Венчание в церкви и развод

Процесс развенчания. Возможен ли развод после венчания?

Количество разводов увеличивается с каждым годом, со статистикой не поспоришь. Сейчас только в первые 4 года расторгается порядка 40% браков. Основной причиной этого, что бы ни перечисляли в качестве основания для развода бывшие супруги, является легкомысленное отношение к семейной жизни, непонимание своих обязанностей. Венчание в церкви, став модной тенденцией, никаким образом не останавливает современных супругов, хотя церковь развод совсем не приветствует.

Текст: sestr · 24 марта 2014

Содержание статьи:

Что представляет собой обряд венчания

За годы советской власти в СССР выросло два поколения атеистов, для которых церковь была олицетворением мракобесия, что полностью соответствовало государственной идеологии. Однако после того как Советский Союз развалился, церковь начала переживать возрождение и многие бывшие атеисты вспомнили о православии. Для кого-то оно стала возможностью окрепнуть духом, заручившись верой, а для кого-то – просто модным веянием. Приняв обряд крещения, многие остановились в своем духовном развитии только на внешней религиозной атрибутике – нательных крестах и посещениях церкви по крупным праздникам, никаких других обязательств и обязанностей перед богом они не считают своим долгом исполнять.

Для таких людей венчание представляет собой просто красивый обряд, возможность упомянуть в беседе, что брак зарегистрирован не только в загсе, но и в церкви. А между тем обряд венчания, подтверждающий пред Господом законность брака, является одним из семи христианских таинств и его целью является даже не соединение двух любящих друг друга людей, не рождение законных детей, а построение таких взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые являются духовно-телесным единством. Брак, согласно Библии, символ не только отношений между супругами, но и отношения Господа к своему народу, Христа к церкви. Как нерасторжимы эти связи, так же нерасторжим должен быть и брак.

Церковь рассматривает брак как совместный духовный подвиг двух людей, как школу любви и веры, обет, данный перед лицом Господа, нарушение которого невозможно. Но, конечно, люди – не святые, поэтому изначально существовала только одна причина, по которой брак, освященный церковью, мог бы быть расторгнут – это измена одного из супругов. Но и в этом случае требовались серьезные и неопровержимые доказательства этого проступка, чтобы в последующем невиновный супруг мог вторично вступить в церковный брак. Сегодня перечень таких причин, признаваемых уважительными, существенно расширен.

По каким причинам церковь может признать брак недействительным

В начале прошлого века собор Русской православной церкви утвердил перечень тех причин, по которым может произойти развенчание или расторгнут брак. Кроме уже упомянутого прелюбодеяния в этот перечень были включены: — смена православной веры одним из супругов; — вступление кого-нибудь из них в другой брак; — неспособность к супружеской жизни вследствие самокалечения мужа или жены; — заболевания, представляющие угрозу для здоровья будущих детей (сифилис, проказа); — противоестественные пороки; — исчезновение одного из супругов на долгое время; — посягательство на здоровье и жизнь второго супруга или детей; — сводничество или снохачество; — потеря дееспособности одним из супругов.

Уже в XXI веке в этот перечень были добавлены заболевание СПИДом, алкоголизм и наркомания, которые тем не менее обязательно должны быть подтверждены медицинскими документами. И еще один повод считается церковью уважительной причиной для развода – это аборт, сделанный женщиной без согласия мужа, в том случае, когда не существовало медицинских показаний для него и беременность не угрожала здоровью и жизни жены.

В том случае, когда оба супруга венчаются повторно, венцы на их головы не возлагаются. Если же для одного из них этот обряд происходит впервые, он будет сопровождаться возложением венцов

Развод после венчания

протоиерей Аркадий Шатов,
настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

протоиерей Аркадий Шатов:

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Развод после венчания 0+

Глубоко верующие христиане разводятся крайне редко. Чаще всего случается с людьми, которые не до конца понимают смысл таинства брака, воспринимая венчание просто как красивый обряд или некое магическое действо, призванное обеспечить счастливую супружескую жизнь «автоматически», без усилий со стороны мужа и жены. При таких психологических установках развод можно считать скорее закономерностью, чем исключением.

Некоторые священники советуют молодым людям не спешить с венчанием или даже отказываются венчать, пока супруги не проживут хотя бы год в зарегистрированном браке. К сожалению, не всегда эти меры предосторожности достигают цели, и церковный развод становится такой же обыденной реальностью, как развод светский. Никакого особого обряда для «развенчания» не предусмотрено. С точки зрения Церкви расторжение брака является не столько действием, сколько признанием свершившегося факта.

В отличие от светского брака, основанием для расторжения брака церковного не могут быть такие распространенные причины, как «несходство характеров», «отсутствие общих интересов», «сексуальная неудовлетворенность». Суть у таких причин одна: супруги перестали получать удовольствие от совместной жизни. С точки зрения христианской веры, брак – не источник наслаждения, а «школа» любви, терпения и смирения, следовательно, отсутствие удовольствия – это не причина расторгать брак.

Тем не менее, Церковь признает, что при определенных обстоятельствах сохранение брака невозможно. Церковный брак может быть расторгнут, если один из супругов уличен в прелюбодеянии, бросил семью или вступил в новый брак, отрекся от православной веры, приговорен к лишению свободы. Развод допустим, если поведение одного из супругов ставит под угрозу жизнь и здоровье другого, а также детей. Не запрещается разводиться с алкоголиком или наркоманом. Можно расторгнуть церковный брак, если супруг долгое время безвестно отсутствует, а розыск не приносит результатов.

Существуют и медицинские показания для расторжения церковного брака: тяжелые психические расстройства, заболевание СПИДом, сифилисом, проказой. Неспособность к интимной близости по состоянию здоровья тоже может быть основанием для развода, но только при условии, что человек скрыл этот факт при вступлении в брак или целенаправленно нанес себе соответствующие увечья. Если человек заболел после свадьбы и вследствие этого утратил способность исполнять супружеский долг, это рассматривается как испытание, которое другому супругу надлежит принять со смирением.

Муж имеет право требовать церковного развода, если жена сделала аборт без его согласия.

При наличии одной из этих причин подать прошение о разводе могут либо оба супруга, либо один из них – тот, кто является «пострадавшей стороной». Прошение подается в епархиальное управление на имя правящего архиерея, передать его можно через настоятеля храма. Если архиерей сочтет указанные в прошении причины достаточным основанием для развода, бывшие супруги могут получить благословение на вступление в новый брак.

Развод после венчания. Можно ли развестись венчанным супругам?

Таинство венчания – серьезный, ответственный шаг, одно из церковных обрядов, соединяющих супругов в жизни и после смерти. К нему следует готовиться духовно и физически, ведь это шаг к семейной жизни до поры, пока смерть не разлучит супругов. Однако в последнее время некоторые пары бездумно решают повенчаться, не отдавая себе отчет в серьезности этого действия. Такие отношения зачастую недолговечны. К сожалению, нередко брак распадается. Статистика разводов в России весьма неутешительна – больше половины зарегистрированных отношений оканчиваются разводом.

Как развестись, если супруги были повенчаны?

На практике развенчивания не существует. Супруги разводятся в ЗАГСе, согласно законам, и живут порознь. Если один из супругов захочет венчаться повторно, то ему нужно подать прошение архиерею на разрешение на повторный брак.

Эту процедуру и называют «развенчиванием», хотя на самом деле это получение благословения на последующее бракосочетание

Таким образом, ответ на вопрос можно ли венчаться второй раз после развода – да, можно, с разрешения церкви. Венчаться можно до трех раз. Но причины для расторжения брака, согласно церковным уставам, должны быть весомыми. Повод вроде «не сошлись характерами» не подойдет.

Церковь относится крайне негативно к любому разводу, считая это трагедией и своеобразной смертью семьи. Особенно, если это венчанный брак. Но в любом случае, если семейная жизнь оказывается невозможной для одного или обоих супругов, то развод неизбежен.

Последствия такого непростого решения могут быть тяжелыми, но это вопрос совести каждого из супругов. Церковь не накладывает на разведенных никакого презрения или наказания – это личное дело каждого, и отвечать они будут перед собой и перед Богом. Важный вопрос, который должны задать себе люди, собирающиеся развестись – можно ли сохранить семью или это невозможно.

Как происходит церковный развод?

Поскольку такого понятия, как церковный развод после венчания, не существует, есть только понятие получения разрешения на повторный брак, то рассматривать этот вопрос следует с точки зрения получения благословения.

Причины для того, чтобы церковь признала брак недействительным:

  • измена одного из супругов;
  • смена религии одного из супругов;
  • вступление в другой брак;
  • аборт жены без согласия мужа при отсутствии медицинских показаний к прерыванию беременности;
  • венерические заболевания, такие как СПИД, сифилис и так далее;
  • попытка посягнуть на жизнь другого супруга;
  • исчезновение одного супруга на более, чем 3 года;
  • неспособность иметь детей вследствие самокалечения;
  • тяжелая форма наркомании, алкоголизма;
  • если супруг приговорен к лишению свободы за тяжкие преступления.
  • Причина должна быть доказана соответствующим документом или другим свидетельством, или справкой.

    Супруги должны быть разведены в ЗАГСе, прежде чем получить разрешение

    Для прошения нужно обратиться в местное Епархиальное управление, где подскажут, как правильно и на чье имя составить запрос.

    К прошению нужно приложить свидетельство о разводе и прочие документы, подтверждающие причину развода. Если архиерей сочтет основания для развода вескими, то он даст разрешение на повторное венчание. Однако, если супруг, по чьей вине произошел развод – измена, вступление в другой брак и так далее – пожелает снова обвенчаться, то ему скорее всего откажут в таком прошении, так как он виновен в развале своей прошлой семьи. Нужно понимать, что просто так благословения на венчание не дают.

    Если есть сомнения, как лучше поступить, то всегда можно посоветоваться со своим духовником или с тем же священником, который проводил обряд венчания. В случае, когда такой возможности нет, можно обратиться в близлежащий храм и поговорить со священником. Скорее всего, он ответит на все вопросы и поможет советом, что делать в сложившейся трудной ситуации.

    Что делать с венчальными свечами после развода?

    Свечи, которые при венчании молодые держат в руках, называются венчальными. После совершения таинства их приносят домой и хранят вместе с иконами, которыми благословляли на брак молодых.

    Венчальные свечи не являются святыней, поэтому никаких особенных обрядов делать не нужно

    Свечи можно сжечь за молитвой или отнести в храм. Не возбраняется оставить их и хранить в шкатулке или рядом с иконами. Не стоит выбрасывать их или отдавать кому-то другому. Хотя приметы и суеверия, связанные со свечами, по большей части, выдумка, стоит найти им лучшее применение.

    Рушник (полотенце) также можно пожертвовать храму, если оно неприятно напоминает о разрушенном браке.

    Рушник, оставленный после развода

    Что делать с венчальными иконами после развода?

    Венчальными иконами называются парные иконы с изображением Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми благословляют супругов при таинстве венчания.

    Иконы можно пожертвовать храму, с указанием, что они венчальные. Но иконы никак не зависят от того, когда и при каких обстоятельствах они были приобретены. Ничто не мешает также молиться перед ними и зажигать свечи.

    Если венчальные иконы не вызывают никаких печальных ассоциаций, то пусть остаются в доме, вместе с другими иконами, если таковые имеются

    Что касается венчального кольца и платья, то опять же, можно оставить их себе или пожертвовать храму кольцо, платье перешить или отдать, а может даже и выбросить. Платье, кольцо – это просто вещи, памятные, но не обладающие никакой мистической силой. Они никоим образом не влияют на жизнь человека после развода.

    Можно пожертвовать храму кольцо

    Развод – всегда трагичное событие, даже если он освобождает супругов от несчастливой семейной жизни. Прежде чем узаконить повторные отношения, нужно все взвесить и серьезно подойти к вопросу повторного венчания. Несмотря на то, что церковь разрешает вступать в брак не единожды, не следует легкомысленно пользоваться этим разрешением, особенно если это не первое венчание для молодоженов.

    Венец любви

    Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие «церковный брак» воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак — прошедший через Таинство венчания — предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.

    Проект документа «О церковном браке» содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия «не по разуму» обзывают «блудом» не венчанные, но законные — по гражданскому законодательству — браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они «как блудники» не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается «греховным сожительством», а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны «особого попечения», и им надо разъяснить все о должном браке.

    Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. «Нерасписанных» венчают только в очень особенных случаях — каких, уточняется в документе.

    Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий — католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.

    Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его», — писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется «пастырское снисхождение».

    Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как «отпадение одного из супругов от православия», «прелюбодеяние одного из супругов», «злонамеренное оставление одного супруга другим», «заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией». Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.

    Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, «не отменяет» для церковной власти необходимости «самостоятельного суждения и собственного решения» о случившемся — по Священному писанию и церковным канонам.

    — На мой взгляд, сегодня самое важное — это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, — комментирует проект для «РГ» член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. — Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.

    Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. «Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку — люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так».

    Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. «Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще — раньше этого не было — причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления».

    Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.

    Церковный же брак требует подготовки. «Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом», — подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.

    Чтобы быть счастливым в семейной жизни, надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. «Используйте в общении фразы «Могу ли я?», «Спасибо» и «Извини». Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова . произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь».

    «Не смейте приходить ко мне с “развенчанием”!»

    Протоиерей Андрей Ткачев о венчании и разводах

    Когда, как не в отмечаемый даже на государственном уровне День семьи, любви и верности, поговорить об ужасающей ситуации с разводами в нашей стране, которая затронула уже и верующие семьи? Об этом — слово протоиерея Андрея Ткачева.

    Венчание людей больше «не держит»

    Венчаться нужно серьезно. Когда сегодня приходит пара и говорит: «Мы хотим венчаться», нужно очень хорошо подумать, что ей сказать. Может, этих людей и не нужно венчать. Возможно, не всех вообще нужно венчать, а сначала узнать, познакомиться с ними.

    Вот пара говорит: «Мы хотим венчаться» — «Хорошо!» — «А когда?» — «Да хоть завтра» — «А сколько стоит?» — «Да вот столько, приходите!» Раз, раз, повенчались и ушли. Как говорится, «и покрещу, и миром помажу — а там хоть живи, хоть не живи»… Так нельзя венчать!

    У нас количество разводов даже в церковной среде огромно. Людей не держит венчание! Это раньше люди поступали, как Татьяна, сказавшая Евгению Онегину: «Но я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина, и у нее сердце колотилось, когда она его увидела. Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана». Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую. Не держит людей венчание. Не держит! Кто из вас этого не знает?!

    Людей ничего больше не держит. Люди осатанели

    Даже священников венчание не держит: и батюшки разводятся, и матушки им изменяют — у нас волосы дыбом поднимаются от этих историй. Людей ничего больше не держит. Люди осатанели.

    Нам надо поставить вопрос о том, что не всех надо венчать. Некоторых нужно гнать от венчания. А с некоторыми долго-долго работать, чтобы приготовить их к Таинству. Но ни в коем случае не так: «А я венчаться хочу!» — «А как хорошо!» — «А сколько стоит?» — «А 500. Приходи!» — «А когда?» — «А завтра». Раз-раз, ля-ля-ля, повенчали — и идите себе.

    Думать о том, как прожить в верности,
    а не о тряпках, кольцах, лимузинах

    Если священник за жизнь повенчал 100 пар, а потом оказалось, что из 100 пар 85 развелись, то священник — злодей! Он зачем 85 повенчал? Нужно было повенчать всего 15 пар, и он за них бы получил добрый ответ на Страшном суде. А если КПД его трудов составляет всего лишь 15%, то зачем он тогда все это делает? Зачем?! Я должен повенчать за свою жизнь, скажем, 250 пар, — и 250 пар должны дожить вместе до Страшного суда или до собственной смерти.

    Понятно, что «в семье не без урода», но подавляющее большинство венчанных людей должны до смерти сохранять верность брачному обету. К этому их нужно приготовить, потому что они сами к этому не готовятся.

    Венчание превращено нами в красивую церемонию: арендованный лимузин, кукла на капоте, наемные услуги фоторепортера и кинооператора, рассыпание риса и конфет по дороге, красивые тряпки белого цвета на невесте, черного — на женихе, красивые кольца, застолье, пьянство двухдневное или трехдневное в ресторанах или по домам после венчания… На все это уходит львиная доля приготовлений к венчанию.

    Мы тратим время, деньги, силы, энергию на полную ерунду

    А всю эту энергию нужно направить на то, чтобы в течение месяца, двух, трех говорить с женихом и невестой о том, что такое брак и семья, учить их, молиться с ними, заставлять их ходить в храм каждое воскресенье, запретить им спать друг с другом до брака и всячески готовить их к будущему семейному отношению друг к другу в браке. Вместо этого мы, как гора, рождающая мышь, тратим время, деньги, силы, энергию на полную ерунду — на застолье, шампанское, лимузины и фоторепортеров — и через год приходим к повенчавшему нас попу и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться».

    И это все с попустительства родителей и с тайного благословения ленивых священников.

    Это преступление и род тайного заговора. Всё это надо менять, пока не поздно. Думаете, мы долго будем Бога гневить и раздражать Его? Да сколько это будет продолжаться?!

    Слишком серьезные вещи

    Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться.

    И крещение тоже слишком серьезная вещь, чтобы с ним баловаться. И все остальное тоже слишком серьезные вещи, чтобы к ним относиться просто как к красивым требам. Это не требы. Квартиру освятить — это треба. А повенчать пару — это не треба, это Таинство, за которое ты должен отвечать потом.

    Священник должен поговорить с парой так: «Дорогие мои, я скажу вам слова, которые кроме меня никто вам не скажет. Вам обычно желают счастья-здоровья, здоровья-счастья, вы услышите “Горько, горько!”… А я вам должен сказать о том, чтобы вы были верны друг другу. А если поссоритесь, приходите ко мне, и мы будем решать, как вас помирить, и не надо жаловаться друг на друга подружкам и родителям». А еще напомню, чтобы жена мужа слушалась. И чтобы муж из кожи вон лез, работал на трех работах, если нужно, но был кормильцем, а не тунеядцем.

    Надо сказать молодым правду. Правду!

    Надо сказать молодым правду. Правду!

    В том числе и о том, как нужно писать в записках: «Иван и Светлана», а не «Светлана и Иван».

    Нужно будет сказать и о том, что абортов делать нельзя.

    И о том, что детей нужно рожать больше двух. Сказано в Писании: «Плодитесь и размножайтесь». Так вот, «плодиться» — это два: двое — муж и жена — оставили после себя двоих. А «размножаться» — это три и больше.

    И многое другое нужно рассказать. Невесте: «Вы повенчаетесь, и теперь не мама будет самой главной для тебя, доченька. А самым главным будет муж, понятно тебе?» И если она все это выслушает и скажет: «Не хочу венчаться!», ответить: «Правильно». Она все поняла. Мы достигли своей цели. Потому что венчать нужно не всех.

    Когда Господь апостолам сказал про женитьбу, они воскликнули: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Господь на это ответил, что не все вмещают это «не жениться». Кто вместит, тот вместит, но не все. А вообще закон такой: жениться надо.

    В браке обязанности высокие. Если человек послушал и говорит:

    — Ничего себе, это так надо в браке жить? Ой, подождите, может, мне пока и не венчаться?

    — Правильно, не надо венчаться. Венчаться, чтобы развестись через год? Не надо! Повенчать я вас могу, но если вы позволите себе прийти ко мне с вопросом: «Как нам развенчаться?», я вас обоих расстреляю. Не смейте появляться с вопросами о развенчании! Я вас повенчал, чтобы вы жили вместе навеки. Всё. Приходите ко мне только чтобы причащаться, детей крестить, исповедоваться. Развенчиваться не приходите.

    Надо сказать эти слова.

    Я, конечно, утрирую, сгущаю краски, ерничаю немножко. Но суть остается сутью. Надо сказать человеку правильные слова. Иначе за все это Господь спросит с меня, со священника: «Ты зачем здесь нужен? Ты почему молчишь? Почему в профанацию превращаешь церковные Таинства?»

    Расписываться — надо!

    И перед венчанием необходимо расписаться в загсе! Двусмысленность нашей жизни не позволяет нам вести абсолютно духовную жизнь без всякой привязки к государственным формам.

    Нужно расписываться хотя бы потому, что есть разные «фокусы». Вот случай из жизни.

    Приходит пара к одному священнику и говорит: «Мы к вам в церковь уже полгода ходим. Государству не доверяем, не любим его. Мы — духовные! И хотим венчаться. Можете нас обвенчать, но без всех этих штампов в паспорте. » Батюшку-то можно расслабить, размягчить, ещё каким-то образом воздействовать: «Можно. » — «Ну, можно-можно. » Он и повенчал. А через месяц приходит к этому священнику женщина, показывает свой паспорт и мужчины, которого тот повенчал недавно, и говорит: «На каком основании вы повенчали моего мужа с какой-то бабой?» Оказалось, что этот «очень духовный» человек напел священнику песен и повенчался с любовницей, хотя сам расписан и не разведен со своей законной женой, с которой прожил лет 15–20.

    За словами: «Мы духовные, нам только повенчаться» — всегда какая-то змея ползает

    За этой якобы гипердуховностью: «Понимаете, штамп в паспорте не нужен. Мы такие духовные, нам только повенчаться» — всегда какая-то змея ползает! Не верьте «сильно духовным» людям — за этим всегда шевелится хаос.

    Нужно расписываться. Пусть у жены будет фамилия мужа, а у деток — фамилия отца. Совместно имущество приобретете — пусть оно будет записано на обоих.

    Я не верю в «супердуховность» — особенно современного лживого человека. Распишись — и тогда венчайся.

    Милостью Божией: как получить развод после венчания

    Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.

    Как снять церковный запрет?


    Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства венчания происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности. Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?

    Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.

    Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею. В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.

    Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести. Развенчаться против воли второго супруга нельзя, так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.

    Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.

    Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны, но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.

    Причины для расторжения союза

    Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.

    Церковь позволяет развод в следующих случаях:

    • измена одной из сторон: вначале батюшка постарается примирить супругов, напомнить о том, что все мы совершаем ошибки, но если это не удастся, то шанс на расторжение отношений многократно повышается;
    • переход мужа или жены в другую веру;
    • жена сделала аборт без согласия мужа и наличия медицинских противопоказаний;
    • бесплодие – очень сложный момент: строгий батюшка откажет, если это единственная причина, ведь только Богу решать, сколько детей будет в семье;
    • диагностированный алкоголизм или наркомания: обязательно нужна справка из медицинского учреждения, просто любовь выпить уважительным поводом не является;
    • насилие в семье, также задокументированное в правоохранительных органах;
    • неизлечимое, опасное для будущих детей заболевание, к примеру, СПИД или сифилис;
    • диагностированное неизлечимое психическое расстройство;
    • сексуальные извращения, в особенности угрожающие детям;
    • длительное тюремное заключение;
    • новый гражданский или официальный брак бывшего супруга;
    • пропажа без вести на срок более 3 лет.
    • Как расторгнуть?


      Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.

      Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.

      Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак, подтверждающую это бумагу, и сможете венчаться второй раз. Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.

      Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.

      Документы


      В церковь с собой стоит взять:

      • паспорта;
      • свидетельство о разводе;
      • свидетельство о венчании;
      • письмо архиерею;
      • любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.
      • Развод в других религиях

        Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.

        Есть ли развенчание в церкви у католиков?

        Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.

        После католического венчания единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.

        Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.

        Даже при объективно доказанной вине одной из сторон никто не гарантирует развода. Основанием для разрыва чаще всего является измена, но возможны также и иные причины – импотенция, нарушение обязательств. В случае насилия в семье, психического заболевания, алкоголизма или наркомании католическая церковь может предложить больному супругу пройти лечение, а второму подождать.

        В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.

        Можно ли разводиться у мусульман?

        Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после никаха, особенно инициированных женщиной, это не совсем так.

        Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.

        Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.

        Полезное видео

        Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:

        Заключение

        Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *