Полномочия профсоюзов по тк рф

Статья 30 ТК РФ. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

Новая редакция Ст. 30 ТК РФ

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Комментарий к Статье 30 ТК РФ

В нынешней интерпретации данной статьи именно «первичкам» доверено представлять (а при необходимости — и защищать) интересы работников на локальном уровне, т.е. на уровне конкретного предприятия. Более того, при соблюдении предусмотренной законом процедуры уполномочивания первичная профсоюзная организация вправе представлять интересы всех работников предприятия, вне зависимости от того, являются (все они) членами профсоюза или нет. При этом условия представительства, как это следует из заключительной части статьи 30 Трудового кодекса РФ, определяет «первичка».

Другой комментарий к Ст. 30 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Новая редакция комментируемой статьи, в отличие от прежней редакции, посвященной лишь представительству интересов работников, не являющихся членами профсоюзов, устанавливает правила представительства профсоюзами на локальном уровне работников, занятых у конкретного работодателя. Правила представительства работников — членов профсоюза и работников, не являющихся членами профсоюзов, различны.

2. Профессиональный союз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона о профсоюзах). По вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений профессиональные союзы представляют и защищают права и интересы исключительно членов профсоюзов. В области же коллективных прав и интересов ситуация иная: профессиональные союзы могут представлять и защищать указанные права и интересы работников вне зависимости от членства в профсоюзах, но только в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11 Закона о профсоюзах).

3. Факт вступления работника в профсоюз означает, что работник уполномочил соответствующий профсоюз на представительство своих интересов в рамках социально-партнерского взаимодействия с работодателем. Представительство профсоюзами интересов своих членов презюмируется и не требует специального подтверждения.

4. Новая редакция комментируемой статьи изменяет правила представительства профсоюзами в коллективных трудовых отношениях интересов работников, не являющихся членами профсоюзов. Ранее такое представительство по общему правилу осуществлялось посредством наделения профсоюза полномочиями на представительство со стороны конкретного работника путем письменного уполномочения либо поручения представления интересов работников первичной профсоюзной организации на общем собрании (конференции) работников.

В настоящее время профсоюзы представляют на локальном уровне в коллективных трудовых отношениях интересы работников, не являющихся членами профсоюзов, в силу закона (в случаях и порядке, которые предусмотрены ТК РФ). В частности, право вступить в коллективные переговоры от имени всех работников, занятых у работодателя, предоставлено первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя (см. ч. 3 ст. 37 ТК РФ и комментарий к ней). Несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников, занятых у конкретного работодателя, могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров от имени всех работников (см. ч. 2 ст. 37 ТК РФ и комментарий к ней).

Представление профсоюзами работников в силу закона не отрицает возможности наделения профсоюза полномочиями на представительство со стороны работников, не являющихся членами профсоюзов. Так, первичная профсоюзная организация, которая объединяет менее половины работников, занятых у работодателя, может быть наделена полномочиями на вступление в коллективные переговоры от имени всех работников (см. ч. 4 ст. 37 ТК РФ и комментарий к ней).

5. По вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений (при разрешении индивидуальных трудовых споров, установлении индивидуальных условий труда и т.п.) профсоюз может представлять права и интересы работников, не являющихся членами профсоюзов, только в случаях наделения полномочиями на представительство. В данном случае процедура наделения полномочиями на представительство законодательно не предусмотрена и на практике устанавливается самим профсоюзом. Профсоюз также устанавливает условия, на которых будет осуществляться такое представительство. Одним из условий представительства может являться материальная поддержка представляемыми работниками профсоюза. О перечислении денежных средств см. ч. 6 ст. 377 ТК РФ и комментарий к ней.

Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда как одна из форм защиты трудовых прав работников

(Сошникова Т. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2010, N 4)

КОНТРОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

——————————— Soshnikova T. A. Control of trade unions over observance of legislation on labor and protection of laboras one of forms of protection of labor rights of workers.

Сошникова Тамара Аркадьевна, заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.

Статья отражает точку зрения автора по поводу контроля профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда как формы защиты трудовых прав и интересов работников.

Ключевые слова: контроль профессиональных союзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда, формы и методы работы профсоюзов по защите трудовых прав и законных интересов работников.

The article reflects the author’s viewpoint regarding the control of trade unions over observance of legislation on labor and protection of labor as a form of protection of labor rights of workers.

Key words: control of Trade Unions over observance of legislation on labor and protection of labor, forms and methods of work of trade unions related to protection of labor rights and legitimate interests of workers.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Развивая и конкретизируя ст. 45 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ устанавливает способы защиты трудовых прав и законных интересов работников, к которым отнесены: — самозащита работниками своих трудовых прав; — защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; — государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — судебная защита . ——————————— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изм. и доп.). Ст. 352 // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Как видно из формулировки ст. 352 ТК РФ, законодатель расставил приоритеты в защите трудовых прав несколько иначе, чем говорится в Конституции РФ: на первом месте оказалось не государство, а собственная инициатива работников. Безусловно, трудно переоценить роль и значение самой правозащитной активности человека. Не вызывает сомнений тот факт, что личность, защищая свои права, тем самым отстаивает не только собственный интерес, но и выполняет свой гражданский долг перед обществом — защищает закон и сложившийся в нем правопорядок. В этой связи слова И. Канта о том, что «каждый человек обязан отстаивать свое право» и следить, чтобы другие «не топтали его ногами», что человек «не должен отказываться от человеческого преимущества иметь право, а обязан так долго отстаивать его, как только может» , наполняют представления о защите прав человека не только индивидуальным, но и общественным звучанием. ——————————— Цит. по: Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 52.

Однако менталитет большинства россиян таков, что им в одиночку трудно противостоять напору работодателей, которые имеют в руках не только материальный, но и серьезный административный ресурс. Поэтому на втором месте среди способов защиты трудовых прав законодатель поставил в ст. 352 ТК РФ защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, которые и созданы для того, чтобы представлять и защищать права и интересы своих членов. Попутно заметим, что только Федерация независимых профсоюзов России, 20-летний юбилей которой отмечается в 2010 г., объединяет в своих рядах более 24 млн. членов профсоюзов . ——————————— URL: http:// www. fnpr. org. ru/ n/ 2/ 15/ 187/ 5790.html

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм — морали, этики, традиций, права и др. Важнейшими среди них являются Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах). ——————————— См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Трудовой кодекс РФ, как главный источник трудового права, содержит главу 58, которая так и именуется: «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами». А всего в ТК РФ 73 статьи, в которых упоминается в той или иной степени о правах профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 прямо закрепляет их права на представительство и защиту, указывая, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Само понятие «защита трудовых прав» в науке трудового права не раз подвергалось исследованию, и по поводу содержания этого термина высказывались различные точки зрения. В частности, А. И. Ставцева понимала под защитой «установленные государством, закрепленные в правовых актах средства и способы, при помощи которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов» . Сюда же она относила принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение причиненного при этом материального ущерба и морального вреда. ——————————— См.: Ставцева А. И. Трудовые споры и право на судебную защиту // Журнал российского права. 1998. N 8.

Е. А. Федорова также полагает, что защита трудовых прав работников состоит в деятельности органов, которые не только восстанавливают нарушенное трудовое право, но и предупреждают нарушение трудовых прав, а также устраняют препятствия в его реализации . ——————————— См.: Федорова Е. А. Защита трудовых прав: Дис. … к. ю.н. М., 2005. С. 53 — 54.

По мнению И. А. Костян, такая трактовка представляется спорной в силу того, что предупреждение правонарушения имеет место в отсутствие правонарушения, в отсутствие противоправного посягательства на подлежащие защите права, свободы и законные интересы (т. е. когда, по сути, нечего еще защищать) . ——————————— См.: Костян И. А. Правовые проблемы защиты трудовых прав работников в условиях рыночных отношений в России: Дис. … д. ю.н. М., 2009. С. 172.

Аналогичной точки зрения придерживается А. Я. Петров, рассматривая соотношение понятий «защита трудовых прав» и «контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства». В частности, он пишет, что «защитить — значит: 1) охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности; 2) предохранить, обезопасить от чего-либо; 3) отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-нибудь критикой, возражениями». Что касается контроля за соблюдением трудового законодательства, то, по мнению автора, «термин «контроль» означает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Налицо явное расхождение значений защиты и контроля» . ——————————— См.: Петров А. Я. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (к новой концепции главы 58 Трудового кодекса) // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

На наш взгляд, защиту трудовых прав и законных интересов работников следует рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В узком смысле защита осуществляется в случае нарушения тех или иных прав, а в широком смысле защита прав человека представляет собой форму реализации права человека на правовую защиту, обеспеченную организационно-правовыми средствами и мерами принуждения, применяемыми в целях устранения препятствий на пути осуществления прав человека, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении. Не случайно в ст. 11 Закона о профсоюзах, закрепляющей их право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, перечислены основные формы защиты, которые включают в себя и участие в законотворческой деятельности, и возможность высказать свое мнение, и внесение предложений о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы, а также защиту права своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и т. д. Защитить право на труд невозможно, не участвуя в принятии нормативных актов о труде и в контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных прав работников. Поэтому при обсуждении вопроса «О действиях профсоюзов в современных экономических условиях» на заседании Генсовета ФНПР 25 ноября 2009 г. председатель ФНПР М. В. Шмаков приводил примеры инициативных действий профсоюзов, которые были направлены на защиту прав работников с использованием всех предоставленных трудовым законодательством возможностей. По требованию профсоюзов государственными органами стали широко применяться меры воздействия к работодателям, нарушающим трудовое законодательство, был принят федеральный закон, расширяющий возможности прокуратуры по защите прав работников, особенно в области оплаты труда и соблюдения всех законодательных положений о занятости и процедурах приема и увольнения работников . ——————————— См.: Доклад председателя ФНПР на заседании Генсовета 25.11.2009 URL: http:// www. profgeo. ru/ fnpr/ 09/ fnpr003.htm.

Профсоюзными организациями в современных условиях используются различные формы и методы работы по защите трудовых прав и законных интересов работников. Профсоюзы на основании заключенных с Генеральной прокуратурой и Федеральной службой по труду и занятости договоров проводят совместные проверки соблюдения трудового законодательства. Так, по данным ФНПР, в 2009 г. членскими организациями совместно с государственными инспекциями труда проведено 3896 проверок, в результате которых привлечены к административной ответственности в виде штрафа 834 должностных лица — работодателя. Совместно с органами прокуратуры в 2009 г. проведено 1415 проверок. Опыт совместной работы профсоюзов с органами прокуратуры и государственной инспекцией труда показывает результативность и эффективность подобного взаимодействия . Можно привести пример такого взаимодействия уже в 2010 г.: исполнительным директором Зауральского кузнечно-литейного завода Курганской области были изданы три незаконных приказа, в том числе об изменении системы материального стимулирования работников. Благодаря совместным усилиям Федерации профсоюзов Курганской области, областной прокуратуры и инспекции труда приказы были отменены. Кроме того, 30 июня 2010 г. по заявлению УФНС по Курганской области с участием прокурора суд дисквалифицировал исполнительного директора завода. ——————————— См.: Постановление исполкома ФНПР от 26.05.2010 N 3-5 «О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2009 г.».

Таким образом, благодаря реализации своих контрольных полномочий профсоюзами права работников были защищены, и справедливость восторжествовала. В этой связи, на наш взгляд, контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда необходимо рассматривать как одну из форм защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Ни одна другая общественная организация не имеет такого полномочия. Профсоюзам же это право представлено государством и закреплено в ст. 19 Закона о профсоюзах. В практике деятельности профсоюзных организаций и их объединений выработаны механизмы реализации полномочий по контролю за соблюдением трудового законодательства и защите трудовых прав работников, основанные на нормах права и решениях профсоюзных органов. К ним в первую очередь следует отнести: — проведение проверок соблюдения трудового законодательства работодателями, направление им требований об устранении выявленных нарушений; — проведение проверок соблюдения работодателем требований охраны труда и внесение обязательных для рассмотрения должностными лицами предложений об устранении выявленных нарушений; — проведение самостоятельной экспертизы условий труда в организации и внесение предложений о совершенствовании условий труда либо установлении дополнительных компенсаций для работников; — проведение проверок выполнения работодателями условий коллективных договоров и соглашений; — участие в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров; — участие в принятии решения работодателем по вопросам регулирования трудовых отношений и другие. Необходимо отметить, что проведение экспертизы условий труда членами профсоюзных инспекций и комиссий по охране труда стало в последние годы важным направлением деятельности профсоюзов по защите права работников на здоровые и безопасные условия труда. В этой связи показательным, на наш взгляд, является дело, рассмотренное Арбитражным судом Волгоградской области по иску ОАО «Хлебокомбинат Волжский», которое оспаривало решение налоговой службы России по г. Волжскому в части: доначисления налога на прибыль, доначисления налога на доходы физических лиц и т. п. Одним из оспариваемых эпизодов является выплата налогоплательщиком своим работникам части заработной платы в качестве компенсации за вредные и тяжелые условия труда, при этом использован документ ненормативного характера — результаты экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, проведенной Объединенной профсоюзной инспекцией труда «Российское объединение социальных технологий», что, по мнению налогового органа, повлекло неуплату налоговым агентом налога на доходы физических лиц. Судом правильно отмечено, что в условиях отсутствия утвержденного Правительством Российской Федерации перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников организации проведена Объединенной профсоюзной инспекцией труда в рамках полномочий, предусмотренных ст. 370 ТК РФ. Право самостоятельно производить экспертизу условий труда установлено ст. 370 ТК РФ, ст. ст. 19 и 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Одним из важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и безопасности работников . ——————————— См.: Андрияхина А. М., Гущина К. О. Защита трудовых прав граждан: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008. Материал получен с использованием информационного ресурса СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, благодаря эффективному использованию своих контрольных полномочий профсоюзами были защищены трудовые права не только работников, но и работодателя. В отличие от других полномочий профсоюзов, которые они осуществляют либо совместно с работодателем (например, при заключении коллективного договора), либо только путем высказывания мотивированного мнения (как при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников), контроль за соблюдением трудового законодательства является самостоятельной функцией профсоюзов, их органов и созданных ими правовой и технической инспекций. Для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, социально-бытовом обслуживании членов профсоюза им не требуется согласие или разрешение органов власти, местного самоуправления или руководителя организации. Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для осуществления своих контрольных полномочий. В соответствии со ст. 19 Закона о профсоюзах они осуществляют контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора , рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. ——————————— Хотелось отметить, что в тексте нового Трудового кодекса РФ, в отличие от Кодекса законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г., нет такого понятия, как «трудовой контракт». Вместе с тем термин «контракт» все еще упоминается в ряде законов, среди которых и исследуемый Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Таким образом, представляется, что из текста упомянутого Закона (ст. ст. 3, 12, 19, 30) следует исключить термин «контракт».

Подчеркнем, что профсоюзы вправе осуществлять общественный, профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. Данное правомочие профсоюзов подкрепляется и положениями Трудового кодекса РФ, ст. 370 которого предусматривает, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В юридической литературе и практике деятельности профсоюзов различают две основные сферы контроля за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права . Прежде всего, это контроль за законностью и целесообразностью установления коллективных и индивидуальных условий труда, а также контроль за применением действующих нормативных правовых актов, коллективных договоров и соглашений, регулирующих условия труда. ——————————— См., напр.: Сошникова Т. А., Шеломов Б. А. Контроль профкома за соблюдением законодательства о труде. М.: Профиздат, 1987. С. 9.

Различают также предварительный, последующий и текущий контроль за соблюдением законодательства о труде . ——————————— См.: Шеломов Б. А. Контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства: Учебное пособие. М.: Профиздат, 1980. С. 28.

Предварительный контроль имеет место в тех случаях, когда условия труда устанавливаются при участии профсоюзов. Отметим, что предварительный контроль за соблюдением законодательства о труде, особенно при установлении условий труда, при обсуждении проектов нормативных правовых актов и иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет ведущее значение. При его проведении профсоюзные органы имеют возможность предотвратить нарушения законодательства, не допустить ущемления трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Благодаря активной позиции профсоюзов в ряде субъектов Российской Федерации приняты собственные законы о профсоюзах, о социальном партнерстве. Так, московские профсоюзы принимали активное участие в разработке Законов г. Москвы «О прожиточном минимуме», «О социальном партнерстве», «Об охране труда в г. Москве». Последующий контроль профсоюзы осуществляют в процессе реагирования на письма, жалобы и предложения, которые поступают в соответствующие органы от членов профсоюзов. Цель такого контроля — выявить уже допущенное нарушение и восстановить нарушенное право работника. По данным Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), за 2009 г. по вопросам, связанным с выплатой заработной платы, увольнением с работы, законностью заключения срочных трудовых договоров, и другим в правовые службы общероссийских профсоюзов и их территориальные органы обратились лично 517810 человек. Практическую помощь в подготовке исковых заявлений в судебные органы получили 34335 человек, рассмотрено 18357 дел в судах с участием профсоюзных юристов, решены в пользу работников 78% дел, восстановлено на работе 1214 членов профсоюзов. Текущий контроль профсоюзы осуществляют в плановом порядке, например при осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров или соглашений. В процессе текущего контроля возможно и предотвращение нарушений трудового законодательства, и устранение уже допущенных нарушений. Особое значение имеет контроль, который проводит первичная профсоюзная организация через свой выборный орган и общественные комиссии непосредственно на рабочих местах в конкретной организации. Она, так же как и вышестоящие органы, вправе осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства о труде. Как представитель и защитник социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, профком может выступить в защиту интересов конкретного работника, например, при составлении графика отпусков, при установлении режима труда, присвоении рабочего разряда в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником, при установлении неполного рабочего времени по просьбе женщины, имеющей малолетних детей, и в других случаях. В настоящее время профсоюзные органы обладают относительно широкими (и, что не менее важно, разнообразными) полномочиями в области контроля за соблюдением трудового законодательства. Отметим, что эти полномочия, к сожалению, используются недостаточно. Не случайно количество членов профсоюзов из года в год уменьшается. Причин тому много. Они имеют политические, экономические, организационные, юридические корни. Однако проблема не только в этом. На наш взгляд, государство на данном этапе не уделяет должного внимания вовлечению в управление государственными, общественными делами массовые общественные организации, в том числе и профессиональные союзы. Прежде советские конституции прямо подчеркивали их роль и значение. Так, например, в соответствии со ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., профессиональные союзы, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами имели право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов . ——————————— См.: Конституция (Основной Закон) Российской Советской Социалистической Республики (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.

Нормой указанной статьи было узаконено место общественных организаций, в том числе профсоюзов, в политической системе общества. Нынешняя (1993 г.) Конституция России говорит о месте и роли общественных объединений весьма скромно. В ст. 13 (ч. 4) Конституции указано лишь, что общественные объединения равны перед законом. А ст. 30 предоставляет право каждому на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Несмотря на то что Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» формально продолжает действовать, механизмы реализации предусмотренных в нем отдельных полномочий отсутствуют. А с принятием 30 декабря 2001 г. нового Трудового кодекса многие из них вовсе не могут быть реализованы, поскольку не предусмотрены Кодексом либо им значительно скорректированы. Например, вопросы установления систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда должны были решаться работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом . Теперь же эти вопросы решает работодатель с учетом мнения представительного органа работников данной организации (ст. 135 ТК РФ). Трудовой кодекс существенно изменил объем профсоюзных прав, превратив большинство из них из самостоятельных или разрешительных (когда вопросы решались с согласия, по согласованию или с разрешения профсоюзов) в факультативные права. ——————————— См.: ст. 11 п. 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Безусловно, в условиях рыночной экономики вряд ли целесообразно, чтобы работодатель просил разрешения у профсоюзного органа на организацию сверхурочных работ, как это было раньше (ст. 54 КЗоТ РСФСР 1971 г.). Однако новый Трудовой кодекс, расширив сферу локального регулирования трудовых отношений, фактически лишил возможности профсоюзы осуществлять предварительный контроль за соблюдением трудового законодательства при установлении условий труда. Ныне работодатель своим приказом с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации утверждает графики сменной работы (ст. 103 ТК РФ), порядок разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), график отпусков (ст. 123 ТК РФ), системы заработной платы в организации (ст. 135 ТК РФ), форму расчетного листа (ст. 136 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ) и многое другое. Формально ст. 372 ТК РФ предусматривает алгоритм действий работодателя и профсоюза при подготовке локальных нормативных актов. Однако анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что она ущемляет право граждан на создание профессиональных союзов для защиты своих экономических и социальных интересов, предусмотренное ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 30 Конституции РФ, поскольку отдает приоритет только тому органу, который представляет интересы всех или большинства работников. Если же в организации действует профсоюз, защищающий интересы малочисленных профессиональных групп, то его мнение теперь никто не будет спрашивать при введении новых условий труда, он даже не будет иметь для выполнения своей защитной функции необходимой информации. Между тем практика свидетельствует о серьезных нарушениях трудового законодательства при установлении условий труда. В юридической литературе продолжает оставаться дискуссионным вопрос о представительстве прав членов профсоюза в органах по рассмотрению трудовых споров и, в частности, в судах. По смыслу ст. 23 Закона «О профсоюзах» в случаях нарушения законодательства о труде они вправе не только по просьбе членов профсоюза и других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры, одним из которых являются суды общей юрисдикции. Еще в 20-х годах прошлого столетия профессор В. М. Догадов отмечал, что профсоюз имеет право действовать не на основании какой-то доверенности, выданной ему отдельными работниками, а как правомочная организация рабочего класса . Однако суды руководствуются нормами Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) , который не предусматривает для профсоюзов такого полномочия. Гражданин может передать профсоюзу права по его представительству в суде только путем составления доверенности или подачи письменного заявления. Отдельные представители науки трудового права считают, что это правильно. Ведь если сравнить деятельность профсоюзов по защите прав и интересов своих членов с адвокатской деятельностью, то можно убедиться, что адвокаты выступают в защиту прав человека только по просьбе лица, нуждающегося в правовой помощи. В этой связи В. А. Васильев приходит к выводу, что осуществление представительства работников профсоюзными органами на основании профсоюзного членства без обращения последних за оказанием им помощи в реализации своих прав нельзя признать правомерным. В данном случае отсутствует волеизъявление представляемого . ——————————— См.: Догадов В. М. Правовое положение профессиональных союзов СССР. Л., 1928. С. 44. См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532. См.: Васильев В. А. Процессуальный механизм осуществления представительства работников в социально-трудовых отношениях // Трудовое право. 2008. N 5.

Думается, что ситуация не такая однозначная, как кажется на первый взгляд, даже если речь идет об использовании специальных полномочий по представительству прав и интересов в суде. Одно дело — совершение гражданско-правовой сделки без волеизъявления стороны, а совсем другое — защита прав работников, которые уже изъявили свою волю и стали членами профсоюза. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что трудовые отношения — непростой вид отношений, и подача иска самими работниками зачастую невозможна, поскольку работники предпочтут терпеть нарушения своих трудовых прав, так как им невыгодно идти на конфликт с работодателем. Ведь работодатель — более влиятельная сторона правоотношения. Кроме того, не каждый еще обратится в суд по причине недостаточного знания правовых и процессуальных моментов . Представляется, что назрела необходимость расширить полномочия профсоюзов по представительству и защите прав и интересов своих членов в судебных органах. ——————————— См.: Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. N 9.

Формально российское законодательство не противоречит международным нормам, но, поскольку отсутствует механизм реализации многих из них, практике известно немало примеров ограничения права граждан создавать профсоюзы и вступать в них, права профсоюзов свободно функционировать. Профсоюзам часто отказывают в регистрации, несмотря на то, что она должна носить уведомительный, а не разрешительный характер. Работодатели лишают профсоюзы представленных им ранее помещений, отключают средства связи, электроэнергию, повышают арендную плату за пользование помещениями и т. п. Зачастую работодатели не перечисляют на расчетный счет соответствующей профсоюзной организации членские профсоюзные взносы, удержанные на основании заявлений членов профсоюза из их заработной платы. В этой связи показательным, на наш взгляд, является дело, рассмотренное Высшим Арбитражным Судом по иску ОАО «Аэроф лот — российские авиалинии». Заявитель просит о пересмотре в порядке надзора Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.2006 по делу N А40-9465/06-65-101 Арбитражного суда г. Москвы по иску региональной общественной организации «Шереметьевский профсоюз летного состава» к открытому акционерному обществу «Аэрофлот — российские авиалинии» о взыскании 382157 руб. 74 коп. задолженности по членским профсоюзным взносам за декабрь 2005 г. и обязании перечислять членские профсоюзные взносы из заработной платы членов профсоюза. Заявитель считает, что арбитражные суды неправильно истолковали ст. 377 Трудового кодекса и ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» об основаниях возникновения обязанности по перечислению взносов. По его мнению, эти нормы применимы только в отношении первичных профсоюзных организаций, каковой «Шереметьевский профсоюз летного состава» не является. Судебная коллегия не усмотрела оснований для пересмотра оспариваемого постановления в порядке надзора, поскольку право распоряжения заработной платой принадлежит гражданину. Основанием для удержания взносов является распоряжение гражданина. В деле имеются заявления граждан — работников «Аэрофлота» о приеме их в первичные профсоюзные организации летных отрядов и удержании взносов из заработной платы и одновременно решения общих собраний этих первичных организаций о перечислении профсоюзных взносов на расчетный счет «Шереметьевского профсоюза летного состава». При наличии заявлений работников об удержании взносов из заработной платы у работодателя («Аэрофлота») возникает из закона (ст. 377 ТК РФ и ст. 28 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») обязанность по перечислению их профсоюзной организации (истцу), которую и обязал исполнить суд кассационной инстанции . ——————————— См.: Определение ВАС РФ от 04.04.2007 N 737/07 по делу N А40-9465/06-65-101 // Материал получен с использованием информационного ресурса СПС «КонсультантПлюс».

Почти полный отказ государства от активного вмешательства в правовое регулирование социально-трудовых отношений и перевод этого регулирования в договорное русло, отсутствие опыта и, самое главное, заинтересованности у большинства предпринимателей вести социальный диалог с наемными работниками и их представителями-профсоюзами привели к нарушению баланса сил, способствовали укреплению капитала при помощи государства и ослаблению профсоюзного движения в России. Между тем именно государство должно быть заинтересовано в их эффективной работе по защите трудовых прав и интересов граждан. Только при их активной помощи государство может обеспечить социальный мир и стабильность в развитии экономики. ——————————— См.: Щипанова Д. Г. Социальное партнерство в формировании государственной социально-трудовой политики России. М., 2003. С. 70.

Представляется, что в ближайшем будущем должна увеличиться доля общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Общество, которое претендует на высший уровень самоорганизации, на то, чтобы именоваться гражданским обществом , должно иметь возможность осуществлять общественный контроль за соблюдением прав человека в этом обществе. Профсоюзы являются важным элементом гражданского общества. Без повышения их роли невозможно достичь гармонии в социально-трудовых отношениях. ——————————— См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Юрист, 2007. С. 450.

Статья 370 ТК РФ. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Новая редакция Ст. 370 ТК РФ

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Статье 370 ТК РФ

Статья 370 Трудового кодекса РФ предусматривает право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих конкретные права и законные интересы членов профсоюза.

Трудовой кодекс возлагает обязанность контролировать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. При выявлении профсоюзными инспекторами нарушений трудового законодательства работодатели должны устранить их, сообщив соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения требований инспекторов. Причем у работодателей есть всего лишь неделя со дня получения требования об устранении выявленных нарушений, что бы сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (не взирая на организационно-правовую форму и форму собственности организации или работодателя — физического лица), у которых трудятся члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение. Цель подобных посещений — проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений.

Законодатель наделил профсоюзных инспекторов труда обширными полномочиями, в частности:

контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Однако инспекторы не вправе устанавливать ни должности, ни профессии работников, которым действующее законодательство предусматривает компенсации за условия труда (письмо Минтруда России от 23.10.2003 N 1649-7);

участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, об условиях и охране труда, а также о всех произошедших на производстве несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

требовать от работодателя приостановки работ, если существует угроза жизни и здоровью работников;

направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений;

участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и т.д.

Законодатель дал профсоюзным инспекторам очень важные законодательные полномочия: это право участвовать в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

Осуществляя указанные полномочия, профессиональные союзы, их инспекции труда взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Минтруд в своих рекомендациях от 8 апреля 1994 года N 30 разъяснил вопросы организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Они были разработаны в помощь «трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива». Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюз(-ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Основными задачами уполномоченных является:

содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Уполномоченные выполняют следующие функции:

— осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

— участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

— участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

— осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

— участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

— по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

— информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Основное предназначение профсоюзов — осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Исторически профсоюзы создавались как организации наемных работников, предназначением которых являлось проведение переговоров с работодателями об условиях труда работников (первоначально об изменениях уже существующих условий труда). Одновременно перед организациями наемных работников встала задача — защитить существующие условия труда от посягательств со стороны работодателей (например, от незаконных увольнений, невыплаты пособий лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и т.п.).

Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. Статья 11 Закона о профсоюзах определяет, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Трудовой кодекс на настоящий момент отказался от принципа представительства профсоюзом в коллективных трудовых отношениях всех работников исключительно на основании передачи полномочий на представительство, заменив его принципом представительства работников, не являющихся членами профсоюза, в силу закона при условии представительности профсоюза (нахождения в его рядах более половины работников, занятых у соответствующего работодателя) или определения профсоюза участником коллективных переговоров (об этом см. подробнее ст. ст. 29, 30, 31 ТК РФ и комментарий к ним).

В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза.

2. Комментируемая статья устанавливает наиболее принципиальные положения осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений как правовых актов социального партнерства. В ней определяются условия и гарантии осуществления профсоюзами деятельности по выявлению фактов нарушений законодательства, договоров о труде и реагированию на выявленные нарушения с целью защиты прав работников.

3. Право на осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять:

— профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя);

— профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

— профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа;

— профсоюзные инспекции труда (правовые инспекции труда профсоюзов);

— профсоюзные инспекции по охране труда.

Как показывает практика, реально действующей может являться лишь та система профсоюзного контроля, в которой сочетается деятельность как лиц, осуществляющих контроль за соблюдением работодателем законодательства на профессиональной основе, так и всех профсоюзных представителей, выбранных работниками — членами профсоюза для представительства перед работодателями их прав и интересов.

4. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов.

Правом на создание таких инспекций наделены, во-первых, общероссийские профсоюзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов в соответствии с типовым положением, принятым соответствующим общероссийским объединением профсоюзов.

Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля.

Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда.

5. Часть 5 комментируемой статьи содержит положения, обеспечивающие деятельность профсоюзных инспекторов труда по фактическому проведению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ней также определяются пределы их контрольной деятельности.

В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей — физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда.

Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения.

6. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений. Требование об устранении выявленных нарушений обязательно для рассмотрения работодателем. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает недельный срок для рассмотрения требования, выдвинутого представителями профсоюза. В этот срок работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении соответствующего требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника — члена профсоюза обратиться в суд для разрешения возникшего индивидуального трудового спора.

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 195 ТК РФ и комментарий к ней).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *