Штраф за разворот по встречке

Наказание и штрафы при выезде на встречку во всех случаях. Советы юриста как избежать наказания.

Российские мегаполисы полны автотранспортом, который исправно создает пробки, затрудняет движение. В попытках поскорее объехать затор или внезапно возникшее препятствие, водители нередко выезжают на встречную полосу движения.

Мы расскажем о том, когда можно сделать это законно, а когда нужно быть готовым нести ответственность за такое поведение и можно ли ее избежать.

0 Как выехать на встречку без нарушений?

Начать стоит с определения выезда на встречную полосу. П.1 .2 ПДД говорит только о самой полосе:

  • «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»
  • Но ПДД не дают четкого самостоятельного определения выезду на встречную полосу. Под ним стоит понимать движение через встречку в маневре, сразу по попутной и встречной полосам, по линиям разметки, выезд через встречку по перекрестку и даже заезд одним колесом при маневре. Безусловно, это довольно опасный маневр, но он далеко не всегда противозаконен. П.9.1 ПДД гласит:

  • «9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).»
  • Это значит, что существует два законных основания для выезда на встречку.

  • Дорога неширокая, на ней нет разметки или знаков запрещающих обгон, а количество полос четное, то ничто не мешает совершить выезд.
  • Дорога из трех полос разделенных разметкой, но не сплошной линией, при условии что нет знака запрещающего обгон. Если разметки нет дорога будет считаться двух — или четырехполосной.
  • 0 Когда нельзя выезжать на встречку?

    Прежде чем выехать на встречную полосу нужно убедиться, что вы не нарушите одно из условий:

  • Нельзя выезжать на встречку на дороге из четырех и более полос по п. 9.2 ПДД:
  • Нельзя пересекать запрещающую разметку.
  • Нельзя игнорировать знак «обгон запрещен».
  • 0 Наказание и штрафы за выезд на встречную полосу.

    В зависимости от того какой из этих запретов нарушит водитель ему грозит крупный штраф или лишение прав.

    ? Объезд препятствия.

    Ни ПДД, ни КоАП не содержат четкого определения «объезда», но из их статей модно сделать вывод, что это маневр, представляющий собой выезд из занимаемой полосы при невозможности движения по ней вперед из –за возникшего препятствия.

    С определением препятствия все проще, оно есть в п. 1.2 ПДД:

  • «»Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
    Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.»
  • Подчеркивается, что объект должен быть неподвижным. Подойдет упавшее дерево или машина стоящая после ДТП. Любое движение машины исключает ее из списка препятствий. Те же правила распространяются на общественный транспорт при посадке и высадке пассажиров.

    При объезде запрещен выезд на встречку перед железнодорожным переездом, в крайнюю левую полосу трехполосной дороги, а также на встречную полосу на четырехполосной и более широкой дороге,

    Однако, в таком случае санкции будут относительно мягкими, штраф в размере 1000 – 1500 р по ч.3 ст. 12.15 КоАП РФ:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»
  • Либо всего 500 р по ч. 1 статьи 12.16 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»
  • ? При повороте или развороте.

    Вопрос возможности разворота или поворота напрямую зависит от знаков и разметки на дороге. Если водитель решил проигнорировать их и все-таки повернуть придется заплатить от 1000 до 1500 р. штрафа по ч. 2. ст. 1.16 КоАП:

    • «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»
    • ? Выезд на встречные трамвайные пути.

      В случае с трамвайными путями все зависит от того попутного направления это рельсы или встречного.

      По попутным рельсам двигаться не только можно, а иногда и нужно по п. 8.2 ПДД:

    • «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.»
    • Главное, не забывать уступать дорогу трамваю. По 9.5 ПДД также разрешает выезд на них для объезда, разворота или поворота налево, но запрещает заезд на трамвайные пути встречного направления:

    • «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.»
    • За такую неосмотрительность предусмотрено суровое наказание, штраф в 5000 р. покажется мелочью по сравнению с лишением прав на 4 – 6 месяцев.

    • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»
    • ? Штрафы за выезд в остальных случаях.

      КоАП не оговаривает отдельно весь круг возможных нарушений, связанных с выездом на встречную полосу, но они вполне подпадают под уже имеющиеся нормы.

      Штраф будет наложен, например, если вы решили объезжать пробку. Она не считается препятствием, так как это медленное, но все-таки движение транспорта. ПДД предельно ясно дает запрет на пересечение одиночной или двойной сплошной разметки одним или двумя колесами. За такие правонарушения предполагается уже описанное наказание.

      0 Повторное нарушение — лишение прав?

      Существует заблуждение, что за повторную езду по встречке обязательно придется лишиться прав. Это не совсем так.

      К водителям, которые повторно игнорируют такие важные запреты и садятся за руль уже лишенными прав или продолжают двигаться по встречной полосе, действительно полагается более суровое дополнительное наказание.

      Если нарушение зафиксирует камера можно обойтись 5000р штрафа. Если же вы попадете с поле зрения инспектора ГИБДД, будьте готовы пересесть на общественный транспорт еще на год по ч.5 ст. 12.5 КоАП:

    • «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»
    • 0 Советы юриста: теория и практика.

      Конечно, не стоит нарушать правила, но иногда водитель и инспектор имеют разные взгляды на ситуацию. В таком случае нужно следовать некоторым правилам:

    • Внимательно считайте протокол и смотрите что пописываете.
    • Если вы не согласны так и напишите в протоколе.
    • Не пропускайте сроки обжалования, КоАП дает 10 дней на составление жалобы.
    • Фиксируйте дорожную ситуацию, наличие разметки и знаков.
    • Последнее особенно важно. Довольно часто после весеннего таяния снега от разметки не остается и следа, но бдительные инспекторы спешат составить протоколы за пересечение «прошлогодней» разметки со словами: «Вы что в первый раз едете?». Смело фотографируйте и обжалуйте постановление. Если разметки реально нет и знаков тоже, вы можете ездить по факту.

      Второй способ фиксации такого нарушения – камеры наблюдения. По результатам видеофиксации нельзя лишиться прав, но и 5000 р штрафа весьма существенны в бюджете многих семей. В таком случае внимательно рассмотрите фотографии. На них должно быть видно факт нахождения машины на встречной хотя бы на линии, хотя бы одним колесом. Не редко новые и плохо отрегулированные камеры фиксирует пересечение сплошных тенями от авто, а то и вовсе фотографируют все авто подряд.

      Если же вы действительно нарушили правила в первый раз поспешите оплатить штраф в течение 20 дней. Это сократит его на 50%. Но при повторном нарушении скидка уже не представится.

      Новый штраф за выезд на встречку. Виктор Травин в программе «Право руля» на Авторадио.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      Какой сейчас штраф за выезд на встречную полосу («встречку»)?

      «Штраф выезд на встречную полосу» — такой запрос характерен для тех, кого разметка дорожных полос не остановила при обгоне впереди идущего транспорта. Между тем наказание за данное нарушение еще никто не отменял, причем санкцией здесь может быть не только штраф, но лишение прав. Подробности — в нашей статье.

      Встречная полоса — когда на нее разрешен выезд?

      Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?

      1. Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
      2. Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
      3. Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:

      4. Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
      5. Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
      6. Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.

      Административное наказание за выезд на встречную полосу

      За выезд на встречную полосу водителя ожидает 2 вида наказаний:

    • штраф;
    • лишение права управления автомобилем.
    • Остановимся на штрафах:

      1. Часть 3 статьи 12.15 КоАП утверждает, что в случае выезда на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия водителю грозит штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. Препятствием в этом случае считается неподвижный объект, который находится на полосе движения и мешает водителю проехать вперед. Затор или автомобиль, который остановился в соответствии с правилами, таковыми не считаются. То есть мы беспрепятственно можем объехать сломавшийся автомобиль, место аварии и т. п.; а вот если водитель выезжает на полосу встречного движения потому, что ему не хочется стоять в пробке, придется платить штраф.
      2. Часть 2 статьи 12.16 содержит норму, в соответствии с которой разворот или поворот налево в нарушение разметки на дорожной части и запрещающих знаков влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
      3. Выезд на встречку в нарушение правил дорожного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, когда водитель объезжает препятствие, влечет наложение штрафа в размере до 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Здесь стоит обратить внимание на способ фиксации правонарушения: если выезд на встречку зафиксировала видеокамера, то максимальным наказанием, которое может получить водитель, будет штраф; если же речь идет о сотрудниках ДПС, то они вправе сами выбирать вид наказания, так как санкция у данной статьи альтернативная.
      4. Часть 4 статьи 12.15 рассматривает повторный выезд на полосу встречного движения. За такое правонарушение водитель вполне может лишиться прав на 1 год (хотя в случае фиксации нарушения видеокамерами санкция ограничивается штрафом в размере 5000 рублей).
      5. Еще раз подчеркнем основную направленность норм КоАП, предусматривающих наказание за выезд на встречку: административное наказание назначается только в том случае, если выезд на полосу встречного движения был осуществлен в нарушение правил дорожного движения. В остальных случаях действия водителя окажутся безнаказанными.

        Выезд на встречную полосу движения — кто виноват и что с этим делать?

        После того как в 2007 году в КоАП появились нормы, предусматривающие наказание за выезд на встречку, эта тема стала весьма актуальной. С одной стороны, водителей наказывают за то, что они своими действиями не только подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих пассажиров, но также могут нанести вред лицам, находящимся в автомобиле, который едет по встречной полосе. С другой же стороны, многие предприимчивые инспекторы ДПС, пользуясь неграмотностью водителей в области правил дорожного движения и несовершенством законодательства, специально применяют данные нормы КоАП.

        Иногда встречаются и такие случаи, когда инспекторы ДПС намеренно или по незнанию «путают» маневр по выезду на встречную полосу для обгона и разворот. В данной ситуации действия инспектора можно оспорить. Если мы совершаем выезд на полосу встречного движения, то речь идет о незначительном перестроении, если же водитель решил развернуться, то на полосе встречного движения оказывается как минимум часть корпуса автомобиля.

        Еще один нюанс касается передвижения в зоне действия знака «Въезд запрещен». В большинстве случаев такой знак располагается на дороге с односторонним движением. Если водитель свернул в такую зону, то он не выехал на полосу встречного движения в соответствии со статьей 12.15, а лишь нарушил положения статьи 12.16, т. е. должен подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. Если же он не только свернул, но еще и продолжает движение, то получается, что он двигается по встречной полосе дороги с односторонним движением — а за это уже полагается штраф в размере 5000 рублей или лишение права управление автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.

        Кроме того, встречаются случаи вынужденного выезда на встречку, например во избежание столкновения с другим автомобилем. Хотя сотрудников ГИБДД данный факт волнует мало, именно это может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

        Как защитить свои права?

        Вас остановили, обвинили в нарушении норм статьи 12.15, хотят лишить прав на управление автомобилем, но вы понимаете, что инспектор не прав? Давайте разбираться, как можно отстоять свои права.

        Самый главный документ в случае привлечения вас к ответственности — это протокол об административном правонарушении, поэтому внимательно читайте все, что написал сотрудник ДПС. Если у вас имеются какие-то возражения и вы не согласны с выводами его представителя, пишите все это в протоколе, так как именно этот документ, если вы решите обратиться в суд, будет основным доказательством.

        Если у вас имеется при себе фотоаппарат или мобильный телефон, зафиксируйте дорожные условия, при которых произошел выезд на встречную полосу, дорожное полотно и т. д. — в общем, все те факты, которые могли бы подтвердить вашу правоту.

        После того как вы получили копию протокола на руки, у вас есть 10 суток на его обжалование. Если вы по объективным причинам не уложились в этот срок, его можно восстановить, подав соответствующее ходатайство в орган, занимающийся рассмотрением вашей жалобы.

        И помните: лишить прав вас может только суд, поэтому собирайте все необходимые доказательства и в случае необходимости пользуйтесь услугами квалифицированного юриста.

        Какая сплошная неподсудна

        Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

        Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

        Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

        В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

        Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

        Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

        Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

        Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

        Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

        Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

        Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

        Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

        Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

        Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

        Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

        Штраф за разворот по встречке

        С 21 ноября 2010 года в Кодексе РФ об административных правонарушениях вступил в силу ряд поправок в части квалификации такого частого нарушения ПДД РФ, как выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения («встречка»), в частности, к данному нарушению теперь также стали относить выезд на встречные трамвайные пути, а из диспозиции ч.3 ст.12.15 КоАП РФ («встречка», наказывающаяся штрафом 1000-1500 рублей) исключили левый поворот и разворот.

        В то же время высшее руководство ГИБДД (ДОБДД МВД РФ) выпустило очередное иллюстрированное разъяснение (наглядное руководство для инспекторов ГИБДД о том, как квалифицировать по новым ПДД РФ и КоАП РФ «встречку»).
        Некоторые пункты данного разъяснения выглядят противоречиво и вызывают споры среди юристов. Ввиду того, что в январе 2011 года в компанию «Драйв Консалтинг» участились обращения водителей, у которых изъяли водительское удостоверение и составили протокол за выезд на встречную полосу при развороте. Давайте разберем спорные ситуации.
        На рис.1 изображен разворот на перекрестке с бульваром по короткой траектории. Согласно свежим разъяснениям ГИБДД данное нарушение следует квалифицировать по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ (лишение права управления от 4 до 6 месяцев).
        Рис. 1

        Ранее в разъяснениях ГИБДД такого примера не было, тем не менее протоколы об административном правонарушении по «встречке» исправно составлялись, к примеру, за разворот на перекрестке Витебского пр. и ул.Орджоникидзе в Санкт-Петербурге (рис. 2) при движении по Витебскому пр.
        Рис. 2

        Хотя здесь нет ничего удивительного, ведь разметка 1.3 «Двойная сплошная» (как на рис. 1) согласно определению, указанному в Приложении 2 к ПДД РФ — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более. Следовательно, на указанном выше рисунке изображено два перекрестка, соединенных коротким участком дороги , выезжать на сторону данной дороги, предназначенную для встречного движения, обозначенную разметкой 1.3 запрещено предписанием данной разметки.
        Однако сегодня с расширением понятия «встречки» сотрудники ГИБДД начинают трактовать данное нарушение чрезмерно широко. К примеру, даже за подобные развороты:
        Рис. 3, 4

        С данным мнением следует не согласиться, так как согласно действующей редакции ч.4 ст.12.15 КоАП РФ нарушением является Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения , либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
        В то же время, согласно п.1.2 ПДД РФ «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части (* но не пересечения проезжих частей) , обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
        Перекресток же, согласно п.1.2 ПДД РФ является пересечением дорог, каждая из которых по определению имеет одну или несколько проезжих частей. Каждая проезжая часть, соответственно, имеет одну или несколько полос для движения. Согласно Приложению 2 к ПДД РФ на перекрестках для обозначения полос для движения наносится разметка 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрестка и 1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.
        Также, согласно п.8.11 ПДД РФ разворот запрещается: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; в местах остановок маршрутных транспортных средств.
        Таким образом, в случае, если на перекрестке не нанесена разметка 1.7 или 1.18, то определить, какая полоса предназначена для встречного движения, невозможно, и водитель должен руководствоваться п.9.1 ПДД РФ, то есть применять для этого свое усмотрение.
        Стоит сказать, что в старой редакции ст.12.15 ч.4 КоАП РФ, когда «встречкой» считался выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, а не полосу, у нас была судебная практика на уровне Санкт-Петербургского городского суда с прекращением производства за отсутствием события административного правонарушения даже за подобный разворот (рис. 5).
        Рис. 5

        В настоящее время судебная практика по подобным разворотам ввиду новых формулировок в ст.12.15 ч.4 КоАП РФ еще не выработана, а поэтому, если у вас есть какие-то сомнения, то лучше лишний раз не разворачиваться.

        Как развернуться на лишение прав

        Излюбленная ловушка ГИБДД в действии

        Разворот, за который вменяют лишение прав — одна из тех ситуаций, которые проще избежать, чем отстаивать потом свою правоту. Несмотря на многолетние дебаты о так называемом «развороте по малому радиусу», и признании его допустимым многими экспертами, ГИБДД и суды нередко наказывают водителей по всей строгости.

        Как развернуться безопасно

        Разворот — маневр сам по себе коварный. У автомобилей есть поворотник, но нет «разворотника», поэтому зачастую стоящие позади вас водители не могут понять, хотите ли вы развернуться или повернуть налево. Поэтому, когда вы разворачиваетесь по широкой траектории, нет-нет да и найдется человек, который захочет опередить вас слева, полагая, что вы тоже поворачиваете.

        Зачастую для разворота удобнее так называемый «малый радиус», когда вы не объезжаете центр перекрестка, а поворачиваете сразу после выезда на него. Это и короче, и в некотором смысле безопаснее.

        Если обе пересекаемые дороги не имеют разделительной полосы, то правила не оговаривают траекторию движения в пределах пересечения, поэтому разворот по малому радиусу не возбраняется. Однако ситуация меняется, если вы разворачиваетесь на дороге, имеющей разделительную полосу.

        Фактор разделительной полосы

        И начинается казуистика. Наличие разделительной полосы, которая подступает вплотную к пересечению проезжих частей, фактически, дробит перекресток на два пересечения. Да, так бывает: перекресток один, а пересечения два или, например, четыре.

        В промежутках между пересечениями появляются зоны шириной с разделительную полосу, на которых есть четкое направление движения. И в этом случае при развороте по малому радиусу вы некоторое время (иногда крайне незначительное) движетесь по встречной полосе. Проще говоря, в апексе разворота ваш автомобиль смотрит в лоб машинам, которые стоят на пересекаемой проезжей части.

        И вот эту часть маневра сотрудники ГИБДД и суды нередко трактуют, как незаконный выезд на полосу встречного движения.

        Тонкости разворота «по малому»

        Есть две однозначные ситуации, которые трактуются всеми одинаково. Первая — это когда разделительная полоса не доходит до пересечения проезжих частей, образуя промежуток, достаточный для разворота. Если в данном месте нет пешеходного перехода, то разворот без выезда на пересечение разрешен. Более того, чаще всего разделительную специально «оттягивают» от перекрестка, чтобы обеспечить место для разворота, или делают в ней разрыв, обозначенный соответствующими знаками.

        Вторая однозначная ситуация — когда на перекрестке есть сплошная линия разметки. В этом случае разворот по малому радиусу будет трактоваться как однозначная езда по встречной полосе там, где это запрещено разметкой. Поэтому на таких перекрестках при развороте необходимо огибать фрагмент сплошной линии по широкой траектории.

        Неоднозначный разворот

        А если сплошной линии нет или ее не видно? В этом случае мнения экспертов расходятся, и трактовок такого маневра несколько. Например, одно время его пытались представить как два следующих друг за другом поворота налево, в результате которых на выезде с пересечения проезжих частей вы оказываетесь на встречной полосе (запрещено п. 8.6.). При развороте на дорогах с четырьмя и более полосами одно время вменяли нарушение п. 9.2., который, правда, в нынешней формулировке запрещает на таких дорогах выезд на встречную полосу лишь для обгона и объезда. Наконец, некоторые инспекторы пытаются обосновать, что разворот по малому радиусу противоречит п. 1.4 ПДД, который устанавливает правостороннее движение на территории России, хотя подобная трактовка подвергается критике многими автоюристами.

        Как бы ни было, разворот по малому радиусу — это как минимум повод для споров с сотрудниками ГИБДД, и мы со своей стороны рекомендуем по возможности избегать такого маневра на дорогах с разделительной полосой. Особенно если разделительная широкая, ведь в этом случае вы некоторое время в самом деле будете ехать «против шерсти». И если, например, вы не успеете завершить маневр, а поперечный поток, в нарушение правил, поторопится стартануть, ситуация может стать патовой.

        Как доказать правоту

        Часто ситуация искушает развернуться «по малому». Скажем, разделительная полоса может иметь незначительную ширину, а порой она выполнена не в виде барьера или газона, а лишь горизонтальной разметки, что делает ее плохо видимой в снегопад. Кроме того, инспекторы ГИБДД нередко проявляют излишнюю ретивость, и тормозят даже тех водителей, кто развернулся до пересечения проезжих частей (при этом они иногда нарушают запрет разворачиваться на пешеходных переходах, но на встречку все же не выезжают).

        Наказание по ч.4 ст. 12.15 КоАП (незаконный выезд на встречку) — это штраф 5000 рублей или лишение прав на 4?6 месяцев, а за повторное нарушение — лишение прав без альтернатив. Определяет наказание суд, поэтому, если инспектор непреклонен, вашей задачей является собрать максимум доказательств в свою пользу и отразить позицию в протоколе. Например, если вы развернулись до перекрестка, то указывайте, что не выезжали на пересечение проезжих частей, подкрепляя свои доводы фотографиями и схемой перекрестка, из которых видно, что подобный маневр возможен. Привлекайте на свою сторону свидетелей, подчеркивайте, что не создали аварийной ситуации и помех другим участникам движения, если разметка отсутствует или плохо видима — делайте соответствующие фото.

        Но все же лучше взять за правило на дорогах с разделительной полосой разворачиваться с объездом центра перекрестка, убеждаясь при этом, что никто не норовит опередить вас слева.

        Штраф за выезд на встречную полосу в 2020 году

        Добрый день, уважаемый читатель.

        Чтобы поставить все на свои места, приведу несколько примеров дорожных ситуаций, в которых можно выезжать на встречную, не опасаясь штрафов.

        Ситуация 1. Неширокая дорога

        Неширокая дорога без разметки (или с прерывистой разметкой), без дорожных знаков «обгон запрещен» и других условий, запрещающих выезд на полосу встречного движения, не накладывает ограничений на движение по встречной полосе:

        Очевидно, что в этом случае ничто не запрещает выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.

        Поэтому в рассматриваемой ситуации с выездом на встречную полосу движения дорога и должна быть неширокой, ведь иначе она станет четырехполосной, а выезд на встречную полосу повлечет штраф или лишение прав.

        Ситуация 2. Трехполосная дорога

        На трехполосной дороге (с разметкой) без знаков и других условий, запрещающих выезд на среднюю полосу, можно выезжать на нее без риска лишиться водительского удостоверения, например, для обгона:

        Когда запрещен выезд на встречную полосу?

        Ситуация 4. Выезд на левую полосу 3-х полосной дороги.

        В данном случае очевидно, что выезд на левую полосу 3-х полосной дороги выполнять запрещается.

        Штраф за выезд на «встречку» в 2020 году

      6. Административный штраф.
      7. Лишение водительского удостоверения.
      8. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

        Штраф за выезд на встречную полосу в данном случае составит 1 000 — 1 500 рублей (по выбору сотрудника ГИБДД). Точно такой же штраф получит и водитель, пожелавший объехать препятствие по трамвайным путям встречного направления.

        Наказание при повороте налево или развороте

        2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —

        влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

        В 2020 году за выезд на встречную полосу может быть наложен как административный штраф, так и лишение прав. Рассмотрим часть 4 статьи 12.15 кодекса об административных правонарушениях:

        4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

        Отмечу, что если нарушитель остановлен сотрудником ГИБДД, то дело будет передано в суд и именно судья определяет вид и размер наказания. Если же нарушение зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме, то на водителя в любом случае будет наложен пятитысячный штраф за выезд на «встречку».

        В 2020 и 2020 году на водителя также может быть наложено и дополнительное лишение прав за повторный выезд на полосу встречного движения. Рассмотрим часть 5 статьи 12.15 КоАП:

        5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

        За повторный выезд на встречную полосу, зафиксированный полицейским лично, водитель будет лишен прав на 12 месяцев. Ну а при фиксации этого нарушения автоматической камерой, штраф составит 5 000 рублей.

        Таблица штрафов за выезд на «встречку»

        В завершение еще раз подчеркну, что КоАП предусматривает наказание только за выезд на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения. Если Вы находитесь на встречной полосе без нарушения правил, то и наказание не может быть наложено.

        В этой статье речь пойдет про выезд на встречную полосу движения, а также о возможных наказаниях за это нарушение правил.

        Выезд на полосу встречного движения в любом случае является достаточно опасным маневром. Ну а в тех местах, где такой выезд запрещен правилами, он является чрезвычайно опасным. И далеко не случайно за него можно «заработать» не только административный штраф ГИБДД, но и лишение водительских прав.

        Выезд на полосу встречного движения без нарушения ПДД

        Поэтому сразу же отвечу на этот вопрос — выезжать на встречную полосу можно лишь в некоторых случаях, когда это не запрещено правилами дорожного движения.

        Рассмотрим эту ситуацию подробнее:

        Дорога должна быть неширокой, т.к. при отсутствии разметки количество полос для движения определяется водителями самостоятельно. Также большое значение имеет тот факт, что половина ширины проезжей части, расположенная слева, считается стороной, предназначенной для встречного движения. Оба эти требования отражены в пункте 9.1 правил дорожного движения от 21 декабря 2020 года:

        9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

        Очень важный вывод, который следует из этого пункта правил: если на дороге нет разметки, то количество полос на ней обязательно четно, т.к. ровно половина дороги предназначена для встречного движения. Т.е. на дороге без разметки может быть либо 2 полосы, либо сразу 4. Трех полос быть не может!

        Еще раз подчеркиваю тот факт, что трехполосная дорога должна обязательно иметь разметку. В противном случае дорога будет двухполосной или четырехполосной (в зависимости от ширины проезжей части).

        Две рассмотренные выше ситуации и некоторые их модификации являются теми исключительными случаями, когда можно безнаказанно выехать на полосу встречного движения, т.к. перечисленные маневры разрешены правилами дорожного движения.

        Рассмотрим основные ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения запрещен.

        Ситуация 1. Четырехполосная дорога

        В этом случае все просто. Независимо от того, есть на дороге разметка и знаки или их нет, выезжать на сторону встречного движения на дороге, имеющей 4 полосы или более, запрещается.

        9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

        Т.е. на четырехполосных дорогах на встречную полосу разрешено выезжать только в перпендикулярном направлении, если водитель выполняет поворот налево или разворот, не запрещенные дополнительными знаками или разметкой. Выполнение обгона или объезда по встречной запрещены в любом случае.

        Ситуация 2. Запрещающая дорожная разметка

        Дорога имеет разметку, запрещающую выезд на полосу встречного движения. В этом случае независимо от количества полос на дороге (дорога может быть и двухполосной, и трехполосной) выезжать на встречную полосу запрещается.

        Вид разметки также не имеет значения. Это может быть разметка 1.1, 1.3 или 1.11 (направленная сплошной линией в Вашу сторону):

        Ситуация 3. Знак «Обгон запрещен».

        В этом случае также независимо от количества полос и разметки запрещается выезжать на полосу встречного движения.

        Особенность этой ситуации состоит в том, что если дорога двухполосная, то на ней можно выполнить поворот налево или разворот. Что касается обгона, то он запрещен и наказание за выезд на встречную полосу в данном случае очень даже существенное, но об этом речь пойдет ниже.

        В 2020 и 2020 году за выезд на встречную полосу движения предусмотрены 2 вида наказаний:

        Прежде чем переходить к подробному рассмотрению наказаний, предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов за нарушение правил дорожного движения:

        Наказание при объезде препятствия в 2020 году

        Для начала рассмотрим понятие «Препятствие» из пункта 1.2 правил дорожного движения:

        «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

        В данном случае наказание предусмотрено за объезд дорожно-транспортных происшествий, сломанных автомобилей, поврежденных участков дороги и т.п. Если же наглый водитель объезжает пробку перед светофором, то его маневр не является объездом препятствия и наказывается совершенно по-другому.

        3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия —

        Наказание за поворот или разворот с использованием встречной полосы предусмотрено частью 2 статьи 12.16 КоАП:

        Таким образом, размер штрафа за неправильный поворот налево или разворот также может варьироваться от 1 000 до 1 500 рублей.

        Наказание при обгоне и во всех других случаях

        В этом пункте речь идет о наказании, которое накладывается при объезде пробки или выполнении обгона по полосе встречного движения. Также не стоит забывать и про распространенную ситуацию, когда водитель пересекает разметку одним или двумя колесами, например, при повороте.

        влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

        Итак, штраф за выезд на встречную полосу в 2020 и 2020 году составляет 5 000 рублей, а лишение прав может быть наложено на срок 4-6 месяцев.

        Лишение прав за повторный выезд на встречную полосу

        влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

        Примечание. Нарушение считается повторным, если прошло менее года с момента уплаты штрафа или возврата прав после лишения.

        Нарушение Штраф за первое нарушение Штраф за повторное нарушение Штраф при фиксации камерами
        при объезде препятствия 1 000 — 1 500 рублей
        при повороте налево или развороте 1 000 — 1 500 рублей
        при обгоне и во всех других случаях 5 000 рублей или лишение прав на 4 — 6 месяцев лишение прав на 12 месяцев 5 000 рублей

        Предлагаю Вам посмотреть видео про небольшое дорожно-транспортное происшествие, причиной которого стал выезд на встречную:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *