Штраф за налоговые регистры

Штраф за непредставление регистров бухгалтерского учета

Вопрос о привлечении к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) документов, предусмотренных бухгалтерским законодательством, является спорным. Минфин России считает, что компания может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление (несвоевременное представление) регистров бухгалтерского учета, имеющихся у нее в наличии. У судов единого мнения на этот счет нет. Расскажем подробнее.

В чем заключается проблема

Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). В ходе нее налоговики проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). В пункте 1 ст. 93 НК РФ сказано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

О том, какие именно документы необходимы налоговикам для проверки, в Налоговом кодексе ничего не сказано. Соответственно, нет и перечня таких документов. Однако в подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ сказано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для уплаты налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Этому праву корреспондирует обязанность налогоплательщиков представлять налоговикам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ). Из совокупности вышеперечисленных норм следует, что налоговики вправе требовать только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Пунктом 4 ст. 93 НК РФ установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. При этом из содержания п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что ответственность по этой норме наступает только в случае непредставления в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Получается, что штрафовать можно только за непредставление в срок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, которые установлены налоговым законодательством. Но ведение регистров бухгалтерского учета предусмотрено нормами не налогового, а бухгалтерского законодательства.

Минфин: документы на стол!

Специалисты финансового ведомства считают, что в ходе проверки налоговики вправе требовать лишь документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо от 10.07.2015 № 03-02-07/1/39920). Они исходят из того, что Налоговым кодексом не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в ходе проверки. А согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При этом финансисты подчеркивают, что таковыми могут быть любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо от 25.01.2012 № 07-02-06/10). Например, в письме от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 они указали, что в рамках налоговой проверки инспекторы вправе проверить регистры бухгалтерского учета, которые ведутся компанией в установленном порядке и с учетом ее учетной политики. Ведь организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой какие-либо регистры бухгалтерского учета организацией не ведутся, привлечь ее к ответственности за непредставление этих регистров нельзя (письмо от 25.01.2012 № 07-02-06/10).

Таким образом, финансисты считают, что за непредставление регистров бухгалтерского учета, которые компания должна вести в соответствии со своей учетной политикой и требованиями бухгалтерского законодательства, она может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Одни суды за штраф…

Некоторые суды полагают обоснованным привлечение к ответственности за непредставление регистров бухгалтерского учета, которые имеются у налогоплательщика.

Так, в постановлении АС Центрального округа от 17.05.2020 № Ф10-1416/2020 суд признал правомерным штраф за непредставление запрошенных налоговиками карточек субсчетов, оборотно-сальдовых ведомостей. Свой вывод арбитры обосновали следующим образом.

Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Однако положения подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского учета, которые ведутся компанией в соответствии с ее учетной политикой. Оценив учетную политику компании, пределы выездной налоговой проверки, суд пришел к выводу, что запрошенные документы бухгалтерского учета содержат информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий в рамках выездной налоговой проверки, и они имелись в наличии у компании.

А в деле, рассмотренном в постановлении АС Поволжского округа от 13.06.2017 № Ф06-20744/2017, налоговики затребовали у компании главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов. Суд отверг довод компании, что ей не утверждено ведение в качестве регистров налогового учета главной книги, оборотно-сальдовой ведомости, анализа счетов, в связи с чем наличие данных документов не является обязательным. Из содержания ст. 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами, а также, чтобы он представил их не в установленный срок либо уклонялся от представления документов. В ходе проверки компания представила перечисленные выше документы, что доказывает их наличие. А значит, она правомерно была привлечена к ответственности за их несвоевременное представление.

. другие против штрафа

Но в судебной практике есть решения, в которых арбитры признали, что регистры бухгалтерского учета не являются обязательными документами для целей налогообложения. Поэтому штрафовать компанию за их непредставление налоговики не вправе.

Например, в постановлении от 27.07.2020 № Ф04-3054/2020 АС Западно-Сибирского округа указал, что налоговый орган не привел доказательств необходимости представления затребованных им оборотно-сальдовых ведомостей для подтверждения права компании на налоговые вычеты по НДС. Данные документы представляют собой регистры бухгалтерского учета, составление которых предусмотрено и регулируется законодательством о бухгалтерском учете, и которые не являются обязательными для целей налогообложения.

А ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.03.2013 по делу № А03-7357/2012 отметил, что оборотно-сальдовые ведомости представляют собой синтетические регистры бухгалтерского учета. Их составление в обязательном порядке не предусмотрено ни нормами бухгалтерского учета, ни нормами законодательства о налогах и сборах. Данные документы не несут в себе детальной информации о хозяйственных операциях налогоплательщика, в них нет информации, связанной с исчислением и уплатой налогов. Налоговый орган не обосновал, каким образом данные документы связаны с исчислением и уплатой налогов.

В постановлении от 19.09.2013 по делу № А55-31523/2012 ФАС Поволжского округа рассмотрел ситуацию, когда налоговики затребовали у компании карточки бухгалтерских счетов. Суд со ссылкой на Определение ВАС РФ от 10.01.2012 № ВАС-16821/11 указал, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести карточки бухгалтерских счетов. Законодательство о бухгалтерском учете в части применения организациями счетов и регистров бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. Поэтому штраф за непредставление карточек счетов незаконен.

А в споре, рассмотренном в постановлении от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60, ФАС Московского округа принял во внимание Определение Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 266-О, в котором сказано о праве налогового органа истребовать документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Поскольку выводы инспекции по результатам налоговой проверки не основаны на непредставлении спорных документов (оборотно-сальдовые ведомости, аналитические ведомости по счетам, книги учета векселей) суд пришел к выводу, что данные документы не были необходимы для проверки и компания была привлечена к ответственности незаконно.

На наш взгляд, если запрошенные налоговиками регистры бухгалтерского учета имеются у компании, их лучше представить. В противном случае налоговики могут оштрафовать ее по п. 1 ст. 126 НК РФ. И не факт, что этот штраф удастся оспорить в суде.

Все ли документы налогового учета — регистры?

За отсутствие или неправильное заполнение каких налоговых регистров могут оштрафовать по ст. 120 НК РФ

По ст. 120 НК может быть штраф:

  • нарушения совершены в течение одного налогового периода и не повлекли занижения налоговой базы — 10 000 руб.;
  • нарушения совершены в течение более одного налогового периода — 30 000 руб.;
  • нарушения повлекли занижение налоговой базы — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
  • После многолетнего обсуждения необходимости введения налоговой ответственности за отсутствие регистров налогового учета или неправильное их заполнение такая ответственность в НК РФ появилась. С 3 сентября прошлого года грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения считается, в частност и ст. 120 НК РФ; подп. «в» п. 45 ст. 1, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 :

  • отсутствие регистров налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета операций, движения денег, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
  • Не возникает сомнений в том, что налоговые органы, руководствуясь обновленной ст. 120 НК РФ, будут штрафовать за отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев, регистров по налогу на прибыль.

    Это нам подтвердили в ФНС.

    “ Если согласно НК РФ налогоплательщик обязан вести какой-либо учетный документ в целях исчисления налога, то этот документ с полным правом можно отнести к регистрам налогового учета. К таким документам, в частности, относятся книги продаж и покупок, книга учета доходов и расходов, хотя они и не названы регистрами. Поэтому отсутствие или систематическое неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев являются грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которые установлена ст. 120 НК РФ.
    Правила ведения регистров налогового учета, предусмотренные ст. 313 НК РФ, предполагают известную долю свободы налогоплательщика, однако их ведение является обязательным. И за их отсутствие налогоплательщиков также можно оштрафовать по ст. 120 НК РФ ” .

    Так ли это на самом деле?

    Что такое регистры налогового учета

    При внесении поправок разработчики упустили из виду, что в первой части НК РФ не дано понятие регистра налогового учета. Регистры там лишь вскользь упоминаютс я п. 4 ст. 88 НК РФ . В частности, сказано, что в ходе камеральной проверки налогоплательщик может представить в инспекцию выписки из регистров налогового учета.

    У пианино всего три регистра: верхний, средний и нижний. А в налоговом учете регистры не то что не посчитаешь, а даже не всегда понятно — регистр ли это

    В Законе о бухгалтерском учете есть понятие регистра бухгалтерского учет а п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 «О бухгалтерском учете» . Однако вывести из него понятие налогового регистра тоже нельзя. Ведь это термин налогового законодательства, и его должен определить именно Н К п. 3 ст. 11 НК РФ .

    Понятие налогового регистра можно найти в гл. 25 «Налог на прибыль организаций». Так, аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения по счетам бухгалтерского учета. В регистрах должна систематизироваться и накапливаться информация из принятых к учету первичных документов и аналитические данные налогового учета для расчета налоговой баз ы ст. 314 НК РФ .

    Согласитесь, определение очень удачное. И, например, книги учета доходов и расходов упрощенцев вполне ему соответствуют. Только вот распространять понятие регистра, данное для целей налога на прибыль, на остальные налоги без специального указания на это непосредственно в НК нельз я Решение ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04 . А его нет.

    Как видим, состав правонарушения в ст. 120 НК сформулирован недостаточно определенно, а это противоречит принципам установления ответственност и п. 4 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 .

    Внимание

    По ст. 120 НК РФ можно штрафовать за отсутствие или неправильное заполнение только документов, прямо названных налоговыми регистрами в НК РФ.

    А значит, это тот редкий случай, когда можно говорить о неясности налогового законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщик а п. 7 ст. 3 НК РФ . Поэтому если какой-либо документ Кодекс прямо не называет налоговым регистром, то и штрафовать за его отсутствие или неправильное заполнение нельзя.

    Это общие правила. А теперь рассмотрим, какие конкретные налоговые документы можно назвать регистрами.

    Книги покупок и продаж

    Все плательщики НДС должны вести книги покупок и продаж. Но регистрами налогового учета их не называют ни Кодек с п. 3 ст. 169 НК РФ , ни даже Правила ведения этих кни г утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 . Забавно, но можно сказать, что сам Минфин России не считает книги покупок и продаж регистрами. Если мы заглянем в разработанный им Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, то увидим, что она составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров налогового учет а п. 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н .

    Несмотря на то что и бухгалтеры, и суды часто называют книги покупок и продаж налоговыми регистрам и Постановления ФАС ВВО от 24.08.2009 № А82-15261/2008-27; ФАС ВСО от 11.05.2010 № А33-3985/2008; ФАС УО от 05.05.2010 № Ф09-2994/10-С2; ФАС СЗО от 14.03.2006 № А56-1646/2005; Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 № 09АП-15822/2008-АК, 09АП-16330/2008-АК , для целей привлечения к ответственности по ст. 120 НК они регистрами налогового учета не являются. За их отсутствие или неправильное заполнение штрафовать нельзя.

    Книга учета доходов и расходов у упрощенцев

    Называет ли НК РФ этот документ налоговым регистром? В главе по УСНО нет ни слова о налоговых регистрах. В ст. 346.24 «Налоговый учет» НК РФ говорится лишь о том, что упрощенцы должны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при УСНО в книге учета доходов и расходов.

    Минфин России и налоговые органы ранее иногда называли книгу учета доходов и расходов упрощенцев налоговым регистро м Письма Минфина России от 15.04.2003 № 16-00-14/132, от 15.12.2003 № 04-02-05/1/108; Письмо УМНС России по г. Москве от 27.12.2001 № 03-12/150 . Сейчас налоговые инспекции, обосновывая привлечение упрощенцев к ответственности за неправильное заполнение или отсутствие книги учета доходов и расходов, скорее всего, вспомнят о том, что даже ВАС РФ однажды назвал ее регистром налогового учет а Решение ВАС РФ от 08.09.2004 № 9352/04 . Однако тогда ВАС не рассматривал вопрос о привлечении к налоговой ответственности за неправильное ведение книги по новой редакции ст. 120 НК. Так что нельзя сказать, что позиция ВАС по рассматриваемому нами вопросу уже сформирована.

    Неправильное заполнение книги учета доходов и расходов или даже ее отсутствие не является основанием для привлечения упрощенца к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

    Относительно книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов у организаций, применяющих упрощенку, такого же мнения придерживается и судья Высшего арбитражного суда РФ.

    “ По моему мнению, нельзя привлекать к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев, поскольку в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ они не названы регистрами налогового учета. Однако как будет складываться практика судов, сказать трудно ” .

    Налоговые регистры по налогу на прибыль

    В гл. 25 НК РФ содержится понятие регистров налогового учет а ст. 314 НК РФ . Но дело в том, что регистры по налогу на прибыль организации ведут по собственному желанию, если в бухгалтерских регистрах недостаточно информации для определения налоговой базы.

    А заставить налогоплательщиков вести эти регистры налоговые органы не могу т ст. 313 НК РФ .

    Вывод

    Даже за отсутствие или неправильное заполнение регистров по налогу на прибыль штрафовать нельзя.

    Однако судья ВАС РФ с нами не согласилась.

    “ Поскольку регистры по налогу на прибыль ведутся по желанию налогоплательщиков, то организация, утверждая учетную политику, одновременно определяет и регистры налогового учет а ст. 313 НК РФ . Полагаю, что в связи с этим налоговые органы вправе оштрафовать организацию за отсутствие только тех регистров по налогу на прибыль, которые она сама утвердила в качестве обязательных в учетной политике ” .

    ПЕТРОВА Светлана Михайловна
    ВАС РФ

    Таким образом, будет лучше, если в учетной политике вы утвердите только те регистры налогового учета по налогу на прибыль, которые точно будете вести.

    Карточка учета доходов физических лиц

    С 2011 г. упоминание о регистрах налогового учета появилось еще и в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Кодекс называет так карточки учета доходов физических лиц, которые ведут налоговые агент ы п. 1 ст. 230 НК РФ; п. 16 ст. 2, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 . Но по ст. 120 НК РФ можно оштрафовать только налогоплательщиков. Ведь в определении понятия грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения говорится именно о налогоплательщика х ст. 120 НК РФ . Кроме того, штраф за это правонарушение, повлекшее занижение налоговой базы, исчисляется от суммы неуплаченного налог а п. 3 ст. 120 НК РФ . Но налоговый агент налог не уплачивает, он лишь перечисляет его в бюдже т ст. 19 НК РФ, п. 1 ст. 24 НК РФ .

    За отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов при применении УСНО, регистров по налогу на прибыль, карточки учета доходов физических лиц по ст. 120 НК РФ штрафовать нельзя.

    Суды также не раз приходили к выводу, что по ст. 120 НК налоговых агентов штрафовать нельз я Постановления ФАС МО от 09.08.2007 № КА-А41/7340-07; ФАС СЗО от 07.06.2004 № А66-838-04, от 25.11.2003 № А21-4891/03-С1, от 20.02.2003 № А05-10341/02-535/14, от 16.06.2003 № А05-15583/02-872/13; ФАС ПО от 01.04.2004 № А49-4573/03-206А/17; ФАС ЦО от 06.08.2004 № А35-6672/03-С23 . Обосновывая такую позицию, ФАС Западно-Сибирского округа, в частности, указал, что понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения сформулировано применительно к налогоплательщику, а расширение в правоприменительной практике сферы действия норм налоговой ответственности недопустим о Постановление ФАС ЗСО от 21.04.2005 № Ф04-2289/2005(10564-А45-32) .

    Хотя в арбитражной практике встречались и случаи, когда суды подтверждали правомерность привлечения налоговых агентов к ответственности по ст. 120 Н К Постановления ФАС ДВО от 24.11.2004 № Ф03-А24/04-2/2967; ФАС ЗСО от 07.04.2005 № Ф04-1832/2005(9990-А27-7) .

    Налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное заполнение карточек учета доходов физических лиц.

    Вот что по вопросу о возможности привлечения к ответственности налоговых агентов думает судья ВАС РФ.

    Из авторитетных источников

    “ Поскольку в ст. 230 НК введена обязанность ведения налоговыми агентами регистров налогового учета, должна быть и ответственность за неисполнение ими этой обязанности.
    Но ст. 120 НК сформулирована таким образом, что из нее невозможно понять, можно ли штрафовать налоговых агентов. До внесения этих поправок практика судов была неоднозначна. А после внесения поправок арбитражная практика еще не сформировалась. И по какому пути она пойдет — не известно ” .

    Предпринимателям этот штраф не грозит

    Предпринимателей в принципе нельзя штрафовать по ст. 120 НК РФ. Такой вывод следует из первого предложения этой статьи. В нем прямо сказано, что ст. 120 Кодекса распространяется только на организации. Такого же мнения придерживаются московские налоговик и Письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 № 28-08/077948 и суд ы Постановления ФАС ВСО от 20.03.2007 № А33-25876/05-Ф02-1457/07; ФАС СЗО от 18.07.2006 № А56-26614/2005; ФАС ЗСО от 29.11.2005 № Ф04-8529/2005(17313-А27-27); ФАС ВВО от 08.09.2005 № А17-650/5-2005 .

    Налоговых агентов и предпринимателей по ст. 120 НК штрафовать нельзя.

    Поэтому предпринимателей нельзя привлекать к ответственности за отсутствие или неправильное заполнение, например, книги учета доходов и расходов для целей исчисления НДФ Л Приказ Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 или ЕСХ Н Приказ Минфина России от 11.12.2006 № 169н .

    К тому же и налоговыми регистрами эти документы не признаются. В гл. 23 НК РФ вообще ни слова не говорится о необходимости ведения предпринимателями книги учета доходов и расходов. А в главе, посвященной ЕСХН, у предпринимателя есть обязанность заполнения книги учета, но регистром налогового учета ее не называет ни Кодек с п. 8 ст. 346.5 НК РФ , ни Минфин в Порядке ее заполнени я Приказ Минфина России от 11.12.2006 № 169н .

    Конечно, нужно вести книги покупок и продаж, а также книги учета доходов и расходов, так как это упростит расчет налогов. К тому же штраф по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное ведение этих документов, несомненно, придется оспаривать в суде. А согласятся ли суды с нашими аргументами — покажет время.

    Регистры налогового учета по налогу на прибыль: руководство для бухгалтера

    Регистры налогового учета по налогу на прибыль помогают выяснить, корректно ли заполнена декларация по налогу на прибыль, поэтому налоговые органы любят запрашивать их при своих контрольных мероприятиях — камералке, встречке и иных проверках. Статья пояснит, как правильно заполнить налоговые регистры по налогу на прибыль (далее — НП).

    Нормативы о регистрах налогового учета

    Систему налогового учета (далее — НУ) налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и отражает ее в Учетной политике по НУ, регулярно внося в нее дополнения в связи с изменениями налогового законодательства.

    Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.

    Требования к налоговым регистрам

    В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.

    Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.

    Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.

    Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.

    Рекомендации МНС по регистрам НУ

    Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:

    1. Промежуточных расчетов.
    2. Учета состояния единицы учета.
    3. Учета хозяйственных операций.
    4. Формирования отчетных данных.
    5. Учета целевых средств некоммерческих организаций.

    Можно использовать предлагаемые формы регистров, можно разработать свои, но расчет налоговой базы за определенный налоговый/отчетный период должен раскрывать процесс формирования итоговых сумм:

  • доходов от реализации за этот промежуток времени;
  • расходов, относящихся к этим доходам;
  • внереализационных доходов;
  • внереализационных расходов;
  • прибыли от реализации и от внереализационных операций.
  • С целью создания регистров НУ можно использовать данные из регистров бухгалтерского учета: обороток по счетам, карточек, анализов счетов и т. д. Это разрешено Налоговым кодексом РФ, если налоговый и бухгалтерский учет совпадают, т. е. нет нормируемых или неучитываемых расходов. Вести их можно в обычных таблицах Excel.

    Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.

    Образец регистра НУ доходов

    Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:

    3 674 064 / 118 ? 100 = 3 113 613 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.

    Инспекторы ИФНС при камеральной проверке полученного отчета попросили представить им для сверки налоговые регистры за 2-й квартал.

    Главный бухгалтер проверяет, правильно ли заполнены регистры НУ по оборотно-сальдовой ведомости за 2-й квартал.

    Строка 010 отчета (выручка с НДС) проверяется по ОСВ счета 90.1 — там указан размер выручки за период.

    Вот эта оборотка:

    Регистр НУ по доходам от реализации был сформирован главным бухгалтером в момент заполнения отчетности.

    Проведя повторные расчеты, главный бухгалтер компании N убедился в корректности составленных налогов: все требуемые налоговиками реквизиты в регистрах присутствуют и сумма строки 010 совпадает с результатами расчетов и регистра НУ.

    Пример регистров НУ по внереализационным расходам

    Для этого требуется оборотка счета 91.2 — по учету прочих расходов. На самом деле мы видим, что во 2-м квартале какие-то не принимаемые к НУ расходы были произведены в организации:

    После этого мы можем посмотреть регистр НУ по внереализационным расходам, чтобы проверить, нет ли ошибки в них, не засчитаны ли такие непринимаемые расходы в сумме, показанной по строке 040 листа 02 декларации по НП:

    Мы убедились, что налоговый регистр заполнен правильно: ненужных в НУ расходов в нем нет; указан период, наименование регистра, даты принятия к учету первичных документов, содержание и сумма операции. Подпись с расшифровкой ответственного за ведение регистра тоже присутствует.

    Сроки хранения налоговых регистров

    Расходы можно применить для уменьшения доходов только при их обоснованности и наличии первичных документов для подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Соответственно, в течение 4 лет (3 года возможной выездной проверки + текущий год) нужно обеспечить сохранность документов, показывающих получение доходов, осуществление расходов и уплату налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Не так давно Минфин напомнил, что данный срок начинается по окончании периода, в котором данный документ применялся последний раз при составлении налоговой отчетности (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

    Таким образом, документы, подтверждающие величину убытка, в случае его переноса с целью уменьшения налоговой базы на протяжении нескольких последующих лет (п. 4 ст. 283 НК РФ), хранятся после завершения переноса этого убытка в течение 4 лет (письмо Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

    Документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости амортизируемого актива, начинают отсчитывать свой 4-летний срок хранения только после завершения начисления амортизации (письмо Минфина от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).

    Понятно, что соответствующие регистры НУ хранятся по таким же правилам.

    Налоговые регистры по НП должен иметь каждый налогоплательщик, так как ИФНС имеет право при своих регулярных проверках отчетности любой компании на ее «белизну и прозрачность» запросить их.

    Важно понимать, что представляют собой регистры по НУ и как их правильно заполнить, чтобы не подставить свою фирму на нежелательные штрафы за непредставленные документы или грубое нарушение правил НУ.

    В статье показаны образцы налоговых регистров по налогу на прибыль, которые помогут выполнить требования налоговиков к их оформлению.

    Налоговые регистры: инструкция по применению

    Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

    Что такое налоговый регистр

    Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ. Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

    К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль. При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

    Сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль по новой форме

    Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

    Как выглядит налоговый регистр

    Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

    Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

    Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

    Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

    А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
    Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

    Сколько строк в декларации — столько регистров?

    Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

    Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

    Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

    Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

    Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

    Тщательнее готовьте учетную политику

    Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

    Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

    Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

    Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

    Неполные регистры

    Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

    Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

    *Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

    Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике

    Что такое регистры

    В связи с тем, что наиболее подробное описание правил ведения налоговых регистров приведено именно в гл. НК РФ, посвященной прибыли (ст. 313, 314 НК РФ), а регистрам по НДС посвящена небольшая ст. 169 НК РФ, рассмотрение данного вопроса логично будет провести, используя комплекс положений НК РФ и нормы закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Регистры, используемые в целях налогообложения, предназначены для регистрации и накопления сведений, которые содержатся в первичных документах, бухгалтерских справках и аналитических таблицах. При этом существуют жесткие требования к ведению таких регистров: в них не должно быть пропусков и исправлений, не допускается регистрация мнимых или притворных объектов бухучета и прочее.

    Регистры в налоговом учете — это специальные формы для сведения и систематизации данных за отчетный период. Заносимые в регистры данные должны быть скомпонованы в соответствии с требованиями, установленными гл. 21 НК РФ. Эти сведения группируются и регистрируются без отражения проводок, то есть просто делается запись по объекту налогообложения. При этом занесение данных в регистры должно осуществляться непрерывно и в хронологическом порядке.

    Налогоплательщику важно обеспечить создание такого аналитического учета поступающих сведений, который бы раскрывал порядок формирования налоговой базы. В регистрах накапливаются и подлежат систематизации сведения, содержащиеся в первичных документах, которые приняты к учету.

    Различают регистры налогового учета и бухучета. По формальным признакам можно выделить такие отличия:

  • бухгалтерские регистры, которые оформляются в виде книг, содержат записи о первичных документах;
  • в аналитические регистры для целей налогообложения заносится лишь информация из справок бухгалтера и расчетных таблиц, которые также могут быть приравнены к первичным учетным документам.
  • Как вести бухгалтерские и налоговые регистры, узнайте из материалов:

    Регистры налогового учета должны формироваться по всем хозоперациям, учитываемым для целей налогообложения. И если, как было сказано выше, порядок учета и систематизации объектов налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухучете, то бухгалтерские регистры могут быть заявлены и как регистры налогового учета. Это значит, что все объекты, учтенные в подобных регистрах, также будут использованы для определения базы налогообложения.

    В связи с этим налогоплательщик, проанализировав свои хозоперации, должен сам выбрать, по каким объектам учета он должен утвердить формы регистров, создаваемых в целях налогообложения. Это необходимо сделать для обеспечения отражения всей информации, которая требуется для правильного определения показателей налоговой декларации.

    Регистры оформляются в виде сводных форм как на бумаге, так и в электронном формате. При этом если регистры ведутся в виде машинограмм, в соответствии с п. 19 Положения по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, должна быть обеспечена возможность распечатки их на бумаге.

    Разрешено вносить свои реквизиты в форму регистров налогового учета, если в предложенные типовые не получается внести всю информацию, необходимую для обозначения налоговой базы (ст. 313 НК РФ). При этом важно, чтобы не возникало дублирования записи.

    Необходимость вносить изменения в форму регистра обычно возникает у налогоплательщика в том случае, если порядок ведения бухучета отличается от налогового. Формат данных аналитических сводок, способ их ведения и отражения данных закрепляются в учетной политике предприятия. За правильность отражения объектов налогообложения в регистрах будут нести ответственность те должностные лица, которые их составляют и подписывают (ответственные сотрудники бухгалтерии).

    Следует обеспечить надежное хранение данных регистров, чтобы обезопасить их от внесения несанкционированных исправлений. При этом исправления можно вносить, если была обнаружена ошибка и вовремя исправлена тем лицом, которое ответственно за ведение регистров. Каждое исправление должно быть не только обосновано, но и подтверждено подписью ответственного за ведение регистров лица с указанием даты.

    Требования к регистрам

    В соответствии с требованиями, установленными п. 4 ст. 10 закона № 402-ФЗ для бухгалтерских и аналитических регистров, прописанных в ст. 313–314 НК РФ, обязательными атрибутами любого регистра являются:

  • его наименование;
  • период, который он охватывает;
  • величины в натуральном и стоимостном выражении;
  • наименование облагаемых налогом операций, записанных в хронологическом порядке;
  • подпись ответственного должностного лица.
  • Регистры необходимы для систематизации и сбора информации из первичных документов, аналитических и расчетных сводных данных для их отображения при определении налоговой базы. Аналитика всех собранных сведений налогового учета должна быть так организована, чтобы с ее помощью можно было определить весь ход формирования базы налогообложения.

    При этом фискальным органам строго запрещено устанавливать иные формы документов (ст. 313 НК РФ), поэтому налогоплательщику следует позаботиться лишь о применении указанных выше реквизитов в используемых регистрах.

    Если в регистр требуется внести исправления, то они делаются ответственным за его ведение лицом с указанием даты, инициалов и подписи. В случае, когда ожидается изъятие регистров, в состав документов бухучета включаются копии изъятых регистров.

    В налоговом законодательстве определены только общие моменты, которых следует придерживаться налогоплательщикам при оформлении налоговых регистров. При этом отсутствие регистров приравнено к грубому нарушению правил учета объектов налогообложения, штраф за такое нарушение составляет от 10 000 до 40 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

    Регистры для налогового учета — это сводные формы, в которых систематизированы данные без распределения по счетам бухучета (ст. 314 НК РФ), а требования, касающиеся обязательных реквизитов, совпадают с требованиями к оформлению бухгалтерских документов. Таким образом, можно предположить, что используемые в бухгалтерском и налоговом учете документы также можно отнести к налоговым регистрам.

    Лишь в том случае, если в бухгалтерском регистре недостает каких-то сведений, можно добавить соответствующий реквизит и использовать доработанную версию уже как регистр налогового учета.

    Привлечь к ответственности предприятие можно только за отсутствие тех регистров, которые указаны в его учетной политике (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2005 № А42-7611/04-15). Также существует положительная для налогоплательщиков судебная практика, в соответствии с которой предприятие само может не только определять форму регистров, но и решать, какие строки ему необходимо в них заполнять.

    Что обязательно для отображения в учетной политике

    Каждым предприятием в своей учетной политике, утверждаемой в целях налогообложения, также необходимо предусмотреть порядок ведения и составления документов и регистров для налогового учета, в том числе по НДС. Потребуется подробно расписать правила, которых надлежит придерживаться при выставлении счетов-фактур, ведении книг покупок и продаж, а также журналов регистрации и прочих регистров.

    Кроме этого плательщики НДС должны в учетной политике предусмотреть:

    • периодичность обновления нумерации счетов-фактур;
    • порядок ведения раздельного учета НДС, если налогоплательщик осуществляет облагаемые и необлагаемые налогом операции или применяет различные ставки НДС;
    • схему ведения раздельного учета входного НДС.
    • Не следует пренебрегать своим правом закрепления в учетной политике перечня используемых для ведения налогового учета регистров. Это может быть дополнительным аргументом в споре с налоговым органом.

      Какие есть регистры по НДС

      К регистрам налогового учета по НДС следует отнести:

    • журнал учета счетов-фактур;
    • Сведения из данных регистров используются при составлении налоговой декларации по НДС, а именно для расчета налогооблагаемой базы.

      В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур начиная с 01.01.2015 отражаются только документы, составленные в рамках посреднической предпринимательской деятельности, при реализации задач застройщика или на основании следующих договоров: агентского, комиссии или транспортной экспедиции. Регистрировать выписанные в рамках реализации указанных хозопераций счета-фактуры должны как налогоплательщики НДС, так и те, кто не является ими (п. 3.1 ст. 169 НК): фирмы или ИП, освобожденные от обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость согласно ст. 145 НК РФ, а также спецрежимники, выставляющие (получающие) счета-фактуры в интересах иных лиц на основании посреднических договоров, договоров транспортной экспедиции или исполняющие функции застройщика.

      В книге продаж фиксируются все исходящие счета-фактуры и данные о стоимости продаж и величине налога в разбивке по ставкам налога:

    • в 14,14а, 15,16 колонку книги продаж заносится информация по стоимости продаж, облагаемых по ставкам 20, 18, 10 или 0%;
    • в 17, 17а и 18 колонку сумма налога в разбивке 20, 18 или 10%.
    • Все сведения по каждой колонке суммируются, и итоговые данные переносятся в соответствующие строки декларации.

      В книге покупок фиксируются все входящие счета-фактуры в хронологическом порядке.

      Сумма входного НДС из книги покупок отражается в налоговой декларации по НДС за отчетный период (п. 7 правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее по тексту — постановление № 1137). Суммы налога, принимаемого к вычету по ставкам 20 и 10%, отражаются в строке 120 раздела 3 налоговой декларации, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № MMB-7-3/[email protected]

      Порядок ведения журнала учета счетов-фактур

      Правила ведения журнала учета выставленных/полученных счетов-фактур и утвержденная форма данного регистра установлены также постановлением № 1137. Сам журнал состоит из 2 частей, при этом в первой части регистрируются выписанные счета-фактуры, а во второй — полученные. Согласно действующим правилам, в журнале учета счетов-фактур:

    • есть возможность отражать в первой и второй части журнала сведения о посреднической деятельности;
    • возможно проводить раздельную регистрацию исправленных счетов-фактур, в том числе и исправленных корректировочных документов.
    • В соответствии с пп. 3, 3.1 и 9 ст. 169 НК РФ, журнал учета счетов-фактур можно вести не только на бумаге, но и в электронном формате.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ФНС сдается только электронная форма журнала.

      Также следует учесть нормы постановления № 1137 относительно того, что все страницы книг покупок и продаж должны быть прошнурованы и пронумерованы. В этом же постановлении содержатся и требования к форме заполнения и ведения книг. Рассмотрим их более детально.

      Порядок ведения книги покупок

      Обязанность ведения книги покупок установлена для покупателей, которые являются плательщиками НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ). Вести книгу покупок можно и в бумажном варианте, и в электронном формате. Правила ведения и форма книги закреплены постановлением № 1137.

      ВАЖНО! Налоговики не примут к вычету счет-фактуру, подписанный факсимиле. Отстоять право на вычет не получится даже в суде.

      Если вы вносите в книгу покупок исправленный счет-фактуру, следует аннулировать ошибочный счет-фактуру, записав его с отрицательными стоимостными показателями, и внести корректировочный с положительными значениями. Если корректировочный счет-фактура вносится по окончании налогового периода, следует оформить дополнительный лист книги покупок и подать уточненную декларацию, если сумма налога, предъявленная к вычету, оказалась завышенной.

      Порядок ведения книги продаж

      В книге продаж регистрируются счета-фактуры, в том числе и корректировочные, а также иные документы, которые предусмотрены правилами ведения книги продаж, утвержденными постановлением № 1137. Этим же постановлением утверждена и форма данного документа. Формат ведения книги продаж в электронном виде утвержден приказом ФНС РФ от 04.03.2015 № ММВ-7-6/[email protected] (ред. от 01.04.2020).

      Обязанность ведения книги продаж закреплена как за налогоплательщиками, так и за теми, кто освобожден от уплаты налога (ст. 145 и 145.1 НК РФ, п. 3 правил ведения книги продаж, утв. постановлением №1137). Обязанность ведения книги продаж возложена также на все предприятия и ИП, которые не являются налогоплательщиками, но исполняют функции налоговых агентов в ситуациях, которые предусмотрены пп. 1–5 ст. 161 НК РФ.

      Что касается порядка внесения исправлений в книгу продаж, то большую роль здесь играет момент их занесения. Так, если правки вносятся в текущем отчетном периоде, то отражается лишь удаляемый счет-фактура с отрицательным значением и вносится исправленный документ с положительным (п. 11 правил ведения книги продаж). В тех случаях, когда налоговый период завершен, вносить исправления можно лишь путем заполнения дополнительного листа книги за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован ошибочный документ.

      О нюансах заполнения книги продаж читайте здесь.

      Итоги

      В Налоговом кодексе РФ довольно поверхностно определено, что именно следует относить к регистрам налогового учета, однако ст. 120 НК предусмотрена ответственность за отсутствие указанных регистров. Если у предприятия нет различий в ведении бухучета и налогового учета, то можно пользоваться формами бухгалтерских регистров. Кроме того, можно использовать расширенные или измененные формы регистров при условии сохранения обязательных реквизитов.

      При этом перечень регистров налогового учета должен быть указан в учетной политике предприятия. Это способно облегчить впоследствии возможные споры с налоговиками, так как фискалы не вправе требовать регистры, которые не указаны налогоплательщиком в его учетной политике.

      Что касается налоговых регистров по НДС то, опираясь на нормы ст. 169 НК РФ, к ним можно отнести:

    • журнал учета входящих и исходящих счетов-фактур;
    • книгу продаж;
    • книгу покупок.
    • Формы этих регистров налогового учета, а также порядок их ведения утверждены постановлением № 1137.

      Штраф за непредставление регистров налогового учета, которых у компании нет, не обоснован

      Статьи по теме

      Налоговики не вправе штрафовать компанию за непредставление регистров бухгалтерского и налогового учета, которые не предусмотрены в ее учетной политике.

      Письмо Минфина России от 11.05.10 № 03-02-07/1-228

      Вопрос: В учетной политике организации (ООО) закреплено, что на основании ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в организации бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета.

      1. Журнал-ордер по каждому счету, используемому в учете с детализацией «Дата».

      В основу построения Журналов-ордеров положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам в учетной программе.

      Организация ведет учет имущества, обязательств, хозяйственных и финансовых операций способом двойной записи.

      Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственных и финансовых операций.

      На основании первичных данных формируются в учетной программе бухгалтерские регистры – Журналы-ордера. Распечатываются Журналы-ордера по требованию. Хранение их осуществляется в электронном виде.

      2. Главная книга без учета субконто. Итоговые данные Журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Главная книга распечатывается один раз в год.

      3. Оборотно-сальдовая ведомость (далее – ОСВ) по организации в целом за квартал с детализацией по субсчетам. ОСВ формируется нарастающим итогом с начала года, то есть за следующие периоды: I квартал, полугодие, 9 месяцев, год. ОСВ распечатывается один раз в квартал.

      4. ОСВ за квартал по следующим счетам:

      01 – с расшифровкой по видам основных средств;

      02 – с расшифровкой по видам основных средств;

      60 – с расшифровкой по Контрагентам без учета субсчетов 60.1 и 60.2;

      62 – с расшифровкой по Контрагентам (без учета субсчетов 62.1 и 62.2);

      70 – с расшифровкой по работникам;

      71 – с расшифровкой по работникам.

      Распечатываются по требованию. Хранятся в электронном виде.

      Другие регистры бухгалтерского учета организация не ведет. Организация считает утвержденный в учетной политике перечень регистров исчерпывающим для полноценного ведения бухгалтерского учета в организации.

      При проведении выездной налоговой проверки ООО представило только те регистры бухгалтерского учета, которые утверждены в учетной политике и которые ведутся организацией.

      Является ли перечень регистров бухгалтерского учета, предусмотренных учетной политикой организации, достаточным?

      В случае отказа представить при проведении выездной налоговой проверки иные регистры, не предусмотренные учетной политикой и, как следствие, не ведущиеся, несет ли организация какую-либо ответственность?

      Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о порядке представления документов, истребуемых налоговыми органами, и об ответственности за непредставление таких документов и сообщается следующее.

      В соответствии с пп. 3 и 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик-организация обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета.

      Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.

      Полагаем, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

      Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 Кодекса).

      Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки представляются налогоплательщиком в установленный п. 3 ст. 93 Кодекса срок.

      Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса (п. 4 ст. 93 Кодекса).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *