Срок действия гпзу

Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ глава 7 настоящего Кодекса дополнена статьей 57.3, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ

1. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Статья 57.3 дополнена частью 1.1 с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Часть 2 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 342-ФЗ

2. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

3. В градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

Пункт 2 изменен с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

Пункт 5 изменен с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 342-ФЗ

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;

6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

Пункт 7 изменен с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 342-ФЗ

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части;

Часть 3 дополнена пунктом 7.1 с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 342-ФЗ

7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

Пункт 11 изменен с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 341-ФЗ

11) о границах публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

Статья 57.3 дополнена частью 3.1 с 4 августа 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 340-ФЗ

3.1. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации положение о том, что обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Часть 4 изменена с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

4. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

ГАРАНТ:

См. Разъяснения об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка, доведенные письмом Минстроя России от 11 августа 2017 г. N 28588-ХМ/08

Часть 5 изменена с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

5. В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.

6. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

См. Разъяснения об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка, доведенные письмом Минстроя России от 11 августа 2017 г. N 28588-ХМ/08

7. При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего Кодекса.

Часть 8 изменена с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

8. В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в документации по планировке территории (при наличии такой документации). Информация о цели использования земельного участка при ее наличии в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка, за исключением случая, если такая информация о цели использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки, или сведения из правил землепользования и застройки и (или) документации по планировке территории предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления в составе запроса, указанного в части 7 настоящей статьи.

Часть 9 изменена с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

9. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Статья 57.3 дополнена частью 11 с 27 июня 2020 г. — Федеральный закон от 27 июня 2020 г. N 151-ФЗ

Положения части 11 статьи 57.3 (в редакции Федерального закона от 27 июня 2020 г. N 151-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим до 27 июня 2020 г.

11. В случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При прохождении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Какой срок действия имеет градостроительный план земельного участка

Перед тем как приступить к строительству любого объекта, необходимо оформить разрешительную документацию. Что это означает? Перед началом строительных работ человек должен получить разрешение на строительство, которое выдает Администрация поселения, на территории которого находится земельный участок (ЗУ). А оно выдается на основании градостроительного плана земельного участка (сокращенно ГПЗУ).

Согласно гражданскому кодексу РФ ГПЗУ содержит необходимые сведения для проведения работ по созданию проекта, а также для последующей экспертизы и выдачи разрешения на строительство. Поэтому его необходимо получать всегда.

Назначение документа

При этом участок должен:

  • иметь границы, стоящие на кадастровом учете;
  • входить в состав земель, на которые распространяются правила землепользования и застройки.
  • Документ выполняется в определенной действующим законодательством форме и содержит в обязательном порядке следующую информацию:

  • топографический план с указанием границы имеющихся зон, в которую территориально будет включен будущий объект;
  • текстовую часть, в которой обосновываются условия использования ЗУ. Прописываются разрешенные объекты для строительства на этой территории, а также указываются основные, вспомогательные и условные виды разрешенного использования, ограничения в использовании, технические условия подсоединения объектов к инженерно-техническим сетям.
  • В результате получается чертёж, выполненный в определенном масштабе территории с нанесением условных обозначений на основании определенного перечня. Обязательным приложением являются согласительная документация с уполномоченными инстанциями.

    Актуальность информации

    К заявлению прикладываются копии правоустанавливающих документов на участок и на расположенные на нем строения, а также выписка из ЕГРН на все объекты.

    Документ подготавливается специалистами Департамента землеустройства и градостроительства за 20 рабочих дней.

    Сведения ГПЗУ считаются актуальными в течение следующих трех лет. За это время должно быть начато возведение дома, и новый объект должен появиться на кадастровом учете. Если за это время собственником не было получено разрешение на строительство, то он должен подать документы на получение нового ГПЗУ с актуальными сведениями.

    Внесение изменений

    Если после получения ГПЗУ собственник участка решит внести коррективы, касающиеся зоны застройки или реконструкции строящегося дома, например, увеличить площадь застройки, он подает заявление в местный департамент землеустройства и градостроительства, в котором должна быть указана причина и вид этих изменений.

    К этому заявлению прикладываются:

  • утвержденный экземпляр ГПЗУ;
  • документы основания и выписку из ЕГРН на ЗУ и расположенные на нем объекты;
  • копию паспорта.
  • В случае положительного решения, на основании старого ГПЗУ специалистами Департамента подготавливается новый пакет документации, на первом листе которого прописывается, что он является дополнением к утвержденному ранее документу. Они берут копию с ранее утвержденного топографического плана и вносят в него изменения, согласно новой схеме зоны строительства, в которую будет включен участок заявителя. На него будут нанесены топографические знаки, исходя из внесенных изменений.

    В случае расхождения в кадастровых, технических и юридических характеристиках объектов, возникших за прошедшее время с момента утверждения первого ГПЗУ, собственник должен предоставить соответствующую подтверждающую документацию.

    В текстовой части указываются основания для внесенных изменений, а также прописываются все объективные изменения в этой зоне, которые произошли со времени утверждения первого варианта ГПЗУ.

    Законодательные нормы

    После получения разрешения на строительство желательно закончить работы и ввести объект в эксплуатацию в течение времени действия ГПЗУ, которому соответствует этот объект.

    В таком случае, будут соблюдены все законодательные нормы, и предъявить какие-либо претензии к полученным документам с точки зрения закона будет практически невозможно.

    А это очень важно, особенно на фоне часто встречающейся практики внесения изменений в планы развития территорий различных поселений.

    О том, что такое градостроительный план земельного участка и о порядке его получения, смотрите в следующем видеосюжете:

    Новая форма и срок действия ГПЗУ

    С 1 июля 2017 введен новый порядок заполнения и форма градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ). Соответствующие изменения внесения внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Теперь в соответствии с законодательством ГПЗУ исключается из перечня документации по планировке территории и является информационным документом.

    Изменения в ГрК РФ с 1 июля 2017 года

    В соответствии с ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2017 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности». Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.

    В соответствии с действующим законодательством, срок действия ГПЗУ с 1 июля 2017 года — 3 года со дня его выдачи.

    ГПЗУ и разрешение на строительство. Порядок подготовки и выдачи

    В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке. В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме. То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.

    После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана — основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство. Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.

    При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

    В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.

    С 1 июля 2017 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением. Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление госуслуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг. Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.

    В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.

    Документы, необходимые для получения ГПЗУ:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).
  • Новая форма ГПЗУ

    С 01.07.2017 вводится новая форма ГПЗУ.

    Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр утверждены новая форма ГПЗУ и порядок заполнения формы ГПЗУ. Форма ГПЗУ заполняется в трех экземплярах на бумажном и (или) электронном носителе. Все формы градостроительного плана земельного участка заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Первый и второй экземпляры формы после регистрации передаются заявителю, третий — оставляется на хранении в органе, выдавшем градостроительный план земельного участка.

    В форме градостроительного плана земельного участка указываются:

  • номер ГПЗУ;
  • реквизиты заявителя;
  • местонахождение земельного участка;
  • описание границ земельного участка;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • площадь земельного участка;
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства;
  • информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
  • реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
  • В ГПЗУ также указываются ф.и.о., должность уполномоченного лица, наименование органа, осуществившего подготовку градостроительного плана, и дата его выдачи.

    Также в ГПЗУ содержится подробная информация о чертеже(ах) градостроительного плана земельного участка с указанием масштаба, даты и организации, разработавшей чертежи. Далее указываются:

  • информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке;
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия;
  • информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  • информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
  • информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
  • номер и (или) наименование элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
  • информация о красных линиях.
  • Если у Вас остались вопросы по новой форме ГПЗУ, необходимой для направления документов на экспертизу проектной документации, Вы можете задать их нашим экспертам. Обратившись в ООО «Минэкс», Вы также можете направить документы на экспертизу и получить заключение, как на конкретный раздел, так и на все разделы проектной документации. Будем рады сотрудничеству с Вами!

    Новости

    Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС

    В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2020 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2020 г. N 30618-ТБ/02

    Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ

    Минстрой провел очередную проверку деятельности Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Градкодексом РФ.Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минстроя России №665/пр от 22.10.2020 г. в период с 22 июля по 16 августа текущего года. В ходе проверки Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ:1. НОПРИЗ не обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств компенсационных фондов и обязательной передаче дел членов 35 из 40 СРО, исключенных из госреестра СРО.2. Нацобъединение пренебрегает своими обязанностями в части рассмотрения жалоб, поступающих от членов СРО на саморегулируемые организации.3. Национальное объединение возвращает коммерческим организациям заявления о внесении сведений в госреестр без утверждения заключения о внесении или невнесении сведений о них.4. Реестр членов СРО ведется не по установленной форме.5. Отсутствуют стандарты на процессы, связанные с выполнением работ по подготовке проектной документации.6. Превышается установленный четырнадцатидневный срок рассмотрения заявлений физлиц о включении сведений о них в Национальный реестр специалистов (НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.7. В НРС включены сведения о физлицах, не имеющих необходимый общий трудовой стаж, специальность, направление подготовки в области строительства, повышения квалификации и заявительной документации, заверенной должным образом.8. При поступлении заявления от членов исключенной СРО о переводе средств компенсационных фондов на счета СРО, принявших решение о приеме таких лиц в свои члены, перечисление средств происходит с превышением сроков в два рабочих дня с момента поступления такого заявления.9. Превышаются сроки, отведенные на направление требований в кредитную организацию о переводе на специальные счета НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации. Такие требования не содержат отметку кредитной организации о получении.10. Утвержденным протоколом Всероссийского съезда НОПРИЗ от 25.11.2014 г. №1 в редакции, утвержденной протоколом от 26.04.2020 7. №7 уставом национального объединения: не установлена ответственность НОПРИЗ за члена исключенной СРО, исполнявшего функции техзаказчика от имени застройщика; предусмотрена защита интересов СРО только в органах государственной власти; не определено лицо, уполномоченное на принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС; не предусмотрено хранение дел членов исключенной саморегулируемой организации, которые передаются в национальное объединение СРО в соответствии с частью 16 статьи 55.6 Градкодексе РФ; не предусмотрено размещение на сайте НОПРИЗ Единого реестра членов СРО и НРС. 11. Регламентом о порядке создания, эксплуатации и ведении НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, утвержденном протоколом № 14 Совета от 14.02.2017 г., в редакции, утвержденной протоколом №23 от 28.02.2020 г. установлены: в перечне требований к физическим лицам, желающим быть включенными в НРС, указан пункт об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; включение сведений о физлицах, не имеющих специальности/направления подготовки в области строительства в национальный реестр возможно, при наличии диплома о переподготовке; представление копии диплома о профессиональной переподготовке в качестве документа о повышении квалификации; при отсутствии справки о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, возможно принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС. 12. Порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО предусматривает: возврат заявительной документации о внесении сведений о некоммерческой организации (НКО) в госреестр, а также документации организации, без утверждения заключения о возможности внесения или невнесения сведений о такой организации в госреестр; выявление недостоверности заявительной документации служит основанием для утверждения Советом национального объединения заключения об отказе во внесении сведений о саморегулируемой организации в госреестр; неисполнение требований статьи 55.1
    6-1 Градостроительного Кодекса РФ, не является основанием для утверждения Советом Национального объединения заключения об исключении сведений о СРО из госреестра по обращению органа надзора за СРО; непредставление саморегулируемой организацией уведомлений и документации, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 ГрК РФ в НОПРИЗ в течение шести месяцев, является основанием для утверждения заключения об исключении сведений о СРО из реестра; ограничение прав НКО в части подачи заявительной и сопроводительной документации в электронном виде. 13. Порядок формирования Совета НОПРИЗ установлен в Регламенте Всероссийского съезда СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации (утвержден протоколом Съезда НОПРИЗ №2 от 10.04.2015 г. в редакции, утвержденной протоколом №7 от 26.04.2020 г.)По итогам проведенной проверки, согласно предписанию Минстроя, НОПРИЗ обязан в срок до 15 ноября 2020 года устранить выявленные нарушения.

    ФГИС ЦС заполнена лишь на 12 процентов

    Заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков сообщил, что федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) наполнена только на 12%.На сегодняшний день в классификаторе более 100 тысяч ресурсов, и при этом не все из них относятся к ценообразующим и не все используются.Наполнение системы по регионам происходит неравномерно. Информация, необходимая для формирования индексов ценообразования в строительстве, поступает в полном объеме только из 11 регионов из 85. При этом по плану индексы должны быть сформированы к 1 января 2020 года.Такое положение вещей не дает возможности достигнуть главной цели, так как экономически обоснованные индексы призваны актуализировать всю систему ценообразования.Волков заявил, что на случай значительного срыва сроков по актуализации системы ответственные за формирование системы проработали иной путь наполнения базы данных.Минстрой начал разрабатывать реформу ценообразования в строительстве еще в 2015 году и с 2021 года планирует провести пробный запуск ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. С 2022 года начнется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.

    Трёхлетний срок действия ГПЗУ — гарантия стабильности для застройщика или просто ужесточение правил?

    Введение в действие новой редакции Градостроительного кодекса, устанавливающей трёхлетний «срок годности» для градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) заставляет вспомнить о весьма актуальной проблеме – нарушении интересов собственника[1] участка изменением градостроительного регламента в период подготовки к строительству.

    Так ценность земельного участка, предназначенного для строительства, определяется тем, что на нём можно построить и можно ли строить вообще – градостроительным регламентом участка, его нахождением в зонах с теми или иными особыми условиями использования. Градостроительный регламент, в свою очередь (в норме), определяется утверждённой градостроительной документацией, в первую очередь — правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

    Соответственно, ценность земли, в том числе находящейся в собственности, меняется от нуля до высот и обратно одним росчерком чиновничьего пера. Вернее не совсем одним, а с определенными согласованиями, проведением публичных слушаний, утверждением представительным органом местного самоуправления (кроме городов федерального значения). Но последнее слово в любом случае за публичной властью.

    И на практике достаточно часто происходит отмена ранее документально оформленных в генеральных планах, ПЗЗ и проектах планировки территории решений о застройке территорий. Это возможно в том числе путем установлено территориальной зоны, не предполагающей застройку (благоустройство/озеленение), либо закрепления параметров строительства «по существующему положению» (зона «Ф» в свежепринятых ПЗЗ г. Москвы).

    Параметры градостроительного регламента для конкретного участка указываются в его градостроительном плане (ГПЗУ). В норме он является выпиской из ПЗЗ и иных утвержденных документов, то есть градостроительный регламент не устанавливает, а только отображает. Это прямо закреплено в новой редакции Градостроительного кодекса, ранее неоднократно высказывалось судебной практикой. Иная ситуация возможна если ПЗЗ отсутствуют или составлены некорректно

    Ранее практикой была выработана позиция, что в случае изменения градостроительного регламента после выдачи ГПЗУ необходимо исходить из нового регламента, ГПЗУ фактичекски утрачивает силу (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 136/13).

    Собственнику участка, который лишился возможности его использовать, Президиум ВАС предлагал требовать выкупа у него этого участка. Сослался Президиум при этом, за неимением лучшего, на норму. п. 7 ст. 23 Земельного кодекса , которая предусматривала такое право при излишне обременительном публичном сервитуте. Вскоре ст. 23 ЗК РФ была изменена, в нынешней редакции права выкупа она не предусматривает, осталось лишь право требовать плату за публичный сервитут, что к изменению градостроительного регламента не применимо даже по самой смелой аналогии.

    Так или иначе, практика выкупа у собственников, пострадавших от градостроительных решений, их участков не сложилась.

    Очевидно, что столь важный для собственника вопрос заслуживает прямого законодательного регулирования, но такого регулирования пока нет.

    Но в новой редакции Градостроительного кодекса (Закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ) многие увидели надежду – установлен срок действия ГПЗУ. А именно в соответствии со п. 10 ст. 57.3 данного кодекса информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

    Для ГПЗУ, выданных до 2017 г. срок их действия для данной цели исчисляется с 1 января 2017 г. и не может быть менее трех лет с это даты (конкретный срок определяется на региональном уровне). Некоторые аналитики рассматривают данную ному как трёхлетний «мораторий» на пересмотр сведений, включённых в ГПЗУ и, соответственно, как защиту собственника на данный период от ухудшающих его положение решений.

    Является ли на самом деле данная норма гарантией возможности строить в течение трёх лет в соответствии с параметрами, указанными в ГПЗУ? Исходя из буквального толкования – нет. Тот факт, что по истечении трёх лет ГПЗУ автоматически теряет силу, отнюдь не означает, что указанные в нем сведения по тем или иным причинам не могут утратить актуальность раньше этого срока.

    С другой стороны, а зачем тогда такую норму вводить, если не для предоставления правообладателям гарантии стабильности градостроительного регламента? Осмысленный характер она приобретает в первую очередь если рассматривать её именно как «мораторий» для публичной власти на корректировку сведений, указанных в ГПЗУ. И, соответственно – как гарантию для правообладателя, что расходы на приобретение участка, проектирование объекта не окажутся потерянными.

    При ином толковании, если при каждом случае выдачи разрешения на строительство нужно проверять соответствие проектной документации актуальным ПЗЗ и иной градостроительной документации, такая норма будет носить сугубо технический характер.

    Однако во многих случаях утрата актуальности ГПЗУ ранее истечения трёхлетнего срока – вещь неизбежная. Допустим, по границе участка проложили газопровод (или при выдаче ГПЗУ «не заметили» ранее проложенный). Понятно, что независимо от трёхлетнего срока действия ГПЗУ такой газопровод есть и режим его охранной зоны «написан кровью».

    Соответственно, можно ставить вопрос о «сроке годности» сведений, включаемых в ГПЗУ лишь в той части, в которой эти сведения определяются властным усмотрением при принятии соответствующих документов, а не диктуются объективной реальностью.

    В связи с этим моё мнение – данная норма «мораторием» формально не является и на практике таким образом трактоваться не будет. Иным образом практика может сложиться при наличии соответствующей политической воли. Дальнейшие рассуждения скорее о должном, чем о конкретной редакции Градостроительного кодекса.

    Вообще сведения, включаемые в ГПЗУ, исходя из характера их возможных изменений, можно разделить на три категории:

  • Отображающие решения, принятые уполномоченными органами в порядке, определяемом собственно градостроительным законодательством, и с учетом наличия у уполномоченного органа определённого усмотрения. В первую очередь это положения о зонировании территории, плотности и высотности застройки, определяемые актуальными взглядами чиновников на перспективное развитие территории.
  • Отображающие решения уполномоченных органов, принятые в порядке, установленном иными отраслями законодательства. Например, границы охраняемых природных территории, зон памятников истории и культуры и т.д. Сюда же можно отнести пересмотр санитарных, противопожарных и т.д. нормативов.
  • Отображающие физическую реальность и изменяющиеся в появлением/выявлением определённых объектов. Например охранные, санитарно-защитные и т.д. зоны расположенных вблизи участка объектов, сведения об опасных природных процессах.
  • В первом случае установление трёхлетнего «моратория» на пересмотр принятых уполномоченными органами градостроительных решений вполне возможно и необходимо для защиты интересов собственников. Стратегические решения, принимаемые органами власти в данной сфере, должные быть максимально стабильными и предсказуемыми. При этом принимаются они (вернее, должны приниматься) преимущественно на сроки, исчисляемые десятилетиями.

    Во втором тоже скорее да, но ситуации возможны различные, в зависимости от того, насколько принятие данного решения зависит от усмотрения уполномоченного органа или от фактических обстоятельств. Так изменение санитарных нормативов может быть обусловлено как общим желанием повысить уровень санитарного благополучия , так и появлением новых научных данных в отношении определенной категории вредных факторов. Аналогично с зонами особых условий использования территории вокруг объектов культурного наследия: есть случаи выявления новых охраняемых объектов, а есть обычное ужесточение режима известных.

    В третьем же случае, когда речь идет о правилах, связанных с физическим наличием объекта или природного явления, вопрос о приоритете внесенных в ГПЗУ сведений, переставших быть актуальными, над физической реальностью, ставиться, как правило, не может.

    Таким образом, с одной стороны установление «моратория» на пересмотр ранее принятых решений, влияющих на возможности собственника по застройке участка, объективно необходимо для защиты законного интереса собственника. Стратегические решения, принимаемые органами власти в градостроительной сфере, должные быть максимально стабильными и предсказуемыми, рассчитанными на срок существенно больше трех лет.

    С другой — о безусловной действительности ГПЗУ в течении определенного периода речи идти не может, ограничить можно лишь пересмотр тех решений, которые принимаются органами власти с элементом усмотрения.

    Соответственно, представляется более правильным установить «мораторий» на изменение градостроительного регламента в явном и конкретизированном виде. Например: «…решения органов государственной власти и местного самоуправления об изменении градостроительного регламента не применяются к земельному участку, в отношении которого выдан ГПЗУ, в течение трёх лет с момента выдачи такого ГПЗУ. Решения об установлении или изменении границ и/или режима зон с особыми условиями использования территории не применяются к земельному участку, в отношении которого выдан ГПЗУ, в течение трёх лет с момента выдачи такого ГПЗУ, за исключением случаев когда это опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия».

    Отдельная проблема – принятие «чрезвычайных» законов, регламентирующих градостроительную деятельность параллельно с Градостроительным кодексом – законы о проведении спортивных мероприятий, о реновации жилья в Москве и т.д. Если такие законы ограничивают права собственника в градостроительной сфере – должен быть механизм выкупа участков по справедливой (существовавшей до принятия такого закона) цене.

    Уважаемые коллеги, в связи с вышесказанным прошу поделиться мнениями по следующим вопросам:

  • Какой будет практика применения нормы о трёхлетнем «сроке годности» ГПЗУ. Или, может быть, где-то такая практика уже начала формироваться на том или ином уровне?
  • Какие, если говорить о перспективе, возможны способы защиты прав собственника участка и изменении режима его допустимой застройки?
  • [1] Здесь и далее проблема рассмотрена именно с точки зрения собствеенника, поскольку защита прав арендатора в такой ситуации связана с прекращением на тех или иных условиях договора аренды ввиду невозможности дальнейшего исполнения.

    Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

    Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента участка, получением ГПЗУ .

    Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

    Представительство в уполномоченных органах
    Подробнее

    Представительство в уполномоченных органах

    Осуществляем представление интересов на этапах оформления земельно-правовых отношений, получения ГПЗУ, согласования и экспертизы проектной документации, осуществления строительного надзора выдачи разрешений на строительство на ввод в эксплуатацию т.д. А также – по вопросам оформления земельно-правовых отношений, при проверках земельных участков и т.д.

    Представление интересов в суде

    Готовы представлять интересы в том числе по спорам:

    о содержании градостроительного плана земельного участка, оспаривании действий (бездействий) связанных с его выдачей;

    об оспаривании правил землепользования и застройки, генеральных планов, иной градостроительной документации;

    о выдаче разрешении на строительство и ввод в эксплуатацию, оспаривании действий органов строительного надзора и т.д.;

    Взаимодействие с проектировщиками и экспертами
    Подробнее

    Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

    Готовы обеспечить привлечение для реализации Вашего проекта, квалифицированных специалистов в области проектирования, инженерных изысканий, экспертов для проведения судебных внесудебных экспертиз.

    Подготовка юридических заключений Подробнее

    Подготовка юридических заключений

    Проводим проверку участка на предмет:

    влияния данных зон на возможность застройки и иного использования участков или зданий, возможности пересмотра границ таких зон.

    Комплексное юридическое сопровождение строительных и инвестиционных проектов
    Подробнее

    Комплексное юридическое сопровождение строительных и инвестиционных проектов

    Осуществляем юридическое и организационное сопровождение строительных и инвестиционных проектов, от приобретения участка и оформления земельно-правовых отношений, до получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объекта. Включая взаимодействие с государственными органами, гражданско-правовые вопросы взаимоотношений инвеститоров между собой, с подрядчиками и поставщиками.

    Градостроительный план

    Градостроительный план земельного участка является исходным документом для проектирования и строительства. Именно исходя из содержания градостроительного плана, уполномоченный орган при выдаче разрешения на строительство определяет, соответствует ли спроектированный объект требованиям градостроительного регламента.

    Фактически данный документ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки в отношении участка — содержит сведения о возможных видах разрешённого использования участка и параметрах разрешенного строительства.

    Кроме того, в ГПЗУ указываются, в том числе, сведения:

  • о нахождении участка (части участка) в зонах с особыми условиями использования территории (санитарно-защитные, охранные, зоны объектов культурного наследия, зоны санитарной охраны и т.д.), влияющих на возможность строительства на нем.
  • о технических условиях подключения к инженерным коммуникациям.
  • В связи с этим на практике именно градостроительный план земельного участка является документом, подтверждающим возможность строительства на земельном участке конкретных видов недвижимости. Соответственно, содержанием градостроительного плана определяется коммерческая ценность земельного участка. При неблагоприятном содержании данного документа она становится практически нулевой.

    В Москве и Московской области имеется своя специфика как по содержанию выдаваемых ГПЗУ, так и по процедурным вопросам их получения.

    Сведения, прямо не предусмотренные в данных документах, могут вноситься на основании нормативов градостроительного проектирования различных уровней, схем территориального планирования субъекта федерации и муниципального района и т.д.

    Cведения о различных зонах с особыми условиями использования территории вносятся в ГПЗУ на основании документов, устанавливающих режим таких зон.

    В норме ГПЗУ является, фактически, выпиской из этих документов, не может устанавливать никаких новых параметров, а только отражает уже установленные в действующих документах.

    В то же время, если правила землепользования и застройки составлены некорректно, не содержат части принципиально важных сведений или внутренне противоречивы, что является типичной ситуацией для ряда муниципалитетов Московской области, то заполнение ГПЗУ во многом зависит от волевых решений должностных лиц. Либо же требуется предварительное устранение нарушений путём изменения или судебного оспаривания ПЗЗ.

    При этом в Москве правила землепользования и застройки отличаются существенной спецификой, в том числе для значительной части территории устанавливают режим, запрещающий новое строительство. В таких случаях получение ГПЗУ становится целесообразным только после внесения изменений в правила землепользования и застройки.

    Аналогично в Московской области для получения ГПЗУ с необходимыми параметрами во многих случая требуется изменение ПЗЗ муниципальных образований в связи как с существенными ограничениями строительства в действующих редакциях, так и с допущенными при составлении ПЗЗ техническими ошибками (неполнотой сведений, вхождением участка в территориальные зоны и т.д.).

    Срок действия ГПЗУ

    Сведения, содержащееся в ГПЗУ (выданном после 1 июля 2017 г.) могут быть использованы для проектирования и получения разрешения на строительство в течение трех лет. По истечении данного срока ГПЗУ не может использоваться для осуществления проектирования и получения разрешения на строительство.

    При выдаче разрешения на строительство проектная документация проверяется на соответствие параметрам градостроительного регламента, действовавшим на момент выдачи ГПЗУ. В том числе в случаях, когда положения правил землепользования и застройки или иных документов, определяющих правовой режим участка, после выдачи ГПЗУ изменились.

    То есть установление данного трёхлетнего срока действия ГПЗУ направлено, в том числе, на обеспечение стабильности для застройщика, который может осуществлять проектирование и иную подготовку к строительству без риска того, что параметры возможного строительства будут пересмотрены.

    Градостроительный план участка

    Однако данные гарантии стабильности распространяются только на предусмотренные градостроительным регламентом перечень видов разрешенного использования, показатели плотности и высотности застройки, но не на иные ограничения и особые условия использования участка.

    В части отнесения участка к зонам с особыми условиями использования территории, устанавливаемым в соответствии с земельным и иным законодательством такой оговорки закон не предусматривает. При установлении или изменении границ таких зон соответствующими нормативами не предусмотрен учет ранее выданных ГПЗУ. Кроме того, многие из таких зон устанавливаются, исходя из объективных физических факторов (санитарно-защитные зоны предприятий, охранные зоны газопроводов и т.д.), соответственно, связанные с ними ограничения возникают с момента ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, независимо от того, установлены ли эти зоны на бумаге.

    Соответственно, в этих случаях при выдаче разрешения на строительство будет оцениваться фактическое нахождение участка в данных зонах, а не содержание ГПЗУ.

    В отношении ранее выданных ГПЗУ на региональном уровне устанавливается срок их действия, который исчисляется с 01 января 2017 г. и может составлять от трех до восьми лет. В Москве и Московской области установлен трёхлетний срок действия таких ГПЗУ – до 1 января 2020 г.

    Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — порядок подготовки и получения с 1 июля 2017 года

    фото

    документы

    порядок заполнения формы ГПЗУ

    Содержание

    Новый облик ГПЗУ

    Ранее в числе обязательных документов, необходимых для получения разрешения на строительство новых объектов и реконструкцию существующих капитальных построек, являлся градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

    С 3 августа 2020 года значение ГПЗУ для этой задачи аннулировано федеральным законом № 340-ФЗ. В соответствии с ним, в Градкодекс РФ и в ряд федеральных законов внесены изменения:

  • ликвидированы части 9-9.2 статьи 51 ГК РФ о выдаче разрешений на строительство на участках:
    • ИЖС
    • ЛПХ
    • садово-дачных участков граждан
    • Причина такого положения дел — изменение в порядке застройки участков. Он стал регулироваться новой статьёй 51.1 ГК РФ. В ней говорится:

    • перед началом строительства/реконструкции индивидуального жилого или садового дома застройщик должен подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции
    • по завершении — уведомление о вводе объекта в эксплуатацию
    • С упрощённым порядком возведения/реконструкции жилых домов можно узнать здесь.

      С 1 июля 2017 года подготовка ГПЗУ ведётся:

    • в соответствии с положениями ГК РФ
    • в формате обособленной процедуры
    • в качестве документа, входящего в состав межевых работ
    • ГПЗУ перестал быть документом, отражающим особенности планирования территории участка.

      В состав ГПЗУ включены:

    • сведения, необходимые:
      • для архитектурно-строительного проектирования
      • для возведении капитальных строений
      • основная информация о границах:
        • землевладения
        • сведения:
            • о техусловиях технологических присоединений капитальных строений к сетям коммуникаций
            • о расположении коммуникационных сетей
            • проектные материалы, подготовленные на базе ГПЗУ, выданного не более 3 лет назад до момента получения разрешения на строительство
            • Срок актуальности ГПЗУ ограничен 3 годами.

              Изменения в ГПЗУ с 1 июля 2017 года

              Изменения в ГК РФ (федеральный закон № 373-ФЗ):

            • глава 7 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности» дополнена статьей 57.3, в которой изложены:
              1. цели получения ГПЗУ
              2. источники информации для подготовки ГПЗУ
              3. содержание градостроительного плана ЗУ
              4. сроки выдачи ГПЗУ
              5. статья 44 признана утратившей силу:
                • в ней излагались требования к подготовке и содержанию ГПЗУ
                • трансформация правового статуса градостроительного плана земельного участка:
                  • из вида документации по планировке территории ГПЗУ он преобразован в информационный документ
                  • установлены новые требования к содержанию и порядку подготовки ГПЗУ
                  • Состав материалов ГПЗУ

                    Утверждён Приказом Минстроя России №741/пр

                  • реквизиты:
                    • или проекта планировки территории
                    • или проекта межевания территории:
                      1. в случае, если ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки (ППТ) и (или) проект межевания (ПМ)
                      2. сведения о его кадастровом номере ЗУ (при его наличии)
                      3. сведения о границах:
                        • земельного участка
                        • зоны планируемого размещения ОКС в соответствии с утверждённым ППТ (при наличии)
                        • ЗОУИТ
                        • зон действия публичных сервитутов
                        • о минимальных отступах от границ ЗУ, в пределах которых разрешается строительство ОКС
                        • об основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ ЗУ
                        • о предельных параметрах разрешённого строительства/реконструкции ОКС, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен ЗУ
                        • расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами:
                          • коммунальной инфраструктуры
                          • транспортной инфраструктуры
                          • расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности для населения объектов:
                            • социальной инфраструктуры
                            • об ограничениях использования ЗУ
                            • о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен ЗУ
                            • информация о расположенных в границах ЗУ:
                              • объектах ОКС
                              • сетях инженерно-технического обеспечения
                              • о наличии или отсутствии в границах ЗУ объектов культурного наследия (ОКН)
                              • о границах территорий ОКН
                              • о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа
                              • реквизиты правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории:
                                • нормативных правовых актов субъекта РФ
                                • муниципальных правовых актов
                                • о красных линиях
                                • ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. Он преобразовался в информационно-справочный документ — в выписку требований из ПЗЗ по планировке территории применительно к конкретному ЗУ.

                                  ГПЗУ выдаётся по запросу правообладателя. В нём представлены сведения, необходимые для проектирования и строительства ОКС:

                                • о границах ЗУ
                                • о границах зон с указанием координат:
                                  • действия публичных сервитутов
                                  • Стало обязательным координирование зоны планируемого размещения ОКС в соответствии с утвержденным ППТ (при его наличии)

                                    В раздел об общих характеристиках ЗУ вносятся расширенные сведения о расположенных в границах ЗУ объектах капитального строительства:

                                  • информация о назначении
                                  • о высотности и этажности
                                  • об общей площади застройки
                                  • другие
                                  • Они позволяют выявить:

                                  • нецелевое использование ЗУ
                                  • самовольное строительство
                                  • Заявление на получение ГПЗУ

                                  • или в орган местного самоуправления по месту нахождения ЗУ
                                  • или через многофункциональный центр (МФЦ)
                                  • В Москве:

                                    выдача ГПЗУ входит в перечень 5 госуслуг, оказываемых Москомархитектурой в электронном виде:

                                  • юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявки исключительно в электронном виде
                                  • физические лица подают заявки:
                                    • или в электронном виде через портал правительства Москвы mos.ru
                                    • или на бумажном носителе через «одно окно» Москомархитектуры»
                                    • Способ получения ГПЗУ московские застройщики могут выбрать по своему усмотрению:

                                      Во всех регионах России подавать заявления могут только правообладатели ЗУ:

                                    • собственники
                                    • землепользователи
                                    • землевладельцы
                                    • арендаторы
                                    • Земельные участки должны быть поставленными на государственный кадастровый учёт.

                                      Форма ГПЗУ и порядк её заполнения — здесь и в разделе «Документы» в правой части страницы.

                                      Источники информации для подготовки ГПЗУ

                                      При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления использует:

                                    • документы территориального планирования и градостроительного зонирования
                                    • нормативы градостроительного проектирования
                                    • документацию по планировке территории
                                    • ЕГРН
                                    • федеральной государственной информационной системы территориального планирования
                                    • информационной системы обеспечения градостроительной деятельности
                                  • технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения
                                  • В течение 7 дней с даты получения заявления о выдаче ГПЗУ администрация направляет запрос в ресурсоснабжающие организации о предоставлении технических условий (ТУ) для подключения (технологического присоединения) объекта, планируемого к строительству или реконструкции.

                                    Предоставление технических условиий в орган местного самоуправления обязательное. Срок предоставления ТУ установлен пунктом 7 статьи 48 ГК РФ.

                                    Если в заявлении о выдаче ГПЗУ правообладатель участка не указал цель его использования, то эксплуатационная организация определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений в ПЗЗ.

                                    Информация ГПЗУ актуальна в течение 3 лет со дня его выдачи и до даты подачи заявления на получение разрешения на строительство (пункт 10 статьи 57.3 ГК РФ).

                                    По истечении этого срока использование сведений, содержащихся в ГПЗУ не допускается:

                                  • застройщику после 3 лет, прошедших с момента выдачи плана, необходимо вновь получить ГПЗУ
                                  • не исключается, что требования к проектированию и строительству объекта станут другими
                                  • Орган по градостроительству и архитектуре полномочием по утверждению градостроительных планов земельных участков не обладает:

                                  • не утверждаются распоряжениями управлений или комитетов по градостроительству и архитектуре
                                  • только регистрируется
                                  • Исключение составляют ситуации, когда заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка было подано до 1 июля 2017 года. В этом случае подготовка и выдача ГПЗУ проводится в соответствии с положениями ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу № 373-ФЗ.

                                    Срок подготовки, регистрации и выдачи правообладателю градостроительного плана земельного участка — 20 рабочих дней.

                                    ГПЗУ выдаётся без взимания платы. (пункт 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ).

                                    Основания для отказа в подготовке, регистрации и выдаче ГПЗУ

                                    Основания изложены в ГК РФ (пункты 4 и 5 статьи 57.3 ):

                                  • с заявлением о предоставлении ГПЗУ обратилось лицо, не являющееся правообладателем ЗУ
                                  • размещение ОКС не допускается при отсутствии утверждённой документации по планировке территории
                                  • Выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получение разрешения на строительство ОКС будут возможными:

                                  • после утверждения документации по планировке территории:
                                    • проекта планировки территории (ППТ)
                                    • проекта межевания территории (ПМТ).
                                    • ГПЗУ был выдан до 01.01.2017 г.

                                      Если ГПЗУ был выдан до 01.01.2017 г., срок использования содержащейся в нём информации регулирует орган исполнительной власти субъекта РФ.

                                      Срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.

                                      ГПЗУ для получения разрешения на строительство

                                      ГПЗУ — документ, подтверждающий соответствие проектной документации:

                                    • градостроительному регламенту
                                    • проекту планировки территории
                                    • проекту межевания территории
                                    • В ходе проверки материалов, представленных в администрацию для получения разрешения на строительство:

                                    • устанавливается соответствие проектной документации градостроительным требованиям, установленным на дату выдачи ГПЗУ
                                    • оценивается допустимость размещения ОКС в соответствии:
                                      • с ВРИ ЗУ
                                      • с установленными ограничениями
                                      • Для землевладельцев сведения и материалы ГПЗУ помогут:

                                      • получить точную информацию о местоположении сетей инженерных коммуникаций
                                      • провести объективный анализ рентабельности планируемого строительства или реконструкции объекта
                                      • обеспечить защиту от возможных ошибок
                                      • Документы, прилагаемые к заявлению

                                        Для получения разрешения на строительство потребуется предоставить:

                                      • правоустанавливающие документы на ЗУ
                                      • ГПЗУ, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство
                                      • схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта ИЖС
                                      • описание внешнего облика ИЖС
                                        • если строительство или реконструкция объекта планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения
                                        • Описание внешнего облика включает:

                                        • тестовая часть
                                          1. описание в текстовой форме
                                          2. указание параметров объекта
                                          3. цветовое решение внешнего облика
                                          4. планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик
                                          5. иные характеристики
                                          6. требования к архитектурным решениям ОКС, установленные градостроительным регламентом
                                            • графическая часть
                                            • графическое изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства:

                                              ГПЗУ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

                                              Влияние проявляется через срок выдачи разрешения на строительство:

                                              • до 1 января 2017 года:
                                                • для ввода ОКС в эксплуатацию может быть использован «старый» ГПЗУ
                                                • после 1 января 2017 года:
                                                  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию готовится на основании имеющегося ГПЗУ в пределах срока, установленного органом исполнительной власти субъекта РФ
                                                  • Заключение

                                                    В изменениях, внесённых в ГК РФ, предусмотрено возмещение вреда, причинённого:

                                                    1. жизни или здоровью физических лиц
                                                    2. имуществу физических или юридических лиц
                                                    3. Происходит оно в случаях утверждения:

                                                    4. технических регламентов, не соответствующих требованиям документов территориального планирования РФ: