Долевая собственность на имущество общего пользования

Земли общего назначения теперь можно оформить в общую долевую собственность садоводов

Федеральным законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» предусмотрено, что земли общего пользования могут быть переданы в общую долевую собственность всех членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ. Право общей долевой собственности на такой земельный участок возникает с момента его государственной регистрации.

Как пояснила начальник отдела государственной регистрации недвижимости физических лиц Управления Росреестра по Республике Татарстан Эндже Мухаметгалиева, для регистрации данного права необходимо подготовить пакет документов. При этом перечень документов может быть разным – в зависимости от того, находится ли земельный участок общего назначения в государственной или муниципальной собственности либо земельный участок принадлежит товариществу (СНТ или ОНТ).

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и расположен в границах товарищества, то в соответствии с требованиями данного Закона такой земельный участок подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. С целью предоставления такого земельного участка необходимо обратиться в исполком по месту нахождения земельного участка.

Если же земельный участок общего назначения принадлежит товариществу на праве собственности, то он может быть передан безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество.

С целью государственной регистрации права собственникам или их представителям на основании нотариальной доверенности необходимо обратиться в Управление Росреестра по Республике Татарстан, представив решение общего собрания членов товарищества о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков с определением размера долей в виде правильной простой дроби, и уплатив госпошлину. Ее размер установлен Налоговым кодексом Российской Федерации и зависит от категории земель.

Нюансы передачи земель общего пользования в обще-долевую собственность садоводов

Нюансы передачи земель общего пользования в обще-долевую собственность садоводов

Новый закон о садоводстве (статья 25 №217-ФЗ) предусматривает передачу имущества общего пользования садоводческого общества, находящееся в собственности товарищества, в обще-долевую собственность садоводов.

В связи с этим у садоводов возникает ряд вопросов по этой теме. Постараемся ответить на них в этой статье.

Каков порядок передачи имущества общего пользования в обще-долевую собственность садоводов?

В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Такой способ передачи имущества общего пользования товарищества не является дарением.

Таким образом, можно сделать вывод, что для передачи общего имущества садового общества требуется согласие всех без исключения собственников товарищества.

Кто непосредственно будет являться заявителем – все собственники земельных участков или достаточно будет представителя?

Если все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение на праве общей долевой собственности недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах указанной территории, принадлежащее товариществу на праве собственности, государственная регистрация перехода права на соответствующее недвижимое имущество общего пользования к собственникам земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлена на основании заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности, представленного в орган регистрации прав собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или их представителем, к которому должен быть приложен, в том числе протокол общего собрания членов соответствующего товарищества, на котором всеми собственниками указанных земельных участков принято решение о приобретении ими в общую долевую собственность соответствующего недвижимого имущества общего пользования, а также определено лицо, уполномоченное на подачу соответствующего заявления.

Таким образом, в МФЦ для регистрации обще-долевой собственности может обратиться представитель, избранный на общем собрании садоводов, так как собрать всех садоводов в одном месте и в одно время на вряд ли удастся.

Как будет определяться доля в имуществе общего пользования садоводческой организации?

Пропорционально площади земельных участков садоводов.

Необходимо ли будет регистрировать переход права на общее имущество садоводческой организации от одного садовода к другому при продаже садоводом своего земельного участка?

Государственная регистрация перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества (если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах данной территории), должна осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок, расположенный в границах такой территории, отчуждаемый по гражданско-правовой сделке, на основании соответствующих одновременно представленных сторонами договора об отчуждении заявлений (в том числе о государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности) и этого договора, который должен быть представлен не менее чем в двух экземплярах-подлинниках (если он совершен в простой письменной форме).

То есть, в случае если долевая собственность на общее имущество зарегистрирована в Росреестре, то, к примеру при продаже земельного участка, одновременно с регистрацией перехода права собственности на садовый участок будет осуществляться регистрация перехода права на общее имущество общества.

Каков размер государственной пошлины и порядок ее уплаты?

При отчуждении садового или огородного земельного участка и доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, государственная пошлина физическим лицом уплачивается отдельно в соответствующем размере (по 350 рублей) за каждое юридически значимое действие.

Таким образом, если у садовода помимо собственности на садовый участок зарегистрирована долевая собственность на земли общего пользования, то при продаже он уплатит гос. пошлину в 350 руб. два раза (итого 700 рублей).

Каковы сроки передачи имущества общего пользования из собственности общества в общую долевую собственность садоводов?

Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

ВС разрешил делить долевую собственность вопреки воле владельцев

Понятие общей долевой собственности предполагает, что доли в недвижимости разграничены изначально и они могут быть как равными, так и неравными. Основные проблемы начинаются, когда собственники, которые пользовались имуществом вместе, хотят разделиться. Если договориться о том, что получает каждая из сторон, не удалось, единственное решение – обращаться в суд, который поделит имущество принудительно. Однако не факт, что решение суда устроит всех «дольщиков», – суд будет исходить не из их пожеланий, а из объективных обстоятельств конкретного дела. Во внимание примут сложившийся порядок пользования имуществом, возможность реального раздела в соответствии с долями в праве (например, в случае, если одному из сособственников принадлежит незначительная доля), технические особенности дома, квартиры или земельного участка. Чтобы выделить долю, придётся прибегать к экспертизе, по результатам которой эксперты предложат наиболее целесообразные варианты раздела в соответствии с принадлежащими совладельцам долями.

«Предпочтение отдается тем вариантам, которые предполагают раздел без отступления от идеальных долей в праве собственности, – например, соответствие площадей земельных участков объему зарегистрированного права, сохранность конструктивных элементов дома; учитывают принцип единства земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества, расположение такого имущества, а также отвечают интересам всех собственников», – разъясняет юрист КА «Юков и партнёры» Александра Воскресенская.

Суды выбирают варианты, при которых все сособственники имеют свободный проход к земельному участку без необходимости установления сервитута, когда они максимально изолированы друг от друга, а необходимость перестройки жилья минимальна, говорит Воскресенская. При этом, если один из собственников получает имущество, несоразмерное доле, ему полагается компенсация от других собственников. А в исключительных случаях, когда доля незначительна, ее нельзя выделить или у ее владельца нет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и без согласия этого сособственника обязать остальных выплатить ему компенсацию.

В числе многих спорных вопросов, возникающих вокруг раздела долевой собственности, оказывается и то, важно ли, чтобы каждый собственник получил часть доли в каждом объекте или же в приоритете – удобство пользования недвижимостью. В этом недавно пришлось разобраться Верховному суду.

Тамаре Ярковой* и Олегу Боголюбову* на праве общей долевой собственности принадлежали две дачи и участок площадью 8002 кв. м. Яркова имела право на 24/100, а Боголюбов – на 76/100 долей. Соглашения о том, как пользоваться помещениями, у них не было. Когда они решили поделить собственность, договориться без суда не получилось. Иск о разделе имущества подала Яркова.

Чтобы определить приемлемые варианты раздела, суд назначил экспертизу. В заключении эксперт предложил три варианта раздела. Суд выбрал тот, по которому Боголюбов получил в собственность все жилые строения и участок площадью 5541 кв. м. Ярковой же достался сарай и земельный участок площадью 2461 кв. м. Эта схема отвечает интересам сторон и удобна в пользовании имуществом – она не предусматривает переоборудования и учитывает все необходимые компенсации, согласился суд. Позицию поддержала и представитель ответчика. Однако уже после вынесения решения оказалось, что самому ответчику, который не присутствовал на заседании, такой вариант не понравился: он решил, что его права нарушены, ведь он не просил передать ему обе дачи за счёт уменьшения доли участка.

Боголюбов добился пересмотра решения в апелляции. Там согласились, что более правильным будет другой вариант раздела, согласно которому каждый из собственников получает часть строения или участка, пропорциональную его доле. Правда, этот сценарий требовал серьёзных финансовых вложений и переустройства жилых домов – возведения разделительных перегородок, проведения систем отопления, подводки газа, электропроводки и прочего. При этом Яркова получала участок площадью 1920 кв. м, Боголюбов – 6082 кв. м – «с конфигурацией, обеспечивающей для каждой из сторон возможность прохода к выделенным частям обоих домов».

Такой вариант раздела не устроил уже Яркову, и она оспорила апелляционное определение в Верховном суде. Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Сергея Асташова отменила определение, обнаружив в нём нарушения как материального, так и процессуального права. Апелляция решила, что каждый собственник должен получить соответствующую долю в каждом из объектов, но это необязательно, указал ВС.

При разделе имущества, которое находится в общей собственности, не обязательно выделять собственникам часть от каждой из вещей, входящих в общее имущество, указали члены коллегии.

Цель раздела – прекратить режим общей собственности и дать возможность максимально беспрепятственно распоряжаться имуществом, напомнили в ВС. Делить имущество можно, если суд установил, что собственнику не получится выделить самостоятельные объекты.

При этом принудительный раздел имущества судом «не исключает, а, напротив, предполагает, что сособственники не достигли соглашения», значит, раздел возможен вопреки желанию кого-либо из них, признали в коллегии. Если одна из сторон не согласна с вариантом раздела, это само по себе не мешает суду принять такой вариант, говорится в определении по делу № 4-КГ17-66. Учесть следовало и многие другие факторы – например, что выбранный апелляцией вариант раздела потребует затрат и строительных работ, формирования участков сложной конфигурации, установления сервитута на часть помещений в жилых домах. Суды также упустили из виду то, что между сторонами сложились конфликтные отношения – из-за этого пользоваться одним и тем же домом будет сложно. С такими указаниями он вернул дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Что же касается процессуальной стороны дела, то представитель Боголюбова в первой инстанции поддержала раздел по предложенному варианту. ВС обратил внимание, что не было данных о том, что полномочия представителя отменены или ограничены. Если сторона считает, что дело должно было быть рассмотрено иначе, это не повод отменить или изменить решение суда, напомнили в коллегии.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

Портал СНТ Виноградово

Воскресенского района МО

ИМУЩЕСТВО ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СНТ (cт.ст. 24,25 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» (подлежит рассмотрению на общем собрании при принятии решений по Уставу)

Имущество общего пользования в СНТ (cт.ст. 24,25 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» (подлежит рассмотрению на общем собрании при принятии решений по Уставу)

Одной из задач СНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства и принадлежащего членам товарищества.

К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

  • имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона,
  • это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков.
  • В перечень потребностей включаются:

  • проходы и проезды к территории
  • Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства.

    Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

    К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

  • использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ, для собственных нужд,
  • Имущество общего пользования СНТ или может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

    После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

    После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

    По решению общего собрания членов СНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  • имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности,
  • есть согласие всех собственников садовых участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственность.
  • На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

    Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

    При сделках с садовыми участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

    Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  • отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый участок,
  • совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый участок.
  • переход права собственности на садовый земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования,
  • переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый земельный участок, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового участка принадлежит такая доля).
  • В этих положениях федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержатся серьёзные недочёты и возможные негативные последствия.

    Новым законом определены 2 вида товариществ (СНТ и ОНТ), которые являются формами товарищества собственников недвижимости (ТСН). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 123.12), создание такого товарищества, как ТСН, позволительно только тем гражданам, которые владеют и участком земли, и долей в имуществе общего пользования, к которому относятся дороги, электросети, водопровод и т.д.

    Имущество общего пользования, как определил новый закон, может или принадлежать только товариществу. или, по решению общего собрания садоводов, может быть передано безвозмездно местным муниципалитетам и органам госвласти. Иными словами, при такой передаче общего имущества его собственники лишают себя права на решение задач по управлению имуществом и развитию территорий общего пользования по своему усмотрению.

    По новому закону, все 100% собственников участков в СНТ на своём общем собрании должны принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования. Вместе с тем, в законе:

  • не уточняется ни регламент, ни условия, по которым такое собрание собственников земли в товариществах (не всех членов коллектива, а именно собственников) может признаваться полномочным,
  • невозможность в реалии проведения собрания, на котором должны присутствовать 100% собственников участков в СНТ.
  • Как следствие указанных минусов положения о долях в общем имуществе, не исключаются негативные в своих последствиях ситуации, когда:

  • земля общего пользования может оказаться во владении юридического лица (товарищества) и его учредителей, которые на таких общих собраниях утверждают, в частности, сметы, размеры взносов и т.д.,
  • все собственники участков, оставшиеся «за бортом распределения», будут обязаны содержать это юрлицо и имущество общего пользования, платить за приобретение этого имущества, но его собственниками и членами товарищества не станут.
  • В соответствии с законом «О регистрации недвижимости» (№218 ФЗ) единственным подтверждением права собственности на объект недвижимости служит запись в ЕГРН. На сегодняшний день не менее 50% садоводов в России об этой записи ещё не позаботились и ограничились лишь обладанием таких документов нам землю, как:

  • членские книжки, подтверждающие только участие в общем землеотводе под садоводство или совершённую много ранее покупку участков на таких правах,
  • старые свидетельства, постановления глав администраций о предоставлении участков в собственность, какие-либо государственные акты о предоставлении земельных участков.
  • Даже, если участки были ранее поставлены на кадастровый учет и им были присвоены кадастровые номера как ранее учтённым в ГКН до 2008 года, то, не будучи внесёнными в ЕГРН ( как того требует ФЗ № 218 (пункт 3 статьи 70), вступивший в силу 1 января 2017 года), такие участки должны сниматься с кадастрового учёта, признаваться бесхозными и переходить в собственность муниципалитетов. В итоге, получается, что из поля зрения нового закона выпадают «лишние» садоводы и, что правом создавать СНТ обладает очень малое число людей, причём только тех, кто не только внес запись о собственности на участок в реестр (ЕГРН), но и имеет во владении, как того требует новый закон, ещё и долю в землях общего пользования, внесённую в ЕГРН. А новый закон не установил порядок внесения записей в ЕГРН, касающихся садоводств. И всё это при том, что в садоводствах люди до сих пор имеют самые разные документы на землю. Ситуация, более чем напоминающая беготню белки в колесе. «Белками» в бюрократическом колесе, как понятно, могут стать садоводы, планирующие быть в СНТ.

    Переходный период по приведению документов и организации СНТ в соответствие с новым законом, продлится до 2024 года. В это время, по всей видимости, будут изменяться сопутствующие законы, как это уже произошло с определением правил перевода садового дома в жилой. Вместе с тем, уже с начала 2020 года СНТ должны пользоваться своими уставами только в той их части, которая не будет противоречить новым, меняющимся в течение 5 лет нормам. Как-то трудно увязать воедино эти 2 положения нового закона, исключающие друг друга, прописанные как «казнить нельзя помиловать». Будем отслеживать ситуацию.

    Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-05-06-03/1110 от 15.01.2020

    Вопрос: О госпошлине за госрегистрацию права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, относящийся к имуществу общего пользования СНТ.

    Ответ: В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, относящийся к имуществу общего пользования, расположенный в границах территории садоводческого некоммерческого товарищества, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что ввиду отсутствия соответствующих документов по данному вопросу дать однозначный ответ не представляется возможным.

    Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 4 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

    В соответствии с частями 14 — 16 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 данной статьи Федерального закона N 217-ФЗ. Образованные до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования указанных организаций, являются земельными участками общего назначения.

    Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

    Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

    В силу частей 1 и 2 статьи 25 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.

    Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ).

    На основании статьи 17 Федерального закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей.

    Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения уплачивается государственная пошлина в размере 100 рублей.

    С учетом изложенного в случае если земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, были предоставлены садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам на праве коллективной собственности, то за государственную регистрацию общей долевой собственности лицами, являющимися собственниками указанных земельных участков, в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса должна уплачиваться государственная пошлина в размере 100 рублей каждым сособственником.

    В случае если государственная регистрация права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется на товарищество собственников недвижимости, то за данную регистрацию товариществом должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса в размере 350 рублей.

    Особенности нового закона о садовых и огороднических товариществах

    Содержание

    Причины выпуска нового закона, изменившего статус загородных некоммерческих объединений граждан

    Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует о грядущих изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям будут подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу отложен до 1 января 2020 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

    Основная цель нового закона, который сменит пока ещё действующий ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

    Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства),
  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов,
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания,
  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым,
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями.
  • Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства

    Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество».

    Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  • садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ),
  • огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).
  • О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже. А пока рассмотрим, что нового будет в СНТ и ОНТ.

    Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

    Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

    Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  • с участием в товариществах,
  • без участия в товариществах.
  • В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  • по иску органа госвласти субъекта РФ,
  • по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества,
  • по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.
  • При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, пропорционально их площади, причём вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона).

    Законом также определены положения, касающиеся:

  • оснований и порядка принятия в члены товарищества,
  • прав и обязанностей членов товарищества,
  • оснований для прекращения членства;
  • прав и обязанностей органа управления товарищества.
  • Данным вопросам посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

    Высшим органом товарищества является общее собрание его членов. Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества.

    Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

  • председатель, представляющий единоличный исполнительный орган,
  • правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью,
  • ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества.
  • Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ. Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 01.01.2020 г. Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за неудовлетворительную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.

    Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

    Возможность изменения СНТ на ТСЖ

    По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  • территория садоводства находится в границах населенного пункта;
  • на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома.
  • Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

    Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества

    Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

  • на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства,
  • иную деятельность, не связанную с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива.
  • Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.

    Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?

    Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

  • ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до 1 января 2020 года, реорганизовывать не требуется.
  • С 01.01.2020 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
  • или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах,
  • или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах.
  • Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
  • в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН,
  • изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон,
  • изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования.
  • Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 01.01.2020 г. с назначением “жилое”, “жилое строение”, признаются жилыми домами:
  • замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 01.01. 2020 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется,
  • замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости.
  • Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 01.01. 2020 г., признаются садовыми домами:
  • замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 01.01. 2020 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется,
  • замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей.
  • Реестр членов товарищества

    Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

    Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

    Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

    Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

  • о членах товарищества,
  • кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).
  • Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

    Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

    Принцип территориального подчинения товариществ

    Закон вводит принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

    Цели введения этого принципа вполне очевидны:

  • исключение ситуаций “перетягивания” преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ,
  • установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию инженерной инфраструктуры и территории общего пользования,
  • управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество.
  • С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

    • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества,
    • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
    • В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:
    • участки находятся в собственности учредителей товарищества,
    • участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.
    • При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

    • участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества),
    • участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории).
    • Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.

      Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ

      Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.

      К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

    • это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков.
    • Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

    • снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом,
    • водоотведение,
    • охрана,
    • сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности,
    • движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества,
    • Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества.

      Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

      Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

    • использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд,
    • размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.).
    • Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

      После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

      После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

      По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

    • общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества,
    • есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственность.
    • На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

      При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

    • отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок,
    • совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок.
    • Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

    • переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования,
    • переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок,
    • являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

      Взносы в СНТ и ОНТ

      Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

      Вступительный взнос платить не придётся.

      Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

    • с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество,
    • с проведением расчётов со снабжающими организациями – поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведения на основании договоров, заключенных с этими организациями,
    • с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями,
    • с благоустройством земель общего назначения,
    • с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
    • с проведением аудиторских проверок товарищества,
    • с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры,
    • с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний,
    • с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
    • Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны. Связаны они со следующими задачами:

    • с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка,
    • с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества,
    • с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования,
    • с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования,
    • с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества.
    • Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.

      Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.

      Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, будут обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от действующего пока закона о дачниках, позволяющего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ. Появятся при действии нового закона у индивидуалов и другие права – возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Не будет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления.

      Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

    • различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка,
    • суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке,
    • размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества.
    • В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.

      Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

      Новое строительство капитальных жилых домов для постоянного проживания, по введённому закону, разрешается только на садовых участках и только в том случае, когда такие земельные участки включены в территориальные зоны, предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), для которых:

    • утверждены градостроительные регламенты,
    • в соответствии с градостроительными регламентами установлены предельные параметры разрешённого строительства.
    • Хоть возведение жилых строений на садовых участках жилых домов дозволено и в настоящий период (2017 год), прописка в них превратилась в «сизифов труд» с положительным результатом только по решению суда, признавшего жилую постройку капитальной и пригодной для постоянного проживания.

      Новый закон не только полностью легализовал такое строительство, но и регистрацию в жилом доме его обитателей, даже если построен он был или будет возведён в будущем на участке площадью 6 соток.

      Кроме этого, новый закон упростил процедуру перевода уже существующего садового (то есть некапитальной постройки) дома в капитальное жилое строение и обратно.

      Огороднические участки должны использоваться только для выращивания фруктов и овощей, но, тем не менее, на них можно возводить хозяйственные постройки.

      Тем застройщикам огороднических участков, что успели возвести на них, как разрешал ФЗ 66 (статья 33), “некапитальные жилые дома” и даже зарегистрировать собственность на них в ЕГРН, просто повезло, так как по новому закону считаться самостроем они не будут.

      Для исключения неоднозначных трактовок об участках и постройках на них, которые будут использоваться с 1 января 2020 года, в законе специально расшифровываются все понятия (статья 3 нового закона):

    • садовый земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей,
    • садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований),
    • хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
    • огородный земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
    • О строительстве на садовых и огородных участках скважин на воду

      В отношении строительства на садовых и огородных участках скважин на воду, в соответствии с новым законом (статья 31), внесены изменения в ФЗ “О недрах”.

      Закон “О недрах” дополнен статьёй 19 2 , в соответствии с которой:

    • садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам и правообладателям садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах их территорий СНТ или ОНТ, предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых:
    1. для целей хозяйственно-бытового водоснабжения,
    2. для личных, бытовых и иных задач, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
      • добыча подземных вод может осуществляться в упрощённом порядке:
      • без проведения геологического изучения недр,
      • без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,
      • без геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр,
      • без согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами,
      • без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
      • Главным требованием при строительстве скважин выдвинута необходимость соблюдения правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

        Таким образом, некоммерческие организации, созданные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйств до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами. Требование об обязательном лицензировании скважин вступит в силу с 1 января 2020 года.

        Формы и порядок поддержки органами государственной власти и местного самоуправления ведения садоводства и огородничества

        Новым законом (статья 26) вводятся обязанности муниципалитетов по разработке своих муниципальных и инвестиционных программ поддержки садоводства и огородничества, предусматривающих, помимо просветительской работы по популяризации ведения садоводства и огородничества или введения специальных подразделений, занимающихся реализацией региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества, решение таких очень важных задач, как:

        1. организация снабжения товариществ тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, снабжение топливом,
        2. финансирование комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества,
        3. безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (автомобильных дорог, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты), расположенного в границах территории садоводства или огородничества – в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества,
        4. предоставление в приоритетном порядке государственной и муниципальной поддержки гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение садовых и огородных участков,
        5. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных на местном уровне в соответствии с законодательством РФ.

          На перечисленные задачи органы власти вправе использовать средства федерального бюджета.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *