Зеленая карта беларусь штраф

Зеленая карта для поездки в Белоруссию

Предыдущая статья: УТС по КАСКО

Существующая и активно действующая система обязательного автострахования международного уровня на сегодня внедрена в страховые портфели практически любой компании, занимающейся таким видом деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Для этого существует специальное Бюро под названием – «Зеленая карта» (Green card), которое и утверждает все тарифы на данный страховой продукт.

В свою очередь, деятельность Бюро (системы «Green card») на российской территории регулируется, согласовывается и контролируется Минфином Российской Федерации. Еще с 01.01.09 г. Россия подключилась к международной системе автострахования, в составе которой находятся 46 государств.

Нужна ли

Даже если граждане России в 2020 году все еще могут пересекать границу Белоруссии без загранпаспорта и прохождения таможенного контроля, то въезд в эту страну на собственном, доверенном или корпоративном автомобиле все-таки будет проверяться на наличие у водителя страховки обязательного автострахования.

Такая страховка называется «Зеленая карта» и дает возможность перекрыть все расходы на тот случай, если произойдет ДТП с участием российской машины.

Кроме страховки таможенники обязательно также проверят правоустанавливающие документы на автотранспортное средство, водительские права, а также право на допуск к управлению машиной, если водитель не является собственником.

Временно регистрировать авто можно уже спустя 30 дней нахождения на территории соседней страны.

Страховой полис международного образца можно оформить на территории Российской Федерации у любого страховщика, который оказывает такие услуги.

Но даже если вам пришлось выехать срочно, то вы вполне сможете оформить такую страховку, как Зеленая карта на границе с Белоруссией.

Полис представляет собой прототип российского страхового документа, который выпускается подотчетным бланком для обязательного страхования автогражданской ответственности.

В целях безопасности на дорогах не только в России, но также и в соседних иностранных государствах, такой вид страхования просто необходим.

По международным нормам и требованиям такое страхование обязательно и дает следующие гарантии при наступлении страхового случая – ДТП:

  • возмещение ущерба;
  • покрытие расходов на восстановление здоровья после причиненного ему вреда.
  • Таможенные правила проходят все иностранные граждане, пересекающие границу иностранного государства, и Белоруссия – не исключение.

    Однако же для российских граждан граница практически открыта, поэтому таможенный контроль и заполнение декларации для них больше походит на формальность потому, как упрощен. Тем не менее, в отношении обязательного автострахования правила действуют одинаково для всех иностранцев.

    Если иностранец ездит по территории Белоруссии без такой карты, и его остановят сотрудники дорожного патруля, то его могут оштрафовать минимум на 200 долларов.

    Вот почему приобретение такой страховки – это просто необходимость для каждого водителя-иностранца. В случае отказа водителя оплачивать штрафные санкции, его попросту ожидает незамедлительное выдворение из территории Белоруссии.

    Где купить Зеленую карту в Белоруссию

    Чтобы купить обязательный страховой полис международного образца вам необходимо знать, какие именно страховщики аккредитованы для этого. Не каждая страховая компания имеет право по своему произволу заниматься реализацией такого продукта.

    Прежде всего, страховщики, которые являются членом Российского Союза автостраховщиков (РСА) и есть аккредитованными компаниями.

    Затем, необходимо удостовериться, имеются ли у страховщика-брокера или страховщика-агента, предлагающего вам «Зеленую карту», соответствующие доверенности от основного страховщика, разрешающие продавать зеленые карты.

    Можно выделить следующие компании, которые активно и совершенно легально предлагают международный страховой продукт.

    Страховые компании в России, где можно приобрести «Зеленую карту» (с основными адресами главных офисов и рейтингом страховщиков):

    Наименование страховой компании Регистрационный номер лицензии Капитал компании, млрд. руб./Рейтинг компании Адресные данные
    Группа СК «Альфа Страхование» № 2239 47,8/А++ 115162, Москва, ул. Шаболовка, 31,стр. «б».
    СК «21-й век» № 2027 0,5/А+ 191014, Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, 57 «а», лит «А».
    СК «Согласие» № 1307 33,9/А++ 119017, Москва, пер. Малый Толмачевский, 8/11, стр. 3.
    ОАО «Ресо-Гарантия» № 1209 65,3/А++ 117105, Москва, проезд Нагорный, 6.
    Компания «Росгосстрах» № 977 129,9/А++ 140002, МО, Люберцы, ул. Парковая, 3.
    Страховой дом «ВСК» № 621 37,7/А++ 121552, Москва, ул. Островная, 4.
    СГ «Московская страховая компания» (МСК) № 461 11,1/А+ 127006, Москва, ул. Долгоруковская, 40.
    СК «Росно) (Альянс) № 290 24,7/А++ 115184, Москва, наб. Озерковская, 30.
    Компания «ЖАСО» № 263 13/А++ 105066, Москва, ул. Доброслобоская, 19.
    ЗАСО «Эрго Русь» (ERGO) № 177 5.2/А+ 191060, Санкт-Петербург, пер.Кваренги, 4 (Смольный).

    Стоимость полиса «Green card» по российским меркам всегда обновляется ежеквартально.

    Перерасчет каждый раз производится и утверждается Министерством финансов РФ. И, тем не менее, эта методика оказалась не такой эффективной из-за постоянных колебаний курса Евро и доллара.

    Вот почему в России Правительством было принято решение обновлять ценовой порог полисов международного перемещения автотранспорта ежемесячно.

    Цена на такой полис формируется на основании трех важнейших факторов:

  • Срок, в период которого должен действовать полис, определяется, начиная от 15 дней и заканчивая 12 месяцами.
  • Тип (категория) транспорта, который следует застраховать – всего существует 7 типов:
    • легковое авто;
    • прицепы к легковым авто;
    • грузовики или тягачи;
    • прицепы к грузовикам;
    • пассажирские автобусы;
    • мототранспорт;
    • техника для сельского хозяйства и строительства.
    • Территория действия полиса:
      • программа «Все страны»;
      • продукты страхования только для трех стран – Украины, Молдовы и Беларуси.
      • Международное обязательное автострахование так же подчинено правилам установки базовых тарифов для определения стоимости полисов, как и российские полисы ОСАГО.

        Тарифы определяются строго российским Центральным Банком, а окончательные цены утверждаются Минфином РФ. По состоянию на 15.01.16 г. цены действуют до 14.02.16 г. и представляют собой следующую таблицу сведенных данных по срокам действия полиса «Зеленая карта» для белорусской территории.

        Цены полиса «Зеленая карта» для въезда в Белоруссию (на период 15.01.16-14.02.16 гг.):

        Дешевле всего покупать такой страховой продукт на территории России – так обойдется страхователю международный полис дешевле.

        Оформление на границе с Белоруссией, у передвижных брокеров, выйдет несколько дороже, ведь такие агенты возьмут еще дополнительную плату за свои услуги.

        Поэтому меньше всего заплатят за страховой полис «Зеленая карта» те граждане, что заранее позаботились о его приобретении. И дороже всего карта обойдется тем российским гражданам, которые вынуждены срочно выехать в Белоруссию и оформлять документ на границе с этой страной.

        Как оформить

        Когда покупается автополис обязательного гражданского страхования из системы «Green card», то указывается страна, в которую собирается въезжать будущий его владелец. Это требование является одним из главных условий покупки продукта.

        А причиной тому является сам факт того, что полис будет полноценно работать только по тем правилам, которые установлены в той стране, в которую будет осуществлен въезд. То же самое можно сказать также и о нормах и правилах выплат компенсаций.

        Эти регламенты будут осуществляться исключительно в рамках законодательства иностранного государства, куда владелец полиса будет въезжать.

        Поэтому во избежание возможных ошибок или некачественного оформления такого полиса, следует покупать его только в офисе самой страховой компании, а не у сомнительных представителей с улицы.

        Есть основные способы, каким образом можно сегодня оформить зеленую карту для поездки на автомобиле в Белоруссию:

      • через страховую компанию, явившись непосредственно в ее офис заранее перед поездкой – личное присутствие;
      • обратившись к официальным агентам известных страховщиков, чьи торговые точки располагаются прямо вдоль трасс и автодорог по России;
      • воспользовавшись услугами миниатюрных офисов реализации полисов от известных страховых компаний, которые работают круглосуточно у придорожных кафетериев или заправочных станциях;
      • на границе у мобильных брокеров, которые готовы предложить услуги различных страховых компаний.
      • У передвижных офисных брокеров, которые заполняют бланки полисов ручным способом лучше не покупать «Green card», ведь так повышается риск ошибок, которые могут допустить машинально страховые агенты.

        Также стоит обратить внимание на цену полиса «Зеленая карта», которая приобретается в приграничных зонах. Такой страховой продукт, скорее всего, на 1000 рублей будет стоить дороже. Обычно столько берут за свои услуги брокеры.

        Судебная практика по поддельным полисам ОСАГО описывается здесь.

        Пакет необходимых документов

        Для оформления автомобильной «Green card» на российской территории понадобиться приготовить заранее копии и оригиналы следующего пакета бумаг:

      • Национальный паспорт гражданина РФ.
      • Возможен для предъявления также и иной документ, который удостоверяет личность.
      • Документы на авто для физических и юридических лиц:
        • ПТС;
        • свидетельство, подтверждающее регистрацию автомобиля;
        • технический паспорт автотранспортного средства;
        • иногда могут запросить диагностическую карту, подтверждающую своевременно пройденный техосмотр авто.
        • Дополнительный документ для юридических лиц – свидетельство о регистрации юридического лица.
        • Заполненный бланк заявления с просьбой выдать международный полис.
        • На случай утраты купленного полиса всегда можно обратиться к тому страховщику, который его продавал. В таких случаях просто делается дубликат «Зеленой карты».

          Для этого потребуется:

        • Продиктовать по телефону или лично сотруднику страховой компании номер Грин карты.
        • Составить вместе со специалистов компании соответствующее заявление.
        • Если полис был испорчен, а не утрачен, тогда предъявить компании испорченный вариант.
        • Только после этого вам выдадут дубликат. В случае утраты страхового документа за пределами России, страхователю необходимо сразу же обратиться в представительство того страховщика, в котором покупалась «Зеленая карта».

          Если же такого представительства на территории Белоруссии нет, тогда следует отправить заявление на получение дубликата по почте (можно и по электронной почте для более быстрого решения вопроса).

          Желательно при этом письменно обратиться в полицию Белоруссии и заявить о пропаже документа, чтобы получить соответствующую справку.

          Для получения такой справку может быть понадобиться копия потерянной бумаги (поэтому желательно иметь при себе также и копию карты).

          Можно еще использоваться последний шанс, который не всем удобен – это вернуться обратно в РФ, получить дубликат и вновь въехать в Белоруссию.

          Заявление

          Заявление для получения Грин карты может быть заполнено от руки на специальном бланке, который выдается сотрудником страховой компании, а может – оформляться через онлайн заявку.

          Это зависит от сервиса, точнее, насколько страховщик расширяет свои сервисы для клиентов. Как правило, крупнейшие компании раздают такие бланки не только в своих территориальных офисах, но также и выкладывают бланк для скачивания на своем сайте, или, же подключают услугу заполнения анкеты через онлайн-сервисы.

          Таким образом, у вас три варианта доступа к такому заявлению:

        • получение в офисе при личном обращении к специалисту страховой компании;
        • скачать оригинал бланка с сайта страховщика;
        • заполнить онлайн-форму анкеты-заявки на сайте страховщика.
        • Стандартный бланк первичного документа при оформлении автополиса «Зеленой карты» обычно поделен на 5 основных частей:

          1. Персональные и контактные данные страхователя.
          2. Сведения об автомобиле, подлежащем страхованию на международном уровне.
          3. Указание территории, где автомобиль должен использоваться и быть застрахованным.
          4. Дополнительные сведения об использовании, функциональном назначении Грин карты.
          5. Подтверждение согласия страхователя на то, чтобы все те данные, которые он предоставил страховой компании, обрабатывались в должном качестве и не были использованы в ненадлежащем виде с учетом применения способов конфиденциальности.
          6. Заверяется документ владельцем автомобиля – физическим лицом. В случае же страхования от имени юридического лица, заявление подписывается уполномоченным для этого представителем предприятия.

            В самой последней строчке обязательно должна проставляться отметка страховщика в виде прописи номера страхового сертификата (полиса). А возле номера полиса ставится еще одна подпись страхователя – клиента, владельца уже полученной Грин карты.

            Только здесь не забудьте соблюсти одно важное условие – подпись о получении полиса на бланке заявления следует ставить только после того, как вы получили на руки документ, а не перед этим.

            Порядок оформления онлайн

            Чтобы оформить полис в режиме онлайн на сайте того или иного страховщика, нужно лишь заполнить заявку, подождать положительного решения на электронную почту, оплатить стоимость продукта и получить сам полис на почту.

            Однако перед заполнением заявки вам изначально потребуется рассчитать стоимость полиса. Поэтому смелой заходите на любой сайт, находите в мену ссылку с названием «Зеленая карта» (Green card), а затем, сразу рассчитайте цену продукта.

            Обычно сразу после получения результата о стоимости страховки, сервис предлагает сразу же анкету заявки для оформления продукта. Поэтому такое оформление, в принципе, не должно создавать лишних проблем.

            Оплата во время оформления производится обычно через банковскую карту или платежную систему онлайн.

            После получения денег на свой счет компания сразу же обязана вам прислать готовый полис на электронную или обычную почту, а также же получить документ самовывозом, в зависимости от того, какой способ получения вы будете указывать в заявке.

            Штраф за отсутствие полиса

            Как уже отмечалось, штраф в Белоруссии без зеленой карты составляет 200 долларов в минимуме, что по сегодняшнему курсу составляет, в свою очередь, около 180 Евро и 15400 русских рублей. Максимум такой штраф может взиматься в сумме – 1114,40 долларов (1000 Евро и 85700 рублей российских).

            Однако кроме наказания в виде денежных санкций применяются и иные методы наказаний:

          7. Арест (задержание) автомобиля до тех пор, пока не оформиться надлежащая международная страховка. В этом случае уже придется оформлять полис ОСАГО только по правилам и стоимостным расценкам, действующим на территории иностранного государства, где находится машина.
          8. Занесение водителя в «черный список штрафников». В этом случае таких водителей лишают возможности въезжать либо на Шенгенскую территорию, либо на территорию трех стран бывшего СНГ – Молдовы, Украины и Белоруссии.
          9. Можно даже попасть в тюрьму в Белоруссии. Но для россиян такая мера наказания применяется редко.
          10. Следует отметить, что на практике именно в Белоруссии наказанием, которое часто применяется к российским водителям, служит именно штраф в размере 200 долларов.

            Причем, если в полисе будут допущены ошибки, тогда эта сумма также будет взиматься со штрафника. Ведь полис с ошибками признается недействительным, а значит, несуществующим.

            Вот почему лучше всего оформлять такие документы в проверенной страховой компании, заранее и на территории России.

            Получение Зеленой карты для поездки в Белоруссию должно продумываться заранее. Если вы хотите существенно сэкономить на покупке.

            Однако при поездке в срочном порядке в эту страну, есть возможность купить Грин карту на границе с Белоруссией. Только приготовьтесь заплатить за нее примерно на 1000 рублей больше.

            При оформлении документа предоставляется обычный пакет документов, который предназначен для оформления ОСАГО на территории РФ.

            Размеры базовой ставки ОСАГО в СК Макс смотрите на странице.

            Условия страхования по программе Мини КАСКО в Росгосстрахе рассматриваются в этой информации.

            Видео: Зеленая карта Часть 1. Как правильно оформлять полис

          11. В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
          12. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
          13. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

          14. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
          15. Позвоните на горячую линию:
            • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
            • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
            • Регионы — 8 (800) 222-69-48
            • ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

              Штраф за страховку в Беларуси

              Штрафам за езду без страховки или, выражаясь юридически грамотно – за эксплуатацию транспорта «без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», посвящено четыре пункта статьи 18.20 Кодекса об Административных правонарушениях.

              Отсутствие страхового договора карается так:

            • Обычный гражданин, не заключивший договор страхования, уплатит в бюджет 5 базовых величин. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель будет оштрафован за это же на 15 базовых.
            • Если незастрахованный автомобиль окажется виновником ДТП, то сумма для физического лица возрастает до 10 базовых, юрлицу или ИП придется уплатить 25 базовых.
            • Приведенные выше суммы взыскиваются с лица управлявшего транспортным средством. В каждом пункте предусмотрена только одна величина штрафа, замена его на другой вид наказания законом не предполагается.

              Но предусматривается ответственность за допуск к дорожному движению незастрахованного транспорта.

              1. Владелец или ответственное лицо, разрешившее эксплуатацию авто без страховки, наказывается штрафом от 4 до 25 базовых.
              2. Также предусмотрена ответственность в 20 базовых для транспорта, зарегистрированного за пределами РБ, при отсутствии действительного в Беларуси договора страхования.
              3. Отсутствие страховки к числу тяжких нарушений ПДД не относится, но и снисхождения за него, т.е. предупреждения, ожидать не стоит. Очевидно потому, что не оформить страховой договор нечаянно или по стечению обстоятельств невозможно.

                Стоит ли экономить на обязательной страховке – каждый решает самостоятельно. Цена страхового полиса зависит от четырех факторов:

                • Места приписки авто – зависит от прописки (регистрации) хозяина
                • Типа и марки транспорта, объема двигателя
                • Страхового периода;
                • Возраста и стажа водителя.
                • По сочетанию всех факторов, стоимость может колебаться от 127,5 до 5100 рублей. За безаварийную езду полагается скидка. А количество штрафов за езду без полиса не ограничено.

                  С 1 января 2020 года физические лица при управление транспортным средством без страховки наказываются штрафом:

                • 127,5 бел.руб. (5 БВ) – если страховки нет совсем;
                • 255 бел.руб. (10 БВ) – если страховки нет совсем и совершено ДТП;
                • 510 бел.руб. (20 БВ) – если страховки нет совсем, а транспортное средство, зарегистрировано заграницей;
                • до 51 бел.руб. (до 2 БВ) или предупреждением – если страховка есть, но страхового свидетельства при себе нет.
                • Юридические лица при управление транспортным средством без страховки наказываются штрафом:

                • 382,5 бел.руб. (15 БВ) – если страховки нет совсем;
                • 637,5 бел.руб. (25 БВ) – если страховки нет совсем и совершено ДТП.
                • Без «Зеленой карты» — красный свет

                  Если случится настоящая авария — будет не до шуток. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

                  По государственному велению

                  Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев появилось в Беларуси в 1999 году. Дебаты про необходимость «автообязаловки», само собой, были. Но даже ярые противники оценили преимущества новой системы.

                  Указом президента было создано Белорусское бюро по транспортному страхованию. Республиканская ассоциация объединила организации, которым дали право работать с обязательными страховками. Бюро несет ответственность, чтобы соблюдались правила оценки ущерба и сроки выплат.

                  С той поры без ОСАГО даже во дворе своего дома рулить нельзя — штраф больше трех тысяч рублей. Без полиса автомобиль не поставят на учет в ГАИ, да и техосмотр не пройдешь. Максимальная сумма возмещения — десять тысяч евро. К иностранной валюте выплаты и взносы «привязали» из-за инфляции. Вред оценивают по курсу в день, когда случилось ДТП.

                  По своему хотению

                  Страховка «АвтоКаско» в Беларуси — самый распространенный вид добровольного страхования. Сохранено главное преимущество — виновник аварии тоже может получить компенсацию. Хотя были предложения им выплаты отменить совсем.

                  Многие водители оформляют комплексный договор внутреннего страхования, который сочетает в себе обязательную «автогражданку» и некоторые виды «АвтоКаско».

                  ОСАГО — один ответ на семь дорожных бед

                  Система обязательного автострахования действует в России уже тринадцатый год

                  Большой плюс этого вида страхования, что лимит на компенсационные выплаты не установлен. «Потолок» для страхового возмещения ущерба – реальная стоимость ремонта или авто, если он не подлежит восстановлению.

                  Понятно, что цена «АвтоКаско» значительно выше — в среднем в шесть раз, чем обязательная.

                  Аферисты не дремлют

                  Страховки разрешено оформлять только шести конторам: «Белгосстраху», «Белкоопстраху», «Белнефтестраху», «Белэксимгаранту», «Промтрансинвесту» и «ТАСКу». Они дорожат репутацией, поэтому поддельных страховок в Беларуси нет.

                  Проблемы создают сами автовладельцы — это банальное мошенничество с добровольными страховками, которое наносит многомиллионные убытки. Устраивают подставные ДТП и поджоги, продают или разбирают машины на запчасти.

                  Многие помнят громкий случай, когда популярный шансонье Виктор Калина пытался получить страховку за угнанный в Москве автомобиль. Как выяснилось на суде, машину он продал в Россию. Причем не в первый раз — подобную аферу он успел провернуть чуть раньше. За мошенничество певца посадили на 5,5 лет.

                  Чтобы выехать за пределы страны, в том числе и в Россию, белорусам нужно оформлять международный договор страхования «Зеленая карта». Штраф за езду без такой страховки приличный — 14 тысяч рублей.

                  Белорусам предлагают три типа страхования для выезда за границу. Первый вариант, он же самый дорогой, — оформить «Зеленую карту» во все страны-участницы международной системы страхования. Но дешевле застраховать машину для выезда в конкретную страну. Чаще всего, конечно же, покупают карты для поездок в Россию.

                  Что нужно знать россиянам, въезжающим в Беларусь

                  1. При въезде в Беларусь водитель должен иметь договор страхования «Зеленая карта». Она будет стоить: для легкового автомобиля на 15 дней — 10 евро, на месяц — 15.

                  На сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию btib.org в режиме онлайн можно подсчитать, сколько придется заплатить за страховку.

                  2. Если заранее купить полис не успели, прямо на границе можно оформить договор пограничного страхования. Он обойдется дороже «грин-карты»: на 15 дней — 17 евро, на месяц — 25.

                  3. Важный момент: страхователем может быть только собственник авто.

                  4. Купить «Зеленую карту», как и оформить договор пограничного страхования, можно на срок от 15 дней до одного года.

                  5. Оплатить можно в евро и долларах, российских или белорусских рублях по курсу.

                  Леонид Можейко, член Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

                  — ОСАГО — оптимальная система страхования. За семнадцать лет работы системы особых нареканий у автовладельцев не было. Всю рутину на себя берет страховая. Ущерб возмещают быстро: за пятнадцать рабочих дней. Каждый год сумма платежа снижается на десять процентов (максимальный размер скидки может достигать 50 процентов — ред.).

                  Перемен в «автогражданке» пока не ожидается, введения единой системы страхования в Союзном государстве, увы, тоже. Но уверен, что в будущем мы все равно придем к общему страховому пространству. Пока у нас сильно отличаются подходы. Так, в Беларуси оформляют полис «автогражданки» только шесть государственных компаний. В России особых ограничений нет. Поэтому развелось много «левых» фирм, которые просто разводят людей на деньги.

                  Последствия управления авто в Беларуси и Польше без «Зеленой карты»

                  Соглашение о международной системе страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» устанавливает обязанность стран-участниц контролировать наличие действительных страховых полисов автогражданской ответственности. В преддверии отпускной пары автовладельцам важно вспомнить требования страхового законодательства.

                  В 1949 году международная конференция автостраховщиков в Лондоне приняла рекомендации Экономического и Социального совета ООН и официально основала Совет Бюро автостраховщиков с штаб-квартирой в Лондоне.
                  В 1951 году состоялось первое официальное собрание Совета Бюро, участники которого одобрили модель Соглашения между национальными бюро стран — участниц системы и приняли единые стандарты «Зеленой карты».

                  Соглашение о «Зеленой карте» вступило в силу с 01.01.1953. Согласно ему страховой полис автогражданской ответственности, выданный в любой стране — участнице, действителен на территории другой страны — участницы.
                  В систему входит около 50 стран. Одна из ее участниц — Республика Беларусь.

                  Таким образом, Соглашение ставило целью упростить порядок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае пребывания за рубежом.

                  Согласно п. 1 и 2 приложения 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автоперевозок (СР.4), принятой Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, в каждой стране правительство официально признает одну-единственную организацию, создаваемую уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового бюро.

                  Согласно п. 4 данной Резолюции «Зеленая карта», действительная для посещаемой страны, свидетельствует о наличии страхового покрытия ответственности перед третьими лицами в случае ДТП, причиной которого стал водитель, проезжающий через страну. Такое страхование является обязательным.

                  С этой целью страны — участницы соглашения обязались контролировать наличие договора обязательного страхования «Зеленая карта» либо договора внутреннего обязательного страхования гражданской ответственности у всех прибывающих в страну и находящихся в стране автовладельцев. В Республике Беларусь такие функции в пределах компетенции выполняет Госпогранкомитет, ГАИ, Транспортная инспекция .

                  В соответствии с п. 4.2 Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совета Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающей заявку на вступление в ассоциацию, должен действовать закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

                  В Республике Беларусь, как участнице ассоциации, подобный договор обязаны заключить все автовладельцы .

                  При выезде транспортного средства, зарегистрированного за границей, за пределы Республики Беларусь водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь страховой полис (страховое свидетельство, страховой сертификат, действительный на территории Республики Беларусь) .

                  Если транспортное средство используется в дорожном движении на территории Республики Беларусь без заключения договора страхования или дольше срока его действия, водитель привлекается к административной ответственности. При этом договор страхования не заключается.

                  Административную ответственность за подобное нарушение предусматривает п. 4 ст. 18.20 КоАП. В частности, участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности влечет штраф в размере
                  от 10 до 20 базовых величин. На сегодня это от 245 до 490 руб.

                  В случае выезда в государства — члены системы «Зеленая карта» транспортного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу должностному лицу территориального органа пограничной службы страховой сертификат, выданный белорусским страховщиком и действительный в этих государствах.

                  При отсутствии страхового сертификата и отказе водителя заключить договор страхования «Зеленая карта» с белорусским страховщиком транспортное средство с территории Республики Беларусь не выпускается.

                  Административная ответственность водителя в этом случае не предусматривается. На территории нашей страны зарегистрированные в ней автомобили используются при наличии не «Зеленой карты», а договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

                  Вместе с тем, если автомобиль все же выедет за пределы Республики Беларусь без такого договора либо срок его действия закончится во время нахождения за пределами Республики Беларусь и водитель не приобретет новую «Зеленую карту», схожие меры ответственности применят к нему и за рубежом.

                  В Польше функции контроля в рассматриваемой сфере Закон от 22.05.2003 «Об обязательном страховании, Фонде страховых гарантий, Польском бюро страховщиков» (далее — Закон Польши) возложил на Пограничную таможенную службу, Дорожную полицию, Транспортную инспекцию, Фонд страховых гарантий, Инспекцию охраны окружающей среды и иные органы, уполномоченные контролировать дорожное движение. При этом размеры санкций, установленные ст. 88 Закона Польши, отличаются от белорусских в несколько раз.

                  Так, в случае нарушения штраф составит:
                  — для легковых автомобилей — 2 минимальных размера оплаты труда Республики Польша;
                  — грузовых автомобилей и автобусов — 3 минимальных размера;
                  — иных автомобилей — 1/3 минимального размера.

                  Размер штрафа зависит от длительности отсутствия у автовладельца договора «Зеленой карты». В частности, при просрочке:
                  — до 3 дней — уплачивается 20% полного размера штрафа;
                  — от 4 до 14 дней — 50% штрафа;
                  — свыше 14 дней — 100% штрафа.

                  Вместе с тем штраф могут уменьшить лишь дорожные службы при выявлении нарушения в процессе движения, а не пограничные и таможенные службы в момент выезда из Республики Польша . При выявлении же нарушения таможенными и пограничными службами Польши при выезде из Республики Польша штраф придется уплатить на месте в полном размере.

                  Правда, часть штрафа могут вернуть по письменному заявлению автовладельца, адресованному в Фонд страховых гарантий Республики Польша. К письменному заявлению необходимо приложить оригинал экземпляра «Зеленой карты», чтобы на основании ее сроков можно было сделать вывод о наличии страховки и периоде ее просрочки.

                  Штраф могут вернуть и в полном размере, если автовладелец заключил, но не имел с собой договора «Зеленая карта», срок действия которого включал весь период нахождения в Польше . Подобная возможность актуальна, если автовладелец потерял «Зеленую карту» или перезаключил договор на новый срок на следующий день после истечения срока действия предыдущей «Зеленой карты» и в этот же день попал под контроль.

                  Кроме того, согласно ст. 94 Закона Польши Фонд страховых гарантий по заявлению автовладельца вправе уменьшить сумму штрафа, учитывая исключительно трудную материальную, имущественную или жизненную ситуацию обязанного лица. Фонд может освободить от уплаты штрафа в полном размере либо в части, а также предоставить льготу по уплате.

                  Механизм контроля в Польше схож с белорусским. Так, согласно ст. 89 Закона Польши, если лицо, управляющее автотранспортом, зарегистрированным за пределами Польши, при въезде на ее территорию не представит «Зеленую карту», пограничные или таможенные органы не позволят этому транспортному средству пересечь границу. Исключение составит ситуация, когда владелец автомобиля приобретет «Зеленую карту» прямо на границе.

                  Если водитель иностранного транспортного средства, покидая территорию Польши, не представит документ о заключении договора страхования, действительный включительно до дня выезда, пограничный или таможенный контроль не позволит пересечь данному автомобилю границу без штрафа (таблица). В случае отсутствия денежных средств водителю придется оставить автомобиль на хранении на границе.

                  Размеры штрафов в Польше за отсутствие «Зеленой карты» в 2020 году

                  Просрочка Градация платы, % Размер штрафа, злотые
                  легковые автомобили грузовые автомобили
                  и автобусы
                  иные автомобили
                  До 3 дней 20 840 1260 140
                  От 4 до 14 дней 50 2100 3150 350
                  Более 14 дней 100 4200 6300 700

                  Водитель иностранного транспортного средства в ходе проверок на территории Польши обязан представить уполномоченному органу документ, подтверждающий заключение перед проверкой договора страхования «Зеленая карта». Если этого не сделать, регистрационное свидетельство вернут только при условии уплаты штрафа и представления заключенного договора «Зеленая карта».

                  В соответствии со ст. 11 приложения 1 к вышеупомянутой Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (СР.4) в каждой стране, правительство которой приняло эту Рекомендацию, «Зеленая карта», составленная в соответствии с одним из образцов, признается без выполнения других формальностей. Не потребуется также уплачивать какие-либо сборы в качестве доказательства факта страхования, отвечающего законодательству этой страны об обязательном страховании автогражданской ответственности перед третьими лицами.

                  В силу п. 7.4 Внутреннего регламента Совета Бюро все «Зеленые карты» считаются действительными по крайней мере в течение 15 дней с даты начала их действия. В случае если у карты меньший период действия, Бюро, которое санкционировало ее выдачу, должно гарантировать страховое покрытие на срок 15 дней от начала ее действия. В форме бланка страхового сертификата, удостоверяющего заключение договора страхования «Зеленая карта», в качестве начала срока действия указывается только конкретный календарный день. Время суток в полисе не указывается .

                  В завершение напомним: выезжая за рубеж, следует учитывать все возможные риски. Принимайте решение о длительности страхового покрытия с учетом как длительности поездки, так и различных форс-мажорных обстоятельств.

                  Кроме того, исходя из лимитов страхового покрытия, установленных в стране будущего пребывания, целесообразно задуматься о наличии, помимо «Зеленой карты», еще и дополнительного договора добровольного страхования транспортного средства.

                  Зелёная карта — Часто задаваемые вопросы

                  Мы собрали для вас ряд наиболее часто задаваемых вопросов связанных с оформлением и использованием страхового полиса «Зелёная карта».

                  Когда и для чего нужна «Зелёная карта»

                  От чего защищает полис «Зелёная карта»

                  Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории стран системы «Зелёная карта».

                  Почему российское ОСАГО не действует за рубежом

                  «Зелёная карта» защищает только тех, кто выезжает за рубеж.

                  Если бы распространить ОСАГО на все страны-члены международной системы страхования «Зелёная карта», то стоимость полиса ОСАГО пришлось бы повысить для всех российских водителей.

                  Однако за рубеж на своих машинах ездит пока очень маленькая доля наших соотечественников — получилось бы, что за них платят все остальные. Это было бы несправедливо.

                  Поэтому, пока российский полис «Зелёная карта» продается отдельно.

                  Не стоит забывать и тот факт, что страховая сумма (лимит выплат) по ОСАГО ничтожно мал по сравнению с «Зелёной картой», когда эти суммы будут равны, тогда и стоимость «Зелёной карты» для россиянина приблизится к нулю.

                  Нужна ли «Зелёная карта», если есть договор КАСКО

                  КАСКО, ОСАГО и «Зелёная карта» — это, как говорят в Одессе, три большие разницы. 🙂

                  КАСКО защищает ваш собственный автомобиль от различных повреждений, а ОСАГО и «Зелёная карта» защищают всех тех, кому вы можете причинить вред при управлении автомобилем (им будет выплачена компенсация, предусмотренная местными законами). При этом ОСАГО и «Зелёная карта» защищают и самого водителя, т.к. ему не придется самостоятельно оплачивать ущерб, который он может причинить другим.

                  ОСАГО действует на территории России, а «Зелёная карта» — за границей, на территории всех стран-членов международной системы страхования «Зелёная карта».

                  В какие страны можно выехать из России без полиса «Зелёная карта»

                  Не все страны, с которыми Россия имеет границу, являются членами международной системы страхования «Зелёная карта».

                  «Зелёная карта» это европейская система — во всех странах, с которыми граничит Россия в Европе, действует полис «Зелёная карта», а любой водитель должен застраховать свою ответственность.

                  Страны Азии, с которыми граничит Россия, не являются членами системы «Зелёная карта» и этот полис на их территории не действует. Это Казахстан, Монголия, Китай…

                  Чтобы въехать на территорию азиатских стран, водителю, как правило, надо купить полис местного ОСАГО.

                  Проверяют ли «Зелёную карту» на границе

                  Наличие полиса «Зелёная карта» у российского водителя при выезде из России обязаны проверять таможенные органы. Процедура проверки проста: водитель обязан указать номер и срок действия «Зелёной карты» в Таможенной декларации на вывоз транспортного средства и предъявить полис «Зелёной карты» вместе с декларацией для проверки.

                  При отсутствии «Зелёной карты» водителю придется вернуться в Россию к ближайшей точке продаж страховок.

                  Могут ли проверить «Зелёную карту» за границей

                  Порядок контроля наличия у иностранных водителей полиса «Зелёная карта» устанавливается местным законодательством и может незначительно отличаться.

                  Во-первых: «Зелёную карту» могут проверить (и иногда это делают!) иностранные пограничники (таможенники) — при отсутствии полиса водителя без разговоров развернут обратно в Россию.

                  Во-вторых: наличие полиса «Зелёная карта» проверяет местная дорожная полиция. Последствия отсутствия полиса при проверке могут быть самыми печальными — штраф, арест автомобиля до предъявления полиса, занесения водителя в «черный список» с дальнейшим запретом на въезд в страны Шенгенского соглашения.

                  Обязательно полис «Зелёная карта» понадобится при любом ДТП, даже если российский водитель в нем не виноват.

                  Какие последствия отсутствия «Зелёной карты» за границей

                  Последствия отсутствия полиса «Зелёная карта» за рубежом могут быть самыми печальными:

                • Штраф. Сумма штрафа зависит от страны и может быть очень внушительной — тысяча ЕВРО и более!
                • Задержание автомобиля до устранения нарушения — до предъявления действующего полиса. Надо иметь в виду, что купить россиянину полис «Зелёной карты» нельзя — можно купить альтернативную страховку в виде местной ОСАГО, что также может стоить очень недешево. К тому же такой полис можно купить далеко не везде — возможно, за ним придется ехать в другой город (без автомобиля это может стать серьезной проблемой).
                • В некоторых европейских странах езда без полиса «Зелёной карты» считается серьезным административным правонарушением и может даже привести к аресту водителя. Водитель, допустивший езду без полиса, будет, скорее всего, внесен в так называемый «черный список» и ему будет временно запрещен въезд в страны Шенгенского соглашения.
                • Самым печальным может стать ДТП по вине водителя, у которого нет полиса «Зелёной карты». В некоторых странах такое нарушение считается уголовным преступление и может повлечь даже тюремное заключение водителя. Кроме того, водитель будет обязан самостоятельно компенсировать потерпевшим весь причиненный им ущерб. В случае причинения вреда жизни или здоровью суммы вреда в европейских странах могут быть астрономическими (выплаты по отдельным случаям лечения достигают миллионов ЕВРО!).
                • Нужна ли «Зелёня карта» для получения визы

                  При подаче документов на получение визы в ряде стран существует требование о предоставлении полиса «Зелёной карты», действующего на период поездки в страну. Такое требование предъявляется только в случае, если планируется въезд в страну, выдающую визу, на собственном автомобиле.

                  Требуют полис «Зелёной карты» в визовых центрах следующих стран: Австрия (посольство), Венгрия, Италия, Испания, Латвия, Норвегия, Словакия, Чехия, Франция.

                  Внимание: Список может быть не полным!

                  «Зелёная карта» для поездки в Финляндию

                  Условия страхования «Зелёная карта» одинаковы во всех странах, которые входят в Международную систему «Зелёная карта», а цены на страховки — разные.

                  В России введены две категории «Зелёных карт»:

                • для территории действия «Украина, Республика Беларусь и Республика Молдова»
                • для территории действия «Все страны системы „Зелёная карта“»
                • Для поездки в Финляндию необходимо купить «Зелёную карту» с территорией действия «Все страны системы „Зелёная карта“». К сожалению, приобрести полис «Зелёная карта», который бы действовал только на территории Финляндии или только на территории скандинавских стран невозможно.

                  Сколько раз можно выезжать за границу в течение срока действия полиса «Зелёная карта»

                  Количество пересечений границы в течение срока действия полиса «Зелёная карта» никак не ограничено.

                  Можно выехать за границу на весь срок действия полиса или выезжать и возвращаться хоть каждый день.

                  Например, компании-перевозчики, которые регулярно совершают рейсы за границу, как правило, покупают полис «Зелёная карта» со сроком действия один год. В течение этого года они многократно выезжают за границу без каких-либо ограничений.

                  Важно помнить, что вернуться из-за границы нужно обязательно до окончания срока действия полиса, а продлить срок действия «Зелёной карты» невозможно — полис должен действовать в течение всего срока поездки за границу.

                  Покупка полиса «Зелёная карта»

                  Кто может купить полис «Зелёная карта»

                  Страхователем по договору страхования может являться любое юридическое или дееспособное физическое лицо, независимо от наличия у указанного лица интереса в сохранении транспортного средства (в частности, от наличия права собственности на него), гражданская ответственность за использование которого подлежит страхованию по договору страхования. При этом страхователь может и не являться гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, зарегистрированным в Российской Федерации.

                  Какие нужны документы для оформления полиса

                  Необходимые документы и порядок их предоставления страхователем определены в Правилах страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта».

                  Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику заявление о заключении договора страхования по форме согласно Приложению 1 к настоящим правилам, а также следующие документы:

                • паспорт или иное удостоверение личности (если договор страхования заключается физическим лицом);
                • свидетельство о регистрации юридического лица (если договор страхования заключается юридическим лицом);
                • один из документов о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или аналогичный документ).
                • Страхователь по соглашению сторон вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора страхования.

                  Страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику, а также за представление заведомо ложных сведений и (или) недействительных документов.

                  Какие документы выдаются при оформлении полиса «Зелёной карты»

                  При покупке сертификата (полиса) «Зелёная карта» страхователю подлежат передаче следующие документы:

                  1) Сертификат «Зелёная карта» (первые 3 листа).

                  При выдаче страхователю сертификата «Зелёная карта» страховщик (его представитель) оставляет себе 4 лист сертификата.

                  2) Правила страхования.

                  3) В случае оплаты страховой премии наличными деньгами — оригинал квитанции о получении наличных денежных средств (форма А-7).

                  4) Памятка водителю, выезжающему в страны действия «Зелёной карты».

                  Все документы передаются страхователю в день уплаты им страховой премии по договору страхования. Днем уплаты страховой премии считается или день уплаты страхователем страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

                  Заявление о заключении договора страхования, заполненное страхователем, остается у страховщика (его представителя).

                  Как выбрать страховую компанию

                  В России продавать свои полисы «Зелёной карты» имеют право только 12 компаний. Фактически продажами в настоящий момент занимаются только 11 из них.

                  Правила страхования «Зелёной карты» у всех абсолютно одинаковы. Изменение условий, предусмотренных указанными Правилами, при заключении договора страхования не допускается.

                  Стоимость полиса «Зелёная карта» также единая для всех компаний или страховых посредников.

                  Выполнение обязательств по полисам «Зелёная карта» всеми компаниями жестко контролируется на международном уровне и обеспечивается соответствующими вкладами и договорами перестрахования. Таким образом, при покупке «Зелёной карты» надежность всех этих компаний можно считать одинаково высокой.

                  Есть ли разница, где купить (в компании или у посредников)

                  В принципе, никакой разницы между покупкой полиса «Зелёной карты» непосредственно в офисе страховой компании или у посредников (например, на бензоколонке) нет.

                  Условия страхования и цены везде должны быть одинаковы. Если кто-то завышает стоимость на «Зелёную карту», то он нарушает законодательство.

                  Единственная разница в том, что в офисе компании вам точно не попадется мошенник с поддельным полисом. Покупая полис у посредника, не забудьте убедиться в наличии у него доверенности от страховой компании на право реализации полисов. Доверенность должна быть оформлена надлежащим образом и всегда быть у посредника с собой.

                  Можно ли купить «Зелёную карту» уже за границей

                  Нет, купить полис «Зелёная карта» за границей на российскую машину нельзя. Это запрещено Внутренним регламентом Международного Бюро «Зелёная карта». Страховые компании каждой страны-члена системы «Зелёная карта» имеют право продавать полисы только на машины, зарегистрированные в их странах.

                  Например, иностранец в России не сможет купить наш полис «Зелёная карта» — ему придется купить полис ОСАГО. Такая же ситуация и для россиян за границей — купить «Зелёную карту» нельзя, но можно купить местное ОСАГО.

                  Иностранный полис ОСАГО дает право на передвижение по территории той страны, где он выпущен. В некоторых странах (например, Польше) местное ОСАГО действует и на территории стран ЕС.

                  Цены на местное ОСАГО в большинстве европейских стран выше, чем на российскую «Зелёную карту». Дешевле — в Польше, Белоруси и на Украине (цены могут меняться).

                  Можно ли найти «Зелёную карту» подешевле

                  На всей территории России установлены единые цены на полисы «Зелёная карта».

                  Купить полис «Зелёная карта» на российский автомобиль за рубежом нельзя — это запрещено Внутренним регламентом Международного Бюро «Зелёная карта».

                  Срок действия полиса

                  Договор страхования «Зелёная карта» заключается не менее чем на пятнадцать календарных дней и не более чем на один год.

                  Таким образом, если водитель выезжает за границу даже на несколько часов, он обязан купить полис «Зелёная карта» сроком на 15 дней. Это не придумка российских страховщиков, это международная практика.

                  Аналогично, если водитель выезжает за границу на 16 дней (многие именно так планируют свой отпуск), то придется купить полис «Зелёная карта» сроком на 1 месяц, т.к. тарифов на 16 дней не существует.

                  Возможно, что последняя несправедливость и будет со временем устранена, а вот ожидать сокращения минимального срока страхования (15 дней) не стоит.

                  Надо ли вписывать водителей в полис

                  Водителей (лиц, допущенных к управлению ТС) в полис «Зелёная карта» вписывать не надо. Автомобилем с «Зелёной картой» может управлять любой водитель, имеющий водительское удостоверение соответствующей категории и разрешение от собственника ТС.

                  Соответственно, стоимость «Зелёной карты» не зависит от возраста или стажа водителей.

                  Надо ли покупать «Зелёную карту» на прицеп к легковому автомобилю

                  Вопрос весьма актуальный — ведь по российскому ОСАГО прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам, не подлежат страхованию.

                  Согласно Правилам страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта»: подлежит страхованию «любой прицеп, сцепленный или нет, но только в том случае, когда такое устройство или прицеп подлежат обязательному страхованию в стране, в которой оно используется.»

                  Таким образом, обязательность приобретения полиса «Зелёная карта» на прицеп к легковому автомобилю определяется законодательством той страны, в которую водитель с этим прицепом поедет.

                  Насколько известно автору, во всех странах, кроме России, страхование ответственности за прицеп к легковому автомобилю обязательно. Следовательно, покупать полис «Зелёная карта» на прицеп к легковому автомобилю нужно обязательно. Успокаивает только то, что стоит такой полис относительно недорого.

                  За сколько дней до поездки можно купить полис

                  Полис «Зелёная карта» продается максимально за 30 дней до начала срока страхования (до даты предполагаемого выезда за границу).

                  Иногда полис «Зелёная карта» нужен ранее, чем за 30 дней до поездки (например, в некоторых консульствах он требуется для получения визы).

                  Чтобы получить полис «Зелёной карты» ранее 30 дней до намеченной поездки можно предложить следующие варианты действий:

                • Обратиться за приобретением полиса «Зелёной карты» в центральный офис какой-либо из страховых компаний, продающих «Зелёную карту» — скорее всего вам пойдут навстречу и продадут «Зелёную карту» на требуемые даты. Страховые посредники (брокеры и агенты) продать такую «Зелёную карту» не смогут. Чтобы не терять время лучше сперва выяснить этот вопрос по телефону — следует иметь в виду, что были отмечены случаи, когда по телефону компании соглашались выписать такой полис, но по приезде в офис отказывались это делать.
                • Приобрести полис «Зелёная карта» с началом срока действия ранее предполагаемой поездки. После подачи документов на получение визы откзаться от страховки (см. Примечание внизу) с возвратом части премии. В данном случае потери страхователя составят 30% от стоимости полиса «Зелёная карта», но порой иного варианта найти невозможно. Естественно, потом приобретается полис «Зелёная карта» с теми сроками, которые действительно необходимы для поездки.
                • «Зелёная карта» со скидкой (дешевле)

                  Возможно, Вы открыли уже не первую страницу из списка найденных поисковиком по запросу «Зелёная карта со скидкой» и теперь удивляетесь, почему же собственно скидок нигде и нет. Вполне понятно Ваше желание снизить стоимость «Зелёной карты» при покупке Вашего полиса. Однако…

                  Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством цены (тарифы) на «Зелёную карту» устанавливаются Российским Союзом Автостраховщиков по согласованию с Минфином и являются обязательными для всех страховых компаний России.

                  Любое упоминание о скидках по «Зелёной карте» в интернете отслеживается, а к посреднику, разместившему такую рекламу, сразу применяются санкции. Поэтому найти в интернете рекламу о скидках по «Зелёной карте» практически невозможно.

                  Изменение, утрата, порча и прекращение полиса «Зелёная карта»

                  Что делать, если в полисе допущена ошибка

                  Сертификат «Зелёная карта» должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. В случае неправильного заполнения бланк сертификата «Зелёная карта» должен быть признан испорченным.

                  В случае ДТП по вине держателя сертификата «Зелёная карта», выданного страховщиком, страховщик несет ответственность за причиненные в результате такого ДТП убытки согласно требованиям системы «Зелёная карта», независимо от того корректно был заполнен сертификат «Зелёная карта» или нет.

                  Что делать при утрате полиса (выдача дубликатов)

                  Никто из нас не застрахован от различных неприятностей — полис «Зелёной карты» может быть потерян, украден или с ним случится еще какая-нибудь неприятность.

                  Страхователь имеет право на бесплатное получение дубликата сертификата «Зелёная карта» в следующих случаях:

                • сертификат «Зелёная карта» утрачен;
                • сертификат «Зелёная карта» испорчен.
                • При этом страхователь в обоих случаях обязан написать заявление о выдаче дубликата сертификата «Зелёная карта», а в случае, если сертификат испорчен, еще и вернуть испорченный сертификат «Зелёная карта» страховщику.

                  Для выдачи дубликата сертификата «Зелёная карта» страховщик проводит проверку факта выдачи утраченного или испорченного сертификата «Зелёная карта». и при ее положительном результате выдает страхователю дубликат сертификата «Зелёная карта».

                  Данные, заполняемые страховщиком в дубликате сертификата «Зелёная карта», должны полностью соответствовать данным, содержащимся в утраченном (испорченном) сертификате «Зелёная карта».

                  Что делать, если полис «Зелёная карта» утрачен за границей

                  К сожалению, действенного механизма восстановления полиса «Зелёная карта» при его утрате (потере или кражи) за рубежом не существует.

                  Теоретически существуют три пути:

                  1. Найти в стране пребывания филиал российской страховой компании, в которой был куплен полис «Зелёная карта». Такой подход возможен для ряда европейцев, которые застрахованы в крупных страховых компаниях, имеющих филиалы во многих странах. Российские страховщики пока филиалов в Европе не имеют.

                  2. Получить дубликат полиса «Зелёной карты» в России, а потом привезти его в страну, где находится автомобиль.

                  3. Направить заявление о выдаче дубликата полиса по почте в страховую компанию, в котором попросить прислать дубликат за рубеж. Учитывая скорость работы нашей почты, ответа придется ждать несколько недель.

                  Какие изменения нужно вносить в полис

                  В период действия договора страхования «Зелёная карта» страхователь обязан незамедлительно сообщить в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования.

                  При изменении следующих сведений (если они отражены в заявлении о заключении договора):

                • Фамилия или имя (наименование) страхователя;
                • адрес (местонахождение) страхователя;
                • государственный регистрационный номер транспортного средства, если это было не связано с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу;
                • номер кузова, номер двигателя или идентификационного номера (VIN) транспортного средства;
                • категория транспортного средства,
                • в случае выдачи государственного регистрационного знака взамен регистрационного знака «ТРАНЗИТ», страховщик обязан выдать страхователю новый сертификат «Зелёная карта» в течение одних суток с даты возвращения страхователем ранее выданного сертификата «Зелёная карта».
                • Страхователь должен вернуть в страховую компанию ранее выданный сертификат «Зелёная карта». Непредставление страхователем ранее выданного сертификата «Зелёная карта» возможно исключительно в случае его утери страхователем или исключительно по согласованию со страховщиком.

                  При этом для выдачи страхователю нового сертификата «Зелёная карта» страховщик проводит проверку факта выдачи сертификата «Зелёная карта» страхователю и при ее положительном результате выдает страхователю новый сертификата «Зелёная карта» с учетом измененных сведений.

                  Об изменении сведений страхователь подает страховщику заявление. При этом к заявлению прилагаются документы, подтверждающие изменения ранее поданных сведений страховщику (за исключением случаев изменения адреса (местонахождения) страхователя).

                  К таким документам, в частности, относятся:

                • в случае изменения фамилии или имени страхователя — физического лица — копия паспорта гражданина Российской Федерации (или иного документа, удостоверяющего личность (перечень возможных документов, удостоверяющих личность, содержится в разделе 2.1 настоящих пособий)) или свидетельства о заключении брака,
                • в случае изменения наименования страхователя — юридического лица — копия свидетельства о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц,
                • в случае изменения государственного регистрационного номера транспортного средства, если это было не связано с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу, — копия паспорта транспортного средства, или свидетельства о регистрации транспортного средства, или технического паспорта, или паспорта самоходной машины, или аналогичного документа,
                • в случае изменения номера кузова или номера двигателя транспортного средства — копия паспорта транспортного средства, или свидетельства о регистрации транспортного средства, или технического паспорта, или паспорта самоходной машины, или аналогичного документ,
                • в случае изменения категории транспортного средства — копия паспорта транспортного средства, или свидетельства о регистрации транспортного средства, или технического паспорта, или паспорт самоходной машины, или аналогичного документ.
                • Страховщик также обязан выдать страхователю новый сертификат «Зелёная карта» в течение одних суток с даты возвращения страхователем ранее выданного сертификата «Зелёная карта» в случае, если страхователем выявлены ошибки в заполнении выданного страхователю сертификата «Зелёная карта». В случае выявления страховщиком ошибок в заполнении выданного страхователю сертификата «Зелёная карта» применяется порядок их исправления, установленный внутренними документами страховщика.

                  В случае изменения государственного регистрационного номера транспортного средства, если это было связано с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу, и в связи с тем, что страхователем по договору страхования может быть любое лицо, независимо от наличия у него интереса в сохранении транспортного средства, страховщик (его представитель) может предложить страхователю переоформить сертификат «Зелёная карта», указав в нем новый государственный регистрационный номер транспортного средства. При этом в случае отказа страхователя от переоформления сертификата «Зелёная карта» страховщик может предложить страхователю расторгнуть договор страхования.

                  В случае изменения категории транспортного средства производится перерасчет страховой премии за оставшийся срок страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в соответствии со страховыми тарифами по страхованию в рамках системы «Зелёная карта».

                  Можно ли заменить автомобиль в полисе «Зелёная карта»

                  Инструкции и нормативные документы в части страхования «Зелёная карта» для всех страховых компаний действительно одинаковы. Такого основания для переоформления полиса «Зелёная карта» как «замена транспортного средства» в инструктивных документах нет.

                  Это вполне логично, ведь «Зелёная карта» фактически привязана к конкретному автомобилю вне зависимости от его собственника или водителя — «Зелёную карту» можно передать (продать) вместе с автомобилем любому новому собственнику или водителю.

                  Таким образом заменить автомобиль в действующем полисе «Зелёная карта» нельзя.

                  К сожалению, вероятно, не получится у Вас и досрочно прекратить договор с возвратом части уплаченной страховой премии — такой возврат предусмотрен только в случае гибели автомобиля, что должно подтверждаться документами о его списании (снятии с учета). Однако я рекомендую Вам все равно обратиться с заявлением о расторжении договора «Зелёная карта» (в связи с прекращением риска — прекращением эксплуатации автомобиля в связи с ДТП) в свою страховую компанию. Жизнь оказывается всегда более многообразной, чем любые инструкции — возможно, что страховщики пойдут Вам навстречу и вернут часть страховой премии. Полученные деньги можно будет потратить, в том числе, на приобретение «Зелёной карты» на новый автомобиль.

                  Можно ли вернуть деньги за «Зелёную карту» если поездка не состоялась

                  Страхователь может получить назад большую часть денег, потраченных на полис «Зелёная карта», в случае, если поездка не состоялась по любой причине. Однако для этого страхователь должен письменно заявить в сраховую компанию об отказе от договора «Зелёная карта» обязательно до начала срока страхования.

                  При отказе страхователя от договора «Зелёная карта» до начала срока страхования (срока действия полиса) страхователю подлежит возврату часть страховой премии за вычетом расходов страховщика в размере 30 % (Тридцати процентов) от размера уплаченной по договору страхования страховой премии.

                  Если заявить об отказе от полиса уже после начала срока страхования (срока действия полиса), то никаких денег страхователю уже не вернут.

                  Можно ли отказаться от договора — расторгнуть его без указания причины

                  На основании статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время (вернуть полис «Зелёная карта» страховщику), если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, иным чем страховой случай (гибель транспортного средства).

                  Правилами страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта» предусмотрено:

                  При отказе страхователя от договора страхования после начала (в период) срока страхования, включая случаи смены собственника транспортного средства, и при условии, что такой отказ не вызван гибелью транспортного средства, отзывом у страховщика лицензии или прекращением права осуществлять операции в рамках системы «Зелёная карта», страховая премия страхователю не возвращается, независимо от того, произошел ли к моменту расторжения договора страхования страховой случай или нет.

                  Что делать с полисом, если сменился собственник автомобиля

                  В случае смены собственника ТС страхователь имеет право (на свой выбор):

                  1. Обратиться к страховщику для внесения соответствующих изменений в полис «Зелёная карта». После внесения изменений указанный полис можно продать новому собственнику автомобиля, который может им пользоваться без ограничений.

                  2. Отказаться от договора «Зелёная карта». При отказе страхователя от договора страхования после начала (в период) срока страхования в случае смены собственника транспортного средства страховая премия страхователю не возвращается, независимо от того, произошел ли к моменту расторжения договора страхования страховой случай или нет.

                  Естественно, выгоден страхователю только первый вариант, который позволяет вернуть ему хоть часть денег, заплаченных страховщику за «Зелёную карту».

                  Можно ли расторгнуть полис «Зелёная карта» после возвращения из-за рубежа

                  После возвращения из-за границы, если срок действия «Зелёной карты» еще не закончился, у некоторых страхователй возникает желание расторгнуть уже ненужную «Зелёную карту» и получить назад часть уплаченной в компанию страховой премии.

                  Например, за границу ездил на один день, а «Зелёную карту» вынужден был купить на 15 дней — еще 14 дней остались неиспользованными.

                  К сожалению, такой возможности у страхователя нет.

                  Точнее — расторгнуть договор (отказаться от договора) можно, но денег назад страховщики не вернут.

                  Часть премии (пропорционально оставшемуся сроку действия полиса) вернут только в следующих случаях:

                • если возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам фактически относится только гибель транспортного средства.
                • отзыва у страховщика лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
                • прекращения права страховщика осуществлять операции в рамках системы «Зелёная карта».
                • При этом под первую позицию (возможность наступления страхового случая отпала) не подпадают:

                • возврат в Россию (вы ведь и снова можете выехать за рубеж, пока не кончился срок «Зелёной карты»);
                • окончание действия визы (можно ведь получить новую визу или выехать в Белоруссию или Украину, куда не требуются визы);
                • поломка машины (ее ведь можно и починить);
                • продажа автомобиля («Зелёной картой» может пользоваться новый собственник).
                • Так что, вернуть деньги, скорее всего, не удастся!

                  Что делать, если срок действия полиса закончился при нахождении за границей

                  Случаи, когда приходится задержаться за рубежом дольше, чем планировалось не редкость. Довольно часто возникают ситуации, когда автопутешественники не смогли вовремя вернуться в Россию и срок действия полиса «Зелёной карты» уже истек.

                  Фактически можно рекомендовать следующие варианты действий:

                  1. Купить полис «Зелёная карта» в России, а потом привезти/переслать его в страну, где находится автомобиль. Полис может купить (выступить страхователем) любое лицо (не обязательно владелец ТС). Оформленный полис можно переслать экспресс-почтой за границу по адресу нахождения автомобиля (отель и т.п.). Вариант наиболее выгоден, когда срок задержки за рубежом большой (например, из-за болезни).

                  2. Купить в стране пребывания полис национального ОСАГО — такой полис заменяет полис «Зелёная карта» только на территории той страны, где он продан. Чтобы доехать до России через несколько стран приедется в каждой из них покупать местный полис ОСАГО. Этот вариант наиболее выгоден, когда надо вернуться из соседней с Россией страны, т.е.надо купить только один полис местного ОСАГО.

                  3. Купить в стране пребывания полис «приграничного страхования ответственности» (в разных странах он называется по-разному) — такой полис может заменить полис «Зелёная карта» на территории ряда европейских стран (страны указываются в полисе). Часто такой полис внешне очень напоминает полис «Зелёная карта» — отличия только в списке стран. Такие полисы довольно распространены в Польше и Литве, но купить их в странах Европы, которые не граничат со странами-не членами ЕС, может быть весьма затруднительно.

                  4. (На перспективу) Найти в стране пребывания филиал российской страховой компании, продающей полисы «Зелёная карта». К сожалению, российские страховщики пока филиалов в Европе не имеют. Полис нельзя купить даже в компаниях одной страховой группы, например в «Альянс» или «ЭРГО».

                  Можно ли изменить сроки действия полиса, если изменились планы на поездку за границу

                  Если кратко, то изменение сроков действия в полисе «Зелёная карта» не предусматривается. Но существуют некоторые варианты для решения указанной проблемы.

                  По «Зелёной карте» (в отличие от ОСАГО) существует единая база данных, куда в определенные сроки должна предоставляться информация обо всех заключенных договорах. Сроки «актуализации» постоянно сокращаются, а за их нарушение предусмотрены большие штрафы. Многие компании уже переходят на on-line заполнение полисов «Зелёная карта» — информация о полисе передается в базу данных в момент выписки полиса.

                  Так вот, если информация о заключенном договоре уже ушла в ЕБД, то никакие изменения в него внести нельзя — это не предусмотрено международными соглашениями по «Зелёной карте» и действующими в России правилами.

                  До актуализации у продавца остается возможность провести такое изменение как исправление ошибки, допущенной при выписке полиса. Стоит иметь в виду, что данные действия законодательством не регламентируются и являются доброй волей продавца (или страховой компании).

                  Стандартный вариант действий для страхователя, который может быть использован в любом случае, при условии, что срок действия полиса «Зелёная карта» еще не наступил:

                • Расторжение заключенного полиса — страховая компания обязана вернуть стоимость полиса за удержанием расходов на ведение дела (сейчас РВД установлены в размере 30%). Расторгнуть полис можно в той компании, где он был приобретен — имейте в виду, что не все продавцы вправе принимать заявление о расторжении договора, скорее всего, придется заехать в офис страховой компании (место, где можно расторгнуть договор и получить деньги, лучше сперва уточнить в компании по телефону).
                • Покупка нового полиса «Зелёная карта» с нужными (исправленными) сроками действия — купить такой полис можно в любой компании и в любом месте.
                • При этом варианте страхователь теряет 30% от стоимости полиса.

                  Действия при страховом случае (в случае ДТП)

                  Для чего нужны три экземпляра полиса «Зелёная карта»

                  Страхователю при заключении договора выдаются три экземпляра сертификата (полиса) «Зелёная карта»:

                • 1-й основной лист сертификата «Зелёная карта», который подтверждает на территории стран системы «Зелёная карта», а также при выезде с территории Российской Федерации наличие страхования;
                • 2-й лист сертификата «Зелёная карта» страхователь должен будет отдать в случае совершения дорожно-транспортного происшествия на территории действия сертификата «Зелёная карта» иному участнику указанного происшествия;
                • 3-й лист сертификата «Зелёная карта» лишь подтверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора страхования и его необязательно брать с собой в поездку.
                • Что делать, если попал в ДТП за границей

                  В случае если Вы попали в ДТП за границей, Вам необходимо предпринять следующие действия:

                • Включите сигнальные огни и выставите предупредительные знаки перед местом ДТП.
                • Сообщите о ДТП в дорожную полицию (Для стран ЕС единый номер для звонков в чрезвычайных случаях — 112).
                • Если есть пострадавшие:
                  • Вызовите скорую медицинскую помощь (для стран ЕС — аналогично пункту 1)
                  • До прибытия экипажа скорой помощи окажите посильную помощь пострадавшим.
                  • По возможности получите контактные данные (телефон) очевидцев, прежде чем они покинут место аварии.
                  • Постарайтесь взять у другого участника/участников европейскую форму Извещения о ДТП (Accident statement) и заполните ее (рекомендации по заполнению см. ниже)
                  • Не подписывайте документы, смысл которых Вам непонятен!
                  • В случае, если не удается заполнить европейскую форму Извещения о ДТП(Accident statement) или получить ее копию, запишите номерной знак (знаки) и марку (марки) транспортных средств (и прицепов, п/прицепов) — участников ДТП.
                  • Передайте другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, отрывную копию своей «Зелёной карты», а при ее отсутствии сообщите номер «Зелёной карты», адрес и номер телефона национального бюро «Зелёная карта» страны, на территории которой произошло дорожно-транспортное происшествие. От другого участника ДТП получите аналогичным способом информацию о его полисе обязательного страхования владельцев ТС.
                  • Рекомендуется сфотографировать место происшествия, транспортные средства — участники ДТП, их повреждения, а также полис другого участника ДТП.
                  • Получите документ дорожной полиции, подтверждающий факт ДТП (если выдача такого документа предусмотрена законодательством страны, в которой произошло ДТП).
                  • Проинформируйте о факте ДТП иностранное Бюро «Зелёная карта» (случаи, когда этого не надо делать, а также телефоны и адреса Бюро смотрите на оборотной стороне Вашей «Зелёной карты»).
                  • Сообщите о факте ДТП в свою страховую компанию.
                  • Сохраните документы, подтверждающие расходы, понесенные в связи с ДТП (В ряде стран, в случае если Вы признаны пострадавшим, Вы сможете требовать возмещения расходов на основании этих документов).
                  • Дополнительную информацию Вы можете узнать в информационном центре РСА по тел. +7 (495) 641 27 87
                  • ДТП в Европе (виноват иностранец) — кто должен возместить ущерб

                    «Зелёная карта» — это страхование ответственности, т.е. по полису «Зелёная карта» выплата производится только тогда, когда наступила ответственность страхователя. Если же ответственность за ДТП лежит на другом лице, то выплат по «Зелёной карте» не производится.

                    В ситуации, когда ДТП произошло за рубежом и в ДТП виноват иностранец, то следует помнить:

                    • Выплаты по российскому полису «Зелёная карта» не производится;
                    • Выплаты по российскому полису ОСАГО не производятся (ОСАГО действует только на территории России);
                    • Могут быть произведены выплаты по российскому договору КАСКО, если в нем есть специальное расширение территории страхования на зарубежные страны (в соответствии с условиями конкретного договора КАСКО);
                    • Должна быть произведена выплата по договору ОСАГО (или «Зелёная карта — без разницы) иностранца-виновника ДТП. Условия выплаты определяются национальным законодательством — аналогично, как иностранец, в которого врезался россиянин в России, получает возмещение в соответствии с российскими законами. Консультации по порядку действий для получения выплаты в конкретной стране можно получить в Российском бюро «Зелёная карта»
                    • ДТП в Европе (виноват иностранец) — порядок получения возмещения

                      В некоторых странах полиция не всегда выезжает на место ДТП (незначительный ущерб), или не всегда оформляет протокол (все равно вызвать полицию необходимо, так как в некоторых случаях при разборе дела проверяется, был ли вызов). Поэтому важно наличие заполненного Извещения о ДТП, подписанного обеими сторонами, фотографий с места ДТП и наличие объяснительных записок об обстоятельствах дела с обеих сторон.

                      Потерпевший должен сам обращаться в страховую компанию виновника. Российская страховая компания, выдавшая потерпевшему полис «Зелёная карта», не имеет юридических оснований для урегулирования таких случаев — только информационная поддержка и консультация.

                      ДТП в Европе (оба участника ДТП — граждане России) — порядок получения возмещения

                      Российские граждане все чаще ездят за границу на своих автомобилях, как следствие могут возникнуть (и порой возникают) ситуации, когда в ДТП за границей происходит с участием двух наших соотечественников. Для таких ситуаций (когда и потерпевший и виновник — граждане России) в правилах страхования «Зелёной карты» предусмотрено специальное условие возмещения.

                    • если в Вас в Финляндии врежется финн, то возмещение будет выплачиваться по финским законам и в пределах страховой суммы установленной финским законодательством;
                    • если в Вас в Финляндии врежется россиянин, то возмещение будет выплачиваться по российскому Закону об ОСАГО (размер возмещения может быть значительно меньше).
                    • Скорее всего, данное положение было введено по просьбе зарубежных правоохранительных органов, чтобы пресечь возможные случаи мошенничества со стороны россиян. Хотя возможны и иные объяснения…

                      ДТП в России (виноват иностранец) — как получить выплату

                      В случае если Вы попали в ДТП в России с участием автомобиля, зарегистрированного в иностранном государстве, Вам необходимо предпринять следующие действия:

                    • Включите сигнальные огни и выставите предупредительные знаки перед местом ДТП если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь»; (03 или 112)
                    • вызовите работников ДОБДД для фиксации факта аварии и полученных повреждений; (02 или 112)
                    • до приезда работников ДОБДД не передвигайте машину с места ДТП;
                    • предъявить другим участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика;
                    • выясните сведения о наличии у других участников ДТП копии полиса «Зелёная карта» и попросите ее для себя. При отсутствии копии полиса «Зелёная карта», запишете номер «Зелёной карты» , а также номер автомобиля;
                    • зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии;
                    • заполнить бланки извещений о ДТП, при отсутствии разногласий в обстоятельствах причинения вреда допускается совместное заполнение 2 водителями одного бланка извещения о ДТП;
                    • запишите все повреждения и обстоятельства аварии до приезда ДОБДД, потом этот лист можно будет попросить приложить к протоколу, при возможности сделайте фотографии места происшествия;
                    • запишите контактные данные свидетелей ДТП;
                    • при составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы, если инспектор не реагирует на Ваши замечания и зафиксировал не все повреждения, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол; желательно, чтобы инспектор сделал запись о возможном наличии скрытых повреждений;
                    • Всем участникам ДТП выдаются справки по форме №748 «Справка о дорожно-транспортном происшествии», потерпевшему выдается копия протокол об административном правонарушении.
                    • В случае если сотрудником ДОБДД установлена виновная сторона то выдается копия либо постановления, либо определения об отказе в возбуждении дела об административном производстве. В случае если виновник не установлен, постановление или определение выдается в группе разбора, время и место проведения которого указывается в протоколе.

                    Если Вы были признаны пострадавшим, после сбора всех необходимых документов Вам необходимо обратиться в информационный центр РСА по телефону: +7 (495) 641 27 87 для получения разъяснений по дальнейшим действиям

                    В случае если вы признаны виновником, возмещение вам не выплачивается ни по ОСАГО, ни по «Зелёной карте» — в таким случае защищает только полис каско.

                    Максимальная выплата по «Зелёной карте» в России

                    Основной принцип построения международной системы «Зелёная карта» в том, что она не содержит иных условий страхования, кроме тех, которые определены законодательствами стран-участников «Зелёной карты». Это означает, что порядок выплаты, определение размера ущерба и лимиты выплат определяются по законам той страны, на территории которой произошло ДТП.

                    В России выплаты по «Зелёной карте» производятся в соответствии с нормами Закона об ОСАГО. Не имеет значения, кто был виновником ДТП: россиянин с полисом ОСАГО или иностранец с полисом «Зелёная карта», выплата будет одинакова.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *