Налог на имущество организаций налоговая база порядок определения

Разъяснено, какие особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций могут устанавливать субъекты РФ

undrey/ Depositphotos.com

В законах субъектов РФ не могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в зависимости от применяемого режима налогообложения. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 июля 2020 г. № 03-05-05-01/49712 «Опорядке применения положений главы 30Налогового кодекса Российской Федерации»). Финансисты указали, что в ст. 378.2 Налогового кодекса не прописаны особенности определения налоговой базы, в том числе и в зависимости от применяемого режима налогообложения, которые могут устанавливать субъекты РФ.

Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться с учетом особенностей, если их предусматривает закон субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). При этом по некоторым объектам недвижимости налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода. Например, по таким видам недвижимого имущества, как административные центры, некоторым нежилым помещениям, жилым домам и помещениям, которые не учитываются на балансе организации как основные средства (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Могут ли субъекты РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от категории имущества, исходя из наиболее общих характерных для них признаков и существенных свойств? Узнайте из материала «Ставки по налогу на имущество организаций» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Таким образом, других особенностей определения налоговой базы по данному налогу, не относящихся к кадастровой стоимости, НК РФ не предусматривает. Следовательно, определение налоговой базы в зависимости от применяемой системы налогообложения не соответствует положениям главы 30 «Налог на имущество организаций».

Налог на имущество организаций. Порядок определения налоговой базы

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

1. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 2 статьи 375 настоящего Кодекса, — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.

4. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

5. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в пункте 2 статьи 375 настоящего Кодекса, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации регулируются статьей 384 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

— организации (по месту постановки на учет в налоговых органах),

— каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс

При определении налоговой базы по налогу на имущество, необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.

Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество, в соответствии со статьей 376 НК РФ, включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество находится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Обратите внимание: на то, что в данной статье НК РФ существует норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду.

Кроме того, для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

Налоговая база по этим объектам должна определяться отдельно, и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта.

Среднегодовая стоимость имущества определяется как средняя арифметическая величина.

В расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным.

В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету: соответственно 4, 7, 10 и 13.

(ОС1 + ОС2 + . + ОСн): Н + 1,

ОС1 — остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 января;

ОС2 — остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 февраля;

ОСн — остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1-е числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, соответственно апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за налоговым периодом;

Н — число месяцев в отчетном или налоговом периоде;

Причем тут аванс, Вы же только среднегодовую стоимость определяли.

По состоянию на 1 января 2005 года в ООО «Мираж» в составе основных средств числится ксерокс.

Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 1 января 2005 года составила 20 000 рублей.

Посмотрим, как определяется среднегодовая стоимость имущества за налоговый период.

Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала 2005 года в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 376 НК РФ:

— на 01.01.2005 года — 22 500 рублей;

— на 01.02.2005 года — 21 875 рублей (22 500 рублей — 625 рублей);

— на 01.03.2005 года – 21 250 рублей (21 875 рублей — 625 рублей);

— на 01.04.2005 года — 20 625 рублей ( 21250 рублей – 625 рублей).

Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал 2005 года составила:

21 562,5 рубля (22 500 рублей + 21 875 рублей + 21 250 рублей + 20 625 рублей) : (3 + 1).

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина Российской Федерации от 16 сентября 2004 года №03-06-01-04/32, в котором были даны разъяснения по поводу определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода.

В данном письме указано, что согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ, среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

В данном случае при определении налогооблагаемой базы необходимо учитывать, что главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода.

На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть в квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).

Что касается вопроса о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении ликвидированных обособленных подразделений и (или) проданных объектов недвижимого имущества, по которым уплачены авансовые платежи по налогу на имущество организаций, то в данном случае следует учитывать норму статьи 45 НК РФ, согласно которой обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Данной статьей НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.2 Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Плательщики налога . К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
  • Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

  • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
  • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
  • Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

    • применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
    • стоимость актива не менее 10 000 руб.;
    • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
    • Не признается объектом налогообложения земля.

      Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

      Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

      Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

      Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

      Ставки налога . Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

      Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

      От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
    • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
    • общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых), а также иных товаров по перечню, Утверждаемому Правительством РФ);
    • учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;
    • организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
    • организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
    • организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
    • организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (перечень указанного имущества утверждается Правительством РФ);
    • организации — в отношении космических объектов;
    • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
    • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
    • имущество государственных научных центров;
    • организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
    • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.
    • Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

      Налоговый и отчетный периоды . Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

      Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

      Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

      По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

      Порядок уплаты налога и авансовых платежей . Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

      Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

      Налог на имущество: порядок определения налоговой базы (статья 376)

      Комментируя статью 376 НК РФ, необходимо отметить установленный законодательством единый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. У российских организаций определение налоговой базы осуществляется отдельно в отношении:

      · имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;

      · имущество каждого из обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;

      · каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

      Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации регулируются статьей 384 НК РФ.

      · имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

      Необходимо учесть, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.

      В связи с этим, для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

      Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.

      У иностранных организаций определение налоговой базы осуществляется отдельно в отношении:

      · имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации;

      · любого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации;

      · имущества, облагающегося разными налоговыми ставками.

      Обратите внимание на то, что в данной статье НК РФ существует норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду.

      Налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.

      О том, в каком порядке следует исчислять и уплачивать налог на имущество и подавать налоговые декларации организациям, имеющим на балансе площадные и линейные объекты основных средств, находящиеся на территории различных муниципальных образований дает подробные разъяснения Минфин Российской Федерации в письме от 26 октября 2006 года №03-02-07/1-294.

      С 1 января 2007 года, согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ, в случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно.

      «Согласно абз. 1 ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

      В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 376 Кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Организация, на балансе которой находится недвижимое имущество, имеющее фактическое место нахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект Российской Федерации по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). При этом доля стоимости имущества, фактически находящегося на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, рассчитывается исходя из физических или стоимостных показателей данного объекта.

      В соответствии со ст. 385 Кодекса организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

      Главой 30 Кодекса не предусмотрены особенности для определения налоговой базы по фактически находящимся на территории нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации линейным объектам недвижимого имущества, которым в соответствии с правилами бухгалтерского учета присвоен единый инвентарный номер.

      В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций в размере 100%. Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты.

      В пункте 1.4 Инструкции по заполнению Налоговой декларации по налогу на имущество организаций (Налогового расчета по авансовому платежу), утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 года №САЭ-3-21/224, налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее — код по ОКАТО). При этом в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют муниципальным образованиям, территорию которых курирует данный налоговый орган.

      В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в бюджет субъекта Российской Федерации без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований, налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.

      Рекомендуем в случае затруднений при постановке на учет, исчислении и уплате налогов обращаться в налоговый орган по месту учета».

      Таким образом, налоговая база по объектам, которые находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, должна определяться отдельно, и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта.

      В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки, на начало которых принимаются к расчету: соответственно 4, 7, 10 и 13.

      Преимущество такого порядка расчета среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что данные являются более детализированными. К расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных — как это было ранее.

      (ОС1 + ОС2 + . + ОСн) / Н + 1, где:

      Н — число месяцев в отчетном или налоговом периоде.

      По состоянию на 1 января текущего года в организации в составе основных средств числится ксерокс.

      Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 рублей.

      Срок полезного использования ксерокса — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей.

      Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 1 января текущего года составила 20000 рублей.

      Рассчитываем среднегодовую стоимость имущества за налоговый период.

      На основании пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

      Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала текущего года в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 376 НК РФ:

      — на 1 января — 22 500 рублей;

      — на 1 февраля — 21 875 рублей (22 500 рублей — 625 рублей);

      — на 1 марта – 21 250 рублей (21 875 рублей — 625 рублей);

      — на 1 апреля — 20 625 рублей (21250 рублей – 625 рублей).

      Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал текущего года составила:

      21 562,5 рубля (22 500 рублей + 21 875 рублей + 21 250 рублей + 20 625 рублей) / (3 + 1).

      Окончание примера.

      Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина Российской Федерации от 16 сентября 2004 года №03-06-01-04/32 «Об уплате налога на имущество вновь созданными или ликвидированными организациями (филиалами)», в котором были даны разъяснения по поводу определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода.

      В данном письме указано, что согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ, среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

      На основании этого, при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.

      Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

      Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая, (то есть средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества, должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть в квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).

      Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база, в соответствии с пунктом 1 статьи 376 НК РФ определяется отдельно.

      Статьей 45 НК РФ также установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

      На основании этого организации вправе представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении ликвидированного обособленного подразделения и (или) проданного объекта недвижимого имущества в течение календарного года до срока ее представления, установленного пунктом 3 статьи 386 НК РФ.

      Следует обратить внимание читателей на Письмо Минфина Российской Федерации от 17 июля 2006 года №03-06-01-04/148, в котором Минфин напоминает всем налогоплательщикам, что если, формируя налоговую базу по налогу на имущество, организаций была сделана ошибка при определении остаточной стоимости основного средства и она была обнаружена после сдачи бухгалтерской отчетности, то необходимо произвести корректировку стоимости этого основного средства, в соответствии с Указаниями о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Затем следует произвести перерасчет налога за тот период, в котором была неверно определена налоговая база.

      Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

      Новации для имущественных налогов

      Законодатели внесли в правила расчета налога на имущество весьма неоднозначную поправку. Из дословного ее прочтения получается, что перечень объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, фактически становится открытым. Но это не все нововведения. Есть достаточно значимые изменения для транспортного и земельного налогов. Подробности — в нашем материале.

      Все рассматриваемые новации внесены Федеральным законом от 29.09.2020 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ). Большинство из них вступают в силу уже со следующего года. Так что бухгалтерам не стоит откладывать изучение поправок в долгий ящик.

      Изменения для налога на имущество

      Начнем с самой нашумевшей поправки, которая вызвала бурное обсуждение в профессиональном сообществе.

      Расширение перечня «кадастровой» недвижимости или спецпоправка для банков?

      Перечень объектов недвижимости, по которым налог рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, установлен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции подп. 4 указанной нормы, которая начнет применяться с 1 января 2020 г. Согласно ей налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении иных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренных в подп. 1—3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

      Обратите внимание: если у таких объектов нет кадастровой стоимости, то налог (авансовые платежи) рассчитывается в общем порядке (новый подп. 2.2 п. 12 ст. 374 НК РФ).

      Итак, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ отсылает нас к положениям главы 32 НК РФ, устанавливающей правила для налога на имущество физических лиц. Согласно п. 1 ст. 401 этой главы объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается следующее имущество:

      2) квартира, комната;

      3) гараж, машино-место;

      4) единый недвижимый комплекс;

      5) объект незавершенного строительства;

      6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

      Как видите, перечень объектов здесь открытый. Означает ли это, что и для налога на имущество организаций перечень объектов налогообложения становится открытым? Идет ли в этой норме речь только об объектах недвижимости, принадлежащих физическим лицам, или обо всех объектах, у которых есть кадастровая стоимость?

      Стоит отметить, что специалисты Минфина России достаточно оперативно выпустили разъяснения по применению рассматриваемого нововведения. В письме от 02.10.2020 № 03-05-04-01/75869 финансисты сообщили следующее.

      С 1 января 2020 г. расширяется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых законами субъектов РФ могут быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Так, согласно новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости, могут быть отнесены не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ. При этом к указанным видам объектов могут относиться жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения (например, садовые дома, хозяйственные строения, расположенные на садовых или приусадебных участках, здания и сооружения определенных видов и т.п.).

      Данные разъяснения налоговая служба довела до нижестоящих налоговых органов (письмо ФНС России от 03.10.2020 № БС-4-21/[email protected]).

      Между тем в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации на данный законопроект сказано следующее: «Законом расширяется перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций. Теперь будет облагаться налогом в том числе недвижимое имущество, полученное кредитными организациями в результате обращения взыскания на предмет залога или в качестве отступного по кредитным обязательствам заемщиков».

      Получается, что рассматриваемое нововведение имеет узкоспециализированную направленность? Но из дословного прочтения новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ это прямо не следует. Поэтому возможен риск того, что на практике налоговые органы будут требовать уплаты налога со всего имущества, у которого есть кадастровая стоимость.

      Объекты налогообложения детализированы

      Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ. Со следующего года объектами налогообложения налогом на имущество признаются:

      недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета, налоговая база по которому определяется исходя из среднегодовой стоимости (новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);

      недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ).

      При этом в обоих случаях законодатели предусмотрели исключения в виде ст. 378 и 378.1 НК РФ, в которых установлены особенности налогообложения имущества при передаче его в доверительное управление и при исполнении концессионного соглашения.

      Кроме того, законодатели перенесли в новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ положение о том, что в целях налога на имущество иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения по правилам российского законодательства о бухгалтерском учете. Ранее это было прописано в п. 2 ст. 374 НК РФ. При этом п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ, в которых установлен порядок налогообложения для иностранных компаний, со следующего года признаются утратившими силу. Напомним, что сейчас для иностранных организаций с постоянным представительством в РФ объектом налогообложения признается:

      недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (при этом инофирмы ведут учет объектов по правилам российского бухучета);

      недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

      Если же у иностранной компании нет представительства в РФ, то объектом налогообложения признается:

      недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности;

      Получается, что с 1 января 2020 г. иностранные компании будут руководствоваться общими правилами. Ведь из п. 1 ст. 374 НК РФ исключено упоминание о том, что правила определения объекта налогообложения распространяются только на российские организации.

      Ставки налога откорректированы

      На сегодняшний день для объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2%. Это предусмотрено в п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Законодатели дополнили указанную норму исключениями. Данное правило со следующего года не будет применяться в отношении:

      объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;

      объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов (газодобычи, производства и хранения гелия);

      железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

      Поправки для транспортного и земельного налогов

      Сроки уплаты — строго по НК РФ

      Данные поправки касаются как транспортного, так и земельного налогов. С 1 января 2021 г. организации, владеющие транспортными средствами или землей, должны будут уплачивать соответствующие налоги в сроки, установленные Налоговым кодексом.

      Транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный — к местным налогам. Соответственно, первый вводится в действие законами субъектов РФ, а второй — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Сейчас установление сроков уплаты этих налогов дано на откуп региональным и местным властям. Это прямо предусмотрено в ч. 2 ст. 356 и п. 2 ст. 387 НК РФ.

      С 1 января 2021 г. из указанных норм Кодекса исчезнет право региональных и местных властей самостоятельно вводить сроки уплаты налогов. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ организации будут уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи — в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Аналогичные сроки установлены и для земельного налога (новая редакция п. 1 ст. 397 НК РФ).

      Налоговая база для водных буксируемых средств

      Откорректирован порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость. Согласно действующей редакции подп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ для таких транспортных средств налоговая база равна валовой вместимости в регистровых тоннах. С 1 января 2020 г. налоговая база по указанным объектам будет определяться как валовая вместимость. Дело в том, что на практике данный показатель может быть установлен не только в регистровых тоннах, но и в других единицах.

      Соответственно, со следующего года налоговая ставка по водным несамоходным (буксируемым) средствам будет установлена в зависимости от валовой вместимости на одну регистрационную тонну или одну единицу валовой вместимости, в случае если валовая вместимость определена без указания размерности. Такая поправка внесена в п. 1 ст. 361 НК РФ.

      Ставки по земельному налогу

      С 1 января 2020 г. ставка налога в размере 0,3% по земельным участкам, которые приобретены для жилищного строительства, не будет применяться, если такая земля используется в предпринимательской деятельности. Это предусмотрено новой редакцией подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. То есть в отношении указанных земельных участков будет использоваться ставка 1,5%.

      Кроме того, со следующего года дифференцированные налоговые ставки будут устанавливаться только в зависимости от земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Соответствующая поправка внесена в п. 2 ст. 394 НК РФ. Напомним, что сейчас дифференцированные налоговые ставки могут вводиться и в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ.

      Контроль за использованием сельхозземель

      С 1 июля 2020 г. вводится обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и предназначенных для сельскохозяйственного производства. Сведения должны быть переданы налоговикам в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу.

      Данная поправка содержится в новом п. 18 ст. 396 НК РФ. По мнению законодателей, нововведение даст возможность применять повышенные налоговые ставки земельного налога в отношении указанных земель.

      Напомним, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, применяется ставка 0,3%. Со следующего года в случае неиспользования сельхозземель по назначению налоговики смогут применить ставку 1,5%.

      Обратите внимание: от повышенной ставки можно и уйти, если устранить факт указанного нарушения. В этом случае органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в течение 10 дней будут переданы в налоговые органы соответствующие сведения. Такой порядок прописан в том же п. 18 ст. 396 НК РФ.

      Ольга Пономарева, управляющий партнер Юридического Бюро «Пронина, Пономарева и партнеры»

      С учетом трендов налогового администрирования и необходимости пополнять бюджет думаю, что цель нововведений именно в возможности расширить количество объектов, которые облагаются налогом на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Так что налог будут требовать платить с недвижимости, которая принадлежит компании, при этом перечень объектов такого имущества станет, по сути, открытым, так как его дополнили ссылкой на недвижимость, с которой платят налог физические лица.

      Иными словами, если у компании будут такие же объекты, как и у физических лиц, — жилье, гаражи, незавершенное строительство и какие-либо еще здания, с них могут посчитать налог по кадастровой стоимости. Движение в сторону того, что все объекты, имеющие кадастровую стоимость, должны облагаться именно исходя из ее значений, очевидно.

      Дмитрий Кириллов, адвокат, партнер практики налоговых споров «МЭФ Аудит», преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers

      На мой взгляд, отсылка в новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к положениям главы 32 НК РФ, а именно к ст. 401 НК РФ с ее открытым перечнем объектов, расширяет список объектов, облагаемых налогом на имущество организаций. Это уже подтвердил Минфин России в письме от 02.10.2020 № 03-05-04-01/75869. Как следствие, налоговое бремя налогоплательщиков — юридических лиц увеличится.

      Отдельно следует отметить наличие в этом перечне объектов незавершенного строительства. Сейчас такие объекты не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (такую позицию выражает Минфин России, например, в письме от 17.04.2017 № 03-05-05-01/22623), если только степень готовности не оспаривалась налоговыми органами. Новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ позволит начислять налог и на такие объекты, что создает дополнительный риск для организаций в свете возможности определить кадастровую стоимость таких объектов согласно приказу Минэкономразвития России от 24.09.2020 № 514, вступившему в силу в марте 2020 г.

      Риск расширительного толкования законодательных норм существует всегда, точку в этом вопросе чаще всего ставит суд.

      Что касается «воли законодателя», выраженной в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ вполне может иметь в том числе и озвученный в заключении экономический смысл дополнительного налогового бремени для кредитных организаций. Существующая редакция этой нормы говорит об исчислении налога по кадастровой стоимости только в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. Отсылка к ст. 401 НК РФ позволяет исчислить таким же способом налог в отношении иных объектов (жилой дом, в том числе дачные постройки, гараж, машино-место и т.д.), которые традиционно не используются бизнес-субъектами, но могут приобретаться, например, банками в случае дефолта заемщиков — физических лиц.

      Важные изменения по налогу на имущество для организаций и физических лиц

      Семинары и вебинары Аюдар Инфо

      Налог на имущество уплачивают организации и физические лица. Для тех и других в НК РФ имеются отдельные главы, регламентирующие этот вопрос. В данные главы внесены изменения Федеральным законом от 15.04.2020 № 63?ФЗ. Он опубликован на портале www.pravo.gov.ru 15.04.2020 и некоторые из поправок действуют уже с этой даты.

      Но некоторые, например отмена представления авансовых расчетов за отчетные периоды для организаций, вступят в силу позже, о чем мы расскажем в статье.

      По какой стоимости организации определят облагаемую базу по налогу на имущество?

      Уточнен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество. До сих пор в п. 2 ст. 375 НК РФ было предусмотрено, что эта база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей,
      предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

      Но Федеральным законом № 63?ФЗ уточнено, что данная база должна определяться как кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.

      Авансовые расчеты по налогу на имущество признаны лишними.

      С 01.01.2020 будет упрощено представление отчетности плательщиками налога на имущество организаций. Сейчас они представляют не только декларацию по этому налогу по истечении налогового периода, но и расчеты по авансовым платежам после каждого отчетного периода (ст. 386 НК РФ).

      С указанной даты обязанность представлять расчеты по авансовым платежам отменяется Федеральным законом № 63?ФЗ.

      Можно будет объединять отчетность по налогу на имущество.

      Еще одно упрощение для плательщиков налога на имущество обозначено в новом п. 1.1 ст. 386 НК РФ. Предусмотрено, что с 01.01.2020 налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества [1] на территории субъекта РФ, вправе будет представлять декларацию в отношении всех таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

      Новшество позволит консолидировать отчетность по налогу на имущество организаций. ФНС должна своевременно разработать форму уведомления о таком выборе. Оно представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой способ представления отчетности. В течение налогового периода этот способ изменять нельзя.

      Если разработка налоговиками формы названного уведомления затянется, налогоплательщик вправе представить его в произвольной форме с указанием налогового периода, за который будет применяться соответствующий порядок представления декларации (п. 7 ст. 3 Федерального закона № 63?ФЗ).

      Как налоговики определят облагаемую базу по налогу на имущество для физических лиц?

      По налогу на имущество физических лиц тоже уточнен порядок определения налоговой базы. До сих пор в п. 1 ст. 403 НК РФ было предусмотрено, что эта база в отношении каждого объекта налогообложения определяется как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей,
      предусмотренных ст. 403.

      Уточнено, что данная база должна (с даты публикации Федерального закона № 63?ФЗ) определяться как кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.

      Уже можно применять повышенный вычет по налогу на имущество для многодетных семей

      В пунктах 3 – 6 ст. 403 НК РФ приведены размеры необлагаемых вычетов по налогу на имущество физических лиц в зависимости от вида объекта обложения этим налогом.

      Теперь возможности применения соответствующих вычетов увеличены для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (новый п. 6.1 указанной статьи). Если объект налогообложения принадлежит такому физическому лицу, то налоговая база в отношении этого объекта уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

      Как и основная часть вычета, этот вычет для многодетных предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) и в том же порядке (см. п. 6 и 7 ст. 407 НК РФ), который установлен для получения льготы по данному налогу, в частности в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

      Новый вычет действует с момента публикации Федерального закона № 63?ФЗ, но распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2020 года. То есть о данной льготе можно заявить в отношении 2020 года, налог за который надо будет уплачивать осенью 2020 года.

      Сообщать о льготах по налогу на имущество можно позднее.

      В настоящее время уведомление о выбранных объектах обложения налогом на имущество физических лиц, в отношении которых предоставляется льгота, налогоплательщик должен представлять в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного объекта применяется льгота. Уже в отношении налогового периода 2020 года можно будет представлять уведомление и на два месяца позднее, то есть по 31 декабря предшествующего применению налогового вычета года, первый раз – по 31.12.2020 (п. 7 ст. 407 НК РФ в новой редакции).

      Поправка позволит налогоплательщикам своевременно сообщать налоговикам об объектах обложения налогом на имущество, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

      При этом утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 407 НК РФ. Он содержал запрет на представление уточненного уведомления с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в налоговом периоде предоставляется льгота, если крайняя дата представления уведомления уже истекла. Теперь запрет отменен, то есть уточненное уведомление можно будет представлять.

      Как физическому лицу рассчитать налог на имущество по уничтоженному объекту?

      Со дня опубликования Федерального закона № 63?ФЗ урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование, в том числе в результате сноса или уничтожения (ст. 408 НК РФ дополнена п. 2.1). В таких случаях исчисление налога прекращается с 1?го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

      С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта. Если такие документы в налоговом органе отсутствуют, он, исходя из информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта, у лиц, у которых имеются эти сведения.

      Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняет запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает о причинах неисполнения запроса. Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении сведений по запросу и о необходимости представления подтверждающих документов.

      Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения и порядок ее представления должны быть утверждены ФНС. Пока эта форма не утверждена, можно воспользоваться рекомендуемой, предусмотренной Письмом ФНС России от 14.11.2020 № БС-4-21/22148 (см. Письмо ФНС России от 17.04.2020 № БС-4-21/[email protected]), или направить заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 8 ст. 3 Федерального закона № 63?ФЗ).

      [1] Налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *