Хищение леса

Рослесхоз разъяснил, что присвоение ветровальной и буреломной древесины — это хищение

Лесной форум Гринпис России опубликовал сообщение «Рослесхоз разъяснил региональным органам управления лесами, что присвоение ветровальной и буреломной древесины — это хищение»:

«Письмом от 25 февраля 2016 года № ЕК-07-54/1985 Рослесхоз разъяснил органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение. Это означает, что любой человек, нарубивший или напиливший, например, дров из лежащих в лесу мертвых деревьев, с точки зрения Рослесхоза является лесонарушителем, и должен быть привлечен к установленной действующим законодательством ответственности. К какой именно — зависит от конкретной ситуации и от толкования законов конкретными должностными лицами.

Под мелким хищением (административным правонарушением — ст. 7.27 КоАП РФ) понимается хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса (к нашему случаю из них может относиться только одна — ст. 158), и если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. В этом случае предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Уголовный кодекс РФ понимает под хищением «совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества» (ст. 158 УК РФ). Согласно этой статье, Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Принципиальным отличием мелкого хищения (административного правонарушения) от кражи (преступления) является наличие ущерба, причиненного собственнику. С точки зрения здравого смысла, присвоение кем бы то ни было мертвой древесины, лежащей в лесу, ущерба государству обычно не наносит — государство никак эту древесину не использует, и даже в определенных случаях рассматривает ее как «захламление» (пункт 115 Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 № 182). Но постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» предусматривает исчисления размера ущерба от присвоения (хищения) древесины буреломных и ветровальных деревьев.

Таким образом, если буквально понимать разъяснение Рослесхоза, постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 и статью 158 Уголовного кодекса РФ, каждого человека, самовольно нарубившего дров из лежащей в лесу мертвой древесины (будь то житель отдаленной деревни, не имеющий возможности легально выписать себе дрова или не знающий, как это делается, или участник какой-либо экспедиции, или организатор детского палаточного лагеря и т.д.), надо привлекать к ответственности именно за кражу — с наказанием в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Такое отношение законодателей и органов управления лесами к традиционным лесным правам и нуждам граждан может привести только к конфликтам между работниками леса и населением, или к пренебрежительному отношению к лесному законодательству в целом со стороны и тех, и других.»

Следующие и предыдущие новости

Депутата-лесничего из Приморья обвинили в хищении леса

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU — Участковый лесничий и по совместительству депутат обвиняется в Забайкальском крае в незаконной вырубке леса, ущерб от которой превысил 7 млн рублей.

«Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Забайкальскому краю установили, что участковый лесничий организовал незаконную рубку лесных насаждений. (. ) Гослесфонду РФ причинен ущерб в размере свыше 7 млн рублей», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

В ходе обысков по месту жительства и работы фигуранта изъяты вещественные доказательства: документация, электронные носители информации, грузовая спецтехника, бензопилы.

Региональное следственное управление СК РФ в свою очередь сообщает, что лесничий также являлся депутатом совета сельского поселения «Пешковское» Нерчинского района.

Он взят под стражу, ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений, совершенная группой лиц, с использованием своего служебного положения и в особо крупном размере).

«Обвиняемый оформлял фиктивные договоры купли-продажи лесных насаждений для придания видимости законного заготовления древесины. С декабря 2017 года по февраль 2020 года общий объем незаконно вырубленной древесины в Нерчинском районе составил более 1,1 тыс. кубометров», — говорится в сообщении краевого СУ СК РФ.

С учетом особого правового статуса фигуранта, который является депутатом, решение о возбуждении уголовного дела принято и.о. руководителя регионального следственного управления СКР Алексеем Вольным.

Хищение леса

Скажите пожалуйста каким кодексом будет регулироваться ситуация.Человек украл лес на сумму 15 000.Был назначен условный срок 1 год .

Вопрос относится к городу Чита

Ответы:

Что значит каким, определение преступлений указано в УК, следственные действия осуществляются согласно норм УПК

Здравствуйте. Ответственность предусмотрена по следующей статье:

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Депутата-лесничего обвинили в хищении леса

Участкового лесничего и по совместительству депутата обвинили в незаконной вырубке леса, сообщает DEITA.RU по материалам УМВД России по Забайкальскому краю.

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Забайкальскому краю установили, что участковый лесничий организовал незаконную рубку лесных насаждений.

По версии следствия, под его руководством в течение двух лет местные жители уничтожили свыше тысячи деревьев разных пород. Ущерб государственному лесному фонду России оценен в размере свыше семи миллионов рублей.

Как отмечает следственное управление Следственного комитета России по Забайкальскому краю, обвиняемый оформлял фиктивные договоры купли-продажи лесных насаждений для придания видимости законного заготовления древесины. С декабря 2017 года по февраль 2020 года общий объем незаконно вырубленной древесины в Нерчинском районе составил более 1,1 тыс. кубометров.

В отношении подозреваемого СУ СК России возбуждено уголовное дело за незаконную рубку лесных насаждений, совершенную группой лиц, с использованием своего служебного положения и в особо крупном размере. Судом ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

С учетом особого правового статуса фигуранта, который является также являлся депутатом совета сельского поселения «Пешковское» Нерчинского района, решение о возбуждении уголовного дела принято и.о. руководителя регионального следственного управления СКР Алексеем Вольным.

Ранее заместитель председателя правительства России – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил разработать механизмы контроля за освоением лесных участков и оценку эффективности проектов в сфере деревообработки

Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить «лесную» тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.

Рослесхоз разъяснил региональным органам управления лесами, что присвоение ветровальной и буреломной древесины — это хищение

Список форумов » Лес, лесное хозяйство, лесовосстановление » Государственное управление лесами
Версия для печати Пред. тема | След. тема
Автор Сообщение
Редактор новостей
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 33940

Письмом от 25 февраля 2016 года № ЕК-07-54/1985 Рослесхоз разъяснил органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение. Это означает, что любой человек, нарубивший или напиливший, например, дров из лежащих в лесу мертвых деревьев, с точки зрения Рослесхоза является лесонарушителем, и должен быть привлечен к установленной действующим законодательством ответственности. К какой именно — зависит от конкретной ситуации и от толкования законов конкретными должностными лицами.

Такое отношение законодателей и органов управления лесами к традиционным лесным правам и нуждам граждан может привести только к конфликтам между работниками леса и населением, или к пренебрежительному отношению к лесному законодательству в целом со стороны и тех, и других.

Ниже приводится письмо Рослесхоза, о котором идет речь.

ГП выявила хищение древесины и незаконную рубку леса в Иркутской области на 52 млн рублей

МОСКВА, 23 мая. /ТАСС/. Генпрокуратура в ходе проверки выявила факты незаконной рубки леса и хищения древесины лесхозом Иркутской области на 52 млн рублей. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе надзорного ведомства.

«В ходе проверки выявлена незаконная схема, охватившая областной лесхоз и коммерческие структуры. Вопреки статьям 19, 72, 77 Лесного кодекса РФ их сотрудники фальсифицировали акты о необходимости санитарных рубок, чтобы обойти процедуры торгов и заняться вырубкой ценной древесины под видом неликвидной. Впоследствии заключались договоры о продаже леса по низкой стоимости, который без надлежащего разрешения заготавливался и вывозился коммерческими фирмами», — сообщили в Генпрокуратуре.

По данному факту сотрудниками полиции возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 260 («Незаконные рубки организованной группой») и ч. 3 ст. 286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ.

Также в ходе проверки Генпрокуратура выявила незаконное заключение органами власти дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, предусматривающих увеличение расчетной лесосеки в несколько раз. «В результате проведенных рубок на основании таких документов лесному фонду причинен ущерб на сумму более 52 млн рублей», — сообщили в Генпрокуратуре. По данному факту возбуждено еще одно уголовное дело о превышении должностных полномочий. Сейчас сотрудники областных управлений СК и МВД устанавливают причастных к преступлению.

Генпрокуратура контролирует ход расследования уголовных дел. В надзорном ведомстве отметили, что прокурорские проверки с привлечением группы лесопатологов из центрального аппарата Российского центра защиты леса продолжаются ввиду начавшегося периода вегетации лесных насаждений, позволяющего отобрать необходимые пробы для последующего исследования и экспертиз.

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
а) группой лиц;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером — сто тысяч рублей, особо крупным размером — двести пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Комментарий к статье 260 УК РФ.

1. Преступление посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.
Отношения по поводу использования и охраны лесов лесного фонда регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также земельным законодательством.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются помимо названных актов также гражданским и водным законодательством (ст. 5 ЛК).
2. Под лесом понимается совокупность плотнорастущих деревьев и древесно-кустарниковой растительности на определенной земельной площади. В соответствии со ст. 7 ЛК лесной фонд состоит из лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.
Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения лесного фонда, его местоположения производится деление лесного фонда на первую, вторую и третью группы (ст. 55 — 60 ЛК).
Леса первой группы в свою очередь делятся на категории защитности, а леса третьей группы — на освоенные и резервные.
К первой группе относятся леса, выполняющие защитные функции, и леса особо охраняемых территорий. В частности, к лесам первой группы и особо защитным участкам лесов относятся: водоохранные защитные лесополосы; защитные противоэрозийные леса; леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах; лесопарки, зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, курортные леса; леса особо охраняемых природных территорий — особо ценные лесные массивы в лесах любой категории, памятники природы, леса, имеющие научное или историческое значение, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые леса; леса природно-заповедного фонда — заповедников, заповедных лесных участков, национальных природных парков.
Леса второй группы помимо защитных функций имеют ограниченное эксплуатационное значение.
К третьей группе относятся леса многолесных регионов страны, имеющие в основном эксплуатационное значение.
К насаждениям, не входящим в лесной фонд, относятся: лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях обороны и городских поселений (городские леса). Использование указанных насаждений, уход за ними, их охрана регулируются ст. 10 — 12 и гл. 10 ЛК.
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (полосы отвода), землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (полосах отвода каналов); землях иных категорий (ст. 11 ЛК).
В соответствии со ст. 63, 64 ЛК разрешается перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
3. Предметом рассматриваемого преступления, как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.98 N 14, являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий. Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
4. С объективной стороны комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную порубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов для выполнения защитных функций.
Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).5. Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции.
6. Порубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная порубка леса.
7. Незаконной порубкой признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.) без разрешения. Право на порубку дает лесорубочный билет, ордер, лесной билет (ст. 42 ЛК). Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
8. Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере.
Как следует из примеч. к комментируемой статье, размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. В квалифицированном (ч. 2 комментируемой статьи) и особо квалифицированном (ч. 3 этой статьи) составах выделяется также крупный и особо крупный размер.
При определении значительного, крупного, особо крупного размера порубки следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации . При расчете ущерба, причиненного незаконной порубкой леса, следует руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236.

9. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
10. Субъект преступления — лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 комментируемой статьи), и любое другое лицо. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет.
11. В квалифицированном составе преступления (ч. 2 и 3 комментируемой статьи) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом или производящих какие-либо работы.
Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная порубка, при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геолого-разведочных, строительных и иных работах при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.
О понятиях группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. в коммент. к ст. 35.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *