Туристские проекты требования

Туристские проекты требования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении общих требований к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов» (подготовлен Минкультуры России 10.03.2017)

Досье на проект

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 833; 2012, N 19, ст. 2281; 2015 N 27, ст. 3946; 2017, N 1, ст. 6), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов (приложение N 1).

1.2. Общие требования к порядку организации прохождения туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов (приложение N 2).

1.3. Общие требования к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов (приложение N 3).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Ю.Манилову.

Министр В.Р.Мединский

Приложение N 1
Утверждены
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от «___»_________2017 г. N ____

Общие требования к туристским маршрутам
(другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов

1. Настоящие общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов (далее — организованные группы детей) представляют собой перечень основных требований к прохождению туристского маршрута организованными группами несовершеннолетних детей (далее — Общие требования).

Общие требования разработаны в целях прохождения по всем видам туристских маршрутов организованными группами детей.

В целях настоящих Общих требований:

— под организованной группой детей понимается группа несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет в сопровождении руководителя группы, передвигающихся в определенные даты, по определенному туристскому маршруту;

— руководитель группы — физическое лицо (гражданин), имеющее специальную подготовку и навыки, являющийся работником туроператорской организации, а также действующий на основании доверенности от родителей несовершеннолетних туристов или их законных представителей и договора, заключенного с туроператором или турагентом.

2. Туристские маршруты для прохождения организованными группами детей разрабатываются туроператором, внесенными в единый федеральный реестр туроператоров в соответствии с возрастными особенностями несовершеннолетних туристов и предусматривают:

— обеспечение личной безопасности детей и сохранности их имущества;

— беспрепятственное получение неотложной медицинской и правовой помощи;

— оказание услуги инструктора-проводника, если туристский маршрут предусматривает передвижение, проходящее по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов и их имуществу, а также наличие спасательной службы, укомплектованной квалифицированными спасателями при организации маршрута по водным объектам (на реках, озерах, моря, в бассейнах и т. д.);

-оказания услуги гида-экскурсовода, в случае прохождения культурно-познавательного туристского маршрута;

— приостановления путешествия (экскурсии) по туристскому маршруту в случае возникновения риска чрезвычайного происшествия (ситуации).

3. Конкретные характеристики туристского маршрута должны соответствовать настоящим Общим требования, общим требованиям государственного стандарта на соответствующий вид услуги и требованиям действующих нормативных документов.

4. Результатом разработки туроператором туристского маршрута является разработанный и утвержденный Паспорт туристского маршрута с конкретной программой, которая включает отдельные мероприятия или услуги, реализуемые для удовлетворения запросов и интересов туристов (приложение N 1 к настоящим Общим требованиям).

В Программе описывается каждый день пребывания туристов на маршруте, дается описание основного маршрута по протяженности, рельефу местности и характеру дорог; описание темы экскурсии. Указывается распорядок каждого дня маршрута с перечнем туристско-экскурсионных мероприятий.

5. Информация о туристском маршруте, указанная в Паспорте туристского маршрута, должна быть доведена непосредственно до потребителей услуг — несовершеннолетних туристов, а также их родителей или законных представителей, заключивших договор о реализации туристского продукта.

6. Паспорт маршрута должен быть согласован территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющим деятельность по организации и ведению гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

к Общим требованиям,
утвержденным приказом Минкультуры России
от __________N______

Паспорт туристского маршрута

Наименование туристского маршрута __________________________________________________________________

_______________________________с указанием основных пунктов остановки

Число несовершеннолетних туристов в одной группе ________________чел.

Сроки прохождения маршрута с _________________по__________________

Программа туристического маршрута_________________________________________________

Мероприятия (по каждому дню маршрута______________________________________________________

Услуги (по каждому дню маршрута________________________________________________________

Распорядок каждого дня маршрута___________________________________

Приложение N 2
Утверждены
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от «___»_________2017 г. N ____

Общие требования
к порядку организации прохождения туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов

1. Порядок организации прохождения туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов осуществляется в строгом соответствии правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасности, а также законодательства по безопасности туризма страны пребывания (далее — Порядок организации прохождения туристских маршрутов).

2. Организацию прохождения туристских маршрутов осуществляют туроператоры, внесенные в единый федеральный реестр туроператоров в установленном порядке, турагенты в соответствии с законодательством.

3. При организации прохождения туристских маршрутов туроператорам, турагентам, специализирующимся на детском и юношеском туризме, необходимо:

— заключить договор на оказание услуг по организации прохождения несовершеннолетними детьми туристского маршрута с организацией отдыха детей и их оздоровления;

— учитывать возрастные особенности и интересы туристов указанных категорий;

— обеспечивать предоставление туристских и экскурсионных услуг, ориентированных на познавательную тематику, способствующих пропаганде

здорового образа жизни, развитию интернационального и патриотического воспитания, а также с физкультурно-оздоровительными целями;

— оказывать услугу по перевозке организованной группы несовершеннолетних туристов с соблюдением правил и требований безопасности, установленных для транспорта определенного вида и в сопровождении руководителя группы;

— отдавать предпочтение районам с благоприятными климатическими, природными и экологическими условиями;

— при оказании услуг для детей и юношества с ограниченными физическими возможностями обеспечивать обязательное соблюдение законодательства в области социальной защите инвалидов.

— обеспечить наличие руководителя группы и сопровождающих, имеющих специальную подготовку, спасательной службы, а также инструктора, гида на всех этапах прохождения туристского маршрута с несовершеннолетними туристами.

4. При организации прохождения туристских маршрутов организованной группы несовершеннолетних туристов туроператоры и исполнители туристских и экскурсионных услуг должны:

— обеспечить защиту детей от информации и действий третьих лиц, которые могут нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию;

— довести информацию до несовершеннолетних туристов, их родителей или законных представителей до начала туристского маршрута о туристском маршруте, в том числе проходящем по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов;

— осуществлять страхование жизни и здоровья несовершеннолетних туристов, в том числе от несчастного случая, включая оказание всех видов медицинской помощи в стационарных медицинских учреждениях и оплату транспортных и эвакуационных расходов, а также медицинское страхование, обеспечивающее оплату дополнительных медицинских и иных услуг (сверх установленных программами обязательного медицинского страхования) на весь период туристского маршрута;

— обеспечить обязательное проведение руководителями групп, сопровождающими, имеющими специальную подготовку инструктажа;

— обеспечивать обязательное соблюдение законодательства в области социальной защиты инвалидов при предоставлении услуг для детей и юношества с ограниченными физическими возможностями.

Приложение N 3
Утверждены
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от «___» _________2017 г. N ____

Общие требования
к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов

1. Настоящие общие требования к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения детьми, находящимися в организации отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов представляют собой перечень основных требований к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения туристского маршрута с участием организованной группы детей (далее — Общие требования к порядку уведомления).

2. Туроператоры, турагенты должны не позднее чем за 10 рабочих дней до начала прохождения туристского маршрута проинформировать территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность по организации и ведению гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — территориальный орган) о туристском маршруте путем направления уведомления.

3. Уведомление, направляемое туроператорами, турагентами в территориальные органы должно содержать:

— сведения о туристском маршруте с указанием места, сроках и длительности прохождения такого маршрута;

— списки несовершеннолетних туристов;

— копию договора, заключенного между туроператором, турагентом и организацией отдыха и оздоровления детей с приложением копии паспорта туристского маршрута.

Обзор документа

Госрегулирование организации отдыха и оздоровления детей было усовершенствовано. В связи с этим с 1 января 2017 г. Минкультуры России уполномочено устанавливать общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей, которые находятся в загородных лагерях отдыха, оздоровительных центрах, санаториях, спортивных базах и т. п. либо являются членами организованной группы несовершеннолетних туристов. Представлен проект требований.

Руководить указанными группами, в частности, будут вправе лишь те граждане, которые имеют спецподготовку и навыки, а также являются работниками туроператорской организации. Туристские маршруты будет разрабатывать туроператор, внесенный в единый федеральный реестр, в соответствии с возрастными особенностями несовершеннолетних туристов. Результатом разработки станет паспорт туристского маршрута. Прилагается его форма.

Прописывается общий порядок организации прохождения маршрутов. Ее выполняют туроператоры, внесенные в упомянутый реестр, и турагенты в строгом соответствии с законодательством.

Кроме того, подготовлены общие требования к уведомлению уполномоченных органов о месте, сроках и длительности маршрутов. Уведомление направляется туроператорами и турагентами в территориальное подразделение МЧС России не позднее 10 рабочих дней до начала прохождения маршрута.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Tourist services. Projection of tourist services

Дата введения 2011-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации при участии ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50681-94

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.

Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования

ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества

ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины и определения в значениях, установленных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1], ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.

3.2 комитмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения с полной или частичной предоплатой на определенный период времени (сезон).

3.3 метод обслуживания туристов/экскурсантов: Способ реализации туристских услуг, организационных и технологических мероприятий, осуществляемых в процессе обслуживания туристов.

3.4 модель туристской услуги: Набор требований, предъявляемых к туристской услуге и согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг.

3.5 «портфель экскурсовода»: Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.

3.6 программа обслуживания туристов: Перечень предоставляемых услуг, посещаемых объектов показа и досуговых мероприятий, сформированный в определенной последовательности, с указанием времени, места и условий обслуживания.

3.7 технические условия (в туризме): Документ, устанавливающий технические, проектные и другие характеристики туристских услуг и процессов их оказания.

3.8 технологическая инструкция в туризме: Документ, устанавливающий порядок и правила выполнения отдельных операций при оказании конкретных туристских услуг.

3.9 технология процессов оказания туристских услуг: Комплекс составленных в определенной последовательности технологических операций, выполняемых во время предоставления туристских услуг.

3.10 технологическая карта туристского путешествия: Документ, отражающий содержание программы, описание последовательности выполнения операций и условий обслуживания туристов во время осуществления путешествия по конкретному маршруту.

3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.

3.12 туристский маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях.

3.13 соисполнители туристских услуг: Организации и предприятия туристской индустрии, а также частные предприниматели, оказывающие отдельные услуги (средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, выставочные комплексы, музеи и т.п.), по договорам, заключаемым с туроператорскими компаниями при формировании туристского продукта.

3.14 стандарты работы персонала: Документы, разработанные для каждой категории работников туристской организации и содержащие описание технологических процессов оказания услуг, а также основные требования к квалификации, внешнему виду, правилам поведения в процессе оказания туристских услуг.

3.15 элотмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения, предусматривающие бронирование определенного количества мест/номеров и оплату за конкретный период проживания определенной группы туристов.

4 Основные положения

4.1 Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов.

4.2 Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов:

— конъюнктуры рынка туристских услуг;

— запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);

— состояния и структуры объектов туристской индустрии;

— межрегионального кластерного подхода;

— результатов маркетинговых исследований;

— обеспечения безопасности туристских услуг;

— защиты прав потребителей туристских услуг;

— предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;

— соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

— наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.

4.3 Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской компании/организации-соисполнителя туристской услуги.

4.4 Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями.

4.5 К техническим требованиям в туристской индустрии относятся:

— требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;

— требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;

— регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.

4.5.1 Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690.

4.6 К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся:

— требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);

— требования, предусмотренные в технологических инструкциях;

— требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;

— квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.

5 Основные этапы проектирования туристских услуг

5.1 Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:

— составление моделей туристских услуг;

— разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;

— установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;

— определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;

— утверждение документов на проектируемые туристские услуги.

5.2 При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:

— вид туристской услуги;

— основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);

— маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);

— перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);

— метод обслуживания туристов;

— перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).

5.3 Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.

5.3.1 Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:

— соответствие назначению;

— безопасность;

— точность и своевременность исполнения;

— эргономичность;

— комфортность;

— эстетичность;

— информативность;

— доступность.

Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.

5.3.2 Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:

— категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;

— количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;

— обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.

5.4 Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

5.4.1 Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.

5.5 Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.

5.6 Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами — представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.

5.6.1 Анализ проводится с целью подтверждения:

— соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;

— соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;

— эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.

5.6.2 Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).

5.6.3 Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.

5.7 Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.

Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.

6 Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг

6.1 Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:

— разработку маршрута путешествия;

— формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);

— установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;

— формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;

— разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;

— определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;

— установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);

— определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;

— определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;

— разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.

6.2 При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей — зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.

6.3 Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги

Соисполнитель (поставщик туристских услуг)

Возможные схемы взаимодействия

1 Реализация билетов на регулярные рейсы.

2 Организация чартерного рейса.

3 Организация чартерных программ.

4 Участие в чартерных программах.

Гостиницы и другие средства размещения

1 Аренда средства размещения.

2 Приобретение (покупка) блока мест на условиях комитмента.

3 Приобретение (покупка) блока мест на условиях элотмента.

4 Безотзывное бронирование.

5 Приоритетное бронирование.

6 Сотрудничество на условиях повышенной комиссии.

7 Сотрудничество на условиях стандартной комиссии по разовым заявкам.

Предприятия (компании) железнодорожного транспорта

1 Реализация железнодорожных билетов.

2 Формирование туристских поездов.

3 Формирование прицепных вагонов.

Предприятия, осуществляющие морские и речные перевозки

Фрахт водного судна

Автотранспортные предприятия (компании)

Аренда автобуса (автомобиля)

Экскурсионные организации (бюро и др.)

1 Организация индивидуальных/групповых экскурсий.

2 Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации

6.4 Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:

— карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;

— технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);

— информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);

— листок с дополнительной информацией;

— перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

— стандарты работы персонала.

Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.

6.5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы:

— проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;

— подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;

— расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;

— определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;

— подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;

— определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.

6.5.1 Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для развития конкретного вида туризма на данной территории.

6.5.2 Документальной основой проектирования услуги «туристский поход» (маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета приведены в приложении В.

6.5.3 Результатом проектирования услуги «Туристский поход» (маршрута повышенной опасности) являются:

— паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г);

— информационные материалы (памятки и др.);

— инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

— перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

— инструкции для персонала;

— стандарты работы персонала;

— порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.

6.6 Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение:

— тематической направленности экскурсий;

— объектов осмотра;

— продолжительности экскурсий;

— объема и качества предоставляемой информации;

— способа перемещения по маршруту экскурсии.

6.6.1 Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы:

— технологические карты экскурсии (см. приложение Д);

— контрольный текст экскурсии;

— материалы «портфеля экскурсовода»;

— схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е);

— перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

— инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

— инструкции для персонала;

— стандарты работы персонала;

— дополнительная информация.

6.6.2 Контрольный текст экскурсии — это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС») при поддержке Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50690-2000

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к туристским услугам.

Настоящий стандарт распространяется на туроператорскую, турагентскую деятельность, а также иную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги.

Настоящий стандарт не распространяется на туристские услуги в области самодеятельного туризма.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 32611 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ 32612 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

ГОСТ 32613 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования

ГОСТ Р 51185 Средства размещения. Общие требования

ГОСТ Р 53522 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 54600 Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования

ГОСТ Р 54604 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования

ГОСТ Р 55318 Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и турагентов

ГОСТ Р 55319 Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения

ГОСТ Р 56197 (ИСО 14785) Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования

ГОСТ Р 57286 Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения, установленные Федеральным законом [1], а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 туристские услуги: Услуги по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе в услугах перевозки, размещения, питания, экскурсий.

4 Общие положения

4.1 Туристские услуги предоставляют юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели.

4.2 Туристские услуги должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации [1], [2], а также положениям договора о реализации туристского продукта.

5 Виды туристских услуг

5.1 Туристская деятельность представляет собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Туристская деятельность включает в себя оказание основных и дополнительных (сопутствующих) туристских услуг.

5.2 К основным туристским услугам относят:

— услуги по размещению (проживанию) туристов;

— услуги по организации перевозки туристов (трансфер);

— экскурсионные услуги.

5.3 Дополнительные (сопутствующие) туристские услуги включают в себя:

— информационно-рекламные услуги;

— услуги по организации питания туристов;

— услуги по организации досуга туристов;

— консалтинговые (консультативные) услуги;

— услуги инструкторов-проводников;

— прочие виды услуг.

5.4 Отдельные дополнительные (сопутствующие) туристские услуги могут являться основными туристскими услугами при организации определенных путешествий. Так, услуги инструкторов-проводников являются основными в организованных туристских походах, при организации экстремального туризма.

5.5 Услуги туроператоров включают в себя услуги по формированию и/или продвижению и/или реализации туристского продукта.

5.6 Во внутреннем и въездном туризме формирование туристского продукта осуществляется путем разработки программы путешествия (тура) по определенному туристскому маршруту, включающей комплекс услуг, предоставляемых на основании договоров, заключаемых между туроператором и субъектами туристской индустрии.

5.7 Во внутреннем и въездном туризме услуги туроператора включают в себя услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов, а также следующие отдельные или комплексные услуги:

— услуги по организации питания туристов;

— экскурсионные услуги;

— информационно-рекламные услуги;

— услуги по организации различных мероприятий;

— услуги по организации досуга туристов;

— услуги гидов-переводчиков;

— услуги инструкторов-проводников (в организованных туристских походах и экстремальном туризме);

— консалтинговые (консультативные) услуги;

— прочие виды туристских услуг.

5.8 В выездном туризме формирование туристского продукта осуществляется на основании договоров, заключаемых туроператором с перевозчиком и принимающей стороной — иностранным туроператором или иным субъектом туристской индустрии иностранного государства.

5.9 Услуги туроператора в выездном туризме включают в себя услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов, а также следующие отдельные или комплексные услуги:

— услуги по организации питания туристов;

— экскурсионные услуги;

— информационно-рекламные услуги;

— услуги гидов-переводчиков;

— услуги по организации посещения различных мероприятий;

— услуги по организации досуга туристов;

— услуги сопровождающих;

— услуги инструкторов — проводников (в организованных туристских походах и экстремальном туризме);

— услуги по страхованию;

— прочие виды туристских услуг.

5.10 Услуги турагентов включают в себя:

— реализацию туристского продукта, сформированного туроператором;

— продвижение туристского продукта, сформированного туроператором;

— бронирование туристского продукта, сформированного туроператором, в том числе бронирование, приобретение, оформление и реализацию билетов на пассажирский транспорт различных видов, мест (номеров) в гостиницах и других средствах размещения; мест отдыха с полным комплексом услуг; билетов на развлекательные и спортивно-зрелищные мероприятия;

— бронирование и реализацию отдельных туристских услуг, в том числе экскурсионных;

— доставку туристских путевок, проездных документов, билетов на развлекательные, спортивно-зрелищные и досуговые мероприятия;

— прочие услуги турагентов (в т.п. дополнительное страхование туристов и рисков, проведение дополнительных инструктажей туристов, содействие в оформлении въездных и выездных документов при организации международного туризма, консалтинговые услуги).

5.11 Услуги по размещению для временного проживания туристов включают в себя:

— услуги гостиниц и других средств размещения;

— услуги молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, детских оздоровительных лагерей;

— услуги по предоставлению мест для временного проживания в транспортных средствах (железнодорожных спальных вагонах, круизных и прогулочных кораблей и т.п.).

5.12 При выборе услуг проживания в различных средствах размещения, бронировании номеров в гостиницах или иных средствах размещения следует соблюдать правила предоставления гостиничных услуг [3], а также рекомендуется учитывать требования ГОСТ Р 55319, ГОСТ 51185.

5.13 Услуги по перевозке туристов (экскурсантов) транспортом различных видов включают в себя:

— перевозки пассажирским железнодорожным транспортом;

— перевозки пассажирским автомобильным транспортом (автобусами, автомобилями);

— перевозки пассажирским воздушным транспортом;

— перевозки пассажирским водным транспортом.

Услуги по перевозке туристов должны предоставляться с соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере перевозок пассажиров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

Услуги по перевозке туристов должны предоставляться с соблюдением требований безопасности туристов.

5.14 Экскурсионные услуги включают в себя:

— услуги по организации и проведению экскурсий;

— услуги экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков;

— услуги сопровождающих.

Экскурсионные услуги должны предоставляться с учетом ГОСТ Р 54604 и ГОСТ Р 53522.

5.15 Услуги по организации питания туристов включают услуги, оказываемые предприятиями общественного питания различных типов (рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты и т.п.).

При организации питания туристов должны соблюдаться правила оказания услуг общественного питания [4].

5.16 Услуги по организации досуга туристов включают в себя организацию посещений мероприятий различной направленности: культурных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-зрелищных мероприятий, организацию анимационных программ и пр.

5.17 Информационно-рекламные услуги включают в себя:

— предоставление рекламных и информационных материалов, в том числе о туристских организациях; туристских и экскурсионных услугах (путешествиях, походах, экскурсиях и т.п.); формах обслуживания туристов и экскурсантов; уровне и степени комфорта при предоставлении отдельных туристских услуг (категориях средств размещения, формах обслуживания в предприятиях питания, условиях транспортного обслуживания и т.д.);

— предоставление информации о предоставляемых туристских услугах в различных рекламных носителях (web-сайтах, журналах, каталогах, туристских схемах, картах, описаниях маршрутов путешествий);

— проведение выставок и ярмарок туристского снаряжения, оборудования и оснащения для туристских и экскурсионных организаций.

Информационно-рекламные услуги туристам предоставляют туроператоры, турагенты, а также туристские информационные центры (ТИЦ) с учетом ГОСТ Р 56197.

5.18 Консалтинговые (консультативные) услуги включают в себя:

— проведение туроператорами и турагентами консультаций туристов по вопросам заключения договоров о реализации туристского продукта и оказанию туристских услуг, оформления документов для получения виз, организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах;

— разработку туроператорами индивидуальных и групповых туристских маршрутов различных видов и категорий сложности.

5.19 Прочие услуги предоставляются в зависимости от вида и целей путешествия и включают в себя:

— содействие в оформлении въездных и выездных документов при организации международного туризма;

— содействие в приобретении (оформлении) страховых полисов на период путешествий или экскурсий;

— услуги по обучению основам туристских навыков включают в себя обучение туристов основам туристских навыков при проведении путешествий с активными способами передвижения;

Примечание — Услуги по обучению предоставляют субъекты туристской индустрии, обладающие соответствующими ресурсами.

— организацию проката туристского снаряжения, оборудования и оснащения.

5.20 Перечень прочих туристских услуг может быть расширен в зависимости от запросов туристов, экскурсантов и/или иных заказчиков.

6 Общие требования

6.1 Туристские услуги должны предоставляться в соответствии с [1], [2] и с учетом требований ГОСТ 32611, ГОСТ Р 53522 и настоящего стандарта. При оказании туристских услуг должны соблюдаться требования безопасности для жизни и здоровья туристов.

6.2 Туроператоры должны быть внесены в Единый Федеральный реестр туроператоров в установленном законодательством порядке [1].

6.3 Реализация туристских услуг осуществляется на основании договоров о реализации туристского продукта, заключаемых между туроператорами/турагентами и туристом или иным заказчиком [5].

6.4 Реализацию и продвижение турагентом туристского продукта, сформированного туроператором, осуществляют с учетом требований ГОСТ Р 54600.

6.5 При реализации туристского продукта туроператоры и турагенты обязаны предоставлять туристам достоверную информацию о реализуемом туристском продукте до подписания договора. Требования к информации должны соответствовать действующему законодательству [1], [2] и ГОСТ 32612.

6.6 Реализация отдельных туристских услуг (туристского продукта) может осуществляться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи общего пользования (Интернет-связи).

6.7 При формировании и реализации туристских услуг, предназначенных для туристов с ограниченными физическими возможностями и людей пожилого возраста, рекомендуется учитывать создание специальных условий для совершения путешествий (туров) согласно ГОСТ 32613 и ГОСТ Р 57286.

6.8 Туристские организации должны располагать материально-техническими ресурсами для осуществления туристской деятельности, включая:

— наличие офиса для приема посетителей;

— применение современных информационно-коммуникационных технологий (аудиовизуальные средства, Интернет-ресурсы, наличие сайта и аккаунта в социальных сетях);

— наличие квалифицированного персонала;

— наличие методического и программного обеспечения.

6.9 Персонал в сфере туристской индустрии должен иметь уровень подготовки, необходимый для выполнения трудовых функций, с учетом требований ГОСТ Р 55318.

6.10 При организации офиса (помещений офиса) туроператоров/турагентов, реализующих туристский продукт, следует учитывать рекомендации, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 — Рекомендации по организации офиса туроператора/турагента, предоставляющего туристские услуги

Требование к офису (помещениям офиса)

Наличие вывески, содержащей сведения о полном фирменном наименовании туроператора/турагента, его юридическом адресе и графике работы.

Удобные подходы (подъезды) к офису

Зона приема посетителей

Создание комфортных условий для приема посетителей, в том числе соблюдение санитарных требований и поддержание оптимальных параметров температуры помещения.

Наличие мест для ожидающих посетителей

Оформление помещений для посетителей и персонала

Наличие оборудованных рабочих мест для персонала.

Техническое обеспечение оперативной деятельности (средства связи, включая факсимильную связь, компьютеры, копировальная и множительная техника, технические средства для осуществления банковских и кассовых операций).

Наличие рекламных проспектов, каталогов, брошюр и пр., расположенных в доступном для посетителей месте.

Наличие мест для обслуживаемых посетителей

Информация для потребителей (расположенная в доступном для обозрения месте)

Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства на право осуществления туроператорской деятельности для туроператоров (о внесении информации об организации в Единый Федеральный реестр туроператоров),

закон РФ «О защите прав потребителей» в актуальной редакции; правила реализации туристского продукта в актуальной редакции, бланки документов, оформляемые при реализации туристского продукта, сведения о необходимости получения визы, порядок оформления загранпаспорта и визы и др.,

программы обслуживания туристов во время путешествия (тура), памятки, инструкции о поведении в обычных и чрезвычайных ситуациях на туристских маршрутах,

письма и разъяснения о правилах пребывания в странах посещения, книга отзывов и предложений (пронумерованная и прошитая), контактные данные контролирующей организации,

номера телефонов для вызова служб экстренного реагирования

7 Оценка и контроль качества туристских услуг

7.1 Качество туристских услуг на различных этапах их предоставления необходимо оценивать и контролировать.

7.2 Государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, предоставляющих туристские услуги, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции [6].

7.3 Общественный контроль за качеством предоставления туристских услуг осуществляют общественные организации и объединения в сфере туризма и защиты прав потребителей.

7.4 Для оценки и контроля качества туристских услуг применяют экспертный и социологический методы.

7.5 Основными показателями качества туристских услуг являются удовлетворенность туристов, уровень доступности и надежности услуг.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ Министерство экономического развития Российской Федерации

Профессиональные стандарты в сфере туризма

Современный туризм — неотъемлемый атрибут постиндустриального общества. Спрос на туристские услуги растет год от года, удовлетворяя потребности граждан Российской Федерации и иностранных граждан в оздоровлении, познании, духовном и физическом развитии, межкультурных и образовательных обменов, создавая единую культурную сферу современной цивилизации. Данные феномены создают специфический комплекс требований к специалистам в области туризма.

Работники сферы туризма должны иметь высокую степень готовности к реализации проектов туристской индустрии, разработке туристского продукта на основе современных технологий, принятию решения в организации туристской деятельности, эффективному общению с потребителями туристского продукта, к применению инновационных технологий туристской деятельности. Туристская деятельность, согласно Федеральному закону от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Требования к компетенциям специалистов туристской отрасли особенно актуализируются в свете реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2020 гг.)». Федеральная целевая программа содержит сложные и масштабные задачи, выполнение которых приведет в ближайшие годы к весьма существенным изменениям как в структуре туристской отрасли, так и в её географии и повлекут за собой новые требования и приоритеты к персоналу предприятий туриндустрии. Таким образом, по мере формирования новой структуры туризма кадры становятся ключевой позицией, от которой зависит успех всех сегодняшних больших начинаний, в т.ч. и инновации.

Профессиональный стандарт направлен на установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг создаст условия для формирования адекватных представлений граждан об уровне образования и профессиональной компетентности специалистов организаций туризма, призванных удовлетворять его рекреационные потребности. Это, прежде всего, умение организовать и осуществить туристские услуги с учетом того, что туристская деятельность ставит в центр внимание потребителя — клиента, туриста, экскурсанта.

Настоящий профессиональный стандарт может применяться работодателями сферы туризма при подборе специалистов по организации и предоставлению туристских услуг в организациях туризма любых организационно-правовых форм.

Специалист в области туризма должен уметь осуществлять не только информационное обслуживание клиента, но и формировать предложение услуг, обеспечивающих удовлетворение культурных, познавательных, физических потребностей, максимально соответствующих пожеланиям туриста, понимать и учитывать, что особенностью обслуживания в сфере туризма является изменение потребностей клиента от стадии покупки туристского продукта к стадии пользования им.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг предоставит возможность самим работникам туристской индустрии оценить сущность работы специалистов по организации и предоставлению туристских услуг, лучше уяснить и понять свои должностные обязанности.

В стандарте отражено возрастание роли и значения правовой подготовки специалистов в области туризма и то обстоятельство, что внутренний, выездной и въездной туризм предполагает знания общегражданского законодательства, норм административного и государственного права, законов о страховании, специфического законодательства, регламентирующего туристическую деятельность. Этот аспект особенно важен для образовательных учреждений, где данный профессиональный стандарт создаст основу для разработки образовательных программ, учебных курсов и учебно-методических материалов для различных целевых групп обучающихся (студентов, ассистентов-стажеров, аспирантов, докторантов и др.).

Для самих специалистов по организации и предоставлению туристских услуг профессиональный стандарт будет способствовать лучшему пониманию разграничения зон полномочий и ответственности специалистов различных уровней туристского процесса, позволит в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильные решения текущих производственных задач, более полно реализовать свои профессионально обоснованные действия.

Для сферы образования профессиональный стандарт выступит в качестве основы для корректировки федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения специалистов организации туризма и рекреации.

Для органов управления образованием профессиональный стандарт создаст возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования. Стандарт выступит необходимым элементом и побудительным мотивом более детального и качественного обучения и подготовки студентов в сфере информационных технологий с учетом того, что традиционные формы коммуникации с потребителями вытесняются нестандартными приемами, обусловленными современными информационными технологиями.

Профессиональный стандарт позволит работодателям (собственникам, учредителям) получить основу для проведения сертификации, оценки квалификации специалистов по организации и предоставлению туристских услуг, оценить и повысить профессионализм нанимаемых работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда.

При разработке стандарта принято во внимание, что глобальное пространство интернет создает глобальное пространство для туристических услуг. Поэтому особое значение придается умениям и навыкам использования специалистом конкурентных преимуществ для туристических компаний в Интернет пространстве и осуществлять эффективный поиск туристских продуктов. С учетом того, что операторские услуги в области туризма получили широкое распространение в предпринимательстве, в стандарте предусмотрены возможности развития качеств специалиста, помогающих ему ориентироваться в среде предпринимательской деятельности, связанной налогообложением, экономикой и проектированием предприятий сферы услуг, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать ее и принимать обоснованные решения.

Таким образом, профессиональный стандарт представляет собой значимую информацию для работников туриндустрии, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием в сфере туризма, а также предоставляет возможность гражданам, пользующимся турпродуктами и услугами туристских организаций составить адекватное представление об их функционировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *