Федеральный закон статья 376

Статья 376 НК РФ. Порядок определения налоговой базы

Новая редакция Ст. 376 НК РФ

1. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее в настоящей главе — имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения).

2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

5. Утратил силу с 1 января 2014 г.

6. Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Комментарий к Статье 376 НК РФ

В комментируемой статье устанавливается общий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

— организации (по месту постановки на учет в налоговых органах);

В связи с этим для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество в соответствии со ст. 376 НК РФ включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество числится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться лишь в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Для объектов недвижимого имущества, которые расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

Налоговая база по этим объектам должна определяться отдельно и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости такого объекта недвижимого имущества.

По общему правилу, прописанному в Налоговом кодексе РФ, чтобы определить среднегодовую стоимость имущества за налоговый период (либо среднюю за отчетный), надо сложить остаточную стоимость на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, затем эту сумму разделить на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

А если организация или филиал открылись или закрылись в середине года? Или в течение года организация приобрела либо продала объект недвижимости? То есть возникла ситуация, когда имущество числится на балансе не весь год. Как рассчитать его среднегодовую стоимость и налог? Главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. Поэтому при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в п. 4 ст. 376 НК РФ, с учетом положений ст. 379 НК РФ.

Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году и соответствующем отчетном периоде — квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года (Письмо Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-01-02/26, Письмо ФНС России от 17 февраля 2005 г. N ГИ-6-21/[email protected]).

Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ определяется отдельно.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества таких организаций признается их инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 НК РФ) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 НК РФ), поэтому таким организациям вести учет имущества по правилам бухгалтерского учета, установленным в РФ, не нужно.

Поскольку налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 376 НК РФ), а инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, то иностранным организациям, не осуществляющим деятельности в РФ через постоянные представительства, но имеющим на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, целесообразно уточнять его инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.

Другой комментарий к Ст. 376 Налогового кодекса Российской Федерации

Из разъяснений Минфина России (письма от 06.07.2005 N 03-03-02/16 и от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131) следует, что остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Согласно данным разъяснениям средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в пункте 4 статьи 376 НК.

Глава 30 НК не содержит особого порядка исчисления среднегодовой (средней) стоимости имущества для вновь созданных организаций или организаций, которые приобрели объекты основных средств в течение налогового (отчетного) периода.

Минфин России письмом от 16.09.2004 N 03-06-01-04/32 разъяснил, что при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества организаций, созданных в течение налогового (отчетного) периода, применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК, с учетом положений статьи 379 НК.

Статья 376 ГПК РФ. Право на обращение в суд кассационной инстанции

Новая редакция Ст. 376 ГПК РФ

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

2.1. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению лица, обратившегося с такими жалобой, представлением.

2.2. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

2.3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части второй.2 настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

3. Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 376 ГПК РФ

1. Следуя рекомендациям ЕСПЧ, российский законодатель кассационному производству отвел иную роль, нежели на него возлагалось до принятия ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ.

Несмотря на прежнюю редакцию названия главы, устанавливающей порядок рассмотрения гражданских дел в суде кассационной инстанции, предназначение последней существенно изменилось. Если предшествующая ей стадия апелляционного производства ставит своей целью проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений и определений, то сущностью производства в суде кассационной инстанции является пересмотр уже вступивших в законную силу судебных постановлений. Таким образом, согласно ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ с 1 января 2012 г. произошла фактическая отмена кассационного порядка обжалования судебных постановлений в прежнем его понимании.

В ч. 1 ст. 376 ГПК РФ законодатель употребляет термин «судебные постановления». Этот термин является родовым понятием, объединяющим все акты, выносимые судами при производстве по гражданским делам, аналогично как он это делает в арбитражном процессе, употребляя термин «судебные акты». В соответствии со ст. 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Следовательно, все они могут быть объектом обжалования, включая их разновидности, например заочное решение, частное определение, дополнительное решение и т.п. Единственным исключением для обжалования являются постановления ВС РФ, что стало новым для процессуального законодательства.

2. Часть 2 ст. 376 ГПК РФ статьи предъявляет особые условия для обжалования судебных постановлений:

а) установление срока для обращения с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке, который равен шести месяцам со дня их вступления в законную силу. Шестимесячный срок начинает отсчет на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу. Поэтому принципиальным является вопрос о моменте вступления последних в законную силу. При определении даты отсчета срока для обращения в суд кассационной инстанции следует руководствоваться правилами, закрепляющими порядок вступления судебных постановлений в законную силу, например ст. 209, 237, 335 ГПК.

Окончание срока на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке приходится на соответствующее число месяца, т.е. то, с которого начал свой отсчет обозначенный срок соответствующего числа соответствующего месяца. По общему правилу если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке является следующий за ним рабочий день.

Срок на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке относится к процессуальным срокам и на него распространяются правила гл. 9 ГПК;

б) заинтересованными лицами должны быть реализованы всевозможные иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, но в рамках процессуального законодательства, т.е., например, посредством обращения в суд апелляционной инстанции. Невыполнение этого условия на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ влечет для лица, его подавшего, неблагоприятное последствие в виде возвращения кассационной жалобы (представления) без рассмотрения ее по существу.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение;

в) распространяется на субъектов, которые полномочны обратиться в суд кассационной инстанции с обращением о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Право на обжалование обозначенных судебных постановлений принадлежит только тем лицам, права и законные интересы которых нарушены обжалуемым судебным постановлением. Важно отметить, что такое право распространяется не только на тех лиц, которые непосредственно обращались и использовали всевозможные способы обжалования судебного постановления, но и на тех, кто не обращался в судебные органы до вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу. В этом случае главным признаком выступает юридическая заинтересованность.

3. Правом обращения в судебные органы кассационной инстанции наделены наравне с лицами, участвующими в деле, и другими юридически заинтересованными лицами должностные лица органов прокуратуры. Такое обращение последние должны адресовать в соответствующие суды кассационной инстанции в виде подачи представления. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители в любой суд кассационной инстанции, а также прокуроры республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота).

Норма ст. 376 ГПК РФ делает оговорку в части возможностей должностных лиц органов прокуратуры принесения представления в судебные органы кассационных инстанций. Таким правом обладают только такие лица органов прокуратуры, которые участвовали в рассмотрении гражданского дела. Однако, учитывая цели и задачи прокуратуры, а также руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2, прокурор должен признаваться лицом, участвующим в деле, имеющим юридическую заинтересованность в оспаривании вступившего в законную силу судебного постановления независимо от факта его явки непосредственно в зал судебных заседаний (см. комментарий к ст. 45).

Другой комментарий к Ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений в суде надзорной инстанции является стадией гражданского процесса. В данной стадии могут быть пересмотрены решения и определения всех судов Российской Федерации, за исключением Президиума Верховного Суда РФ.

Институт пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора основан на положениях Конституции РФ, а именно ст. 46, которая во взаимосвязи с ч. 4 ст. 15 и ч. ч. 1 и 3 ст. 17 предполагает общепринятую в правовом государстве возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, а также ст. 126, согласно которой Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению.

Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу.

Поскольку проверка вступивших в законную силу судебных актов означает по существу возможность преодоления окончательности этих судебных актов, законодатель устанавливает различные институциональные и процедурные условия их пересмотра в порядке надзора, которые должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключать возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения и вместе с тем — правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Данное положение являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Часть 1 комментируемой статьи, предусматривающая возможность обжалования в суд надзорной инстанции вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку предусмотренное ею право обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений в суд надзорной инстанции, предоставленное лицам, участвующим в деле, и другим лицам, права и законные интересы которых нарушены этими судебными постановлениями, в системе действующего правового регулирования гражданского судопроизводства выступает в качестве дополнительной гарантии обеспечения правосудности судебных постановлений, если исчерпаны все имеющиеся возможности их проверки в обычных (ординарных) судебных процедурах (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан»).

2. Право на обращение в суд надзорной инстанции принадлежит:

— лицам, участвующим в деле;

— лицам, если их права и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, не принимавшими участия в деле, но чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вступившим в законную силу.

Однако надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК как поданные с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ч. 4 ст. 377 ГПК.

Статья 34 ГПК относит прокурора к лицам, участвующим в деле, а ст. 35 ГПК предоставляет данным лицам право обжаловать судебные постановления. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» правом обращения в суд для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений надзорной инстанции обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

3. Частью 2 комментируемой статьи установлен срок обжалования судебных постановлений в суде надзорной инстанции — в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

При исчислении данного срока не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции.

Комментируемая норма являлась предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Из Конституции РФ вытекает необходимость законодательного закрепления оснований, условий, порядка и сроков пересмотра вступивших в законную силу судебных актов: иное приводило бы, так же как чрезмерные или неопределенные сроки, нечеткие и неясные основания пересмотра, к нестабильности правовых отношений, произвольному изменению установленного судебными актами правового статуса их участников, создавало бы неопределенность как в спорных материальных правоотношениях, так и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях.

Устанавливая продолжительность совершения процессуальных действий и внося тем самым определенность в процессуальные правоотношения, федеральный законодатель одновременно должен обеспечить и реализацию прав участвующих в деле лиц на основе баланса между правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления посредством надзорного производства существенных нарушений, повлиявших на исход дела, с одной стороны, и принципом правовой определенности — с другой .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аветяна Вельмира Арамаисовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1054-О-П «По жалобам граждан Борисовой Татьяны Рафаиловны, Василенко Сергея Дмитриевича и других на нарушение их конституционных прав положениями части второй статьи 376, части второй статьи 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 1, 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 13. Ст. 1574; Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан»; Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 471-О-П «По жалобам граждан Гендриковой Натальи Владимировны, Горбатка Константина Леонидовича и других на нарушение их конституционных прав положениями статей 112, 376 и 3791 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 1, 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

Кроме того, следует учитывать, что комментируемая статья по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возвращения судом надзорной инстанции без рассмотрения по существу надзорной жалобы лица, не принимавшего участия в деле, чьи права нарушены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи, по мотиву несоблюдения апелляционного порядка обжалования этого постановления (см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N 848-О-П «По жалобе гражданки Румянцевой Юлии Германовны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 209, частью второй статьи 376, статьей 377 и пунктом 5 части первой статьи 3791 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ).
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 1.

Имущественные поправки в Налоговый кодекс

Летние изменения в Налоговый кодекс коснулись и таких налогов, как налог на имущество и земельный налог. Поправки внесены федеральными законами от 03.08.2020 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Налог на имущество

Объект налогообложения

Основная и, пожалуй, самая долгожданная поправка в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ — это исключение из объекта налогообложения движимого имущества. Напомним, что долгое время такое имущество (приобретенное, правда, не раньше 2013 г.) льготировалось на федеральном уровне. В 2020 г. оно освобождается от налогообложения только при наличии соответствующего решения субъекта РФ. Регионы могли полностью освободить такое имущество от налогообложения или же установить в отношении него пониженную ставку в размере не более 1,1%. В субъектах же, где такой закон не был принят, движимое имущество облагается по ставке 1,1% (см., например, письмо ФНС России от 20.12.2017 № БС-19-21/327).

И вот, наконец, с 2020 г. движимое имущество полностью выводится из-под налогообложения. Поправки внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2020 № 302-ФЗ (далее — № 302-ФЗ).

В связи с исключением движимого имущества из объекта налогообложения утрачивают силу нормы, регулирующие порядок его обложения:

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Налоговая база и отчетность

Законом № 302-ФЗ скорректирован порядок определения налоговой базы. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 376 НК РФ с 1 января 2020 г. она будет рассчитываться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Сейчас данная норма Кодекса предписывает определять налоговую базу отдельно:

в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

Кроме того, со следующего года скорректирован порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам будут представляться в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Такие изменения внесены Законом № 302-ФЗ в п. 1 ст. 386 НК РФ.

Налоговая база при изменении кадастровой стоимости

Федеральным законом от 03.08.2020 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ) в новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, устанавливающий порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Данная норма получила существенные дополнения. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если изменение кадастровой стоимости объекта обусловлено изменением качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2020 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим так же с 1 января 2020 г. (п. 6 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

В связи с появлением вышеописанных правил внесены поправки в ст. 382 НК РФ. Законом № 334-ФЗ данная норма дополнена новым п. 5.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. То есть этот коэффициент будет рассчитываться как отношение количества полных месяцев, в течение которых использовалась измененная кадастровая стоимость объекта, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Льготы

Федеральный закон от 03.08.2020 № 297-ФЗ (далее — Закон № 297-ФЗ) внес изменения в положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками свободной экономической зоны. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие откорректировано — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Кроме того, указанная норма дополнена следующим положением. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Налог рассчитывается без применения данной льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Земельный налог

Изменения в главу 31 «Земельный налог» НК РФ касаются расчета налоговой базы и применения льгот и аналогичны поправкам, внесенным в главу 30 «Налог на имущество организаций».

Нововведения в части расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка предусмотрены Законом № 334-ФЗ. Они вступят в силу со следующего года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2020 г.

Новации содержатся в новом п. 1.1 ст. 391 НК РФ. При этом абз. 4—7 п. 1 ст. 391 НК РФ, в которых были прописаны правила определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, со следующего года утратят силу.

Кроме того, внесены изменения в п. 6 ст. 396 НК РФ. Согласно им организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, привязка кадастровой стоимости земли к началу года исключена из указанной нормы Кодекса.

Законом № 297-ФЗ откорректированы положения подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в котором предусмотрены льготы для земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны. Поправки точно такие же, как и для налога на имущество. То есть для использования льготы земельный участок должен использоваться в целях договора об условиях деятельности, а если указанный договор расторгается по решению суда, то налог рассчитывается и уплачивается в бюджет без учета льготы.

Федеральный закон от 01.12.2011 N 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В СТАТЬЮ 24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

17 ноября 2011 года

25 ноября 2011 года

Внести в подпункт «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2002, N 7, ст. 631; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 17, ст. 1587; N 25, ст. 2884; N 49, ст. 4848; 2005, N 14, ст. 1212; 2006, N 11, ст. 1148; N 29, ст. 3122; 2007, N 44, ст. 5280; 2009, N 51, ст. 6149; 2011, N 27, ст. 3878) изменение, изложив его в следующей редакции:

«б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, научных организациях по основным образовательным программам послевузовского профессионального образования, отнесенным к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;».

Установить, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее основания.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Статья 376. Регистрация ипотеки судна или строящегося судна

СТ 376 КТМ РФ

1. Ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно.

2. Ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.

3. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.

Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство.

4. Реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется в морских портах.

Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Комментарий к Ст. 376 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Регистрация ипотеки морских судов или строящихся судов обусловлена тем, что правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечения особой устойчивости прав на такое имущество и установлении специального порядка распоряжения им.

На ипотеку морских судов или строящихся судов не распространяется требование о государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ипотека морских судов или строящихся судов регистрируется капитанами морского торгового порта или морского рыбного порта в Государственном судовом реестре или органами технического надзора в судовой книге (см. комментарий к ст. 33).

§ 2. Принцип регистрации ипотеки в том же реестре, где зарегистрировано само судно, является весьма важным, так как направлен на защиту интересов кредиторов, поскольку облегчает сбор необходимой информации о предмете ипотеки.

§ 3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации на условиях бербоут — чартера, не подлежит регистрации в Российской Федерации. Указанное правило основывается на ст. 16 Конвенции 1993 г., которая специально регулирует ряд вопросов, относящихся к временной смене флага. Согласно этой статье Конвенции ипотека морского судна определяется по праву государства регистрации судна.

§ 4. В реестре строящихся судов подлежат регистрации права на любые строящиеся суда независимо от их размеров и назначения. Реестр строящихся судов содержит информацию о технических характеристиках строящегося судна, о существующих и прекращенных правах на строящееся судно и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью реестра являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на строящееся судно и книги учета документов.

Реестр строящихся судов, ведущийся капитаном расположенного вблизи судостроительной организации порта, является частью единого реестра строящихся судов. Реестр строящихся судов содержит записи о праве собственности и другие вещные права на строящееся судно, имя (наименование) правообладателя, вид права, размер доли в праве на строящееся судно, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дату внесения записи, имя должностного лица, осуществившего регистрацию, и его подпись.

В реестр строящихся судов вносятся также данные в отношении установленной ипотеки.

В России не регистрируется ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, поскольку в Российской Федерации впоследствии не будет зарегистрировано само такое судно.

СТ 376 НК РФ.

Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Комментарий к Ст. 376 Налогового кодекса

Необходимо знать, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно:

— в отношении имущества по местонахождению организации;

— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации (имеющего отдельный баланс);

— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, а также обособленного подразделения организации (имеющего отдельный баланс) или постоянного представительства иностранной организации;

— в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;

— в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

— в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Необходимо также отметить, что положения пункта 6 статьи 376 применяются до 1 января 2025 года (статья 2 Федерального закона от 27.11.2010 «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» из пункта 2 комментируемой статьи исключено положение, согласно которому налоговая база в отношении имущества, учитываемого по кадастровой стоимости и расположенного на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ, принималась при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле инвентаризационной стоимости.

Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 25.09.2014 по делу N А64-7306/2013 согласился с позицией налогового органа о том, что налогоплательщик неверно исчислил остаточную стоимость основных средств, что привело к занижению средней стоимости имущества и, как следствие, к занижению налоговой базы по налогу на имущество.

Суд пояснил, что переоценка объектов основных средств производится один раз в год, и независимо от того, в каком месяце отчетного года она производится, она должна быть осуществлена по состоянию на первое число текущего года и ее результаты отражаются в бухгалтерском балансе на начало данного отчетного года. Суд установил, что при исчислении налога на имущество налогоплательщик произвел переоценку имущества на основании отчета, который не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, а именно: отчет допускает неоднозначные толкования, в отчете отсутствует точное описание объекта оценки; отчет не содержит результатов оценки по затратному, сравнительному, доходному подходам; в отчете не приведены ссылки на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки; количественные характеристики элементов, входящих в состав объекта оценки, имеют специфику, влияющую на результаты оценки; не приведены качественные характеристики объекта оценки, сведения об имущественных правах, связанных с объектом оценки; отсутствует информация о физических свойствах объекта оценки, об износе и устареваниях объекта оценки, не указаны другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость; не обоснован выбор метода оценки в рамках затратного, сравнительного подходов; не соблюден принцип достаточности и достоверности и другие нарушения.

Суд пришел к выводу, что налоговая база по налогу сформирована налогоплательщиком с нарушением требований пункта 4 статьи 376 НК РФ.

Минфин России в письме от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54 отметил, что при реорганизации в форме присоединения присоединенная организация исчисляет среднегодовую стоимость имущества за период деятельности организации в течение календарного года в общеустановленном порядке исходя из остаточной стоимости имущества на соответствующие даты, указанные в пункте 4 статьи 374 НК РФ, на основании заключительной бухгалтерской отчетности на день, предшествующий дате внесения в Реестр записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Поэтому если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества в установленные Налоговым кодексом РФ сроки, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.

Минфин России в письме от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76 пояснил, что налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

ФНС России в письме от 24.12.2012 N БС-4-11/21975 отметил, что налоговая база в отношении линейных сооружений исчисляется в целом по субъекту Российской Федерации без определения налоговой базы по муниципальному образованию и налог уплачивается по месту нахождения указанного объекта недвижимости (территория субъекта Российской Федерации), то есть по месту постановки организации на учет в налоговом органе по местонахождению линейного сооружения.

Минфин России в письме от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54, толкуя пункт 4 статьи 376 НК РФ, указал, что в случае, если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества в установленные НК РФ сроки, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.

ФНС России в письме от 16.04.2014 N БС-4-11/[email protected], рассматривая вопрос о применении пункта 6 статьи 376 НК РФ, разъяснил, что согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты.

Налоговая служба сделала вывод о том, что право на льготу по налогу на имущество организаций по пункту 6 статьи 376 НК РФ имеет организация, осуществившая капитальные вложения в строительство, реконструкцию и (или) модернизацию сооружений, поименованных в пункте 6 статьи 376 НК РФ.

Кроме того, положения пункта 6 статьи 376 НК РФ могут распространяться на объект хранения авиационной техники в виде ангара.

При этом обращаем внимание на закрепленное пунктом 6 статьи 88 НК РФ право налогового органа на истребование при проведении камеральных налоговых проверок у налогоплательщика, использующего налоговые льготы, документов, подтверждающих право налогоплательщика на эти налоговые льготы.

Статья 376. Порядок определения налоговой базы

3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.

4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ.

Комментарий к ст. 376 НК РФ

— каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

При определении налоговой базы по налогу на имущество необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.

Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса РФ включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество числится на балансе данного подразделения).

Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.

А если организация или филиал открылись или закрылись в середине года? Или в течение года организация приобрела либо продала объект недвижимости? То есть возникла ситуация, когда имущество числится на балансе не весь год. Как рассчитать его среднегодовую стоимость и налог? Главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. Поэтому при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ, с учетом положений статьи 379 Налогового кодекса РФ.

Статьей 379 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году и соответствующем отчетном периоде — квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года (письмо Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-01-02/26, письмо ФНС России от 17 февраля 2005 г. N ГИ-6-21/[email protected]).

Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ определяется отдельно.

Обращаем внимание: для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества таких организаций признается их инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 Налогового кодекса РФ), поэтому таким организациям вести учет имущества по правилам бухгалтерского учета, установленным в РФ, не нужно.

Поскольку налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 376 Налогового кодекса РФ), а инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, то иностранным организациям, не осуществляющим деятельности в РФ через постоянные представительства, но имеющим на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, целесообразно уточнять его инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.

Судебная практика по статье 376 НК РФ

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 252, 257, 260, 265, 270, 372, 374, 376, 378, 378.1, 382 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Закона Пензенской области от 27.11.2003 N 544-ЗПО «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций», суды пришли к выводу о том, что налогоплательщик необоснованно квалифицировал проведенные на объекте основных средств работы как ремонт, а не как реконструкцию, в связи с чем ему правомерно доначислен инспекцией налог на прибыль и налог на имущество, поскольку налогоплательщик не увеличил стоимость основного средства на стоимость проведенных работ по реконструкции.

Поскольку спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, капитальные вложения в строительство объекта были завершены, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса, ПБУ 6/01, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу, что стоимость спорного объекта недвижимости обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.

Отказывая в удовлетворении заявленных в обжалуемой части требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 146, 153, 154, 166, 167, 257, 374, 375, 376, 386 Налогового кодекса, статей 1, 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», принимая во внимание Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств, установленный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, постановление Госкомстата Российской Федерации от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу налога на имущество и НДС в оспариваемых суммах.

Учитывая то обстоятельство, что спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации и ПБУ 6/01, пришли к выводу, что стоимость указанных объектов обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 226, 252, 257, 258, 373, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспоренного решения, с чем согласился суд округа.

Удовлетворяя требования о признании недействительным решения налогового органа, суды руководствовались статьями 374, 376, 378.2, 381, 383 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении», пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Комитетом обоснован и мотивирован расчет суммы платежей по аренде земельного участка, произведенный с учетом годового размера арендной платы по договору аренды земли и площади земельного участка, а также, что правомерно с учетом положений статей 374, 375, 376, 380 Налогового кодекса Российской Федерации исчислен налог на имущество в рамках данной статьи затрат.

Удовлетворяя требования о признании недействительным решения налогового органа, суды руководствовались статьями 374, 376, 378.2, 381, 383 Налогового кодекса, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении»), пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.

Удовлетворяя требование общества о признании недействительным решения налогового органа, суды руководствовались статьями 374, 376, 378.2, 381, 383 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении), пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 170 — 172, 256, 268, 277, 374, 376 Налогового кодекса, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 544-О, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия оспоренного решения.

В обоснование требований Общество ссылается на то, что здание, в котором расположены принадлежащие истцу нежилые помещения, отвечает признакам, установленным в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, в связи с чем, налоговая база по налогу на имущество подлежит определению по правилам пункта 2 статьи 375 названного Кодекса и Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций», как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, а не исходя из среднегодовой стоимости здания, определяемой как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 Налогового кодекса).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *