Налог на имущество организации в россии

Налог на имущество организаций

  • Налоги и налоговая система
  • Принципы налогообложения
  • Налог на имущество организаций

    Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.

    Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации.

    При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне. В Москве налог взимается на основании Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

    Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций.

    Плательщики налога

    Плательщиками налога являются:

  • российские организацииимеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
  • Организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, имеющие баланс, уплачивают налог на имущество в региональный бюджет по месту нахождения данного территориального подразделения в соответствии с принятой там налоговой ставкой.

    Объект налога

    Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств(ст. 374 НК РФ).

    Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от их статуса. Если иностранная организация открыла в России постоянное представительство, то обложению подлежит движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Если иностранная организация не осуществляет деятельность на территории страны через постоянное представительство, то у нее облагается только недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве собственности или полученное по концессионному соглашению.

    Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
  • транспортные средства, произведенные начиная с 1 января 2013 г.
  • Налоговый период

    Налоговым периодом признается календарный год (ст. 379 НК РФ).

    Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

    Налоговая база

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. При определении налоговой базы амортизируемое имущество учитывается по остаточной стоимости (ст. 375 НК РФ).

    При определении налоговой базы принимается следующая стоимость имущества:

    • по имуществу, подлежащему амортизации, принимается его остаточная стоимость, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации;
    • по имуществу, не подлежащему амортизации, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. К такому имуществу относятся — объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т. п., объекты основных средств у некоммерческих организаций.
    • Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

      Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.

      Статьями 377, 378, 378.1 НК предусмотрены особенности налогообложения в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), по имуществу, переданному в доверительное управление, а также при исполнении концессионных соглашений.

      Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

      Ставка налога

      Предельная ставка налога на имущество (ст. 380 НК РФ) организаций составляет 2,2%.

      Конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами власти субъектов РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если соответствующие решения о размере ставки не приняты, то применяется предельная ставка. В Москве налоговая ставка установлена в максимальном размере для всех налогоплательщиков.

      В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2%.

      Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2017 г. — 1,6%, в 2020 г. — 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

      Налоговые льготы

      Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. Например:

    • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
    • общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80%) в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
    • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
    • имущество государственных научных центров;
    • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества.
    • Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

      В Москве, в частности, от налога на имущество организаций освобождаются учреждения, финансируемые за счет бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований г. Москве на основе сметы доходов и расходов, организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета г. Москвы, и другие категории плательщиков.

      Порядок исчисления и сроки уплаты

      Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики — российские организации и иностранные, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.

      Налогоплательщики — иностранные организации, не осуществляющие деятельности на территории России, но имеющие объекты недвижимого имущества, расположенные на ее территории, уплачивают также в течение года авансовые платежи в размере одной четвертой инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, и соответствующей налоговой ставки. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика данной категории права собственности на недвижимое имущество, исчисление налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект был в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

      Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные региональными органами власти. В Москве уплата авансовых платежей и налога производится в те же сроки, что и подача налоговых расчетов и налоговой декларации.

      Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

      Статьями 384, 385, 3851, 3852 НК установлены особенности исчисления и уплаты налога в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения или организация имеет недвижимое имущество, расположенное вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, если организация является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области или имеет имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.

      Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Суммы платежей по налогу подлежат зачислению в доходы бюджетов субъектов Федерации.

      НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ — 2020

      С 1 января 2020 года Федеральными законами от 03.08.2020 N 334-ФЗ, от 03.08.2020 N 302-ФЗ и от 03.08.2020 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

      Налогообложение движимого имущества организаций

      В настоящее время объектом обложения налогом на имущество для российских организаций по общему правилу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381, п. 3.3 ст. 380, ст. 381.1 НК РФ и региональными законами о налоге на имущество организаций.

      В результате применения перечисленных норм в разных регионах России налогообложение движимого имущества осуществляется не единообразно: в некоторых субъектах Российской Федерации от налога на движимое имущество вообще отказались, в отдельных регионах для движимого имущества установлена пониженная ставка (менее 1,1%). Как следствие, в целом по стране одни организации уплачивают налог на движимое имущество, другие от него освобождены, а третьи применяют льготную ставку.

      С 2020 года налог на движимое имущество (транспортные средства, станки, оборудование и др.), называемый налогом на модернизацию производства, отменен.

      Понятие «движимое имущество»

      Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество».

      Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу в целях применения положений главы 30 НК РФ необходимо учитывать нормы гражданского законодательства.

      Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

      В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

      Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

      В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

      Таким образом, правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

      В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства:

      — наличие записи об объекте в ЕГРН;

      — при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках).

      Дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговыми органами (при наличии предусмотренных НК РФ оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация). Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 02.08.2020 N БС-4-21/[email protected]

      Итак, движимое имущество — это имущество, критерии и характеристики которого не позволяют его классифицировать как недвижимость.

      Налогообложение движимого имущества до 1 января 2020 года

      Изменения в главе 30 НК РФ в отношении налогообложения движимого имущества за последние годы происходили неоднократно.

      С 01.01.2013 по 31.12.2014 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).

      С 01.01.2015 по 31.12.2017 движимое имущество признано льготируемым, а не исключенным из объектов налогообложения. На всей территории России действовала федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении движимого имущества, относящегося к амортизационным группам с 3-й по 10-ю, поставленного на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также полученных от взаимозависимых лиц, признаваемых таковыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Данное исключение с 01.01.2017 не распространялось на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «б» п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).

      С 01.01.2020 по 31.12.2020 согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ льгота по налогу на движимое имущество, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, действует на территории конкретного региона только в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

      Пунктом 3.3 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2020 году 1,1% (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Поэтому если субъектом РФ не принят закон об установлении налоговой льготы по движимому имуществу в 2020 году, то организации должны платить налог со стоимости движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, в текущем году по ставке не выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.04.2020 N 03-05-06-04/28685). В частности, в Пензенской области такая ставка составляет 0,55% (Закон Пензенской области от 20.12.2017 N 3127-ЗПО «О внесении изменения в статью 2.4 Закона Пензенской области «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций»), в Крыму и Севастополе — 1% (п. 5 ст. 380 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций», п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС «О налоге на имущество организаций»). Если же субъект РФ на 2020 год не принял закон о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% (Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-05-05-01/84676).

      Получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно на сайте ФНС России с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

      Обратите внимание! Региональная льгота в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, может быть предусмотрена в отношении объектов движимого имущества, относящихся к 3 — 10-й амортизационным группам, поскольку объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не признаются объектами налогообложения в период с 01.01.2015 по 31.12.2020 (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «в» п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ).

      Кроме того, в 2020 году в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. «б» п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

      Отчетность по движимому имуществу до 01.01.2020

      До 01.01.2020 в налоговой декларации по налогу на имущество организаций и в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 373, подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381, ст. 386 НК РФ):

      — не нужно отражать объекты основных средств (в том числе объекты движимого имущества), включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, поскольку они не признаются объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);

      — необходимо показывать движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, как льготируемое, несмотря на его освобождение от уплаты налога.

      В этом случае в разделе 2 декларации (расчета), где указываются данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период, в строках 020 — 140 в графе 4 (в строках 020 — 110 в графе 4 расчета) проставляется остаточная стоимость льготируемого движимого имущества. Кроме того, такое льготируемое движимое имущество нужно включить в строку 270 раздела 2 декларации (в строку 210 раздела 2 расчета), в которой отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода (на первое число месяца, следующего за отчетным периодом), за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по подп. 1 — 7 п. 4 ст. 374 НК РФ. По строке 040 раздела 3 декларации и расчета, а также по строке 160 раздела 2 декларации (строке 130 раздела 2 расчета), где приводится расчет суммы налога (авансового платежа), нужно указать в первой части этого показателя код льготы 2010257 для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 г., по п. 25 ст. 381 НК РФ, а во второй части проставляются прочерки (подп. 3, 5, 16 п. 5.3, подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации, подп. 3, 5, 13 п. 5.3, подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения расчета, утвержденных Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]).

      Налогообложение движимого имущества с 1 января 2020 года

      С 01.01.2020 все движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления) исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (п. 1 и подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ, далее — Закон N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2020 N БС-4-21/[email protected]). Пункт 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившими силу, словосочетание «движимое имущество» удалено из главы 30 НК РФ, а упоминание п. 25 ст. 381 НК РФ исключено из положений п. 1 ст. 381.1 НК РФ (пп. 21, 22, 23 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона N 302-ФЗ).

      Таким образом, Законом N 302-ФЗ из главы 30 НК РФ удалены все упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения. В результате с указанной даты прекращают свое действие льготы по движимому имуществу, установленные в субъектах Российской Федерации. С 2020 года организации во всех регионах страны будут платить налог на имущество только со стоимости объектов недвижимости.

      Пример. На балансе компании «Альфа», являющейся плательщиком налога на имущество организаций, в составе основных средств числится только движимое имущество. Так как движимое имущество организации с 01.01.2020 не будет признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ, то компания «Альфа» не будет в 2020 году признаваться плательщиком налога на имущество организаций.

      Начиная с налогового периода 2020 года у компании «Альфа» не будет обязанности представлять налоговые декларации и налоговые расчеты по налогу на имущество организаций, так как указанная налоговая отчетность представляется только плательщиками этого налога (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 386 НК РФ).

      Как отмечено в Письме Минфина России от 24.08.2020 N 03-01-11/60353, в целях создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, обновления активной части основных фондов организаций 3 августа 2020 года принят Федеральный закон N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий, в частности, исключение с 1 января 2020 года из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества, в том числе машин, оборудования, станков, транспортных средств, техники для производства, хранения и реализации продукции и другого движимого имущества. Кроме того, отмена налога на все движимое имущество является мерой по снижению налоговой нагрузки на организации.

      Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество

      и представления налоговой отчетности

      В настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций формируется отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2020):

      — имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

      — имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

      — каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

      — имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

      — имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

      — имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

      В связи с этим сейчас налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовому платежу) нужно представлять в налоговые органы по истечении каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 386 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2020):

      — по местонахождению организации;

      — по местонахождению каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

      — по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);

      — по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

      С 01.01.2020 налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ, п. 20 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2020 N БС-4-21/[email protected]):

      — каждого объекта недвижимого имущества организации;

      — имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

      В связи с этим налогоплательщики обязаны будут по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 24 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ).

      Налогообложение движимого имущества

      Объекты движимого имущества

      любое движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления)

      исключено из объектов налогообложения; исключены упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения

      льготируемое имущество (региональная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

      п. 25 ст. 381, п. 3.3 ст. 380, ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

      с 01.01.2020 по 31.12.2020

      движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущество, отнесенное законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования

      дополнительные региональные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения

      п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. «б» п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

      с 01.01.2015 по 31.12.2017

      движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы, поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

      льготируемое имущество (федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

      п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «б» п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ

      с 01.01.2015 по 31.12.2020

      объекты основных средств (в т.ч. движимое имущество) 1-й и 2-й амортизационных групп согласно Классификации основных средств (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1)

      не признаются объектом налогообложения

      подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «в» п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ

      с 01.01.2013 по 31.12.2014

      движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств

      не признавалось объектом налогообложения

      подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ

      все движимое имущество

      пп. 1, 4 ст. 374 НК РФ (в редакциях, действовавших в тот период)

      Представление информации об установлении, изменении

      и прекращении действия региональных налогов

      Налог на имущество является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 14 НК РФ, п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

      С 01.01.2020 информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, указанная в п. 1 ст. 16 НК РФ, должна представляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в территориальный орган ФНС России по соответствующему субъекту РФ (в УФНС) в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме должны быть утверждены ФНС России (пп. 1, 2 ст. 16 НК РФ, п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2020 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2020 N БС-4-21/[email protected]).

      До указанной даты в ст. 16 НК РФ не была оговорена форма представления такой информации.

      Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы

      Нововведение, внесенное в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2020 N 334-ФЗ (далее — Закон N 334-ФЗ), касается расчета налога на имущество организаций — в отношении объектов, с которых налог считается по кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2, п. 5.1 ст. 382 НК РФ, пп. 2, 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

      В настоящее время изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением двух оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта, установленных п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2020:

      1) вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2020);

      2) по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Тогда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2020).

      Законом N 334-ФЗ упорядочена процедура пересчета налога на имущество организаций при изменении кадастровой стоимости объекта, увеличено число оснований для изменения кадастровой стоимости объекта и введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций начиная с налогового периода 2020 года (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2 НК РФ, пп. 1, 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ):

      1) применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом следующих нижеприведенных особенностей:

      1.1) установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

      1.2) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

      1.3) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

      Положения новой редакции п. 15 ст. 378.2, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2020 года (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2020 N БС-4-21/[email protected]).

      Кроме того, начиная с налогового периода 2020 года в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, установленном п. 5 ст. 382 НК РФ (новый п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

      Это значит, что, если изменятся качественные или количественные характеристики объекта налогообложения (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций нужно рассчитать по новой кадастровой стоимости со дня внесения новых сведений об объекте в ЕГРН. По старой оценке надо будет определить сумму за полные месяцы с начала года до изменения, по новой оценке — после изменения и до конца года.

      Налог на имущество организаций в подобной ситуации нужно рассчитать следующим образом: (кадастровая стоимость до изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений, деленная на 12 месяцев) плюс (кадастровая стоимость после изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года, деленная на 12 месяцев). При этом количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений и количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года определяется по правилам п. 5 ст. 382 НК РФ (п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

      Как видно из таблицы 2, для целей налогообложения объектов недвижимости будут применяться только сведения об изменении кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, по основаниям, возникшим с 1 января 2020 года. Если кадастровая стоимость изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет пересчитать налог на имущество организаций за предыдущие налоговые периоды, когда для его расчета применялась ошибочная (оспоренная) кадастровая стоимость (а не с года подачи заявления об оспаривании, как сейчас). В настоящее время главой 30 НК РФ не предусмотрена возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды, что приводит к необходимости уплаты налога на имущество организаций за эти периоды по необоснованной (ошибочной, не соответствующей рыночной стоимости) кадастровой стоимости и усложняет процесс оспаривания кадастровой стоимости налогоплательщиками.

      Причины изменения кадастровой стоимости для пересчета налога

      Дата применения новой кадастровой стоимости при определении налоговой базы

      Налоговая служба напомнила о новых правилах налогообложения имущества организаций с 2020 года

      YuraSokolov / Depositphotos.com

      В налоговое законодательствовать внесены изменения в части порядка налогообложения имущество организаций (Федеральный закон от 29 сентября 2020 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). На официальном сайте ФНС России размещена информация об особенностях начисления и уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций с 2020 года.

      В частности, установлен срок рассмотрения заявления организаций о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам. Налоговые органы должны принять решение в течение 30 дней со дня получения такого заявления. Если инспекторы сочтут необходимым направить дополнительный запрос в соответствующий орган о подтверждении права налогоплательщика на заявленную льготу, то срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней. Об этом в обязательном порядке извещается организация. По результатам рассмотрения заявления при положительном решении организации направляется уведомление о предоставлении льгот. В обратном случае – сообщение об отказе.

      Со следующего года исключается условие учета объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств организации для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. Налоговая служба напоминает, что к таким объектам относятся административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения и объекты недвижимости отдельных иностранных организаций. Одновременно с этим, могут определять другие виды недвижимости, облагаемые налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Так, субъекты РФ могут отнести к ним гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, садовые дома, хозпостройки, расположенные на садовых или приусадебных участках, иные здания, строения, сооружения, помещения определенных видов.
      Расширен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций. Так, с 2020 года в него включаются водные и воздушные суда, зарегистрированные в соответствующих реестрах и принадлежащие участникам специального административного района на территории Калининградской области и Приморского края.

      ФНС России также напоминает, что с 2021 года устанавливается единый срок уплаты транспортного и земельного налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые же платежи нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

      Налог на имущество организаций 2020

      Основание и правовые основы

      Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог — он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога — в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

      Налогоплательщики

      Налогоплательщики — организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

      От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Также для отдельных категорий организаций на федеральном или региональном уровнях устанавливаются льготы — об этом см. пункт «Налоговые льготы».

      С 1 января 2017 года из числа налогоплательщиков больше не исключены:

      • организации — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
      • организации — маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).
      • Однако согласно ст. 379 НК РФ налог в отношении имущества, необходимого для проведения мероприятий, по-прежнему не платят:

        • FIFA и ее дочерние отделения, а также ряд иных организаций, участвующих в подготовке и проведении в чемпионата мира по футболу 2020 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
        • Объект налогообложения

          Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.

          Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

          Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

          Не являются объектами налогообложения:

          • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
          • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
          • объекты, признаваемые культурным наследием (памятниками истории и культуры) народов РФ;
          • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
          • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
          • космические объекты;
          • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
          • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
          • Налоговая база

            Необходима для расчета авансовых платежей по налогу.

            По общему правилу налоговая база определяется организацией самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Учитывается по его остаточной стоимости. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

            Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В этом случае она исчисляется в соответствии с правилами статьи 378.2 Налогового кодекса.

            Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

            • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
            • нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (фактическим использованием нежилого помещения в данных целях признается использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов);
            • объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
            • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
            • унитарные предприятия.
            • Законодательные органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, а значит, и по налогу на имущество организаций (статья 12 НК РФ). В частности, им разрешено утверждать перечни объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Перечни такого имущества утверждаются не позднее 1 января года, в течение которого будут действовать установленные правила.

              Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

              • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
              • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
              • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
              • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
              • Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

                Особенности исчисления налоговой базы участниками простого товарищества (по договору о совместной деятельности), а также в отношении имущества, переданного в доверительное управление, определены статьями 377 и 378 главы 30 НК РФ.

                Налоговый и отчетные периоды

                Налоговый период — календарный год.

                Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

                Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

                Устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в Налоговом кодексе, субъекты РФ не вправе.

                Налоговая ставка

                Ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ — с учетом норм, установленных статьей 380 Налогового кодекса РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

                Налоговые льготы

                Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

                1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
                2. религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
                3. общероссийские общественные организации инвалидов:
                  • среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
                  • уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
                  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
                  • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
                  • организации:
                    • в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
                    • в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
                    • признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»;
                    • получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
                    • имущество:
                      • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
                      • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
                      • государственных научных центров;
                      • и другие — полный список см. в статье 381 НК РФ.

                Обратите внимание!

                С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

                Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

                • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.
                • Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

                  Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

                  Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества:

                  • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
                  • облагаемого по разным налоговым ставкам.
                  • Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия и 9 месяцев.

                    Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

                    Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса.

                    Обращаем внимание!

                    Для имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости, месяц перехода права считается полным для нового владельца, только если право возникло до 15-го числа включительно. В таком случае прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

                    Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

                    По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Особые случаи – см. статьи 384, 385, 385.1, 385.2 Налогового кодекса РФ.

                    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

                    В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества.

                    Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год.

                    Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

                    Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

                    Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

                    С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

                    Зачисление

                    100% зачисляется в бюджет субъекта РФ.

                    Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге

                    Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:

                    • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения;
                    • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
                    • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
                    • нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
                    • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
                    • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
                    • Налоговая ставка установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, устанавливается в размере 0,7%.

                      Перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество, включает более 20 позиций. Например, от уплаты налога освобождены:

                      • органы государственной власти Санкт-Петербурга,
                      • организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов,
                      • жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев — в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,
                      • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан — в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
                      • организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения,
                      • органы местного самоуправления — в отношении имущества детских и спортивных площадок, ограждений газонов и иных зеленых насаждений,
                      • гаражно-строительные кооперативы — в отношении находящегося на их балансе имущества,
                      • и еще ряд довольно приличный список организаций — полный их перечень указан в статье 4-1 закона 26.11.2003 N 684-96.
                      • Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. В те же сроки уплачиваются авансовые платежи.
                      • С 1 января 2016 года организации — в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
                      • Налог на имущество организаций в Москве

                        Налог на имущество организаций в Москве введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                        Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении:

                        1. административно-деловых центров и торговых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, если эти здания, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, использование которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
                        2. отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
                        3. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания;
                        4. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.
                        5. Налоговая ставка по общему правилу установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере 1,3 процента.

                          Сроком уплаты налога признано 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

                          Дополнительные налоговые льготы установлены статьей 4 закона от 05.11.2003 N 64. Например, освобождены от уплаты налога на имущество в Москве:

                          • автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований
                          • органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве;
                          • организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;
                          • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, жилищные кооперативы;
                          • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья;
                          • и ряд других организаций — полный список см. в статье 4 закона.
                          • Также предусмотрены льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

                            Налог на имущество организаций в Ленинградской области

                            Налог на имущество организаций в Ленинградской области введен Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. Им утверждены налоговые ставки, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                            Налоговая ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в размере 2,0%.

                            Налоговая ставка в отношении государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги (сбор, очистка и распределение воды, прием стоков, передача пара и горячей воды, передача электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта) предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, в части имущества, не используемого в производстве, а также не приносящего иного дохода имущества при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливается в размере 0,4%.

                            Налоговая ставка для научных организаций, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научных организаций Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, — в отношении их имущества, за исключением имущества, сдаваемого в аренду или переданного другим юридическим и(или) физическим лицам на иных основаниях, устанавливается в размере 1,1%

                            Сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

                            Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается не позднее 35 дней по окончании отчетного периода.

                            Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля следующего года.

                            В Ленинградской области освобождены от налогообложения налогом на имущество целый ряд организаций. Например:

                            • бюджетные и автономные учреждения Ленинградской области жилищные кооперативы;
                            • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья организации по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
                            • религиозные организации;
                            • некоторые организации поддержки субъектов малого предпринимательства;
                            • организации народных художественных промыслов;
                            • и другие предприятия — их полный перечень установлен в статье 3-1 закона 98-оз.

                            Налог на имущество организаций: что нового в 2017 году?

                          • реорганизации или ликвидации;
                          • Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

                            Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2020 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2020 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

                            Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

                            Обращаем внимание!

                            При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

                            Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

                            • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
                            • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
                            • При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

                              При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *