Исковое заявление по кас рф

Исковое заявление по кас рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Примеры и образцы исковых заявлений в суд
  • Административные исковые заявления. Образцы исков
  • С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

    Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).

    Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

    Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

    Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

    Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

    Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

    Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

    Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

    С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

    КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

    Понятие административного иска и административного искового заявления

    КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

    Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

    Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

    1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
    2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
    3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
    4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
    5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

    Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

    Субъекты обращения в суд

    С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

    Образцы административных исковых заявлений в суд

    Оспаривание нормативного правового акта

    Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

    ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности

    До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

    Сложный выбор

    Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

    По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

    Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

    Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

    Нельзя спорить бесконечно

    Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

    Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

    Как определить подведомственность спора

    Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

    По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

    • договоры и другие сделки;
    • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
    • причинение вреда;
    • неосновательное обогащение.
    • В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

      Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

      • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
      • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
      • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
      • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
      • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).
      • Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

      • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
      • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
      • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).
      • Разрушить процессуальный барьер

        Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

        Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.

        Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

        Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

        *Имя и фамилия изменены редакцией.

        Статья 127. Принятие административного искового заявления

        Ст. 127 КАС РФ

        1. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен настоящим Кодексом.

        2. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу. В определении указываются номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле, и иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

        3. Копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов также направляются административному ответчику и заинтересованным лицам, если такие копии не были направлены в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса.

        Комментарий к Статье 127 Кодекса административного судопроизводства РФ

        1. Административное судопроизводство, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая судом, возникают лишь при наличии к тому повода и основания — повода и основания начала административного судопроизводства.

        2. В отличие от уголовного процесса в административном судопроизводстве повод и основание как начала административного судопроизводства, так и возбуждения административного дела (принятия административного искового заявления к производству) в суде друг от друга ничем не отличаются.

        3. Повод для возбуждения административного дела — это первый источник осведомленности суда или судьи о нарушенном (оспоренном) праве, свободе или законном интересе лица.

        4. Основанием начала административного судопроизводства следует признавать вероятность наличия в происшествии, о котором идет речь в поводе, признаков объективной стороны состава нарушения хотя бы одного какого-либо права, свободы или законного интереса лица, соответствующего спора.

        5. Заявление как повод к возбуждению административного дела представляет собой адресованное суду первое письменное сообщение о совершенном или совершаемом (возможном в будущем) нарушении права, свободы или законного интереса (о надлежащем споре), исходящее от дееспособного лица или уполномоченного на то его представителя, а также от некоторых других лиц.

        6. Обычно административным истцом является пострадавший, но о нарушении (споре) в суд вправе заявить и государственный орган, должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, когда они могут обращаться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), а кроме того, прокурор — в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ) вне зависимости от того, были ли они очевидцами нарушения (спора) или о таковом узнали с чьих-то слов.

        7. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе написать административное исковое заявление в суд о нарушении их прав и законных интересов с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Такое административное исковое заявление может породить начало административного судопроизводства также при последующем письменном одобрении административного искового заявления родителями, усыновителями или попечителем несовершеннолетнего (ст. 26 ГК РФ).

        8. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), административное исковое заявление могут написать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК РФ).

        9. Анонимные административные исковые заявления не признаются поводом к возбуждению административного дела. Анонимными признаются обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства административного истца. К анонимным также следует относить такие административные исковые заявления, которые не подписаны, не подписаны автором, не ясно кем подписаны, подписаны вымышленной фамилией, поданные от имени другого лица либо других лиц без их ведома.

        10. Законом предусмотрена форма и основные требования к содержанию большинства административных исковых заявлений, выступающих в качестве повода к возбуждению административного дела (см. также содержание и комментарий к ст. ст. 39, 40, 209, 220, 246, 252, 262, 266, 271, 275, 281, 287 КАС РФ).

        11. Административные исковые заявления любых государственных органов, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации имеют процессуальное значение повода для возбуждения административного дела, если они обращаются за защитой своего права, свободы или законного интереса, а также когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

        12. Вопрос о принятии административного искового заявления о возбуждении производства по административному делу, об отказе в принятии административного искового заявления, оставлении административного искового заявления без движения или о возвращении административного искового заявления должен быть решен судьей путем вынесения соответствующего определения. В определении о принятии административного искового заявления к производству указываются процессуальные действия, подлежащие совершению в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству. В случае необходимости судья вправе дополнительно вынести определение о совершении действий по подготовке административного дела к судебному разбирательству.

        13. Нельзя допускать на практике случаи оформления принятия административного искового заявления или отказа в этом резолюцией, а не вынесением определения, как это предусмотрено законом. Определение о принятии к производству суда административного искового заявления, поданного с соблюдением требований ст. ст. 125 и 126 КАС РФ, либо об отказе в таком принятии должно быть вынесено, как правило, в день его поступления в суд. Хотя, несомненно, закрепленный в ч. 1 к.с. срок не будет нарушен и в случае принятия искомого решения в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

        14. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 92, 93 КАС РФ.

        15. См. также комментарий к ст. ст. 4, 125, 128, 129, 133, 218, 223, 226 КАС РФ.

        Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

        Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

        1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

        2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

        1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

        2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

        3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

        4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

        5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

        6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

        6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

        7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

        8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

        9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

        3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

        4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

        5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

        6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

        7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

        8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

        9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        Судебная практика и законодательство — КАС РФ. Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

        В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

        Действительно, административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом (часть 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

        На основании части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

        7. Административное исковое заявление об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений (далее — административное исковое заявление, связанное с административным надзором) и прилагаемые к нему документы должны отвечать требованиям статьи 271, а также статей 125 и 126 КАС РФ.

        Определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30 марта 2016 года административное исковое заявление ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области оставлено без движения, со ссылкой на то, что оно было подано с нарушением требований статей 125, 126, 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, суд указал, что административным истцом не были представлены какие-либо документы, подтверждающие факт вручения административному ответчику копий административного искового заявления и приложенных к нему документов. ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области предложено устранить указанные в определении недостатки в срок до 28 апреля 2016 года.

        Исходя из требований части 1 статьи 125 названного Кодекса административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

        1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации международное общественное движение «Общественный Контроль Правопорядка» оспаривает конституционность статей 34 «Заявления о самоотводе и об отводе», 125 «Форма и содержание административного искового заявления», 297 «Порядок подачи апелляционных жалобы, представления» и 299 «Содержание апелляционных жалобы, представления» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

        Определением судьи указанного районного суда от 25 сентября 2015 г. заявление оставлено без движения со ссылкой на статьи 125, 126, 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с необходимостью оформления административного искового заявления и определением от 16 октября 2015 г. возвращено Назаровой О.Н. по мотиву неисполнения указаний судьи.

        1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.А. Иванова оспаривает конституционность статей 34 «Заявление о самоотводе и об отводе», 35 «Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе», 125 «Форма и содержание административного искового заявления», 297 «Порядок подачи апелляционных жалобы, представления» и 299 «Содержание апелляционных жалобы, представления» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

        9. При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 — 3 статьи 246 КАС РФ.

        пункта 2 части 2 статьи 125, в соответствии с которым, если иное не установлено данным Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому данным Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

        6.11. Исковые заявления, административные исковые заявления, заявления, поданные с нарушением требований статей 131, 132 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

        3.24. Исковые заявления, административные исковые заявления, иные заявления, в том числе об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поданные с нарушением требований статей 131, 132, 419, 423, 424 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

        «6.11. Исковые заявления, административные исковые заявления, заявления, поданные с нарушением требований статей 131, 132 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

        «3.24. Исковые заявления, административные исковые заявления, иные заявления, в том числе об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поданные с нарушением требований статей 131, 132, 419, 423, 424 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

        Статья 135. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству

        Ст. 135 КАС РФ

        1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

        1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

        2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

        2. Административный ответчик или его представитель:

        1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

        2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

        3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

        4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

        3. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

        1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам;

        2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

        3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

        4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

        5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

        6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

        7) направляет судебные поручения;

        8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

        9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

        10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

        11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

        12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

        13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

        4. В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

        5. В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

        Комментарий к Статье 135 Кодекса административного судопроизводства РФ

        Комментарий к пункту 1 части 3

        1. В случае отсутствия административного ответчика, место жительства которого неизвестно, судья назначает такому административному ответчику представителя в порядке ст. 54 КАС РФ, о чем необходимо вынести определение, а также необходимо направить его в соответствующее адвокатское образование.

        2. В зависимости от характера, сложности административного дела и в других необходимых случаях судья в порядке подготовки его к судебному разбирательству разрешает вопрос об участии в административном деле прокурора, а в случаях, предусмотренных законом, и о привлечении к участию в процессе соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан. При этом необходимо иметь в виду, что законодательством предусмотрены случаи, когда участие прокурора в рассмотрении административного дела прямо предусмотрено законом (см. комментарий к ст. 39 КАС РФ).

        3. В этой связи следует отметить, что административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматривается судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Однако неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ч. 3 ст. 243 КАС РФ).

        4. С участием прокурора, представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, подавшего в суд административное исковое заявление о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока его принудительной госпитализации, и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о принудительной госпитализации или о продлении срока его принудительной госпитализации, подлежит рассмотрению также административное дело о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ч. 3 ст. 277 КАС РФ).

        5. Судья в стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству и суд в стадии разбирательства административного дела, по которому лицо, участвующее в деле, находится в исправительном учреждении, должны, обеспечивая этому лицу возможность реализации его прав, учитывать специфику сложившейся по административному делу ситуации.

        6. Находящемуся в местах лишения свободы административному ответчику направляется копия административного искового заявления с приложением, в зависимости от сложности и характера административного дела, копии представленных административным истцом документов и предлагается дать письменные объяснения по существу спора.

        7. Лицу, находящемуся в исправительных учреждениях, должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение административного дела через представителя, и обязанностей; ему должно быть заблаговременно обеспечено вручение копии административного искового заявления (если оно является административным ответчиком или заинтересованным лицом) и других документов, включая копии судебных актов, предоставлено время, достаточное — с учетом его положения — для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по административному делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.

        8. При необходимости судья (суд) может в соответствии со ст. 66 КАС РФ поручить суду по месту отбывания указанным лицом наказания опросить его по обстоятельствам административного дела, вручить документы или совершить иные процессуальные действия, необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела.

        9. Эти же требования необходимо выполнять и при рассмотрении административных дел, в которых участвуют лица, находящиеся в местах лишения свободы, в судах апелляционной и кассационной инстанций .
        ———————————
        См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6. Ч. 2.

        Комментарий к пункту 2 части 3

        1. Судье в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного исследования административного дела следует разъяснять всем лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предусмотренные ст. 45 КАС РФ, а сторонам, кроме того, права, предусмотренные ст. ст. 41, 43, 46 КАС РФ.

        2. Судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести административное дело через представителей, разъясняет порядок оформления полномочий представителей, а если такие полномочия оформлены, проверяет их объем, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 56 КАС РФ (подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; подача встречного административного искового заявления; заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; изменение предмета или основания административного иска; передача полномочий представителя другому лицу (передоверие); обжалование судебного акта; и др.), должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

        3. Согласно ст.135 КАС, по административным делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судья в ходе подготовки проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, а также полномочия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом.

        4. По административным делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, судья привлекает указанных лиц к участию в административном деле (ст. 5 КАС РФ).

        5. Если административное дело возбуждено по административному исковому заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в административном деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей.

        6. Судья привлекает к участию в административном деле соответствующий орган опеки и попечительства, если в силу закона такое дело подлежит рассмотрению с участием представителя органа опеки и попечительства.

        7. Судье следует разъяснять административному ответчику его право предъявления встречного требования по общим правилам предъявления административных исковых заявлений для совместного рассмотрения с первоначальным и предложить представить доказательства в обоснование своих возражений.

        8. При неявке административного ответчика судья направляет документы по месту его жительства и предлагает представить в установленный срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья также разъясняет, что непредставление административным ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению административного дела по имеющимся доказательствам.

        9. Судья опрашивает административного истца или его представителя по существу заявленных требований в целях выяснения характера этих требований, обстоятельств, на которых они основаны, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Все это имеет значение для определения судьей закона, которым следует руководствоваться при разрешении административного дела и установлении правоотношений сторон, определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и решения вопроса о распределении обязанностей по их доказыванию.

        10. Судья опрашивает административного ответчика или его представителя, исходя из характера конкретного административного дела, а также возможных возражений административного ответчика.

        Комментарий к пунктам 3 — 4 части 3

        1. В соответствии с ч. 2 ст. 47 и п. 3 ч. 3 статьи 135 КАС РФ судья разрешает вопрос о вступлении в административное дело заинтересованных лиц и разъясняет им их права и обязанности в процессе, предусмотренные ст. ст. 45, 47 КАС РФ.

        2. Разрешение при подготовке административного дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в административное дело административных соистцов, административных соответчиков и заинтересованных лиц необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ).

        3. В случае предъявления административного иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве административных соистцов без их согласия, поскольку в соответствии с принципом диспозитивности лицо, которому принадлежит право требования, распоряжается своими правами по своему усмотрению. Судья должен известить таких лиц об имеющемся в суде административном деле.

        4. Если при подготовке административного дела судья придет к выводу, что административный иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по административному иску, он с соблюдением правил ст. 43 КАС РФ по ходатайству административного ответчика может произвести замену административного ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия административного истца. После замены ненадлежащего административного ответчика подготовка административного дела проводится с самого начала. Если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика другим лицом, то подготовка административного дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному административному исковому заявлению. При предъявлении административного искового заявления к части административных ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия административного истца привлекать остальных административных ответчиков к участию в административном деле в качестве административных соответчиков. Суд обязан разрешить административное дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено, и только в отношении тех административных ответчиков, которые указаны административным истцом. Только в случае невозможности рассмотрения административного дела без участия административного соответчика или административных соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в административном деле по своей инициативе (ч. 5 ст. 41 КАС РФ). Мотивы, по которым суд признал невозможным рассмотреть данное административное дело без указанных лиц, должны быть приведены в определении, копия которого вместе с копией административного искового заявления направляется привлеченным лицам.

        5. При замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим необходимо учитывать, что административное дело может рассматриваться тем же судом, если с учетом нового административного ответчика его подсудность не изменилась.

        6. Если подсудность административного дела изменилась (например, административный ответчик находится на территории юрисдикции другого суда), административное дело, исходя из положений, закрепленных в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, должно быть передано в суд, которому оно стало подсудно.

        7. Замену ненадлежащего административного ответчика и действия, связанные с заменой, необходимо отразить в протоколе. Протокол совершения процессуальных действий должен соответствовать требованиям ст. ст. 205 и 206 КАС РФ. Эти действия следует совершать по правилам ст. 138 КАС РФ .
        ———————————
        По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

        Комментарий к пункту 5 части 3

        1. Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования административного истца или возражения административного ответчика либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств (ч. 1 ст. 63 КАС РФ) .
        ———————————
        По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

        2. При подготовке дела к судебному разбирательству судья не вправе предлагать какой-либо из сторон представлять доказательства или давать объяснения (в том числе в определении судьи о подготовке административного дела к судебному разбирательству), связанные с пропуском срока исковой давности. Если же заинтересованная сторона (например, административный ответчик в отзыве на административное исковое заявление) ссылается на пропуск срока исковой давности, судья вправе в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству в целях обеспечения его своевременного и правильного разрешения предложить каждой из сторон представить по данному вопросу соответствующие доказательства (ст. ст. 62, 135 КАС РФ) .
        ———————————
        По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 года N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 1.

        Комментарий к пункту 6 части 3 статьи 135 КАС России

        1. Вопросы о необходимости допроса свидетеля по месту его пребывания и осмотра на месте доказательств, указанных в ч. 1 ст. 74 КАС РФ, судья разрешает единолично с извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени проведения соответствующих подготовительных действий; вопрос о производстве экспертизы и назначении экспертов судья разрешает с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

        2. В случаях, не терпящих отлагательства, в порядке подготовки к судебному разбирательству может производиться осмотр на месте не только письменных или вещественных доказательств, но и предмета спора.

        3. В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству судья вправе назначить экспертизу, когда необходимость в этом возникает для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний. В случаях недостаточной ясности или полноты заключения эксперта судья может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. Повторную экспертизу судья назначить не может, поскольку признать первоначальное заключение эксперта необоснованным вправе лишь суд на стадии судебного разбирательства (ч. 8 ст. 82 КАС РФ).

        4. В стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в административном деле может быть привлечен специалист. Необходимость привлечения данного участника процесса может возникнуть у суда для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи при осмотре письменных и вещественных доказательств, прослушивании аудиозаписи, просмотре видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств (ст. 169 КАС РФ).

        Комментарий к пункту 7 части 3

        1. При направлении другим судам судебных поручений необходимо иметь в виду следующее:

        а) судебное поручение является исключительным способом собирания относящихся к административному делу доказательств и может применяться лишь в тех случаях, когда эти доказательства по каким-либо причинам не могут быть представлены в суд, рассматривающий административное дело;

        б) в порядке ст. 66 КАС РФ может быть поручено лишь совершение определенных процессуальных действий, опрос сторон и заинтересованных лиц, допрос свидетелей, осмотр и исследование письменных или вещественных доказательств. О выполнении судебного поручения извещаются участвующие в деле лица;

        в) в порядке судебного поручения не должны собираться письменные или вещественные доказательства, которые могут быть представлены сторонами или по их просьбе истребованы судом, рассматривающим административное дело;

        г) судья не вправе давать поручение об истребовании от административного истца данных, подтверждающих обоснованность административных исковых требований, а также иных сведений, которые должны быть указаны в административном исковом заявлении в соответствии со ст. 126 КАС РФ;

        д) судебное поручение должно быть направлено в виде определения в точном соответствии с ч. 2 ст. 66 КАС РФ. Судья в этом случае вправе в соответствии со ст. 191 КАС РФ приостановить производство по административному делу (определение о приостановлении выносится судьей в предварительном судебном заседании, о проведении которого составляется протокол).

        Комментарий к пункту 8 части 3

        1. С учетом требований ч. 4 ст. 85 КАС РФ судья, допуская меры предварительной защиты по административному иску в стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, не связан инициативой административного истца и должен обеспечить соразмерность мер предварительной защиты заявленным требованиям. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается в день его поступления в суд без извещения административного ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер предварительной защиты судья выносит определение.

        Комментарий к пункту 11 части 3

        1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе проводить предварительное судебное заседание, которое назначается не по каждому административному делу, а только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 138 КАС РФ.

        2. Решая вопрос о назначении предварительного судебного заседания, судья извещает стороны о времени и месте его проведения. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению возникших вопросов по подготовке административного дела в предварительном судебном заседании. Учитывая, что вынесение решения об отказе в административном иске по мотивам пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд препятствует дальнейшему рассмотрению спора по существу, в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей вопрос о возможности рассмотрения возражений административного ответчика разрешается в соответствии со ст. 150 КАС РФ .
        ———————————
        См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

        Комментарий к части 5 ст. 135 КАС РФ

        1. В случае назначения экспертизы при подготовке административного дела судья обязан разъяснить сторонам положение ч. 5 ст. 77 КАС РФ, согласно которой, в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд вправе в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

        2. См. комментарий к ст. ст. 1, 28, 29, 33, 38, 46, 60 — 62, 66, 69, 77, 79, 82, 97, 122, 123, 126, 132, 133, 136 — 138, 150, 168, 219 КАС РФ.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *