Шпоры бюджетный учет и отчетность

Шпаргалка: Бюджетный учет и отчетность

011 — текущий счет (основной) местного бюджета,

014 — текущие счета распорядителей ассигнований по мест. бюджету (он применяется и для региональных бюджетов),

019 — суммы в пути.

Все эти счета активные по дебиту — увеличение этих средств по кредиту — списание. С доходами бюджета корреспондирует только 011 счет.

зачитывается без *** заявления налогоплательщика в погашение недоимки по др. видам платежей, а плательщик ставится в известность;

При отсутствии недоимок излишние суммы могут быть зачислены с согласия н/пл-ка в счет будущих платежей;

Возврат только с письменного согласия (заявления) н/пл-ка, которое он направляет в НИ.

Это заявление НИ проверяет по карточкам лицевого счета и оформляет заключение Форма № 21 «О наличии переплаты», и выносится решение:

Заключение передается в фин. органы, которые осуществляют возврат в зависимости от состояния средств на текущем счете соответствующего бюджета.

Возврат идет по следующим документам (для юр. и физ. лиц).

(3) Аналитический учет доходов и ден. средств фин. органа.

вид налога 03.01 04.05 10.06 Оборот по Кт Оборот по Дт Остаток
1
2
3

Основное назначение книги — обеспечивать надлежащий текущий контроль за ежедневным поступлением доходов в течение всего месяца в разрезе отдельных видов доходов.

Книга доходов позволяет отказаться от ведения оборотных ведомостей по счетам 040, 041. Обороты по Дт и Кт, остатки счетов 040 и 041 должны соответствовать Форме №5-ф и Форме №1 — книга «Журнал-главная».

Порядок и учет перечисления ден. Средств фин. органами на тек. счета распорядителей ассигнований.

Финансирование организаций и др. мероприятий за счет бюджета идет в строгом соответствии с бюджетными назначениями, предусмотренными в годовой поквартальным распределением росписи Д и Р с учетом внесенных в нее изменений и с учетом выполнения плановых производственных (оперативно-сетевых) показателей деятельности бюдж. организаций.

Сводная смета, включаемая в роспись по каждому распорядителю ассигнований является документом, означающим наступление юр. права расходовать бюджетные средства для главного распорядителя ассигнований. Юр. право расходовать средства нижестоящих распорядителей ассигнований возникает тогда, когда главный распорядитель утверждает индивидуальные сметы. Фактом включения свода в бюджет является разрешительная надпись руководителя фин. органа с числом и печатью

В утвержденную роспись в течение года вносятся изменения. Основания изменений:

2) изменение подчиненности п/й, возникают взаиморасчеты.

4) выделение средств за счет резервного фонда и фонда непредвиденных расходов, но основание — решение представит. органов власти.

При внесении изменений в роспись изменения вносчятся в сводную смету. а затем в индивидуальную. Фин. орган составляет уведомление об изменении бюджетных назначений a его фин. орган доводит до главного распорядителя ассигнований, а он до бюджетных организаций.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Статьи по теме

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах — методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы — образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

Полезные материалы и сервисы для бухгалтеров:

Справочник по планированию на 2020 год

Изменения инструкций по учету и типовые проводки на 2020 год

Сервис для определения КОСГУ и КВР

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ 2020

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы со счетами описаны в Инструкциях 157н и 174н.

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 — код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.
  • Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

    Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

    Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

    Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций.

    Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2020

    Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

    Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

    При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета.

    Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

    Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

    Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

    В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

    Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

    Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.
  • Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.
  • Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

    В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

    Ответственность и штрафы. С 9 июня для учреждений госсектора ввели специальные штрафы за искажение бухгалтерской и бюджетной отчетности. Президент подписал Закон от 29.05.2020 № 113-ФЗ, который внес поправки в статью 15.15.6 КоАП. Размер штрафа зависит от процента искажения отчетных показателей.

    Отчетность за бухгалтерский учет

    Правила заполнения и сдачи отчетности описаны в Инструкции 33н.

    Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

    Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

    Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

    • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
    • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).
    • Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

      В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

      Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения:

      Не нашли ответ на свой вопрос?
      Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

      Структура баланса

      Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

      В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

      В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

      Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

      Бюджетный учет и отчетность.

      БУ, его место в системе хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.

      Органы, занимающиеся учетом исполнения б-та (любого б-та).

      (1) БУ, его место в системе хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.

      БУ явл. особой подсистемой хоз. учета и играет очень важную роль в управлении эк-кой.

      Назначение любой системы учета – получить необходимую информацию о той или иной единице эк. – управлять хоз. процессами.

      3 основных. вида учета в единой системе хоз. учета:

      БУ как подсистема хозяйственного учета включает все 3 этих элемента.

      БУ – система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней. Т.е. БУ охватывает все операции, связанные с исполнением бюджета.

      БУ вкл. блоки:

      1 – Блок связан с учетом исполнения бюджета в ОФК – это уровень ФБ.

      2 – Учет исполнения др. уровней бюджетной системы в фин. органах,

      3 – Учет исполнения смет расходов либо смет доходов и расходов в бюджетных орг/ях,

      4 – Учет кассового исполнения бюджета,

      5 – Оперативный учет налогов и доходов в налоговых органах.

      Оператив. учет – в любом учете необх. для текущего наблюдения и контроля за хоз. операциями в ходе их непосредств. исполнения в конкрет. момент времени:

      в нал. органах – в области доходов,

      банки при кассовом исполнении б-та.

      Налог. органы фиксируют инф. (при ОУ доходов):

      в разрезе отд. видов доходов,

      в разрезе отд. плательщиков

      Сущность: инф. о том, как отд. плат-ки рассчит-ся с б-том.

      Инф. накапливается в оперативных сводках и отчетах, кот. предост-ся н. органами.

      Бухучет – исп-ся для сплошного непрерывного и системного отражения дох., расх. б-та, источников фин-ия бюдж. дефицита.

      базир-ся на надлежаще оформленных первич. док-тах,

      вся инф., поступающая из первич. док-в, отраж-ся на счетах бухучета,

      составление бух. отчетности о ходе исполнения б-та (кварт. и годовая отчет-ть).

      Позволяет определить, пр. всего, рез-ты исполнения б-та – дефицит или профицит.

      сами бюдж. орг/ии, либо централизованные бухгалтерии при их органах управления.

      Стат. учет — предусматривает сбор определенных нат. и ден. пок-лей, хар-щих динамику, объемы и структуры дох. и расх. б-та; сетевые пок-ли – пок-ли штата и контингента.

      Т.о., связ. не только с пок. в ден. форме, но и в нат.

      Эти пок-ли нужны для контроля за ходом исполнения б-та и корректировкой плановых бюджетных назначений.

      Стат. инф. – основа для бюдж. планирования на след. год.

      Инф. стат. учета отраж-ся в стат. отчет-ти. Эта отчет-ть предст-ся органами стат-ки и это важ. часть отчет-ти, предост-мой фин. органам.

      Стат. отчет-ть: * отраж-ся инф. стат. учета,

      * для изучения массовых эк. и соц. явлений.

      Вывод: БУ осущ-ся при использовании всех 3-х видов учета, кажд. вид учета предст-ет опред. сторону процесса исполнения б-та, кажд. вид чета обладает опред. специфич. приемами и методами. Но их всех роднит цель – осущ-ть контроль за ходом исполнения б-тов всех уровней.

      На 1-ой стадии б. процесса – бюдж. планирования – регистры БУ и отчет-ти позволяют планировать бюдж. показатели на след. год,

      Позволяет регулировать процесс исполнения б-та. Осн. задача: выполнить бюдж. назначения по доходам и по расходам. Для этого БУ поставляет инф. о ходе недовыполнения доход. части ? корректировка по расходам.

      Контроль за ходом исполнения б-та. Вскрываются нарушения хоз. дисциплины, неиспользование ср-в по целевому назначению ? заставить п/я вернуть исп-ные не по цел. назнач. ср-ва. Контрольные действия могут предупредить возможность хищений и злоупотреблений. Но у нас сейч. нет механизма персональной ответ-ти должностных лиц за нерац. исп-ие бюджетных ср-в.

      В усл. перехода к рынку роль БУ растет в связи с принятием з-на «О б.у.» 21.11.96 №129-ФЗ (обр. вним. на права и ответ-ть глав. бух. и рук-ля орг/ии).

      (2) Органы, занимающиеся учетом исполнения б-та (любого б-та).

      Минфин и фин. органы на местах.

      Органы фед. Казначейства:

      Глав. управление Казначейства,

      Террит. органы Казнач.

      Мин-во РФ по налогам и сборам и налог. органы на местах, кот. представлены ГНИ на местах,

      Органы кассового исполнения (ЦБ, РКЦ и уполномоченные ком. банки).

      Мин-ва, ведомства и отдельные бюджетные орг/ии, занимающиеся исполнением б-та (Минобраз., здравоохр-ия. соц. р. и т.д.)

      *1) Минфин – ФК (ГУФК явл. стр. подразд-ем Минфина) В МФ непосредств. БУ заним-ся только ГУФК.

      Функции ГУФК (2 блока):

      I ) Методологич. рук-во орг-ей БУ на терр. РФ.

      (инструкция по исполнению б-тов 78 г.)

      разработке инструкций и метод. указаний по исполнению б-тов всех уровней.,

      метод. указ. по состав. отчет-ти бюджетов всех уровней.,

      по разработке документооборота и т.д.

      инстр-ии по исполнению ФБ – не существует (было 5-6 вариантов)

      Бывшая центр. бухгалтерия по бюджету при Минфине разработала:

      инструкция по исполнению рег. и мест. б-тов 1978 г.,

      инстр. об исполнении смет расходов бюдж. орг-ий,

      с 01.01.98 г. сущ-ет новый план счетов в банке.

      ГУФК подготовила проект по исполнению б-тов всех уровней.

      II ) Учет исполнения ФБ.

      Фин. органы на местах сегодня сами заним-ся учетом испол-ия б-тов. Внутри их есть спец. бухгалтерии по б-ту.

      *2) Террит. органы ФК осущ.:

      I ) учет операций по исполнению ФБ в терр-ях и на местах,

      ведут учет доходов, поступающих в ФБ,

      учет фин-ия расходов, бюдж. ссуд, взаим. расчетов,

      определяют рез-ты исполнения ФБ.

      II ) обобщают инф. о ходе исполнения б-тов нижестоящих уровней ? составляют консолид. б-т РФ, кот. предст-ся и в Прав-во и в ГД.

      Отчет об исполнении ФБ – утверждается ГД.

      Отчет об исполнении Конс. б-та – не утв. ГД.

      *3) Мин-во осущ. методологич. рук-во по ведению операт. бухучета в нал. органах:

      разработка инстр-ии и методологич. указаний по ведению операт. бух. учета в ГНИ.

      Операт. учет предполагает:

      учет начисл. сумм,

      учет поступивших доходов,

      учет недоимки и пени.

      В разрезе: * отд. плат-ков

      * отд. видов доходов.

      Инф. из лицевых счетов плат-ков ежемесячно оформляется в отчет-ти (представл-ся в вышестоящ. нал. орган и фин. орган – для сопоставления).

      *4) Эти органы заним-ся учетом кассового исп-ия б-та, т.е. ведут учет касс. доходов и касс. расходов и составляют отчетность о касс. исполнении б-тов. Эта отчет-ть идет в ЦБ,

      Рег-ся ЦБ по согласованию с МФ.

      *5) Осущ. учет исп-ия своих смет расходов или смет расх. и дох. При этом учит-ся ден. ср-ва орг/ий, бюдж. ассигнования, расчеты, фин-ия и др.

      БУ могут заниматься и централизованные бухгалтерии, созданные при администрациях, мин-вах (по отраслевому признаку). При этом отчет-ть составл-ся централизованно.

      источники фин-ия б-го дефицита, внутр. и внеш. гос. долги (РФ и субъектов).

      Процесс исполнения б-та можно разделить на след. стадии:

      в области дох. – это начисление дох. их поступление в б-т,

      в области расх. – 1) финансирование – т.е. выдача ср-в из б-та расп-лем бюджетных асс.; 2) расходование бюджетных ср-в этими распорядителями.

      Начисленные дох. – некоторые виды дох., кот. до их поступл. в б-т д.б. начислены НИ. По юр. лицам начисление не производится. По физ. лицам – по ряду налогов начисления:

      подох. налог (с тех. кто обяз. предост. нал. деклар.)

      на имущ., переходящее в порядке наслед-ия и дарения.

      Причины начисления – сложность самост-го исчисл-ия.

      Начисл. предст. соб. выписку платеж. извещения для кажд. н/пл-ка и направление по почте физ. лицу по адресу его регистрации в НО.

      Начисленные дох. подлежат только оператив. учету в НО.

      Т.о., начисл. дох. не свидет. о фактич. поступлении нал. в б-т.

      Кассовые дох. – дох., фактич. поступившие на счета соотв-щих б-тов, открытых в учр-ях банков, занимающихся кассовым исполнением б-та.

      Показывают степень выполнения плана по дох. б-та как в общей сумме, так и в разрезе отд. видов дох.

      Инф. о кассовых дох. фин. орган получает от банков, и такую инф. получают нал. органы от банков.

      (выписка, первич. док.)

      Т.о., нал. органы ведут учет и начисленных и кассовых доходов, а фин. органы осущ-ют бухучет только кассовых доходов.

      Кассовые расх. б-та – ден. ср-ва, выданные наличными и перечисленные по платеж. поручениям со счетов б-та на счета распорядителей бюджетных ассигнований.

      Текущ. счета б-та

      Тек. сч. расп. асс.

      Фактич. расх. – действит. затраты распорядителей асс., произведенные за счет ср-в б-та в соотв. со сметой, а также некот. начисленные, но не произведенные расх. Примером исключений явл. начисление з/пл. и стипендий.

      Фактич. расх. дают возмож. определить ст-ть содержания 1-го реб. в дет. саду, 1-го студ. с вузе и т.д.

      ! Эта инф. особ. необх. для последующ. б-го планирования.

      Вывод: фин. органы учет фактич. расх. не ведут. Факт. расх. учит. сами расп-ли бюджетных асс., но это не означ.. что фин. органы не имеют инф. о фактич. расх. (получают от расп-ля отчеты о исполнении сметы расх.)

      3-им объектом БУ явл. источники фин-ия б-го деф. Учет ведется в разрезе видов (по БКл.)

      займы, получ. от ЦБ,

      от прав-ва ин. гос-в,

      от др. уровней бюдж. системы или гос. ВбФ,

      изменение зол-валют. резервов Прав-вом,

      изменение остатков ср-в на счетах б-та.

      4-ый объект – гос-ный внешний долг РФ и гос. внутренний долги РФ и субъектов РФ. Учит-ся в разрезе отд. его видов (по БКл.).

      внутр. долг, принятый от СССР,

      задолж. Прав-ва РФ по кредитам, получ. от ЦБ,

      отд. виды долга по ГКО, ОФЗ и др.

      Учет дох. и расх. дефицита и долгов основ-ся на подразд-ях БКл., кот. в наст. вр. представлена подзакон. актом Минфина РФ.

      Роль БКл. в учете:

      1) БКл явл. основой аналитич. учета дох., расх., источников фин-ия деф. и видов различ. долгов.

      Аналитич. учет дох. ведется в разрезе отд. видов дох. и их источников.

      Ан. учет расх. предполагает учет фин-ий и расходов и ведется в разрезе распорядителей бюджетных асс.

      Ан. учет источников фин-ия ведется по видам этих ист-ков.

      Ан. учет долгов – по видам этих долгов.

      2) БКл явл. основой учета исполнения смет расх. в самих бюджетных орг/ях (речь идет об эк. классиф. расх.)

      3) БКл необх. для составления отчетов об исполнении б-тов всех уровней либо/и отчетов об исполнении смет расходов. Последний явл. основанием для учета кассовых расходов б-та и, соответственно, определение рез-тов исполнения соотв-х б-тов.

      БКл позволяет свести все отчеты об исполнении всех б-тов (на рег., мест. уровнях) в отчет об исполнении консолид. б-та РФ.

      Тема:ОРГ-ИЯ УЧЕТА ИСПОЛНЕНИЯ Б-ТА В ФИН. ОРГАНАХ.

      Задачи и орг/ия учета исполнения б-та в фин. органах.

      Бух. документы и учетные регистры порядок их составления, проверки и обработки.

      Баланс и план счетов по учету исполнения рег. и мест. б-тов.

      ОФК не подчин-ся ф/о ? самостоят. структура.

      (1) Задачи и орг/ия учета исполнения б-та в фин. органах.

      1) Обеспечение органов исполнит. власти адекватной инф. об исполнении расх. и дох. части б-тов. Если есть дефицит – об источниках.

      Эта инф. нужна для текущего контроля и управления процессом исполнения б-тов. В этих целях ф/о ведет учет исполнения дох., бюджетных ассигнований, фин-ия расходов как в целом, так и отд. распорядителей.

      Ф/о ведет учет бюджетных ссуд, взаимных ссуд м/у б-ми и определяет рез-т расчетов м/у б-ми.

      2) Ф/о осущ. контроль за правильностью зачисления банками в свои собственные б-ты ср-в в порядке отчисления от регулирующих налогов и доходов. Для этого банки заним-ся кассовым исполнением б-та, предост-ют ф/о ежемес. отчет-ть об остатках ср-в на текущих счетах самих б-тов и на тек. счетах расп-лей асс.

      3) Ф/о осущ-ют инструктаж и контроль по вопросам орг/ии порядка и методики ведения бухучета и составления отчет-ти а) в нижестоящ. ф/о и б) у распорядителей бюджетных асс.

      4) Анализ представляемой отчет-ти снизу вверх.

      5) Работники бухгалтерии фин. органов совместно с работниками других отделов участвуют в проведении ревизий, проверок исполнения смет расх. в соотв-х бюджетных орг/ях.

      (Все бюдж. орг/ии д.б. проверены не менее 1 раза в 2 года).

      Учет исполнения б-тов всех уровней ведется в соотв. с действ. зак-вом.

      Закон только 1 в обл. учета («О б.у.»)

      + все норм. акты в обл. б-та, б-го проц., устр-ва и т.д.

      + инструкции по исполнению б-тов,

      В этих инструкциях опред-ся:

      формы первич. документов,

      план счетов исп-ия б-та и корреспонденция,

      порядок сост-ия баланса,

      порядок сост-ия и предст-ия отчетов.

      Во всех ф/о обязат-но создается бухгалтерия по б-ту, возглавл-ая Глав. бух. Он руководст-ся законом по б.у. и всеми указ. выше норм. актами.

      Главбух. орг-ет учет исп-ия б-та. Для осущ-ия возложенных на него ф-ций ему должны своевременно передаваться все необх. для учета и контроля док-ты. ? распоряжения Главбуха явл. обязательными для всех работников ф/о.

      (3) Баланс и план счетов по учету исполнения рег. и мест. б-тов.

      Баланс явл. заключит. этапом сост-ия б-та.

      Сост-ся для того, чтобы определить состояние исполнения б-та на опред. дату. Сост-ся на 1 число след-го за отчетным месяца, квартала или года.

      Бух. Б – метод отражения ср-в б-та по их видам, размещению и использованию и источников их образования в ден. оценке на опред. дату.

      Схема формы баланса фин./о по исполнению б-та (рег. и мест.)

      Результаты (исп-ия б-та)

      6. Забаланс. счета

      Ден. ср-ва – показ-ся наличие ден. ср-в на счетах рег. и мест. б-тов в банках, а + наличие ден. ср-в на тек. счетах распорядителей асс.

      Расходы – только кассовые расх. по б-ту (фактич. расх. нах. отраж. в балансах самих бюджетных орг/й).

      Ссуды выданные – задолж-ть по ссудам выданным нижестоящим б-там.

      Расчеты – для учета операций по взаимным расчетам м/у б-ми. В активе – дебит. задолженность.

      Ср-ва переданные – ср-ва переданные в порядке взаимных расчетов.

      Доходы – все дох., поступающие в б-ты, как выясненные (т.е. по кот. опр-но подразд-е БКл), так и невыясненные.

      Ссуды полученные – задолж-ть по ссудам, получ-м из вышестоящ. б-та.

      Расчеты – кред. задолж-ть, возник-щая в проц. взаим. расчетов.

      Ср-ва полученные – ср-ва, получ-е из любого б-та (т.е. с кем возникли взаиморасчеты).

      Результаты (исп-ия б-та) – рез-ты исполнения б-та за тек. год (опр-ся 1 раз в году).

      Всегда им. кред. остаток – превышение дох. над расх.

      Т.о., в А и П ББ показ-ся одни и те же ср-ва б-та, но с 2-х сторон – в А сами ср-ва, а в П – источники образ-ия.

      (2) Бух. документы и учетные регистры порядок их составления, проверки и обработки.

      Все операции по учету исполнения бюджета д.б. оформлены соответствующими бух. документами, кот. подтверждают в письменной форме факт совершения операции по исполнению бюджета. В фин. органах примен-ся след. бух. документы:

      распоряжение фин. органа о совершении различ. операций по исполнению бюджета:

      годовая роспись бюджета с поквартальной разбивкой,

      справка-уведомление об изменении сметных назначений (от фин. органа ® к глав. распорядителю),

      справка о дохода, поступивших на текущий счет бюджета,

      распоряжение на перечисление средств с текущего счета бюджета (его составляют работники бюджетного отдела и передают в бухгалтерию для оформления платежн. поручений на перечисление средств распорядителям ассигнований),

      заключение о возврате доходов из бюджета (составляется ГНИ).

      Документы, поступающие из вышестоящ. фин. органа — уведомление о взаимн. расчетах. Оно составл-ся когда передается объект финансирования с 1-го бюджета в другой.

      Документы, поступающие из банков — выписки банков о движении средств на счетах бюджета с приложением документов, подтверждающих поступление в бюджет доходов (платеж. поручения н/пл-ков, уведомление о взносе доходов наличными, талоны почтовых переводов и др.). Кр. того, здесь отчеты банков по касс. исполнению бюджета, отчеты банков об остатках средств на текущ. счетах бюджета.

      Документы, поступающие от распорядителей ассигнований — мес. и год. отчетность об исполнении смет.

      Бух. документы по перечислению ден. средств, расчетн. и кредитного характера подписываются руководителем фин. органа и главбухом (или его заместителем). Соответствующая подпись д.б. в карточке банк. подписей. Без этих подписей бух. документы не действительны.

      Поступивш. в бухгалтерию документы проверяются как по форме (наличие всех реквиз. и подписей), так и по содержанию (законность операций, отсутствие арифм. ошибок и т.д.), после чего эти документы приминаются к учету.

      Принятые к учету документы оформляются общим мемориал. ордером (форма 274) по всем операциям за день мемор. ордера, затем регистрируются в книге «журнал — главная» (форма 1Ф).

      Т.е. мемор.-ордерная форма учета.

      БУ операций по исполнению бюжета предусматр.:

      хронологич. регистрацию операций в порядке последовательности оформления их мемор. ордерами.

      систематизацию путем группировки операций на синт. счетах.

      Учет исполнения бюджета ведется в книгах анал. и синт. учетов. Для ведения синт. учета исп-ся «журнал — главн.», где показ-ся дата совершения операций. № мемор. ордера, сумма по ордеру и записи по Дт и Кт соотв. синт. счетов.

      «Журн. — главн.» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключ. балансом за истекш. год. Текущ. записи производятся на основании мемор. ордеров в порядке их составления. Сумма по мемор. ордеру сначала запис-ся в графу «сумма по ордеру», а затем в Дт и Кт соответ-щих субсчетов.

      Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам д.б. = итогу графы «сумма по ордеру».

      2-ой строкой после оборотов за месяц выводится остаток на нач. след. мес. по кажд. субсчету.

      Для текущ. опер. учета исполнения бюджета обобщения данных на синт. счетах недостаточно, поэтому по кажд. синт. счету ведется анал. учет операций. Для ведения анал. учета примен. след. книги:

      «Доходов» (Ф 5-5) — предназнач. для анал. учета доходов в разрезе из видов и источников доходов.

      Книга текущих счетов распорядителей ассигнований и кассю расх. (форма 3-Ф) — предназнач. для анал. учета ассигнований, ден. средств, перечисл. распорядителям ассигн.. касс. расходы в разрезе отдельных распорядителей ассигнований.

      Книга расчетов с др. бюджетами — предназнач. для анал. учета бюджетных ссуд и взаим. расчетов м\у бюджетами в разрезе отд. бюджетов, с кот. возникают расчеты.

      По окончании мес. для контроля за правильностью записей по счетам составл-ся обор. ведомости по кажд. группе субсчетов. Итоги оборотов и остатки по кажд. субсчету оборотн. ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатком этих субсчетов в книге «журнал — глав.». Если эти итоги совпад.. это означ. тождество данных синт. и анал. учета (и можно составлять баланс по исполнению бюджета).

      Основание для составления баланса — сумма остатков. выведен. в книге «журн. — глав.».

      Обработка бух. операций осущ-ся с применением ЭВМ. Мезанизированн. метод БУ основан на едином взаимосвяз. процессе обработки документации по всем разделам учета и составлением баланса в соответствии с итпов. проектными решениями по комплексн. автоматизации БУ исполнения бюджета.

      В условиях комплексн. автоматизации БУ данные синт. и анал. учета отраж-ся в машинограммах предусмотренных типовыми проектными решениями с применением ЭВМ. Машинораммы — регистры синт. и анал. учета, они д.б. надлежаще оформл. и подписаны лицами, ответственными за их выпуск.

      Баланс составл. на осн. данных журн.- гл., где выведены остатки на 1-ое число кажд. мес. по всем синт. счетам, а также на осн. регистров анал. учета и показателей забаланс. счетов. Достоверность данных баланса подтверждается руководителем и Главбухом фин. оргнана.

      Структура баланса едина для всех фин. органов. Этим обеспечивается возможность составления сводн. балансов об исполнении консолидир. бюджетов территорий и в итоге — конс. бюджета РФ.

      Исполнение сметы расх. на содежание фин. органа не отраж-ся в балансе по исполнению соотв. бюджета, а учит-ся на отд. балансе по исполнению сметы расх. фин. органа.

      План счетов необх. для ведения текущ. бух. учета движения средств бюджета. Он утверждается инструкцией МФ РФ.

      Планы счетов — систематизир. перечень счетов текущ. учета, необх-х для отраж-ия операций по исполнению бюджета. Планы счетов различны для фин. органов и ОФК.

      План счетов фин. органов имеет 9 разделов. объединяющих однородные группы счетов. Каждый раздел содержит 1 счет 1-го порядка и, как прав., несколько счетов 2-го порядка. Коды счетов 1-го порядка двузначн., 2-го — трехзначные.

      Тема:Учет доходов и ден. средств фин. органа.

      Документы и док-оборот по учету доходов.

      Орг/ция синт. учета доходов и ден. средств фин. органа.

      Анал. учет доходов и ден. средств фин. органа.

      (1) Документы и док-оборот по учету доходов.

      Учет доходов бюджета — основная задача бухгалтерии по бюджету фин. органа, т.к. он призван обеспечивать контроль за своеврем. и полным поступлением доходов в бюджет. От выполнения плана доходов зависит своевременность и полнота фин-ия в соответствии со сметн. назначением расходной части бюджета.

      Фин. органы ведут БУ доходов только собств. бюджета. ОФК ведут БУ как дох. ФБ, так и налогов, распределяемых м\у бюджетами разных уровней. Терр. ГНИ осущ-ют оператив. учет доходов, поступающих во все бюджеты в разрезе плательщиков и видов доходов.

      Основание для учета доходов — копии бух. документов с отметкой банка об их исполнении и выписки из текущ. счетов соотв. бюджетов. Эти выписки направл. в ОФК, фин. органы и терр. ГНИ ежедневно.

      Осн. документы по учету доходов:

      платеж. поручения на перечисление средств со счета плательщика на счет бюджета. Этот документ оформляется при перечислении налогов и неналог. платежей, уплачиваемых юр. лицами, включая подох. налог с физ. лиц.

      Извещение формы №191 или уведомление формы №430 по приему платежей налич. деньгами — используются при уплате налогов и неналог. платежей, как прав., физ. лицами — плательщиками налогов, исчисленн. НИ-ми (налог на имущество физ. лиц, земел. налог, с наследства, дарения и т.д.)

      Талон почтовых переводов. Используется при уплате платежей через учреждения связи.

      Копии квитанции по форме 24. Выдается сельск. и поселковыми администрациями плательщикам налогов; сопроводит. ведомость №28, составляем для сдачи и пересылки по почте принят. сумм в учреждения банка.

      Платеж. документы по приему налогов налич. деньгами (№191 и 430), составляемые отделениями Сбербанка РФ, в учреждения банков не пересылаются, а направляются центр. отделениями Сбербанка непосредственно в фин. органы одновременно с передачей учреждениям банков плат. поручений на перечисление в бюджет принятых сумм.

      Плат. документы пересылаются в ГНИ вместе с копиями плат. поручений.

      Все документы по уплате налогов в наличной и безналичной форме сначала поступают в фин. орган. Там они проходят обработку, группируются, отражаются в регистрах аналитич. и синтетич. учета, а затем передаются в НИ для оперативного учета. Передача этих документов должна произойти в течение 24 часов после получения из банков, исключение послед. день месяца — д.б. переданы в тот же день.

      Кроме платежных документов в фин. органы предоставляют в налоговые органы и справки о суммах доходов, поступивших за день в разрезе подразделений бюдж. классификации. Эта справка подписывается Глав. бухгалтером фин. органа и по форме соотв. выписки банка.

      остаток на счете с начала года (входящий) в общей сумме и по подразделениям бюджетной классификации,

      сколько поступило или списано со счета за данный день,

      исходящий остаток средств с начала года.

      Все документы в бюджетной бухгалтерии:

      проверяются на предмет правильности по форме и по содержанию (неправильно оформленные документы подлежат возврату в банк для внесения исправлений);

      проверяется правильность выписки из текущего счета путем сличения этой выписки с данными приложенных документов;

      осуществляется группировка документов по видам доходов в разрезе подразделений бюджетной классификации.

      Обработанные документы принимаются к учету.

      (1) Первый этап учета — составление справки о доходах, поступивших за день по форме № 3. Это регистр аналитич. учета.

      Справка — это документ, в котором отражаются все поступившие доходы за каждый день в разрезе отдельных видов по подразделениям БКл включая невыясненные поступления.

      налог на имущество,

      налог на прибыль

      общая сумма по всем документам

      Здесь не делается разноска по бух. счетам. Невыясненные поступления отражаются в этой же справке за суммой ИТОГО. Пишется: «невыясненные поступления».

      Это суммы, принадлежность которых нельзя отнести к какому-либо подразделению БКл. Из-за неправильно составленных документов, где не определен вид платежа или не указан вид бюджета, куда д.б. поступить.

      После этого фин. орган переправляет документы в налоговый орган для оператив. учета.

      (2) Второй этап — мемориальный ордер по форме № 274 — это регистр синтетич. учета, здесь указывается корреспонденция счетов по суммам доходов, поступивших за день. Справка и мемориальный ордер хранятся в бухгалтерии фин. органа, а выписки, плат. документы хранятся в налоговом органе.

      (3) Третий этап — разноска информации в книгу «Журнал-главная» — обобщающий регистр синтетич. учета, на основе кот. составляется баланс соответствующего бюджета.

      (2) Орг/ция синт. учета доходов и ден. средств фин. органа.

      Синтетический учет доходов должен вестись на счетах 1-го и 2-го порядка. Для синтетич. учета доходов в фин. органах применяются счета 1-го порядка (сч.04 — доходы). Он имеет 2 субсчета:

      040 — доходы бюджета

      041 — невыясненные поступления.

      Общее у них то, что оба считаются доходами (даже невыясненные доходы). Они оба пассивные, т.к. источники образования ден. средств соответствующих бюджетов.

      040 счет — основной для учета доходов регион. и местных бюджетов. По кредиту отражаются все доходы бюджета, поступившие в течение фин. года на счета региональных и местных бюджетов в банках. По дебету — возврат доходов, излишне или неправильно зачисленных в соответствующий бюджет.

      Сальдо может быть только кредитовым, т.к. вернуть можно только в пределах поступивших доходов ? сальдо показывает чистый пассив доходов, поступивший с начала года за вычетом возврата.

      041 — отражаются суммы, внесенные в банк, назначение которых неясно, из-за неточно составленного документа нельзя определить вид дохода и бюджет, куда должно быть зачисление.

      Порядок работы с невыясненными документами: фин. орган в течение 1 месяца должен разбираться — определить вид дохода и бюджета, если это сделать не удалось, то они зачисляются в доходы данного бюджета. т.е. с 041 счета на 040 счет в «прочие неналог. доходы».

      Также поступают с суммами, поступившими в декабре. Этот месячный срок не соблюдается, и если установить принадлежность до 31 декабря не удалось, то зачисляют в доходы бюджета на 040 счет, т.к. остатка по 041 счету не начало года не должно быть.

      Кроме отражения доходов на 04 счете они отражаются на счете 01 «денежные средства» в активе. Это счет первого порядка, кот. имеет ряд субсчетов:

      013 — средства бюджета в учреждениях банков на финансирование кап. вложений.

      На основе выписки с текущего счета из банка и платежных документов, фин. орган:

      (1) Дт 011 Кт 040 . При поступлении невыясненных сумм — Дт 011 Кт 041 (в течение 1 месяца).

      (2) Возврат доходов из бюджета: (порядок возврата сейчас) излишне поступившие суммы платежа или переплата

      См. Инструкцию ГНС «О порядке ведения в ГНИ оперативного — бух. учета налогов, сборов, пошлин и др. обязательных платежей» № 26 от 15 апреля 1996 г.

      О зачете переплаты в зачет недоимки по др. платежам,

      О необходимости возврата из бюджета.

      Возврат доходов по счетам юр. лиц, а также зачет переплат по одним налогам в зачет недоимок по другим — по расчетным чекам гражданам наличными деньгами; по именным чекам по почте.

      На счетах бух. учета операции по возврату доходов отражаются только после исполнения банком чека на возврат переплат и передачи выписки банка вместе с чеком и вторым экземпляром заключения «О наличии переплаты» в фин. орган. При этом делается запись Дт 040 Кт 011.

      (3) Операции по невыясненным суммам: Дт 011 Кт 041. Два варианта:

      Если они принадлежат нашему бюджету, то они должны быть списаны с 041 счета и зачислены по 040 счету (Дт 041 Кт 040), та же запись делается даже если не установлена принадлежность, а они зачислены на «прочие неналоговые доходы».

      Если установлено, что данные суммы не принадлежат нашему бюджету, то они должны быть перечислены по принадлежности др. бюджету ? фин орган выписывает платежное поручение на перечисление этой суммы в доходы др. бюджета Дт 041(п) Кт 011(а)

      Все операции должны быть отражены в книге «Журнал-главная» Ф 81ф. Записи на основе данных мемориальных ордеров производятся в разрезе счетов 2-го порядка. При этом в книге указывается дата совершения операции, № мемориального ордера, сумма по ордеру, сумма разносится по Дт и Кт счетов.

      Форма №5-ф. Основанием для записи в эту книгу является справка о доходах Форма №3 и мемориальные ордера. Книга «Доходы» открывается оглавлением, в котором за определенным видом доходов закрепляется определенная строка книги и определяется код БКл. (на основе бюдж. росписи) и им присваивается № строки. Книга доходов построена по принципу шахматки.

      Книга состоит из 2-х частей: левой и правой. В левой части учитываются кредитовые обороты. т.е. поступления.. Правая предназначена для учета дебитовых оборотов по 040, 041 счетам (не отражается 011!), т.е. это возврат доходов, либо зачет переплат по одному виду доходов в зачет недоимок по др. По счету 041 — отдельная строка для невыясненных сумм. По окончании месяца в книге подсчитываются итоги оборотов по кредиту и по дебиту по каждому виду доходов и выводится остаток на 1 число следующего месяца. Кредитовый оборот за каждый день. дебитовый за месяц.

      На основе этого фин. органы составляют сводные ежедневные.

      Тема:УЧЕТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА НА СЧЕТА РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ АССИГНОВАНИЙ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА.

      (МЕСТ. И РЕГ. БЮДЖЕТА)

      Методы финансирования из бюджета. Распорядители.

      Учет расходов бюджетов.

      (1) Методы фин-ия из бюджета. Распорядители.

      Роспись составляется только фин. органами разных уровней, она д.б. составлена до 1 января нового фин. года, в течение 10 дней после утверждения бюджета. (Сводная смета » бюдж. роспись — это положение БК РФ, кот. составляет распорядитель бюдж. ассигнований, а фин. орган составляет сводную роспись).

      Роспись — основной документ, на основе кот. идет финансирование Р.

      По Д части роспись составляется в разрезе основных видов налогов и неналоговых Д. Роспись по Р составляется в разрезе каждого распорядителя бюдж. ассигнований; в разрезе статей эк. классификации Р. Роспись составляется в поквартальном разрезе. Основой для составления годовой росписи являются сводные сметы распорядителей ассигнований. Итоги сводных смет должны полностью соответствовать утвержденному бюджету и по квартальному распределению Д и Р, кот. утверждаются в виде приложения к бюджету.

      1) изменение показателей прогноза соц-эк. развития страны и показателей эк. целевых программ, под которые выдаются средства.

      3) направление на дополнительное расходование свободных остатков бюджетных средств на начало года (планового) и сумм превышения доходов на расходами образованных в ходе исполнения бюджета. Условие: должно быть принято решение представительного органа власти о внесении изменений.

      Методы финансирования из бюджета.

      Раньше 2 метода:

      1) метод открытия кредита,

      2) метод перечисления средств на текущие счета распорядителей бюджетных ассигнований.

      В настоящее время применяется только (2). (1) применялся до 90 г., для тех кто был на фед. бюджете.

      Сегодня для всех учреждений, состоящих на любых бюджетах, используется (2).

      Метод открытия кредита — суть: это разрешение Минфина, выданное учреждениям банка, занимающихся кассовым исполнением, на финансирование распорядителей кредита (сейчас ассигнований). Суть: юр. и фактическое право расходовать бюджетные средства возникали одновременно с принятием бюджета и моментом открытияч кредита (т.е. выдача расходного предписания банку на финансирование раходов). При этом перечисление средств со счета бюджета на счета распорядителей ассигнований не производилось.

      Сейчас в условиях системы жесткогжо дефицита этот метод запрещен.

      Метод перечисления средств на текущие счета распорядителей бюджетных ассигнований. Здесь юр. и фактическое право расходования средств во времени разорвано. Юр. право для распорядитлей бюджетных ассигнований возникае когда все сметы утверждены (сводные и индивидуальные). Но это не означает, что можно сразу получить средства a фактическое право расходования появляется тогда, когда фин. оргкны перечислят ден. средства с текущего счета бюджета на текущие счета распорядителей ассигнований по платежным поручениям.

      Сегодня финансирование осуществляется помесячно, т.е. через месячные лимиты.

      Получив бюджетные средства, главные распорядители обязаны разассигновать подведомственным организациям на их текущие счета полученные срвдева. Финансирование плановых расходов следующего за отчетным месяцем производится в меру освоения ассигнований предыдущего месяца на основе представленной отчетности распорядителям ассигнований.

      Ответственность за разассигнование средств со счетов ФБ на текущие счета несут ЦБ, РКЦ и уполномоченные банки главного распорядителя. А затем средства идут на текущие счета нижестоящих бюджетных организаций.

      Распорядители ассигнований — это руководители п/й и организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными по бюджету ассигнованиями.

      По БК РФ — это само предприятие, а не его руководитель. (Выписать определение ) .

      Распорядители ассигнований по объему предоставленных им прав делятся на:

      Рег. и мест. бюджеты

      Министры, руководители централ. ведомств

      Руководители департаментов (управлений) соответствующих органов власти

      2) нижестоящие, имеющие подведомственные организации

      Начальники управлений (департамента) внутри Министерства

      3) нижестоящие не имеющие .

      Руководители бюджетных организаций или коммерческого п\я, но зависит от ведомственной подчиненности

      e.g. ректор ВУЗа — всегда фед. подчинение

      e.g. директор школы с рег. подчинением

      Фин. органы перечисляют средства главным распорядителям ассигнований:

      1) на их собственные расходы;

      2) для перевода подведомственным организациям.

      Главный распорядитель разассигновывает нижестоящим не имеющим подведомственных организаций средства только на собственные нужды.

      I. Главные РБА имеют право:

      1) рассматривать и утверждать сметы расходов подведомственных орг/й и составлять сводные сметы,

      2) передвигать в установленном порядке бюджетыные ассигнования между отдельными подразделениями БКл в пределах предоставленных прав,

      3) отзывать полностью или частично со счетов подведомственных орг/й переданное им финансирование,

      4) передавать средства от одной подведомственной орг/ии другой в пределах расходов по группе однородных орг/й, по которой составляются общие сметы.

      II. Нижестоящие, имеющие подведомственные орг/и, обладают таким же набором прав (кроме 1; 2).

      III. Нижестоящие РБА не имеющие . имеют право только на расходование средств по своей смете.

      (2) Порядок и учет перечисления ден. c редств фин. органами на тек. счета распорядителей ассигнований.

      Основной документ для перечисления средств — роспись с изменениями и отчетности для финансирования.

      У региональных и местных бюджетов юр. и фактическое право не совпадает. В расходной части бюджета утверждены бюджетные ассигнования (бюджетные назначения расходов). Бюджетные ассигнования могут быть синонимом бюджетных назначений по расходам. Но бюджетные ассигнования не являются ден. средствами, предоставленными из бюджета на расходы распорядителей ассигнований.

      Бюджетные ассигнования (БА) определяют лишь предельные размеры финансирования, которые могут быть изменены в ходе исполнения бюджета, только в установленном законом порядке. При этом ден. средства в пределах уточненных бюджетных ассигнований могут быть и не перечислены.

      Для учета БА предусмотренным по рег. и мест. бюджетам на расходы , оплачиваемые через учреждения банка, а также для учета последующих изменений, внесенных в годовую роспись и сводную и индивидуальные сметы, применяется забалансовый счет 130.

      Счет 140 применяется для учета тех же ассигнований, но для финансирования капвложений. Впервые счет 130 и 140 открываются в начале года после утверждения бюджета и росписи доходов и расходов на всю годовую сумму с поквартальным распределением.

      Открытие 130 счета — возникновение юр. права. Фактическое право — после фактического перечисления средств с текущего счета бюджета на текущие счета РБА.

      Перечисление средств должно осуществляться на основе определенных документов. Сначала должно быть составлено распоряжение на перечисление средств с текущего счета рег. и мест. бюджета по форме №5, его составляет сотрудник бюджетного отдела фин. органа за подписью начальника бюджетного отдела или департамента и передают в бухгалтерию по бюджету.

      Работник в распоряжении определяет перечень РБА и в какой сумме. При этом определяются №№ счетов в банках, куда должны быть перечислены средства и указываются подразделения БКл, куда должно быть отнесено это финансирование. Это делается на основании 1) бюджетной росписи с учетом внесенных изменений и 2) результатов анализа отчетности РБА в учетом использования ранее выделенных средств.

      Суть проверки в том, что суммы в форме №5, которые подлежать финансированию должны быть сверены бухгалтером фин. органа на сверенность сумм квартальных ассигнований не покрытых бюджетными средствами по данным регистра аналитического учета формы №3-Ф «Книга текущих счетов РБА и кассовых расходов».

      Лимит ассигнований на счетах 130 и 140, а бюджетные средства — это средства, которые перечислены на текущие счета ассигнований. В случае, если работник бюджетного департамента допустил ошибку, т.е. суммы в Форме №5 больше остатка непокрытого бюджетными средствами, то бухгалтерия отправляет эту форму в бюджетный дапартамент для внесения изменений и производит перечисление средств в пределах остатка непокрытого бюджетными средствами. На основе формы №5 (исправлений) составляются платежные поручения. Производить перечисление без составления формы №5 запрещается.

      Для учета операций: по плану счетов на балансе регион. и мест. бюджета для учета сумм, перечисленных на счета РБА применяется счет 014 и 013. Эти счета активные.

      Для учета сумм, перечисленных на текущие счета главных РБА, на оплату расходов, предусмотренных по бюджетной росписи, имеется счет 014 — всех расходов за исключением капвложений.

      Счет 013 — для учета сумм, перечисленных на текущие счета РБА для финансирования расходов по кап. строительству.

      Счет 014 — текущие счета РБА по местному бюджету (и для региональных).

      Счет 013 — «средства бюджета в учреждениях банка на финансирование капвложений и др. мероприятий».

      Счет 014 и 013 открываются в фин. органе. Кредит этих счетов — списание ден. средств с текущих счетов РБА при списании расходов. Дебит — увеличение ден. средств РБА.

      1) При перечислении средств на текущие счета РБА на оплату текущих расходов и части капитальных за исключением капвложений: Д 014 — К 011,

      2) Перечисление денежных средств на текущие счета РБА на финансирование капвложений Д 013 — К 011,

      3) Отзыв средств с текущих счетов РБА на текущий счет МБ: Д 011 — К 014 и Д 011 — К 013.

      Порядок финансирования: т.к. дефицит стал достоянием и рег. и мест. бюджетов, финансирование их производится в пределах квартальных назначений, но помесячно после того, как фин. орган получит отчет от главного РБА «О фактическом освоении ранее выданных средств» и при условии полного освоения выдается новая сумма.

      Средства, перечисленные главному РБА, подразделяются на:

      1) денежные средства, оставляемые на нужды возглавляемой главным РБА организации,

      2) ден. средства, направляемые для перевода подведомственным организациям и на централизованные мероприятия.

      Синтетический учет перечисленных средств ведется в книге «Журнал-главная» Форма №1-Ф, а аналитический учет — в форме №3-Ф «Книга текущих счетов РБА и кассовых расходов».

      Форма №3-Ф предназначена для аналитического учета как финансирования так и кассовых расходов в разрезе главных РБА.

      Каждому РБА открывается как минимум 2 и максимум 3 лицевых счета.

      1) На первом счете отражается движение сумм БА, предназначенных на покрытие расходов организации, которые возглавляет главный РБА, а также движение сумм денежных средств, фактически перечисленных или отозванных с текущих счетов главных РБА. (130; перечисленных или отозванных Д-К 014).

      2) Отражается движение сумм БА, предназначенных для перевода подведомственным организациям и на финансирование централизованных мероприятий, а также сумм фактически перечисленных для перевода подведомственным организациям (130; Д-К 014).

      3) Он может и не быть. Отражается движение сумм ассигнований, предусмотренных на капвложения, а также сумм фактически перечисленных, либо отозванных по счету «финансирование капвложений» (140; Д-К 013).

      Каждый месяц в форме №3-Ф определяется остаток по каждому лицевому счету каждого РБА и БА, непокрытых бюджетными средствами. (графа 11)

      Остаток по графе 11 = суммы квартальных назначений по бюджетной росписи (сч. 130 или 140) — суммы предоставленных средств распорядителю БА (Д 014 или Д 013) + отозванные средства (если средства отозваны) (К 014, 013).

      Остаток показывает лимит бюджетного финансирования до конца квартала, т.к. эту сумму фин. орган может доперечислить в пределах фин. квартала.

      (3) Учет расходов бюджетов.

      Расходы делятся на: кассовые и фактические.

      Кассовые расходы — это суммы денежных средств, выданные со счетов бюджета главным РБА либо наличными деньгами, либо в безналичном порядке путем платежных поручений или дают сведения по перечисленным средствам, а фактически использованные средства не показывают. Фин. органы учитывают только кассовые расходы.

      Фактические расходы — этой действительные затраты за счет средств бюджета, включая начисленные ( e.g. зарплата, стипендия). Они учитываютсяя только самими РБА по месту из осуществления. Фин. органы, не учитывая фактические расходы, получают о них информацию в виде месячной, квартальной, годовой отчетности от главных РБА об использовании бюджетных средств.

      Синтетический учет расходов ведется на счете 020 «Расходы бюджета». Счет активный. На нем в течение всего финансового года учитываются кассовые расходы на основании:

      * отчетов главных РБА об исполнении смет расходов или смет доходов и расходов.

      * сведений банков о финансировании капвложений,

      * платежных поручений фин. органа по финансированию некоторых видов расходов, непосредственно с текущего счета местного бюджета.

      На счете 020 учитываются кассовые расходы организаций, финансирование которых принято не данный бюджет в порядке взаимных расчетов. С этого счета по кредиту списываются кассовые расходы организаций, финансирование которых передается другим бюджетам в порядке взаимных расчетов.

      1) при получении отчетов от главных РБА — Д 020 — К 014,

      2) при получении отчетов из банков по фактическим расходам по капвложениям Д 020 — К 013.

      3) Д 020 — К 011 ( e.g. дотация, которая выдается нижестоящему бюджету) т.е. расходы списываютсяя непосредственно со счета 011 по платежному поручению фин. органа.

      Аналитический учет расходов ведется в книге форма №3-Ф. Он ведется в разрезе 3-х лицевых счетов по каждому РБА.

      Кассовые расходы произведенные непосредственно с текущего счета мест. бюджета учитываются по каждому подразделению БКл.

      Тема: УЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ССУД И РАСЧЕТОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ.

      1) Порядок выдачи, погашения и учета бюджетных ссуд.

      2) Виды расчетов между бюджетами их характеристика.

      3) Организация учета расчетов, возникающих при составлении бюджета.

      4) Взаимные расчеты между бюджетами, организация из синтетического и аналитич. учета.

      (1) Порядок выдачи, погашения и учета бюджетных ссуд.

      Назначение именно краткосрочных ссуд. Причина их использования — при составлении бюджетов возникает кассовый разрыв между доходами и расходами внутри года, это означает, что по году бюджеты сбалансированы, а по кварталам в отдельные периоды времени есть несовпадение. Оно связано с колебаниями роста расходов в связи с сезонными расходами, более выпокий уровень расходов из-за действующего поряка выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы. Для его покрытия сначала используются:

      1) Оборотная кассовая наличность (она должна быть полностью восстановлена к концу бюджетного года). Ее размер фиксирован при составлении бюджета. Если этих средств не хватает, то

      2) краткосрочные бюджетные ссуды.

      Ссуды могут планироваться. По годовым бюджетным назначениям не проходит, а лишь в кварталах возникает. Ссуды выдаются вышестоящим бюджетам на срок не более 1 года в размерах не превышающих необходимых для нормального итсполнения бюджета. Условие — необходимость из погашения до 31 декабря текущего года.

      По субъектам РФ и МБ ссуда выдается для получения нижестоящим органом исполнительной власти (не фин. органом), который выходит с ходатайством в вышестоящий. На основе этого вышестоящий фин. орган определяет правильность заявки, необходимость ссуды. Далее должно быть принято решение вышестоящего органа исполнительной власти. И только после этого на основе этого решения вышестоящий фин. орган выдает ссуду на основе платежного поручения нижест. фин. органа.

      Фин. органы обязаны контролировать своевременность погашения ссуд. В случае несвоевременного погашения бюджетные ссуды могут взыскиваться принудительно, но основание должно быть решение исполнительного органа власти. a Практика невозврата бюджетной ссуды носит катастрофический характер. Может быть отсрочка погашения, но до 31 декабря текущего года она должна быть погашена и принято решение исполнит. органа власти.

      В одном бюджете это могут быть и выданные и полученные. Но у сельского и поселкового не может быть выданных.

      Т.к. по году ссуда не проходит (годовыми бюджетными назначениями), для них не используется счет 040 и 020, а специальные счета. На балансе субъекта РФ и МБ применяется счет 1-го порядка 05 «ссуды выданные и полученные».

      050 — краткосроч. ссуды, полученные из ФБ,

      053 — краткосроч. ссуды выданные и полученные из регион. и мест. бюджетов.

      Субсчет 050 применяется на балансе только субъектов РФ. 053 счет может быть и у субъектов РФ в части только ссуд выданных, а на балансе мест. бюджетов счет 053 только в части ссуд полученных.

      050 и 053 — активно/пассивные счета. В балансе показываются развернуто. Ссуды выданные — активный счет; ссуды полученые — пассивный счет.

      Счет 050 на балансе субъектов РФ может быть только пассивным. По кредиту — ссуды полученные из ФБ, а в дебете — ссуды погашенные фед. бюджету.

      Счет 053 может быть и на балансе бюджета субъектов РФ и мест. бюджетов. В дебете — ссуды выданные бюджетам субъектом РФ или вышестоящим местным бюджетом нижестоящим местным бюджетам; или суммы перечисленные вышестоящим бюджетам в погшение полученной ссуды; по кредиту — ссуды полученные из вышестоящего бюджета и суммы поступившие из нижестоящих бюджетов в погашение выданной ссуды.

      На балансе субъекта РФ 053 счет только активный.

      Местные бюджеты не равнозначны:

      Вышестоящие: городские бюджеты городов; бюджеты районов в городах (с/х)

      ( районные, с/х назначение) « (сельским и поселковым)

      У вышестоящих 053 счет активно/пассивный:

      * передача (выдача) — актив — нижестоящим МБ;

      * получение — пассив — из БСФ

      У нижестоящих МБ — только пассивный.

      1) Баланс субъекта Федерации (областной бюджет):

      а) когда область получает ссуду из ФБ — Д 011 — К 050 (п)

      погашение ссуды — Д 050 (п) — К 011.

      б) ссуда выдается нижестоящим бюджетам — Д 053 (а) — К 011.

      погашение выданной ссуды Д 011 — К 053 (а).

      2) Баланс вышестоящего МБ:

      а) выдача ссуды нижестоящим МБ (сельским, поселковым и районным в городах) Д 053 (а) — К 011

      погашение нижестоящими бюджетами Д 011 — К 053 (а)

      б) получение ссуды от субъекта РФ Д 011 — К 053 (п),

      на суммы, перечисленные субъекту РФ в счет погашения ссуды Д 053 (п) — К 011.

      1) 15 апреля областное фин. управление выдало краткосрочную ссуду гор. бюджету города областного подчинения на 50 ед.

      2) 20 апреля гор. фин. управление перечислило ссуду районному управлению = 15

      3) 1 окт. районный бюджет частично погасил ранее выданную ссуду = 10

      4) 10 окт. городское фин. управление перечислило областному фин. управлению в счет погашения ссуды = 30

      5) 15 дек. районный фин. отдел погасил остаток по ранее выданной ссуде = 5

      6) 25 дек. городское фин. управление перечислило остаток непогашенной ссуды =20.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *