Финансовая отчетность предприятия казахстан

О бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано оглавление

Настоящий Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) аккредитация – признание уполномоченным органом правомочий профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, предусмотренных настоящим Законом, подтвержденных свидетельством по форме, утвержденной Правительством Республики Казахстан;

2) первичные учетные документы (далее — первичные документы) — документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет;

3) аккредитованная организация по профессиональной сертификации бухгалтеров (далее – организация по сертификации) – юридическое лицо, осуществляющее сертификацию кандидатов в профессиональные бухгалтеры, аккредитованное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее – профессиональная организация) – некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

5) регистры бухгалтерского учета — формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

6) бухгалтерская организация — организация, предоставляющая услуги в сфере бухгалтерского учета, являющаяся членом профессиональной организации;

6-1) дочерняя организация – организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как подконтрольная основной организации и представляет финансовую отчетность основной организации для составления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам;

Примечание ИЗПИ!
В подпункт 7) предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

7) организации публичного интереса – финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые), хлебоприемные предприятия и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

8) профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации;

9) сертификат профессионального бухгалтера (далее — сертификат) — документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера;

10) депозитарий финансовой отчетности (далее – депозитарий) – электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилиированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом;

11) стандарт финансовой отчетности — документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

12) национальные стандарты финансовой отчетности (далее — национальные стандарты) — стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;

13) международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) и международный стандарт финансовой отчетности для организаций малого и среднего бизнеса (далее – международный стандарт для малого и среднего бизнеса) – стандарты финансовой отчетности, утвержденные Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

13-1) основная организация – организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как контролирующая одну и более дочерние организации и представляет консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам;

14) уполномоченный орган — центральный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 09.04.2016 № 502-V (вводится в действие по истечении трех месяцев со дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — организации).

2. Индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации;

2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

3) не являются субъектами естественных монополий.

При несоответствии одному из условий, указанных в настоящем пункте, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

Индивидуальный предприниматель, соответствующий условиям, указанным в настоящем пункте, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.

Примечание ИЗПИ!
В пункт 3 предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

3. Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

3-1. Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Финансовые организации осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии c международными стандартами и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Специальные финансовые компании и исламские специальные финансовые компании осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии c международными стандартами.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 4 предусмотрено дополнить частью четвертой в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 16.12.2020).

5. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику:

1) организации, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса;

2) организации, указанные в пункте 3-1 настоящей статьи, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 28.12.2016 № 34-VI (вводится в действие с 01.01.2017); от 02.07.2020 № 168-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.

2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Статья 6. Система бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

2. Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

3. Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

4. Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее — руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

5. Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.

Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013).

Статья 7. Бухгалтерская документация

Примечание РЦПИ!
До 1 января 2013 года по тексту статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» слова «идентификационный номер» считать словами «регистрационный номер налогоплательщика» в соответствии с Законом РК от 05.07.2012 № 30-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;

7) идентификационный номер.

3-1. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

5. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.

Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Организация бухгалтерского учета

1. Руководство или индивидуальный предприниматель:

1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику;

2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в том числе наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций.

2. Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

На ведомства Национального Банка Республики Казахстан и государственные исламские специальные финансовые компании действие подпунктов 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта не распространяются.

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных исламских специальных финансовых компаний осуществляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.

Примечание ИЗПИ!
В часть четвертую пункта 2 предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 16.12.2020).

На организации публичного интереса действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется.

К бухгалтерской организации приравнивается организация — член иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров.

Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 9. Руководитель бухгалтерской службы

Руководителем бухгалтерской службы (далее — главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики.

Примечание ИЗПИ!
В часть вторую статьи 9 предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 16.12.2020).

На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер.

Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов

1. Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

2. Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Хранение бухгалтерской документации

Индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан.

Статья 12. Тайна бухгалтерской информации

1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законами Республики Казахстан.

Глава 3. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 13. Элементы финансовой отчетности

1. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.

Активы — ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.

Обязательство — существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Капитал — доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.

2. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.

Доходы — увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.

Расходы — уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.

Статья 14. Оценка и учет элементов финансовой отчетности

1. Оценка элементов финансовой отчетности — определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013).

Статья 15. Финансовая отчетность

1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

5) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

3. Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, устанавливаются бюджетным законодательством Республики Казахстан.

4. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.

Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.

Финансовая отчетность организации публичного интереса подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером.

Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 04.12.2008 № 97-IV (вводится в действие с 01.01.2013); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013).

Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности

Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами и международным стандартом для малого и среднего бизнеса, опубликованными на казахском или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда международных стандартов финансовой отчетности.

Сноска. Статья 16 в редакции Закона РК от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013).

Статья 17. Консолидированная финансовая отчетность

Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Статья 18. Отчетный период

1. Отчетным периодом является период, за который организацией представляется финансовая отчетность.

Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.

Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 19. Представление финансовой отчетности

1. Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией;

4) своей основной организации, по отношению к которой они являются дочерними, в порядке, определяемом основной организацией, включая перечень, формы и сроки.

2. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

3. Организации, за исключением организаций, на которые распространяются требования пункта 3-1 настоящей статьи, представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 3-1 предусмотрен в редакции Закона РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

3-1. Финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), микрофинансовые организации представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан.

4. В пределах срока, указанного в статье 18, учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.

Примечание ИЗПИ!
В пункт 4-1 предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

4-1. Для обеспечения прозрачности и достоверности данных, включаемых в консолидированную финансовую отчетность, основная организация вправе определять порядок применения дочерними организациями единой учетной политики, инвентаризации имущества дочерних организаций, обесценения активов дочерних организаций и другие вопросы, связанные с прозрачностью и достоверностью данных финансовой отчетности дочерних организаций.

5. Представление консолидированной финансовой отчетности производится в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 3-1 и 4-1 настоящей статьи.

6. Исключен Законом РК от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016).

7. По решению Правительства Республики Казахстан создается депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 19.03.2010 № 258-IV ; от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.01.2012 № 539-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.11.2012 № 57-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 24.05.2020 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2020 № 168-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Примечание ИЗПИ!
Главу 3 предусмотрено дополнить статьей 19-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 16.12.2020).

Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 20. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом.

1-1. Правительство Республики Казахстан:

1) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

2) утверждает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

3) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

3-1) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);

3-2) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);

4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

2. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, устанавливается бюджетным законодательством Республики Казахстан.

3. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 4 предусмотрен в редакции Закона РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

4. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях, микрофинансовых организациях, Банке развития Казахстана, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним.

5. Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета;

3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним;

5) обеспечивает с учетом предложений консультативного органа в случае наличия противоречий законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям международных стандартов, международного стандарта для малого и среднего бизнеса внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан;

6) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета;

7) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

9) рассматривает предложения консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

10) проводит аккредитацию профессиональных организаций, организаций по сертификации;

11) разрабатывает и утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации;

11-1) утверждает правила проведения сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтера;»;

12) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа;

12-1) утверждает правила повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

13) выносит предупреждение профессиональным организациям, организациям по сертификации в случае фактов несоблюдения правил аккредитации;

14) принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации;

15) разрабатывает и утверждает перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями, организациями по сертификации;

16) публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов, на государственном и русском языках перечень профессиональных организаций, организаций по сертификации;

17) утверждает положение о консультативном органе;

18) разрабатывает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

18-1) разрабатывает и утверждает перечень и формы годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций);

19) согласовывает форму сертификата;

20) осуществляет государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и за деятельностью профессиональных организаций и организаций по сертификации;

21) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);

22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

6. Национальный Банк Республики Казахстан:

Примечание ИЗПИ!
Абзац первый подпункта 1) предусмотрен в редакции Закона РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

1) для финансовых организаций и микрофинансовых организаций:

разрабатывает и утверждает стандарты финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным международными стандартами, а также методические рекомендации к ним;

разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

Примечание ИЗПИ!
В подпункт 2) предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

2) для дочерних организаций Национального Банка Республики Казахстан разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

3) исключен Законом РК от 02.07.2020 № 168-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования);
3-1) исключен Законом РК от 02.07.2020 № 168-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования);

3-2) для Банка Развития Казахстана разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

3-3) исключен Законом РК от 02.07.2020 № 168-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования);
Примечание ИЗПИ!
Пункт 6 предусмотрено дополнить подпунктом 3-4) в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 16.12.2020).
Примечание ИЗПИ!
В подпункт 4) предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

4) осуществляет контроль за соблюдением финансовыми организациями (за исключением юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), микрофинансовыми организациями требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Примечание ИЗПИ!
Статью 20 предусмотрено дополнить пунктом 7 в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 04.12.2008 № 97-IV (вводится в действие с 01.01.2013); от 17.07.2009 № 188 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV ; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.01.2012 № 539-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.11.2012 № 57-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 02.07.2020 № 168-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Статья 20-1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в форме проверки и иных формах.

2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 20-1 в редакции Закона РК от 17.07.2009 № 188 (порядок введения в действие см. ст.2 ); с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 21. Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем.

2. В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.

3. Консультативный орган вправе:

1) вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) вносить уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности;

3) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

4) осуществлять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4. Консультативный орган обязан:

1) проводить анализ на наличие противоречий законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности требованиям международных стандартов, международного стандарта для малого и среднего бизнеса и вносить соответствующие предложения уполномоченному органу;

2) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

5. Профессиональная организация должна отвечать следующим разрешительным требованиям:

1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот профессиональных бухгалтеров;

2) наличие утвержденного в соответствии с уставом организации Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, соответствующего международной практике и являющегося обязательным для всех ее членов;

3) наличие системы повышения квалификации своих членов;

4) соответствие правилам аккредитации.

6. Структура и рабочие органы профессиональной организации определяются ее уставом и должны соответствовать правилам аккредитации.

7. Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.

8. Профессиональная организация вправе:

1) осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие настоящему Закону функции;

2) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

3) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

5) участвовать в рассмотрении материалов по аккредитации организаций по сертификации.

9. Профессиональная организация обязана:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) делегировать членов профессиональной организации в состав консультативного органа в количестве, установленном правилами аккредитации, и обеспечивать их полноценную работу;

3) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном им порядке;

4) рассматривать запросы по применению международных и национальных стандартов;

5) заключить соглашения о взаимодействии с одной или несколькими организациями по сертификации;

6) требовать соблюдения бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

7) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения о нарушении бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

10. Организация по сертификации обязана:

2) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном порядке;

3) предоставлять информацию о принятых мерах по полному устранению нарушений и недостатков;

4) проводить экзамены по экзаменационным модулям, соответствующим законодательству Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 10.06.2014 № 206-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 12.11.2015 № 393-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 22. Условия сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры

1. Сертификация кандидатов в профессиональные бухгалтеры осуществляется организацией по сертификации.

2. Организация по сертификации осуществляет разработку, издание и распространение материалов по программам сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры, организует экзаменационный процесс.

3. Организация по сертификации должна отвечать следующим разрешительным требованиям:

1) наличие не зависимой от обучения экзаменационной системы;

2) наличие экзаменационных модулей, включающих обзор законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, системы их обновления;

3) наличие соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями;

4) соответствие правилам аккредитации, утвержденным уполномоченным органом.

Соблюдение требования о наличии соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями обязательно по истечении шести месяцев с момента выдачи свидетельства об аккредитации.

4. Допуск кандидатов в профессиональные бухгалтеры к участию на экзаменах для получения сертификата осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам.

5. Лица, сдавшие экзамены, получают сертификат единого образца по форме, согласованной с уполномоченным органом. Срок действия сертификата не ограничен.

Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 23. Лишение свидетельства об аккредитации

1. Уполномоченный орган принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации в случае, если:

1) в течение установленного правилами аккредитации срока профессиональная организация не делегировала своих представителей в состав консультативного органа;

2) систематически (более трех раз) в течение последних трех лет нарушала правила аккредитации;

3) предоставила заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и своей деятельности;

4) не устранила в течение двух месяцев причин, по которым вынесено предупреждение уполномоченного органа или наложены административные взыскания.

2. Профессиональная организация, организация по сертификации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

Статья 24. Внутренний контроль

1. Организации для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, учетной политики, эффективного проведения операций, включая меры по сохранности активов, предотвращению и выявлению случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, вправе организовывать внутренний контроль.

2. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководство.

3. Контроль государственных учреждений проводится государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Статья 26 . Переходные положения

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением части второй статьи 9, которая вводится в действие с 1 января 2012 года.

2. Документы, подтверждающие квалификацию профессионального бухгалтера и признанные уполномоченным органом, выданные до введения в действие настоящего Закона, действительны.

3. Индивидуальными предпринимателями и организациями, указанными в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, стандарты бухгалтерского учета применяются до введения в действие национальных стандартов.

4. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 24, ст. 171; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 13-14, ст. 205; 1999 г., N 20, ст. 727; 2001 г., N 24, ст. 338; 2002 г., N 12, ст. 116; 2003 г., N 15, ст. 139; 2004 г., N 11-12, ст. 66; 2006 г., N 4, ст. 24; N 8, ст. 45).

Сноска. Статья с изменениями, внесенными Законом РК от 23.10.2008 N 72-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Финансовая отчетность предприятий Казахстана

Контакт

Валерия Николаева

Выписки из торгового реестра Казахстана

Курс Евро

1 = 70.41

  1. Главная
  2. Услуги
  3. Выписки из иностранных реестров и финансовая отчетность
  4. Выписки из торгового реестра стран ЕАЭС
  5. Выписки из торгового реестра Казахстана
  6. Финансовая отчетность предприятий Казахстана

Компания Schmidt & Schmidt предлагает предлагает данные годовой финансовой отчетности предприятий Казахстана в электронном виде с переводом.

В соответствии с законодательством, значительная часть предприятий в Казахстане обязаны подавать годовые финансовые отчеты. Передача этих данных происходит в электронном виде. Отчет создается при помощи специального программного обеспечения. На нем ставится цифровая подпись.

Подача финансовой отчетности в Казахстане регулируется Законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, Законом об акционерных обществах и другими нормативно-правовыми актами.

В Казахстане применяются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Их используют публичные компании и компании, крупные компании, компании, акции которых продаются на бирже. Их также могут использовать предприятия малого и среднего бизнеса.

Годовую отчетность по стандартной форме подают:

  • акционерные общества
  • компании, акции которых продаются на бирже

По отдельной форме подают отчет финансовые компании.

Финансовая отчетность в Казахстане подается в Депозитарий финансовой отчетности, являющийся цифровой платформой Министерства финансов Республики Казахстан. Ранее финансовая отчетность обнародовалась в специальных печатных СМИ.

Финансовая отчетность должна быть подана до 31 августа года, следующего за отчетным. За несвоевременную подачу отчетности предусмотрены санкции.

Годовой финансовый отчет включает в себя:

  • бухгалтерский баланс
  • отчет о прибылях и убытках
  • отчет о движении денежных средств
  • отчет об изменении в капитале
  • пояснительную записку
  • Финансовая отчетность позволяет получить детальную информацию о финансовом состоянии предприятия и его кредитоспособности, а также о финансовых результатах его деятельности.

    В зависимости от размера предприятия объем бухгалтерской отчетности может составлять от 2 до нескольких сотен страниц.

    Предоставление финансовой и балансовой отчетности осуществляет Депозитарий финансовой отчётности. Для получения информации вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом.

    Полученная финансовая отчетность предприятий Казахстана может быть использована для получения информации о заказчиках при осуществлении экспортных сделок, приобретении товаров и услуг или долевом участии в капитале предприятий Казахстана, а также при принятии решения об обращении в арбитражные суды с целью взыскания задолженности.

    Для получения данных финансовой отчетности предприятий Казахстана необходим номер БИН, полное наименование компании и юридический адрес.

    Данные годовой финансовой отчетности предприятий предоставляются в строгом соответствии с законодательством Казахстана и требованиями о защите персональных данных.

    Обработка запросов осуществляется в течение одного рабочего дня.

    Предварительную информацию о наличии отчетности компании вы можете бесплатно заказать на нашем сайте.

    Финансовая отчетность предприятий Казахстана : 60 EUR
    Перевод финансовой отчетности на русский язык : от 35 EUR

    9.1. Финансовая отчетность, и основные требования к составлению финансовой отчетности.

    Финансовая отчетность представляет собой совокупность информаций о средствах всех хозяйствующих субъектов какой бы формы собственности они ни были, источниках этих средств и их движении. Основная цель финансовой отчетности – предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовых возможностях предприятия, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития.
    В законах о компаниях практически всех стран определяется порядок представления финансовой отчетности и аудиторской проверки этой отчетности, предписываются формы ведения финансовой отчетности.
    В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26.12.95 г. № 2732 «О бухгалтерском учете» финансовую отчетность составляют юридические лица независимо от форм собственности и видов деятельности, руководствуясь стандартами бухгалтерского учета.
    Финансовая отчетность организации составляется в валюте Республики Казахстан (тыс.тенге). Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря.
    Собственниками может быть установлена иная периодичность представления финансовой отчетности, но не реже одного раза в год и не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
    Финансовая отчетность, начиная с 1998 г., будет включать в себя:

    • бухгалтерский баланс;
    • отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
    • отчет о движении денежных средств.
    • Обязательный составной частью финансовой отчетности являются примечания и пояснения, раскрывающие методы учета, применяемые стандарты учета (национальные или международные), суть и причины изменений применяемых методов учета.
      Финансовая отчетность организации является открытой к публикации заинтересованных пользователей. Достоверность финансовой отчетности может быть подтверждена независимым аудиторским заключением.
      При заполнении форм финансовой отчетности приводятся краткие сведения: наименование организации, местонахождение, вид деятельности, орган управления, организационно-правовая форма собственности.
      Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики представляет интерес для следующих категорий пользователей:

    • собственников, акционеров предприятия, для которых необходимо оценить результативность использования вкладываемых ресурсов;
    • кредиторов, которых интересует способность предприятия оплачивать долговые обязательства, оценить целесообразность предоставления или продления срока кредита, определить условия кредитования и предоставления гарантий по кредитам;
    • инвесторы заинтересованы в определении структуры капитала предприятия и в оценке эффективности использования ею ресурсов, доверия к предприятию как к клиенту;
    • поставщиков и покупателей, определяющих надежность деловых партнерских связей;
    • служащих предприятия, интересующихся результатами деятельности предприятия, чтобы выяснить возможность сохранения своих рабочих мест;
    • аудиторских служб, проверяющих правильность составления финансовой отчетности и ее соответствие существующим стандартам учета и отчетности, с целью защиты всех внешних пользователей;
    • служащих органов власти и управления, в обязанности которых входят вопросы экономического развития региона или отрасли для определения направлений налоговой политики, решения вопроса о налоговых льготах, предоставление субсидий предприятиям;
    • руководителей предприятий для определения потребности в финансовых ресурсах, оценки правильности принятых инвестиционных решений, эффективности структуры капитала, основных направлений политики дивидендов.
    • Информация финансовой отчетности является инструментом финансового управления. К качеству этой информации предъявляются определенные требования, прежде всего требование о том, чтобы она удовлетворяла пользователей информации.
      Уместность, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем.
      Достоверность – информации определяется объективностью и правдивостью представляемых данных, что предполагает необходимость указания методов учета, а также процедур учета и оценки.
      Сопоставимость информации – возможность сравнения показателей о деятельности предприятия за несколько отчетных периодов, с данными по другим предприятиям.
      Доступность и понятность информации означает представление информации в ясной для понимания форме, чтобы пользователь мог применять ее для принятия решений.
      Конфиденциальность информации – предоставление пользователям лишь той информации, которая не нанесет ущерба предприятию со стороны конкурентов. Отсюда строгий учет и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за содержанием и характером отчетной информации.

      Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

      Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлетьяров А. Х.

      В статье проводится экономический анализ бухгалтерского отчета предприятия, указаны основные разделы баланса с учетом всех видов текущего учета, который раскрывает причины достигнутых успехов и недостатки в работе предприятия, способствующие дальнейшему совершенствованию его деятельности.

      Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давлетьяров А. Х.

      Текст научной работы на тему «Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа»

      Институт Алматинской академии экономики и статистики, г. Актобе, Республика Казахстан

      ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

      Г одовой бухгалтерский отчет предприятия состоит из следующих форм:

      — форма №1 «Баланс предприятия». Баланс состоит из актива и пассива. Активная часть баланса состоит из двух разделов:

      В свою очередь пассивная часть баланса состоит из трех разделов, это:

      — собственный капитал и обязательства;

      В общей сложности в балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, сырья, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль (доход), займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Для баланса характерно наличие информации о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «на начало года» и «на конец года», что дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост и снижение. Однако отражение в балансе только остатков не позволяет ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников. Это достигается введением перечисленных ниже форм отчетности:

      — форма №2 «Отчет о доходах и расходах»;

      — форма №3 «Отчет о движении капитала»;

      — форма №4 «Отчет о движении денежных средств».

      Кроме того к балансу прилагаются:

      — форма №5 «пояснительная записка» с изложением основных факторов, влияющих в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;

      — итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному

      аудиту), удостоверяющая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятий.

      Отчетность — это заключительный элемент бухгалтерского учета. Бухгалтерской отчетностью занимаются, как правило, счетные работники, а также другие финансово-экономические службы и инженерно-технические работники предприятия, поскольку при составлении бухгалтерской отчетности подводятся итоги и оценивается вся его работа. Причем отчетность составляется на основании всех видов текущего учета:

      Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные показатели. Элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют единое целое, характеризирующее условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Причем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, отражают разные сведения одних и тех же хозяйственных показателей. Так, например, данные, имеющиеся в балансе предприятия (ф. №1), дополняются сведениями, содержащимися в отчете о доходах и расходах (Ф. №2), и наоборот.

      К составлению бухгалтерской отчетности требуются системность и комплексность следующих сведений:

      — полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в отчетном году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

      — тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

      — правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и законом «О

      бухгалтерском учете и отчетности в Республике Казахстан»;

      — соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.

      Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его финансово-хозяйственной деятельности. Всестороннее и тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Такой анализ отчетности нужен собственникам или акционерам, а также самой администрации предприятия для принятия соответствующих решений об оценке финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, бухгалтерский баланс информирует финансовое состояние предприятия. Актив баланса дает характеристику об имущественной стороне предприятия, т. е. о составе и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства.

      В свою очередь пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе деятельности предприятия у различных участников; предпринимателей, бизнесменов, акционеров, государства, инвесторов, банков и других.

      В активе баланса включены статьи, которые определяют элементы хозяйственного оборота по функциональному признаку. В разделе I актива баланса «Долгосрочные активы» отражаются здания, сооружения, машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции; нематериальные активы.

      Раздел II актива баланса «Текущие активы» отражают величину материальных оборотных средств:

      — наличие свободных денежных средств;

      — величину дебиторской задолженности;

      В пассиве балансов показывается совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, которые делятся по субъектам перед:

      Третьими лицами (кредиторами, банками и др.).

      Обязательства перед собственниками капитала состоят из двух частей, а именно из капитала, который предприятие:

      — получает от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;

      — генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

      Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и других на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства это источник формирования активов предприятия, а с юридической — это долг предприятия перед третьими лицами.

      Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. На первом месте находятся уставной капитал как наиболее постоянная часть баланса. Далее следуют остальные статьи баланса.

      К задачам анализа баланса относятся следующие вопросы:

      — доходности (рентабельности) капитала;

      — степени деловой активности предприятия:

      — ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

      Подвергаются оценке также следующие вопросы:

      — эффективность размещения капитала предприятия;

      — достаточность капитала для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности;

      — размер и структура заемных средств;

      — эффективность заемных средств.

      Благодаря имеющейся информации баланса предприятия внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с ним как с партнером. Кроме того:

      — оценить возможные риски своих вложений;

      — целесообразность приобретения акций данного предприятия;

      — принять другие решения.

      Статьи баланса расшифровываются в приложении к нему (ф. №5), которые состоят из нижеперечисленных разделов:

      — движения долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов с выделением ссуд, не погашенных в срок;

      — дебиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечение (полученные и выданные);

      — амортизируемое имущество: нематериальные активы, основные средства;

      — движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений;

      — финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятии, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и другие);

      — затраты, понесенные предприятием по элементам;

      — расшифровка отдельных доходов и расходов;

      — социальные показатели: численность персонала; отчисление на социальные нужды;

      — справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах: об арендованных основных средствах, о товарах, принятых на ответственное хранение; о товарах, принятых на комиссию; об износе объектов внешнего благоустройства; о списании в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов;

      Форма №2 «Отчет о доходах и расходах» содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. В этой форме показаны размеры валового дохода или убытка и состоят из следующих показателей:

      — доход от основной деятельности;

      — доход от неосновной деятельности;

      — доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и другие).

      В этой форме представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленские расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также суммы налога на прибыль (доход) и отвлеченных средств.

      Данные форм №2 «Отчет о доходах и расходах», №3 «Отчет о движении капитала», №4 «Отчет о движении денежных средств», а также пояснительная записка и аудиторское заключение по отчету используются для оценки финансового состояния предприятия.

      Таким образом, бухгалтерский отчет является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения размера чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, других показателей.

      Список использованной литературы:

      1. Жуйриков К.К. Финансы хозяйствующих субъектов. Учебное пособие. ТИП «Комплекс», 2001.

      2. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. Учебник, Изд. «Юники», 1998.

      3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие, 1999.

      4. Шуляк П.Н. Финансы предприятий, Учебник, 2001.

      5. Жуйриков К.К., Раимов С.Р., Танирбергенова Г.Б. «Финансовый анализ пред приятия». Учебник, изд. «АЭСА», 2003.

      6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование «Финансы и статистика» 2000.

      7. Хелферт Э. Техника финансового анализа. Пер. с англ., под ред. Л.П. Белых, — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *