Аукцион гражданский кодекс

Статья 448 ГК РФ. Организация и порядок проведения торгов

Новая редакция Ст. 448 ГК РФ

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

Комментарий к Ст. 448 ГК РФ

Хотя в ст. 448 ГК РФ речь идет о задатке, суммы, вносимые участниками торгов, не являются задатком в значении этого слова, определенном ст. 380 ГК РФ. Они не являются доказательством заключения договора, поскольку договор будет заключен в будущем (путем проведения торгов) и лишь с лицом, выигравшим торги. По той же причине переданную участником торгов сумму нельзя считать частью «причитающихся с нее по договору платежей другой стороне» (договора еще нет, и будет он лишь с одним из участников торгов). Не приходится говорить и об обеспечительной функции в том смысле, в котором она определяется в ст. 380 ГК РФ. Обеспечительная функция задатка по смыслу ст. 380 состоит в стимулировании к исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных последствий (неисполнение повлечет для виновной стороны потерю суммы задатка).

Другой комментарий к Ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В дополнение к п. 4 ст. 447 ГК, где торги подразделяются на аукционы и конкурсы, п. 1 комментируемой статьи вводит еще одну классификацию торгов: они подразделяются на открытые и закрытые.

Основания этой классификации указаны не совсем ясно.

С одной стороны, устанавливается, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. Здесь, таким образом, применен критерий неограниченного круга лиц.

С другой стороны, указывается, что в закрытом аукционе и в закрытом конкурсе участвуют только специально приглашенные для этой цели лица. Здесь применен иной критерий: лица, участвующие в торгах, заранее определяются организатором торгов, о чем им посылаются персональные извещения.

Именно этот последний критерий и следует считать определяющим при делении торгов на открытые и закрытые.

Таким образом, во всех тех случаях, когда организатор торгов заранее не определяет точный круг лиц, которые вправе принять в них участие, торги должны считаться открытыми, даже если их организатор ограничил круг участников торгов (по возрасту, по образованию).

Хотя об открытых торгах извещение обычно дается через средства массовой информации (СМИ), способ извещения о них не является определяющим при отнесении торгов к открытым или закрытым. Если некоторая часть извещений о торгах оформлена как персональные извещения, то это не делает торги закрытыми; они не могут считаться открытыми для одних лиц и закрытыми для других лиц.

На практике в некоторых случаях условия торгов устанавливают обязанность представления участниками торгов материалов в закрытом (запечатанном) виде, например в виде конвертов с условными обозначениями. Это обстоятельство не имеет отношения к классификации торгов на открытые и закрытые.

Выражения «публичные торги» и «открытые торги» являются одинаковыми по смыслу.

2. В первой фразе абз. 1 п. 2 содержится общее правило о сроке извещения о торгах: оно должно быть сделано не менее чем за 30 дней до проведения торгов. Если речь идет об извещении в СМИ, Интернете или путем вывешивания оповещения в открытом месте, то дату оповещения определить легко. Неясности могут возникать в тех случаях, когда дело касается закрытых торгов, где оповещения, являющиеся персональными, могут быть разосланы участникам и получены ими в разное время. В такой ситуации 30-дневный срок должен исчисляться с даты получения последнего такого персонального оповещения; разумеется, в расчет должен приниматься нормальный срок «пробега корреспонденции».

Вместе с тем сам организатор торгов может установить более продолжительный срок.

Кроме того, специальный закон (только закон, но не подзаконный акт) может установить более короткий или более продолжительный срок для оповещения о торгах.

Во второй фразе абз. 1 п. 2 содержится минимальный набор тех сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов.

Под «начальной ценой», указываемой в извещении о торгах, следует понимать минимальную цену, с которой организатор торгов согласен начать торги.

Абзац 2 п. 2 относится к тем случаям, когда предметом торгов является только право на заключение договора. О праве на заключение договора речь шла в ст. 429 ГК (предварительный договор). Срок, в течение которого стороны, заключившие предварительный договор, обязаны заключить основной договор, указан в п. 4 ст. 429.

Аналогичный по своей сути срок указан и в абз. 2 п. 5 ст. 448. Этот срок должен быть указан в извещении о проведении торгов, о чем говорится в абз. 2 п. 2.

3. Пункт 3 устанавливает правила, касающиеся отказа от проведения торгов и последствий такого отказа. Эти правила различаются в зависимости от того, идет ли речь об аукционе или о конкурсе, а также от того, являются ли торги открытыми или закрытыми.

Эти правила состоят в следующем:

1) организатор открытого аукциона вправе отказаться от его проведения не позднее чем за три дня до проведения аукциона, при этом он не несет никакой ответственности в связи с таким отказом;

2) организатор открытого конкурса вправе отказаться от его проведения не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса, при этом он не несет никакой ответственности в связи с таким отказом.

Вместе с тем и в первом, и во втором случаях в законе или в извещении о проведении открытых торгов могут быть установлены иные сроки (более короткие или более длительные), в течение которых организатор открытых торгов может отказаться от проведения торгов, не неся никакой ответственности в связи со своим отказом. Между тем организатор открытых торгов может сделать извещение о том, что торги являются безотзывными.

Абзац 2 п. 3 устанавливает, что если организатор открытых торгов отказался от их проведения «с нарушением указанных сроков», то он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

О каких указанных сроках здесь идет речь? По нашему мнению, это не только трех- и 30-дневные сроки, прямо указанные в абз. 1 п. 3, но и иные сроки для отзыва извещения, предусмотренные в соответствующих случаях в законе или в извещении о проведении торгов.

В абз. 3 п. 3, по сути дела, содержится норма о том, что организатор закрытых торгов не вправе отзывать сделанное им извещение о проведении торгов (или — что, вероятно, имеет место более часто — отзывать сделанные им персональные извещения). Но если он все же отзовет извещение (извещения) о проведении закрытых торгов, то он всегда обязан возместить участникам реальный ущерб. Разумеется, что, если участник закрытых торгов получит отказ организатора торгов от проведения торгов ранее, чем он получит извещение о торгах или одновременно с этим извещением, у него не может возникнуть никакого реального ущерба.

4. В п. 4 регламентируются вопросы, относящиеся к задатку, вносимому участниками торгов.

Из п. 4 следует, что условия торгов могут предусматривать обязанность лиц, участвующих в торгах, внести задаток «в размере, сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов». Условия о внесении задатка и о размере, сроках и порядке его внесения не могут быть изменены после извещения о проведении торгов.

Условия о задатке устанавливаются организатором торгов, за исключением случаев, установленных в законе.

Задаток, о котором говорится в п. 4, отличается по своему существу от задатка, установленного ст. ст. 380, 381 ГК.

Задаток по ст. 380 подтверждает заключение договора, а по п. 4 ст. 448 он вносится для побуждения стороны заключить договор. Поэтому внесение этих разных задатков влечет разные правовые последствия.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 448 задаток возвращается, если торги не состоялись (причем независимо от времени, когда об этом было сделано оповещение). Кроме того, задаток возвращается лицу, которое участвовало в торгах, но не выиграло их. Таким образом, задаток не возвращается, если лицо внесло задаток, но не участвовало в проведенных торгах. По нашему мнению, эта последняя норма может быть изменена организатором торгов.

В законе ничего не говорится о сроках возвращения задатка. В связи с этим подлежат применению правила ст. 314 ГК.

Абзац 2 п. 4 предусматривает, что если лицо, выигравшее торги, заключает договор (с организатором торгов или с их заказчиком), то сумма задатка, как и в случае, указанном в п. 1 ст. 380, засчитывается в счет исполнения договорного обязательства.

5. В первой фразе абз. 1 п. 5 предусмотрена взаимная обязанность лица, выигравшего торги, и организатора торгов подписать в день проведения торгов протокол. Этот протокол имеет силу договора.

Подписание протокола не освобождает стороны от обязанности дальнейшего оформления своих договорных обязательств (ст. ст. 163, 164 ГК РФ).

Вместо организатора торгов или наряду с ним в договоре может участвовать заказчик торгов — это вытекает из п. 2 ст. 447 ГК.

Во второй фразе абз. 1 п. 5 указывается, что если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, то оно утрачивает внесенный им задаток. Никакие другие меры ответственности при этом не могут быть применены.

Иначе решается вопрос, если от подписания протокола уклоняется организатор торгов. В этом случае организатор торгов (здесь — именно организатор, а не их заказчик) обязан не только вернуть победителю двойную сумму задатка, но и возместить ему убытки, причиненные участием в торгах (реальный ущерб и упущенная выгода), в части, превышающей сумму задатка. Следует обратить внимание на то, что норма, содержащаяся в третьей фразе абз. 1 п. 5, сформулирована как императивная.

Под «суммой задатка», которая вычитается из суммы убытков, по нашему мнению, имеется в виду одинарная (а не двойная) сумма задатка.

В отличие от п. 2 ст. 381 ГК, где под убытками понимаются те суммы, которые сторона понесла в связи с тем, что договор не был исполнен, в третьей фразе абз. 1 п. 5 ст. 448 говорится только о тех убытках, которые возникли у победителя торгов в связи с участием в них, а не в связи с тем, что договор не состоялся.

Абзац 2 п. 5 относится к особому случаю торгов: их предметом является только право на заключение договора (об этих торгах упоминается в абз. 2 п. 2 ст. 448). Эти торги по своей сути напоминают предварительные договоры (ст. 429 ГК РФ).

Существенным условием таких торгов является срок, текущий со дня их завершения до момента подписания договора.

В этих случаях подписание протокола должно осуществляться так, как это предусмотрено в абз. 1 п. 5. Такие торги тоже могут предусматривать внесение задатка; при этом к задатку применяются нормы, содержащиеся в п. 4 и в абз. 1 п. 5 ст. 448.

Отличие торгов, предметом которых является только право на заключение договора, от всех иных торгов состоит в том, что кроме подписания протокола здесь требуется в качестве отдельного и самостоятельного акта подписание сторонами самого договора. Оно должно последовать либо в течение 20 дней после подписания протокола, либо в течение иного срока, если он указан в извещении о торгах.

Вторая фраза абз. 2 п. 5 устанавливает, что если торги касались только права заключения договора и после проведения торгов стороны подписали протокол, но затем одна из сторон уклоняется от заключения самого договора, то другая сторона вправе понудить уклоняющуюся сторону к заключению договора, а также потребовать возместить убытки, причиненные уклонением от заключения договора.

Несмотря на то что формулировки, содержащиеся во второй фразе абз. 2 п. 5 ст. 448, не полностью совпадают с формулировками п. 4 ст. 445 ГК, полагаем, что следует руководствоваться формулировками п. 4 ст. 445, тем более что именно к нему отсылает п. 5 ст. 429 ГК.

Если в тот период, когда нежилое помещение находится в аренде, проведен конкурс на заключение арендного договора на это нежилое помещение на новый срок, прежний арендатор имеет право требовать заключения с ним арендного договора на новый срок на условиях, предложенных победителем конкурса, или перевода на себя прав аренды, приобретенных победителем конкурса (п. 1 письма ВАС РФ от 28 июля 1995 г. N С1-7/ОП-434 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»).

Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах

Новая редакция Ст. 447 ГК РФ

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Комментарий к Ст. 447 ГК РФ

Другой комментарий к Ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что договор может быть заключен посредством особой процедуры — проведения торгов. Возможность применения этой процедуры предусмотрена для всех гражданских договоров, за исключением тех, из существа которых вытекает «иное», т.е. невозможность применения к ним процедуры торгов. К числу таких договоров обычно относят договоры дарения; вероятно, к ним относятся и иные договоры, где отношения сторон имеют личный, доверительный характер. Но если личные отношения проявляются «не ярко», ослаблено, то становится возможным применение процедуры торгов. В частности, применение торгов допустимо при заключении авторских договоров или договоров простого товарищества.

Гражданский кодекс прямо не определяет понятие «торгов», но существо этого понятия проясняется после ознакомления с нормами ст. ст. 447 — 449 ГК. Объявление торгов следует считать офертой.

Во второй фразе п. 1 устанавливается, что договор заключается с лицом, выигравшим торги. Из этой нормы вытекает, что и организатор торгов, и лицо, выигравшее торги, с одной стороны, вправе требовать заключения договора, а с другой стороны, обязаны его заключить.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

Кто является лицом, выигравшим торги, поясняется в п. 4. В литературе В.В. Безбахом высказано мнение о том, что положения ст. ст. 447, 448 и 449 «применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами» (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. 2-е изд. М., 2003. С. 547). Это мнение не основано на законе; на самом деле в ст. ст. 447, 448 и 449 содержится целый ряд норм, которые не могут быть отменены иными актами. О ст. ст. 448 и 449 см. п. 6 данного комментария.

2. В первой фразе п. 2 говорится об организаторе торгов. Им может быть: либо собственник вещи или обладатель имущественного права, либо специализированная организация.

В первом случае организатором торгов является то лицо, которое будет стороной заключаемого договора. Выражение «собственник вещи или обладатель имущественного права» не следует понимать ограничительно: в принципе, это любое лицо, желающее вступить в договорные отношения. Хотя по своему первоначальному смыслу слово «торги» относится к случаям продажи товаров (или к реализации иных имущественных прав), нельзя исключать случаев, когда торги организуются для приобретения товаров или каких-либо прав.

Другим возможным вариантом проведения торгов является участие в них специализированной организации. Она определяется либо собственником имущества, реализуемого путем торгов (как это имеет место, например, при приватизации государственного и муниципального имущества), либо судом (например, при банкротстве или продаже имущества в ходе исполнения судебных решений).

Что понимается под определением «специализированная», не совсем ясно, поскольку деятельность по организации торгов не лицензируется.

Во второй фразе п. 2 указывается, что специализированная организация, организующая торги, должна заключить договор с «заказчиком торгов» (это употребляемое на практике выражение более точно, чем выражение «собственник вещи или обладатель имущественного права», употребляемое в п. п. 2, 3 и 4 ст. 447). Специализированная организация при проведении торгов выступает либо от своего собственного имени, либо от имени заказчика торгов. Таким образом, заказчик торгов и их организатор заключают между собой договор комиссии, поручения или агентский договор (гл. 51, 49 или 52 ГК РФ).

3. В п. 3 устанавливается, что в случаях, прямо указанных в ГК или в других законах, определенные договоры могут быть заключены только путем проведения торгов. Это означает, что если такие договоры заключены не посредством проведения торгов, то их следует считать недействительными сделками (ст. 168 ГК РФ).

Обязательное проведение торгов предусмотрено, в частности, в ст. 350 ГК (реализация заложенного имущества) и в ст. ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

Полагаем, что ГК или иной закон могут предписать обязательное заключение торгов не только в отношении договоров о продаже вещи или о предоставлении имущественного права, но и в отношении любых иных определенных договоров.

Ни указ Президента РФ, ни постановление Правительства РФ не могут установить обязательность проведения торгов; это может сделать только закон.

4. В абз. 1 п. 4 указывается, что торги проводятся либо в форме аукциона, либо в форме конкурса.

В абз. 2 п. 4, по сути дела, даются определения аукциона и конкурса: аукцион выигрывает лицо, предложившее наиболее высокую цену, а конкурс — лицо, предложившее наилучшие условия. При этом названы дополнительные требования: условия конкурса должны быть определены конкурсной комиссией (а не заказчиком торгов и его организатором), причем эта комиссия должна быть назначена заранее, а победитель определяется на основе заключения конкурсной комиссии, а не по свободному усмотрению организатора конкурса или заказчика конкурса.

Под «условиями», которые должны быть предложены лицом, участвующим в конкурсе, имеются в виду, например как при приватизации государственного и муниципального имущества, различные инвестиционные и социальные условия: реконструкция, модернизация объекта приватизации; сохранение определенного числа рабочих мест; ограничения на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового, транспортного обслуживания населения и т.п. Цена объекта может составлять одно из таких условий.

Из общего смысла ст. ст. 447 и 448 вытекает, что лицом, выигравшим торги на аукционе, считается тот, кто первым предложил наиболее высокую цену, а по конкурсу соответственно тот, кто первым предложил лучшие условия конкурса. Однако это правило может быть изменено условиями торгов.

В абз. 3 п. 4 содержится норма о том, что форма торгов определяется их заказчиком. Однако закон может установить, что определенные виды торгов должны проводиться либо в форме аукциона, либо в форме конкурса.

5. В п. 5 указано, что, если в торгах принимал участие только один участник, они считаются несостоявшимися. Эта императивная норма относится как к аукционам, так и к конкурсам.

6. В п. 6 содержится оговорка, относящаяся к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда. В этих случаях процессуальным законодательством могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в ст. ст. 448 и 449 ГК.

Кроме ст. ст. 448 и 449, правила проведения торгов содержатся и в самой ст. 447. На эти последние правила нормы, содержащиеся в п. 6 комментируемой статьи, не распространяются.

Понятие «публичные торги» является синонимом понятия «открытые торги» (см. ст. 448 ГК РФ).

Под «процессуальным законодательством» следует понимать не только нормы, содержащиеся в процессуальных кодексах, но и процессуальные нормы, содержащиеся в других законах, а также в иных подзаконных актах процессуального характера.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 217 ГК законы о приватизации могут устанавливать положения, регулирующие порядок приватизации государственного и муниципального имущества, который отличается от предусмотренного в ГК. Эти особые нормы могут относиться, в частности, к проведению торгов.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

1. В п. 1 комментируемой статьи предусматривается деление торгов (аукционов и конкурсов) на открытые и закрытые. Основанием такого деления служит степень свободы участия в торгах. В то время как в открытых торгах могут участвовать любые лица, в закрытых торгах участвуют только специально приглашенные для этого лица.

Возможность участия в открытых торгах любого лица не означает, что законодательством не могут быть установлены определенные требования, ограничения в отношении лиц, которые могут участвовать в открытых торгах. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в открытых торгах покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Указанные ограничения для покупателей государственного и муниципального имущества означают и ограничения для лиц, которые могут участвовать в открытых приватизационных торгах. Однако такого рода ограничения не превращают приватизационные торги в закрытые. Таким образом, закрепленный в п. 1 ст. 448 ГК РФ признак открытых торгов, согласно которому «в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо», следует понимать в том смысле, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, удовлетворяющее установленным законом требованиям (в случаях, когда они установлены).

Вид торгов (открытые или закрытые) часто устанавливается законом. Например, согласно ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» публичные торги по продаже не востребованной из ломбарда вещи проводятся в форме открытого аукциона.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основные правила, касающиеся извещения о проведении торгов, в том числе правила, предусматривающие сроки, в которые должно быть сделано извещение о проведении торгов, а также требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Извещение является важнейшим и притом обязательным в процедуре торгов правовым актом, фиксирующим основные параметры торгов.

Извещение о проведении торгов не является публичной офертой (как иногда утверждается в литературе), поскольку договор, заключаемый на торгах, не может быть заключен с любым лицом, которое отзовется на оферту, что согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ является существенным признаком публичной оферты.

Извещение является актом, выражающим волю организатора торгов заключить договор путем проведения торгов и фиксирующим основные параметры торгов, включая необходимые характеристики договора.

Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до проведения торгов, если иное не предусмотрено законом.

Извещение, согласно п. 2 комментируемой статьи, должно содержать сведения:

— о времени торгов;

— о предмете торгов;

— о порядке проведения торгов (в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги);

— о начальной цене (для аукционов, а также конкурсов, в которых одним из условий является условие о цене);

— о сроке подписания договора с лицом, выигравшим торги (для торгов, предметом которых является только право на заключение договора).

Указанные обязательные требования к содержанию извещения о проведении торгов являются минимальными для проведения всех торгов.

Организатор торгов вправе указать в извещении о проведении торгов иные сведения помимо обязательных.

Законом могут быть установлены дополнительные требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Комментируемый пункт не устанавливает требований к форме извещения о проведении торгов. Однако характер и значение извещения обусловливают в качестве преобладающей письменную форму извещения о проведении торгов. Мыслима и устная форма извещения о проведении торгов, например в случае, когда собственник вещи, желая продать ее подороже, сам выступает в роли организатора торгов в форме закрытого аукциона и устно по телефону делает извещение о проведении аукциона в отношении каждого из лиц, приглашаемых к участию в аукционе.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет возможность, условия и последствия отказа организатора торгов от проведения торгов.

Комментируемый пункт в качестве общего правила устанавливает возможность организатора открытых торгов, сделавшего извещение, отказаться от проведения открытых торгов. В законе или в извещении о проведении торгов может быть сделано исключение из этого общего правила, т.е. предусмотрена невозможность отказа от проведения торгов. Что касается закрытых торгов, то возможность отказа от их проведения прямо не предусматривается, но косвенно подразумевается, о чем свидетельствует ч. 3 комментируемого пункта, регламентирующая последствия отказа от закрытых торгов.

По общему правилу отказ от проведения открытого аукциона может последовать в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а отказ от проведения открытого конкурса — не позднее чем за 30 дней до его проведения. Законом или извещением о проведении открытых торгов могут быть предусмотрены иные сроки отказа от проведения открытых торгов.

В случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением сроков для отказа от торгов, установленных комментируемым пунктом, иным законом или извещением о проведении торгов, он обязан возместить участникам торгов нанесенный им реальный ущерб. Если же законом или извещением о проведении открытых торгов предусмотрена невозможность отказа от таковых, организатор этих торгов, отказавшийся от их проведения, обязан возместить участникам торгов реальный ущерб независимо от времени отказа от их проведения.

Если организатор закрытых торгов (аукциона или конкурса), в отношении которого отказ от торгов в п. 3 комментируемой статьи не предусмотрен, все же отказался от проведения торгов, то он обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. В п. 4 комментируемой статьи предусматривается внесение участниками торгов задатка и определяется его судьба в зависимости от развития отношений в ходе торгов.

Задаток, вносимый участниками торгов, существенно отличается от задатка, предусмотренного ст. ст. 380, 381 ГК РФ. Поэтому законодатель в п. п. 4 и 5 комментируемой статьи достаточно полно урегулировал связанные с задатком отношения между организатором и участниками торгов, причем настолько, что не возникает практической необходимости в применении к этим отношениям правил о задатке, предусмотренных ст. ст. 380, 381 ГК РФ (коль скоро будет признано, что эти правила распространяются на задаток, вносимый при проведении торгов).

Размер задатка, сроки и порядок его внесения указываются в извещении о проведении торгов.

Задаток подлежит возврату всем участникам торгов, если последние не состоялись.

Если торги состоялись и в результате определен победитель торгов, задаток возвращается участникам, проигравшим торги.

Если с лицом, выигравшим торги, заключен договор, сумма внесенного этим лицом задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору при условии, что заключенный договор предусматривает соответствующие обязательства. При заключении на торгах государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд поставщику возвращается внесенный им задаток, несмотря на то что он выиграл торги, поскольку по договору не возникает обязательства поставщика уплатить денежную сумму контрагенту по договору.

5. Пункт 5 комментируемой статьи регулирует последнюю стадию торгов — заключение договора с лицом, выигравшим торги.

Для уяснения смысла п. 5 необходимо четко различать виды торгов, выделяемые в зависимости от предмета торгов, а именно торги, предметом которых является заключение договора (т.е. торги, в которых состязание между участниками торгов проводится непосредственно за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги), и торги, предметом которых является право на заключение договора (т.е. торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги).

Часть 1 п. 5 сориентирована в основном на торги, предметом которых является заключение договора. В то же время она имеет в определенной мере и общее значение для обоих видов торгов. Часть 2 п. 5 распространяется только на торги, предметом которых является право на заключение договора.

Общее значение ч. 1 п. 5 для обоих указанных видов торгов состоит в том, что необходимость подписания протокола о результатах торгов, а также последствия неподписания протокола о результатах торгов в виде утраты задатка (уплаты двойной суммы задатка) и возмещения убытков распространяются как на торги, предметом которых является заключение договора, так и на торги, предметом которых является право на заключение договора. Предписание ч. 1 п. 5 о том, что протокол о результатах торгов имеет силу договора, касается только торгов, предметом которых является непосредственно заключение договора (но не право на заключение договора).

С учетом сказанного из п. 5 следует, что:

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было заключение договора, имеет силу договора, ради заключения которого проводились торги;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было право на заключение договора, является правовым актом (документом), закрепляющим результаты торгов и подтверждающим право на заключение договора;

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), при уклонении от подписания протокола о результатах торгов утрачивает внесенный им задаток;

— организатор торгов (как торгов, предметом которых было заключение договора, так и торгов, предметом которых было право на заключение договора) при уклонении от подписания протокола о результатах торгов обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей двойную сумму задатка;

— договор по результатам торгов, предметом которых было право на заключение договора, должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении о проведении торгов срока после завершения торгов и оформления (подписания) протокола о результатах торгов. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Из сопоставления ч. ч. 1 и 2 п. 5 следует еще одно (вряд ли оправданное) различие между торгами, предметом которых является заключение договора, и торгами, предметом которых является право на заключение договора. Если в отношении торгов, предметом которых является право на заключение договора, в случае уклонения одной из сторон от заключения договора предусмотрено право другой стороны обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, то в отношении торгов, предметом которых является заключение договора, в случае уклонения одной из сторон от подписания протокола о результатах торгов, имеющего силу договора, право другой стороны обратиться в суд с требованием о понуждении к подписанию протокола (что равносильно принуждению к заключению договора) не предусмотрено.

Пункт 5 комментируемой статьи не дает четкого ответа на вопрос о том, когда считается заключенным договор по результатам торгов, предметом которых было непосредственно заключение договора. Однако, поскольку в таких торгах протокол имеет силу договора, моментом заключения договора следует считать момент подписания протокола о результатах торгов.

Аукцион как форма торгов Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашимова Зауреш Сагидуллаевна

На сегодняшний день большое количество договоров возникает на основании проведения торгов . Торги , в свою очередь, как правило, проводятся в форме конкурса и аукционов . В данной статье автор дает определение аукциона , вместе с тем, отмечается не только различие, но и сходство признаков конкурса и аукциона . Также в статье анализируются иные проблемы проведения аукциона как формы торгов .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ашимова Зауреш Сагидуллаевна

Текст научной работы на тему «Аукцион как форма торгов»

?Ашимова Зауреш Сагидуллаевна,

кафедра гражданского права Казахского гуманитарно-юридического университета, магистр юриспруденции, докторант PhD

АУКЦИОН КАК ФОРМА ТОРГОВ

Развитие экономических отношений и связанная с этим необходимость совершенствования их юридического оформления приводят к установлению новых способов. На сегодняшний день торги являются, несомненно, универсальным механизмом, который позволяет установить правопорядок, который учитывает как интересы государства, так и частные интересы. Торги, имея глубокие исторические корни в римском частном праве, не потеряли свою актуальность, и на сегодняшний день являются одним из основных способов заключения сделок в области купли-продажи товаров или предоставления работ и услуг. Договоры заключаются на торгах в таких сферах, как государственные закупки и подряды, приватизация, продажа имущества, предоставление работ и услуг и другие.

В юридической литературе и гражданском законодательстве ряда стран мы можем отметить выделение таких форм торгов как аукцион и конкурс. В свою очередь, различают конкурс в виде тендера, и все большую популярность приобретают электронные торги, а также в законодательстве Республики Казахстан предусматриваются торги через товарные биржи ст.12 Закона РК «О государственных закупках» [1]. Гражданское законодательство Республики Казахстан, выделяя такую форму торгов как тендер, определяет, что при конкурсных торгах в форме тендера его инициатор (организатор) обязуется на основе предложенных им исходных условий заключить договор (в качестве продавца, покупателя, заказчика, подрядчика, арендодателя, арендатора и т.п.) с тем из участников тендера, кто предложит лучшие для инициатора тендера условия договора. Термин «тендер» в переводе с английского tender — предложение. Соответственно, в законодательстве Республики Казахстан тендер отождествляется с конкурсом.

Во всех перечисленных формах мы видим главным признаком состязательность участников

торгов, конкурирующих между собой за право заключения договора и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, которые будут соответствовать условиям проводимых торгов.

При большой схожести сущности конкурсов и аукционов можно выделить ряд различий. Во-первых, выигравшим торги на конкурсе является лицо, которое, по заключению специально образованной организатором торгов комиссии, предложило наилучшие условия (цена, срок, опыт, условия и т.д.), а на аукционе — лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Во-вторых, при проведении аукциона участники обязаны внести установленную сумму гарантийного взноса, которая не возвращается в случае, если лицо не пожелало приобрести какое-либо имущество.

В-третьих, предметом торгов в форме аукциона могут быть любое движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота, в том числе объекты интеллектуальной собственности, договоры и имущественные права, включая импортные, экспортные и иные квоты и лицензии, а в конкурсе могут быть и работы и услуги.

В-четвертых, различен и способ определения победителя аукциона и конкурса.

Избрание той или иной формы торгов определяется самим собственником

продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Во Французском гражданском кодексе об аукционе упоминается как о случае перехода права собственности посредством аукциона, в порядке обращения взыскания на имущество [2].

Например, в ГК Республики Беларусь в ст. 417. регламентируется порядок и способы проведения аукционов. Таким образом, аукционы отнесены в главе 28 ГК Республики Беларусь Заключение договора [3].

В Гражданском кодексе Российской

Федерации также аукционы упоминаются в статье 447 «Заключение договора на торгах» [4].

Исторически сложилось так, что в советское время использование торгов в форме аукциона было нетипичной конструкцией заключения договоров, и известны лишь некоторые случаи. В 1931 году Министерство внешней торговли СССР проводило в г. Ленинграде аукционы по продаже пушнины, где аукционерами были только иностранные граждане, а расчет велся в иностранной валюте. В 1965 году в Москве проводился аукцион по продаже чистокровных и скаковых лошадей. В 1989 году Внешэкономбанк начал организовывать в СССР валютные аукционы, на которых впервые курс рубля стал устанавливаться по результатам торгов [5].

В Гражданском кодексе Республики Казахстан понятие аукциона дается в главе 46 «Конкурсные обязательства».

В ст.916 ГК РК определено, что при конкурсных торгах в форме аукциона продавец обязуется продать предмет аукциона тому участнику аукциона, который предложит за него наиболее высокую цену [6].

Победителем аукциона является лицо, предложившее «лучшую цену» или наиболее высокую цену, исходя из понятия термина «аукцион», который произошел от латинского слова «auction» — возрастание, увеличение. Таким образом, аукцион — это такая форма торгов, при которой договор заключается с лицом, предложившим наивысшую цену за предмет торгов.

Субъектов аукциона называет Э.Г. Плиев аукционатор (заказчик торгов), аукционист (организатор торгов) и аукционеры (участники торгов), хотя в практике и в законодательстве данные термины не употребляются [7].

В законодательстве Республики Казахстан нет специального закона, регулирующего порядок проведения аукциона, однако имеется упоминание об аукционе как одной из форм торгов в ст.916 ГК РК и Закона РК «О государственных закупках».

В Гражданском кодексе РК аукцион может проводиться на условиях повышения или понижения цены от объявленной продавцом.

В первом способе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежный интервал, на который снижается цена предмета аукциона. Как правило, он устанавливается в процентном соотношении к стартовой цене. В подобном

случае каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую и выигрывает последний оферент. Данный аукцион активно используется в исполнительном производстве при реализации арестованного имущества, либо при проведении процедуры банкротства, приватизации государственного имущества, а также во многих других случаях.

Во втором способе мы видим, что победитель определяется путем пошагового понижения начальной цены. Однако мы часто встречаем такие определения, как «английский» или «голландский» методы проведения аукциона. Как правило, редукционы применяются при размещении государственных заказов, в связи с этим наличие в заявке участника размещения заказа-предложения о цене, превышающей его начальную максимальную цену, заведомо означает проигрыш в аукционе. Обычно начальная цена продажи устанавливается в 2-3 раза выше среднерыночной, снижает ее сам организатор торгов, а не участники аукциона. Цена будет снижаться до первого акцепта одним из участников и, соответственно, торги выигрывает первый акцептант.

Извещение о проведении торгов и, в частности, проведения аукциона рассматривается и учеными, и практикующими правоведами с двух позиций. Оно квалифицируется как публичная оферта (ст. ГК РК), т.е. предложение вступить в договор, обращенное к неопределенному кругу лиц, либо как односторонняя сделка организатора торгов, последствием которой является приглашение делать оферты.

По мнению Г. Суходольского, извещение о проведении торгов является публичной офертой, т.к. после его опубликования и получения от участников торгов заявок (предложений) у организатора конкурса возникает обязанность рассмотреть предложения участников и выбрать победителя [8].

К.Н. Волков, А.В. Ермакова считают, что заявки участников являются акцептом договора на проведение торгов и в то же время офертами на заключение конечного договора [9].

Ю.С. Турсунова считает, что одно лишь выдвижение оферты участником и принятие ее организатором не является достаточным для признания подобного договора заключенным. Общим волевым актом участников такого договора выступает только протокол об итогах торгов [10].

Таким образом, ряд ученых подразумевают извещение о проведении торгов в качестве

оферты и отождествлении ее с заключением определенного договора на проведение торгов. Д.В. Никонов даже предлагает установить обязательные требования к договору на проведение торгов, закрепив их в законе [11].

Однако иного мнения придерживается И.С. Петров, отрицая существование определенного договора на участие в торгах, т.к. участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, а представление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, а не обязанностями. Претендент, подавший заявку и даже оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах, он вправе отказаться от участия в любой момент и внесенный задаток подлежит возврату [12].

В Республике Казахстан, согласно ст. 35 ГК РК, государственные закупки способом аукциона осуществляются в режиме реального времени на веб-портале государственных закупок, проведение которых обеспечивается единым оператором в сфере электронных государственных закупок. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является товар, работа, услуга, здесь мы видим расширительное толкование ст. 916 ГК РК, в которой указано, что предметом аукциона может быть любое движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота, в том числе объекты интеллектуальной собственности, договоры и имущественные права, включая импортные, экспортные и иные квоты и лицензии.

В аукционе участвуют потенциальные поставщики, определенные по итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе, соответствующие требованиям аукционной документации и признанные аукционной комиссией участниками аукциона.

Заявка на участие в аукционе является формой выражения согласия потенциального поставщика осуществить поставку товаров,

выполнить работы, оказать услуги в соответствии с требованиями и условиями, установленными аукционной документацией.

Для участия в аукционе кроме предоставления необходимой документации законодатель выделяет также обеспечение заявки на участие в аукционе, которое вносится в размере одного процента от суммы, выделенной на аукцион для приобретения товаров, работ, услуг в порядке, определенном правилами проведения электронных государственных закупок.

Таким образом, потенциальный поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения заявки на участие в аукционе:

1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет организатора государственных закупок либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для организаторов государственных закупок, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;

2) банковскую гарантию.

Также в ст. 916 ГК РК регламентировано, что лицам, принявшим участие в аукционе, но ничего не купившим на нем, сумма гарантийного взноса возвращается.

Исследование правовых проблем проведения аукционов, показало, что на сегодняшний день институт аукционных торгов является одним из сложнейших институтов. На сегодняшний день очень сложна и унификация законодательства о торгах в форме аукциона и внесения изменений в ГК РК. В Республике Казахстан процесс удовлетворения публичных нужд осуществляется специальным Законом РК «О государственных закупках», причем в некоторой степени указанный закон имеет приоритетное значение, нежели нормы ГК РК.

Однако такие виды торгов, как интернет-аукционы, не могут быть урегулированы

1. Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.)

2. Французский гражданский кодекс. Перевод с французского. Науч. ред.: Лавров Д.Г., Пер.: Жукова А.А., Пашковская Г.А., С-П., 2004.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.12.2013 г.) http://online.zakon.kz

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.11.2013 г.) http://online.zakon.kz

5. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М., 2011.

6. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.) http://online.zakon.kz

7. Плиев Э.Г. Правовые проблемы предпринимательства в России. Цивилистический аспект. — М., 1999.С103-104.

8. Суходольский Г.А., Каган Е. Правовая природа конкурса // Хозяйство и право.2001.№2С.52.

9. Волков К.Н., Ермакова А.В. Особенности регулирования торгов, организуемых в сфере публичных интересов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — М., 2010. — С. 12, 23.

10. Турсунова Ю.С. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов // Юридическая практика. 2003. №2 С.135.

11. Никонов Д.В. Правовая природа объявления торгов на заключение договора для государственных и муниципальных нужд // Ученые записки Института государственного права. Сб.научных трудов. — Тюмень, 2008 г. Вып. 9. — С. 176.

12. Петров И.С. Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов // Законодательство и экономика. — 2001. — №12. С. 60.

Цазгргг кунде шарттардыц квп бвл1г1 сауда-саттыщты вткгзуг неггзгнде жасалады. Сауда-саттъщ вз кезегтде, конкурс жэне аукциондарреттде етюзтед1. Осы мацалада автор «аукцион» деген свздщ угымын аныщтайды, сонымен цатар, тек айырмашылыгын гана емес, конкурс пен аукцион белгтертщ ущсастыгын кврсетед1. Мацалада аукционные сауда-саттыщ формасыреттде втюзтутщ взге мэселелер1 де талданады.

Ty^h свздер: сауда-саттыщ, конкурс, аукцион, тендер, шарт, оферта, мемлекеттж сатып алу.

На сегодняшний день большое количество договоров возникает на основании проведения торгов. Торги, в свою очередь, как правило, проводятся в форме конкурса и аукционов. В данной статье автор дает определение аукциона, вместе с тем, отмечается не только различие, но и сходство признаков конкурса и аукциона. Также в статье анализируются иные проблемы проведения аукциона как формы торгов.

Ключевые слова: торги, конкурс, аукцион, тендер, договор, оферта, государственные закупки.

To date, a large number of contracts arises pursuant to bidding. Trading in turn, are usually held in the form of competition and auctions. In this article the author gives a definition of the auction, however, there is not only difference but also signs of similarity contest and auction.

The article also analyzes the various problems as a form of auction bidding.

Keywords: auction, tender, auction, tender, contract offer, and public procurement.

Зэуреш СаFидоллакызы Эш1мова,

Каза^ гуманитарльщ зац университетшщ азаматтьщ кафедрасы, ^?^ьщтану магистр^

Ka3F3Y-Hi4 PhD докторанты

Аукцион сауда-саттык нысаны ретшде

Ашимова Зауреш Сагидуллаевна,

кафедра гражданского права Казахского гуманитарно-юридического университета, магистр юриспруденции, докторант PhD Аукцион как форма торгов

Ashimova Zauresh Sagidullaevna,

Kazakh Humanitarian Law University,Department of Civil Law, Master of Law, doctorale candidate Phd of Kazakh University of The Humanities and Law Auction as a form of trading

Особенности договора, заключенного на торгах

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Пикалов А. В. Особенности договора, заключенного на торгах // Молодой ученый. ? 2020. ? №11. ? С. 99-101. ? URL https://moluch.ru/archive/249/57184/ (дата обращения: 20.11.2020).

Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, согласно российскому законодательству является договор. Понятие, сущность, порядок заключения и состав участников гражданских правоотношений закреплен в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Определение договора в российском гражданском законодательстве закреплено в ст. 420 ГК РФ. Согласно данной законодательной норме, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [1].

Если иное не вытекает из существа договора, то его заключение возможно путем проведения торгов.

Глава 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает способы заключения договора, соответственно торги представляют собой один из способов заключения договора.

В силу ст. 447 ГК РФ, договор может быть заключен посредством проведения торгов, причем договор считается заключенным с лицом, выигравшим торги.

Прежде чем определим особенности заключения договора путем проведения торгов, рассмотрим непосредственно само понятие «торги». На законодательном уровне определение указанного понятия не закреплено, однако содержащиеся в них нормы позволяют сформулировать определение торгов.

С точки зрения Ю. С. Турсуновой, под торгами следует понимать: «особый правовой феномен, который лежит в плоскости оснований возникновения гражданского правоотношения, по своей структуре представляющий собой особый вид юридических фактов, включающий в себя объявление о проведении торгов и фиксацию результатов торгов» [6, с. 7].

С точки зрения Д. Ю. Борисова, под торгами следует понимать: «правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью заключения договора с победителем, предложение которого признано лучшим по сравнению с другими» [4. с. 7].

С точки зрения А. А. Байметова, под торгами следует понимать: «сложный правовой механизм, включающий в себя: действия ряда лиц, в том числе односторонние сделки; договор на проведение торгов; основной договор, заключаемый по результатам торгов» [2, с. 14].

Таким образом, торги можно определить как специфичный способ заключения договора, в соответствии с которым собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между желающими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).

Понятие «торги» включает в себя два взаимосвязанных понятия «аукцион» и «конкурс». На первый взгляд оба эти понятия являются синонимичными, однако, различие заключается в их смысловой нагрузке. Так, главное отличие заключается в способе определения победителя торгов. В аукционе победителем считается тот, кто предложил наиболее высокую цену, тогда как победителем в конкурсе считается тот, кому конкурсная комиссия отдаст свое предпочтение в связи с предложением наиболее выгодных условий.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми, участие в которых может принимать любое лицо, и закрытыми, участником которого может стать только лицо, специально приглашенное для участия в торгах.

Прежде чем определим правовую природу торгов, обратимся к исторической справке развития института договорного права.

Первое упоминание торгов относится ко временам существования Римской Империи.

Римское частное право закрепило разделение торгов на принудительные и добровольные. Добровольный способ проведения торгов характеризовался тем, что его участники имели право определять предмет проведения торгов и их участников.

Также римскому праву был известен и аукцион, который мог быть организован и проведен и государством, и частными лицами.

Если частное лицо приобретало на торгах, организованных государством землю, то земля переходила в собственность частному лицу. В римском праве данное явление носило определение «agri quaestori».

Современному гражданскому праву известен институт реализации имущества должника с торгов (например, жилое помещение, находящееся в залоге у Банка в соответствии с договором ипотечного кредитования). Аналогичный институт был известен и римскому праву. Так, в ряде сохранившихся источников римского права говорится о продаже с торгов вещей, являющихся предметом разбирательства в суде.

Реализация таких вещей происходила в соответствии с принятым судебным актом с крупной торговой площадки и обязательно путем проведения публичных торгов.

Частное право средневековой Европы также было знакомо с реализацией вещей с торговых площадок. Так, большинство назначаемых торгов представляли собой механизм реализации предмета залога или ипотеки.

Что касается отечественной истории появления торгов, то мнения ученых цивилистов сводятся к тому, что первое упоминание о процедуре торгов относится к «Русской Правде», в которой содержится упоминание о купле-продаже «на торгу».

Современное понятие «торги» в отличие от древнерусского права содержит положение о торгах как о правовом институте. В обоснование данного мнения, отметим, что развитие торгов в их истинном понимании берет свое начало с принятием Соборного уложения 1649 г.

Десятая глава указанного уложения 1649 года включает положение о продаже «сторонним людям» недвижимого имущества должника, не принятой кредитором в качестве уплаты долга.

Во время царствования Петра Первого был принят Свод законов Российской империи, который содержал нормы применения процедуры торгов в различных сферах, а также было включено Положение, регулировавшее порядок проведения торгов, так продажа казенного движимого имущества производилась на основании правил, установленных относительно казенных подрядов. На торгах продавалось государственное имущество и частное имущество [3, с. 100].

Вторая половина 19 века характеризуется тем, что использование торгов было необходимостью осуществления хозяйственной деятельности городскими общественными управлениями. С помощью торгов чаще всего реализовывались объекты недвижимости. Следует отметить, что в круг участников торгов частные лицо не допускались.

Период после происшедших революций начала 20 века характеризуется применением торгов как одного из способов заключения договоров по идеологическим причинам. Реализация имущества проводилась только по решению суда. Углубляясь в изучение советского периода, напрашивается вывод о снижении роли торгов в общественной и государственной жизни. Торги больше не оказывают существенное влияние на рынок товаров и услуг.

Поворотным моментом стало принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.03.1991 г. Институт торгов вновь стал регулироваться материальным правом, которое способствовало развитию правового закрепления процедуры проведения торгов.

Впоследствии процедура проведения торгов была закреплена в принятом в 1994 году Гражданском Кодексе Российской Федерации. Законодатель впервые ясно определил сущность и цели торгов как правового института.

Гражданское право характеризуется тем, что торги стали одним из самых распространенных способов заключения договора.

Однако, учеными правоведами до настоящего времени до сих пор не сформировано общее представление о торгах и недостаточно изучены проблемы сущности этого явления, как способа заключения договора и как сделки в гражданском праве.

В настоящее время механизм правового регулирования организации и проведения торгов продолжает свое развитие.

Вместе с тем, отметим, что национальный институт торгов в целом отвечает потребностям современного гражданского и торгового оборота.

Как уже упоминалось ранее, Гражданский кодекс России закрепляет, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Многие юристы уже неоднократно высказывали мнение, что: «торги являются способом заключения договора на любой конкурентной основе». Иными словами, в основе проведения торгов лежит принцип состязательности, без которого проведение торгов потеряет всякий смысл.

Особенностью торгов является также то, что они являются следствием развития рыночных отношений, когда на рынке имеется различное множество предложений, но отсутствует фиксированная стоимость товара. Именно проведение торгов ставит своей целью выбор наиболее выгодного предложения.

Главным нововведением гражданского законодательства в сфере проведения торгов стала возможность проведения электронных торгов. Данная система позволила максимально избежать ранее существовавшую проблему сговора на торгах между лицами, размещающими заказ, участниками торгов и заказчиками.

Однако электронные торги привели к появлению новых способов обмана для неосновательной выгоды в системе закупок. Как отмечают представители Федеральной антимонопольной службы: «по мере того, как все виды торгов будут переводиться в электронный вид, будет расти и количество нарушений, и их качество. В этой системе предусматривается учитывать информацию по предмету торгов, по субъектному составу, по территориальному принципу, по временному периоду, по стоимости товаров, работ и услуг, по количеству и сумме проведенных и несостоявшихся электронных аукционов, как в разрезе всех электронных площадок, так и на конкретной электронной площадке, заключенных контрактов на такой площадке».

Для наглядности приведем несколько способов, с помощью которых участники торгов извлекают неосновательную выгоду.

Первым способом является размещение заведомо недостоверной информации в сети Интернет на специализированном для проведения торгов сайте в целях сокрытия закупки от потенциальных участников торгов.

Второй способ заключается в том, что операторы проведения торгов предоставляют закрытую для всех информацию о других участниках за вознаграждение [5, с. 11].

Помимо названным нами, существует еще многое количество способов обмана при участии в торгах в целях получения наивысшей выгоды.

Торги, проведенные с нарушениями норм законодательства могут быть признаны судом недействительными, путем подачи в суд искового заявления заинтересованного лица (истца) о признании торгов недействительными.

В рамках данного вопроса представляет актуальной проблема разработки критериев, согласно которым проведение торгов может быть признано недействительным.

Таким образом, исследовав вопрос об особенностях заключения договора путем проведения торгов, приходим к следующим выводам.

Торги в соответствии с действующим гражданским законодательством рассматриваются в двух аспектах: как способ заключения договора и как самостоятельный вид договора.

Как способ заключения договора, торги — это специфичный способ заключения договора, в соответствии с которым собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между желающими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).

Как самостоятельный вид гражданско-правового договора, институт торгов характеризует публичный конкурс в соответствии с ГК РФ. Однако торги как публичный конкурс представляют собой производное явление от торгов как способа заключения договора.

Торги подразделяются на две формы — конкурс и аукцион.

Основной принцип торгов — состязательность.

Особое внимание следует уделить электронной форме заключения торгов. Безусловно она является экономически более выгодной формой, однако, существует ряд проблем, которые связаны с мошенничеством при проведении электронных торгов. Заинтересованные лица путем нарушения правил проведении торгов извлекают материальную выгоду. Принося убытки продавцу и иным участника торгов.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32. — ст. 3301.
  2. Байметов А. А. Недействительность сделок с земельными участками, совершенных по итогам торгов: автореф. дис. канд. юрид. наук / А. А. Байметов. — Краснодар, 2009. — С. 14.
  3. Бекирова Ф. С., Каракотова М. Н. Понятие и сущность торгов как института договорного права / Бекирова Ф. С. и др. // Молодой ученый. — 2020. — № 30. — С. 100–101.
  4. Борисов Д. Ю. Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. канд. юрид. наук / Д. Ю. Борисов. — Волгоград, 2010. — С. 7.
  5. Диденко А. А., Артемов А. В. Понятие и формы торгов в гражданском праве / Диденко А. А. и др. // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2015. — № 110. — С. 1–17.
  6. Турсунова Ю. С. Торги как способ заключения договора: дис. канд. юрид. наук / Ю. С. Турсунова. — СПб., 2004. — С. 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *