это оправдано, если такой учет не противоречит требованиям нормативных документов, а иногда приводит к нарушениям. Пример тому решение областного суда Ульяновской области по делу № 7-415/2020.
        Согласно материалам этого дела, начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности после проверки, проведенной Федеральным казначейством, было назначено административное наказание по статье 15.15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. Начальник отдела с этим не согласился и подал жалобу в областной суд.
        Суд установил, что бухгалтерский и аналитический учет форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного в личное пользование сотрудникам для выполнения ими служебных обязанностей, велся по счету 10535 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения», тогда как необходимо было учитывать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». В результате неверного применения счета по состоянию на 1 января 2017 года бюджетная отчетность была сформирована недостоверно, а искажение учетных данных составило 628,5 тыс. руб.
        Неверное применение счета для учета имущества было вменено в вину начальнику отдела по итогам проверки.
        Далее суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, в своем решении № 7-415/2020 от 2 августа 2020 г. пришел к выводу, что основания для удовлетворения жалобы начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности нет.

        Заключение

        Чтобы избежать административного наказания бухгалтеру необходимо четко исполнения требования нормативных документов. Однако, жизнь часто вносит свои коррективы, когда исполнить такие требования бывает крайне сложно в виду разных обстоятельств. Если же вы не согласны с итогами проверки, но надо помнить, что различные пояснения своих действий лучше давать на этапе составления протокола об административном правонарушении.

        Кроме того, состав статьи 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступления каких-либо последствий, а устанавливает только сам факт представления недостоверной отчетности. Поэтому, например, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом финансового контроля не является основанием для того, чтобы дело об административном правонарушении было прекращено в связи с его малозначительностью. Если же вы сомневаетесь в правильности своих решений при ведении бухгалтерского учета некоторых объектов учета, не знаете, как минимизировать риски в случае проверок, то обратитесь к нам — мы проконсультируем и найдем оптимальное решение!

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *