Международный договор о гражданстве россия армения

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

15.11.2020

28 / 381

Всего документов в БД:

96205

Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

от 29 августа 1997 года

Российская Федерация и Республика Армения, именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними,

стремясь в интересах своих граждан к обеспечению равных условий их проживания на территории обеих Сторон,

и в этой связи желая предоставить гражданам одной Стороны, постоянно проживающим на территории другой Стороны, правовой статус, максимально близкий к правовому статусу граждан этой другой Стороны, в частности, в том, что касается гражданских, социальных, экономических, трудовых, культурных и иных прав,

принимая во внимание положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января 1993 года,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Договора:

а) «постоянный житель» означает гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, на основании свидетельства, выданного последней;

б) «Сторона гражданства» означает Сторону, гражданином которой является постоянный житель;

в) «Сторона проживания» означает Сторону, на территории которой постоянно проживает постоянный житель.

Статья 2

1. Признаваемым Сторонами свидетельством, удостоверяющим статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение границы, за исключением дипломатических и служебных паспортов.

3. Учеба, работа, командировка, военная служба постоянного жителя за пределами территории Стороны проживания сами по себе не влияют на его правовой статус, определяемый настоящим Договором.

Статья 3
Статья 4

1. Постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Постоянный житель не пользуется следующими правами:

б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Содержание:

Международный договор о гражданстве россия армения

Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Армения определяется настоящим Законом. Лицо утрачивает гражданство Республики Армения вследствие прекращения гражданства.

Каждое лицо в установленном законом порядке имеет право на приобретение гражданства Республики Армения. Армяне по национальности приобретают гражданство Республики Армения в упрощенном порядке.

Гражданин Республики Армения не может быть одновременно гажданином другого государств

Гражданин Республики Армения не может быть лишен гражданства Республики Армения или права на его изменение, кроме как в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Изменение гражданства регулируется настоящим Законом и межународными договорами Республики Армения.

Отказ от гражданства Республики Армения сам по себе не влечет утраты гражданства Республики Армения.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Республики Армения

Законодательство о гражданстве Республики Армения состоит из Конституции Республики Армения, международных договоров Республики Армения, настоящего Закона и иных законодательных актов Рес- публики Армения.

Если ратифицированными международными договорами Республилики Армения установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются нормы международного договора.

Статья 3. Гражданин Республики Армения

Гражданами Республики Армения являются лица, приобретшие гражданство Республики Армения в соответствии с настоящим Законом.

Граждане Республики Армения равны перед законом, независимо от оснований приобретения гражданства Республики Армения, национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного или иного положения, имеют вес установленные Конституцией и законами права, свободы и обязанности.

Статья 4. Документы, подтверждающие гражданство Республики Армения

Документами, подтверждающими гражданство Республики Армения, являются паспорт гражданина Республики Армения, а до достижения 16 лет-свидетельство о рождении или свидетельство, подтверждающее гражданство Республики Армения.

Статья 5. Недопустимость выдачи гражданина Республики Армения другому государству

Выдача гражданина Республики Армения другому государству за прещается.

Статья 6. Сохранение гражданства Республики Армения

Проживание за пределами Республики Армения само по себе не влечет прекращения гражданства Республики Армения.

Вступление в брак гражданина (гражданки) Республики Армения с гражданкой (гражданином) иностранного государства само по себе не влечет изменения гражданства.

Изменение гражданства одним из супругов само по себе не влечет изменения гражданства другого супруга.

Статья 7 Защита граждан Республики Армения за пределами Республики

Граждане Республики Армения за пределами Республики пользуются защитой и покровительством Республики Армения.

Республика Армения, ее дипломатические и консульские представительства и их должностные лица обязаны защищать права пребывающих в других государствах граждан Республики Армения, а также принимать меры к восстановлению их нарушенных прав в соответствии с законодательством этих государств и международными договорами.

Статья 8. Иностранные граждане и лица без гражданства

Иностранным гражданином считается не имеющее гражданства Республики Армения лицо, которое имеет граждантсво другого госу дарства.

Проживающер и Республике Армения и не имеющее гражданства Республики Армения лицо, которое не имеет доказательства о наличии гражданства другого государства, считается лицом без гражданства.

Республика Армения поощряет приобретение гражданства Республики Армения проживающими в Республике Армения без гражданства и не препятстнует приобретению ими гражданства другого государства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Армения регулируется законодательством Республики Арменая и международными договорами Республики Армения.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ АРМЕНИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ, И ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПОДПИСАН В Г. МОСКВЕ 29.08.97)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Российская Федерация и Республика Армения, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними, стремясь в интересах своих граждан к обеспечению равных условий их проживания на территории обеих Сторон, и в этой связи желая предоставить гражданам одной Стороны, постоянно проживающим на территории другой Стороны, правовой статус, максимально близкий к правовому статусу граждан этой другой Стороны, в частности, в том, что касается гражданских, социальных, экономических, трудовых, культурных и иных прав, принимая во внимание положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января 1993 года, договорились о нижеследующем:

Статья 1

а) «постоянный житель» означает гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, на основании свидетельства, выданного последней;

б) «Сторона гражданства» означает Сторону, гражданином которой является постоянный житель;

в) «Сторона проживания» означает Сторону, на территории которой постоянно проживает постоянный житель.

Статья 2

1. Признаваемым Сторонами свидетельством , удостоверяющим статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором, является документ , выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка , проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение границы, за исключением дипломатических и служебных паспортов.

2. Стороны обмениваются образцами документов и отметок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также информацией о том, каким лицам они предоставляют статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором. Указанные обмены осуществляются через консульские учреждения Сторон.

Статья 3

1. Постоянный житель обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи Стороны проживания.

2. Постоянный житель сохраняет правовую связь со Стороной гражданства, пользуется ее покровительством и защитой.

Статья 4

1. Постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания , за изъятиями, установленными настоящим Договором.

а) избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания;

в) занимать должности, требующие в соответствии с законодательством Стороны проживания наличия ее гражданства.

Право постоянного жителя являться членом политических партий, осуществляющих свою деятельность в Стороне проживания, регулируется законодательством Стороны проживания.

В соответствии со своим законодательством или применимыми нормами международного права каждая из Сторон может предоставить постоянным жителям больший объем прав и свобод, чем предусмотрено настоящим Договором.

3. Вопрос о праве собственности на землю, а также о праве и условиях пользования землей для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, регулируется законодательством Стороны проживания.

Статья 5

На постоянного жителя не распространяются иные ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан, не являющихся гражданами государств — участников СНГ, в Стороне проживания, включая условия и порядок въезда, пребывания, выдворения и выезда.

Статья 6

1. Документы об образовании , выданные постоянному жителю в учебном заведении Стороны гражданства, признаются на территории Стороны проживания независимо от даты их выдачи.

2. Документы , указанные в пункте 1 настоящей статьи, дают право постоянному жителю поступать в учебные заведения , расположенные на территориях обеих Сторон, и действительны при приеме на работу по указанной в документах специальности .

Статья 7

Постоянный житель участвует в приватизации государственной собственности Стороны проживания наравне с ее гражданами, если иное не предусмотрено другим договором между Сторонами .

Статья 8

1. Документы, дающие право на пересечение государственных границ Сторон, в том числе с третьими государствами, выдаются консульским учреждением Стороны гражданства в Стороне проживания.

2. На постоянного жителя распространяются такие же ограничения на выезд за пределы Стороны проживания, какие установлены для граждан Стороны проживания в соответствии с ее законодательством. Прохождение военной службы или альтернативной службы постоянными жителями любой из Сторон определяется отдельным соглашением. (прим. До сих пор не подписано).

Статья 10

Стороны принимают все меры, включая законодательные и административные, необходимые для выполнения положений настоящего Договора.

Статья 11

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Договора, решаются путем консультаций или переговоров между Сторонами.

Статья 12

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу со дня обмена ратификационными грамотами.

Статья 13

Настоящий Договор действует в течение десяти лет со дня его вступления в силу. По истечении десятилетнего срока он автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения текущего периода.

Совершено в Москве 29 августа 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Двойное или второе гражданство: Может ли россиянин иметь второй паспорт в 2020?

Вопрос о втором гражданстве в современных условиях глобализации остается одним из самых актуальных и востребованных. Наши соотечественники уже давно пользуются преимуществами второго паспорта определенной юрисдикции, тем более что согласно ст. 62 Конституции РФ, Россия не запрещает иметь два или более иностранных гражданств.

Существует ли разница между «двойным» и «вторым» гражданством? Может ли россиянин иметь второй паспорт в 2020 году? Где можно оформить второй паспорт, если страна первого гражданства не разрешает иметь два гражданства? На эти вопросы вы найдете ответы в сегодняшней статье.

Страны, которые разрешают иметь паспорт двух государств

Список государств, признающих двойное гражданство, довольно невелик. К ним относятся: Россия, Турция, Израиль, Ямайка, Испания, Ирландия, Чили, Латвия, Литва, Аргентина, Бразилия, Греция, Доминикана.

С какими странами разрешено иметь двойное гражданство россиянам

Россияне могут претендовать на двойное гражданство только в тех странах, с которыми у России заключены специальные соглашения. Подобные договоры были подписаны, будем откровенны с не самыми сильными коллегами по цеху — с Таджикистаном и Арменией. Недавно такой договор был расторгнут с Туркменистаном.

Отличие второго от двойного гражданства

Наличие двойного гражданства у человека, означает, что государство знает о наличии второго документа у своих граждан и признает этот факт. Как уже упоминалось ранее, соответствующий статус может появиться только у граждан тех стран, между которыми заключены соответствующие соглашения. Россияне, имеющие двойное гражданство, находятся под покровительством двух государств (полные права и обязанности сохраняют в обеих странах), но такие нюансы, как прохождение военной службы, уплата налогов решается по месту постоянного жительства.

В случаях, когда гражданин России оформляет паспорт юрисдикции, с которой у РФ нет соответствующего договора, гражданство будет не двойным, а вторым. При наличии второго гражданства, россиянин будет рассматриваться в РФ только как подданный федерации.

Приобретать гражданство другого государства не противозаконно. До недавнего времени в России было разрешено не ставить в известность правительство о получении нового статуса за границей. Но весной 2014 года в Закон «О гражданстве РФ» были внесены изменения. Согласно новым правилам, государство предусматривает обязанность россиян сообщать о факте оформления второго паспорта.

Страны, где можно купить второе гражданство за инвестиции и которые не раскрывают наличие второго паспорта 3м лицам

Не все страны разрешают оформлять второе гражданство, потому что в некоторой степени это не выгодно для юрисдикций. Поэтому ряд стран Карибского региона и Европы позволяют купить второй паспорт при условиях полной конфиденциальности. Такие карибские страны как Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Сент-Люсия обязуются не разглашать личную информацию заявителя третьим лицам. Из вышеперечисленных стран Антигуа и Барбуда и Сент-Китс и Невис являются самыми развитыми. Еще одним преимуществом можно считать снижение стоимости паспортов этих островных государств: на Сент-Китс акция действует до 30 марта 2020.

НО! После 5 марта вложиться в сроки будет крайне сложно, сбор документов и перевод денег занимает до 2 недель.

На Антигуа стоимость снизилась на 50% предположительно до 31 октября 2020. Оформить второе гражданство в этих странах можно за $150 тыс. и $100 тыс. соответственно.

В Европе только две страны предлагают оформить вторые паспорта в обмен на капиталовложения в национальную экономику — Кипр и Мальта. Минимальная сумма инвестиций на Мальте составляет €880 тыс., на Кипре — €2 млн. Несмотря на немалую стоимость «входного билета», интерес состоятельных инвесторов к этим юрисдикциям обусловлен выгодной системой налогообложения и возможностью без ограничений проживать в любой стране Евросоюза.

Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу гражданства

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Акулова Ю. А. Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу гражданства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. ? С. 39-42. ? URL https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4072/ (дата обращения: 17.11.2020).

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина.

Вопросы гражданства в основном относятся к внутренней компетенции каждого государства и регулируются его внутренним законодательством. Вместе с тем в отношении отдельных вопросов применяется международно-правовая регламентация в форме двусторонних и многосторонних соглашений между государствами.

Законодательное урегулирование вопросов гражданства стало необходимым в связи с принятием в республиках деклараций о государственном суверенитете и существенным изменением их правового статуса. Они воплотили в себе те перемены, которые произошли в обществе.

В 1990–1991 гг. во многих республиках, входивших в состав Союза ССР, были приняты законы о гражданстве [1, с. 57].

Эти законы, явились значительным шагом в деле становления суверенных государств. Они, в отличие от ранее закрепленных положений в конституциях республик, четко определили понятие республиканского гражданства, установили круг граждан, регламентировали иные институты гражданства [2, с. 124].

Законы о гражданстве большинства стран СНГ (России, Украины, Грузии, Республики Молдова, Республики Беларусь) допускают наличие другого гражданства у своих граждан и предусматривают, что приобретение гражданами этих стран второго гражданства не влечет утраты первого гражданства, т. е. гражданин России, Украины, Грузии, Республики Молдова и при определенных условиях Республики Беларусь, приобретая иное гражданство, остается во взаимоотношениях с государственными органами своей страны как ее гражданин.

Например, гражданин Украины репатриировался в Израиль и приобрел гражданство Израиля по «Закону о возвращении» (в соответствии с которым Израиль не требует от нас отказываться от предыдущего гражданства). Таким образом, Вы становитесь гражданином двух государств: для Украины Вы гражданин Украины, со всеми правами и обязанностями, а для Израиля Вы гражданин Израиля. И это означает, что Вы имеете два гражданства: украинское и израильское. Гражданство сохраняется у того, кто, на момент приобретения гражданства Израиля, уже является гражданином вышеперечисленных стран СНГ.

Однако, если у Вас нет гражданства одной из стран СНГ, то для приема в гражданство других стран СНГ, установлены требования возраста, дееспособности, постоянного проживания на территории государства и отказ от гражданства других государств. То есть, гражданин Израиля для того, чтобы приобрести гражданство России, Украины и др. стран, должен отказаться от израильского гражданства.

Но есть и исключение из этого правила: Молдова — единственная страна СНГ, где нормы предоставления гражданства изменились — от запрета к разрешению, но на это были свои причины. Оказалось, что в республике огромное количество жителей приняло российское и румынское гражданство. Молдавии грозило получить ситуацию, когда полстраны — граждане РФ, а другая половина имеет гражданство Румынии. Положение усугубляло то, что около миллиона человек (четвертая часть населения) стали гастарбайтерами в РФ и странах Евросоюза. И все эти люди, чтобы не потерять работу, могли с легкостью отказаться от гражданства своей страны в пользу иностранного. Понимая это, молдавский парламент принял закон о многократном гражданстве и этим сохранил свой собственный народ [3, с. 121].

В настоящее время у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:

1) Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Во исполнение этого Договора был принят Федеральный закон от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства».

2) Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.), на основании которого был принят Федеральный закон от 25 ноября 1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Несмотря на то, что 10 апреля 2003 г. Российской Федерацией и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия этого Соглашения, оно по-прежнему продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу [4, с. 78].

Также действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года. Около 90 % граждан Абхазии имеют российское гражданство.

Также Россия совместно со странами СНГ осуществляет программу переселения соотечественников.

Соотечественнику для участия в Госпрограмме необходимо пройти следующие административные процедуры:

1. Подготовка регистрации соотечественников в качестве участников Государственной программы путем подачи анкеты.

2. Оформление участия в Государственной программе путем подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

3. Получение документов, определяющих правовое положение соотечественника и членов его семьи на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — разрешение на временное проживание; для граждан Российской Федерации — действительный паспорт гражданина РФ.

4. Регистрация в качестве участника Государственной программы на территории вселения (на территории Российской Федерации)

Участники Госпрограммы и члены семей освобождаются от уплаты таможенных платежей за товары для личного пользования (включая автомобили), приобретённые ими до въезда в Российскую Федерацию, при их ввозе в течение 18 месяцев после регистрации участника Госпрограммы в территориальном органе ФМС России на территории Российской Федерации.

С 2007 года — начала ее реализации — в Россию прибыло 62590 участников программы. В Тюменскую область за первое полугодие 2012 года прибыло 669 человек, из них 294 участника программы и 375 членов их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что страны СНГ ведут активное взаимодействие друг с другом в вопросах гражданства, осуществляют различного рода программы, заключают взаимные договоры, в некоторых вопросах идут на уступки. Данная тема ежегодно совершенствуется и дорабатывается, пополняясь новыми программами и законами.

1. Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ. \ М. В. Варлен — М, 2010. — 328 с.

2. Басик В. П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ \ В. П. Барсик — М., 2005. — с. 311.

3. Кулматов Т. Ш., Сластунина О. А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал российского права. М.: Норма, 2004. N 4. С. 118–131.

4. Кучин, М. В. Вопросы гражданства: Соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках Содружества Независимых Государств /М. В. Кучин. //Правоведение. -1992. — № 5. — С. 76–80

Похожие статьи

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной.

беларусь, сельское хозяйство, страна СНГ, Казахстан, Российская Федерация, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственная продукция, раз, Молдова

К союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном примкнули Армения, Киргизия, Таджикистан и Украина.

Законодательное регулирование процедуры получения.

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств — участников СНГ (91,0 %), среди которых 35,3 % — граждане Украины.

Современное понимание принципа единства гражданства.

Закон о гражданстве 1991 г. предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из признания в статье 5 Конституции России республик в составе Российской Федерации государствами.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Российская Федерация, Россия, область миграции, миграционное законодательство, норма, акт, свобода

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной.

Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Молдова обращают внимание на социальные.

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой.

Выход из гражданства лица, проживающего в России, согласно статье 19

гражданстве Республики Казахстан», а именно, лишение гражданства Республики Казахстан

Основные термины (генерируются автоматически): гражданство, Российская Федерация, государство.

Страны СНГ в системе международной безопасности

Содружество Независимых государств (СНГ) создавалось в целях смягчения адаптации бывших республик СССР к новым

Из-за позиции Украины передача сохранившегося ядерного потенциала России замедлилась. Только в январе 1994 года страны.

Приднестровская Молдавская Республика: становление и развитие

В 2002 года в республике началась большая приватизация, в программу которой были включены 142 объекта государственной собственности.

Общая характеристика IT сферы в современной российской. Страны СНГ в системе международной безопасности.

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

. Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции — о том, как Россия будет привлекать новых граждан

Власти России стали уделять повышенное внимание стимулированию переезда сюда соотечественников. Упрощается получение гражданства РФ, принята новая Концепция миграционной политики. Начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции Валентина Казакова рассказала “Ъ”, что сделано и что еще планируется сделать, чтобы привлечь в страну новых граждан, а также ответила на вопрос о том, будут ли выдавать российские паспорта жителям востока Украины.

«Во всем мире начался массовый исход граждан с различных проблемных территорий»

— Есть ощущение, что российское руководство никогда не уделяло теме миграции столько внимания, как сейчас. Президентом утверждена новая Концепция государственной миграционной политики, создана рабочая группа по вопросам миграции, упрощаются процедуры получения гражданства, готовятся другие законопроекты. За этим просматривается задача привлечь в Россию как можно больше людей. Или есть другая формулировка этой задачи?

— Я бы шире смотрела на эти вопросы. Начиная с 1991 года, сразу после распада Советского Союза, российское руководство уделяло большое внимание возвращению наших соотечественников из-за рубежа. Первый закон о приеме в российское гражданство 1991 года позволял соотечественникам в простой форме приобретать гражданство при минимальном наборе документов. Этот закон действовал до 1 июля 2002 года, и 3,5 млн наших соотечественников приобрели гражданство. Еще тогда было положено начало возвращению соотечественников, собиранию народов. Эта тенденция продолжается. Закон 2002 года «О гражданстве РФ» также позволяет в упрощенном порядке приобретать гражданство. С 2007 года реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. То есть на протяжении новейшей истории государство предпринимает усилия, в том числе на законодательном уровне, чтобы определенные преференции при получении гражданства имели соотечественники.

Кому Россия выдавала свои паспорта

— Да, но сейчас включились другие скорости.

— Безусловно, время идет, возникают и новые подходы. Первая редакция Концепции государственной миграционной политики была разработана и принята в 2012 году. Это стратегический документ, и его действие было рассчитано до 2025 года. Геополитические изменения у наших ближайших соседей, возвращение Крыма в состав РФ, события на юго-востоке Украины дали посыл для определенных изменений. Затем приток беженцев в Европу. Во всем мире начался массовый исход граждан с различных проблемных территорий.

Если говорить о других вещах, то нехватка рабочих мест и возможности заработать в государствах ближнего зарубежья тоже стали мотивом прибытия и в нашу страну большого количества трудовых мигрантов. С учетом всех изменений концепция 2012 года просто перестала соответствовать потребностям современной России и возникла необходимость в ее совершенствовании.

Жителям непризнанных ДНР и ЛНР могут разрешить стать россиянами по облегченной схеме

31 октября 2020 года президент России Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2020–2025 годы. Самое главное, что отличает ее от предыдущей,— дифференцированный подход к разным категориям иностранцев. Четко сформулировано, что одни мигранты — это соотечественники, владеющие русским языком, которые хотят приехать надолго, а в дальнейшем приобрести гражданство РФ (к этой категории мы применяем упрощенные процедуры для приобретения тех или иных правовых статусов), вторая категория — трудовые мигранты, которые необходимы стране.

При этом в целях исполнения основных направлений деятельности в сфере миграции утвержден план по реализации концепции, предусматривающий 50 мероприятий различного характера — от анализа ситуации по тому или иному направлению до издания нормативных правовых актов.

— Судя по концепции и плану, задумано глобальное изменение всего законодательного каркаса, чтобы обеспечить приток людей в страну. В плане реализации концепции часто можно встретить слово «упростить».

— Мы знаем, что звучит много критики по поводу трудностей при получении гражданства, оформлении разрешительных документов. Это, безусловно, говорит об имеющихся проблемах в данном направлении. Следует отметить, что МВД оказывает 17 видов государственных услуг в сфере миграции. И это не только оформление патентов (дающих право на работу в России.— “Ъ”), но и получение документов для проживания, в том числе и соотечественниками. При этом вопрос оказания государственных услуг стоит на особом контроле у руководства МВД.

Если есть нарекания со стороны граждан, общественности — значит, не все хорошо с законодательством в том числе. На это обращал внимание и президент по итогам прямой линии в июне 2020 года.

Поручения президента касаются упрощения процедур получения статусных документов, включая гражданство. Особенно для соотечественников, квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

Формируя новую концепцию, мы заложили в нее в том числе и поручения президента. Поэтому концепция неслучайно вызвала у вас ощущение, что грядут изменения миграционного законодательства. Меняется мир — должно меняться и законодательство.

«Никто не поспорит, что если человек допускается к государственной тайне, то должен иметь одно гражданство»

— Вы могли бы описать модель приобретения российского гражданства, к которой планируется прийти? Сколько шагов и сколько времени должно отделять человека от желания получить российский паспорт до его выдачи?

— Действующее законодательство подразумевает несколько подходов к приобретению гражданства. Первое — это общий порядок. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 года №62 «О гражданстве Российской Федерации», сначала иностранный гражданин получает разрешение на временное проживание. Далее, прожив один год, может обратиться за видом на жительство и только потом, имея те или иные основания (брак, наличие детей), может становиться соискателем на приобретение гражданства РФ. При отсутствии возможности приобретения российского гражданства в упрощенном порядке иностранный гражданин должен прожить на территории России пять лет, и только тогда у него возникнет право на приобретение гражданства. Арифметика следующая: год — по разрешению на временное проживание (РВП), пять лет — по виду на жительство (ВНЖ). Кроме этого, получение данных статусов занимает от двух до шести месяцев — итого семь лет. Срок рассмотрения материалов для получения гражданства еще год. Всего восемь лет. Это обычная процедура по общему порядку.

Какие структуры займутся привлечением в Россию новых граждан

Вторая возможность приобретения гражданства — упрощенный порядок. Закон подразумевает упрощенную процедуру приобретения гражданства, если есть родственные связи. Например, если иностранный гражданин родился здесь, но по каким-либо причинам уехал либо состоит в родстве с гражданами РФ или в браке с гражданином РФ, то есть тем или иным образом тесно связан с Россией.

Также упрощенная процедура предусмотрена для выпускников дневной формы обучения, окончивших российские вузы после 1 июля 2002 года. За время обучения иностранные студенты адаптируются и становятся фактически полноправными членами нашего общества.

Тем не менее, несмотря на то что сроки сокращаются с восьми до полутора лет, соискатель гражданства сталкивается с административными процедурами, которые повторяются. Чтобы получить РВП, нужно предоставить медицинскую справку, сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории и законодательству. Подавая документы на ВНЖ через год, он опять должен предоставить медицинские справки и сдать комплексный экзамен, только уже на более высоком уровне.

Если взять, скажем, уроженца РФ, который родился в 1960–1970-х годах, закончил школу в России, потом куда-то выехал, а затем вернулся, проходить эту процедуру, наверное, не правильно.

И как раз с учетом поручения президента был подготовлен законопроект, направленный на сокращение этих сроков.

— Мы предусмотрели в этом законопроекте, что уроженец России, минуя получение РВП, будет получать ВНЖ и, соответственно, при его получении сможет подать документы на гражданство. Это может занять не более восьми-девяти месяцев с учетом подачи документов и их рассмотрения. Зависит и от гражданина: как быстро будут собраны документы на ВНЖ, а потом и на гражданство. Для категории граждан, являющихся нашими соотечественниками, это предусмотрено. В 2020 году уже вносились изменения в законодательство, в том числе в части упрощения процедуры для участников госпрограммы (переселения.— “Ъ”).

Как Владимир Путин замкнул миграционную политику на администрацию президента

Приезжающие соотечественники при наличии разрешения на проживание сталкиваются с ситуацией отсутствия места жительства. Приобретение жилья — процесс очень сложный. Найти знакомого или родственника, который бы у себя зарегистрировал, тоже непросто. Как правило, эта категория людей снимает жилье. Но даже те, кто сдает жилье, не регистрируют посторонних по разным причинам. В результате люди регистрируются по одним адресам, проживают по другим и тем самым нарушают миграционное законодательство.

— Внесли поправки, снимающие эти ограничения. Президент их подписал, и они вступили в силу 29 марта. Теперь участник госпрограммы может, получив РВП, всего лишь встав на миграционный учет, подать документы на гражданство.

— Без всякой регистрации?

— Да. Если у него есть возможность зарегистрироваться по месту жительства, это его право. Если нет — достаточно встать на учет, даже в гостинице. Это значительное упрощение процедуры.

— Это пример исправления нестыковки закона с реальной жизнью?

— Я бы сказала, что это изучение ситуации, ее анализ, рассмотрение поступающих жалоб. Действительно, получив свидетельство участника госпрограммы переселения, у человека возникали вышеописанные проблемы. Они несли за собой ряд других сложностей. Без регистрации невозможно устроить ребенка в сад, в школу. Человек становился заложником обстоятельств, которые разрешить не мог. Получалось, с одной стороны, мы его ждем, даже место работы зачастую уже определено, а с другой стороны — бюрократические проблемы.

— Стоит еще задача упростить предоставление гражданства иностранцам, имеющим, я цитирую, «востребованные экономикой компетенции». Но нередко, даже решив стать гражданином РФ, иностранец не готов отказаться от своего первого гражданства. С этим как быть?

— В соответствии с действующим законодательством при упрощенном приобретении гражданства России выход из другого гражданства мы не требуем.

Единственная норма, которая требует реального выхода из имеющегося гражданства, это норма, связанная с приобретением гражданства носителями русского языка.

Исключение составляют граждане Украины. При приобретении гражданства по остальным нормам требуются нотариально заверенные заявления, направленные в компетентные органы страны исхода, о желании выйти из имеющегося гражданства в связи с приобретением гражданства РФ.

Каким образом Россию готовят к приему новых граждан

Законодательство почти всех государств устроено таким образом, что недостаточно направить заявление об отказе от гражданства. Необходим пакет документов, который предоставляет гражданин, и в дальнейшем — акт соответствующего органа этого государства о выходе из имеющегося гражданства. Если брать аналогию с российским законодательством, выход из гражданства России оформляется указом президента для лиц, постоянно проживающих на территории России, или решением загранучреждения РФ, если лицо проживает за пределами страны.

Многие государства в своем законодательстве прописывают невозможность иметь два гражданства. В Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин имеет право приобрести гражданство иностранного государства. Но при этом мы будем рассматривать этого гражданина только как гражданина РФ, если не имеется международного договора о двойном гражданстве. На данный момент такой договор есть только с Таджикистаном. Что касается остальных государств, есть норма, когда гражданин РФ обязан уведомить о приобретении им иностранного гражданства либо вида на жительство для проживания за рубежом. Поэтому здесь нет никаких противоречий. В противном случае получается, что мы заставляем гражданина, приобретающего гражданство РФ, выйти из имеющегося гражданства, а гражданину России не запрещаем иметь иное. Вот как раз здесь весь баланс и просматривается. Гражданин предоставляет документ о своих намерениях, о нежелании состоять в ином гражданстве.

— А если он не желает отказываться от имеющегося гражданства?

— В частности, и об этом мы будем вести разговор в рамках рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной политики на 2020–2025 годы на площадке администрации президента.

— Вот это как раз интересует. Если компетентный в какой-то сфере иностранец хочет стать гражданином России, но не хочет отказываться от имеющегося гражданства и даже писать заявление.

— Чуть больше месяца прошло после подписания распоряжения о рабочей группе и плана по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Невозможно все сразу изменить. Это процесс, который, во-первых, надо обдумать. Во-вторых, давайте не забывать о том, что в принципе существует определенное ограничение при трудоустройстве, связанное с гостайной. Здесь, наверное, никто не поспорит, что если человек допускается к государственной тайне, то должен иметь одно гражданство.

— Раз вы затронули тему госслужащих, то в прошлом году начался процесс пересмотра жесткости требований к их гражданству. Для начала решено не рассматривать граждан Украины, которые получили российский паспорт, как обладателей еще и украинского гражданства.

— Это касается жителей Крыма, которые после 18 марта 2014 года стали гражданами РФ. Для этой категории четко прописано, что если данный гражданин, приобретя гражданство России, напишет заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, то РФ будет рассматривать его только как своего гражданина.

Для жителей Крыма оформить выход из имеющегося гражданства Украины на сегодняшний день невозможно в силу определенных обстоятельств.

Нормы украинского законодательства предусматривают возможность выхода из гражданства только при выезде с территории Украины на постоянное место жительство в иностранное государство. А в данной ситуации…

— Переехала часть Украины.

— Крым стал частью России.

— Я слышал, что в принципе обсуждается возможность упрощения доступа к госслужбе для лиц со вторым гражданством.

— В Госдуму внесен законопроект на эту тему, который в настоящее время прорабатывается.

«Находиться долго вне правового поля на территории России не получится»

— Чемпионат мира по футболу, который прошел в России, стал успешным с точки зрения привлечения туристов в большом количестве и по упрощенной схеме. Владимир Путин говорил, что нужно работать над тем, чтобы Россию было проще посещать. Упоминал и электронные визы, которые пока действуют только для Дальнего Востока.

— Со второго полугодия 2020 года введение электронных виз планируется в Калининградской области. Что касается чемпионата, то его организация со стороны России была беспрецедентна: паспорта болельщиков получили 1,8 млн человек, из них 830 тыс.— иностранные граждане. Благодаря этому документу они без визы въезжали на территорию РФ с возможностью посетить любые матчи. При этом, конечно, был соблюден высокий уровень безопасности. Не было допущено никаких серьезных правонарушений или преступлений, также выявлялись лица, находящиеся в розыске.

Часть иностранных граждан, въехавших на территорию нашей страны с помощью паспорта болельщика, не выехали по истечении установленного срока. В основном это граждане Нигерии и других африканских государств. Скорее всего, они приезжали не для того, чтобы посмотреть футбол.

Некоторым из них обещали, что по паспорту болельщика можно и работать, и остаться на долгосрочной основе. Произошло некое дезинформирование, или просто люди не поняли, на что они могут рассчитывать в Российской Федерации, имея этот документ.

— Что с ними происходит?

— Они просто стали нелегалами. Находиться долго вне правового поля на территории России не получится. Мы их выявляем, отправляем на родину и закрываем еще при этом въезд. В следующий раз они не въедут на подобного рода мероприятия.

— Они по всей стране разъехались или в основном сконцентрировались в Москве?

— В основном, конечно, в Москве. Отмечу, что их количество уменьшается каждую неделю, и работа по выявлению данной категории нарушителей будет продолжена.

— Западные СМИ писали, что многие, в том числе нигерийцы, пытаются обратиться за убежищем в РФ. У вас есть данные, сколько из них попытались это сделать?

— Прежде чем отвечать на этот вопрос, хочу сказать, что наша система предоставления убежища однозначно соответствует международной Конвенции о статусе беженца. Мы не рассматриваем предоставление убежища как институт легализации на территории РФ. Сам по себе статус беженца или обращение за статусом беженца — по смыслу конвенции — должно происходить непосредственно после пересечения границы России в короткие сроки. Нельзя говорить о том, что человек, въехавший более девяти месяцев назад, раздумывал, обращаться ему за убежищем или не обращаться.

В чем заключается новая Концепция миграционной политики

Но с учетом того, что целью въезда на территорию России было не ходатайство об убежище, а посещение чемпионата, то, естественно, этой категории убежище не предоставляется. Согласно определению Конституционного суда РФ, временное убежище носит экстраординарный характер и не может рассматриваться как альтернатива институту легализации на территории РФ. Чтобы обратиться за убежищем, надо предоставить аргументы, которые бы соответствовали и конвенции, и закону «О беженцах». Должны быть доказательства, а не просто голословные утверждения о преследовании. Мы запрашиваем подтверждение информации иной страны в МИДе, оцениваем, что нам говорит гражданин и что на самом деле происходит в его стране. Но если он свободно там жил, получил визу и выехал, следовательно, не подлежит преследованию.

Гражданин должен предоставить доказательства того, что он действительно преследуется либо его жизни угрожает что-то на территории страны исхода, как это, к примеру, происходит с Украиной.

В настоящее время у нас порядка 77 тыс. граждан Украины имеют либо временное убежище, либо статус беженца.

— По состоянию на 1 января статус беженца имеют 140 украинцев.

— Да, верно, а еще есть временное убежище. Это статус, который также прописан в законе «О беженцах» и предоставляется лицам, экстренно прибывшим в нашу страну. Вот эти 140 человек — это лица, преследуемые украинскими властями по тем или иным основаниям. Они занимали определенные должности, придерживались политических взглядов. А в основном ввиду военных действий получали временное убежище граждане с юго-востока Украины. Экстренный массовый исход был у нас в конце 2014—начале 2015 года. В 2016 году мы предоставили временное убежище порядка 460 тыс. выходцев с Украины. Это очень большая цифра. Постепенно за этот период времени с 2014 года 360 тыс. граждан Украины приобрели гражданство РФ.

Остальные 77 тыс. пока не сделали свой окончательный выбор: остаться на территории РФ, получить гражданство или нет. При этом для них созданы все условия для упрощенной процедуры приобретения гражданства. Они имеют право воспользоваться Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, получить разрешение на временное проживание, а потом и гражданство. Вариантов очень много именно для граждан Украины.

— Планируется ли принимать в гражданство России жителей юго-востока Украины, как это уже давно происходит, например, в Приднестровье?

— 29 марта вступил в силу Федеральный закон №544, наделяющий президента полномочиями определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые смогут приобрести российское гражданство в упрощенном порядке. К таким категориям относятся, в частности, соотечественники, проживающие в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты, в том числе в сопредельных с Российской Федерацией регионах.

«Люди сначала приезжают с туристической целью, а потом хотят сюда переехать»

— Давайте про электронные визы подробнее поговорим. От чиновников разного уровня, я слышал, исходят предложения распространить возможность получения электронных виз для посещения всей территории России. Когда и как это может быть сделано?

— В ежегодном послании Федеральному собранию президентом России дано соответствующее поручение МИДу, МВД, ФСБ и Ростуризму подготовить предложения по упрощению порядка оформления виз иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию в туристических целях. На Дальнем Востоке сложилась хорошая практика. И, как я уже отмечала ранее, с июля начнется выдача электронных виз для посещения Калининграда.

— Составлен ли список стран, жителям которых можно будет посещать Калининград по электронной визе?

— Пока нет, но скоро появится. За реформирование института виз отвечает МИД, но мы, естественно, работаем вместе. Необходимо, чтобы все пункты пропуска были оборудованы для приема иностранных граждан именно с электронной визой. Для масштабирования по всей стране нужна полная готовность.

— Сколько времени это займет?

— МВД со своей стороны поддерживает МИД и понимает, что чем быстрее, тем лучше, так как это связано и с развитием туризма на территории РФ. Мы с вами много говорили об упрощении получения гражданства, но, наверное, первичным является упрощение получения виз.

Получение визы в электронном виде упрощает процедуру для иностранного гражданина и тем самым увеличивает туристический поток. Люди же сначала приезжают с туристической целью, а потом хотят сюда переехать. При этом немаловажным будет упрощение и других процедур, связанных с переездом.

Не только в нормативном акте необходимо упрощать процедуры, но и в административных регламентах. И прохождение процедур, и сам процесс получения государственных услуг надо упрощать. Должна быть возможность в электронном виде подать заявление и записаться в очередь, прийти в удобное время.

Обращаю внимание, что впереди сезон отпусков. А у нас загранпаспорта начинают оформлять в мае-июне, увеличиваются очереди, люди жалуются на дискомфорт. При этом сотрудниками наших подразделений осуществляется прием граждан в течение всего рабочего дня. Было бы правильно оформлять документы заблаговременно, а не за неделю до отпуска.

— Есть примеры стран, где можно даже за час или несколько часов получить загранпаспорт, просто доплатив за скорость.

— Это другой вопрос. И, полагаю, что он тоже найдет свое решение. Вы правильно затронули эту тематику. Думаю, в рамках реализации концепции мы эти вопросы учтем, потому что, если гражданин хочет получить паспорт быстро и готов за это заплатить, у него должна быть такая возможность.

— Это сразу убивает вот эту историю с оформлением документов в последний момент. Хочешь за час — плати и получай. Планируется ли что-то делать на этом направлении?

— Мы над этим думаем.

— Но еще не работаете над этим?

— Вообще этот год — 2020-й — будет очень показательным с точки зрения каких-то новелл в правовом поле для упрощения процедур получения определенных статусов и гражданства.

Это невозможно без упрощения порядка въезда в Россию, а также получения виз. Но не надо забывать, что во главу угла нужно ставить безопасность. Упрощения должны коррелировать с контролем пребывания иностранных граждан, и это не должно быть заметно для самого гражданина. Это развитие информационных систем, баз данных, возможность обмена информацией в режиме онлайн, проверки по дактилоскопированию. Мы, с одной стороны, хотим упростить, а с другой стороны, должна присутствовать уверенность, что пребывание иностранного гражданина не повлечет за собой уменьшения безопасности и комфорта граждан, проживающих на территории РФ.

— Поскольку все перемены, в том числе будущие, заточены под привлечение новых граждан, вы можете сказать, существует ли понимание, сколько нужно привлечь людей на территорию России для нивелирования отрицательного прироста населения?

— В какие регионы, по каким специальностям и категориям должны прибывать граждане — это вопрос в первую очередь Министерства экономического развития. МВД — орган, выдающий разрешительные документы и упрощающий процедуры, а потребности формирует экономический блок.

Но мы взаимодействуем и с Минэкономразвития, и с Министерством труда.

Каждый субъект РФ наделен полномочиями запрашивать у правительства квоты на временное проживание и осуществление трудовой деятельности. Патенты на работу выдаются без ограничений.

За прошлый год их было выдано 1,7 млн, и бюджет субъектов пополнился на 57 млрд руб. за счет авансовых платежей. Экономическая выгода налицо.

— Вы недавно сказали, что в 2020 году 270 тыс. человек стали гражданами России. Я слышал от некоторых ваших коллег, занимающихся вопросами миграции, что потребность России составляет около 250–300 тыс. человек в год, а в идеале — переселить бы в страну миллионов десять.

— Мы выполняем поручения по упрощению процедур, другой вопрос — будет ли потребность со стороны иностранных граждан, соотечественников. Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа воспользовались более 830 тыс. человек. Ее реализуют 73 субъекта. Но с учетом упрощения других процедур мы понимаем, что не все захотят воспользоваться госпрограммой.

Дальний Восток стоит в приоритете в смысле заселения, но нужно изменить механизм привлекательности этого субъекта. Сумма подъемных для переселенцев на Дальний Восток составляет 240 тыс. руб. для участника госпрограммы и 120 тыс. руб. на каждого члена его семьи. Мы понимаем, что для Дальнего Востока это не такая большая сумма. Необходимо рассматривать вопросы стимулирования и обеспечения жильем. Думаем, что это должны быть какие-то сертификаты, и прорабатываем это. Запустили уже механизм согласования.

Есть и ситуации, когда муж и жена разводятся, чтобы каждый сам по себе получил подъемные. Наверное, это неправильно. Затронут вопрос о равных правах между участником госпрограммы и членом семьи. Дальше мы говорим о том, что правильно привязывать выплаты не к фиксированной сумме, а к прожиточному минимуму в этом регионе, а так как он все время индексируется, то и выплаты должны индексироваться. Мы меняем сейчас подходы и работаем над этим.

— Когда вы говорите «мы работаем», вы кого имеете в виду?

— МВД совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В том числе обсуждаются вопросы и на площадке администрации президента для принятия единого решения. Конечно, с участием Министерства финансов, потому что это определенные затраты.

— Какие страны наибольший интерес представляют для России с точки зрения задачи переселения людей оттуда сюда?

— Здесь надо обратиться к посланию президента России, который говорил о соотечественниках.

— Говорилось об общем цивилизационном коде, корнях и так далее, но интересует география.

— Давайте тогда сформулируем по-другому этот вопрос. Не в ком нуждается, а кто все-таки приезжает сейчас? Согласно статистическим данным, это в первую очередь граждане Украины и Казахстана.

— Поток из Казахстана увеличился. Вы заметили это?

— Да, мы отмечаем рост числа приезжающих из Казахстана именно с желанием постоянного проживания и в дальнейшем приобретения гражданства РФ. При этом до 2014 года Казахстан был лидирующей страной по прибытию граждан, а после 2014 года ситуация поменялась за счет граждан Украины. Также к нам прибывает все больше граждан из Молдовы, Армении, Узбекистана и Таджикистана.

— Есть примеры, когда переселяются люди из дальнего зарубежья?

— Да, и в первую очередь это старообрядцы, но приобретают гражданство также и европейцы, и американцы, и канадцы. Статистика по всем государствам присутствует в той или иной степени. Это и дети, которые родились в семье родителей с разным гражданством, и высококвалифицированные специалисты. Именно приехав и поработав, они понимают, что хотят здесь жить и приобрести гражданство России.

Беседовали Владимир Соловьев и Галина Дудина

По вопросу подтверждения отсутствия гражданства иностранного государства

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Отношения по вопросам гражданства регулируются федеральными законами от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[2], от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в ряд законов и постановлений Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Однако единая форма справки об отсутствии гражданства иностранного государства законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

1) По вопросу отказа Консульства Республики Казахстан в г. Омске в выдаче гражданину Российской Федерации справки об отсутствии гражданства разъясняю, что между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года[3] и Протокол к ней 1997 года[4].

Из содержания статей 5, 14 Конвенции следует, что запросы по истребованию документов из стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств[5], осуществляются через учреждения юстиции и другие компетентные органы, которые сносятся друг с другом через свои центральные органы, миную дипломатические каналы.

Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 170 в целях реализации статьи 5 Конвенции определено, что территориальными и иными органами, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств — участников Конвенции и Протокола, являются в том числе и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

Таким образом, для истребования справки об отсутствии гражданства Республики Казахстан гражданин вправе обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

Напоминаю, что между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан 06.07.1998 заключено Соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов [6] .

В число органов внутренних дел приграничных регионов со стороны Российской Федерации входит Управление внутренних дел Челябинской области, в Республике Казахстан — Управление внутренних дел Костанайской области (статья 1 Соглашения приграничных регионов).

Статьей 3 Соглашения приграничных регионов установлено, что органы внутренних дел приграничных регионов будут взаимно обмениваться оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией, в частности сведениями об уголовных правонарушениях, совершенных гражданами сопредельного государства, постоянно проживающими на территории приграничного региона этого государства. Обмен информацией производится на основании запросов.

По общему правилу, изложенному в статье 5 Соглашения о приграничных районов, запросы о содействии и ответы на них составляются в письменной форме. Указанная статья также содержит исчерпывающий перечень реквизитов запроса, требование к его подписанию, оформлению.

Следовательно, организация работы по истребованию справок об отсутствии гражданства Республики Казахстан от гражданин, проживающих в Челябинской области, входит в компетенцию ГУ МВД России по Челябинской области.

2) По вопросу не подтверждения факта наличия или отсутствия гражданства Республики Армения у гражданина, предоставившего справку из паспортно-визового управления полиции Республики Армения об отсутствии сведений о гражданстве.

В силу части 1 статьи 6 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (части 1, 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ под иным гражданством понимается гражданство (подданство) иностранного государства, под двойным гражданством – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Двойное гражданство допускается в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статья 6 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ), что, безусловно, не исключает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иного государства, с которым у России отсутствует международный договор о возможности двойного гражданства.

Из буквального толкования пункта 8 части 1 статьи 14 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ следует, что препятствием для нахождения на службе в органах внутренних дел является наличие гражданства как государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор о двойном гражданстве, так и государства, с которым такого договора не имеется.

Обладание двойным гражданством может быть основанием ограничения ряда прав в целях защиты государственных интересов, прав и свобод других граждан.

Статьей 1 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения»[7] предусмотрено, что гражданин Республики Армения не может быть одновременно гражданином другого государства.

Согласно статье 17 Закона Армении о гражданстве ребенок в возрасте до 14 лет родителей, утративших гражданство Республики Армения, утрачивает гражданство Республики Армения, если он приобретает гражданство другого государства.

Однако в статье 1 Закона Армении о гражданстве указано, что отказ от гражданства Республики Армения сам по себе не влечет утраты гражданства Республики Армения.

В соответствии со статьей 26 Закона Армении о гражданстве решение о прекращении гражданства Республики Армения принимает Президент Республики своим Указом.

На основании изложенного следует, что документом, подтверждающим факт прекращении гражданства Республики Армения, является соответствующий Указ Президента Республики Армения, отсутствие названного документа является препятствием для приема его на службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

04.10.2020 Правовой отдел ГУ МВД России по Челябинской области

[1] Далее – «Закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *