Налоговый кодекс льготы на транспортный налог

Налоговый кодекс льготы на транспортный налог

Настоящая работа является комментарием к главе 28 НК РФ «Транспортный налог», которая была введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

В данной работе рассмотрены самые последние изменения НК РФ, коснувшиеся применения транспортного налога. В комментарии на конкретных примерах, в том числе и с использованием арбитражной практики, а также позиции Минфина России и налоговых органов, раскрыты наиболее труднопонимаемые и (или) не нашедшие широкого отражения в специализированной литературе спорные ситуации.

Также в работе отражены самые актуальные и насущные проблемы, с которыми сталкиваются налогоплательщики транспортного налога на практике.

Автор будет благодарен за любые замечания и предложения по совершенствованию комментария ([email protected]).

Комментарий к главе 28. Транспортный налог

Комментарий к статье 356. Общие положения

Комментируемая статья устанавливает общие положения относительно установления и введения транспортного налога на территории РФ.

Так абзац 1 статьи 356 НК РФ гласит, что данный налог подлежит установлению и введению положениями НК РФ, а также законами субъектов РФ, так как является региональным налогом. Транспортный налог является обязательным к уплате на территории конкретного субъекта России.

Например, Закон г.Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге» устанавливает транспортный налог на территории города Москвы. Указанным Законом в соответствии с НК РФ на территории города Москвы определяются ставки транспортного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

Абзац 2 статьи 356 НК РФ наделяет законодательные органы субъекта РФ самостоятельно определять налоговую ставку в пределах, регламентированных НК РФ, а абзац 3 комментируемой статьи — вводить налоговые льготы.

«Официальная позиция»

В Письме Минфина России от 18.01.2017 N 03-05-06-04/1693 сообщается, что вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ. В соответствии с БК РФ транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов. В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.

Аналогичные разъяснения также даны в Письме Минфина России от 11.01.2017 N 03-01-11/390.

Комментарий к статье 357. Налогоплательщики

Комментируемая статья посвящена установлению налогоплательщиков транспортного налога.

Так в соответствии с абзацем 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками анализируемого налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Таким образом, законодатель связывает признание лица налогоплательщиком исключительно с фактом регистрации транспортного средства.

«Важно!»

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

На данный аспект также обращают внимание официальные органы в своих разъяснениях, например, в Письме ФНС России от 10.06.2016 N БС-3-11/[email protected]

«Важно!»

Следует обратить внимание, что индивидуальные предприниматели не поименованы в качестве налогоплательщиков транспортного налога. Соответственно, они его уплачивают как физические лица. На данный аспект также обращают внимание суды.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2016 N Ф03-5174/2016 разъясняется, что плательщиками транспортного налога и налога на имущество являются физические лица. И поскольку налоговым законодательством индивидуальные предприниматели не выделены в качестве плательщиков данных налогов, они уплачивают их как физические лица.

Аналогично в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 N 11АП-2263/2015 указывается, что плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица. При этом НК РФ не связывает регистрацию транспортного средства с наличием у физического лица статуса индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели не указаны в качестве плательщиков транспортного налога. (Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2015 N Ф06-24799/2015 данное постановление оставлено без изменения).

На основании пункта 3 раздела 3 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Обращаем внимание, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами.

«Актуальная проблема»

На сегодняшний день угон автотранспортных средств является распространенным преступлением, в связи с чем можно задаться вопросом — как исчисляется налог в отношении транспортного средства, находящегося в угоне? Что в такой ситуации делать налогоплательщику транспортного налога?

Обратимся к разъяснениям официального органа по данному вопросу.

«Официальная позиция»

Так в Письме Минфина России от 17.03.2016 N 03-05-05-04/14738 указывается, что при представлении в налоговый орган справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

Аналогичная позиция также сложилась и в судебной практике.

«Судебная практика»

В Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2016 N 33а-12114/2016 разъясняется, что налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства. Налогоплательщик должен подтверждать факт нахождения транспортного средства в розыске, поскольку сам по себе угон транспортного средства не влечет за собой безусловного исключения такого транспортного средства из объектов налогообложения.

Аналогичный вывод также содержится в Апелляционном определении Московского городского суда от 12.05.2016 N 33а-15294/2016.

Абзац 3 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2017 года. Напомним, что ранее данная норма исключала из числа налогоплательщиков организаторов Олимпийских игр в Сочи.

Абзац 4 статьи 357 НК РФ также исключает из числа налогоплательщиков тр
анспортного налога FIFA и дочерние организации FIFA, правовой статус которых регламентируется положениями Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2020 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 108-ФЗ).

«Официальная позиция»

В Письме ФНС России от 25.07.2016 N ЕД-4-3/13320 относительно порядка применения абзаца 4 статьи 357 НК РФ сообщается, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных на производителей медиаинформации FIFA и используемых в иных, не предусмотренных Федеральным законом N 108-ФЗ целях, указанные организации признаются налогоплательщиками по транспортному налогу. При этом обязанность по представлению налогоплательщиками налоговой отчетности по транспортному налогу предусмотрена статьей 363 НК РФ.

Данный вывод также поддерживается в Письме ФНС России от 20.06.2016 N СД-4-3/[email protected]

Последний абзац комментируемой статьи также исключает из числа налогоплательщиков транспортного налога следующих субъектов:

— конфедерации,

— национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз),

— Организационный комитет «Россия-2020»,

— дочерние организации Организационного комитета «Россия-2020»,

— производители медиаинформации FIFA,

— поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ.

Данное освобождение от налогообложения транспортным налогом устанавливается исключительно в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных Законом N 108-ФЗ. В иных случаях указанные субъекты являются плательщиками транспортного налога в общеустановленном порядке.

«Судебная практика»

Положения комментируемой статьи стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своей жалобе в Конституционный Суд гражданин оспаривает конституционность пункта 1 статьи 357 НК РФ. Кроме того, заявитель оспаривает подпункт 60.4 пункта 60 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения допускают возложение на лиц, утративших право собственности на транспортное средство, обязанности по уплате транспортного налога. В связи с этим он просит признать их противоречащими статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 51 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Однако, Определением Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О было отказано в принятии жалобы к рассмотрению. Суд указывает, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Комментарий к статье 358. Объект налогообложения

Комментируемая статья НК РФ посвящена установлению объектов налогообложению транспортным налогом, а также установлению перечня объектов, которые не являются таковыми.

Так в пункте 1 статьи 358 НК РФ законодатель путем перечисления устанавливает объекты налогообложения данного налога, к которым относит: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

«Судебная практика»

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N А43-24903/2015 дано важное разъяснение относительно пункта 1 статьи 358 НК РФ. Суд указывает, что используемое в указанной норме законодателем слово «буксируемых» не несет самостоятельной смысловой нагрузки, заключенное в скобки, оно усиливает значение слова «несамоходные» и подразумевает только то, что транспортное средство не может самостоятельно передвигаться, а не указывает на способ его эксплуатации.

Порядок регистрации транспортных средств регулируется рядом нормативных актов. Так, например, порядок регистрации судов установлен главой 3 КТМ РФ, воздушных судов — положениями ВК РФ.

«Официальная позиция»

В Письме Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-06-04/79135 из буквального анализа пункта 1 комментируемой статьи делается вывод, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.

(Аналогичный вывод выражен и в Письмах Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-06-04/78983; от 27.05.2016 N 03-05-03-04/30588).

«Актуальная проблема»

Как показывает анализ судебной практики, возникает множество споров относительного того, является ли конкретный объект объектом налогообложения транспортного налога.

Пример.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.09.2016 N Ф02-4659/2016 рассмотрен вопрос о признании в качестве такового самоходных машин экскаваторов.

Суд указал, что согласно паспортам самоходных машин экскаваторы являются самоходными машинами на шагающем ходу, представляют собой электрические, полноповоротные землеройные машины, на шагающем шагу, оснащенные драглайном.

Передвижение экскаватора осуществляется механизмом шагания, который приводится в действие от отдельного электродвигателя через редуктор и открытые зубчатые передачи. Зубчатые передачи посажены на ходовые валы, на концы которых насажены эксцентрики. Эксцентрики совместно с ногами и рычагами составляют кривошипно-рычажный механизм шагания экскаватора, который осуществляет совместно с лыжами и базой цикл шагания. Цикл шагания экскаватора состоит из подъема экскаватора, перемещения его и опускания на землю.

Факт регистрации экскаваторов на шагающем ходу свидетельствует лишь о допуске их в эксплуатацию. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные экскаваторы не обладают пневматическим или гусеничным ходом, используют иной способ передвижения, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ не относятся к объектам налогообложения транспортным налогом.

Пункт 2 статьи 358 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень объектов, которые не являются объектами налогообложения транспортного налога.

В качестве первого такого объекта законодатель называет весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

«Официальная позиция»

В Письме ФНС России от 25.07.2016 N БС-4-11/[email protected] рассмотрен вопрос о транспортном налоге в отношении моторных лодок с мощностью двигателя менее 10,9 л.с. Так официальный орган указывает, что согласно Федеральному закону от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» были внесены следующие изменения в КТМ РФ: «Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,9 л.с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на кот
орых не оборудованы места для отдыха». Данная норма вступила в силу с 24.05.2012.

Суда с мощностью двигателя до 8 кВт (10,9 л.с.), которые были зарегистрированы до вступления в силу закона N 36-ФЗ, могут быть сняты с государственной регистрации только на основании заявления владельца согласно пункту 3 статьи 16 КТМ РФ.

В связи с вышеизложенным исчисление транспортного налога осуществляется только по зарегистрированным водным транспортным средствам, за исключением судов, имеющих мощность двигателя до 5 л.с., которые согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектами налогообложения.

Подпункт 2 пункта 2 комментируемой статьи «выводит» из налогообложения транспортным налогом два объекта:

Во-первых, легковые автомобили, которые специально оборудованы для использования инвалидами;

Во-вторых, легковые автомобили, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

«Официальная позиция»

В Письме ФНС России от 25.08.2016 N БС-17-11/[email protected] дано важное толкование положений подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ.

Официальный орган поясняет, что как следует из указанной нормы НК РФ, в целях освобождения от налогообложения транспортным налогом выделено две самостоятельных и не тождественных друг другу категории транспортных средств, для каждой из которых установлены свои условия освобождения от налогообложения транспортным налогом. В соответствии с приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» органы Госавтоинспекции уполномочены вносить необходимые отметки в паспорт транспортного средства. Так, органы Госавтоинспекции в разделе «Особые отметки» паспорта транспортного средства указывают информацию об изменении конструкции транспортного средства.

На основании изложенного следует, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ не ставится в зависимость только от принадлежности собственника транспортного средства к категории граждан — инвалиды, а относится к транспортным средствам, специально оборудованным для использования инвалидами или выданным (приобретенным) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке и при этом имеющие двигатель мощностью до 100 лошадиных сил.

Аналогичный вывод изложен и в Письме ФНС России от 10.06.2016 N СА-17-11/90.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 358 НК РФ не признаются объектом налогообложения транспортным налогом промысловые морские и речные суда.

Также на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не признаются объектом налогообложения данного налога пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Такие транспортные средства могут принадлежать организациям и ИП на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

«Важно!»

Таким образом, для применения установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ льготы налогоплательщик должен доказать факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров (грузов).

«Судебная практика»

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 N 09АП-64073/2016 дается толкование положениям подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ: данная льгота является мерой государственной поддержки лиц, владеющих дорогостоящими, технически сложными средствами транспорта — судами (морскими, речными, воздушными), приобретение и эксплуатация которых связана с несением значительных затрат. Она призвана способствовать ценовой доступности данных видов транспорта, гармоничному развитию транспортной системы, в том числе в отдаленных регионах, в которых отсутствует разветвленная сеть автомобильных и железных дорог. Льгота предоставляется лицам, осуществляющим пассажирские или грузовые перевозки (т.е. являющимся эксплуатантами судов), которые не имеют иных, более рентабельных источников дохода, или доля иных доходов в их выручке незначительна.

При этом использованная законодателем в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ формулировка «осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок» не равнозначна осуществлению перевозки пассажиров и грузов исключительно на основании договоров перевозки, как ошибочно полагает налоговый орган.

Действительно, статьёй 784 ГК РФ предусматривается, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Но гражданское законодательство предусматривает и иные формы осуществления деятельности в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

Подпункт 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ не признает в качестве объекта налогообложения транспортным налогом зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

При этом под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции, что установлено в статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Глава 28 НК РФ Транспортный налог

Транспортный налог

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.

Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:

  • объекты налогообложения;
  • протяжённость налогового периода;
  • способ расчёта транспортного налога;
  • льготные категории граждан и транспортных средств
  • Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.

    Ставки и сроки уплаты транспортного налога

    Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:

  • региональная фиксированная ставка
  • количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
  • количество месяцев владения, разделённое на 12
  • Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.

    Особенности льготы по транспортному налогу

    Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.

    Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.

    Как используется властями транспортный налог

    Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

    До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.

    Глава 28. Транспортный налог

    Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Глава 28. Транспортный налог

    Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

    В Определении от 24 ноября 2016 года N 2513-О Конституционный Суд Российской Федерации разрешал только вопрос о возможности принятия жалобы заявителя к рассмотрению, оснований к чему не нашел. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установление федеральным законодателем транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав налогоплательщиков. В связи этим Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы заявителя со ссылкой на пункт 2 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

    Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

    Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).

    Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

    В частности, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О и от 24 декабря 2012 года N 2391-О).

    Действующие положения главы 28 «Транспортный налог» НК РФ (включая статьи 362, 363) не содержат каких-либо особенностей исчисления и уплаты налога либо применения налоговой льготы и зависимости от регистрации физического лица — владельца транспортного средства в качестве индивидуального предпринимателя либо отсутствия таковой.

    1.1. Налоговая декларация по транспортному налогу (далее — декларация) заполняется налогоплательщиками — организациями, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со статьями 52, 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207, N 30, ст. 4081), пунктом 2 статьи 333.6 и пунктом 3 статьи 333.7, главами 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций», 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», 28 «Транспортный налог», 29 «Налог на игорный бизнес», 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 5039) приказываю:

    Особенность фискальной нагрузки на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств состоит в том, что помимо платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, они обязаны уплачивать транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), а также — фактически (в качестве покупателей товара) — такой косвенный налог, как акциз на бензин и дизельное топливо (статьи 181 и 187 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Федеральная налоговая служба по вопросу уплаты физическими лицами имущественных налогов, предусмотренных главами 28, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), за 2014 год, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 320-ФЗ), сообщает следующее.

    Аналогичный порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса определен пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

    Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, являясь собственником транспортного средства, В.П. Первушин уплачивал транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. О необходимости уплаты данного налога за налоговый период 2007 года заявителю налоговым органом 23 октября 2007 года направлено налоговое уведомление, а 18 марта 2008 года — требование об уплате транспортного налога.

    В то же время имеются данные ранее Минфином России разъяснения по указанному вопросу в письмах от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, предусматривающие, что подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении принадлежащего им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества и транспортных средств в порядке, предусмотренном главами 28 «Транспортный налог» и 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, включая и возможность применения установленных этими главами налоговых льгот.

    Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (далее — Расчет) заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации.

    Льготы по транспортному налогу

    Льготы по транспортному налогу

    Похожие публикации

    Точный перечень тех, кто освобождается от уплаты транспортного налога, утверждается на федеральном уровне, а также на региональном. Поскольку субсидии в области налогообложения представляют собой законный способ экономии средств, разберемся подробнее в порядке оформления льготы на транспортный налог в 2017 году. Обратите внимание, в данной статье пойдет речь в основном о физических лицах.

    Налоговые льготы по транспортному налогу

    Известно, что транспортный налог (ТН) относится к региональным сборам. Нормативное регулирование подобных бюджетных платежей осуществляется посредством НК РФ, а также законодательных актов властей регионов (стат. 356). Кто освобождается от уплаты транспортного налога согласно Налоговому Кодексу? В соответствии со стат. 361.1 это:

    • Физлица, владеющие транспортным средством (ТС) с максимально разрешенной грузоподъемностью свыше 12 т – при этом автомобиль должен быть зарегистрирован в специальном реестре ТС, а общая сумма платы за причиняемый автодорогам вред равна или превышает начисленный транспортный налог.
    • Льгота по ТН рассчитывается путем уменьшения самого налога на сумму платы.
    • Дополнительно льготы по транспортному налогу имеют те физлица, которым предоставлены определенные субсидии в регионах РФ. Каждый субъект России самостоятельно определяет перечень льготных категорий граждан, в частности, это могут быть пенсионеры. Чтобы выяснить, кто освобожден от уплаты транспортного налога, нужно обратиться в налоговую инспекцию своего региона или ознакомиться со справочной информацией на портале ФНС.

      Кто имеет льготы на транспортный налог по федеральным нормам

      По стат. 357 НК налогоплательщиками ТН признаются лица, на которые в установленном государством порядке зарегистрированы различные виды ТС. Признаваемые объектами налогообложения транспортные средства перечислены в п. 1 стат. 358. Это, прежде всего, автомобили, автобусы, мотороллеры, мотоциклы, катера, яхты, самолеты, теплоходы, вертолеты и др. средства передвижения.

      Не относятся к объектам налогообложения в части ТН следующие средства (п. 2 стат. 358):

      • Моторные (весельные) лодки свыше 5 л.с.
      • Легковой автотранспорт, рассчитанный на инвалидов.
      • Легковой автотранспорт до 100 л.с., приобретенный только через органы соцзащиты.
      • Речные (морские) суда промыслового типа.
      • Воздушные (морские, речные) суда, предназначенные для грузо- и/или пассажироперевозок.
      • Спецавтомобили, тракторы, комбайны самоходные, используемые в сельском хозяйстве.
      • ТС в розыске при обязательном подтверждении факта кражи (угона) с помощью документации уполномоченных органов.
      • Прочие объекты.
      • Кто не платит транспортный налог в России по региональным нормам

        Положены ли льготы ветеранам боевых действий по транспортному налогу? Имеются ли льготы по транспортному налогу для ветеранов труда? Грамотные ответы на эти и прочие схожие вопросы относительно субсидий по ТН для предприятий и физлиц необходимо получать в территориальном подразделении ИФНС своего региона (субъекта РФ) либо самостоятельно изучать нормативно-правовые акты местного законодательства. Эти льготы могут быть в регионе, а могут отсутствовать. Не обращаясь в налоговую инспекцию, о льготах по своему региону можно узнать на ]]> сайте ФНС России ]]> .

        Большинство регионов России представляет льготы по ТН:

        1. Героям СССР, Героям Российской Федерации.
        2. Инвалидам I группы и II.
        3. Ветеранам (инвалидам) любых боевых действий.
        4. Инвалидам ВОВ, а также ветеранам ВОВ.
        5. Узникам концлагерей.
        6. Ветеранам труда.
        7. Лицам, награжденным Орденом славы независимо от степени.
        8. Пенсионерам (мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет).
        9. Чернобыльцам.
        10. Опекуну (родителю) многодетной семьи.
        11. Опекуну (родителю) ребенка-инвалида.
        12. Опекуну ребенка-инвалида, недееспособного по решению суда.
        13. Лицам, перенесшим лучевую болезнь в результате работы с ядерными установками.
        14. Другим лицам.

        К примеру, по Закону № 843-ЗС от 10.05.12 г. в Ростовской обл. действуют по транспортному налогу льготы для инвалидов в части л/авто, мотороллеров и мотоциклов мощностью до 100 л.с., а пенсионеры не входят в число льготников и обязаны уплачивать налог на общих основаниях.

        Как оформляется освобождение от транспортного налога

        Чтобы оформить положенную региональными властями льготу, гражданам следует самостоятельно представить в налоговые органы подтверждающие документы. В первую очередь нужно заполнить заявление на льготу по транспортному налогу – представляется в письменном виде, по рекомендованной форме, с обязательным указанием госномера и марки ТС. Кроме того, потребуется предъявить паспорт, копию техпаспорта на авто, права водителя, льготный документ (например, пенсионное удостоверение).

        Общий срок подачи документов – с момента возникновения права на льготу, то есть, к примеру, с даты выхода физлица на пенсию или с даты присвоения инвалидности. Точный срок устанавливается отдельно региональными властями, но специалисты рекомендуют подавать документы до массовой рассылки уведомлений об уплате налога, то есть до 1 апреля. Если документация подается несвоевременно, налоги будут пересчитаны, но не более, чем за 3 последних года. Перерасчет налоговых обязательств выполняется со дня рассмотрения всех документов (в среднем 30 дн.) и присвоения права на льготу.

        Транспортный налог в 2020 г. — порядок расчета, ставки, льготы

        Порядок, сроки и ставки уплаты транспортного налога в 2020 году регламентированы главой 28 Налогового кодекса РФ. Транспортный налог относится к региональным видам налога, а это означает, что ставки налога и льготы по их уплате определены соответствующими законами субъектов РФ. Оплата налога производится налогоплательщиком непосредственно в местный бюджет.

        Кто должен платить транспортный налог

        Транспортный налог — это обязательный к уплате региональный налог, который уплачивают владельцы транспортных средств в бюджет субъекта Российской Федерации в зависимости от мощности автомобиля.

        Категория граждан, обязанных уплачивать автомобильный налог, указана в статье 357 Налогового кодекса РФ. В соответствии с действующим законодательством налогоплательщиками по уплате налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства — то есть собственники транспортных средств.

        В соответствии с действующим законодательством объектом налогообложения признаются:

      • мотоциклы, мотороллеры;
      • легковые и грузовые автомобили;
      • автобусы;
      • самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
      • самолеты и вертолеты;
      • снегоходы, мотосани;
      • теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
      • Сроки уплаты транспортного налога

        Налогоплательщики уплачивают налог в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

        Налогоплательщики-организации в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, которые юридические лица рассчитывают самостоятельно по истечении каждого отчетного периода.

        Отчетными периодами для уплаты авансовых платежей признаются I, II и III кварталы календарного года. Как правило, суммы авансовых платежей по налогу уплачиваются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

        Важно. Сроки уплаты авансовых платежей и сроки уплаты суммы налога по итогам отчетного периода устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Более подробно о порядке уплаты налога юридическими лицами читайте в статье по ссылке.

        Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на автомобиль на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Сумма налога на машину определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

        Срок уплаты транспортного налога в 2020 году — до 02 декабря 2020 г. (налог уплачивается за 2020 г.)

        То есть транспортный налог за 2017 г. должен быть уплачен гражданами не позднее 01 декабря 2020 года по ставкам, установленным на 2017 год, за 2020 г. — в срок до 1 декабря 2020 года, за 2020 год — до 1 декабря 2020 года.

        Как рассчитывается транспортный налог

        Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства. Каждым субъектом установлены различные ставки транспортного налога. Действующие ставки транспортного налога можно найти по ссылке с указанием соответствующего субъекта РФ.

        Повышающие коэффициенты налога на дорогостоящие автомобили

        С 2015 года налоговыми органами стали применяться повышенные коэффициенты транспортного налога на дорогостоящие автомобили стоимостью более трех миллионов рублей в следующем размере:

      • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет ;
      • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
      • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
      • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
      • Перечень автомобилей с указанием марки транспортного средства и стоимости размещен на официальном сайте Минпромторга:

      • Перечень дорогостоящих автомобилей за 2016 год — смотрите по ссылке (налог в отношении данных автомобилей уплачивается в 2017 году);
      • Перечень дорогостоящих автомобилей для налога за 2017 год (уплачивается до 01 декабря 2020 года);
      • Перечень дорогостоящих автомобилей для налога за 2020 год (уплачивается до 01 декабря 2020 года).
      • В список дорогостоящих автомобилей стоимостью более трех миллионов вошли автомобили марок:

      • Audi TT RS (2,5 TFSI), S6, RS 4, Q7, S7, A8,
      • BMW X6, 550i, X5 xDrive30d, Z4 sDrive35is, M3
      • Cadillac Escalade, CTS-V, Escalade Hibrid
      • Hyundai Equus 5.0 V8 GDI
      • Infiniti FX50, QX70, QX80
      • Jaguar XJ, Jaguar F-Type, XFR
      • Jeep Grand Cherokee SRT8
      • Land Rover Discovery 4, Range Rover Sport 3.0 V6, Range Rover Sport TDV6 3.0
      • Lexus LX 570, LS 460
      • Mercedes-Benz ML 350, Mercedes-Benz SLK 55 AMG, Mercedes-Benz C 63 AMG, Mercedes-Benz GL 350
      • Porsche Carrera 4S, Porsche Panamera GTS, Porsche Cayenne Turbo, Porsche 911 GT3, Porsche Cayenne Turbo S и другие.
      • В ценовую группу дороже 15 миллионов рублей включены автомобили марок Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce.

        Льготы по уплате транспортного налога

        Федеральные льготы

        К федеральным льготам относятся льготы, установленные статьей 358 Налогового кодекса РФ. В ней обозначены виды транспорта (не только автомобильного), которые не подлежат налогообложению, к ним относятся:

      • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
      • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
      • промысловые морские и речные суда;
      • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
      • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
      • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
      • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
      • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
      • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
      • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

      Региональные льготы по уплате транспортного налога

      Региональные льготы по уплате транспортного налога установлены соответствующими законами субъектов РФ. Как правило, на местном уровне льготы предусмотрены для инвалидов, ветеранов труда, пенсионеров, многодетных семей.

      Льготы пенсионерам по уплате налога

      Например, в Новосибирской области и Красноярском крае от уплаты налогов освобождены пенсионеры. В Астраханской и Белгородской областях пенсионеры освобождаются от уплаты налога только в отношении автомобилей до 100 л.с. О льготах для пенсионерах по уплате транспортного налога можно прочитать в статье по ссылке.

      Льготы многодетным семьям по уплате налога

      Ранее в России практически не было регионов, в которых многодетные семьи имели льготы по уплате транспортного налога. К 2016 году число таких регионов значительно возросло. Сейчас практически в каждом втором субъекте установлены какие-либо привилегии и скидки по уплате налога на автомобиль для многодетных.

      Как правило, льготы предоставляются одному из родителей в многодетной семье на одно транспортное средство – легковой автомобиль мощностью до 150 л.с. Законодательством могут быть установлены дополнительные условия получения льготы.

      Так, в Воронежской области многодетные имеют льготы только если в их составе пять и более детей, в Санкт-Петербурге льгота предоставляется при воспитании четырех детей.

      Условия получения льгот по транспортному налогу

      Как получить льготу? Для того чтобы воспользоваться льготой необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий подтверждающих документов. Как правило, заявление подается до 01 февраля года, следующего за отчетным.

      К таким документам относится:

    • письменное заявление;
    • копия паспорта транспортного средства;
    • документ, подтверждающий льготный статус.
    • Официальный сайт Министерства финансов Сахалинской области

      Государственный долг

      Одной из задач министерства является разработка и реализация политики в области управления государственным долгом Сахалинской области.

      Бюджетная система

      Одной из задач министерства является совершенствование бюджетной системы Сахалинской области.

      Бюджет

      Одной из задач министерства является разработка и реализация единой финансовой и бюджетной политики в Сахалинской области.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *